Релаксация на фитболе: «китайский болванчик»

  • Китайский болванчик Кивнул головой, Старинный обманщик, Свидетель немой Надежд и признаний, Обид и угроз, Случайных свиданий, Невидимых слёз. С улыбкой покорной Глядя свысока, Фарфором холодным
  • Он мерил века…

Соломон Хавкин

Уже не одно столетие человечество использует изделия из фарфора, который ещё в XVII веке называли «белым золотом» или «китайским секретом». Именно из Китая он попал в обиход европейцев и распространился по всему миру. Благодаря мореходам и торговцам большое количество китайских фарфоровых изделий попадало в Европу. Корабли завозили вазы, посуду и другие изделия.

Фарфор ценили за его утончённость и белоснежность. Так, итальянцы сравнивали изделия из фарфора с бело-розовой морской раковиной, под названием «porcella». Именно отсюда произошло слово «порцелин» (porcelain), закрепившееся в Европе.

А с середины XVIII века вошло другое название – «фарфор», от персидского «фагфур» (или «багпур»), что на языке персов обозначало титул китайского императора – «сын неба». Со временем это слово закрепилось и стало применяться для обозначения белоснежных изделий, привозимых из далёкого Китая.

«Китайский болванчик» из коллекции Николаевского областного художественного музея

им. В.В. Верещагина

Изделия из фарфора восхищали европейцев и ценились на уровне золота. Достаточно часто разбитые фарфоровые предметы продолжали жизнь в виде женских украшений, а наличие фарфоровых ваз было показателем зажиточности хозяев дома и считалось проявлением утончённого вкуса.

Несмотря на огромный поток изделий из фарфора, он не удовлетворял спроса европейцев. На протяжении столетия они пытались узнать рецепт изготовления фарфора, прикладывая множество усилий для производства собственного сырья.

Лишь в 1709 году саксонским мастерам удалось получить рецептуру твёрдого фарфора. Саксонский фарфор отличался по составу от китайского, но не уступал ему в свойствах.

Тогда же изобрели рецепт глазури, который используется по сей день.

Уже в 1710 году была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура Meissen. Мейсенский фарфор с первых лет существования стал признаком зажиточности, достатка, а также желанным предметом высших кругов общества. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.

Однако Meissen стали подделывать почти с первых дней существования мануфактуры. Поэтому ещё в 1722 году появился торговый знак, которым помечали фарфор – два перекрещенных меча. Мотив мечей позаимствовали с герба Саксонии. Этот логотип – один из наиболее узнаваемых в мире и используется до наших дней.

С XVIІІ века началось увлечение фарфором европейского изготовления. Однако, несмотря на собственные производства, интерес к китайской изобразительной традиции не исчезает.

А наоборот, вместе с увлечением фарфором проявляется интерес ко всему китайскому: архитектуре, посуде, одежде, мебели и тому подобное.

Именно с Поднебесной в Европу пришли веера и зонтики от солнца, ставшие незаменимыми атрибутами в аристократическом быту XVIII столетия.

Франсуа Буше. Китайский садик

Знания о Китае у европейцев были тогда незначительными, поэтому мастерам XVIII века приходилось додумывать и фантазировать, используя собственные представления. Тяготея к помпезности, мастера объединяли китайские мотивы с особенностями стиля рококо.

Так возник стиль шинуазри (от фр. Chinoiserie – «китайщина»), для обоих стилей свойственна декоративная загруженность, множество дополнительных элементов, роспись золотом и ажурная резьба.

Среди тематики изображений преобладают мотивы беззаботного досуга.

По сути, шинуазри – это европейское восприятие Китая, как бы европейский взгляд на китайский стиль. Поверхностно воспринятые формы искусства Китая использовались при создании повседневных предметов. В западноевропейской живописи, декоративно-прикладном искусстве, декоре интерьеров, костюмах, парковых павильонах XVIІІ века широко использовались восточные мотивы.

Так, например, по заказу Маркизы де Пампадур художник Франсуа Буше создал серию картин на «китайскую тему», сюжет которых был далёк от настоящей китайской культуры.

Посуду, табакерки, вазы также украшали узорами с китайскими мотивами. Стиль шинуазри позаимствовал элементы с изображением драконов, цапель в камышах, бамбука, лотоса, пионов, хризантем и тому подобное.

Франсуа Буше. Двор китайского императора

Учитывая моду, саксонские мастера Meissen в фарфоровых изделиях также копировали «китайский стиль». Из-за того, что первая посуда из Китая, которая попала в Европу, была украшена синими узорами, европейцы считали сине-белую посуду традиционно китайской.

Соответственно, саксонские мастера расписывали изделия кобальтовой краской. При термической обработке она давала яркий насыщенный синий цвет, который подчёркивал белоснежность фарфора.

А повторение и вариации китайских мотивов в росписи фарфоровых изделий привели к появлению мейсенского «Zwiebelmuster» («Луковичный узор»), где изображение фруктов, плохо знакомых европейцам, трансформировалось в так называемый «синий лучок».

В основу именно этого узора вписывались перекрещенные мечи Meissen.

С 1733 года начинается новый этап в развитии Мейсенской мануфактуры, названный «скульптурным периодом». Главным скульптором мануфактуры назначен Иоганн Кендлер (1706–1775).

Именно он создавал сложные мелкие фарфоровые фигурки: мифологические, аллегорические, жанровые композиции и галантные сценки, персонажей итальянской «комедии дель арте», типажные фигурки крестьян, солдат, музыкантов, охотников, фигурки животных и птиц.

Среди этого многообразия, смоделированного И. Кендлером, можно выделить фигурку, которая стала яркой иллюстрацией стиля шинуазри в мейсенской мелкой пластике – фигурка китайца, покачивающего головой, так называемый «Китайский болванчик».

Именно без этого декоративного украшения невозможно представить салон знатной барышни XVIII века. Фарфоровые статуэтки украшали массивные столы, будуары и полки, считались признаком безукоризненного вкуса, а их стоимость делала такие фигурки предметом роскоши, доступной лишь избранным.

Мужская и женская фигурки из фарфора

Первые фарфоровые фигурки, выпускаемые мейсенской мануфактурой, были созданы в 1731-м году и условно назывались «Pagode» («Пагода»). Выбор названия был связан с восточной скульптурой Будды, аналогом которой и был европейский «Болванчик».

На Востоке скульптуры Будды устанавливали внутри или перед входом в культовые сооружения (пагоды) на многоярусных столбах, позже – в домах.

В китайской традиции свободно трактованный образ Будды в позднем воплощении – Ми ло фо или Хотей – это Будда с улыбкой на устах, который символизировал счастье, успех и процветание.

На Мейсенской мануфактуре за основу взяли модель «смеющегося Будды» переработав её, но сохранив основные черты: сидящее положение, ноги перекрещены, широкая улыбка.

Мейсенские статуэтки имеют оригинальную металлическую конструкцию, руки и голова фигурки закреплены на металлических стержнях, и от прикосновения – качаются, как бы соглашаясь со всем происходящим. За что в быту за такой статуэткой закрепилось название «Китайский болванчик».

Фигурки выпускались разного размера и парами: мужчины и женщины, но на этот факт не особо обращают внимание, именуя все – болванчиками. Статуэтку женщины можно отличить по собранному пучку волос на голове и более выпуклой груди. У женской фигурки часто обнажено одно плечо, а лица практически одинаковые.

Традиционно болванчиков покрывали декоративной росписью. Фигурки, как мужские, так и женские – крупного телосложения, одеты в богатый пёстрый халат.

Имеют большие уши, которые в Китае считаются признаком хорошей судьбы и лёгкого характера. А на лице сияет широкая добрая улыбка.

Европейские фигурки, изготовленные по мотивам китайской традиции, – декоративные, без философского содержания Востока.

В мейсенской вариации фарфоровый Будда вышел очень эмоциональным и юмористическим. Скорее всего, скульптор пытался изобразить китайца или китаянку по собственному представлению и поверхностной информации, которая доходила к тогдашним европейцам.

Статуэтки хорошо покупались. Например, в 1762 году король Пруссии Фридрих ІІ заказал десять «Пагод» с качающимися головами.

Одна фигурка «Пагода» находится и в коллекции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина. Она попала в музей после Второй мировой войны из Киевского музея западного и восточного искусства, сегодня – это Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

В музейной коллекции представлена женская статуэтка высотой 17,5 см. У неё подвижны голова и руки, а при наклоне головы высовывается язык. Одежда расписана растительным узором с золотыми контурами. Среди фарфоровых произведений из музейной коллекции она является настоящим украшением экспозиции.

В начале XX века стиль шинуазри вновь вошёл в моду, а вместе с ним в гостиных появляются и так полюбившиеся европейцам «Китайские болванчики».

В наше время на фабрике Meissen продолжают изготавливать фигурки «Пагода». Выпускается три варианта фигурок – высотой 32 см, 21 см и 16,5 см.

На сегодняшний день мейсенские статуэтки выпускают всего по 50 штук в год, производство одной фигурки длится полтора месяца.

Так проделав длительный путь с XVIII в ХХІ век фарфоровая фигурка «Китайского болванчика» продолжает олицетворять интерес к восточной культуре, представляя стиль шинуазри в современном мире.

Мастера саксонской фарфоровой фабрики Meissen подарили миру богатую коллекцию утончённых фарфоровых фигурок, которые украшают собой как личные, так и музейные коллекции, привлекая внимание уникальной красотой и разнообразием.

Людмила Кардаш, научный сотрудник, Николаевский областной художественный музей им. В.В. Верещагина

По теме:

Майсенский фарфор в Одесском музее западного и восточного искусства

Эмоции и тело

Статья о взаимосвязи психики и тела. Каждый человек в той или иной мере постоянно переживает различные эмоции, но испытывая, какую либо эмоцию мы и не задумываемся, что любое переживание отражается на дыхании и мышцах, наши эмоции и тело тесно взаимосвязаны. Например, длительное фоновое переживание тревоги, приводит к напряжению мышц шеи, трапеции, диафрагмы.

• Одни люди думают, что должны жить с этим напряжением. Другие так заняты, что не замечают его. Третьи считают, что если мышцы плотные и постоянно в повышенном тонусе, это значит, что такие мышцы сильные и натренированные.

Факты таковы, напряженные мышцы, это слабые мышцы. Это нездоровый тип напряжения, который может способствовать развитию таких проблем, как:

  • головная боль напряжения
  • синдром височно-нижнечелюстного сустава
  • боли в спине
  • нарушение дыхания, что приводит к ВСД, проблемам сердечно сосудистой системы, центральной нервной системы и других проблем со здоровьем.
Читайте также:  Коричневый рис защитит от диабета

• Конечно определенное напряжение необходимо, это называется мышечный тонус. Когда мышца не работает, она должна быть в расслабленном состоянии. В таком состоянии она мягкая и эластичная. Когда мышечные волокна напряжены и сокращены, они находятся в состоянии мышечного спазма, что ухудшает кровообращение и ограничивает поток энергии по телу.

Причины спазмов в мышцах

• Причины мышечного напряжения можно условно разделить на механические и эмоциональные. К механическим причинам, понятное дело относится сидячая работа, длительное пребывание в статическом положении, либо наоборот чрезмерная физическая нагрузка и т.п.

• Эмоциональные причины включают в себя:

  • Подавление эмоций в раннем возрасте, в детстве, в повседневной жизни.
  • Игнорирование или непонимании своих чувств на данный момент
  • Состояние постоянного стресса, конфликта и т.п.

Известно что после стрессового события, в сознании человека стресс сохраняется около недели, затем в течении месяца находясь в бессознательной сфере соматизируется (soma – тело) т.е. «переходит в тело».

• Поскольку мышцы первые реагируют на эмоциональную реакцию, то здесь все взаимосвязано. Механическое напряжение обычно вызывает эмоциональное напряжение, а эмоции всегда вызывают отклик скелетной мускулатуры. Т.е. хронически напряженные мышцы непосредственно влияют на ваш эмоциональный фон, поддерживая, к примеру, постоянное тревожное состояние.

Как связаны эмоции и тело

• Взаимосвязь мышц и эмоций подтвердили ряд ученных, начиная с Сеченова. В психоаналитической практике подобное состояние упоминается как «броня характера», данное понятие ввел Вильгельм Райх, основоположник телесно ориентированной психотерапии.

• Под «броней характера» Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций. Райх в своей теории утверждал, что хронические мышечные блоки на физическом уровне, и подавляемые эмоции на психологическом уровне имеют сложную психофизиологическую взаимосвязь. Что, в общем, то подтвердили и физиологи.

К примеру, экспериментально доказано, что страх и половой акт, несовместимы. Это подтверждают не только опыты на крысах, но и данные клинических наблюдений среди людей. А ведь сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. Броня характера по Райху

• Вкратце приведу основные проекции влияния эмоций на тело согласно теории Вильгельма Райха. Мышечный панцирь организуется в основные сегменты, состоящие из мышц и органов. Эти сегменты располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Область глаз

Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах. Так же может быть другая крайность, «бегающий взгляд». По мнению Райха, глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций.

Упражнения на расслабление глазного зажима:

1.Откройте глаза как можно шире. 2.Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали. 3.Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.

4.Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Релаксация как система расслабляющих упражнений"

  • Методические указания:
  • Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:
  • 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
  • 2 – этап — мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;
  • 3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На первом этапе воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок ( их автор М.Лаписова), настраивающих на определённый лад, ребята не повторяют вслух.Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается  с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения . которых он добивается у детей.Практика  показала : выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: прелагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».

Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование правильной речи. Уделяется внимание технике речи ( «Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда  ясно говорим, никогда мы не спешим

Описание основных упражнений

Как  принять позу покоя

Учитель-логопед. На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать силы. Силы   нужны человеку, чтобы играть, думать, думать, заниматься спортом, правильно говорить,  писать, считать.

Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать!Сядем поближе к краю стула, обопрёмся о спинку, руки свободно положены на колени. Ноги слегка расставим. Это поза покоя.

Все занятия мы будем начинать с позы покоя. 

Упражнение для расслабления рук, ног и контрасту с напряжением. 

«Олени» 

Воспит. (показывает и объесняет): представвим себе что мы олени. Покажем, какие рога у оленя (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряжёнными пальцами, затем проверяет степень напряжённости мышц каждого ребёнка). Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

  1. А сегодня мы – олени,
  2. Ветер рвётся нам на встречу.
  3. Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени. 
  4. И теперь – немного лени…
  5. Руки не напряжены и расслаблены.
  6. Знают девочки и мальчики:
  7. Отдыхают все их пальчики.
  8.  «Загораем»

Учитель-логопед. Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

  • Мы прекрасно загораем!
  • Выше ноги поднимаем,
  • Выше руки поднимаем.
  • Держим, держим, напрягаем… 

Загорели! Опускаем! (ноги резко опустить на пол, руки – на колени)

  1. Ноги не напряжены,
  2. Руки не напряжены и рассла-а-блены.
  3. «Кораблик»

Учитель-логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижимайте левую ногу к полу, тело наклонится влево, правая нога расслабится.

Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать-

  • Ногу к палубе прижать!
  • Крепче ногу прижимаем,
  • А другую расслабляем!
  • Сядьте и слушайте:
  • Снова руки на колени,
  • А теперь немного лени…
  • Напряженье улетело
  • И расслабилось всё тело…
  • Наши мышцы не устали
  •                                     И ещё послушней стали.                                

Упражнение на расслабление мышц живота

«Шарик»

Учитель-логопед. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно, будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

  1. Вот шарик надуваем
  2. И рукою проверяем.
  3. Шарик лопнул – выдыхаем,
  4. Наши мышцы расслабляем.
  5. Дышится легко,
  6. Вольно, глубоко.
  7. Упражнение для расслабления мышц шеи.
  8. «Любопытная Варвара»

Учитель-логопед. Поверните голову до упора влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите прямо, мышцы расслаблены. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

  • Любопытная Варвара
  • Смотрит влево, смотрит вправо,
  • А потом опять вперёд,
  • Тут немного отдохнёт.
  • Шея не наряжена и рассла-а-блена.
  • Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата – губ, челюстей и языка

(Проводятся  аналогично предыдущим. Образы  и техника релаксации подсказывается  рифмованным текстом).

  1. «Лягушки»
  2. Вот понравится лягушкам:
  3. Тянем губы прямо к ушкам!
  4. Потяну – и перестану,
  5. Но нисколько не устану!
  6. Губы не напряжены
  7. И расслаблены.
  8. «Орешек»
  9. Зубы крепче мы сожмём,
  10. А потом мы разожмём.
  11. Губы чуть приоткрывается,
  12. Все приятно расслабляются.
  13. «Горка»
  14. Кончик языка внизу,
  15. Язык горкой подниму.
  16. Спинка языка тотчас
  17. Станет горочкой у нас!
  18. Я растаять ей велю-
  19. Напряженья не люблю.
  20. Язык на место возвращается
  21. И приятно расслабляется.
  22. Общее мышечное и эмоциональное расслабление
  23. (игра «Волшебный сон»)
  24. «Волшебный сон»

проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем как самостоятельная игра, цель которой – релаксация для мобилизации. По усмотрению текст используется целиком или частично.

Учитель-логопед. Все умеют танцевать, бегать прыгать и играть.

  • Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
  • Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
  • Замедляется движенье, исчезает напряженье.
  • И становится понятно: расслабление приятно.
  • Реснички опускаются, глазки закрываются…
  • Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
  • Дышится легко, ровно, глубоко.
  • Напряженье улетело – и расслаблено всё тело.
  • Будто мы лежим на траве… На зелёной мягкой травке…
  • Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.
  • Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
  • Дышится легко, вольно, глубоко.
  • Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
  • Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются.
  • И послушный наш язык быть расслабленным привык. 
  • Громче, быстрее, энергичнее.
  • Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
  • Крепко пальцы сжать в кулак,
  • И к груди прижать – вот так!
  • Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Читайте также:  Какое масло полезнее подсолнечное или сливочное?

Распахнуть глаза пошире — раз, два. Три. Четыре! 

  1. Дети встают и хором с учителем-логопедом произносят:
  2. Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!
  3. Комплекс релаксации
  4. «Сон на берегу моря»
  5. Дети  ложатся на пол и слушают шум моря.

Инструктор спокойным, негромким, голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через которую можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли,  диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных добродушных дельфинов.

Затем пауза. На счёт 1-2-3 дети « просыпаются» и встают.

  • «Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)
  • Хватит спинку качать,
  • Надо лечь и отдыхать.
  • Я на коврике лежу,
  • Прямо в потолок гляжу.
  • Лежат ровно пяточки,
  • Плечики, лопаточки.
  • Спинка ровная, прямая.
  • А могла бы быть кривая.
  • «Лентяи»

Учитель-логопед. говорит о том, что сегодня мы постараемся подражать многим животным и сказочным персонажам, но вот лентяй и лежебока – барсук –(показывает картинку) так и не появился. Давайте послушаем про него стих. В.Викторова и подражаем ему тоже (дети ложатся):

  1. Хоть и жарко,
  2. Хоть и зной,
  3. Занят весь народ лесной
  4. Лишь барсук-
  5. Лентяй изрядный
  6. Сладко спит
  7. В норе прохладной,
  8. Лежеболка видит сон,
  9. Будто делом занят он.
  10. На заре и на закате
  11. Всё не слезть ему с кровати.
  12. Дети изображают ленивого барсука.
  13.  «Я отдыхаю»
  14. Я спокоен,
  15. Мои мышцы расслаблены,
  16. Я отдыхаю.
  17. Дышу ровно и спокойно.
  18. Мои руки расслаблены,
  19. Я чувствую приятное тепло в руках.
  20. Мои ноги расслаблены и теплые.
  21. Моё тело расслаблено,я отдыхаю.
  22. Моему телу тепло, легко и приятно
  23. Я отдыхаю, я спокоен.
  24. Я чувствую себя свежим.
  25. Дышу глубоко и спокойно (9вдох выдох),
  26. Я открываю глаза (открывать глаза).
  27. Моё тело наливается силой,
  28. Я бодр, полон сил.
  29. После этого надо встать, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, задержать немного и выдохнуть.

Комплекс психогимнастики для детей дошкольного возраста

«Туристы»

Предложить детям представить себя в лесу.

Небольшим рассказом оживить воображение детей : «Жил-был Зелёный Лес. Это был не просто Зелёный Лес, а Поющий Лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки —  малиновые.

Дети пошли в лес по тропинке, которая должна вывести их на солнечную поляну.

«Северный полюс»

Детям предлагается представить, что их пригласили в гости Умка – медвежонок, который живёт на Северном полюсе.Инструктор: И вот мы стоим на самом холодном полюсе нашей Земли. Но не боимся холода и чувствуем себя сильными, смелыми и закалёнными. Ярко светит солнышко, грея нас своими лучами. Зеркальным блеском сверкают снежинки.

Морозный, свежий воздух наполняет нас своей чистотой. Подышите этим воздухом. Протяните руки к тёплому солнышку,  чтобы тепло и свет разлились по всему телу, руками, ногами и проникли добротой к самому сердцу.Давайте послушаем, как радуется сердце при встрече с героем Северной сказки –Умкой. Он спешит к Вам, чтобы поиграть с Вами.

 «Поливаем цветочки»

Детям предлагается представить себя мамиными помощниками, которые с удовольствием принимают участие в поливе цветов.

Все сидят  на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «Выливают» из головы то, что там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу.

Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Предлагается детям представить, как радуются цветы чистой воде, как они оживают и говорят: «Спасибо»

«Ручеёк»

Детям предлагается представить себя весенним ручейком, который течёт по лесным проталинкам, извиваясь и всё больше наполняясь водой.

Инструктор: (и.п. – сидя по-турецки, руки на колени). Водичка чистая, прохладная , бежит, журчит. Греется под лучами солнца.

Давайте потянемся к солнышку, согреемся его теплом (поднять руки, потянуться, сделать вдох – выдох).Радуются деревья и цветы, оживает природа. Появляются подснежники. Они благодарят ручеёк за чистую тёплую водичку. Вдохните свежий лесной воздух, улыбнитесь цветам и деревьям ( вдох – выдох, улыбнуться, открыть глаза)

Гимнастика на расслабление

1. Прятки

Попросите ребенка закрыть глаза, приложить к ним ладошки и сосчитать до 10 (рассказать считалочку или стишок). В тепле и темноте глазные мышцы расслабляются и отдыхают. Душ-массаж — легонько похлопать по векам подушечками пальцев.

2. Жмурки с солнцем

В солнечный день сесть в тени дерева. Глубоко дыша, раскачиваться, чтобы лицо попеременно оказывалось то на солнце, то в тени (глаза закрыты). Повышает устойчивость глаз к вредному воздействию искусственного освещения.

3. Козырек

Пусть ребенок сложит пальцы рук в центре лба козырьком и прикроет ладонями глазные впадины, не нажимая на веки. Искусственное затемнение ускоряет расслабление мышц и улучшает кровообращение в глазных яблоках.

4. Змея

Вместе с малышом сделайте глубокий вдох, немного наклоните туловище вперед и медленно выдыхайте воздух через сжатые губы с легким шипением. Прием затяжного дыхания расслабляет мышцы лица и глаз, увеличивает глубину и четкость зрительного восприятия.

5. Китайский болванчик

Попросите ребенка подвигать бровями, быстро поморгать, а затем повращать глазами сначала по часовой стрелке, потом против — совсем как болванчик («Оловянный солдатик»). Выполнять 2 раза в день: сначала 4-5 раз, постепенно увеличивая количество вращений до 12-15. это поможет снять напряжение с глазных мышц.

Психогимнастика

Игра « Спаси птенца»

Учитель-логопед: Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе.

Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони , вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел.

Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

  • Игротерапия
  • Ритмическая игра « Сороконожки»
  • Две сороконожки Движения пальцев
  • Бежали по дорожке, по рукам к шее (весело)
  • Так бежали, так бежали

И друг друга повстречали. Захват шеи руками.

Так друг друга обнимали, Напряжение мышц шеи и

Так друг друга обнимали, рук, лица.

Что едва ли их разняли. Расслабление, руки сбрасываются вниз, Выражение удовольствия на лице.

Психогимнастика

Этюд «Растет цветок»

Учитель-логопед: В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети с ведущим присели, сжались в комочек, обхватив колени руками, опустив голову) Поливал, поливал его садовник (ребенок изображает действия).

И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочередно выбрасываются вверх). Росло, росло, радовалось теплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице) и, наконец, выросло в прекрасный цветок). Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице)..

Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял( дети качаются, нахмурив брови, напряжены) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лег на землю.

(Дети ложатся на ковер — кто как хочет) Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка), и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. Улыбка и удовольствие на лице).

Психогимнастика

Этюд « Отдых, сон на берегу моря»

Учитель-логопед. Ребята, давайте спокойно ляжем на ковер и послушаем шум моря. Вам снится один и тот же сон…..

Учитель-логопед. рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии.

Учитель-логопед..(после паузы). Когда заиграет дудочка, вы все проснетесь.

Звучит сигнал(дудочка). Дети встают.

Откуда произошло выражение "Болванчик Китайский"?

Фигурки или небольшие статуэтки. Про это известно многим. У них часто бывают подвижны различные части тела. И если тронуть такого «болванчика», то у него ещё долго будут двигаться руки, ноги или голова. Когда я учился в школе, ещё в начальной, учитель нам говорил, что: Это словосочетание «Китайский болванчик» появилось из-за прихоти Китайских правителей.

Которые на потеху себе устраивали такое «развлечение»: Ребёнка в младенчестве сажали в горшок(видимо какой-то специальный, с вентиляцией…итд) и кормили его через отверстие в этом горшке. Так он и рос. И потом получались такие уродцы. Руки-ноги колесом, голова торчит как-нибудь не так, диспропорции и прочее.

И потом «выкатывались» эти «болванчики» и веселили своими несуразными образами и движениями китайского императора. Жуть какая… Мне эти слова запомнились о жестокости восточных, в частности китайских царьков. Я говорю со слов учителя, которые всплыли в моей памяти, при ответе на мой же вопрос. Учитель конечно свечку тоже не держал, откуда у него эта информация-не знаю.

А информацию в интернете я не смотрел и не перепроверял. Мне бы не хотелось об этом читать, если оно так было. Но я почему-то не исключаю что было именно так. Если взять восточных правителей.

Ихний развращённый образ жизни, абсолютную власть, гордыню, чванство, праздный образ жизни, ихние гаремы, в которых томились сотни женщин в общем отношение к людям как к материалу, а к себе-как к богу. Их скуку и «чудачества», которые выливались для многих людей в такие страдания.

Точно не знаю, но у меня лично при выражении «Болванчик Китайский» возникают ассоциации с фарфоровой статуэткой. Эта статуэтка изображала сидящего китайского вельможу (он был пышно одет в национальную одежду) и у него долго двигалась (буквально болталась) голова от прикосновения пальца. Ну точно «болванчик», сам сидит, а голова не препывно болтается без дела.

Читайте также:  У COVID-19 обнаружили скрывавшийся ген, делающий вирус особо опасным

Если человек совершил какую-нибудь из ряда вон выходящую глупость,начал буянить и чудить,ему нередко говорят:»Ты что,белены объелся?» Это даже не вопрос,а скорее замаскированный призыв одуматься,прекратить чудачества.

Конечно,и так понятно,что белены буян не ел-просто он ведет себя так,будто нечаянно попробовал какую-нибудь часть этого ядовитого сорняка.

Человек,отравившийся беленой, впадает в буйное помешательство,нередко заканчивающиеся смертью.

Наречие «начеку» образовано слиянием предлога «на» и уже исчезнувшего из русской речи слова «чек», имевшего значение «стража» и произошедшего от слова «чекать» — сторожить, ждать. Сравните украинское слово «чекати», а поляки и до сих пор его употребляют.

Получается «быть на страже, настороже» — мало того, что являются синонимами, так ещё и произошли от него.

Получается — быть на страже вполне возможно.

  • Выражение «dreams come true» на русский язык переводится как «мечты сбываются», «сны становятся явью». Существуют устойчивые выражения, в состав которых входит данное словосочетание:
  • make dreams come true — сделать сказку былью;
  • Friday night` dream on the Saturday told, is sure to come true be it never so old (пословица) — твоими бы устами да мед пить;
  • morning dreams come true (пословица) — утренний сон в руку.
  1. Выражение «Цыган ходом дорожит» означает, что цыгане дорожат своими лошадьми и о них заботятся.
  2. Нашла в словаре, что в данном выражении под словом «ход» подразумевается «лошадь».
  3. Действительно, цыгане — кочевой народ, без лошади никуда.

Тертым калачом называют человека, имеющего большой опыт, прошедшего через многие передряги. Такого человека трудно обвести вокруг пальца, обмануть. Это выражение исконно русское, оно пришло из лексикона пекарей.

Тертым калачом хлебопеки называют изделие из крутого теста, которое необходимо долго и сильно наминать.

Пример использования выражение: «Руководитель группы был тертым калачом, поэтому сразу предпринял все меры предосторожности».

Упражнение 22. «Китайский болванчик»

Упражнение : держите голову ровно, прямо, осторожно наклоните ее вправо, пытаясь достать ухом плечо. Вы можете услышать легкий щелчок в шейном отделе.

Так происходит вправление шейного позвонка, если он находился в заблокированном состоянии. Повторите движение 5–10 раз в правую сторону и 5–10 раз в левую. При выполнении упражнения не спешите, движения должны быть плавными.

Следите за тем, чтобы ваш подбородок смотрел вперед. Наклон производится только в сторону уха.

  • Прежде чем приступать к следующему упражнению, выполните «растяжение».
  • Теперь перейдем к коррекции верхнего позвонка, с помощью упражнения «черепаха и журавль».
  • Упражнение 23. «Черепаха и журавль»

Упражнение : опустите голову вниз. Вытяните подбородок, проведите им вниз вдоль груди насколько возможно, продолжайте движение далее, потяните подбородок вперед и вверх.

При правильном выполнении все движение напоминает голову черепахи, вылезающей из панциря. Медленно повторите это движение 5–10 раз. Следите за своей спиной. Она по‑прежнему должна быть прямой.

Не подключайте к вашему движению работу поясницы, в движении участвует только шея.

Теперь наклоните голову назад, насколько сможете. Поднимите голову затылком вверх насколько возможно, затем вернитесь в исходное положение. Движение вашей головы должно напоминать движения головы журавля. Выполните 5–10 повторов.

Когда вы освоите эти два движения: черепахи и журавля, вы можете перейти к их соединению. При правильном выполнении макушка головы будет описывать своеобразную восьмерку в воздухе.

  1. Закончив это упражнение, не забудьте выполнить «растяжение», это очень важно для закрепления эффекта и балансировки с нижележащими отделами позвоночника.
  2. Теперь переходим к выполнению следующего упражнения.
  3. Упражнение 24. «Сова»

Упражнение : плавно поверните голову сначала вправо, затем влево, максимально насколько сможете. При выполнении этого упражнения можно подключить действие зрительной синергии, дополнив поворот головы движением глаз в соответствующую сторону.

Конечно, вы не сможете повернуть голову на 360°, как сова, но движения глазами помогут вам повернуться на больший радиус. Упражнение выполняется 5–10 раз. Эти повороты позволят вам восстановить ротационные возможности шеи.

Теперь вам не придется разворачиваться всем корпусом, чтобы рассмотреть предметы, находящиеся сбоку.

Выполните «растяжение».

Упражнение 25. «Полуобороты»

Упражнение : опустите голову вниз, сделайте полуоборот головой через правое плечо до середины спины, при этом мышцы шеи должны быть расслаблены. Для того чтобы правильно выполнить это движение, попробуйте представить, что между вашей головой и плечом находится шарик, который вы перекатываете на спину и обратно. Выполните это движение медленно по 5–10 раз в левую и правую стороны.

Многие из вас знают вариант этого упражнения с полным оборотом головы. Мы не рекомендуем вам выполнять его в таком варианте. Масса головы около 3 кг.

И при резком и интенсивном выполнении этого упражнения вы можете не только перенапрячь мышцы шеи, но и даже повредить шейные позвонки.

Особенно внимательно к таким упражнениям стоит относиться людям солидного возраста, когда возникает риск развития остеопороза.

По окончании упражнения выполните «растяжение».

Теперь, когда мы хорошо проработали шейный отдел позвоночника, можно приступить к коррекции шейно‑грудного перехода. Для этого вам необходимо освоить упражнение, которое называется «богатырь».

Упражнение 26. «Богатырь»

Исходное положение : остается прежним: вы сидите на пятках, спину держите прямо. Теперь вытяните руки в стороны, сожмите ладони в кулаки и согните руки в локтях под прямым углом. Это упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность исходного положения. Это очень важно.

Упражнение : теперь отводите локти максимально назад, сводя лопатки, сохраняя положение рук. В этом положении мышцы всего корпуса должны быть максимально напряжены.

Одновременно с этим потяните подбородок вверх, к потолку.

Затем верните голову в исходное положение, расслабьтесь, поднимите руки вверх так, чтобы ладони были параллельно друг другу, и потянитесь вверх за руками, голову при этом не запрокидывайте. Выполните это движение 5–10 раз.

  • При правильном выполнении упражнения вам должно стать очень жарко.
  • По окончании этого упражнения, как всегда, выполните «растяжение».
  • Упражнение 27. «Штопор»

Исходное положение : для хорошо подготовленного человека, обладающего достаточной гибкостью и чувством равновесия, упражнение лучше всего выполнять на полу. Для этого сядьте удобно на правую ногу, спину при этом держите ровно. Согните левую ногу в колене и перекиньте через правую, поставьте ее рядом на всю стопу.

Затем правую руку закиньте за левое колено, локтевой сустав прижмите к коленному, а левую руку максимально отведите назад. Если вам трудно сохранить равновесие, вы можете опереться пальцами левой руки об пол. Теперь медленно повернитесь туловищем как можно дальше влево, используя правую и левую руки как упор.

Можно сказать, что сейчас вы представляете собой штопор.

Если вам трудно принять исходное положение на полу, вы можете сделать то же самое на стуле: закиньте левую ногу на правую, чуть приподняв колено, затем прямую правую руку положите перед левым коленом, а левую руку максимально отведите назад. И опять же медленно повернитесь туловищем как можно дальше влево, используя правую руку как упор.

Поменяйте руки и ноги и выполните аналогичное движение в правую сторону.

Упражнение 28. «Ванька‑встанька»

Это упражнение мягко стимулирует работу всех органов. Основано оно на йоговской технике наули – практически единственном способе отмассировать внутренние органы.

На то, чтобы обучить кого‑то наули, порой уходит около месяца.

Но нашему упрощенному варианту техники можно легко научиться за несколько минут! Выполняя его регулярно, вы навсегда забудете о таком неприятном явлении, как запор, избавитесь от отеков, тяжести в желудке.

Исходное положение : сядьте ровно на колени, спину держите прямо. Можно выполнять это упражнение сидя на стуле.

Упражнение : выпрямите корпус, начните раскачиваться вправо‑влево. Ваши движения должны напоминать детскую игрушку «Ванька‑встанька». Не сгибайте спину во время движения. Представьте себя пластмассовой игрушкой, лишенной гибкости.

Освоив это движение, можно перейти непосредственно к массажу. Осуществляется он с помощью вашего дыхания. Итак, наклоняясь вправо, сделайте вдох и надуйте живот, наклоняясь влево – сделайте выдох и втяните живот. Постарайтесь провести такой массаж в течение 1–2 минут.

При выполнении упражнения не спешите, дышите ровно, спокойно, глубоко.

Мы закончили серию упражнений по вытяжению позвоночника и его самокоррекции, упражнения на гибкость, работу с внутренними органами.

Мы тщательно проработали шейный отдел позвоночника и теперь можем перейти к тренировке мышц глаз.

Так или иначе, нагрузка на глаза растет с каждым десятилетием, телевизор, яркая реклама, компьютер – все это приводит к преждевременному изнашиванию и усталости глаз.

Упражнения, которые мы покажем вам дальше, позволяют проработать все 8 основных мышц, удерживающих глазное яблоко, включая цилиарную мышцу.

Первые два упражнения – подготовительные. Их можно выполнять с открытыми глазами.

Упражнение 29. «Квадрат»

Исходное положение : сядьте напротив стены. Мысленно нарисуйте квадрат на стене. Центр квадрата находится напротив ваших глаз.

  1. Расстояние от стены до ваших глаз составляет половину стороны квадрата.
  2. Таким образом, если вы сидите от стены на расстоянии около 1 м, то сторона квадрата должна быть 2 м, если вы сидите от стены на расстоянии 2 м, то сторона квадрата должна быть соответственно 4 м.
  3. Упражнение : теперь по часовой стрелке обведите взглядом квадрат начиная с левого верхнего угла.
  4. То же сделайте в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки.
  5. Движения глаз должны быть плавные, без рывков.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]