Фаталистам труднее сохранить здоровье

МОСКВА, 9 янв — РИА Новости, Елена Громова.

Пироги, салаты с майонезом и торты, которые пришлось доедать после Нового года, мешают наклоняться? Выбираете диету «как похудеть на три размера за два дня» или уже посмотрели расписание соседнего спортзала, чтобы ударно заняться спортом? Так, оказывается, нельзя. Диетологи и эндокринологи против такого подхода. О том, как вернуть форму после каникул и перееданий, РИА Новости рассказали доктора, фитнес-тренер и шеф-повар.

Антинаучные забавы

Голодовка, чистки или детокс не вариант для тех, кто наел несколько сантиметров в талии за праздничным столом.

«В этом нет никакого смысла, абсолютно антинаучные забавы», — считает эндокринолог-диетолог Станислав Хан.

Если вы хотите быстро скинуть лишнее, не экспериментируйте с ограничениями в питании.

«Диета в принципе назначается только по каким-то медицинским показаниям и на определенное время. Например, обострился гастрит», — объясняет Екатерина Иванникова, кандидат медицинских наук, эндокринолог, диетолог.

По ее мнению, специально худеть перед важным событием или чтобы втиснуться в наряд — что-то из серии «прошлый век»: безнадежно устаревшее.

«Для максимального результата нужно скорректировать рацион и изменить образ жизни», — говорит Иванникова.

Образ жизни или жизнь для образов

После продолжительных каникул лучше всего просто вернуться к сбалансированному питанию и возобновить дополнительные активности, будь то зал или танцы. Возможно, кому-то самое время с этим начать. «Когда, как не с Нового года, менять свою жизнь перед выходом на работу», — приободряет Станислав Хан.

При построении рациона он советует придерживаться «метода тарелки». Это применимо и к праздничному столу.

«Представьте блюдо диаметром 20-22 сантиметра и мысленно разделите его на четыре части. Две четверти отдайте под овощи, четверть — под сложные углеводы, например крупы, макароны, хлеб, картофель.

Остальное — под белки: курицу, индейку, рыбу, нежирную говядину.

В такой режим вполне адекватно впишутся и кусочек запеченного лосося, и салат из авокадо, и даже один кусок хачапури», — отмечает доктор Хан.

Рецепт от шефа

Как разнообразить меню и сделать привычные блюда вкуснее, знает Мирко Дзаго, шеф-повар нескольких столичных ресторанов.

После новогодних застолий он советует «сделать акцент на овощах и овощных бульонах»: они богаты витаминами. Лучше всего, по его мнению, употреблять их свежими или приготовленными на пару.

Чтобы пополнить запасы белка, можно есть рыбу или нежирную птицу, соглашается с медиками шеф.

«Рекомендую добавлять в блюда свежую зелень, например тимьян, тархун, мяту и так далее. Это очень полезно для пищеварения, к тому же придаст яркие вкусовые оттенки продуктам», — делится секретами Мирко Дзаго.

Совсем грустно возвращаться после холодца и новогодних закусок к привычной еде — попробуйте повторить рецепт от шефа.

Дикий сибас

Ингредиенты

Приготовление

1

Артишоки почистить, положить в вакуум, добавить овощной бульон, петрушку и мелко рубленный лук-шалот. Далее готовить на пару в течение 20-30 минут (в зависимости от размера артишока). Бульон, в котором готовился артишок, процедить и налить в отдельную емкость. Артишок слегка обжарить с небольшим количеством масла.

2

Пюре из пастернака: отварить пастернак, далее пробить его в блендере до однородной массы с небольшим добавлением оливкового масла. Сибас запекать до готовности при 180 градусах. На тарелку выложить пюре из пастернака и артишоки, поверх — филе сибаса. Подавать с бульоном из артишока.

Зарядка с тренером

Если спорт для вас уже образ жизни, то новогодний вес уйдет легко. Главное не переусердствовать и максимально деликатно вернуться к тренировкам.

«После праздников привычную нагрузку в зале надо снизить на 30-40 процентов и увеличивать ее постепенно», — советует фитнес-тренер Ольга Посельская.

Если же вы только собираетесь вступить в ряды физкультурников, лучше сначала проконсультироваться со специалистом: он «поможет правильно войти в тренировочный процесс начального этапа», добавляет эксперт.

Также новичкам в мире фитнеса после новогодних застолий тренер рекомендует небольшой комплекс упражнений. Он займет всего 10-15 минут.

Первое упражнение: начинаем с самой проблемной зоны — включаем мышцы кора. Выполняем по 15-20 раз на каждую сторону.

© Фото : Ольга Посельская

Исходное положение — лежа на спине. Сгибаем правую ногу в коленном суставе, левую руку кладем под голову. Левую ногу поднимаем вверх, следим за тем, чтобы бедро было перпендикулярно полу.

1 из 2

Исходное положение — лежа на спине. Сгибаем правую ногу в коленном суставе, левую руку кладем под голову. Левую ногу поднимаем вверх, следим за тем, чтобы бедро было перпендикулярно полу.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Правую руку вытягиваем за голову вдоль пола, а потом стараемся дотянуться ею до левой ноги. Выполняем по 15-20 раз на каждую сторону.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 2

Исходное положение — лежа на спине. Сгибаем правую ногу в коленном суставе, левую руку кладем под голову. Левую ногу поднимаем вверх, следим за тем, чтобы бедро было перпендикулярно полу.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Правую руку вытягиваем за голову вдоль пола, а потом стараемся дотянуться ею до левой ноги. Выполняем по 15-20 раз на каждую сторону.

© Фото : Ольга Посельская

Второе упражнение: делаем «лодочку». Повторяем 15-20 раз.

1 из 2

Ложимся на живот. Руки выпрямляем и вытягиваем вперед. Ноги прямые, носки вытянуты и врозь. Смотрим в пол.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Одновременно поднимаем руки и ноги на один уровень, то есть ноги не должны быть выше рук или наоборот. Голову не закидываем, продолжаем смотреть в пол.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 2

Ложимся на живот. Руки выпрямляем и вытягиваем вперед. Ноги прямые, носки вытянуты и врозь. Смотрим в пол.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Одновременно поднимаем руки и ноги на один уровень, то есть ноги не должны быть выше рук или наоборот. Голову не закидываем, продолжаем смотреть в пол.

© Фото : Ольга Посельская

Третье упражнение: приседания. Повторяем 15-20 раз.

1 из 2

Стопы ставим шире плеч, руки согнуты в локтях.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Когда выполняем приседание, следим за тем, чтобы колени и носки были направлены в одну сторону, таз тянем назад и вниз.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 2

Стопы ставим шире плеч, руки согнуты в локтях.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Когда выполняем приседание, следим за тем, чтобы колени и носки были направлены в одну сторону, таз тянем назад и вниз.

© Фото : Ольга Посельская

Четвертое упражнение: включаем воображение и представляем себя героем комикса про Человека-паука. Повторяем 15-20 раз.

1 из 2

Ставим ноги шире плеч, стопы параллельны друг другу.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Опираемся ладонями на колени и сгибаем одну ногу, тянем таз назад и вниз. Вторая нога прямая. Затем повторяем все в другую сторону.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 2

Ставим ноги шире плеч, стопы параллельны друг другу.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Опираемся ладонями на колени и сгибаем одну ногу, тянем таз назад и вниз. Вторая нога прямая. Затем повторяем все в другую сторону.

© Фото : Ольга Посельская

Пятое упражнение: выпады. Выполняем по 15 повторений на каждую ногу или делаем упражнение поочередно.

1 из 2

Исходное положение — стоя, ноги вместе или на ширине таза. Руки ставим на пояс.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Делаем выпад назад, угол в коленном суставе должен быть 90 градусов.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 2

Исходное положение — стоя, ноги вместе или на ширине таза. Руки ставим на пояс.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 2

Делаем выпад назад, угол в коленном суставе должен быть 90 градусов.

© Фото : Ольга Посельская

Шестое упражнение: отжимания от пола. Повторяем 10-15 раз.

1 из 3

Если умеете, то опирайтесь на стопы.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 3

Не получается — можно отжиматься с опорой на колени.

© Фото : Ольга Посельская

3 из 3

Руки ставим на уровне грудины, локти отводим в стороны, удерживаем мышцы живота, сгибаем и разгибаем локтевой сустав.

© Фото : Ольга Посельская

1 из 3

Если умеете, то опирайтесь на стопы.

© Фото : Ольга Посельская

2 из 3

Не получается — можно отжиматься с опорой на колени.

© Фото : Ольга Посельская

3 из 3

Руки ставим на уровне грудины, локти отводим в стороны, удерживаем мышцы живота, сгибаем и разгибаем локтевой сустав.

© Фото : Ольга Посельская

Опасности новогоднего переедания

Нанесли ли угощения серьезный удар по организму, зависит от того, сколько человек набрал за праздники.

«Допустимым считается от двух до четырех килограммов. Физическая активность на новогодних каникулах часто снижена, а режим сна нарушен, многие налегают на рафинированные углеводы и более жирную пищу — соответственно, это сказывается на весах», — говорит Екатерина Иванникова.

Читайте также:  Без рецепта опасно любое лекарство

Если возникли проблемы с работой поджелудочной железы, обратитесь к врачу.

«Для данного состояния характерна выраженная, часто нестерпимая опоясывающая боль, требующая медицинской помощи», — описывает симптомы Иванникова.

При плохом самочувствии не затягивать с походом к доктору нужно и тем, у кого есть болезни желчного пузыря (камни, загиб или дискинезия). Нагрузка на этот орган на праздниках возрастает в несколько раз.

Новогоднего чуда, увы, не будет. Не получится без последствий для здоровья десять дней есть, а потом пять дней не есть. Жить одинаково каждый день может быть скучно, но очень полезно. В конце концов, всегда ведь можно придумать для себя маленькие радости и удовольствия.

«Если суждено — сбудется»: что такое фатализм и как он повлиял на культуру

Классический аргумент в пользу фатализма встречается у Аристотеля (384–322 до н. э.) в 9-й главе трактата «Об истолковании» — он обращается к вопросу о том, необходимо ли в отношении всех вопросов, чтобы утверждение или отрицание было истинным или ложным, что можно представить в виде следующего рассуждения:

Предположим, сейчас истинно, что 1 января 2100 года произойдет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы в назначенную дату его не было. Следовательно, необходимо, чтобы 1 января 2100 года морское сражение произошло.

Подобно этому, если сейчас ложно, что 1 января 2100 будет морское сражение, то необходимо, чтобы морское сражение в назначенную дату не произошло. Однако высказывание о морском сражении сейчас одновременно истинно или ложно.

Следовательно, или необходимо, чтобы оно произошло, или необходимо, чтобы оно не произошло.

Обобщив этот аргумент, получаем, что все происходит по необходимости и нет ни случайных событий, ни свободы воли. Но здесь нужно четко понимать, что подразумевается под «необходимостью» — речь идет не о логической необходимости, а скорее о неизбежности.

Решение Аристотеля

Аристотель не сомневается в том, что не все происходящее происходит по необходимости, и с этой точки зрения его решение состоит в том, чтобы отрицать необходимость того, что утверждение или отрицание было истинным или ложным.

Другими словами, по Аристотелю, ни то, ни другое предположение о морском бое не было правдой — аристотелевское решение отвергает закон двухвалентности, согласно которому каждое предложение или истинно, или ложно.

Однако Аристотель расширяет свое решение, представляя его следующим образом: некоторые утверждения верны в некоторые моменты, а в другие — нет; все необходимо есть или нет и будет или не будет, но нельзя сказать, что необходимо то или другое.

Истина и фатализм

Проблема Аристотеля, казалось, возникла в результате теории истины, согласно которой, если утверждение истинно в определенный момент времени, мир должен находиться в этот момент в том состоянии, которое делает его истинным.

Однако, если каждое значимое утверждение истинно или ложно (раз и навсегда), это уже само по себе подразумевает фатализм — самого факта, что утверждение истинно, достаточно, чтобы то, что оно описывает, стало неизбежным.

Однако фаталист может легко возразить, что у нас нет веских оснований проводить различие между воздействием на прошлое и воздействием на будущее. Поэтому, если мы признаем, что не можем повлиять на прошлое, мы также должны признать, что мы не можем повлиять на будущее.

Фундаментальной онтологической разницы между будущим, настоящим и прошлым нет. Мы не можем повлиять на прошлое потому, что направление причинности определяет направление времени, — это просто фундаментальный метафизический факт, который не подлежит дальнейшему анализу или объяснению.

Теологический фатализм: аргумент Пайка и всеведение Бога

Еще одна проблема, которую много обсуждали философы, заключается в том, совместимо ли божественное всеведение со свободной волей и, в частности, с нашей властью делать что-то иное, чем то, что мы уже делаем.

Один из способов аргументации этой несовместимости принадлежит философу Нельсону Пайку.❓«Divine Omniscience and Voluntary Action», Philosophical Review, 74: 27–46; reprinted in Fischer (1989). Предположим, что быть всеведущим означает быть непогрешимым. Давайте также предположим, что Бог существовал в 1900 году и что всеведение является частью его сущности.

А теперь предположим, что 1 января 2000 года ваш сосед сверлил стену. Дальше — в 1900 году Бог полагал, что 1 января 2000 года ваш сосед будет сверлить стену. Мог ли в этом случае ваш сосед воздержаться от сверления? Нет.

Потому что это означало бы либо то, (1) что у соседа была сила сделать что-то, что привело бы к ложному убеждению Бога в 1900 году, либо (2) что у него была сила сделать что-то, из-за чего в итоге в 1900 году Бог не верил бы в то, что ваш сосед будет сверлить стену в 2000-м, или (3) что у него была сила сделать что-то, что привело бы к тому, что Бога в 1900 году просто не существовало. И каждая из этих альтернатив невозможна.

Решение аргумента Пайка

Одно из возможных решений — предположить, что возможна альтернатива и в некоторых случаях люди обладают властью делать то, что не согласуется с реальными фактами о прошлом, даже если они неопровержимы. То есть в некоторых случаях люди могут влиять на прошлое.

В частности, предполагается, что ваш сосед обладал властью сделать что-то, что привело бы к тому, что в 1900 году Бог не верил, что сосед будет сверлить стену. Правдоподобие такого решения будет во многом зависеть от силы аргументов в пользу невозможности повлиять на прошлое.

Однако, как мы видели выше, существуют фундаментальные аргументы в пользу невозможности влиять на прошлое.

Как взгляд на всезнание Бога влияет на вопрос о том, влечет ли божественное всеведение фатализм? Ряд философов считали Бога вне времени, но представление о всезнании Бога можно также сочетать с представлением о том, что он находится внутри времени. В этом случае кажется возможным принять версию о том, что его знания в 1900 году могли зависеть от того, что ваш сосед делает 1 января 2000 года.

В контексте фатализма все это совокупно может быть сформулировано в так называемом аргументе праздности:

Если вам суждено выздороветь от недуга, то независимо от того, обращаетесь ли вы к врачу или не обращаетесь, вы выздоровеете. Но также если вам суждено не вылечиться от этой болезни, то, независимо от того, обращаетесь ли вы к врачу или не обращаетесь, вы не выздоровеете. Либо вам суждено излечиться, либо нет. Поэтому обращаться к врачу бесполезно.

Мысль в том, что все бесполезно, потому что, что бы вы ни делали, оно не имеет вообще никакого эффекта, — это и есть фатализм, который подразумевается культурой, но выводится из философии.

Влияние фатализма на культуру

Похожие статьи

Саморазвитие

Фатализм, самоотречение, безразличие к чужому мнению. 7 идей философии стоицизма

4 мая 2021 4 104 просмотра

Елена Исупова

Понять, для чего жить, видеть радость в каждом дне и по возможности избегать страданий. Стоики задумались об этом гораздо раньше нас. И преуспели. Современный философ Уильям Ирвин предлагает позаимствовать у античных мудрецов принципы, актуальные для XXI века. Делимся некоторыми из них.

Дихотомия контроля. Как стать неуязвимым?

Мы пытаемся контролировать все на свете. А когда не получается, нас накрывает разочарование. Поэтому стоики советуют разносить элементы жизни по трем категориям: полностью подвластные, подвластные отчасти и находящиеся вне нашей власти.

Неподвластное смело откладывайте в сторону — это источник терзаний. Заботьтесь о том, над чем имеете полную или хотя бы частичную власть.


Иллюстрация из книги

Над чем же у нас есть полная власть? Прежде всего над целями, которые мы ставим перед собой. От нас зависит, захотим мы стать Папой Римским, миллионером или монахом. Важно отметить: под нашим контролем находятся только наши цели, но не вероятность их достижения. Невозможно контролировать победу в матче, а вот отличную подготовку к нему и игру с полной отдачей — вполне.

От нас целиком зависят наши ценности. Мы выбираем, чему отдать предпочтение — славе, богатству, удовольствию или спокойствию. Кроме того, мы контролируем свой характер. В наших силах не ныть и не ворчать, проявлять уважение к другим людям, сдерживать гнев, не читать нотации и держать себя с достоинством.

Интернализация целей

Важно целиться не во что-то внешнее, над чем у нас мало контроля, — стоит обратиться внутрь себя. Это позволит снизить психологические издержки негативного сценария и тем самым повысить шансы на успех в следующей попытке.

Например, молодая писательница получает отказ от издателя. Разумеется, она уязвлена.

Как интернализация цели поможет ей снизить накал обиды? Если поставить целью не публикацию книги в конкретном издательстве, а создание такого текста, которым она будет гордиться и благодаря которому будет общаться с другими людьми, то отказ ее не выбьет из колеи: она будет рассылать рукопись дальше, а также начнет изучать self-pub платформы, что существенно увеличит ее шансы быть изданной.

Отпустить прошлое… и настоящее

Один из способов сохранить безмятежность — занять фаталистическую позицию по отношению к происходящему. Согласно Сенеке, нужно отдаться судьбе, поскольку «большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со всей Вселенной».

Казалось бы, такой подход должен был сделать из древних римлян апатичных аскетов: зачем беспокоиться, раз будущее уже определено. Однако, несмотря на их детерминизм, они не были фаталистами в отношении будущего. Напротив, проводили свои дни в постоянных попытках повлиять на исход грядущих событий.

Это противоречие только кажущееся, ведь фатализм фатализму рознь. Стоики были фаталистами в отношении прошлого: его не изменить (но извлечь из него уроки можно). А еще они советовали фаталистически принимать настоящее, ведь мы не можем повлиять на этот самый момент: едва мы захотим сделать это, как он ускользнет в прошлое. Нужно просто принять его.

Став фаталистами в отношении настоящего и прошлого, мы отказываемся сравнивать свое положение с другими вариантами. И не терзаемся вопросами: «Что было бы, поступи я иначе?»


Источник

Темная сторона удовольствий

Негативная визуализация — одна из самых известных стоических техник (прочитать о ней можно здесь). Сенека рекомендует модернизировать ее: не просто представлять неприятности, но порой жить так, как если бы они уже произошли. «Практикуйте бедность»: довольствуйтесь скудной и дешевой пищей, грубым и суровым платьем.

Добровольный дискомфорт закалит вас против будущих бедствий и научит дорожить тем, что у вас есть.

Читайте также:  Приоритет - здоровье: как победить наркоманию?

А еще иногда стоит воздерживаться от удовольствий. Ведь у них есть темная сторона. Погоня за удовольствием, предупреждает Сенека, подобна охоте на дикого зверя: загнанное, оно может наброситься на человека и разорвать на куски.

Если мы не сможем сопротивляться ему, говорит Марк Аврелий, то уподобимся рабу, которым «помыкают противоборствующие стремления», проведя всю жизнь в жалобах «на свой настоящий удел и приходя в ужас пред будущим».

Чтобы избежать этой участи, необходимо позаботиться о том, чтобы страдания и удовольствия не подавляли наше разумное начало.

Кажется, будто стоицизм против удовольствий, но это не так. Стоики не видят ничего плохого в том, чтобы получать удовольствие от дружбы, семейной жизни, еды или даже богатства, но советуют быть бдительными. В конце концов, между наслаждением едой и обжорством тонкая грань.

И потому полезно практиковать техники самоотречения — это позволит вам стать человеком выдающегося мужества и самоконтроля, ведь чем больше тренируешь силу воли, тем она сильнее.


Скачайте чек-лист для релакса→

Активная медитация

Чтобы помочь нашему продвижению в стоицизме, Сенека рекомендует иногда медитировать о повседневных происшествиях, нашей реакции на них и том, как мы должны были бы отреагировать в соответствии со стоическими принципами.

Стоическая медитация перед сном, конечно, совсем не похожа на ту, которую практикует дзен-буддист. Во время своих медитаций дзен-буддист может часами сидеть с максимально пустым сознанием. Сознание стоика, напротив, будет весьма активным во время медитации.

Он будет возвращаться мыслями к событиям дня.

Превращаясь из участника в наблюдателя, задавайте себе вопросы: чем был продиктован этот мой поступок, что я достиг таким образом, чем рисковал, что мною двигало (разум или эмоции)?

Помимо событий дня часть медитации можно посвятить прохождению своего рода мысленного чек-листа.

Практикую ли я психологические техники, рекомендованные стоиками? Занимаюсь ли периодически негативной визуализацией? Провожу ли различие между подконтрольными мне вещами, неподконтрольными и находящимися под частичным контролем? Не забываю ли интернализировать свои цели? Не зацикливаюсь ли на прошлом и сосредоточен ли вместо этого на будущем? Ограничиваю ли себя сознательно в чем-либо? Такая медитация позволит вам понять, насколько вы прокачались как стоик.

Как относиться к другим людям?

Стоики стоят перед дилеммой. Общаясь с людьми, они рискуют потерять спокойствие, которым дорожат; избегая их — не могут выполнить свой долг. Как оставаться спокойным, продолжая вести социальную жизнь? Вот несколько советов.

  • Прежде чем начинать коммуникацию, подготовьтесь к ней. Эпиктет говорит: пока вы наедине с собой, определитесь со своим «характером и типом» поведения.
  • Стоит быть избирательным в отношении того, с кем дружить. Стоики призывают избегать дружбы с теми, чьи ценности порочны.
  • Сенека советует избегать не только порочных людей, но также угрюмых и во всем отчаивающихся, у которых все является поводом для жалоб. «Неспокойный и на всё сетующий попутчик враждебен безмятежности».
  • Негативное влияние людей можно уменьшить, контролируя мысли о них. Марк Аврелий советует не занимать себя мыслями о том, что делают, говорят, думают или замышляют окружающие.
  • Когда люди ведут себя бесчеловечно, нельзя отвечать им тем же. Если ощутили гнев, ненависть и желание отомстить, лучшая форма мести злопыхателю — не быть похожим на него.


Источник

Тщеславие

Одна из ошибочных целей — слава. Люди стремятся к ней в разной степени: некоторые хотят быть всемирно известными, другие ищут признания в профессии и почти все ждут восхищения друзей и соседей.

Они не осознают, что слава, будь то всемирная или межсоседская, имеет свою цену. Добиваясь всеобщего одобрения, вы вынуждены будете делать что-то, чтобы вызвать восхищение других, и не делать того, что вызовет их неодобрение.

Тем самым вы начнете угождать другим и поработите себя.

Безразличие к мнению окружающих — единственный способ сохранить себя.

Марк Аврелий говорил: глупо переживать из-за того, что думают о нас окружающие, и еще глупее искать одобрения тех, чьи ценности нам чужды. Нашей целью должно быть безразличие к чужому мнению.

Достигнув его, мы заметно повысим качество своей жизни. С какой стороны ни посмотри: если вы достигнете успеха, люди будут вам завидовать и обесценивать ваши достижения; а если потерпите фиаско, будут испытывать злорадство.

Так что не ищите чужого одобрения, оставайтесь невозмутимыми.

По материалам книги «Радость жизни»

Обложка поста — unsplash.com

Фатализм человека в жизни и судьбе – характеристика понятия с примерами

Есть люди, которые убеждены, что все события в жизни уже предопределенны, и изменить их ход невозможно. Иными словами, такие люди считают, что они сами ничего не решают в собственной жизни. Такое мировоззрение не дает возможности брать на себя инициативу и предпринимать усилия в достижении тех или иных целей, каждая преграда на пути воспринимается, как неизбежное и судьбоносное.

Таких людей принято называть – фаталистами. Люди, склонные к фатализму, были во все времена, более того, философы посвятили фатализму большое количество своих трудов.

Кто такой фаталист

Фото Ruben Santos on Unsplash

Составить портрет личностных характеристик фаталиста не сложно, ведь его яркой чертой характера будет покорное принятие жизненных событий, бездействие в сложных ситуациях. Он не берет на себя ответственность, так как считает, что это бессмысленно.

Судьба каждого человека на земле, по мнению фаталиста, предначертана высшими силами, и сам человек не играет важной роли в собственном жизненном сценарии.

У человека имеющего мировоззрение фатализма выражены следующие качества:

  • Впечатлительность.
  • Внушаемость.
  • Высокая эмоциональность.
  • Внутренняя ориентация на окружающий мир, а не на собственные силы. Таким образом, вся ответственность перекладывается на внешние факторы (судьба, рок, стечение обстоятельств).

Не стоит принимать фатализм за негативное проявление, здесь важно понимать степень и уровень проявления этого явления в жизни. Такой вид мировоззрения присущ в определенной степени религиозным людям, но каждая религия по-своему оказывает влияние на уровень фатализма.

К примеру, в православии, христианин имеет свободу выбора в действиях. Бог дает свободу выбора, получается, то, как христианин проживет свою жизнь, как он будет соблюдать законы своей религии и определит его окончательное бытие. В других религиях есть мнение, что Бог определяет жизнь человека заранее.

Нельзя говорить, что фатализм – это плохо или наоборот хорошо, это взгляд на мир и определение места человека в нем. Есть конечно, крайние случаи фатализма, где человек не желает даже предпринимать активных действий в своей судьбе и словно плывет по течению жизни.

Это крайние случаи проявления фатализма и, как правило, они сопровождаются психологическими проблемами, в виде неврозов, депрессий или других нарушений.

Все ли предопределено или существует свобода воли?

Фатализм бывает разным

Как в психологии, так и в философии фатализм разделяют на несколько видов. Есть такие виды, которые немного противоречат друг другу, хотя и имеют одну силу направленности в мышлении.

Его еще называют рациональным, ведь в основе его мировоззрения лежит убеждение, что все в этом мире имеет причинно-следственную связь. Еще в древние философы предположили, что каждое действие в мире влечет за собой определенные последствия.

  • Всем хорошо известна теория «Эффект бабочки», которая предполагает, что даже легкий взмах крыла насекомого на одном конце света может вызывать целое цунами на другой части земного шара.
  • Неизвестно, почему именно «бытовой», но формируется он на почве психологического напряжения, длительных стрессовых ситуаций и переживаний, неврозов и других проблем с ментальным здоровьем.
  • Негативные эмоции, которые накапливаются в мышлении человека, заставляют его видеть в сложившейся ситуации – злой рок, неизбежность.

В эту категорию попадает большая группа людей, но стоит сразу сказать, что степень выраженности и проявления фатализма у этих людей будет разной. Решающую роль в этом играет вид религии и непосредственно вера самого человека.

Негативное проявление фатализма можно наблюдать у членов многих религиозных сект, где люди, самостоятельно отказываются от проявлений собственной воли и желаний, соответственно их действиями легко управлять, ссылаясь на волю их богов.

Это основные виды проявления фатализма, но могут существовать и дополнительные и промежуточные виды этого мировоззрения.

Фаталистическое восприятие мира – его плюсы и минусы

Не стоит быть категоричным и принимать любые проявления фатализма негативно. На самом деле, большинство психологов считает, что такое мировоззрение освобождает психику от негативных идей и мыслей, позволяет снимать напряжение и легче переживать невзгоды.

Все потому, что у них есть принятое для них пояснение, почему происходит так, а не иначе.

Преимуществами фатального мировоззрения являются следующие особенности:

  • Фатализм разгружает психику человека от тяжелых и негативных переживаний.
  • Тяжелые жизненные ситуации переживаются фаталистом легче, так как во всех событиях они видят знак и проявление высших сил.

Таким образом, люди фаталисты берегут свои эмоции и не тратят душевные силы в поиске ответов на экзистенциальные вопросы.

К примеру, девушка долго не может выйти замуж или нет детей, другой человек может сильно сокрушаться, переживать, тратить свои силы, и во что бы то ни стало, пытаться найти мужа, такое отношение к проблеме портит жизнь, вызывает страдания и снижает уровень самооценки.

А девушка фаталистка, наоборот, будет видеть в этом знак свыше, она примет это не за проблему, а за знак судьбы. Она будет иметь оправдание этой проблеме, что позволит не снижать качество собственной жизни, а принять ситуацию как данность.

Читайте также:  Курение лишает мужчин памяти

Негативными проявлениями фатализма являются следующие качества:

  • Человек не берет на себя ответственность в жизни.
  • Перед трудностями у фаталиста опускаются руки, ведь он не видит смысла в активном действии и противостоянии судьбе.
  • Вера в предсказания и суеверие управляют жизнью человека, он словно получает программу на те, или иные события в его жизни.
  • Отсутствие активности в жизни. К сожалению, многие люди не достигают большого успеха, при явных возможностях и данных, ссылаясь на то, что судьба сама должна решить исход событий.

Сложно всех фаталистов ровнять под одну гребенку, так как нужно учитывать личностные качества и особенности человека, его воспитание и установки к жизни, которые дали ему в детстве. 

Как изменить свой фатализм

Изменить мировоззрение фаталиста сложно, ведь он смотрит на мир через призму фатальности. Главная задача заключается в повороте вектора мышления на самого себя, человека нужно заставить поверить в собственные силы.

  • Для начала нужно научиться брать ответственность за собственные поступки. Не опускать руки и шаг за шагом преодолевать новые цели, которые сам себе ставишь.
  • Важно переключиться с негативных эмоций на позитивные. Больше гармонии и счастья должно звучать в словах и убеждениях.
  • Каждый день и каждую минуту, человеку важно быть в моменте, ощущать жизнь в настоящем, а не в прошлом или будущем. Именно это и есть главная задача по смене мышления фаталиста.
  • Развитие критического мышления, позволит расширить свой взгляд на мир.

В самых сложных проявлениях фатализма нужно обратиться за помощью к психологу, который поможет грамотно и не спеша справиться с проблемой, и выйти на новый уровень мировосприятия.

Я фаталист и, чем больше живу, тем более укрепляюсь в своём фатализме

Да, действительно, наши пенсии более чем скромные и многим старикам с трудом приходится сводить концы с концами. Но дело вовсе не в том, что я имею, а в том, как я к этому отношусь.

Да, действительно, и в Америке, и в Европе, и даже в Азии пенсии намного выше, да и уровень жизни тоже. Но я не вижу ничего удивительного в этом. Наша страна огромна и кроме доходов, думаю, у неё расходов в разы больше, чем в той же Голландии.

Даже, если не учитывать тех потерь и человеческих, и материальных, что мы понесли во время Великой Отечественной войны, а учесть только то, что произошло с промышленностью, людьми и их душами в 90-х, то я вообще диву даюсь, как мы выбрались из этой разрухи.

Ничего подобного не переживала ни одна страна в мире. А теперь для того, чтобы нас не раздавили, приходится тратить огромные ресурсы, которые могли бы пойти на пенсии, пособия и прочие блага для обычных людей.

Ну, и нельзя сбрасывать со счетов, что мошенничество и воровство не нынче родились и уж точно не сегодня умрут…

Как-то я общалась с одним своим бывшим одноклассником. Он уже демобилизовался к тому времени. А в бытность военным и при должности, он «сделал» своей жене фиктивную трудовую книжку. Так что, не работая ни одного дня, по достижении 55 лет, она получает пенсию больше моей в два раза, хотя я начала работать в 16 лет.

Можно предположить, что подобных «комбинаторов» в нашей огромной стране тысячи, если не миллионы, которые тем или иным способом грабят не только своё государство, но и своих же сограждан.

Про тех чиновников, что воруют миллиарды, и тех, кто каким-то боком имеют доступ к «кормушке» и «тырят» по мелочам, тоже не стоит забывать.

У меня нет зависти или ненависти к тем, кто хитрее и изобретательнее, и живёт богаче меня в финансовом смысле. Так распорядилась природа — лишила меня этих качеств — зависти и ненависти.

А обстановка и отношения в семье моих родителей, а потом и в моей собственной, укрепила во мне убеждённость, что каждому человеку дана своя судьба и ни перескочить, ни переделать её невозможно. Тут речь не о справедливости или несправедливости. Я, более чем уверена, что эти понятия вообще — выдумка людей.

Скорее всего, в древней древности целью разного рода «умников», было затуманить светлые и трезвые мозги. Зачем? Это другой вопрос.

Никакой справедливости в природе не существует. И её не может существовать в человеческом обществе, в принципе. Так что нечего себе голову забивать этой ерундой. Да, сказка о справедливом обществе — красива. Но и только. А реальность такова — личные естественные потребности каждого субъекта выше всех «высоких» фраз… Извините за тавтологию… ))))

Рассуждая внутри себя на эти темы, я задавала сама себе вопросы и отвечала тоже сама себе. Например, почему кто-то рядом со мной имеет то, чего у меня нет. Какие такие у него заслуги? Ответ: Никаких.

Просто такова у него судьба. Или другой вопрос: Почему кто-то талантливый, умный и добрый умирает молодым, а злобный идиот живёт и живёт? Чем так провинился умница? Ответ: Ничем.

Просто таков план божий, если можно так выразиться.

Недавно услышала одну притчу.

«Один человек умер и попал в рай. Он очень удивился, потому что вёл жизнь совершенно неправедную, совершал кучу разных недостойных поступков и по его разумению должен был точно попасть в ад.

Он подумал, что, наверное, произошла ошибка в небесной канцелярии и решил задать вопрос апостолу Петру, — За что же я попал в рай? Я же ничего хорошего не сделал в жизни! — А Пётр ему отвечает, — Да, ты прав. Но у каждого человека есть своя задача и ты её выполнил.

Помнишь, как в кафе к тебе обратилась женщина, чтобы ты передал ей соль? — Нет, не помню, — был ответ. — Ну, тем не менее, это и была твоя задача и ты её выполнил…»

Колесо Сансары (фото из сети)Колесо Сансары (фото из сети)

Да, я фаталист и, чем больше живу, тем более укрепляюсь в своём фатализме. И это, конечно, не о том, чтобы сидеть, свесив ножки и ждать, когда что-то приплывёт в руки само или, наоборот, пролетит мимо. Нет. Это, скорее, о том, что всё происходит так, как должно происходить. Это касается и удач, и неудач.

Когда я впервые услышала о Вселенском законе причинно-следственной связи, то сразу прониклась всей его логичностью. К тому же стало понятно, что мы несём ответственность за все наши слова и поступки, желаем мы того или нет. Так что сидеть, свесив ножки, тоже можно. Только в этом случае просто нет смысла удивляться тому, что происходит или не происходит…

Мне вспоминается папа мой. Он был довольно одарённый человек. Многое умел и умом не обижен, но все его попытки взлететь, не реализовывались. Можно, конечно найти массу объективных причин, однако, я склоняюсь к мысли, что ему просто не суждено было стать выдающимся художником, известным фотографом, дослужиться до генерала, получить хорошее образование.

То же самое могу сказать и о маме. Жили они с отцом в последние годы в относительном достатке, не было особых трудностей, кроме подорванного во время войны здоровья, но мне известны их ровесники, пережившие не меньше лишений и, в некоторых случаях, даже больше, но достигшие высоких результатов и в творчестве, и в карьере, и в самопознании…

С другой стороны, странно было бы ожидать, что все талантливые и одарённые станут всемирно известными и супербогатыми.

Вполне достаточно быть «широко известным в узких кругах», как говориться или чувствовать себя самодостаточным и принимать это состояние без фанатизма, спокойно.

В конце концов, нужны обычные повара и официанты, сталевары и строители, дворники и сантехники, продавцы и кассиры, плотники и столяры, библиотекари и учителя… Простые, без звания «заслуженный».

У любого человека всегда есть выбор — быть довольным или недовольным. Чего бы это ни касалось, — еды, одежды, жилья, погоды, родственников, работы, правительства и пр.

Я знаю людей, которые всегда недовольны, всегда видят лишь грязь во всём. Их, к сожалению, большинство. Ну, по крайней мере, в моём окружении. Я стараюсь ограничивать общение с такими людьми, но это не всегда удаётся. Зато иногда встречаются те, кого можно назвать «человек-праздник». Таких очень мало, но встреча с ними заряжает энергией. А она нужна, чтобы жить, не смотря ни на что…

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]