Античный здоровый образ жизни

Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни Античный здоровый образ жизни

В те далекие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жаренный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почетная роль. Гомер сравнивает пшеницу с мозгом человека, имея в виде ее значение в жизни людей. Он говорит, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощение в его доме белым хлебом. О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твердо убеждены, что, если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Пекари Древней Греции умели выпекать множество сортов хлеба, используя при этом в основном пшеничную муку. Часть хлебных изделий греки выпекали из ячменной муки. Хлеб недорогих сортов готовили из муки грубого помола, с большим количеством отрубей. Такой хлеб служил основной пищей для простого народа. Булочники Древней Греции торговали и сдобными хлебными изделиями, в состав которых входили мед, жир, молоко. Но такие «сладкие хлебцы» стоили дороже обычного хлеба и относились к лакомствам. Любопытно отметить, что у суровых спартанцев хлеб считался величайшей роскошью, и его ставили на стол только в самых торжественных случаях. В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.

Почему хлеб называется хлебом. Хлебопекам Древней Греции мы обязаны и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые «клибанос». От этого слова, по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов.

В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб». Поговорка относительно хлеба, который всему голова, в Древней Элладе тоже была в ходу: именно хлеб считался главным блюдом на столе (потому, что его было мало), все остальное полагалось только обильной добавкой к дефицитному хлебу (но какой добавкой!).

Так что не один только хлеб не ели. А что полагалось подавать к хлебу? К хлебу подавали овощи и плоды, причем особенно популярны были бобы всех видов (из за своей распространенности и дешевизны), оливки и фиги (инжир). Масло употребляли только оливковое, сливочного не было.

Охотно пили молоко, особенно овечье, а также изготавливали из него белый, мягкий овечий сыр, больше похожий на творог.

Искусство приготовления рыбы высоко ценилось еще в античные времена. Оно основывалось на опыте и кулинарном мастерстве народов, живших на побережье Средиземного моря. Как это ни парадоксально, в ранней истории Древней Греции, окруженной со всех сторон морями, был период (XI VIII века до нашей эры), когда рыба считалась пищей только для бедных людей.

Подтверждение этому можно найти на страницах гомеровской «Илиады» . (Много позднее в Европе подобное случилось с устрицами. ) Развитие рыбной кухни началось гораздо позднее, в период расцвета Древней Греции.

Уже мифы об аргонавтах рассказывают о путешествиях греков за рыбой к неведомым берегам Понта Эвксинского (так называлось Черное море), так как на греческих рынках ощущалась ее нехватка.

Больше всего ценились тунцовые рыбы, второе место занимали осетровые, о чем есть упоминание у Геродота: «Ловятся для соления большие рыбы без позвоночника, называемые осетрами» . Персонажи комедии Эпихарма «Званый обед у Гебы» — беззаботные кутилы, боги и богини, большие любители вкусной пищи, — особенное удовольствие получают от морской рыбы.

Они на дружеской ноге с морским богом Посейдоном, который доставляет им на судах большое количество рыбы и моллюсков — божественный деликатес. Секреты приготовления иных древнегреческих блюд не разгаданы и по сей день.

Как, скажем, можно к столу подать целую рыбу, одна треть которой была жареной, одна треть — вареной, одна треть — просоленной? Морская рыба была в почете и в Древнем Риме (здесь ее солили, мариновали, коптили), и в Азии.

Греческий комедиограф Аристофан, бывший одно время послом при персидском дворе, писал, что царь персов выдавал щедрое вознаграждение тому, кто изобретал новое рыбное блюдо. Греки ели много мяса дичи (зверей и птиц), которая в те времена водилась в невообразимом изобилии.

А вот мяса домашних животных даже богатые люди ели немного: слишком уж накладно каждый день резать по барашку, дающему столько молока и шерсти. Потому блюда из баранины подавали только по праздникам, когда богам приносили жертвы.

Один из древнегреческих мифов рассказывает о том, как титан Прометей, принесший людям огонь, разделал для жертвоприношения барашка и разложил мясо на две кучки: в первую свалил все кости, прикрыв их сверху жиром, а во вторую все мясо, прикрыв его требухой и шкурой. После этого хитрый Прометей предложил отцу богов Зевсу выбрать кучку для себя.

Тот, естественно, выбрал кучку с жиром. И просчитался, но было уже поздно. С тех пор хитроумные греки в жертву богам приносили бесполезные отбросы и кости, а все вкусное съедали сами, чтобы добро не пропадало. Вообще, греки народ очень сообразительный! Не было на столе у древних греков целого ряда привычных нам продуктов: риса, дынь и арбузов, персиков и абрикосов, лимонов и апельсинов (прибыли позже из Азии), помидоров, картофеля, кукурузы (завезены из Америки). Тыквы и огурцы были в диковинку и стоили дорого. Орехи, которые мы теперь называем грецкими (т. е. греческими), были привозным лакомством. Сахара не было, вместо него использовали мед, который гораздо полезнее сахарозы. И меда в Древней Элладе было много. Крупу, которую мы называем гречкой ( «греческой крупой» ), греки не знали (они и сейчас ее практически

А что древние греки пили? У них не было ни чая, ни кофе, ни какао. Одно только вино. Его всегда разбавляли водой в пропорции 1: 2 (мера вина на две меры воды) или 1: 3, для этого даже существовали специальные сосуды кратеры колообразной формы.

Но разбавляли вино водой совсем не для того, чтобы не захмелеть: вином просто старались обеззаразить колодезную воду.

Пили чаще всего не из чашек и кубков (хотя и они тоже были), а из специальных сосудов под названием «килик» такое блюдце с ручками на длинной ножке.

Физическая культура в древней Греции

Физическая культура в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII—IV вв. до н. э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы.

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания.

Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.

Спарта. Физическая культура в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII—IV вв. до н. э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы.

В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания.

Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.

Спарта — город государство (полис), образовавшийся в IX в. до н. э. Судьбу новорожденого ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до '7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лег, живя в общественных домах, которые больше напоминали казармы, дети, занимались в основном физическими упражнениями.

С 17 до 21 года юноши продолжали физическую и военную подготовку в специальных отрядах эфебов, затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством.

На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное

В V в. до н. э. одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины— типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоением общества. До 7 летнего возраста ребенок воспитывался дома под наблюдением специально приставленного раба или рабыни.

С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школы. Мусическая школа (от слова музы — богини, покровительницы науки, искусств) осуществляла умственное воспитание в тесной связи с эстетическим.

В гимнастической школе(от слова гимнос — обнаженный) греки занимались физическими упражнениями. Гимнастическую школу мальчики начинали посещать с 13 лет. Здесь в течение 2— 3 лет они занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием диска и копья.

По достижении 16 летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии, где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу. С 18 лет юношей зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы.

Первый год юноши проводили в казармах, изучая военное дело и занимаясь физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ

Физическое воспитание в Афинах, как и в Спарте, имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную. Характеризуя постановку воспитания в Афинах, можно сказать, что оно было направлено в основном на развитие ловкости и физической силы. На женщин физическое воспитание не распространялось. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни.

Читайте также:  «Лунатики» лучше справляются с многозадачностью

В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: бег, прыжки, метания копья, диска и борьба.

В палестрику входили панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшимися под музыку. Игрысоставляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях с детьми.

Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое развитие, агонистику специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т. п. ).

Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность. Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою физическую подготовленность, были олимпийские игры. Первые известные в истории олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии кроме храмов

Питание древних славян

• Простота — один из главных принципов стиля жизни древних славян. Не стремясь к особой роскоши, не испытывая особой нужды в излишествах, наши предки и в питании не стремились как то разнообразить свою еду. • Готовили пищу простую, исходя из принципа: быстро и сытно. Ели много и еда была качественной, как сказали бы сегодня— экологически чистой.

Активно использовали не только выращенное в поле и на огороде, но и так называемые «натурпродукты» — грибы, ягоды, дикорастущие овощи, зелень (борщевик, стрелолист, сныть, крапиву, подорожник, щавель…). В народном календаре есть даже особая дата — 16 мая (так называемая «Мавра — зеленее щи» ), день, когда на столе появлялись салаты, щи и борщи, изготовленные из весенней зелени.

• Среди же самых распространенных продуктов были мясо диких и домашних животных и птицы, коренья, простейшие молочные изделия. Только в X—XI веках в рацион славян начинают входить крупы (прежде всего — просо и гречка) и мука. Примерно в это же время началось активное общение славянских народов с инородцами, отчего ассортимент блюд резко разрастается.

Но не в быту — а за праздничным столом. При приеме гостей.

• Простота — один из главных принципов стиля жизни древних славян. Не стремясь к особой роскоши, не испытывая особой нужды в излишествах, наши предки и в питании не стремились как то разнообразить свою еду.

• Спасибо всем за внимание!! • До скорых встреч!

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — отражение внутренней гармонии

Здоровый образ жизни снова в моде

Античный здоровый образ жизни Здоровый образ жизни — отражение внутренней гармонии. Первостепенное значение в обретении здоровья древние греки уделяли отнюдь не физической культуре, а душевному состоянию. ARIS MESSINIS/AFP/Getty Images Что такое здоровый образ жизни и как стать здоровым? В настоящее время существует много ответов на это вопрос. В источниках, сохранившихся от древних цивилизаций, есть еще один. Согласно им, здоровый образ жизни — понятие, затрагивающее абсолютно все сферы деятельности человека и определяющееся состоянием его сознания.

Как свидетельствуют некоторые последние исследования, здоровье человека на 60 % определяется его образом жизни, на 20 % — состоянием окружающей среды и лишь на 8 % — медициной. Похожее соотношение получено и экспертами ВОЗ. Такие данные свидетельствует в пользу того, что здоровый образ жизни человека является гарантией обретения им здоровья.

Но если здоровый образ жизни так важен, то почему же ему уделяется так мало внимания? Почему в обществе сейчас как никогда распространены вредные привычки и культура, отрицающие правильный подход к здоровью? Почему распространены явления, наносящий прямой вред психическому и физическому здоровью человечества? Очень многие люди своим образом и поведением не то, что не способствуют поддержанию здоровья, а наоборот разрушают его. А тем, кому не безразлично собственное здоровье, интересно будет почитать Журнал о здоровом образе жизни. Современное заблуждение

Причин как всегда много, но ключевой, скорее всего, является отсутствие понимания причинно-следственных взаимоотношений. В современном обществе утрачено правильное понимание причин болезней и поэтому отсутствуют соответствующие требования к образу жизни.

Существует необоснованная вера в силу современной медицины и всевозможных методов лечения, заполонивших экраны телевизоров и витрин. Конечно, важность лекарственной терапии в поддержании здоровья никто не отрицает. Однако реальность состоит в том, что «чудесных» таблеток не существует.

Как нет и уникальных методов лечения, которые смогут сделать человека здоровым. Медицина может лишь помочь человеку, а основное зависит от его собственных усилий.

Сохранение и восстановление здоровья это активный процесс, требующий от человека анализа собственного поведения. Человек должен осознавать, что его здоровье в его руках.

К сожалению, многие люди осознают ценность здоровья только тогда, когда возникает угроза здоровью или оно в значительной степени утрачено. Как правило, в это время уже трудно добиться коренных изменений.

Вот почему таким важным является понимание соблюдения норм здорового образа жизни, не смотря на то, здоров человек или болен в настоящий момент.

В отличие от современных подходов к пониманию причинных связей заболеваний, эскулапы и мудрецы древности отдавали «пальму первенства» в предупреждении заболеваний, сохранении здоровья и ведении здорового образа жизни не внешним воздействиям, а совсем другим аспектам. В этих вопросах нам еще многому у них стоит поучиться.

Здоровый образ жизни с точки зрения древних

Античный здоровый образ жизни Здоровый образ жизни — отражение внутренней гармонии. Здоровый образ жизни на Востоке в первую очередь означал освобождение от чрезмерных эмоций и страстей. SERGEI CHIRIKOV/AFP/Getty Images Понятие здорового образа жизни и поведения, соответствующего принципам природы, были предметом постоянного изучения древних людей. Свое понимание здорового образа жизни существовало в культурах всех великих цивилизаций. Многим хорошо известно, что в древних западных культурах (Древней Греции, Древнем Риме) существовал культ тела, правильного гармоничного развития человека. Там возникли Олимпийские игры и все взгляды на физическое совершенствование, известные как физическая культура. Но мало кому известно, что первостепенное значение в обретении здоровья древние греки уделяли отнюдь не физической культуре, а душевному состоянию.

К примеру, Демокрит подробно описывал аспекты психического здоровья, называя его “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Широко известны и другие высказывания великих древних мудрецов «познай самого себя» и «заботься о самом себе».

Последнее изречение подразумевает, что у каждого человека должен быть определенный образ действий, включающий заботу о самом себе и совершенствования себя.

Уделяя такое большое внимание в ведении здорового образа жизни состоянию духа, греки не могли не заметить предрасположенность определенных душевных качеств к возникновению некоторых типов болезней, особенностей их протекания, а, следовательно, и различиях в подходе к лечению.

Позднее на основе древнегреческого понимания этих закономерностях, называемых учением о четырех телесных соках, сформировалась нынешняя концепция о четырех различных темпераментах. Каждый такой тип связан с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков. Если крови (лат.

sanguis), то это сангвинический тип; слизи (греч. phlegma) – флегматический; желтой желчи (греч. chole) – холерический; черной желчи (греч. melaine chole) — меланхолический.

В настоящее время в современной медицине хорошо осведомлены об этих типах, но принципы лечения их не учитывают, а жаль.

В древних культурах Востока (Китая, Индии, Тибета) также указывалось на существовании неразрывной связи между духовным и физическим состоянием человека.

Здоровый образ жизни на Востоке в первую очередь означал освобождение от чрезмерных эмоций и страстей с тем, чтобы обрести состояние душевного покоя, гармонии с окружающим миром. Например, в Ведах (Древняя Индия VI века до н.э.) содержались основные принципы ведения здорового образа жизни.

Один из них — обретение устойчивого равновесия психики. Подобное равновесие достигалось полной внутренней свободой, отсутствием зависимости сознания человека от окружающих физических и психологических факторов.

Античный здоровый образ жизни Здоровый образ жизни снова в моде. Бег. Mark Andersen/Getty Images Такой подход основан на понимании, что болезни имеют глубокие причины, и их проявления являются отражением эмоциональных и душевных проблем. Если человек не хочет исправить себя, то такие глубокие проблемы не под силу решить и врачу, даже при использовании совершенных технических средств диагностики и лечения. К ним следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, что представляет понимание «здорового образа жизни» в новом свете.

Суровое условие природы

На примере древних культур, легко заметить какое большое значение в формировании здорового образа жизни имеет осознание гармонии внутреннего мира человека. В наш век мы живем в условиях глубокого дисбаланса природных, социальных и духовных основ человека и среды.

Произошли существенные изменения в сознании человека. Здоровый образ жизни в понимании современного человека в основном ограничивается соблюдение определенных норм питания или поддержанием хорошей физической формы. Конечно, это важно.

Но без внутреннего совершенствования они не смогут достичь максимальной эффективности.

Таким образом, здоровый образ жизни складывается из постоянного соблюдения неких норм, норм предъявляемых природой к психическому состоянию человека. Если он соответствует им — то будет здоровым, если он противоречит им – будет болеть.

Здоровый образ жизни снова в моде Античный здоровый образ жизни Здоровый образ жизни снова в моде. Растяжка. Floresco Productions/Getty Images Что такое здоровый образ жизни — единого чёткого определения, пожалуй, не существует, да мы и не собираемся его давать, наша цель понять, что именно мешает нам его вести. Обычно, под здоровым образом жизни подразумевают комплекс разных вещей, от посещения тренажёрного зала, до соблюдения диет и отказа от вредных привычек — об этом написано много. Мы же попробуем зайти с другой стороны и посмотреть, не что нужно делать для ведения этого здорового образа жизни, а что нужно для этого не делать.

Читайте также:  Брокколи может предотвратить рак

Старинная поговорка гласит: поздно рыть колодец, когда хочется пить. Поздно изнурять себя диетами, когда организм уже пошёл в разнос и пора обращаться к врачу.

Итак, первое, что не нужно делать для обретения здорового образа жизни – это поддаваться распространённому заблуждению, что о здоровье нужно начинать думать, когда этого здоровья уже нет.

Больной человек по определению не сможет вести здоровый образ жизни.

Был, а возможно и есть до сих пор, один человек, который строил свою жизнь по простому алгоритму – три недели пил, на четвёртую хватался за штангу и за 4-5 дней активно выгонял из себя накопленные за месяц шлаки.

Конечно, это крайность, но этот пример хорошо иллюстрирует, для чего многие начинают заниматься спортом. Тут мы не говорим о профессиональных спортсменах, у них другая ситуация, да и к нашей теме здорового образа жизни они не имеют отношения.

Хотя бы потому, что профессиональные спортсмены уходят на пенсию тогда, когда обычные люди достигают возраста «полного рассвета сил».

Античный здоровый образ жизни Здоровый образ жизни снова в моде. Коллективная медитация Фалуньгун. Ирина Оширова. Великая Эпохас Возвращаясь к примеру штанговой очистки, люди, занимающиеся спортом или сидящие на диете чтобы уничтожить последствия своего не здорового образа жизни по определению не могут считаться последователями этого самого здорового образа жизни. Подумайте, сколько сил тратит человек, чтобы привести себя в порядок? А ведь достаточно просто перестать делать то, что приводит организм в беспорядок. И тут мы вплотную подходим к изменению своего мышления.

На постсоветском пространстве до недавнего времени вести здоровый образ жизни было… не модно. В отличии от Запада. Возможно, это связано с тем, что здоровый образ жизни пропагандировался в Советском Союзе как обязательный атрибут здорового и благонадёжного строителя коммунизма, потом социализма, а когда строить стало нечего, здоровый образ жизни закончился вместе со своей пропагандой.

На Западе здоровый образ жизни служил простой и ясной цели – успешной жизни. Это была очень простая и конкретная цель, в отличие от советской абстракции.

Но это было давно, сегодня же в России снова на правительственном уровне одобрена и профинансирована (как мы можем убедиться по обилию спортивных шоу и сериалов) пропаганда и спорта и здорового образа жизни.

С другой стороны в России ещё сильны саморазрушительные инстинкты.

Типичным примером этому может служить, как люди начинают курить, чтобы не выделяться, так сказать, поддержать компанию, уж не говоря о получении самой распространённой льготе курильщика – пятнадцатиминутных перерывов каждый рабочий час. Другим примером служит не подвергаемое сомнению представление, что любой праздник это, прежде всего, повод выпить. Как впрочем, и любое несчастье.

Как вы наверно уже догадались, второе, что не нужно делать, это позволять себе формировать вредные привычки кому-то в угоду. Скажем, если человек хочет курить и это его осознанный выбор, то это его личное дело.

Но совсем другое, когда мы формируем эту привычку подражая другим людям или общественным стереотипам.

Кстати, в случае осознанного выбора, хоть и нельзя говорить о настоящем здоровом образе жизни, но можно поступать как Чак Норис, который курит сигары, не затягиваясь, по одной в день.

Здоровый образ жизни начинается в голове. Возьмём типичный для мегаполиса пример – нехватка времени, с которой мы обычно боремся, урезая время сна. Конечно, мы тут не будем утверждать, что для здорового образа жизни всем нужно спать по восемь часов.

Люди индивидуальны, кому-то, действительно надо восемь, а другому хватает и шести. Но, допустим, что вы именно тот, кому нужно именно восемь часов сна.

Что происходит, когда вы пять дней в неделю спите по пять-шесть часов? Невнимательность, раздражительность, повышенная утомляемость, пониженная стрессоустойчивость, а для некоторых – склонность к ожирению.

А если к этому добавляется проблемы с питанием? Так что нам мешает, мешает жить в гармонии с потребностями своего тела? Мысли о том, что надо успеть сделать и то и это.

Цели всей этой беготни в беличьем колесе нашей цивилизации могут быть совершенно разные, но в основе любой из них лежит наше желание эту цель достичь.

Самым примитивным примером этого будет карьера (или работа для трудоголиков). Какой уж тут здоровый образ жизни.

Итак, в третьих можно отказаться от чувства важности, которые мы придаём осуществлению наших целей и желаний.

Когда они перестанут играть роль морковки, привязанной перед носом бегущего вперёд осла, то останется время (и возможность) и для нормального сна и нормального питания, да и достижение тех же целей будет гораздо менее энерго и нерво затратным. Жизнь в гармонии с собой и есть настоящий здоровый образ жизни.

А если к этому прибавить ещё и занятия спортом, то будет ещё лучше.

Ответы на вопросы — Как заботились о здоровье в Древнем Риме — интересные факты и параллели

Как заботились о здоровье в Древнем Риме — интересные факты и параллели.

22.03.2020

Вначале короткое объявление: на уходящей неделе на моем втором сайте был опубликован список полезных советов, как защищаться от инфекционных заболеваний. Актуально как раз для сегодняшнего дня — читайте по ссылке:

http://nsp.ayurveda-land.ru/p0258.htm А теперь перейдем к теме выпуска. Не так давно довелось послушать радиопрограмму «Теория империй», в которой ведущий Сергей Судаков рассказывал о методах поддержания здоровья в Древнем Риме. Информация оказалась весьма удивительной и для нашей рассылки полезной, потому как обозначились параллели и с Аюрведой, и с современными взглядами на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Начну с того, что в Древнем Риме люди доживали до 70-80 лет, что является хорошим показателем и для нашего времени. Безусловно, так жили не все. Простому народу некогда было заниматься своим здоровьем. Как в основном не жили долго и такие реформаторы, как Гай Юлий Цезарь.

Убивали в Древнем Риме запросто, нисколько не испытывая моральных терзаний по этому поводу. Но те богатые люди, которые жили осторожно, которые стремились прожить долго, сохранив здоровье до глубокой старости, вполне достигали этой цели.

Особенно если рядом был хороший лекарь, а у богатого римлянина он обычно был — нужно было только слушать и выполнять его советы.

Вообще, в Древнем Риме забота о теле носила характер культа. Прожить долго было важно и престижно. Римлян заботил такой вопрос, как красота тела, они старались жить так, чтобы красота была не увядающей.

Римляне считали, что процесс старения — это прежде всего процесс иссушения. Здесь сразу же находится параллель с Аюрведой, которая утверждает, что с возрастом нарастает Вата-доша, а Вата — это и есть сухость.

Римляне считали, что иссушение является следствием недостатка потребления воды, поэтому вода была основой жизни – именно с помощью воды можно пытаться продлевать жизнь.

При богатых людях состояло огромное количество лекарей, которые старались создавать свои собственные школы продления жизни, как бы сейчас сказали: школы геронтологии. До сегодняшних лет дошли многие положения этих школ.

Первое, самое важное положение — ранний подъем и ранее засыпание. Чем раньше человек ложится спать, тем больше у него шансов на то, что он выспится и будет бодрым последующий день. Здесь снова видим параллель с Аюрведой — аюрведические тексты советуют нам то же самое: ранний отбой и ранний подъем. И это же утверждают современные последователи ЗОЖ.

Древнеримские врачеватели утверждали, что каждый час сна до полуночи равен двум часам сна после полуночи. Иными словами, если спать с 12 ночи до 8 утра, то это будет 8 часов сна. Но если спать с 10 вечера до 6 утра, то качество отдыха будет таким же, как если бы проспать 10 часов.

То есть, чем раньше лечь, тем качественнее сон, тем бодрее утро. Чувствовать утро бодрым в Древнем Риме могли только те, кто ложился рано — и это была аристократия.

Они могли себе это позволить. А еще они могли себе позволить ежедневно следующую процедуру: каждое утро натощак выпить теплой воды, в которой растворяли ложку мёда. Каждый день! В напиток также могли добавлять немного уксуса (не вина!). Этот рецепт также хорошо известен современным последователям ЗОЖ. (Понимаем, что имеется в виду качественный столовый уксус естественного происхождения.)

По Аюрведе (гл.14 Аштанга Хридайам Самхита) медовая вода способствует одновременному снижению Ваты и Капхи. Кстати, это очень важный эффект, так как существует мало средств, которые одновременно могут снижать Вату и Капху.

В качестве питья в Древнем Риме также широко использовалась вода с лимоном. Как вариант, в напиток могли добавлять мёд и/или уксус. Вода с лимоном популярна и в наши дни. Аюрведа считает лимон благоприятным для всех дош.

Еще две процедуры делались перед сном — это ванны для шеи и ног. Особенно этим увлекались богатые римские матроны. Уточню, что римская матрона — это свободнорожденная замужняя женщина из высшего общества.

Так вот, речь идет о контрастных ваннах с холодной и теплой водой. Вода выливалась из разных кувшинов, было очень важно, чтобы она поливала шейную зону, так как в Древнем Риме считали, что усталость и заботы накаливаются в плечах и в шее, поэтому шее и воротниковой зоне уделялось самое пристальное внимание.

А вот для ног было важно, чтобы они находились в тепле: чем горячее вода в ногах, тем лучше уходит усталость и сохраняется молодость.

Читайте также:  Заболевания десен: гингивит и пародонтоз

Это были регулярные процедуры, каждый раз перед сном из года в год. И сегодня такие процедуры принесут расслабление и отдых любому, кто их будет выполнять.

Следующий важный принцип, который соблюдали римляне, это правильное питание и в первую очередь здесь уделяли внимание хорошему пережевыванию пищи, даже известны высказывания Гая Юлия Цезаря на этот счет, что чем больше жуешь, тем дольше живешь. То есть, каждый кусочек еды, который попадает в рот, нужно пережевывать самым тщательным образом, до однородной кашицы, а только потом проглатывать.

Древнеримские аристократы никуда не торопились и могли себе позволить жевать, сколько угодно. Когда происходит медленное поедание, то насыщение происходит быстрее и общее количество поглощаемой пищи гораздо меньше. А меньше пищи — это значит нет переедания, это лучше усвоение, это нормальный вес, это лучшая выносливость, лучшее здоровье.

Важная часть общего культа заботы о здоровье— это термы, древнеримские бани. Ванны с благоуханиями и хорошими маслами позволяли надолго сохранить красоту тела. Считалось очень важным хотя бы раз в неделю хорошо продышаться горячим паром, распарить кожу лица и наносить на нее правильные масла.

Масло в Древнем Риме было не только оливковым. Еще было масло, которое выдавливали из косточек винограда. Это масло из виноградных косточек было сугубо косметическое. Его наносили на лицо вместе с оливковым маслом после того, как римлянин выходил с процедуры распаривания лица.

И делали это и мужчины, и женщины, потому как полагали, что именно лицо является визитной карточкой благородного римлянина и старение лица означает его вину перед богами: старое лицо означает, что его обладатель стар, дряхл, не угоден богам и они его скоро призовут.

В Древнем Риме аристократы буквально сходили с ума от мысли о бессмертии. Лекари делали самые разные эликсиры бессмертия, из которых, пожалуй, самым причудливым был тонко молотый янтарь, который употребляли со всевозможными напитками.

Но одного римлянина это не сделало бессмертным, однако, янтарная кислота сегодня широко применяется как средство, улучшающее обмен веществ. То есть, какой-то смысл в римских эликсирах бессмертия был — хотя бы просто самочувствие они могли улучшать. Всё это укладывалось в тот культ бессмертия, который процветал в Риме, и потому делалось всё, чтобы максимально продлить жизнь.

В этот же культ вписывались и такие рекомендации как снижение потребления мяса, но рекомендовалось употреблять больше рыбы. Важная роль приписывалась кисломолочным продуктам. Ни в коем случае не пили сырое молоко.

Это был принцип аристократа: никогда не пить просто молоко как таковое, а нужно было употреблять именно сквашенное молоко, но важно пить его регулярно с юности и до старости.

Считалось, что чем больше римлянин потребляет скисшего молока, простокваши, тем лучше он заботится о своем долголетии.

С точки зрения Аюрведы и современных воззрений в этом есть рациональное зерно, так как простокваша несет в себе полезные для нашего кишечника микроорганизмы, однако и в Аюрведе, и среди современных последователей ЗОЖ считается, что кисломолочные продукты не должны употребляться в больших количествах.

Интересно увлечение римлян таким растением, как мандрагора. Мы массово узнали о нем из произведений о Гарри Поттере, но в Древнем Риме мандрагоре придавали большое значение. Корень мандрагоры похож на человечка, ему приписывались самые разные мистические свойства и римляне активно использовали его для сохранения долголетия.

Вообще, таких вещей, как мандрагора, было очень много. Как и чтение самых разных заклинаний. Кстати, мы о них знаем тоже из книг о Гарри Поттере. Все дело в том, что автор серии Джоан Роулинг ничего не выдумала, она просто взяла готовые римские заклинания и дала их героям своих книг.

С точки зрения современных людей, большинства, по крайней мере, это все глупости. И все же, несмотря на эти глупости, все те римляне, которые четко следовали советам своих лекарей, достигали фантастической по тем временам продолжительности жизни. Как уже сказал выше, римские аристократы имели продолжительность жизни, которая и в наше время считается очень даже хорошей.

Важное значение римляне придавали психическому здоровью. Это означало умение справиться со стрессом и умение собраться в любой ситуации, а ситуации в империи бывали всякие — спокойной жизни не было.

Употребление отвара из корня валерианы в Европе известно как раз с Древнего Рима — еще тогда его активно использовали. Об успокоении нервов заботились уже 2000 лет назад.

В Древнем Риме использовали большое количество самых разных растений и пряностей. Многие из них использовали именно для того, чтобы снять стресс.

Большое значение придавали методикам, которые сейчас называются психологические аутотренинги. Важно было иметь ясное мышление, уметь принимать решения, уметь переключаться с темы на тему, не «зависать» на какой-то теме, не поддаваться эмоциям.

Самый распространенный совет был: обращаться к богам. Но также активно использовался юмор. Считалось, что если у человека нет чувства юмора, он никогда не проживет долго.

По воззрениям в Древнем Риме, важнейшим умением было ироничное отношение к самому себе.

Если человек готов посмеяться над самим собой, значит он готов избавиться от своего стресса, готов отпустить какие-то свои психологические проблемы.

Важными понятиями в Риме были «быстро» и «хорошо». Если какой-то деятель сделал что-то быстро и плохо, то все запомнят только то, что он сделал плохо, но никто не запомнит, что он сделал быстро.

Но если он что-то делал чуть дольше других, но сделал это хорошо, то никто не запомнит, что он делал это дольше, но запомнят, что дело было сделано хорошо.

Поэтому принцип совершенствования был во всём в Древнем Риме: в ораторских речах, в умении повелевать людьми.

Чтобы достичь совершенства, было важно уметь освобождать голову от ментального мусора. Аристократов учили переключаться с одной действительности на другую. Одним из таких механизмов был театр. Театров было много — от уличных для простого народа до домашних у богатых римлян.

Театр строил другую реальность, что облегчало процесс переключения между реальностями.

А когда человек переключается с действительности на выдуманную реальность, то потом и на действительность он смотрит уже по-другому: могут появиться решения, которые не появились бы, если бы не удалось выйти из проблемы и как бы подняться над ней.

Этот принцип активно используется и до сих пор: театр, кино, интернет — они строят другую реальность, что позволяет отключиться от повседневности. Посмотрел человек кино, отключился, отдохнул, а когда вернулся к своим житейским заботам, у него появились новые и, вполне возможно, более рациональные решения.

Однако, здесь важно именно переключение, а не полное погружение. Когда современный человек полностью погружен в соц.сеть или в компьютерную игру, то он уже не может отключиться от виртуальности и возникает все то же самое, как если бы он по самые уши погрузился в проблемы в своей обычной жизни и не видел бы из них выхода.

Таким образом, развлечения в виде театральных постановок — всё это было уже тогда. Лекари советовали своим подопечным как можно чаще посещать театр.

Следующая методика омоложения пришла в Рим из Египта. Египетская царица Клеопатра считала, что нахождение рядом молодых людей было благотворным для здоровья и долголетия.

Это могли быть как дети, так и юные или молодые люди, которые дарят царице свою энергию.

Клеопатра была уверена, что чем лучше она сумеет отнять энергию от молодого человека, тем лучше она себя будет ощущать и тем дольше проживет.

Поэтому она окружала себя молодыми ликторами, молодыми стражниками, молодыми помощниками — всеми теми, кто будет передавать правительнице свою хорошую энергию. Эта же традиция прижилась и в Древнем Риме.

Считалось, что у римского сенатора помощниками должны были быть молодые люди.. И в этих отношениях ни в коем случае не должно было быть ничего плотского, потому как римляне считали, что плотские отношения разрывают энергетическую связь и получать энергию молодой жизни станет уже невозможно.

И сегодня люди старшего поколения могут подтвердить, что если они активно общаются с молодежью, передают ей свои знания и жизненный опыт, то они лучше себя чувствуют, у них появляется интерес и энергия жизни.

Это и есть энергообмен, только сегодня он происходит добровольно: молодые люди получают от старших знания и опыт, а старшие получают жизненную энергию — получается своего рода взаимовыгодное сотрудничество.

Следующая методика психологической разрядки, название которой все мы слышали — это мальчики для битья. Выражение мы все слышали, но не все знают его содержание и историю.

А история такова: в Древнем Риме были специальные слуги, задачей которых было снимать стресс с хозяина. Задачей такого мальчика для битья было сначала заставить хозяина раскрыться, выплеснуть стресс.

Для этого он подначивал хозяина, говорил ему какие-то неприятные вещи, утверждал, что у того плохо получаются какие-то дела, в результате хозяин раздражался, распалялся и все заканчивалось тем, что он орал на слугу, не сдерживая себя в выражениях.

Считалось, что нужно было вот так проораться не менее двух раз в неделю. Римляне были убеждены, что такой способ разрядки позволял снимать стресс и сохранять психическое здоровье.

В аюрведически источниках подобной методики я не встречал, а вот среди современных произведений можно вспомнить комедийный фильм «Слушатель» 2004 года, в котором главный герой устраивается на работу в психопатичную семейку как раз таким мальчиком для битья.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]