Почему школьная столовая все еще ассоциируется у детей (да и взрослых) с холодной кашей и резиновой печенью с гречкой? И можно ли это изменить? Рассказывает председатель Комиссии по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности города Москвы Наталья Анпеткова.
Кому полагается бесплатное питание?
В Москве все ученики начальной школы с 1-го по 4-й класс включительно обеспечены бесплатными завтраками. А льготные категории (многодетные, малоимущие и т. д.) — бесплатными завтраками и обедами вплоть до окончания школы. Кроме того, студенты колледжей, которые учатся на бюджете, также получают бесплатные горячие обеды.
В 2021/2022 учебном году стоимость школьных завтраков и обедов изменилась совсем незначительно. И теперь составляет 96,53 для начальных классов и 103,50 рубля для учеников 5–11-х классов за завтрак и 163,11 и 193,22 рубля за обед соответственно.
Меню в школах обновляется каждый год. Причем происходит это не только в соответствии с СанПиН, но и с учетом мониторинга вкусовых предпочтений детей. Постоянно ведутся мониторинги того, чему отдают предпочтения школьники, что не съедается, к чему возникает наибольшее количество нареканий. Так, фавориты среди салатов — это винегрет и витаминный салат из капусты с морковкой.
Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20, вступившему в силу с 1 марта 2021 года, сосисок в школьном меню больше не будет
Их заменили на биточки и котлеты, на так называемую рубку, которую любят дети.
Также, согласно требованиям нового СанПиН, в список запрещенных продуктов для детей добавили жевательную резинку, чипсы, пирожные и торты, кофе и газированные напитки, а в меню столовой — заливное и форшмак из сельди, макароны по-флотски, грибы, консервированные овощи и фрукты, кетчуп и майонез, а также блинчики с мясом и творогом.
РИА Новости / Кирилл Калинников
Заявление на льготное питание подается в московских образовательных организациях дистанционно, через портал mos.ru, и подтверждение льготы происходит автоматически.
Питание за счет денежных средств родителей может осуществляться как комплексно, так и по выбору блюд.
Шведский стол для льготников
Чтобы уравнять в правах на выбор питания льготников и тех, кто платит за завтраки и обеды, еще в прошлом году на базе ГБОУ № 2030 была опробована система «шведский стол».
И с этого года в каждом округе столицы один-два комплекса войдут в эту систему.
Обычно льготное питание подразумевает только один вариант завтрака и обеда, а система «шведский стол» позволяет сделать выбор из 3–4 блюд.
Сделано это в первую очередь для того, чтобы дети не оставались голодными, ведь не все любят кашу или творожную запеканку. И в результате продукты просто выбрасываются.
Если проект приживется, то будет решен самый главный вопрос — поедаемости. Есть выбор, учтены вкусовые предпочтения, а значит, ребенок получил полноценное горячее питание и сыт.
Трудность в осуществлении этого проекта — это проектная мощность пищеблоков. В условиях маленьких столовых в небольших школах просто физически нет для этого места.
Блюда на заказ
Родители нередко жалуются, что дети не едят те или иные блюда в школьной столовой. С одной стороны, детей можно понять: не все блюда им привычны. Ведь не во всех семьях подают к ужину тушеную капусту или рыбу на пару. А с другой стороны, всегда можно сесть вместе с ребенком и на портале mos.
ru составить для него индивидуальное меню на неделю, две, месяц или даже полгода. Это доступно всем, кто платит за завтраки и обеды. Единственное ограничение: в школах, где нет своего пищеблока или он очень маленький, заказывают комплексы и составляют цикличное меню.
Тогда выбор блюд будет несколько меньше.
Ситуация, когда всем детям привезли сырники, а одному ребенку — творожную запеканку, — это норма
Родители платят за это деньги, и обязанность школы — организовать полноценное питание учащихся.
Каждый год проводится мониторинг того, что лучше или хуже едят в том или ином округе или конкретной школе. Школа всегда может, с учетом вкусовых предпочтений, воспользоваться вторым комплексом меню (к контракту всегда приложено не менее двух комплексов меню) или таблицей замен. Так, например, где-то лучше едят сырники, а где-то — творожную запеканку.
В Восточном округе, например, есть школа, в которой дети обожают зеленые щи из шпината. А где-то предпочитают куриную лапшу.
Топ-7 любимых блюд московских школьников:
- Пельмени
- Борщ
- Гуляш
- Паста «Альфредо»
- Рисовая каша «Дружба»
- Омлет
- Сырники
Школьный ресторан
В рамках проекта, который реализуется в столице уже 13 лет, к 1 сентября еще 30 школ обзавелись своими собственными школьными ресторанами.
И сейчас в Москве насчитывается уже 200 столовых, которые были переоборудованы по желанию детей в школьные рестораны. Напомним, что школьники сами выбирают тематику и дизайн своей столовой.
Да и название «школьный ресторан» придумали сами дети. Первый ресторан был посвящен «Алисе в Стране чудес», а самый новый посвящен Москве.
Помимо визуальной составляющей, в рамках тематики ресторана комбинат питания, с которым заключен контракт, подбирает из меню блюда, которые подходят по концепции.
Смузи, фрукты и шоколад без сахара
Дети в качестве дополнительного питания всегда могут воспользоваться школьным буфетом. В столичном меню появилось 24 новых наименования. Причем теперь в ассортименте буфета есть продукты и для аллергиков, и для диабетиков: всего 41 позиция.
Фруктовые и овощные нарезки, сухофрукты, смеси с орехами, овощные и фруктовые салаты, смузи, сэндвичи и бутерброды.
И, естественно, родители всегда могут проконтролировать, чем питается их ребенок, и запретить ему покупать те или иные продукты при помощи системы «Проход и питание».
РИА Новости / Евгений Биятов
Для диабетиков предусмотрены батончики без содержания сахара, злаковые батончики. Появился даже шоколад без содержания сахара.
Одна из задач буфета — решить проблему маленьких столовых. С этого года вся выпечка в буфете только собственного производства комбината: в 5 утра приготовили, к 8 утра привезли в школу.
Отдельный стол для аллергиков
С прошлого года СанПиН предписано, что детям, имеющим медицинские показания, не просто разрешено приносить еду с собой — для них организуется отдельная зона в столовой. Она должна быть оборудована микроволновкой, холодильником и отдельным столом и стульями.
И в каждой школе, где есть хотя бы один аллергик, обязательно есть человек, ответственный за питание с использованием блюд домашнего приготовления.
Он следит за тем, чтобы вся принесенная детьми еда отправлялась утром в холодильник, а после, во время завтрака и обеда, помогает с разогревом блюд, чтобы исключить возможность детского травматизма.
Если у детей нет медицинских показаний для особенного питания, а родители дают еду с собой, то это полностью ответственность родителей.
Согласно санитарному законодательству, школа обязана создать условия для организации питания блюдами домашнего приготовления для детей, у которых есть медицинские справки (от гастроэнтеролога или аллерголога-иммунолога).
Родитель несет полную ответственность за то, что он даст ребенку с собой на завтрак или обед и не испортится ли это за время уроков. Одно дело — дать ребенку с собой яблоко, а другое — бутерброд с вареной колбасой и майонезом.
Инструкция для родителей аллергиков, посещающих школу:
Шаг 1: Пишем заявление на имя директора. У секретаря всегда есть образец. Никакого срока на рассмотрение заявления нет. Все делается сразу.
Шаг 2: Прикладываете справку от гастроэнтеролога, диетолога или аллерголога (от врача, который поставил диагноз).
Шаг 3: С вами связывается сотрудник, ответственный за данную процедуру в школе, и рассказывает алгоритм действий.
Снять пробу может любой желающий
Просто прийти в школу и купить завтрак или обед, к сожалению, не получится: еда готовится в учебном учреждении в строго определенном количестве, согласно заказам.
Однако любой родитель может попробовать все, чем питается его ребенок в школе.
Для этого надо просто обратиться к директору школы или ответственному сотруднику с письменным заявлением, чтобы на родителя заказали тот или иной комплекс, и оплатить его.
Shutterstock / Yurich20
Более того, для всех родителей Москвы существует возможность дегустации. По обращению родителей к руководителю образовательного учреждения назначается день, когда можно не просто попробовать все и вся, но и пообщаться с технологом пищевого комбината и выяснить все подробности приготовления того или иного блюда.
Или можно дождаться дня открытых дверей, где, как правило, школы знакомят родителей с условиями пребывания детей в школе, с условиями обучения и т. д.
Сколько длится завтрак?
Расписание завтраков и обедов и их продолжительность — это целиком и полностью обязанность каждой школы, и регулируется она требованиями СанПиН и локальными нормативными актами образовательного учреждения. И здесь главная трудность в том, что 20 минут на завтрак и 30 минут на обед — это слишком мало, а, с другой стороны, родители требуют, чтобы дети учились до обеда.
В зарубежных странах на прием пищи в школе отводится в среднем 45 минут. Но надо понимать, что такое время на прием пищи увеличит и время образовательного процесса (пребывания детей в школе).
Надо понимать, что это не простой вопрос, это пересмотр организации всего учебного процесса. Хотя, как говорится, если будет спрос, то будут и предложения.
Консультирование по вопросам защиты прав потребителей проводится по телефону общественной приемной Управления Роспотребнадзора по городу Москве 8 (495) 755-37-41, по санитарно-эпидемиологическим вопросам — по телефонам 8 (495) 687-40-57, 8 (495) 687-63-60. Обращения принимаются по рабочим дням с 09:00 до 18:00 (с понедельника по четверг), с 09:00 до 16:45 (по пятницам), обеденный перерыв с 13:00 до 13:45.
Консультирование по вопросам организации питания в общеобразовательных учреждениях осуществляет отдел консультационных услуг для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» по телефонам: 8 (495) 687-39-61, 8 (495) 687-26-31.
Отдел гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»: 8 (495) 616-64-59, обращения принимаются по рабочим дням с 09:00 до 17:30, обеденный перерыв с 13:00 до 13:30.
Фото на обложке: Shutterstock / Yurich20
Правильное питание школьника: меню, режим и программа здорового питания учащихся в школе, рекомендации по полезному рацион ребенка
1 января 2021 появились новые СанПиН 2.3/2.4.3590-20, которые включили в полезное меню для школьника:
- белковую пищу: мясо, яйца, творог, молоко;
- 30% жиров растительного происхождения;
- пищевые волокна, 10–20 граммов в сутки: сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, муку, бобовые и овощи;
- витамины и микроэлементы, сбалансированные по составу;
- йодированную соль.
Меню разрабатывает или юридическое лицо (чаще всего это комбинат, но бывает ИП или фирма), которое поставляет еду в школу, или заведующая столовой, если всё готовится на кухне в образовательном учреждении.
В обоих случаях оно согласовывается с директором, а потом — с Роспотребнадзором.
Меню разрабатывают на две недели вперёд, где учитывается калорийность, белки, жиры и углеводы (КБЖУ): завтрак — 25%, обед — 35% от суточной потребности.
Почему меню в школе не всегда правильное
Школы ориентируются на специальные документы, в которых прописаны требования к поставкам, организации питания и санитарно-гигиенические нормы. За качеством еды следит администрация школы.
Но несмотря на все стандарты, питание школьников бывает довольно сомнительным.
Меню не всегда соответствует рекомендациям ВОЗ и других научно-медицинских объединений, а санитарно-гигиенические нормы зачастую нарушаются — почти у каждого школьника есть история про таракана в столовой.
Так происходит потому, что комиссия не осуществляет должный надзор, а просто заполняет документы. Получается, что деятельность столовой не контролируют.
Каким должно быть питание школьника
Есть основные рекомендации по здоровому питанию от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ.
Соблюдать БЖУ
Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего его содержится в бобовых.
Насыщенные жиры обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Их больше всего в рыбе и орехах.
Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные: если первые чаще содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых и крупах.
Пить воду ежедневно
Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды и пить тогда, когда хочется.
Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы сделать воду привычкой, нужно механически выпивать несколько стаканов в течение дня.
Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки.
Включить в рацион овощи, фрукты, орехи и бобовые
По предписаниям ВОЗ овощи и фрукты — основной компонент правильного питания. Рекомендуется есть не менее 400 граммов в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые — по 50 граммов 1–2 раза в неделю, орехи — до 40 граммов в день, цельные злаки — около 50 граммов в сутки.
ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора с 2021 года в программе питания школьников 30% белка будет растительного происхождения, а не животного.
Ограничить соль и сахар
По рекомендациям ВОЗ важно следить за размером порций и ограничить потребление соли до примерно половины чайной ложки в день. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты.
Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задерживанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и не получает удовольствия от еды без добавок.
Ограничить молочные продукты
Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени и орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить больше одного стакана молока в день — так считает и Минздрав.
Сбалансировать режим питания школьника
В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.
Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по питанию школьника.
- За ним должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.
- Режим питания зависит от того, в какую смену учится ребёнок. Если в первую, то:
- завтрак в 07:00–08:00,
- перекус в школе в 10:00–11:00,
- обед в 13:00–14:00,
- ужин в 18:00–19:00.
Если во вторую смену, то:
- завтрак в 08:00–09:00,
- обед перед школой в 12:00–13:00,
- перекус в школе в 15:00–16:00,
- ужин в 18:00–19:00.
Если ребёнок учится в традиционной школе, он всё равно будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять.
Попробуйте компенсировать это дома: кормите полноценной домашней едой и добавляйте полезные продукты.
Лайфхак: приносите фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.
Источник: aif.ru
Что делать, если вы недовольны питанием ребёнка в школе
Роспотребнадзор разработал рекомендации, которые позволяют родителям контролировать, чем питаются их дети в школе. Желающие могут входить в состав комиссии вместе с директором, но это должно быть закреплено приказом.
Если вы хотите, чтобы ребёнок не пропускал приёмы пищи, ел горячую домашнюю еду, в качестве которой вы всегда уверены, присмотритесь к семейному обучению.
Забрать ребёнка из школы можно по желанию семьи — никакие специальные причины не требуются. А учиться дома может быть даже эффективнее, чем в школе, потому что это экономит время. Режим питания школьника не нарушается — ребёнок ест качественную и вкусную домашнюю еду.
Рациональное питание в школе: каким оно должно быть
Настоящее Пользовательское соглашение является публичной офертой. Любые действия Пользователя (посетителя) Портала (в том числе, но не исключая – регистрация, размещение материалов, комментарии, распространение материалов и пр.), совершенные им на Портале, являются полным и безоговорочным акцептом указанной оферты.
Собственник: ИП Балыко Елена Николаевна, ИНН 505000901495, ОГРН 308505024000041
СМИ: Наименование ActivityEdu, свидетельство ЭЛ № ФС 77 – 73397, от 03.08.2018
Контактные данные: Тел: 8 (495) 909-24-46, e-mail: [email protected]
2. Термины и определения, используемые в Пользовательском соглашении
Портал (сайт) — совокупность интегрированных программно-аппаратных и технических средств, а также информации, предназначенной для публикации в сети Интернет и отображаемой в определенной текстовой, графической или звуковых формах, расположенная по адресу https://activityedu.ru/.
Владелец (Администрация) Портала – собственник Портала либо лица, уполномоченные собственником представлять его интересы в силу трудового или гражданско-правового договора.
Пользователь — информационные агентства, электронные и печатные средства массовой информации, физические и юридические лица, получающие доступ к контенту, размещенному на Портале, а также в пределах функционала Портала и Личного кабинета, создающие такой контент. В зависимости от ролевой модели и функционала Пользователи могут делиться на несколько типов, в том числе:
- Читатель – имеет доступ к контенту;
- Автор – имеет доступ к контенту и создает контент;
- Покупатель (Заказчик) – приобретает (заказывает) товары, работы, услуги, решения через Каталог.
- Продавец (Поставщик) – загружает товары, работы, услуги, решения в Каталог и создает часть Контента.
Регистрация — действия Пользователя по созданию Аккаунта по установленной Администрацией процедуре. В процессе Регистрации Пользователь должен предоставить свои Аутентификационные данные, а также может указать иные необязательные сведения, которые сочтет необходимым.
Расширенная (дополнительная) регистрация – указание пользователем дополнительных данных после создания Аккаунта, необходима для доступа к некоторым разделам Портала и расширенному функционалу.
Аккаунт пользователя– набор данных о Пользователе, формируемый Пользователем самостоятельно при регистрации на Портале и в ходе дальнейшей работы с Порталом.
Профиль — информация, автоматически создаваемая при Регистрации и / или заполнении соответствующих данных в Аккаунте пользователя, содержащая часть данных из Аккаунта, а именно данные из разделов Фамилия, Имя, а так же изображение, загруженное Пользователем в Аккаунт в качестве фото. В профиле не отражается пароль.
Личный кабинет – инструмент управления данными Пользователя и размещаемым им контентом.
Блокировка пользователя – ограничение Администрацией прав Пользователя полное или частичное, влекущее за собой невозможность использовать функционал Портала полностью или частично.
Контент – любые материалы, размещенные на Портале как Пользователями, так и Администрацией, в том числе тексты, фото, видео и пр., в том числе информация, направляемая в личных сообщениях, отзывах и х.
- Модератор –пользователь и / или уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять модерацию Контента Портала.
- Модерация Контента (Модерация) –проверка контента на соответствие правилам Портала и настоящему Соглашению и его опубликование на Портале.
- Редактор – уполномоченное Администрацией (Владельцем) лицо, которому Администрация (Владелец) предоставила доступ к функциональности, позволяющей осуществлять редактирование Контента Портала.
- Редактирование — изменение Контента и его опубликование на Портале.
- Блог – один из способов размещения контента на Портале (ведение Блога), при котором контент формируется Пользователем самостоятельно в личном кабинете, не редактируется Администрацией и размещается на Портале с меткой Блог.
- Каталог – раздел Портала, представляющий из себя базу товаров, услуг, работ и решений, формируемый Поставщиками, оборудованный системой поиска, заказа и обмена информацией об указанных товарах между Пользователями, третьими лицами и Поставщиками.
- Форма обратной связи – система обращения Пользователей к Администрации, интегрированная в Портал.
3. Общая информация о Портале
ActivityEDU – интернет ресурс о школьном и дошкольном образовании, представляющий из себя совокупность текстовых, видео и фото материалов на обозначенную тематику, а так же каталог товаров, услуг и комплексных решений для образования.
4. Общие положения об использовании Портала
- Настоящее Пользовательское соглашение (далее — Соглашение) устанавливает правила и условия использования информационных, новостных и иных материалов, размещенных на Портале.
- Портал доступен Пользователям, которые обладают дееспособностью для принятия условий настоящего Соглашения и достигшим возраста, который необходим для того, чтобы использовать Портал, в соответствии с законодательством страны гражданства или места жительства Пользователя.
- Использование Портала Пользователем означает, что Пользователь принимает и обязуется соблюдать все нижеприведенные условия настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение полностью или в части может быть изменено Администрацией Портала в любое время без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее опубликования на сайте www.activityedu.ru.
- Пользователь, не согласный с условиями действующей редакции Соглашения полностью или в части, обязан прекратить любое использование Портала.
- Нарушение Пользователем условий Соглашения может привести к блокировке Пользователя и / или удалению Аккаунта такого Пользователя, а также к полному или частичному удалению Контента или ограничению доступа к нему без предварительного уведомления.
- Длительность блокировки определяется Администрацией по собственному усмотрению.
Решение о снятии блокировки принимается Администрацией Портала после направления Пользователем обращения на электронную почту [email protected]. В снятии блокировки может быть отказано без объяснения причин.
5. Условия использования материалов, размещенных на Портале
- Под использованием материалов понимается воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения и иные способы использования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
- Портал содержит материалы, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, включая, но не ограничиваясь, тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения.
- При этом все содержание сайта охраняется законом как произведение науки, литературы и искусства, созданное коллективным творческим трудом в соответствии с положениями 4 части Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Владельцу принадлежат исключительные права на использование содержания Портала, которые были переданы ему на основании настоящего Пользовательского соглашения авторами произведений науки, литературы и искусства (в том числе, право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Портале, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в настоящем Соглашении и / или в содержании опубликованных на Портале материалов.
- Использование любой информации с Портала в любых целях, кроме как в личных, без согласия Владельца не допускается.
- Распространяется бесплатно.
6. Обязанности Пользователей при использовании материалов
При использовании контента Портала в любых целях, кроме личных, ссылка на сайт Портала обязательна.
- В печатных изданиях или в иных формах на материальных носителях Пользователи обязаны в каждом случае использования контента указать источник — «Источник: https://activityedu.ru/».
- в Интернете или иных формах использования в электронном виде, а также разместить гиперссылку на страницу Портала, где размещен соответствующий контент.
- Ссылка на источник и гиперссылка, указанные выше, должны быть помещены Пользователем в начале используемого текстового контента, а также непосредственно под используемым аудио-, видео-, фотоматериалом, графическим контентом сайта.
- Размеры шрифта ссылки на источник или гиперссылки не должны быть меньше размера шрифта текста, в котором используются контент сайта, либо размера шрифта текста Пользователя, сопровождающего аудио-, видео-, фотоматериалы и графические материалы.
- Использование контента Портала, полученного из вторичных источников, возможно только со ссылкой на эти источники.
При использовании контента Портала не допускается переработка его оригинального текста. Сокращение, изменение, редактирование контента возможно только с согласия Администрации (Владельца), оформленного в виде электронного письма и направленного Пользователю с любого из адресов электронной почты, указанных на Портале в разделе Контакты (https://activityedu.ru/Pages/contacts/).
Если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации не допускается копирование, распространение, передача третьим лицам, опубликование или иное использование в коммерческих целях контента, загруженного с Портала, без получения письменного разрешения Администрации (Владельца) или другого законного владельца авторских прав.
Коммерческое использование контента Портала осуществляется на основании договоров, заключенных в письменной форме.
Указанные в настоящем разделе Соглашения положения предусматривают защиту интересов Владельца и третьих лиц, являющихся обладателями прав в отношении контента сайта. При этом все обладатели прав вправе воспользоваться своими правами, указанными в настоящем Соглашении, самостоятельно.
7. Регистрация Аккаунта
Ряд функций Портала доступен Пользователю только после Регистрации.
Для Регистрации Пользователь предоставляет информацию, предусмотренную формой регистрации. Если у Администрации есть основания полагать, что предоставленная Пользователем информация не является достоверной и актуальной, Администрация вправе по своему усмотрению заблокировать Пользователя.
После заполнения формы Регистрации Пользователю надо подтвердить Регистрацию путем ее активации согласно инструкции, направленной Администрацией на адрес электронной почты, указанный Пользователем при Регистрации.
Администрация вправе по своему усмотрению установить требования к логину и паролю (количество знаков, допустимые символы и т. д.).
В результате Регистрации создается Аккаунт пользователя.
Пользователь несет ответственность за безопасность (устойчивость к атакам подбора) выбранных им Аутентификационных данных, и их конфиденциальность.
Пользователь несет ответственность за все действия, совершенные с использованием Аутентификационных данных Пользователя.
Все действия, выполненные после Авторизации с использованием Аутентификационных данных Пользователя, считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь в порядке, предусмотренном Соглашением, предварительно уведомил Администрацию о возможности несанкционированного доступа и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих Аутентификационных данных.
Пользователь несет ответственность за возможную потерю или искажение данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-занарушения Пользователем положений Соглашения.
Основы питания школьников / Что включить в рацион, чтобы ребенку на все хватало сил – статья из рубрики "Правильный подход" на Food.ru
Разнообразие
Каждый день ребенок должен получать определенное количество белков, жиров и углеводов. Белки отвечают за обмен веществ и рост. Они хорошо усваиваются из рыбы, мяса, яиц и молочных продуктов.
Жиры — проводники питательных веществ. Они содержатся в сливках, сметане, сливочном масле, мягких сырах, орехах.
Энергию и силу дети получают из углеводов: простые есть в сладких фруктах и овощах, ягодах, медленные — в картофеле, зерновых и бобовых культурах.
Потребности
Каждый ребенок индивидуален: кто-то любит играть в футбол, а кто-то — на скрипке. Поэтому еду нужно давать в таком количестве в количестве, чтобы восполнить энергопотери.
Регулярность
Есть ребенок должен регулярно. Промежутки между приемами пищи не стоит делать больше 4-5 часов. За это время пища успеет перевариться и усвоится полностью.
Баланс
Углеводы служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Школьнику они необходимы, в меню их должно быть больше, чем белков и жиров. Но злоупотреблять не стоит — избыток быстрых углеводов приводит к ожирению. Важно соблюдать баланс: сладкие булочки замените фруктами, а конфеты — пастилой и медом.
Дети, которые успевают позавтракать с утра, более успешны в учебе. У школьников, которые не едят утром, замедляется обмен веществ, снижается внимательность, ухудшается память.
Дети, которые регулярно едят по утрам, более стрессоустойчивы. А начало уроков — всегда стресс: если испытывать его на голодный желудок, можно заработать гастрит.
Дети, которые едят сытную еду по утрам, реже страдают от лишнего веса. Завтрак запускает обмен веществ — процесс, при котором организм начинает сжигать калории. У них не возникает желания чем-либо перекусить в течение дня.
Детские диетологи советуют кормить ребенка с утра чем-то теплым, не очень жирным и сладким. Для этого включите в меню молочные каши. Они богаты сложными углеводами. Школьник будет чувствовать себя сытым до обеда.
Гречневая каша — лидер по количеству растительных белков, кальция, железа, фосфора, витаминов группы В, которые необходимы для активной работы мозга. На втором месте овсянка. В рисовой каше больше крахмала, но меньше белка.
В России начал действовать закон, по которому ученики начальной школы должны получать бесплатное горячее питание. Такая еда не должна быть жирной, жареной или острой.
По рекомендациям Роспотребнадзора, завтрак для младшеклассника содержит 12—16 гр белка, столько же жира и 48—60 гр углеводов. Детям должны выдавать фрукты, витаминизированные хлеб и напитки. Завтрак или обед в идеале содержит, как минимум, одно горячее блюдо и один напиток.
Не во всех школах есть возможность организовать горячее питание. В этом случае родителям нужно самим позаботиться о еде для ребенка.
Что и в каком количестве давать школьнику, будет зависеть от того, в какую смену он учится.
Примерный режим питания:
- 6:00—8:00 — завтрак;
- 9:00—11:00 — перекус в школе или второй завтрак дома, если ребенок учится во вторую смену;
- 12:00—14:00 — обед;
- 16:00—17:00 — полдник дома или перекус в школе для детей второй смены;
- 19:00—20:00 — ужин.
Продукты для ланч-боксов выбирайте те, что хорошо хранятся. Для перекуса подойдут овощи, фрукты, хлебцы, несладкое печенье. В дни, когда уроков много, а после запланирована тренировка, положите в ланч-бокс, например, отварной рис, он даст чувство сытости, и овощи на пару — они добавят питательности. Куриные или рыбные котлетки зарядят энергией.
Молочные продукты детям желательно употреблять ежедневно. Поэтому в контейнер с едой можно добавить сыр, маленькую коробку молока, йогурт.
В период экзаменов в качестве десерта в ланч-бокс можно добавить дольку шоколада. В нем содержатся углеводы — пища для клеток мозга. А банан поднимет настроение.
Собирая сэндвич, не забывайте о свежей зелени и овощах. Они укрепят иммунитет, будут держать организм в тонусе. Используйте только свежие, не замороженные продукты. Два ломтика хлеба, ломтик ветчины и сыра, хрустящий салат и помидор — просто, вкусно и полезно.
Вот еще несколько вариантов начинок для полезных бутербродов:
- кусочки курицы, салат, помидоры черри, немного сыра и сметаны;
- тунец, консервированная кукуруза, зелень, сливочный соус;
- сыр, кружочки огурца и помидора, листья салата, немного натурального йогурта;
- котлета, зелень, овощи;
- тунец/лосось, сваренное вкрутую яйцо, лист салата;
- лосось, авокадо, лист салата, соус;
- курица, немного огурца, соус, лист салата;
- моцарелла и любой другой сыр, который любит ребенок, запеченный в лепешке;
- паштет, зелень;
- ветчина, овощи, омлет.
Для разнообразия их можно делать не только с хлебом, но и заворачивать начинку в лаваш, питу или блинчики.
Не забывайте про напитки. Лучшим решением будет дать ребенку воду или молоко, несладкий домашний компот, морс.
Делать это не только нужно, но и важно. В Институте возрастной физиологии РАО выяснили, что показатели работы сердца и дыхания детей во время уроков, уровень напряжения во время занятий можно сравнить с космонавтом, находящимся в невесомости.
Мозг ребенка во время учебы расходует почти 25% энергии, которую получает с пищей. Для сравнения: у взрослого человека это величина составляет только 3—4%. Поэтому дети школьного возраста должны получать от 2000 до 3000 ккал.
Этот показатель зависит и от возраста, роста, веса школьника. В среднем ребенок 7—10 лет должен получать около 2000 ккал в сутки, 11—14 лет — 2400—2600 ккал, а в 16 лет — 3000 ккал.
Кроме килокалорий стоит обратить внимание и на состав витаминов. За работу мозга отвечают В1, В2, В6, В12. Витамин B1 поступает в организм с хлебом из муки грубого помола, крупами, бобовыми. B2 содержится в молочных продуктах. В6 — в неочищенных зернах злаковых, листовых салатах, гречневых и пшеничных крупах, бобовых. В12 есть в печени, говядине, мясе домашней птицы, рыбе, молоке и сыре.
Приглядитесь к ребенку. Достаточно ли он двигается в течение дня? Если в расписании только уроки, компьютер и телевизор, то удивляться плохому аппетиту не стоит. Энергозатраты у него минимальные, много еды ему просто не нужно.
ВОЗ рекомендует детям заниматься физическими нагрузками не меньше часа в день. Велосипеды, походы, физкультура дома и в школе — всё это необходимо, чтобы вырастить здорового ребенка с отличным аппетитом.
Если причина не в отсутствии движения, то поговорите со школьником. Возможно, его что-то тревожит, поэтому аппетит пропал.
Фантазируйте, когда готовите. Нарежьте овощи не стандартными кольцами и кусочками, а сделайте фигурки: звезды, сердечки, ромбы. Не покупайте чипсы, крекеры, леденцы, которые дети любят есть между приемами пищи.
Попробуйте приготовить обед вместе. Дети с удовольствием едят то, что сделали сами.
Уважайте отказ ребенка от еды, только не давайте потом перекусывать. Он должен научиться говорить нет, но и злоупотреблять вашим доверием не должен.
Следите за тем что, сколько и когда ест школьник. Соберите ему правильный ланч-бокс: положите туда сэндвич с зеленью, банан и бутылку воды.
Минпросвещения России
Популярные вопросы и ответы
Что представляет собой горячее питание?
Внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» зафиксировали необходимость обеспечить учащихся начальной школы бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день.
Школы обязаны предоставить:
- качественное, здоровое и полноценное горячее питание, не допуская подмены приемов пищи полумерами (разогретыми бутербродами с чаем или чем-то иным);
- горячее питание, отвечающее всем стандартам и требованиям безопасности;
- питание, включающее горячее блюдо, не считая горячего напитка; сбалансированный рацион, обеспечивающий правильное физиологическое развитие молодого организма;
- горячее первое и второе блюдо или второе блюдо в зависимости от приёма пищи.
- Учащиеся начальных классов обеспечиваются бесплатным горячим питанием в зависимости от режима обучения.
- Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счёт ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Все ли категории школьников будут включены в процесс?
Горячим питанием в школах будут обеспечены все учащиеся 1–4-х классов, включая льготные категории обучающихся, получающих начальное общее образование.
Будет ли отличаться питание для детей с ОВЗ и инвалидов?
У регионов есть возможность и необходимые инструменты для того, чтобы при формировании меню учитывать потребности тех, кто нуждается в диетическом питании, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Могут ли родители участвовать в составлении меню?
Родители могут давать предложения по составу школьного меню, участвовать в мониторинге качества питания (в том числе в качестве членов бракеражной комиссии) в соответствии с локальными актами школы.
Подробнее с формами участия родителей можно ознакомиться в Методических рекомендациях «Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях» (МР 2.4.
0180-20), разработанных Роспотребнадзором.
За счёт каких средств организовано предоставление горячего питания в школах?
Все школьники с 1-го по 4-й класс будут обеспечены горячим питанием в школах на безвозмездной основе. Финансирование будет производиться из средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.
А что получат дети, находящиеся на домашнем обучении?
Учащиеся начальных классов, находящиеся на домашнем обучении и закрепленные за государственной или муниципальной образовательной организацией, в случае посещения образовательной организации могут быть обеспечены бесплатным горячим питанием непосредственно в школе.
Что нужно сделать родителям, чтобы их дети получили бесплатное горячее питание?
Родители (законные представители) пишут заявление на предоставление бесплатного горячего питания учащимся начальных классов в соответствии с требованиями, которые установлены региональными, муниципальными нормативно-правовыми документами, а также локальными актами образовательной организации.
Как понять, готова ли школа к участию в проекте?
На все вопросы, касающиеся организации горячего питания, смогут ответить специалисты горячей линии для учителей и родителей, региональных и муниципальных органов управления образованием.
Координацию работы в регионах по организации горячего питания учащихся начальных классов обеспечивает Оперативный штаб Минпросвещения России.
Где получить полную информацию о проекте?
На сайте Минпросвещения России запускается специальный раздел «Горячее питание для школьников».
Он включает:
- информацию о проекте;
- электронную форму обращения по вопросам питания;
- популярные вопросы по горячему питанию и ответы на них;
- необходимые документы и материалы, а также новости по теме.
А можно ли найти информацию в соцсетях?
Подробнее о проекте пользователи соцсетей смогут узнать из информационных материалов, опубликованных в сообществах Минпросвещения во всех социальных сетях.
Ответы на вопросы все желающие смогут получить в короткие сроки, написав личное сообщение в сообществе Минпросвещения в соцсети «ВКонтакте». Там начнёт работу чат-бот с широким набором ответов.