Статья Льва Штернберга
Когда ребенок обучается чтению, ему приходится последовательно пройти несколько ступеней, на каждой из которых он встречается с определенными трудностями. Чтобы избежать этих трудностей, или хотя бы быть к ним готовым, взрослый должен о них знать. Коротко перечислим основные из них.
По традиционным методикам ребенок прежде всего учит отдельные буквы, учится определять на слух, какие из них гласные или согласные, затем учится соединять буквы в слитные слоги, затем учится читать и понимать целые слова, и в конце концов учится читать и понимать предложения.
Этап заучивания букв и слияния слогов
Дети с хорошей памятью заучивают буквы легко. Выучить наизусть 33 буковки для них не составляет особых проблем.
Правда, некоторые родители, вместо того, чтобы просто показать ребенку букву и просто назвать ее, начинают нагружать малыша разнообразными стишками и всевозможными картинками, словно нарочно отвлекая внимание ребенка от нужной информации. Например, в детских букварях и книжках встречаются подобные строчки, сопровождаемые яркими иллюстрациями:
В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла –
Превратилась в букву А.
Стишки и картинки — это, конечно, здорово для общего развития ребенка. Но запоминать буквы они обычно только мешают. На самом деле ребенку было бы гораздо проще попросту увидеть букву и попросту повторить за взрослым ее название.
Дети со слабой памятью заучивают буквы с огромными проблемами. Таким детям недостаточно просто увидеть и повторить букву, им еще требуется включить мышечную память. Например, лепить буквы из пластилина, или плести их из проволоки, или писать на бумаге.
Такие дети путаются в деталях букв — где должна быть прямая палочка, где должен быть кружочек. Такой ребенок каждую заученную букву должен сразу применяет в чтении. Например, познакомился с буквами М и А и сразу составил слово МАМА.
Познакомился с буквой П и сразу использовал ее в слове ПАПА. Познакомился с буквой О и сразу составил слово ПОПА. К сожалению, существует очень мало методик, в которых материал для чтения подобран с малым количеством букв. Такой материал подобрать действительно сложно.
Для чтения хотя бы десятка слов требуется знание минимум 5-6 букв, а в таком количестве знаков ребенок с плохой памятью уже путается.
Но так или иначе, скоро или не скоро, буквы однажды становятся наконец выученными. Некоторые наивные родители, преодолев этот этап, радостно заявляют: «Мы уже выучили все буквы и уже почти читаем!». Однако именно на этом этапе родители (и профессиональные учителя тоже!) совершают так много ошибок, что дальнейший переход от отдельных букв к слогам-слияниям протекает у детей наиболее трудно.
Причина взрослых ошибок заключается в том, что взрослые и дети совершенно по-разному понимают речевые звуки. Ухо ребенка улавливает в человеческой речи тысячи разнообразных звуков, а взрослые предлагают ему пользоваться азбукой, включающей в себя всего лишь три десятка букв.
Вся современная фонетическая теория годится только для этих тридцати букв, а все остальные тысячи звуков в эту теорию не вписываются категорически. И дети, которые ориентируются пока еще только на звуки, а не на буквы, понять эту теорию никак не могут.
Дети не могут понять, например, почему вдруг звук А нужно считать гласным. Ведь если этот звук А произнести шепотом, то он будет иметь все признаки глухого согласного.
Любой гласный можно произнести так же коротко, как согласный, а звонкие согласные В, З, Ж, М, Н, Л, Р можно спеть столь же долго, как и гласные.
С точки зрения артикуляции, при произнесении слога КУ губы вытягиваются вперед трубочкой еще до того, как щелкнет задний язычок, и потому детям не ясно, почему вдруг буква К в слоге-слиянии КУ должна записываться первой.
Звук Я должен считаться гласным, но когда мы произносим этот звук отдельно, то он начинается с согласного Й, и этот Й по какой-то непонятной детям причине взрослыми вообще не записывается. Взрослые убеждают детей, что звук Я произносится точно так же, как ЙА, а дети не могут понять, почему взрослые не слышат разницы между ЙЯ и ЙА — в отличие от взрослых, дети прекрасно слышат разницу этих звуков.
Вся взрослая теория настолько противоречива и так не соответствует естественному детскому восприятию, что можно лишь удивляться, как дети ее вообще в конце концов понимают.
И конечно же эта ошибочная теория просто обязана вызывать у детей проблемы при обучении чтению, что мы и имеем в реальной практике.
Чтобы избежать этих проблем, взрослые обязаны прежде всего сами разобраться в вопросе, чем отличаются буквы от звуков, и для этого вниманию взрослых предлагаются на нашем сайте две другие статьи: «Буквы, фонемы, звуки, слоги» и «Звуки не бывают гласными».
Проблема слияния отдельных букв в слоги оказывается столь велика, что авторы некоторых инновационных (т.е. не традиционных) методик предлагают вообще пропустить этот шаг и не заучивать отдельные буквы.
Так, например, Глен Доман предлагает с самого начала запоминать написание целых слов («глобальное чтение»), а Николай Зайцев предлагает начинать обучение с так называемых складов («складовые кубики Зайцева»).
В “Ребус-методе”, который Вы найдете на этом сайте, используется сразу складовое и глобальное чтение, и это резко повышает результативность всей методики.
Почему ребенок никак не научится читать?
«Не могу с ним больше сама заниматься! Никакого терпения не хватает — так и хочется дать в лоб, — жаловалась мама дошкольника, который пришел ко мне на занятия. – Еще в три года выучили с ним все буквы, а к шести годам он не то, что не научился читать, еще и буквы начал путать! Как пойдем в первый класс – не могу себе представить…».
Подобные жалобы мне приходится выслушивать регулярно.
Обычно ситуация с обучением чтению выглядит так: родители активно начинают заниматься с ребенком — покупают всевозможные буквари, «говорящие» азбуки, кубики и пособия, учат буквы, но дальше этого дело никак не продвигается. Ребенку совершенно неинтересно сидеть за книгами, бесконечно повторяя одно и то же, да и родителям домашние уроки не доставляют никакого удовольствия.
Если у вас похожая ситуация — не спешите отчаиваться! С ней можно справиться довольно легко – главное понять: на каком этапе обучения чтению вы «застряли» и как его преодолеть.
Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?
Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво
Принцип «чем раньше, тем лучше» в этом случае не работает. Более того, результат такого обучения может быть прямо противоположным. Помните: ребенок должен психологически созреть для того, чтобы начать читать. Оптимальный возраст для обучения чтению дошкольников – 4,5 — 5,5 лет.
Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги – не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается – то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле – не заставить ребенка, а увлечь.
Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки
Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно – [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки – так, как мы их будем потом читать в словах.
Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА].
Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.
Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.
Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно
В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.
Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.
Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений
Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог – не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.
Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА – МО – МУ – МЫ – МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса!
ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.
СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.
ИГРА В МАГАЗИН (парковку, аэропорт, почту, детский сад). Подготовьте карточки с написанными слогами – это будут наши игровые деньги. Разложите товары, которые можно купить за эти деньги.
Их названия должны начинаться на те слоги, которые написаны на «купюрах».
Например, выдайте ребенку деньги со слогами КА, КУ, КО, КИ, КЕ, а на прилавке разложите товары — капусту, кукурузу, ковшик, кисточки, кегли (лучше брать продукты, начинающиеся с одной буквы: так у ребенка не будет возможности угадывать товар по первой букве).
Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).
Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи
Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.
Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:
- чтение закрытых (АМ, АС, АП, АР) и открытых (МА, СА, ПА, РА) слогов;
- чтение трех буквенных слов (МАК, ПАР, КОТ, ЛЕС);
- чтение слов из двух открытых слогов – сначала пусть это будут слова с повторяющимися слогами (ПАПА, БАБА, НЯНЯ, ДЯДЯ), потом слова с двумя одинаковыми гласными (КАША, ЖАРА, ЛАПА, ДАЧА), затем уже с двумя разными гласными (ЛЕТО, ЗИМА, ПЕРО, МЫЛО);
- чтение слов из 4-5 букв с двумя последовательными согласными: КРОТ, ДРУГ, ПОРТ, ЛИФТ, СПОРТ;
- чтение слов из 3 открытых слогов: РАДУГА, БУМАГА, КАЧЕЛИ, ЗАНОЗА;
- чтение простых предложений из двух-трех слов (ВОТ МАМА. У МАМЫ РОЗЫ. // ГДЕ КОТ? ОН СПИТ.);
- чтение предложений из 4-5 простых слов (У ДЯДЯ МИШИ ТОПОР. ОН РУБИТ ИМ ДРОВА. // КОШКА ЛЮСЯ ЛЕЖИТ НА ДИВАНЕ. Я ЛЮБЛЮ С НЕЙ ИГРАТЬ. );
- чтение сложных слов и предложений;
- чтение целых текстов.
Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, – вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему – и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!
Дата публикации 10.10.2016 Автор статьи: Зырянова Светлана Юрьевна, педагог дошкольного образования, автор обучающей программы «Чтение с увлечением»
5 причин, которые мешают вашему ребёнку быстро читать
Оказывается, ребёнок учится недостаточно хорошо не потому, что он ленивый, медлительный, глупый, бездарный, – нужное подчеркнуть, а потому, что в детстве его не научили… читать правильно и быстро. Об самых основных помехах в чтении и о том, как их преодолеть, – в материале Амур.лайф.
- Причина первая: низкое внимание
- Причина вторая: школьник, читая текст, проговаривает его шепотом или про себя
- Причина третья: малое поле зрения
- Причина четвертая: возвратные движения глаз
- Причина пятая: отсутствие стратегии чтения
Детям по природе сложно сконцентрироваться на чём-то одном, а вокруг ещё так много отвлекающих факторов: Интернет, гаджеты, мультфильмы. В этом нет ничьей вины, так устроен мир. Существуют упражнения, которые научат ребёнка концентрироваться.
Этим страдают и многие взрослые. Когда человек читает про себя, речевой аппарат пытается повторить те слова, которые прочитывают глаза. Из-за этого скорость чтения не может быть выше скорости разговорной речи. Не более 200-230 слов в минуту. Если убрать проговаривание, скорость чтения может повыситься до 600-800 слов в минуту. Убрать привычку проговаривать слова можно с помощью несложных упражнений.
На страницу книги или экран монитора можно смотреть по-разному: можно видеть по одному слову и читать слово за словом, можно видеть по два-три слова и читать небольшими сегментами, а можно видеть предложения или даже абзацы. В последнем случае скорость восприятия информации в разы выше. Поле зрения вполне можно расширить с помощью специальных методик.
Ещё такие движения называют регрессией. Наверняка многие это замечали за собой – при чтении книги или текста на экране вы возвращаетесь глазами и перечитываете некоторые слова или даже целые предложения. Это тоже влияет на скорость чтения. С этим явлением тоже можно бороться.
Цели при прочтении художественной и учебной литературы абсолютно разные. В первом случае цель – получение удовольствия, во втором – получение нужной информации, а затем применение её на экзамене или в жизни. Чтение для удовольствия отличается от добывания и запоминания нужной информации.
Родителям, узнающим своего ребёнка в вышеперечисленных примерах, не надо отчаиваться – выход есть, и всё не так сложно.
«Абсолютно любого ребёнка можно научить читать в три раза быстрее скорости чтения взрослого человека без потери качества и количества запоминания и понимания прочитанного», – эти слова принадлежит Шамилю Ахмадуллину, автору вышеприведённых упражнений для развития памяти и скорочтения для детей.
Эффективность более чем 30 методик Шамиля Ахмадуллина подтверждена сертификатами Министерства образования РФ, школа прошла оценку ведущих экспертных советов России. Также программу обучения скорочтению признали лучшим учебным пособием России в 2015 году.
Методики Шамиля Ахмадуллина есть в Интернете, но мало кто из родителей может вникать и заниматься с собственным ребёнком лично – как правило, не хватает времени, терпения или педагогических навыков. Для таких родителей есть отличная новость: в Благовещенске наконец-то открылась «Школа скорочтения и развития памяти по методике Шамиля Ахмадуллина».
Адрес «Школы скорочтения и развития памяти» в Благовещенске:
Ленина, 130, офис 303, телефон 56-90-90, www.turboread.info
Аккаунт в Инстаграм: turboread_blg
«Школу скорочтения я решила открыть в первую очередь потому, что как мама столкнулась с проблемами обучения ребёнка. Я начала искать в Интернете, нашла методику Шамиля Ахмадуллина, влюбилась в эту методику и поняла, что в Благовещенске ничего такого нет!» – делится руководитель благовещенской «Школы скорочтения и развития памяти по методике Шамиля Ахмадуллина» Елена Злепко.
- Кому может помочь школа скорочтения:
- – малышам, которые перед школой только учатся читать, – им помогут в игровой форме научиться читать правильно и быстро;
- – детям, которые читают по слогам или неуверенно – их переориентируют на чтение целыми словами, научат понимать предложения целиком;
- – школьникам средних классов, затрудняющимся понимать прочитанное и перерабатывать большой объём чтения;
– ученикам старших классов, готовящимся к экзаменам, – объёмы получаемой информации растут год от года, и, к примеру, с 2005 года выросли в 7 (!) раз. Чтобы эффективно усваивать информацию и быть способным к самообучению, школьникам необходимы современные методики;
– взрослым, желающим продолжить обучение и стать незаменимыми специалистами на рабочем месте.
Важное дополнение – все школы, работающие по методике Шамиля Ахмадуллина, гарантируют результат обучения детей: «Мы обещаем определённый результат – чтение в минимум два раза эффективнее, чем до обучения, и мы должны отвечать за эти слова. Мало того, если мы приняли на обучение кого-то, а результат не получился таким, как обговаривалось, мы возвращаем деньги за обучение. Нам дорога наша репутация», – говорит руководитель благовещенской школы скорочтения Елена Злепко.
Благовещенских педагогов школы скорочтения обучал Шамиль Ахмадуллин лично. Работа и результаты работы педагогов контролируется центральной школой скорочтения и автором методик.
«Мы гарантируем улучшение скорости чтения минимум в два раза, у детей подтянутся внимание и концентрация, улучшится память. Даже базового курса скорочтения достаточно для того, чтобы у ребёнка заметно повысилась успеваемость в школе», – рассказала Елена Злепко.
Методика предполагает, что школьники не будут больше времени корпеть над уроками или книгами, наоборот, при небольшом количестве затраченного времени будут получать знания более эффективно. Как правило, ребенок до обучения понимает около 30 % из прочитанного материала. А после прохождения курса этот показатель вырастает до 80-100 %.
Помимо курса скорочтения, осенью будут запущены курсы развития интеллекта и памяти.
Адрес «Школы скорочтения и развития памяти» в Благовещенске:
Ленина, 130, офис 303, телефон 56-90-90, www.turboread.info
Аккаунт в Инстаграм: turboread_blg
Что мешает ребенку научиться читать. Как научить ребенка читать — советы родителям
Взрослому человеку трудно в это поверить, но самую большую трудность при обучении чтению создаем ребенку мы, взрослые. Вернее, наше утверждение, что буква и звук — это почти одно и то же. На самом деле это совсем не так.
Так случилось, что уже давно в науку о звуках вкралась одна большая, серьезная теоретическая ошибка. Казалось бы, вопрос касается прежде всего теоретической фонетики, а ребенка эта теория поначалу и не должна касаться.
Однако на практике речь идет о восприятии ребенка, то есть о том, как он слышит устную речь, и что он соответственно понимает (или не понимает!) о речи письменной.
Когда мы, взрослые, говорим с ребенком о звуках, то мы и ребенок под самим словом «звук» имеем ввиду совершенно разные вещи. Абсолютно все маленькие дети с самого начала утверждают, что слово, например, МАСКАначинается со звука МА, а слово МУХА начинается со звука МУ.
Мы, взрослые, тут же кидаемся объяснять ребенку, что оба этих слова начинаются с одного и того же звука М, рассказываем ему, что звук этот согласный, и что к нему надо прибавлять гласные звуки А или У, чтобы получился слог МА или МУ. То есть мы тут же начинаем теоретизировать, выкладывать перед малышом самые что ни на есть абстрактные обобщения, и ребенок вконец запутывается. Просто обязан запутаться, ибо обобщения наши изначально ошибочны.
На самом деле ребенок прав: слово МУХА действительно начинается со звука МУ, а в слове МАСКА действительно нет ни одного звука М и ни одного звука А. Как бы мы, взрослые, с этим ни спорили.
Дело в том, что каждый звук речи имеет две основные характеристики: артикуляционную и вокальную. Именно эти две характеристики записываются буквами, но не звуки.
Артикуляционная характеристика показывает, какие органы речи (губы, язык, задний язычок, гортань) создают препятствие на пути выдыхаемого воздуха. На латыни эта артикуляционная характеристика называется «консонант», по-русски мы называем ее «согласный звук».
Другая характеристика, вокальная, показывает, какую «округлость» принимает произносимый звук. Латинское слово «вокал» по-русски мы называем «гласный звук».
Замечаете ошибку? Понятна ли вам разница между словами «характеристика звука» и «звук»?
Характеристика — это всегда некое условное обобщение, характерный признак, отвлеченное понятие. Характеристику невозможно выговорить вслух, ей можно лишь дать название.
Название условного понятия может быть любым — «эм», или «мэ», или «мыслете» (так называлась буква М в средние века) — назовите эту характеристику, а вместе с ней и соответствующую букву, хоть «миской», только воду в нее не наливайте — реальный звук от названия его условной характеристики измениться не может.
Еще сто лет назад в России, чтобы записать звук М в слове, например, ДОМ, в конце этого слова писали гласную букву «еръ» (ДОМЪ). Это сейчас она у нас называется «твердый знак» и применяется лишь как знак разделительный.
А сто лет назад она считалась гласной буквой, и написать звук МЪ без этой «нулевой огласовки» считалось верхом безграмотности.
Таким образом, то, что мы сегодня преподносим детям как «согласный звук М«, на самом деле является лишь половинкой звука, его согласной частью.
После Октябрьской революции в России произошла реформа письменности и, соответственно, реформа грамматики. Кто-то из новых редакторов, назначенных в науку от Наркомпроса, не понял латинского слова «фонема» — характеристика звука. При этом оно показалось ему слишком трудным для детского восприятия.
Не поняв, он стал во всех учебниках и справочниках заменять это непонятное слово на вроде бы понятное русское слово «звук». Кто конкретно это был — это не важно, мы не станем сейчас поименно вспоминать советских педагогических деятелей. Важно другое.
Современные специалисты образования — методисты, учителя, логопеды — сегодня искренне и всерьез верят во многие несуразные догмы, усвоенные ими в советских и постсоветских учебниках.
Скажи сейчас логопедам, например, что развивать ребенку фонематический слух невозможно, ибо фонема есть условность, которую нельзя ни произнести, ни услышать — многие логопеды воспримут такое заявление как личное оскорбление! И они будут, будут развивать ребенку несуществующий фонематический слух, портя при этом слух обычный — потому что так рекомендуют делать программы и учебники советских времен. И они ни за что не захотят соглашаться с утверждением, что они заставляют ребенка вместо звуков отыскивать в словах лишь с их половинки.
— Но ведь это абсурд, — скажете Вы, — половинки звука не бывает, половинку звука невозможно выговорить!
Вот именно. Именно поэтому дети долго не могут понять, каким же образом мы, взрослые, в слове МАСКА или МУХА вдруг выискали звук МЪ.
Целые армии методистов, логопедов, учителей занимаются тем, что учат ребенка в слове МУХА вытягивать губы трубочкой вперед только после того, как он выговорит звук М — чтобы научить ребенка разделять М и У. А затем столь же долго учат соединять обратно.
— Вот смотри, смотри на мои губы внимательно! В слове МУХА сначала мы говорим звук ММММММ, а лишь потом произносим звук УУУУУУУУУ.
И этот первый звук, который МММММММ, называется согласным, потому что он короткий, он не тянется. А гласные звуки — они тянутся долго, звенят, словно золотые. УУУУУУУУУ.
Чувствуешь разницу?
Ну как ребенок может понять весь этот абсурд? И как сам учитель при этом не понимает, что он совершенно откровенно подменяет одни звуки другими? Как он сам не слышит, что тянет МММММММ ровно так же, как и УУУУУУУУУ? Вероятно это и есть проявление испорченного обычного слуха, результат многолетнего развития слуха фонематического.
Надо сказать, наши дети довольно умные, коли они нас в конце концов понимают. Западные дети подобные теоретические выверты понимают намного хуже. Среди американцев, англичан, французов и немцев примерно каждый пятнадцатый взрослый (!) так и не научился читать — это официальная статистика Запада.
Заметим, что по утвержденной программе все эти объяснения про гласные и согласные звуки преподносятся ребенку еще до того, как он научился читать, то есть когда он еще не понимает, что обозначает буква, и не знает, сколькими буквами записывается то или иное слово.
А ведь каждому звуку кроме двух основных характеристик «артикуляция» и «голос» можно было бы дать еще дополнительные характеристики, например «длина звука», «высота звука», «громкость звука», и все эти характеристики можно было бы записать специальными значками, то есть буквами.
Что же, и эти буквы надо было бы называть «звук»?
Заметим так же, что звуки А или У, взятые отдельно или в начале слова (АХ, УХО, УТКА, АИСТ), так же имеют согласную характеристику.
Мы произносим эти звуки либо свободно выдыхая воздух, либо с тихим коротким щелчком в гортани. Свободный выдох или гортанный щелчок — это две разные согласные характеристики, и в некоторых странах Востока они обозначаются двумя разными согласными буквами.
И хотя наш российский малыш не обязан знакомиться с восточными буквами — но он-то об этом еще не знает! Он еще не знает, что его российские учителя договорились обходиться без этих букв.
И он даже догадаться не может, что взрослые вообще не считают гортанный щелчок речевым звуком. Сам он, малыш, этот щелчок очень отчетливо произносит, и столь же отчетливо слышит в речи взрослых людей.
И потому для маленького ребенка это полный абсурд, когда мы, взрослые, утверждаем, что звук А — гласный. Он не более гласный, чем звук Я, начинающийся с согласной «половинки» Й, или звук МА, начинающийся с согласной «половинки» М.
Ну вот, скажете Вы, а как же учить ребенка чтению? Как же не объяснять ребенку про гласные и согласные? Как же обойтись без рисования красненьких-зелененьких-синеньких кружочков? Как же не грохотать золотыми-железными-деревянными кубиками?
Да очень просто! Не надо спорить с ребенком, когда он говорит, что слово МАСКА начинается со звука МА.
Надо наконец научиться слушать самого ребенка, и научиться верить ему, а не учебникам, написанными кухаркой в годы, когда она управляла государством. Надо просто согласиться с ребенком, что есть звук МА, и что этот звук нельзя разделить устно на две половинки.
И нужно тут же объяснить ребенку, что один звук МА записывается двумя буквами — М и А.
Чувствуете разницу?
P.S: Нет, мы не призываем отказаться от традиционного фонемо-буквенного анализа.
Этот этап ребенок действительно должен обязательно пройти, после того, как уже научился читать, и после того, как уже понял, что такое буквы и как они применяются при письме.
Но мы призываем исправить учебники и справочники, в которых фонемо-буквенный анализ ошибочно называется звуковым. Мы призываем еще до обучения чтению, перед буквенным анализом, делать с ребенком анализ звуковой, настоящий.
В слове МАМА два звука — МА, МА
В слове МАСКА три звука — МА, С, КА В слове СТУЛ три звука — С, ТУ, Л И мы призываем при этом не забывать, что звук МА — это мельчайшая звуковая единица речи, разделить которую на М и А можно лишь письменно, по буквам, но никак не устно.
- Штернберг Лев
- Статья предоставлена «Издательством Штернберг»
Ученые выяснили, что мешает детям научиться читать
Исследование не касалось влияния электронных устройств, таких как компьютеры, планшеты или телефоны. Оно было сфокусировано на… иллюстрациях к книгам.
Девочка с книгой / Annie Spratt/Unsplash
Книги для обучения чтению не должны содержать излишних иллюстраций. Согласно результатам последних исследований, это отвлекает детей от текста настолько, что они хуже осваивают навык чтения.
Все хорошо в меру, и это правило работает даже с картинками в детской литературе. Если ребенок учится читать самостоятельно по перегруженной рисунками книге, это сильно затруднит освоение грамоты. Таковы результаты недавнего исследования ученых из американского Университета Карнеги Меллон, опубликованные в научном журнале npj Science of Learning.
В исследовании участвовали 60 учеников первых и вторых классов. Все они поочередно читали одну и ту же книгу, изданную для обучения чтению в данной возрастной группе и доступную в продаже. При этом у каждого ребенка использовалось портативное устройство отслеживания направления взгляда.
Кроме того, исследователи частично отредактировали иллюстрации в книге, которые были довольно подробными и занимали полностью всю страницу. Половину они оставили как есть, а в другой части рисунки были упрощены до минимально необходимых для понимания смысла текста.
Определить, какие именно изображения следует оставить, попросили группу взрослых.
Оказалось, что детям потребовалось одно и то же время, чтобы прочитать книгу.
Но когда они читали версию с упрощенными иллюстрациями, их глаза реже отрывались от текста и переключались на картинку, кроме того они получали более высокие баллы за понимание прочитанного, чем при чтении страниц с неотредактированными рисунками.
Также исследователи отметили, что детям, которые изначально были более склонны отвлекаться от текста, чтение упрощенных страниц пошло на пользу в наибольшей степени.
По мнению ведущего автора исследования, доцента психологии Анны Фишер (Anna Fisher), возраст начальной школы – это переходный период для детей, когда они не только учатся самостоятельному чтению, но и привыкают к использованию различных технологий без постоянного контроля со стороны взрослых, чему дополнительно способствуют вынужденные периоды дистанционного обучения. И такие исследования могут способствовать улучшению дизайна обучающих материалов, что поможет детям лучше фокусироваться и понимать текст.
«Конечно, это не панацея, и это не решит все проблемы с обучением чтению», — сказала она, – Но если мы примем меры для упрощения занятий чтением и уберем какие-то барьеры, мы облегчим детям занятия с печатным материалом и поможем им получать от этого радость».
Проблемы с чтением: что такое дислексия и почему она возникает
Наверное, каждый родитель хоть раз слышал что-то про дислексию, а некоторые даже подозревали это заболевание у ребёнка. Наш блогер, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая, рассказывает, что такое дислексия.
В каждую эпоху у человека были свои «болезни века» — неизлечимые болезни тела. Последние сто лет к этим недугам добавились ещё и болезни интеллектуальные, когнитивные.
Дислексия стала болезнью века именно сегодня, в век информационных технологий, экономики знаний, развития коммуникации и электронного общения. Между тем каждая эпоха знала своих великих людей-дислексиков.
Среди них Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Том Круз, Андерсен и даже Владимир Маяковский.
Тем не менее недавно проведённый по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией всероссийский опрос показал, что только 17% населения нашей страны осведомлено об этой проблеме.
Известно, что чем меньше знаний, меньше информации о проблеме, тем больше страхов и мифов возникает вокруг неё. Потому наша с вами задача сегодня — попробовать разобраться, что же такое дислексия.
Под дислексией врачи понимают стойкую неспособность научиться читать. Более того, связывают её с неспособностью оперировать любыми знаковыми системами и вместе с нарушением чтения рассматривают в структуре дислексии также и невозможность освоить нотную грамоту, математические знаки, арифметику и даже знаки дорожного движения.
Педагоги-психологи под дислексией понимают стойкие нарушения чтения, которые прежде всего возникают у детей с сохранённым интеллектом, слухом и зрением
Почему же эти нарушения возникают? Чтобы говорить о нарушениях, нужно понять, что же такое чтение в норме.
Чтение — сложный вид речевой деятельности. Один из важнейших способов самообучения, коммуникации и саморазвития человека. Начинается её формирование с овладения техникой чтения. На начальных этапах обучения ребёнка чтению нужно сформировать правильность, его плавность и понимание прочитанного.
Чтение прежде всего базируется на сформированных процессах устной речи. Ребёнок должен чётко воспринимать все звуки родного языка, уметь различать схожие, близкие звуки. Такие звуки в русском языке, например, — это твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие согласные.
Умение выделить все звуки, из которых состоит слово, принципиально важно, поскольку каждый звук в русском письме имеет своё буквенное обозначение.
Ребёнок должен усвоить звуко-буквенные связи, ему нужно запомнить, как выглядят буквы русского алфавита, и уметь различать их.
Все буквы печатного алфавита состоят из ограниченного набора элементов: вертикальные и горизонтальные, наклонные прямые, овалы и полуовалы, — и принципиальным является именно расположение и взаимное расположение этих элементов. Так, буквы «Р» и «Ь», «Н» и «П» отличаются только пространственным расположением элементов, а сами элементы, из которых они состоят, одинаковые.
Следующий важный компонент — это сформированность зрительно-моторного компонента чтения — движения глаз в направлении слева направо, который принципиально необходим для прослеживания слов и строчек. И, безусловно, компонент мнемический — память.
Увиденное и прочитанное по слогам (на начальных этапах обучения) должно быть удержано в кратковременной памяти, чтобы затем объединить в целое и получить слово.
А далее — соотнести прочитанное слово со знакомым словом из устной речи и понять его смысл!
Таким образом, техническая сторона состоит из способа чтения, его правильности и скорости, а смысловая сторона — это понимание того, что мы прочитали, и умение использовать эту информацию для решения различных когнитивных задач. Несформированность каждого из этих компонентов может привести к нарушению либо технической стороны чтения, либо смысловой, либо их обеих.
Плохо читающий ребёнок допускает огромное количество технических ошибок: пропуски букв, перестановки, замены букв, повторы слогов и слов, нарушение ударения и многие другие.
Это тема, о которой мы будем говорить отдельно.
Кроме того, ребёнок может технически неплохо читать, но не понимать прочитанного: не отвечать на вопросы по тексту, не понимать связи между предложениями, не понимать смысла прочитанного.
В чём причины возникновения дислексии у детей? За сто лет изучения этой проблемы учёные так и не пришли к единому мнению
Тем не менее выделяется несколько основных теорий, которые объясняют, почему же некоторые дети испытывают проблемы при чтении.
1. Так называемая теория «биологического дефицита»
Она говорит, что это врождённое состояние. Есть даже исследование генетиков, которые вычленяют группы генов, определяющие предрасположенность к возникновению дислексии и ведущие к нарушениям вербальной коммуникации.
2. «Когнитивные нарушения»
В ходе раннего, дошкольного развития ребёнка могут возникнуть нарушения в формировании важных для чтения когнитивных функций: устной речи, зрительного восприятия, пространственных представлений и так далее, которые и приводят к проблемам в чтении.
3. «Дидактогенная» теория
Она связана с тем, что ребёнку неправильно подобрана методика обучения чтению. При формировании навыков, на первых этапах овладения чтением, были допущены педагогические ошибки.
Таким образом, ребёнок не может научиться читать именно из-за неверно выбранных учебников и методических подходов.
Это становится серьёзной проблемой ещё и потому, что всё больше родителей становятся сторонниками раннего развития и, не дожидаясь школы, начинают домашнее обучение грамоте. Но и об этой проблеме мы поговорим в специальном выпуске.
В заключение — для желающих совсем не обязательное домашнее задание. Есть прекрасный фильм «Стэнли и Айрис», в основе сценария которого лежит история из жизни взрослого человека с дислексией. Советую его посмотреть, чтобы в следующую нашу встречу лучше разбираться в проявлении дислексии и в том, как с ней бороться.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Shutterstock (Zwiebackesser)