Мальшин Юрий Алексеевич: «Проблемы диспансеризации»

На заседании Вологодского регионального Совета ВРООИ «Союз Чернобыль» в присутствии специалистов профильных департаментов правительства Вологодской области председатели районных организаций подвели итоги работы за минувший год и обсудили дальнейшие планы.

Речь шла о медицинском обслуживании и мерах социальной поддержки, о выделении земельных участков инвалидам-чернобыльцам, о присвоении им государственных наград. В качестве предновогодних подарков председатели районных организаций получили иконы «Чернобыльский спас» и флаги общественной организации.

«Основное достижение этого года — то, что через всероссийскую организацию в Москве и через областную мы добились того, что чернобыльцы сейчас начали нормально получать жилищные сертификаты.

Более менее нормализовалась выдача лекарств.

Хотя мы поднимаем вопросы, есть еще проблемы, но уже есть и стабильность», — охарактеризовал главные достижения организации в уходящем году председатель организации «Союз Чернобыль» Владимир Богданович.

Один из острых вопросов — регулярное прохождение диспансеризации ликвидаторами аварии. В свое время существовала специальная программа, нацеленная не только на поддержание здоровья участников ликвидации, но и на научные исследования.

До сих пор специалисты по радиационной медицине изучают последствия лучевой болезни, ее влияние на будущие поколения, выявляют причинно-следственную связь между возникшими заболеваниями и участием в ликвидации аварии.

Только за последний год в области у 46 человек этой категории обнаружены онкологические заболевания.

Чтобы делать выводы, необходима статистика, но с каждым годом все больше людей отказываются от прохождения медкомиссий, родственники умерших противятся вскрытию.

«Основной вопрос — диспансеризация детей и самих участников ликвидации аварии. Чем дальше мы отодвигаемся от даты аварии, тем меньше желающих обращаться в медицинские учреждения.

Потому как объем диспансеризации — анализы, ЭКГ и терапевт — не соответствует тому объему, который мы проходили сразу после аварии.

И поэтому большая часть чернобыльцев уже отказывается идти специально к врачу», — объяснил суть проблемы заместитель председателя региональной общественной организации «Союз Чернобыль» Николай Горбунов.

Зашла речь и об установке памятника в Никольском районе, и об издании «Книги памяти», посвященной ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других аварий и катастроф. Ее планируют выпустить к 30-й годовщине со дня трагедии, но средств на это пока нет, а в гранте, на который так рассчитывали члены организации, им отказали.

Сегодня в области проживает около двух тысяч человек, кто так или иначе пострадал в 1986 году от аварии на атомной электростанции. В зоне особого риска — 87 человек.

На первый взгляд, не так уж много, но помощь и внимание нужны и вдовам, и детям, лишившимся кормильцев.

Назначение пенсий, выделение земельных участков, санаторно-курортное лечение — это лишь небольшой перечень вопросов, в решении которых участвует общественная организация «Союз Чернобыль».

По словам Владимира Богдановича, сейчас чернобыльскую катастрофу уже стали забывать, с этим во многом и связаны трудности в решении проблем ликвидаторов. Поэтому члены организации сейчас обращают внимание не только на материальные проблемы, но и на сам факт аварии, его последствия для жизни нескольких поколений.

Светлана Долгова

«Все меньше возможности лечить обычные болезни, а они ведь никуда не делись»

Общая диспансеризация отменена, но переболевшие коронавирусом могут пройти углубленную

Пандемия коронавируса напомнила о важности сохранения здоровья. В Башкирии провели круглый стол, посвященный организации диспансеризации и профилактических осмотров граждан. Из-за большой нагрузки на систему здравоохранения общую диспансеризацию в регионе приостановили. Когда она будет восстановлена и кто может пройти углубленный осмотр — в материале «Реального времени».

Проблемы диспансеризации в Башкирии обсуждаются не впервые. Ранее глава республики Радий Хабиров подчеркнул, что диспансеризация не должна носить формальный характер, так как это один из важных инструментов борьбы со смертностью.

Председатель комитета по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов Госсобрания — Курултая РБ Салават Харрасов обратил внимание на то, что отлаженная система диспансеризации в перспективе способна существенно снизить число тяжелых больных:

— Диспансеризация позволяет на ранней стадии выявить заболевания, которые потом могут привести к тяжелым, неизлечимым последствиям.

Тем самым она разгружает систему здравоохранения, чтобы все меньше и меньше тяжелых больных поступали бы потом в медучреждения.

Тем более в нынешних условиях, многие больницы являются ковидными госпиталями, и все меньше возможности лечить обычные болезни, а они ведь никуда не делись.

Салават Харрасов обратил внимание на то, что отлаженная система диспансеризации в перспективе способна существенно снизить число тяжелых больных

За 2021 год уже обследованы 581 666 человек, у 55 044 из них выявили те или иные заболевания. Среди которых больше всего распространены болезни сердечно-сосудистой системы.

Доктор медицинских наук, ректор Башкирского государственного медицинского университета, депутат Госсобрания — Курултая РБ Валентин Павлов напомнил, что с 1 июля 2021 года в России переболевшие коронавирусом могут пройти углубленную диспансеризацию:

— По данным Министерства здравоохранения Республики Башкортостан углубленной диспансеризации подлежат более 250 тысяч человек. Предстоит большая и ответственная работа.

Валентин Павлов напомнил, что с 1 июля 2021 года в России переболевшие коронавирусом могут пройти углубленную диспансеризацию

Из-за повышенной нагрузки на систему здравоохранения в связи с ростом заболеваемости ОРВИ и гриппом общая диспансеризация в Башкортостане с 24 сентября была приостановлена. Заместитель министра здравоохранения республики Евгений Кустов рассказал, что о точной дате ее возобновления говорить пока рано:

— Точные даты мы назвать не можем. Все будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Мы видим по колебаниям уровня заболеваемости, что мы вышли на плато.

Ожидаем снижения уровня заболеваемости, чтобы та часть врачей, которая сейчас задействована для оказания неотложной медицинской помощи больным с коронавирусной инфекцией, могла быть задействована на проведении диспансеризации. Конкретных дат назвать не смогу.

Фокус на переболевших коронавирусом

Заместитель министра здравоохранения республики Евгений Кустов отметил, что люди, перенесшие COVID-19, подлежат особому медобследованию, которое проводится в несколько этапов:

— Первый этап включает следующие исследования: измерение насыщения крови кислородом (сатурация) в покое, тест с 6-минутной ходьбой, спирометрия, общий клинический анализ крови (развернутый), биохимический анализ крови, определение концентрации Д — димера в крови у людей, которые переболели в среднетяжелой или тяжелой степени и флюорография. Далее человек направляется к терапевту, врач оценивает его состояние по результатам исследования. При необходимости может направить пациента на второй этап, включающий: эхокардиографию, КТ легких, дуплексное сканирование вен нижних конечностей, — рассказал замминистра.

Евгений Кустов отметил, что люди, перенесшие COVID-19 подлежат особому медобследованию, которое проводится в несколько этапов

Кустов отметил, что помимо ранней диагностики заболеваний, целью диспансеризации является повышение грамотности населения в вопросах, касающихся их здоровья.

По словам заместителя министра, одна из главных проблем — это заинтересовать конкретного человека прийти в поликлинику и проверить свое здоровье.

Порой медикам приходится уговаривать пройти диспансеризацию даже больных, перенесших болезнь в тяжелой форме. Еще одна проблема — кадровый дефицит.

— Нужно снять ответственность за проведение диспансеризации у работающего населения с медработников и возложить их на работодателей. Также предлагаем поставить в ответственное положение самих граждан.

У нас есть федеральный закон, где прописано, что человек несет ответственность за свое здоровье. К примеру, можно по опыту ряда стран, ввести плату за лечение, если человек не прошел вовремя диспансеризацию, а потом заболел.

И еще хотелось бы сократить количество медицинской документации, — сказал Евгений Кустов.

Основные проблемы — в районах Башкортостана

Качество медицинских осмотров в Уфе и районах может серьезно отличаться. Еще одна проблема — недостаточная укомплектованность поликлиник квалифицированными кадрами. Главный внештатный специалист по Стерлитамакскому медицинскому округу Борис Шарипов отметил, что решить вопрос пока не удается:

— У нас не такая радужная картина. 100%*ной укомплектованности как врачами-педиатрами, так и узкими специалистами у нас нет.

К сожалению, также два врача ультразвуковой диагностики, которые у нас имеются, долгое время находились на листе нетрудоспособности, в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией и периодом восстановления.

Мы выходили на контакт с коммерческими организациями, с целью привлечения сотрудников для проведения тех или иных видов исследований, но, к сожалению, за те цены, что мы можем предложить, никто не согласился.

По словам врача, нехватка специалистов в райцентрах в скором времени может привести к росту заболеваемости коронавирусом и летальных исходов

По словам врачей, кадровый дефицит сказывается на общей статистике диспансеризации. Складывается он, в том числе, из-за отказов работать в районах студентов, обучавшихся по целевым программам.

— У целевиков появился новый тренд, когда они за лето — осень, поработав в уфимских ковидных госпиталях, собирают деньги, выплачивают штраф и спокойно расторгают договоры. Этих людей мы ждали по 6 лет. К сожалению, такая проблема есть, — сказал главный врач Бирской центральной районной больницы, депутат Госсобрания — Курултая РБ Салават Рахматуллин.

Читайте также:  Минеральная вода: польза и вред

По словам врача, нехватка специалистов в райцентрах в скором времени может привести к росту заболеваемости коронавирусом и летальных исходов.

— Главный врач в райцентре при укомплектованности штатного состава на 60—70% пытается решить вопрос и с вакцинацией, и с ковидом, и организовать экстренную медицинскую помощь. Конечно, ему приходится перераспределять силы. В городе это сделать проще, тоже тяжело, но возможно. А когда в райцентре перераспределяются кадры — это нагрузка колоссальная, — подчеркнул депутат.

Отмечается, что помимо диспансеризации в республике проводятся и другие мероприятия, направленные на диагностику населения. Так, в Башкирии прошла акция «Здоровая республика — здоровый регион». Ее целью было охватить отдаленные сельские территории, где уровень здравоохранения не такой высокий, как в крупных городах.

Люди получили возможность бесплатно и быстро пройти обследование на ВИЧ-инфекцию, сделать флюорографию, маммографию, проверить сердце, сдать кровь и получить консультацию у терапевта, а также у профильных специалистов.

Граждане, у которых возникают вопросы, связанные с диспансеризацией, могут обратиться по телефону горячей линии 8(347) 216-10-81.

ОбществоМедицина Башкортостан

В химках обсудили проблемы диспансеризации

В Химках накануне Международного дня борьбы с артериальной гипертензией обсудили вопрос о диспансеризации взрослого населения. В круглом столе «Диспансеризация. Цели и итоги» приняли участие специалисты администрации округа, руководители кадровых служб предприятий, представители профсоюзов, общественных организаций, руководители медицинских организаций.

По словам организаторов, основная цель круглого стола — еще раз напомнить руководителям кадровых служб предприятий и организаций, представителям профсоюзов и общественных организаций о том, что заболевание проще предупредить, чем лечить. Так как работодатель в современных экономических условиях, как никто иной, заинтересован в здоровье своих сотрудников. За круглым столом подвели итоги за прошлый год и обозначили задачи на 2017.

— Диспансеризация — единственная возможность бесплатно пройти скрининговое обследование на раннее выявление факторов риска заболеваний, являющихся основными причинами смерти людей в трудоспособном возрасте, — подчеркнул заместитель главы администрации городского округа Химки Юрий Ваулин.

Диспансеризация включает в себя диагностические и профилактические мероприятия с целью сокращения заболеваний среди граждан. Плановое обследование может пройти любой желающий, начиная с 21 года и каждые последующие три года в рабочие дни с 9 до 15 часов.

Для этого необходимо обратиться в любую поликлинику округа с паспортом и медицинским полисом. С прошлого года в городском округе ввели хорошую традицию —проводить диспансеризацию еще и каждую четвертую субботу месяца.

Это удобно для работающего населения, чтобы не отрываться от трудового процесса.

Целью диспансеризации является выявление заболеваний на ранней стадии и коррекция основных факторов риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, злокачественных новообразований и хронических заболеваний легких. После выступления основных докладчиков участники круглого стола обсудили все вопросы, касающиеся диспансеризации.

С начала года диспансеризацию в Химках прошли более 13-и тысяч человек, порядка половины из которых, по заключению врачей, была направлена на дополнительное медицинское обследование. По предварительным данным, до конца года диспансеризацию в Химках пройдут более 36 тысяч жителей.

ПРЕСС-СЛУЖБА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ

Источник: http://inhimkicity.ru/novosti/medicina/v-himkah-obsudili-problemy-dispanserizacii

Углубленная диспансеризация населения – что это значит? — МК

С 1 июля по решению правительства начнется углубленная диспансеризация для граждан, переболевших коронавирусом. «Теперь такие пациенты смогут пройти целый комплекс обследований, чтобы своевременно выявить возможные осложнения. Особенно это важно для тех, кто переболел в тяжелой форме.

У многих уже после выздоровления ухудшилось самочувствие, обострились хронические заболевания», – отметил премьер-министр Михаил Мишустин, поясняя новые меры.

Поэтому очень важно посмотреть на те вопросы профилактики последствий заболевания COVID-19, решить которые в ближайшее время предстоит системе здравоохранения.  

В советское время всеобщая диспансеризация являлась важнейшим элементом общественной системы здравоохранения. Она заключалась в постоянном и активном наблюдении за здоровьем разных контингентов населения, включая не только больных, но и лиц, имеющих факторы риска.

На основе анализа популяционного здоровья обязательно внедрялись лечебно-оздоровительные и профилактические меры.

Понятие всеобщей диспансеризации было широким и включало в себя весь спектр мероприятий, необходимых не только для выявления начинающегося заболевания, но и для организации лечения и последующего наблюдения за развитием патологического процесса и/или восстановления после заболевания.

Система здравоохранения обеспечивала активное сопровождение каждого выявленного больного. В этом был смысл диспансеризации – обеспечить индивидуальный трек сопровождения каждого пациента.

В законодательстве Российской Федерации понятия «медицинский осмотр», «диспансеризация» и «диспансерное наблюдение» разграничены.

 В изложении статьи 46 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские осмотры – это комплекс краткосрочных медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Они ориентированы в первую очередь на определенные группы работников для выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Диспансеризация ориентирована на более широкие группы населения (теоретически – на все население России), но также является разовым, даже несмотря на годовую периодичность, скрининговым мероприятием.

Единообразие предусмотренных методов обследования, частое отсутствие преемственности в проведении осмотров разными медицинскими организациями или медицинскими работниками, невозможность учета специфики факторов риска производственного и бытового характера, индивидуальных особенностей человека снижают прогностическую эффективность этого метода наблюдения для самого пациента.

Как любой скрининг, такое исследование имеет массу ограничений и скорее ориентировано на организаторов здравоохранения, помогая им вовремя обнаружить развитие эпидемиологических проблем в регионе.  

При этом диспансеризация в том варианте, который предусмотрен новым постановлением, не предусматривает организации постоянного динамического наблюдения за больными, перенесшими коронавирусную инфекцию, и их активную курацию, а всего лишь расширяет перечень единых методов разового обследования для этих категорий граждан.

Насколько полным является выбранный набор методов обследования, учитывая все новые и новые данные о последствиях COVID-19? Они ведь не исчерпываются респираторными и сосудистыми патологиями.

Если диспансеризация будет проходить в специально выбранных медицинских организациях, не нарушит ли это преемственность лечебного процесса? Получим ли мы в результате полную картину новых проблем общественного здоровья в постковидный период? Повысится ли мотивация граждан к прохождению диспансеризации от того, что туда добавят несколько методов обследования? Как изменится и изменится ли вообще после пандемии результативность дальнейшего медицинского сопровождения прошедших диспансеризацию граждан? Повысит ли новый порядок диспансеризации вероятность получить полноценную и доступную медицинскую помощь не только тем, кто в явном виде переболел новой инфекцией, но и тем, кто мог перенести ее бессимптомно, и тем, кто избежал заражения? Ведь доступность предполагает не только информацию о выявленном отклонении здоровья, но и реальную возможность получения лечения, причем автоматически, без административных барьеров и судорожных усилий самого человека по поиску нужных специалистов. В идеале сама система здравоохранения должна уметь бережно, без разрывов между уровнями оказания помощи, провести пациента по всему пути от профилактики до реабилитации через этап эффективной терапии. И пациент не должен теряться на этом пути. В этом был изначальный смысл диспансеризации, внедряемой в практику общественного здравоохранения в советский период.

  • Очевидно, что принятое решение по углубленной диспансеризации является важным шагом по контролю за больным, перенесшим коронавирус, однако, чтобы решить все проблемы диспансеризации комплексно и ответить на все стоящие вопросы, предстоит принять еще много решений.
  • Лариса Попович,
  • директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ

Отставка в ГУВД и проблемы диспансеризации — Нижний Новгород 23 января

23 января 2007 | Время чтения 2 мин

Нижегородская область, 23 января 2007, 10:15 — REGNUM «КоммерсантЪ» пишет, чтоначальник УБЭПа ГУВД Нижегородской области Анатолий Шатохин подал рапорт об увольнении из органов внутренних дел.

Читайте также:  Польза и возможный вред ходьбы пешком

Сам Шатохин подтвердил эту информацию, сообщив, что 17 января подал рапорт об уходе в отставку, начиная с 1 февраля текущего года. Полковник милиции отказался уточнить причины такого шага, однако не стал опровергать, что это может быть связано с процессом в Нижегородском областном суде.

В конце 2006 года после длительного перерыва в облсуде возобновилось рассмотрение дела по обвинению начальника УБЭПа в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Шатохин был временно отстранен от исполнения обязанностей еще в мае 2005 года, после проверки нижегородского УБЭПа управлением собственной безопасности МВД России, которую инициировал депутат Госдумы Александр Хинштейн.

Процесс по делу Шатохина имеет гриф «совершенно секретно», так как материалы дела содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Ожидается, что 24 января областной суд начнет формирование коллегии присяжных заседателей, которые в закрытом процессе дадут оценку действиям полковника Шатохина.

«Косомольская правда»рассказывает, что в Нижегородской области подведены первые итоги реализации национального проекта в сфере здравоохранения.

Выяснилось, что на сегодня есть недочеты в организации диспансеризации населения, которая тоже предусмотрена национальным проектом — это ежегодное бесплатное обследование граждан врачами-специалистами — медикам приходится буквально уговаривать руководителей предприятий разрешить осмотреть их сотрудников.

Тем не менее первая диспансеризация в Нижегородской области завершилась результативно. В 28 поликлиниках Нижнего Новгорода прошли обследование более 27 тысяч человек, что составило 105 процентов от плана. По словам врачей поликлиники № 7 такие комплексные обследования помогли выявить на начальной стадии самые различные заболевания: глаукому, язву, заболевания сердца.

В целом национальный проект «Здоровье» принес целый ряд положительных моментов для здравоохранения.

Всего в 2006 году в поликлиники Нижегородской области в рамках национального проекта «Здоровье» было поставлено 115 УЗИ-сканеров, 69 единиц рентгеновского оборудования, 95 единиц эндоскопического оборудования, 83 комплекта лабораторного оборудования, 204 электрокардиографа на общую сумму 372,4 млн. Городские поликлиники Нижнего Новгорода в 2006 году пополнились 60 новыми электрокардиографами, 25 эндоскопическим оборудованием, 13 аппаратами рентгеновского оборудования.

Благодаря осуществлению национального проекта увеличена заработная плата врачам на 10 тыс. рублей, медсестрам на 5000 рублей. В 2006 году в нижегородские городские поликлиники принято на работу 73 участковых терапевта и 11 участковых педиатров. В настоящее время городские поликлиники укомплектованы врачами на 68,4 процента, медсестрами на 75 процентов.

С 1 января 2006 года на территории Нижегородской области в рамках национального проекта действуют родовые сертификаты. За каждую беременную женщину, вставшую на учет, женская консультация получает 2000 рублей. За каждые благополучные роды родильные дома получают 5000 рублей. Благодаря этому в женских консультациях значительно увеличилась ранняя постановка беременных женщин на учет.

Актуальные проблемы диспансеризации пациентов с заболеваниями ЛОР-органов*

Охрана и укрепление здоровья населения – один из важнейших элементов государственной социальной политики. Основным направлением в данной сфере является реализация профилактических мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, а также проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации.

Cовременную структуру заболеваний ЛОР-органов отличают наличие большого числа сочетанной патологии верхних дыхательных путей, низкий удельный вес здоровых лиц среди студентов и подростков, высокая заболеваемость среди населения, считающего себя здоровым [1].

Согласно данным статистического управления г.

 Москвы, число зарегистрированных в амбулаторно-поликлинических учреждениях столицы обращений по поводу заболеваний ЛОР-органов за по­следнее десятилетие практически не изменилось.

В структуре заболеваемости удельный вес заболеваний полости носа составляет 14,2%, глотки – 11,1%, гортани – 2,5%. Комбинированные изменения верхних дыхательных путей выявлены в 12,9% случаев.

Как показали результаты медицинских осмотров городского населения, среди патологии ЛОР-органов доминируют заболевания верхних дыхательных путей – 69,4%.

В частности, на долю хронических заболеваний глотки приходится 30,9%, хронических заболеваний полости носа и околоносовых пазух – 20,6%, заболеваний гортани – 0,9%, острых респираторных вирусных инфекций – 5,6%.

Сочетанные заболевания верхних дыхательных путей встречаются в 11,4% случаев, заболевания органа слуха – в 3,8%. Практически здоровых лиц насчитывается 26,8% [1].

Ситуация усугубляется тем, что процент рецидивирования острых воспалительных заболеваний и их перехода в хроническую форму не снижается, а наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

Основной задачей оториноларинголога является координация деятельности по оказанию качественной специализированной лечебно-профилактической и консультативной помощи населению [2, 3].

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в качестве основной цели декларируют сохранение и укрепление здоровья людей за счет снижения заболеваемости и смертности. Обозначенная цель требует обеспечения населения доступной и качественной первичной медико-санитарной помощью [4–6].

В статье 12 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечислены основные направления в сфере охраны здоровья граждан:

  • развитие профилактических мероприятий за счет разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни;
  • создание условий для увеличения продолжительности и качества жизни;
  • осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний;
  • проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ [7, 8].

Диспансеризация входит в комплекс государственных мер по профилактике заболеваний, направленных на улучшение условий труда, быта и отдыха, обеспечение рационального питания, борьбу с гиподинамией, курением, злоупотреблением алкоголем, и позволяет:

  • повысить мотивацию граждан к здоровому образу жизни;
  • узнать о состоянии здоровья;
  • получить рекомендации по по­следующему наблюдению, устранению факторов риска;
  • при наличии медицинских показаний получить направление на углубленное амбулаторное или стационарное обследование и лечение, в том числе высокотехнологичное [9–15].

Как важнейший метод первичной медицинской профилактики диспансеризация с течением времени преобразовалась в стройную систему динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, направленного на сохранение и укрепление популяционного здоровья, увеличение продолжительности жизни, повышение производительности труда, изучение и устранение причин, способствующих возникновению и распространению заболеваний. Таким образом, диспансеризация вносит вклад в обеспечение медико-экономической безопасности страны.

Следует подчеркнуть, что первичная медицинская профилактика предполагает комплекс мероприятий медицинского и социального характера по устранению причин заболевания на территориальном уровне [3].

Анализ итогов диспансеризации населения, представленный Министерством здравоохранения РФ, дает возможность ретроспективно оценить развитие профилактического направления в отрасли.

Очевидно, что только развитие высоких медицинских технологий не решает проблему укрепления здоровья граждан.

Значение имеет личная ответственность граждан, а также создание при поддержке государства условий для предупреждения заболеваний [11, 16–18].

Проводимые Росздравнадзором проверки медицинских организаций и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан по сути являются рычагом государственного воздействия, обеспечивающим качество первичной медико-санитарной помощи.

Кроме того, Росздравнадзор осуществляет межведомственное взаимодействие с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, ежемесячно запрашивая аналитическую информацию о ходе диспансеризации и предоставляя сведения о выявленных нарушениях [19].

Необходимо отметить, что Росздравнадзор выявляет ряд недоработок со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан и нарушений при проведении диспансеризации [19].

Отечественные авторы в своих работах представляют обоснованные данные о несовершенстве медицинской помощи, особенно ее профилактического компонента.

Речь, в частности, идет о неполном охвате населения диспансерным наблюдением [20], несвоевременной постановке на диспансерный учет [21].

Кроме того,  тесты для ранней диагностики проходят далеко не все нуждающиеся, рекомендации по адекватной фармакотерапии даются редко, факторы риска заболеваний не выявляются [22].

Как показывают опросы, население не довольно работой поликлиник.

Недостаточные профессиональные знания врачей отмечают 58,5% респондентов, некачественное лечение – 42,1%, недостатки в организации профилактических осмотров – 36,2%, неэффективность диспансерного наблюдения – 25,1%, ограниченность использования немедикаментозных методов лечения – 24,0%, грубое отношение к пациентам медицинского персонала – 22,0%, неполное информирование о возможных осложнениях – 16,2% [23, 24].

Анализ данных социологического опроса (2011 г.) позволил установить основные причины неудовлетворенности населения качеством диспансеризации:

  • низкая оснащенность лечебно-диагностической аппаратурой;
  • нерациональный график и режим работы;
  • очереди к врачам и во вспомогательные кабинеты;
  • невнимательность, нетактичное отношение медицинского персонала к пациентам;
  • низкое качество лечебно-оздоровительных мероприятий и др.

Устранение этих недостатков будет способствовать повышению качества диспансеризации и степени удовлетворенности ею населения [25].

В центральный аппарат Росздравнадзора поступают жалобы на проведение диспансеризации как от граждан, так и от сотрудников медицинских организаций, что служит индикатором качества проведенной диспансеризации. Типичные жалобы граждан – формальный подход врачей к диспансеризации, обследование в неполном объеме [19].

Отношение населения к диспансеризации во многом зависит от степени удовлетворенности медицинским обслуживанием. Не следует сбрасывать со счетов активность населения, которая в значительной мере зависит от осведомленности о целях диспансеризации и методах ее осуществления. Определенный интерес представляет степень соответствия мнений населения и врачей об организации диспансеризации.

Зачастую неэффективность диспансеризации объясняется неадекватными действиями населения. Так, несвоевременная диагностика заболевания нередко обусловлена поздним обращением к врачу (29%), невыполнение плана лечебно-оздоровительных мероприятий – неадекватным поведением больного (17,3%), нарушение сроков проведения осмотров – неявкой диспансерного больного (49,3%).

При анализе явок населения на профилактические осмотры установлено, что до 34% рабочих и служащих игнорируют подобные мероприятия даже в рабочее время.

Читайте также:  Кресс-салат: польза и вред для здоровья

Респонденты связывают это с низким качеством профилактических осмотров (40,3%), уверенностью в хорошем состоянии здоровья (14,1%), недооценкой важности мероприятия (11,5 %), очередями в поликлинике (9,4%), чрезмерной занятостью на работе и приусадебном участке (2,6%) [26, 27].

Несовершенство организации работы ЛОР-службы косвенно подтверждают результаты опросов населения разных регионов РФ. Основные причины неудовлетворенности качеством – очереди к врачу и недостаточная оснащенность медицинских учреждений.

Кроме того, часть респондентов отмечает неудовлетворительную работу регистратуры, несоблюдение оториноларингологами этических норм и принципов поведения при выполнении профессиональных обязанностей, неподобающий внешний вид врача.

8,1–16,3% респондентов не удовлетворены организацией медицинского обслуживания [5, 27, 28].

В связи с увеличением числа пациентов с ЛОР-патологией возрастает и объем консультативной и лечебной работы.

Увеличение обращаемости пациентов за квалифицированной помощью свидетельствует не только об ухудшении экологической ситуации, увеличении возраста курируемого контингента и, как следствие, снижении иммунного статуса, но также о повышении уровня квалификации и компетентности медицинского персонала [2, 29].

Перед врачами-оториноларингологами городских поликлиник стоит актуальная задача – реализация профилактических мер. И в решении этой задачи диспансеризация играет ключевую роль.

Не секрет, что в ряде случаев диспансерное наблюдение носит формальный характер.

В то же время в современной оториноларингологии созданы все условия для проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение и предупреждение заболеваний [30, 31].

Планируя профилактические мероприятия, необходимо не только опираться на традиционные показатели (заболеваемость, смертность), но и использовать новые методы, в частности дифференциальный подход к поддержанию и укреплению здоровья в условиях социального расслоения. Кроме того, должен быть разработан комплекс мероприятий, направленных на противодействие факторам риска развития заболевания и совершенствование медицинской помощи пациентам на амбулаторно-поликлиническом уровне.

* Публикация подготовлена при поддержке Программы повышения конкурентоспособности РУДН «5–100».

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диспансеризация, гиподинамия, курение, заболевания гортани, инфекции, заболевания ЛОР-органов

В администрации президента башкортостана общественники обсудили проблемы диспансеризации

25 июля Совет по общественному контролю эффективности использования государственных средств при Президенте Башкортостана рассмотрел проблемы диспансеризации.

По словам председателя рабочей группы — члена Совета, декана стоматологического факультета БГМУ Сергея Чуйкина, общественники не выявили нецелевого расходования средств и уделили внимание ключевым проблемам реализации проекта в регионе.

Так, аналитики засомневались, что врачи республики смогут обеспечить запланированный Минздравом России рост объемов медосмотров. Соответственно, считают они, диспансеризация не принесет ожидаемого качества по выявлению заболеваний, являющихся наиболее частой причиной смертности в стране, — сердечно-сосудистые болезни, онкология, сахарный диабет, туберкулез.

«Бюджеты программы госгарантий на бесплатное лечение на 2014 год и предварительно на 2015 и 2016 годы утверждены на уровне 2013-го. Вместе с тем план-график диспансеризации увеличился на 80 тысяч человек. В связи с этим снижена стоимость осмотра», — сообщил Сергей Чуйкин.

Главный терапевт Минздрава РБ Венера Мустафина выразила уверенность, что диспансеризация будет выполнена на 100 процентов, несмотря на реальную нехватку врачей-терапевтов и узких специалистов (укомплектованность участковыми терапевтами составляет 60 процентов по региону).

«По данным российского Министерства здравоохранения, Башкирия, если и не находится в лидерах, то не отстает от остальных», — прокомментировала она ситуацию. Качество медосмотра, по мнению главного терапевта Минздрава республики, зависит не только от врачей, но и от множества факторов.

Прежде всего, считает она, это отношение самих граждан к возможности обследоваться. Напомним, до 2013 года диспансеризацию проходили только работающие.

С прошлого года бесплатные медосмотры могут пройти все без исключения жители страны в возрасте от 21 года до 99 лет, с периодичностью один раз в три года.

Заместитель руководителя Территориального ФОМС РБ Любовь Зуева сообщила, что рост тарифа «на посещение» будет продолжаться, в том числе для оплаты труда медиков, которые пока не получают вознаграждения за работу в рамках всеобщей диспансеризации.

В 2013 году средняя стоимость осмотра составила 723 рубля. В первом квартале 2014-го — 784 рубля.

Она пояснила, что в реальности стоимость каждого посещения разная — кому-то требуются детальные исследования и анализы, более молодые и здоровые могут обойтись без этого.

В прошлом году первый этап диспансеризации прошли 649 тысяч жителей республики. В 2014-м запланировано принять 730 тысяч граждан, в 2015 — 840 тысяч.

Рабочая группа уделила особое внимание вопросам медосмотра работающих в тяжелых и вредных условиях.

«Зная, что выявление профзаболевания может лишить его работы, гражданин уклоняется от диспансеризации или стремится договориться с врачами», — отметил докладчик.

Наибольшее количество работников с профессиональными заболеваниями зафиксировано на предприятиях машиностроения и металлообработки — 45,7 процента, агропромышленном комплексе — 17,4, строительстве и горной металлургии — 8,7, здравоохранении — 6,5 процента.

Имеющаяся статистика говорит о ежегодном осмотре более 250 тысяч работающих. Группа риска с подозрением на профзаболевание составляет 2,5 тысячи человек. Лишь четвертая часть из них направляется к экспертам Уфимского НИИ медицины и труда.

Аналитики считают проблемным и качество проводимых профосмотров: с 2011 года работодатели в поисках низких цен пользуются возможностью заключать договоры с частными медучреждениями, специалисты которых не имеют должной подготовки по профпатологиям. В отсутствие четко прописанной ответственности бизнеса за нарушение правил охраны труда и здоровья работников, на многих предприятиях частной формы собственности медосмотры не проводятся вовсе.

По результатам анализа рабочая группа подготовила проект решения Совета, который в основном содержит предложения по мерам повышения ответственности работодателей.

Евгений Савченко предложил областному парламенту обсудить проблемы диспансеризации

Первый этап диспансеризации взрослого населения в 2015 году прошли более 204 тыс. белгородцев. На конец октября эта цифра составила 70,8 % от тех, кто может бесплатно обследовать своё здоровье в этом году в плановом порядке.

Диспансеризация состоит из двух этапов. Тех, кто прошёл первый этап, распределяют по группам здоровья. Исходя из группы здоровья, медики решают, необходимо ли отправлять пациента на более узкое обследование на втором этапе.

В этом году в первую группу здоровья попали 30 % обследованных (61 253 человека), вторая группа (группа риска) –  19,2 %, или 39 240 человек.

Самой многочисленной (50,8 %) стала третья группа – 103 654 человека из прошедших диспансеризацию имеют хронические заболевания и нуждаются в лечении и врачебном наблюдении.

«Отрадно, что по сравнению с уровнем 2014 года увеличилось число лиц с первой группой здоровья. Но третья группа тоже подросла. Мы эту тему обсудили с главными врачами больниц и приняли решение о стопроцентном направлении всех лиц, у которых сегодня третья группа здоровья, на второй этап диспансеризации – на более углублённые исследования», – отметила Елена Батанова.

На сегодняшний день самые низкие показатели по диспансеризации у белгородских поликлиник № 4 и 5 и Шебекинской центральной районной больницы.

Кроме плановой диспансеризации по годам рождения, профосмотры проходит работающее население. Как рассказала Елена Батанова, крупные работодатели заключают договоры с медучреждениями о прохождении диспансеризации своих сотрудников. В этом году на профосмотрах за счёт работодателей побывали 10 тыс. белгородцев.

«Мы делаем медицинские осмотры в школах, в детских садах – это одна категория. Проводим плановый осмотр для пенсионеров,  медицинские осмотры при отправке в армию. Можно сказать, что это диспансеризация? Давайте разберёмся. Диспансеризация – это ключевое звено профилактики. А мы в этом ключевом звене все плаваем», – высказался Евгений Савченко.

Глава региона порекомендовал подключить к вопросу о диспансеризации в будущем году региональный парламент и вынести эту тему на обсуждение правительства области.  

«Ключевой вопрос – бюджет диспансеризации. Он должен складываться из наших бюджетных средств (департаментов здравоохранения, социальной защиты, образования, бюджета муниципалитетов) и, самое главное, средств работодателей. Это должно быть обязательно  зафиксировано в трёхстороннем соглашении. Прошу провести тщательный анализ состояния дел», – заявил Евгений Савченко.

Что касается показателя добровольной диспансеризации, отметил Евгений Степанович, это в первую очередь информационный повод для работы врачей общей практики.

«Если у них есть перечень людей, но нет их состояния здоровья, которое можно получить за счёт диспансеризации, то какая может быть вообще работа? Всё первичное звено направлено на профилактику. Их работа – поддержание здоровья человека», – сказал губернатор.  

Оксана Придворева

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]