Понравившаяся музыка провоцирует уникальный всплеск активности в мозге

Музыка – одно из величайших изобретений человечества. А может быть, она появилась задолго до того, как первый человек насвистел мелодию и отбил палкой-копалкой самый допотопный ритм по волосатой спине своей первобытной жены.

Каждый человек, даже если он не меломан, слышит музыку каждый день. И музыка влияет на него, его настроение, поступки и решения. Влияние музыки на работу мозга — серьезный фактор, который не стоит недооценивать.

Кто-то может сказать, что все это не так, но не спешите! Если музыканты занимаются созданием музыки, то ученые выясняют, как то, что музыканты создали, действует на людей. Об  исследованиях влияния звука на мозг мы и поговорим сегодня.

Шансон — когда хорошему человеку плохо в маршрутке.

Оказывается, музыкальные звуки оказывают непосредственное влияние на мозг человека. Прежде чем мы перейдем непосредственно к интересным научным фактам о музыке и влиянии шума на мозг, немного мат. части.


Музыка влияет на мозг

Звуки и музыка

Звук – упругая волна, механические колебания, распространяющиеся в среде.

Кстати, про колебания и резонанс читайте в нашем блоге.

Звук может распространяться в жидкости, твердых телах и газах. Тот звук, который мы привыкли слышать – это распространение колебаний в газе, то есть воздухе. Частицы воздуха колеблются, когда волна достигает уха, начинает колебаться и барабанная перепонка, в результате чего мы что-то слышим.

Кстати, слышим мы далеко не все. Частоты, воспринимаемые человеческим ухом, лежат в диапазоне от 20 Герц до 20 000 Герц. Ниже начинается инфразвук, а выше – ультразвук.

Киты, например, общаются при помощи ультразвуковых сигналов и могут слышать друг друга на расстоянии до 30 километров. Кто знает, возможно инопланетные цивилизации с огромными ушами играют концерты в инфразвуке – во Вселенной и не такое может быть.

Но сейчас не об этом.

Звук, как всякое колебание, характеризуется частотой и амплитудой. Чем больше амплитуда, тем более громкий звук мы слышим. Чем больше частота, тем выше звук. Большинство окружающих нас звуков – это шумы. Как музыка отличается от шума?

Для понимания удобно использовать графическое представление колебаний. Если представить в виде спектра ноту ля, она будет иметь вид периодического колебания с частотой 440 Герц. Между прочим, гудки в телефонной трубке – это именно нота «ля»


Нота и шумовой фон

Итак:

  • Шумы – звуки, непериодические колебания со сплошным спектром. Иными словами – частоты, непрерывно заполняющие определенный интервал.
  • Музыкальные звуки – гармонические или близкие к гармоническим колебания с линейчатым спектром.

А теперь непосредственно о влиянии музыки и звуков на работу мозга и всего организма.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Музыка и дофамин

В мозгу человека есть центры удовольствия. Если происходит что-то приятное, там вырабатывается специальный гормон – дофамин.

Не вдаваясь в химию, дофамин – это такая штука, которая отвечает за то, чтобы было хорошо.

Он вырабатывается во время секса, когда мы едим что-то вкусное, испытываем приятные переживания, а еще при прослушивании любимой музыки. Когда мозг вырабатывает мало дофамина — можно впасть в депрессию.

Входе одного эксперимента группе испытуемых предложили послушать и оценить 60 музыкальных треков. Во время прослушивания мозговая активность испытуемых регистрировалась аппаратом МРТ.

Вывод: музыка, которая нравится, сильнее всего активирует область мозга, называемую прилежащим ядром. Эта же область активируется при опьянении и половом возбуждении.

Когда нет иного способа повысить уровень дофамина в мозге, послушайте музыку!

Если прослушивание музыки помогает выработать дофамин,  то  занятия музыкой в любом возрасте плодотворно влияют на развитие человека. Перераспределяются психические функции между левым и правым полушариями, развивается моторика и внимание.


Дофамин

Шум и творчество

Если Вам нужно решить задачу Коши или найти корни кубического трехчлена, музыка вряд ли может помочь. Другое дело – творческие занятия, за которые отвечает правое полушарие мозга.

Научно доказано, что негромкие фоновые звуки оказывают положительное воздействие на мозг, продуктивно влияют на творческие способности и стимулируют абстрактное мышление.

Яркий пример, подтверждающий это – Эрнест Хемингуэй и многие другие творческие люди, предпочитавшие для работы кафе и подобные места.


Эрнест Хемингуэй

Музыка и тренировки

Тренироваться под музыку – полезно. Оказывается, музыка блокирует сигналы мозга об усталости и мотивирует заниматься дальше, открывая новые возможности. Почему-то ученые очень любят исследовать связь музыки и тренировок на велосипедистах.

В 1911 американец Леонард Айрес обнаружил, что велосипедисты быстрее  крутят педали под ритмичную музыку, чем в тишине.

А в 2012 году ученые узнали, что велосипедисты, которые слушают музыку во время заезда, эффективнее расходуют энергию.

При одних и тех же нагрузках с музыкой и без нее потребление кислорода снижалось и увеличивалось на 7% соответственно. Психологи считают, что пика продуктивности на тренировках помогает добиться музыка с ритмом 145 ударов в минуту.

Конечно, каждый сам выбирает, под что он будет тренироваться, но почему бы не попробовать.


Тренировка под музыку — лучшая тренировка

Музыка и терапия

Музыкотерапия используется современными психологами все чаще. Нервная система по-разному  реагирует на радостную и грустную музыку.

Участники эксперимента слушали разную музыку и интерпретировали выражение лица, которое им показывали на снимке.

При прослушивании мажорной музыки, лицо казалось веселым, а грустная, минорная музыка заставляла воспринимать нейтральное выражение как печальное.

Музыка– средство общения, которое несет в себе мощный эмоциональный заряд. Интересно, что прослушивание грустных песен и мотивов помогает справиться с депрессией, когда веселая музыка наоборот ухудшает состояние больного.

Помимо психотерапии музыка используется и в других областях медицины. Исследования показывают, что она положительно влияет на память и внимание людей, перенесших инсульт. Причем самым благотворным является влияние классической музыки на мозг.

Особый интерес представляет музыка Моцарта и так называемый эффект Моцарта. Как мы уже говорили, при прослушивании музыки активизируются разные участки головного мозга. Однако от музыки Моцарта активизируется практически вся кора мозга.

Причины такого влияния музыки Моцарта неизвестны, но факт остается фактом.


Музыка и медицина

Музыкальные вкусы и характер

Музыкальных жанров очень много: джаз, фри джаз, блюз, рок, блюз-рок, пост-рок, инди, хип-хоп, метал, нью-метал, хардкор, пост-хардкор etc. Есть ли связь между характером, психологическими особенностями и предпочтениях в музыке? Ученые провели исследование и выяснили, что есть:

  • Металисты и рокеры – самые спокойные и психически здоровые люди. Правда, часто с заниженной самооценкой
  • Поклонники блюза и джаза – общительные, творческие, нервные и высокомерные.
  • Любители кантри – трудолюбивые и легко идущие на контакт люди. Однако количество суицидов среди любителей кантри самое высокое.
  • Регги часто любят люди с высокой самооценкой. Они тоже творчески одарены, общительны, но ленивы.


Музыкальные предпочтения и характер — связаны

Не важно, какую музыку вы любите. Теперь вы знаете, как как повысить дофамин в мозге и стимулировать творческие способности. Главное, чтобы музыка приносила удовольствие и душевное спокойствие.

Но будьте осторожны! Ведь нелюбимая музыка может оказать на мозг прямо противоположное воздействие.

А если что-то отвлекает от прослушивания группы Tool или занятий на любимом инструменте — спросите в студенческом сервисе, как разобраться со всеми задачами, рефератами и курсовыми быстро и максимально эффективно.

Прилив сил: Как музыка влияет на наш мозг

Люди — далеко не единственные существа на планете, способные издавать мелодии, но только мы можем так сильно наслаждаться и вдохновляться ими (хотя у животных тоже есть к этому предпосылки). Но почему музыка играет такую важную роль в нашей жизни? Как именно мы воспринимаем её и как ведёт себя при этом наш мозг? Собрали десять фактов, которые помогут в этом разобраться.

Учёные задались вопросом, в каком возрасте мы начинаем слышать музыку — не как набор отдельных звуков, а как мелодию. Для этого они провели эксперимент: измерили, как мозг новорождённых реагирует на мелодии, использовав в том числе отрывки с нарушенным ритмом.

Выяснилось, что дети реагируют на эту «поломку», — это было видно по изменениям активности мозга. Исследование было небольшим, но оно позволяет предположить, что способность понимать ритм мелодии есть у нас с рождения. К тому же в утробе зародыш может слышать различные ритмы — например, сердцебиение матери.

Также младенцы могут различать длительность и высоту звуков, что тоже помогает воспринимать мелодии.

Читайте также:  Камбала — польза и вред для организма

Логично, что многие задаются вопросом, какую музыку стоит ставить детям, — самая популярная версия гласит, что классическую. Есть даже так называемый эффект Моцарта — гипотеза, которая гласит, что прослушивание музыки этого композитора повышает IQ.

В 1993 году учёные провели следующий эксперимент. Студентов поделили на три группы: первой дали послушать произведения Моцарта, второй — инструкции по релаксации, а третью оставили в тишине.

После этого участникам дали тест на пространственное мышление — выяснилось, что результаты улучшались только у тех студентов, которые слушали Моцарта.

Что же не так с этим экспериментом? Как это часто бывает, проблема в массовой интерпретации: IQ повышался лишь на десять минут, а долговременных изменений не было.

Позже выяснилось, что результаты теста улучшаются, если человеку поставить любую мелодию, которая ему нравится (будь то Моцарт, Шуберт или даже зачитанное вслух произведение Стивена Кинга).

Любимая музыка активизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и бодрит — и именно поэтому тесты получается решать лучше.

Итак, умнее нас музыка не сделает. Но как-то же она должна влиять на наше мышление? В одном исследовании приняли участие разработчики — работники достаточно творческой специальности.

На протяжении нескольких недель они то слушали музыку во время работы, то работали в тишине.

Через пять недель выяснилось, что, работая под музыку, люди были более продуктивны и пришли к большему количеству креативных решений.

Другие учёные выяснили, что быть креативными нам скорее помогает «счастливая» музыка — то есть та, где больше мажорных и торжественных нот. Кроме того, здесь может играть роль тот же механизм, что и при эффекте Моцарта: повышение настроения стимулирует креативность.

У привычки слушать музыку, чтобы отвлечься, есть научное объяснение: она действительно может снижать стресс и регулировать настроение. Одна из возможных причин этого процесса — песни повышают самооценку и уверенность в себе.

Есть и другое объяснение — биологическое.

Доказано, что прослушивание музыки снижает уровень кортизола — гормона, который выделяется при переживании тяжёлых и стрессовых ситуаций (не важно, идёт речь о классической музыке или поп-песнях).

Прослушивание музыки также может помогать снижать давление, пульс и расслабляться. Этот факт, например, используют, чтобы снизить волнение пациентов перед операцией.

Многие люди во время занятий спортом слушают музыку — и правильно делают. Исследования показали, что она усиливает выносливость и работоспособность во время тренировок.

Одна из причин, по которой музыка эффективна, — она отвлекает нас от усталости.

При этом подкасты и аудиокниги выполняют ту же функцию, но меньше помогают облегчить тренировки — так что дело не только в том, чтобы отвлечь внимание от нагрузки.

Музыка, особенно быстрая (в пределах 125–140 BPM), повышает настроение и мотивацию для занятий спортом. Многие спортсмены перед серьёзными стартами слушают музыку «для правильного настроя» и говорят, что это помогает им зарядиться уверенностью и сосредоточиться. К тому же ритмические особенности музыки помогают не сбавлять темп при нагрузках аэробного типа — скажем, беге.

Считается, что по предпочтениям в музыке можно предсказать черты характера человека и что любители определённых жанров часто схожи между собой.

Учёные провели тестирование среди более тысячи подростков, чтобы определить главные характеристики их личности — так называемую big five, или большую пятёрку (сюда относят экстраверсию, доброжелательность, эмоциональную стабильность, сознательность и открытость опыту).

Затем эти черты сопоставили с их музыкальными вкусами.

Выяснилось, что, например, у подростков, предпочитающих рок, низкие показатели по шкале сознательности и высокие по открытости к опыту, а те, кто предпочитают поп и танцевальную музыку, в большей степени экстравертны и доброжелательны. Но, конечно, не стоит говорить, что мы любим рок или хип-хоп из-за определённого характера — на это влияет ещё множество факторов.

Спорить с тем, что человечество любит слушать музыку, сложно. Нас выдаёт даже наш мозг: при её прослушивании активируются центры, связанные с системой наслаждения и вознаграждения. Они же приходят в действие, например, во время приёма пищи и секса — но при этом музыка, в отличие от пищи и размножения, для выживания человечеству не нужна. Возникает вопрос: с чем же связано удовольствие?

Есть теория, согласно которой нам нравится предсказывать возможные повороты мелодий. Люди вообще склонны пытаться предсказывать будущее, и музыка — отличный материал для этого. Слушая музыку, мы строим догадки, какая нота прозвучит дальше и как будет меняться ритм. Если мы угадали, в мозге активируется система вознаграждения и мы испытываем положительные эмоции.

Часто можно услышать, что какие-то исполнители вживую звучат лучше — но это не всегда связано только с качеством выступлений. Одна из причин, по которым нам нравится ходить на концерты, кроется в зеркальной системе мозга.

Она включает в себя нейроны, которые активируются, когда мы переживаем определённую эмоцию, а также когда мы видим человека, который испытывает её. Например, отвращение и наблюдение за кем-то другим, кто испытывает его же, активирует островковую кору.

А чувство боли и наблюдение за страданием другого — поясную извилину.

На живых выступлениях музыканта именно это и происходит: мы видим, какие эмоции исполнитель вкладывает в песню, и начинаем испытывать их же. Кроме того, на концерте может сработать эмоциональное заражение — механизм, с помощью которого настроение передаётся людям вокруг. Стоя в толпе, легче начать радоваться или переживать из-за звуков музыки, чем слушая запись в одиночестве.

Далеко не все люди получают одинаковое удовольствие от музыки. Начнём с того, что существует заболевание амузия, проявляется оно в неспособности понимать и исполнять мелодии.

Чаще всего у людей с этой особенностью поражены некоторые отделы височных долей мозга или проводящие пути. Сталкиваются люди с ней нередко — по разным данным, от 1,5 до 4 % населения имеют врождённую амузию.

Кроме этого, она может возникнуть после инсультов и других нарушений работы мозга.

Разумеется, не у всех, кто не любит слушать музыку, есть заболевание — часто человек просто не получает удовольствия. Это может быть связано и с особенностью мозга: у таких людей он реагирует на мелодии слабее, чем у тех, кто любит слушать музыку.

Существует даже музыкотерапия — когда врачи используют музыку в качестве лечебного средства. Когда мы слушаем мелодии, происходит релаксация вегетативной нервной системы — это приводит к снижению давления и пульса, мышечного напряжения и поглощения кислорода. Благодаря этому снижается уровень тревожности, а также меньше ощущается боль.

Но это ещё не всё. Музыка может влиять на иммунитет: в одном эксперименте детям, находившимся в больнице, давали слушать мелодии, чтобы выяснить, улучшится ли у них настроение. Оно улучшилось — а вместе с этим возросло содержание иммуноглобулина в слюне. Правда, важно заметить, что исследований в этом направлении пока недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.

ФОТОГРАФИИ: New Africa — stock.adobe.com (1, 2), Nitiphol — stock.adobe.com

Мозг и музыка: как разные жанры влияют на человека

© Alice Moore/Unsplash

Автор Ирина Рудевич

22 февраля 2019

Музыку можно включать для развлечения, создания определенного настроения и улучшения самочувствия. Композиции различных жанров воздействуют на мозг по-разному, поэтому с их помощью можно…

Специалисты департамента внутренней безопасности США провели музыкальный эксперимент, в результате которого подтвердили, что музыка помогает справиться со стрессом.

В основе исследования лежали сочетания различных частот, длительности и амплитуды треков, которые включали испытуемым, наблюдая за переходом их состояния от напряжения к расслаблению.

Большинство успокаивающих композиций были вариантами классических произведений, близких к музыке Шопена. Такие произведения снижали уровень кортизола в крови, оказывали седативное и обезболивающее влияние.

Если трудно заставить себя взяться за отчеты после выходных, нужно не только найти мотивацию, но и создать подходящие условия для комфортной работы мозга. Ученые выяснили, что музыка Моцарта и похожие композиции активизируют внимание и улучшают концентрацию.

По данным отчета медицинского центра Стэнфордского университета, музыка затрагивает области мозга, связанные с концентрацией внимания и развитием памяти.

При этом пиковая мозговая активность возникает в периоды тишины между звуками — расслабленный мозг мгновенно включается в работу. Ученые проводили исследование при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Они отследили, какие участки мозга наиболее активны.

Специалисты пришли к выводу, что музыка эпохи барокко, написанная 200 лет назад, помогает человеку собраться с мыслями и обработать большой поток информации.

© clem onojeghuo/unsplash

Музыка Моцарта помогает значительно улучшить память и активировать нейронные связи, влияющие на познавательные возможности. Ученые разделили участников на группы по возрасту, каждой из которых включали записи Моцарта и Бетховена.

По итогам было отмечено, что у тех, кто слушал сонаты Моцарта, увеличивались интеллектуальные показатели. Люди лучше запоминали новую информацию, менее предвзято относились к решению незнакомой задачи.

В группах участников, прослушивающих «К Элизе», таких явных изменений не наблюдалось, поэтому результаты эксперимента назвали эффектом Моцарта.

Усилить выработку дофамина

Гормон дофамин вырабатывается в качестве вознаграждения за достигнутые цели и помогает создать хорошее настроение.

Исследование с отслеживанием нейронных механизмов при помощи томографии показало, что во время эксперимента у испытуемых наблюдалось усиление кровотока, активировались отделы мозга, ответственные за эмоции, возбуждение и мотивацию.

Прослушивание музыки, которая вам нравится, активирует систему вознаграждения в мозге не хуже сладкой и жирной пищи или общения с близкими людьми.

Погрустить без последствий

Музыкальный психолог Стефан Келш из Свободного университета в Германии пришел к выводу, что прослушивание грустной музыки положительно сказывается на эмпатических качествах и помогает человеку справиться с проблемами.

По его мнению, слушатель ассоциирует себя с исполнителем, сопереживает ему, и в это время мозг регулирует эмоции, позволяя выплеснуть лишний негатив. При этом такая грусть не вызывает последствий наравне с реальной печалью, возникающей в тяжелых ситуациях.

Читайте также:  Тыквенный сок: польза и вред

Таким образом, грустная музыка способствует переживанию боли без вреда для психологического здоровья.

Выплеснуть негативные эмоции

© David Calderón/Unsplash

Хорошие новости для любителей тяжелой музыки вроде хэви-метала: исследование в Университете Квинсленда в Австралии подтвердило, что такая музыка вызывает выплеск, а не накопление агрессии. В эксперименте участвовали 39 человек, которым включали панк-рок, скрим и метал.

Исследователи задавали участникам вопросы, которые могли их рассердить. Если при этом музыка играла половину времени интервью, ее выключали и включали снова несколько раз подряд. Во время прослушивания треков люди успокаивались быстрее.

По мнению ученых, их внимание переключалось на другой объект, который позволял выплеснуть агрессию не на собеседника, а в музыкальное восприятие.

Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х.

В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление.

Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ.

В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный.

Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников.

По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект.

Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга.

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже.

Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет.

Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны.

В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов.

Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет.

Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии.

Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще.

С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает.

Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса.

Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались.

У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым).

Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом.

Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте.

Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации.

При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Читайте также:  Константин Лядов: глупо терять жизнь из-за своей уверенности, что с тобой ничего не произойдет

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть.

Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта.

Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями.

На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас.

Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке

На одной волне: что происходит в голове у музыкантов

Когда музыканты на джем-сессии начинают играть вместе, не только их музыкальные партии синхронизированы по времени, но и ритмы головного мозга. Исследователи из Берлина записывали электроэнцефалограммы 12 пар гитаристов, чтобы лучше понять, как творится музыкальная магия.

Гитаристы играли джаз-фьюжн, пока мозговая активность записывалась с помощью электродов на голове. Во время прослушивания метронома и далее во время совместной игры обнаружилось значительное сходство их мозговой активности и синхронизация фазы колебаний.

«Наши исследования показывают, — говорит соавтор исследования Ульман Линдерберг, — что скоординированные действия людей предваряются и сопровождаются синхронизацией их мозговых волн». Говоря проще, между музыкантами налаживается тесная связь, своего рода «гипермозг».

А исследования игры музыкантов финского симфонического оркестра показали, что исполнение музыки еще и активирует гены, отвечающие за память и обучение.

Музыкальный опыт изменяет особенности слухового восприятия.

Активность мозга профессиональных музыкантов во время игры различается в зависимости от того, каким инструментом они пользуются: для духовых, помимо работы рук, характерно использование рта и языка; для струнных или клавишных — согласованная работа двух рук и порой подключение ног (для работы с педалью).

Но, как выяснила группа исследователей из Университетского колледжа Лондона, этот эффект сохраняется и при прослушивании треков.

Ученые пригласили музыкантов — 20 опытных гитаристов и столько же битбоксеров; с помощью МРТ исследовали активность их мозга во время прослушивания музыки и сравнили с результатами контрольной группы немузыкантов. У всех музыкантов сильно активировалась сенсомоторная кора, причем они больше реагировали на музыкальные фрагменты, совпадавшие с их профессиональными способностями: у гитаристов «светились» отделы координации рук, а у битбоксеров — ответственные за движения речевого аппарата.

Пластичность мозга музыкантов тоже поражает исследователей. Интересен случай Пэта Мартино, джазового гитариста из Филадельфии, 70% лобной доли мозга которого было удалено из-за аневризмы.

После операции он страдал от потери памяти и полностью потерял способность играть на гитаре — но, к удивлению врачей, в последующие два года полностью восстановил владение джазовым стилем игры (получив внушительное количество музыкальных наград).

Сыграть по памяти: как музыка улучшает когнитивные способности

Музыкальные способности тесно связаны с языковыми. «Музыка сама по себе универсальный язык» — не только клише. Младенцы рождаются способными распознавать ритм, и именно это умение выделять ритмические последовательности в речи и позволяет нам овладевать родным языком.

Игра на музыкальных инструментах и пение развивают область мозга, отвечающую как за восприятие ритма, так и за речевые возможности.

Целый ряд исследований показывает, что раннее обучение детей музыке улучшает показатели в овладении языком, укрепляет вербальную память и помогает увеличить словарный запас, — причем для получения результата достаточно часа занятий в неделю.

Косвенно те же самые исследования подтверждает факт большого количества людей с идеальным слухом в азиатском регионе, где распространены тональные языки, в которых громкость и тон влияют на смысл сказанного, — там дети развивают способность распознавать разницу высот звуков с раннего возраста, что влияет и на их музыкальные способности.

Исследовательницы Джессика Стронг и Элисон Мидден сравнивали пожилых практикующих музыкантов с людьми, которые музыкой не занимались, — и обнаружили, что музыканты превосходят немузыкантов в языковых тестах и тестах, проверяющих организационные способности.

Музыкальные занятия также снижают риск развития старческого слабоумия и деградации памяти, потому что активно упражняют мозг. Об этом говорят и результаты недавнего эксперимента с участием трех групп женщин со средним возрастом 77 лет.

Женщины из первой группы обучались музыке (играли на ударных, пели или использовали перкуссию), из второй — участвовали в обсуждении литературных произведений, из третьей — не обучались ничему.

В итоге участницы первой группы показали значительное улучшение вербальной и визуальной памяти: они запомнили больше слов из списка, чем участницы других групп, и по памяти восстановили больше последовательностей символов.

Музыка также помогает пожилым людям вернуться к нормальной жизни после инсульта.

После разрыва сосуда в мозгу пациенты часто не могут говорить и/или двигать конечностями, реабилитация сложна и занимает долгое время.

Исследование специалистов Университета Хельсинки показало, что, если у человека не получается разговаривать, но он может напевать знакомую мелодию, ему значительно проще восстановить речь.

Нулевой слух: что такое музыкальная ангедония

Музыка вызывает ощущение удовольствия у подавляющего большинства людей; мы генетически предрасположены к ее восприятию.

Об эстетике восприятия музыки композиторами и философами написано немало книг (например, «Эмоции и смысл в музыке» Леонарда Мейера или «О прекрасном в музыке» Эдуарда Ганслика), авторы которых пытались понять механизмы получения удовольствия от музыкальных произведений.

Но во время недавних исследований профессор Барселонского университета Джозеп Марко-Палларес обнаружил небольшую группу людей, совершенно безразличных к музыке. Он назвал такое состояние музыкальной ангедонией по аналогии с социальной ангедонией — неспособностью радоваться.

Исследователи были поражены и сначала убедились, что эти люди не находятся в депрессии и не страдают от амузии — болезни, при которой повреждена область мозга, ответственная за восприятие музыки. Оказалось, что подопытная группа отлично слышит музыку, однако совершенно к ней безразлична.

Марко-Палларес исследовал три группы по 10 человек: любителей музыки, обычных людей и людей с музыкальным безразличием. Всем давали прослушать 13 разнообразных музыкальных отрывков плюс еще 3, которые участники должны были заготовить заранее, выбрав из списка любимых треков.

Изучение ответов нервной системы показало, что участники с музыкальной ангедонией одинаково неактивно реагировали на любые отрывки музыки, хотя другие стимулы — например, денежную награду — воспринимали так же, как все остальные.

Удивительно понимать, что среди нас могут находиться люди, для которых музыкальная сторона жизни не представляет никакого интереса.

Нейрофизиологи узнали, как любимая музыка вызывает у человека мурашки

ТАСС, 3 ноября. Ученые выяснили, как музыка влияет на работу мозга. Исследователи проследили за работой цепочек нейронов, которые соединяют центры слуха и удовольствия и заставляют человека ощущать мурашки при прослушивании любимой музыки. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Frontiers in Neuroscience.

«То, что мы зафиксировали это явление с помощью электроэнцефалографа, а не МРТ или компьютерной томографии, открывает множество возможностей для подобных исследований в естественной обстановке.

Теперь мы можем изучать нейрофизиологическую подоплеку тех эмоций, которые вызывает музыка», – прокомментировал результаты исследования один из его авторов, нейрофизиолог из Университета Бургундии (Франция) Тибо Шабен.

Человеческий мозг умеет отличать музыку от речи или других звуков, воспринимая ее особым образом. Например, шведские психологи обнаружили, что совместное пение «синхронизирует» пульс участников хора, а полвека назад исследователи выяснили, что человек воспринимает музыку не левым полушарием, как речь, а правым.

Вдобавок в прошлом году биологи обнаружили, что человек может распознать знакомую ему мелодию примерно за 100-300 миллисекунд – по меркам нейрофизиологии это очень мало. Это говорит о том, что в мозге есть специализированные цепочки нейронов, которые отвечают за решение этой узко специализированной задачи.

Музыка и мозг

Шабен и его коллеги заинтересовались еще одним аспектом того, как мозг воспринимает музыку – как у человека возникают эмоции, которые появляются при прослушивании приятной или нейтральной музыки.

Для этого ученые попросили у двух десятков добровольцев назвать несколько музыкальных композиций, которые им нравились, после чего предложили им прослушать несколько отрывков из них внутри МРТ-сканера, позитронно-эмиссионного томографа и электроэнцефалографа.

Сравнивая получившиеся результаты исследования мозга подопечных, Шабен и его коллеги надеялись узнать особенности работы мозга, которые связаны с восприятием музыки, а также проверяли, можно ли использовать в таких исследованиях электроэнцефалографы – более простые и удобные приборы, нежели томографы.

Записав сигналы, которые появлялись в мозгу участников эксперимента во время прослушивания знакомой и незнакомой музыки, ученые попросили тех рассказать, какие ощущения они испытывали. В частности, ученых интересовало, пробегали ли по их коже мурашки в моменты, когда они слышали самые любимые фрагменты.

Сопоставив эти рассказы с данными приборов, ученые выяснили, что подобные ощущения связаны с особыми формами активности мозга, за которые отвечают особые цепочки нервных клеток. Они соединяют центры удовольствия и слуха и расположены в дополнительной моторной коре, глазнично-лобной коре и верхней височной извилине.

Всплески активности этит нервных цепочек можно уловить с помощью любого из использованных приборов. Благодаря этому влияние музыки на мозг человека можно изучать вне стен лаборатории даже с помощью портативных ЭЭГ. Это впервые позволит всесторонне изучить характер действия музыки на мозг, подытожили исследователи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]