Дети недосыпают больше века

Оказывается, об этом знают далеко не все родители. Как выяснилось в ходе исследований в США, очень многие родители – 80% — на самом деле не знают, сколько часов спит их ребенок. А фактически ученые установили, что в среднем школьники в США спят 8-9 часов, хотя врачи советуют увеличивать эту цифру до 11-11,5 часов. Эти данные предоставил Американский фонд Здорового сна.

Что касается украинских школьников, то они спят еще меньше – 7-8 часов, что подтверждают данные Днепропетровского исследовательского центра.

Такая маленькая продолжительность сна у детей зафиксирована – из-за чего бы вы думали? – из-за увлеченностью компьютерными «стратегиями» и интересными кабельными телепрограммами.

Ну и, конечно, школьная перенагрузка тоже вносит свой печальный вклад: некоторые дети готовят уроки до 23.00, тогда как Минздрав рекомендует заканчивать домашние задания не позже 19.00 и тратить на них не более трех часов.

Согласно данным исследований, современный школьник спит на 2-5 часов меньше, чем пару десятков лет назад спали их родители в том же возрасте. От этого дети страдают постепенно развивающимися заболеваниями, причины которых родители даже не подозревают. Причины эти просты: недостаток сна.

Расплата за него – психические и физические нарушения, ослабленный иммунитет, частые простуды, синдром хронической усталости, заболевания глаз. И, наконец, бич 21-го века – гормональный дисбаланс.

Американские ученые доказали, что во время сна как никогда интенсивно у детей вырабатывается гормон роста.

Если ребенок недосыпает, гормон роста замедляет свою секрецию, и ребенок страдает физическим недоразвитием.

Что касается сельских школьников, у 40% из них тоже зафиксирован недостаток сна. Дети в анонимных анкетах написали, что спят 6,5-7,5 часов. А ведь норма – помните – от 10 до 11,5 часов.

Дети недосыпают почти половину положенного! Школьники крупных городов недосыпают чуть меньше – ночные часы крадут сами у себя более 30% детей.

Но ведь это тоже очень много – почти треть школьников! Причину дети называют ту же – телевизор и интернет, компьютерные игры очень увлекают, знаете ли.

Опасные последствия недосыпания школьников

Родители могут думать, что ребенок, не выспавшись, будут просто менее внимательны на уроках или, в крайнем случае, что-то не успеют. Но это далеко не так.

Новые исследования, проведенные научным центром Пенсильвании, свидетельствуют о том, что недосыпание школьников приводит в ожирению, повышают риск диабета и развития артериальной гипертензии (повышенного кровяного давления). Как видим, последствия «невинного» несоблюдения режима гораздо серьезнее, чем может показаться.

Самая распространенная причина, по которой дети не спят – кино и компьютерные игры – приводит к неожиданным последствиям. Детям по ночам снятся кошмары, они просыпаются разбитыми и усталыми.

А впереди у них полноценный школьный день, уроки, на которых нужно не просто сидеть, а работать. Те, кто обожает посмотреть ужасы перед сном, могут страдать от ночных страхов, в результате у ребенка развивается невроз, он боится выключенного света и одиночества.

Этого ли хотят родители, разрешая ребенку посидеть за монитором «еще часок-два»?

Исследования, проведенные в США фондом Мак-Артура, показали, что недосыпание школьника в течение всего недели по 3-4 часа тормозит переваривание пищи. В частности, недосыпание влияет на усвоение углеводной пищи (булочек, так любимых школьниками).

Кроме того, после ночного недосыпания хрупкий организм детей, даже физически здоровых, намного хуже реагирует на стрессы. Школьник начинает намного медленнее справляться со стрессовыми ситуациями, которых в школе и среди сверстников хоть отбавляй.

А если недосыпает подросток, вред еще больше: кризис подросткового возраста вкупе с ослаблением организма еще больше усугубляет подростковую нервность и нестабильность поведения. Баланс гормонов, итак нестабильный, нарушается еще больше, иммунная система подростка ослабевает, и ребенок начинает болеть простудами и аллергиями на ровном месте.

[1]

Что опаснее: длительное или кратковременное недосыпание?

Казалось бы, странный вопрос: и, то, и другое, наверное, вредно. Но ученые дают на него точный ответ. Исследования, которые проводились в США, доказали, что не спать одну-две ночи для ребенка не так опасно, как недосыпать «всего» по 3-4 часа неделю, две, месяц. Длительное недосыпание действует на здоровье школьника гораздо хуже.

Накопленный дефицит сна – медицинский термин, которым обозначают недосыпание в течение длительного – больше месяца – периода. Медики сравнивают его по пагубному воздействию с плохим питанием или гиподинамией.

Или с курением, которое разрушает организм ребенка намного быстрее, чем взрослого.

Врачи рекомендуют школьникам больше заниматься спортом, принимать свежие фрукты и овощи, витаминные комплексы… Но все это оказывается малоэффективным, если школьник мало спит.

Правильный режим сна школьника

Согласно санитарно-гигиеническим нормам, школьники младших классов должны уделять сну не меньше 10 часов, дети от 11 до 16 лет – не меньше 8 часов, а старшие подростки 16-18 лет – от 7,5 до 8 часов. И ни минутой меньше.

При таком режиме головной мозг и центральная нервная система имеет возможность отдохнуть, а весь организм – восстановиться. Если случилось так, что ребенок ночью спал плохо или недостаточно, после уроков школьника можно уложить на час-два, говорят педиатры.

Иначе утомленный ребенок не сможет справиться даже с домашним заданием.

Компьютер и телевизор должны быть разрешены школьникам до 15 лет не дольше, чем до 20.00. Желательно уделить час перед сном прогулке на свежем воздухе – это расслабляет нервную систему и позволяет ребенку уснуть быстрее. Дети 15-16 лет могут посмотреть телевизор или посидеть за компьютером не дольше 21.00. и снова-таки час нужно посвятить спокойным занятиям: чтению, прогулке, теплому душу.

Ложиться спать детям до 15 лет нужно не позже чем в 22.00, а с 15 лет – не позже чем в 22.30. перед сном не нужно выходить на пробежку, прыгать, играть в шумные игры и вообще активничать. Возбужденная нервная система нескоро успокоится после такой стимуляции, а значит, ребенок не выспится.

Существует простое, но безотказное правило: чем позже школьник лег спать, тем сложнее ему уснуть и тем неспокойнее будет его сон. Если ребенок лег спать после 00.00, недосыпание гарантировано. Поэтому желательно укладывать его вовремя.

Как уложить школьника спать?

Дети недосыпают больше века

Чтобы ребенок спокойно, без скандалов шел спать, психологи советуют обставить отход ко сну с применением ритуалов. Родители могут выйти на прогулку перед сном со своим ребенком (как раз и собственной нервной системе подарок). Они могут почитать вместе с ребенком интересную, но спокойную книгу. Ребенку младших классов можно рассказать сказку (давно забытые сказки, дети так их любят!).

Нужно включить спокойную музыку, проверить комнату перед сном, приготовить ребенку чистую пахнущую свежестью постель – такую, какую он любит, с бабочками, кроликами или смешными мишками. Ощущение «своего местечка» поможет ребенку успокоиться, почувствовать себя в безопасности.

Пусть ваш ребенок засыпает со своей любимой игрушкой – это придаст ему уверенности в том, что ночью никакое страшилище его не тронет – любимый медведь или заяц обязательно защитит. И еще одна важная особенность: кладите спать школьника в одно и то же время.

Это вырабатывает стойкую привычку у ребенка, организм, как часы, сам ему будет подсказывать, что пора в постельку.

В спальне ребенка не должно быть телевизора и в идеале – не должно быть компьютера. Ему не должен мешать свет и громкие разговоры. Недосыпание школьника очень опасно, как мы уже выяснили. Поэтому родителям стоит быть только чуточку внимательнее и тверже, чтобы сон вашего ребенка был спокойным и достаточным.

Недосып у ребенка: как проявляется?

Дети недосыпают больше века

Итак, недосып у детей: насколько часто возникает проблема дефицита сна у ребенка, существуют ли нормы сна и какие они, можно ли “отоспать малыша” – давайте разбираться вместе.

Нормы сна

Если проблема недосыпа действительно существует, то вы должны будете обязательно заметить у своего ребенка определённые симптомы и при чем не один.

Но прежде, чем я расскажу вам о них, давайте сначала выясним: сколько же дети должны спать? Зная нормы сна для разных возрастов, вам будет легче понять, а стоит ли относить тот или иной симптом именно к недосыпу или всё-таки причина в другом.

Для каждого возраста существует своя суточная норма сна:

  • Новорожденный – 16-18 часов;
  • До 6 месяцев 14-16 часов;
  • От полугода до 12 месяцев – 12-15 часов;
  • От года до 3 лет – 12-14 часов;
  • От 3 до 5 лет – 11-13 часов.

Но при этом очень важно понимать, что все дети разные и потребности организма каждого отдельного ребенка отличаются. Если одному малышу достаточно 10 часов сна, чтобы полностью восстановиться, то другому и 13 часов будет мало. Более того, существуют колебания от этих цифр, которые тоже признаются нормальными.

Если вашему малышу от 0 до 6 месяцев, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша, где вы научитесь выстраивать правильный ритм дня и научитесь устранять самые частые проблемы со сном в этом возрасте: плач, долгое засыпание, отказ от сна.

Симптомы недосыпа

  1. Частые капризы в течение дня без явных на то причин. Малыша может вывести из состояния равновесия буквально всё. Чтобы его успокоить, приходится прикладывать титанические усилия.
  2. С ребенком очень тяжело договориться.

    Даже если вы заранее проговариваете план действий (например, на прогулке), это не приводит ни к каким результатам. Малыша трудно увести с определенного места без дикой истерики. Читайте полезную статью Как правильно гулять с ребенком>>>

  3. Малыш постоянно находится в перевозбужденном состоянии.
  4. Ребенок много и часто плачет.

  5. Маленький ребенок практически не слезает с рук, вцепляется в вас и не дает ничего делать.

    Конечно, это может быть и проблема воспитания или неумение самому себя развлечь, но если руки практически всегда заняты ребенком, то стоит посмотреть и в сторону норм сна + правильно распределять свое время и внимание с учетом возрастных особенностей малыша. Смотрите курс Мой любимый малыш, где подробно об этом говорим.

  6. Ребенок долго засыпает (долго – это дольше 20-30 минут!).
  7. Малыш часто болеет.
  8. Ребенок вялый и апатичный.
  9. Ребенок тревожно спит: встает, ползет, крутится.

Не забывайте, что все вышеперечисленные признаки могут указывать не только на недосып, но и на возрастные особенности ребенка, его индивидуальный характер. Поэтому не спешите с выводами. Очень часто я вижу, как детские консультанты запугивают мамочек недосыпом. Но на практике реальные проблемы со сном встречаются не так уж и часто. Так что повремените с выводами и внимательно все проанализируйте: количество часов сна за сутки, каждый ли день возникают симптомы недосыпа и сколько их – один или большинство?

Если всё-таки вы наблюдаете, что ваш малыш ежедневно не дотягивает даже до самой нижней границы нормы сна, плюс к этому вы можете констатировать наличие большинства симптомов, которые я вам назвала, тогда скорее всего причина в недосыпе.

Можно ли отоспать недосып

Сразу скажу: если ваш ребенок не досыпает длительное время, то “отоспать малыша” нельзя. Если же ребенок не спал, положенное для восстановления его организма, например, в течение 2 – 3 дней или недели, то привести его в нормальное состояние вполне возможно. То есть, другими словами, восстановиться можно здесь и сейчас. Годичный недосып не отсыпается.

Длительный дефицит сна напрямую влияет на здоровье.

Иммунитет ослабевает и организм не может сопротивляться вирусам на все 100%. Отсюда частые ОРВИ. Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество часов каждую ночь. Смотрите полезный курс Здоровый ребенок-практикум для мамы>>>

Что делать, для того чтобы ребенок высыпался

  • Взять на себя ответственность за сон ребенка.

Вся ответственность за нормальный сон малыша лежит только на вас. Ребенок не подойдёт к вам и не скажет: “Всё мама, я устал, иду спать”. Точнее скажет, но только, когда будет падать с ног.

Даже если малыш уставший, он до последнего будет бодрствовать, пока глаза сами не закроются против его усилий.  А это лишний час, два, которые он недоспит. Именно вы должны уложить ребенка вовремя (подробнее об этом в статье Во сколько укладывать ребенка спать>>>).

Не стоит также пренебрегать дневным сном.

  • Ко сну нужно готовиться заранее.

Выделите на подготовку некоторое время. Допустим ваш малыш, по ритму дня будет готов заснуть в 21-00. Начинайте приготовления ко сну уже с 8 часов, а то и раньше. Не способствуйте активному времяпрепровождению.

Высокая эмоциональность  зачастую даёт обратный эффект. Психика перегружена и не может вовремя переключиться с одного режима на другой. Подберите спокойные занятия. Создайте все условия для того, чтобы ребенок нормально заснул.

Читайте полезную статью Зачем нужны ритуалы перед сном

  • Следите за дневной активностью ребенка.

Если ребенок получит достаточное количество впечатлений за день, то и заснёт он гораздо легче и быстрее в положенное время. Должны устать и мозг, и тело.

Больше гуляйте, ходите с малышом в разные места, а не сидите только на одной игровой площадке возле дома. Во время прогулки постоянно общайтесь с ребенком.

Рассказывайте ему обо всем, что видите вокруг и побуждайте вступить в диалог с вами: схема “вопрос – ответ” должна быть двухсторонней. Конечно, все зависит от возраста ребенка.

Несомненно, нормальный сон очень важен для ребенка. Но эта “нормальность” для каждого малыша индивидуальна. Только вы, мама, сможете понять досыпает ваш ребенок или нет, внимательно отследив продолжительность отдыха малыша и его состояние за день.

Если ребенок старше 6-ти месяцев, смотрите интернет-курс по налаживанию сна ребенка от 6 мес до 3 лет, где разбираемся с отказами от сна и долгими укладываниями.

Бороться нужно с реальными, а не надуманными проблемами.

В х напишите какие трудности со сном вас волнуют, а я подскажу: проблема это или нет. Указывайте возраст ребенка.

Людмила Шарова

Парасомнии у детей. Расстройства пробуждения

Статьи

Дети недосыпают больше века

Опубликовано в журнале:Практика педиатраМай, 2007

М.Г. Полуэктов, врач-сомнолог, доцент курса сомнологии ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук

Возникновение загадочного ореола вокруг состояния сна человека во многом связано с возможностью развития необычных феноменов, для бодрствующего человека неприемлемых. Стоит ли бояться маленького лунатика или переживать за него?

Необычные феномены сна носят название парасомнии (от греч. para – нечто, находящееся около; от лат. somnus – сон). Они могут возникать при засыпании, в середине сна и при пробуждении. В современной международной классификации расстройств сна (2005) сохранилось 23 нозологии, относящиеся к этой категории.

Наибольший интерес для педиатров представляет группа парасомний, связанных с нарушением пробуждения: снохождение, ночные страхи, конфузионное пробуждение (синдром сонного опьянения).

Эти феномены часто встречаются у детей и требуют врачебного вмешательства для сохранения здоровья ребенка и членов семьи.

Так, распространенность снохождений среди детей от 3 до 10 лет составляет 14%, а у взрослых они регистрируются только в 1% случаев.

Теория диссоциативных состояний

Более частое, чем у взрослых, возникновение необычных феноменов сна у детей объясняется с точки зрения теории диссоциативных состояний. Согласно ей, принципиально отличающимися функциональными состояниями, в которых может пребывать человек, являются бодрствование, медленный сон (фаза медленного сна) и быстрый сон (фаза быстрого сна).

Каждое из этих состояний представлено уникальным набором нейрофизиологических и биохимических маркеров, результатом чего является характерное поведение, которое мы считаем нормальным. В отличие от бодрствования, генерация и поддержание медленного и быстрого сна обеспечивается двумя различными популяциями нейронов.

Сон – весьма динамичное состояние с закономерным чередованием стадий и фаз, это обеспечивается сложным взаимодействием влияний наших внутренних часов и метаболических изменений в организме.

В детском возрасте, когда не завершено еще становление структур хронобиологического управления, структура сна недостаточно стабильна и более вероятно возникновение ситуаций «смешивания» феноменов, характерных для различных функциональных состояний.

Наиболее часто это происходит в случае снохождения, когда характерная для бодрствования электрофизиологическая, а затем и поведенческая картина возникает в период наиболее глубокого медленного сна (в 3-й или 4-й стадиях). Избыточная эмоциональная и вегетативная активация наблюдается и при другой форме парасомний, связанных с расстройством пробуждения, – ночных страхах. Наоборот, следствием внедрения медленного сна в бодрствование после пробуждения может быть развитие синдрома сонного опьянения.

Усугубить нестабильность функциональных состояний у ребенка могут такие факторы, как наличие генетической предиспозиции, младший возраст, изменения режима и прием некоторых препаратов. Наиболее важной представляется роль генетики.

У 60% родителей детей, имевших приступы парасомний по типу расстройств пробуждения, имелись указания на развитие их в анамнезе, по сравнению с 30% в популяции детей без парасомний.

Из патологических факторов, которые вызывают учащение приступов, следует отметить сопутствующие расстройства поведения аффективной сферы ребенка, действие стресса, лихорадку и нехватку сна.

Снохождение

Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов комплексного поведения при пробуждении из медленного сна, проявляющихся двигательной активностью, сочетающейся с частичным или полным нарушением сознания и способности связно мыслить.

Зачастую эпизод снохождения развивается в первой половине ночи, когда наиболее высока представленность глубоких (3-й и 4-й) стадий медленного сна. Ребенок может только присесть в кровати, что-то бормотать или же встать, начать играть или выйти из комнаты.

На обращенную к нему речь может не отвечать, говорить невпопад, но может и давать правильные ответы (так называемое рапортное сноговорение). В большинстве случаев действия во время эпизода носят бессмысленный характер.

Приступ оканчивается самопроизвольно – ребенок возвращается в постель или укладывается спать в другом месте. При попытке разбудить он оказывает сопротивление, вплоть до агрессии, после пробуждения сохраняется конфузионное состояние и дезориентация.

Важной характеристикой снохождения является отсутствие у ребенка наутро воспоминаний о случившемся. Нет связи приступа и с содержанием сновидений.

Начинается снохождение обычно в возрасте 4–8 лет, частота и выраженность эпизодов достигает пика в период с 8 до 12 лет, после чего наблюдается быстрое улучшение. У мальчиков и девочек это расстройство встречается одинаково часто.

Снохождение нередко сочетается с другими расстройствами сна – синдромом сонного опьянения, ночными страхами, бруксизмом. Для постановки диагноза снохождения кроме собственно хождения во время сна требуется подтвердить наличие нарушенного сознания или способности связно мыслить.

Кроме того, требуется, чтобы в это время имел место один из следующих симптомов: трудности при попытке пробудить ребенка, спутанность его мыслей во время пробуждения, полная или частичная амнезия эпизода, наличие привычной активности в непривычное время, опасное или потенциально опасное поведение.

Если снохождение является проявлением другого расстройства сна или реакцией на лекарственное лечение, ставится диагноз другой формы парасомнии.

Проводить полисомнографическое исследование с регистрацией показателей сна обычно для подтверждения диагноза не требуется. Во время приступа можно зарегистрировать лишь множественные артефакты на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и признаки вегетативной активации (учащение пульса, дыхания и т.д.), возникающие в 3-й или 4-й стадиях медленного сна.

Тем не менее следует всегда учитывать возможность развития у ребенка во время сна похожего по картине эпилептического припадка височного автоматизма. По данным В.А. Карлова (1990), эпилептические припадки составляют 3% случаев снохождений.

Особенностями клинической картины снохождения, заставляющими проводить дифференциальную диагностику с припадком, являются: возраст ребенка до 3 лет и после 12 лет; возникновение во второй половине ночи; простой и стереотипный характер двигательной активности; невозможность разбудить; наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ во время бодрствования.

Подтверждением эпилептического генеза является выявление типичной активности во время эпизода снохождения. Серьезным аргументом является и обнаружение фоновой патологической активности во время медленного сна.

В лечении снохождения выделяется два компонента: когнитивно-поведенческая терапия и лекарственное воздействие. В первую очередь требуется успокоить родителей, проинформировать их о доброкачественной, с обязательным излечением, природе этого состояния.

Необходимо рассказать им, что снохождения никак не связаны со сновидениями и не оказывают разрушительного воздействия на психику ребенка. Главной опасностью является возможность самотравматизации.

Следующим шагом является обеспечение безопасного окружения сна: исключение стеклянных дверей, бьющихся напольных предметов, ограничение возможности выхода на балкон или открывания окон.

С родителями обсуждается режим сна ребенка: достаточно ли он спит, вовремя ли ложится в постель. Перед сном исключаются стимулирующие напитки и продукты (кофе, кола, шоколад).

Медикаментозное лечение назначается курсами по 1–3 недели в случае высокой частоты или интенсивности эпизодов снохождения.

Наиболее эффективными препаратами являются Клоназепам (0,25–2,0 мг) и Нитразепам (1,25–5,0 мг) за час до сна (чтобы добиться максимальной концентрации препаратов в крови в первой половине ночи).

Не доказан эффект ГАМК-эргического ноотропного препарата Фенибут и трициклических антидепрессантов (Амитриптилин); несмотря на это, они широко применяются.

Ночные страхи

К другой разновидности парасомний относятся ночные страхи. Это расстройство характеризуется наличием пробуждений из медленного сна, сопровождающихся плачем или пронзительным вскриком, а также вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха.

Родители застают ребенка сидящим в кровати с открытыми глазами, выражением испуга на лице, дрожащим или вспотевшим. Он не отвечает на обращенные вопросы, после пробуждения какое-то время остается дезориентированным, мышление спутанное. Ребенок часто бывает агрессивным при попытке удержать, разбудить.

Он может рассказывать о странных образах или вспоминать обрывки ярких сновидений. Обычно наутро эпизод забывается.

Дебют ночных страхов приходится на возраст 2–4 лет. Распространенность этого состояния у детей оценивают в 6,5%, у взрослых – около 1%. У мальчиков и девочек ночные страхи случаются с одинаковой частотой.

Как и в случае снохождения, предполагают наличие генетической предиспозиции к развитию ночных страхов. У детей с этим расстройством часто встречаются и другие формы парасомний, в особенности из группы расстройств пробуждения. Предположение, что ночные страхи являются фактором риска развития психической патологии, в дальнейшем не получило подтверждения.

Постановка диагноза ночных страхов требует соответствия клинического описания приступа приведенному выше определению.

Кроме этого, необходимо наличие одного из следующих феноменов: трудности окончательного пробуждения ребенка после приступа, последующая спутанность сознания, полная или частичная амнезия приступа, наличие опасного или потенциально опасного поведения в приступе. Под опасным поведением подразумевается возможность навредить себе или окружающим во время эпизода.

Ночные страхи не следует путать с другой формой парасомний – кошмарами. Пробуждения от кошмарного сновидения происходят из фазы быстрого сна, ребенок в это время находится в полном сознании и может рассказать о том, что его напугало.

При проведении полисомнографического исследования на ЭЭГ обычно в первой трети сна можно увидеть внезапное пробуждение из 3-й или 4-й стадии, сопровождающееся проявлениями вегетативной активации. Как и в случае снохождения, полисомнография позволяет исключить эпилептическую природу, поскольку такой паттерн может наблюдаться при некоторых вариантах психомоторных припадков.

В лечении ночных страхов придерживаются тех же принципов, что и при терапии снохождений. Следует отметить разве что более частое назначение бензодиазепиновых препаратов (Клоназепама и Нитразепама).

Конфузионное пробуждение

Его еще называют синдромом сонного опьянения – это состояние, при котором какое-то время после пробуждения ребенок остается дезориентированным и может вести себя неадекватно.

Обычно такое состояние возникает при пробуждении из глубокого медленного сна в первой половине ночи, например при попытке высаживания ребенка на горшок. Может возникнуть негативная реакция, вплоть до агрессии, надрывного плача.

Речь во время эпизода замедленная, ответы невпопад. Такое состояние может продолжаться до часа, обычно же оно занимает 5–15 минут.

Распространенность конфузионных пробуждений в возрасте от 3 до 13 лет составляет 17%. Впервые эти состояния проявляются в период от 3 до 10 лет и у большинства детей до десятилетнего возраста прекращаются. Отмечается частое сочетание сонного опьянения со снохождением (в 36% случаев). У мальчиков и девочек встречается одинаково часто.

Для постановки диагноза конфузионных пробуждений требуется только наличие характерной клинической картины при пробуждении из сна.

Полисомнографическое исследование позволяет зарегистрировать на фоне ЭЭГ паттернов пробуждения (диффузного альфа-ритма) «внедрение» характерных для медленного сна феноменов (дельта-ритма, вспышек тета-ритма, эпизодов микросна).

Для подтверждения диагноза это исследование не проводится, за исключением случаев, похожих на эпилепсию (наличие необычного стереотипного поведения, возникновение не из глубокого медленного сна, наличие подобных эпизодов в развернутом бодрствовании).

Для коррекции конфузионных пробуждений используются когнитивные и поведенческие методики. Важно объяснить родителям, что не стоит резко будить ребенка из глубокого сна.

Следует учитывать возможность активной реакции ребенка во время эпизода и самотравматизации, соответственно необходимо обеспечение безопасного окружения сна.

Увеличивать вероятность конфузионных пробуждений могут недостаток сна в предыдущую ночь, прием или отмена (!) седативных препаратов, инфекционное заболевание.

Предложен и метод поведенческой терапии конфузионных пробуждений. «Пробуждение по расписанию» предусматривает пробуждение ребенка за 15–30 минут до обычного времени возникновения конфузии. При этом необходимо заставить его открыть глаза и получить хоть какой-то словесный ответ. После этого ребенку позволяют заснуть и поднимают уже в желаемое время. Лечение продолжается месяц.

Пробуждения детей грудного и раннего возраста из дневного сна с негативным аффектом (плохим настроением, плачем) не являются формой синдрома сонного опьянения.

Для разрешения этой проблемы стоит рекомендовать родителям во время предполагаемого конца цикла сна, когда происходит переход из глубокого сна в быстрый, перестать ограничивать свет и звуки (раздвинуть шторы, открыть дверь в спальню).

Ребенок проснется естественным образом от внешних стимулов, когда его сон перейдет в поверхностную стадию. В среднем у грудных детей цикл сна составляет 45 минут, в раннем возрасте – 60 минут, у дошкольников достигает значения 90 минут (как у взрослых).

Парасомнии по типу расстройств пробуждения остаются наиболее распространенными и необычными феноменами детского сна. Эти состояния значимо не влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие ребенка, однако могут служить источником беспокойства родителей. Разъяснительная работа с родителями, правильная организация сна и короткие курсы лекарственной терапии позволяют разрешить эту проблему.

Универсальным правилом для лечения парасомний является поддержание постоянного режима сна.

Проблемы со сном: почему малыш не спит?

Всем знакома поговорка «Спит, как младенец». Однако родители знают, как далека она бывает от истины. Редкий малыш радует взрослых долгим и крепким сном. Почему ребенок трудно засыпает или часто просыпается по ночам, и как наладить здоровый сон у детей?

Физиология сна взрослого человека и малыша немного отличается. Например, для детей нормально плакать или разговаривать во сне – психологи и сомнологи считают, что так выходят дневные впечатления или сильные эмоции.

Нормой считаются и вздрагивания, подергивания во время сна или в период засыпания.

Также дети до года могут один-два раза за ночь просыпаться, чтобы покушать или просто убедиться в том, что родители рядом и готовы прийти на помощь.

Какие бывают нарушения сна и как они проявляются?

Дети раннего возраста часто страдают нарушениями сна – примерно 15% малышей испытывают трудности с засыпанием или просыпаются по ночам, не давая отдохнуть родителям.

Патологии сна называют инсомниями, специалисты делят их на два вида – первичные (возникают как самостоятельная проблема) и вторичные (развиваются на фоне других заболеваний, например, неврологических).

Первичные нарушения сна чаще всего являются поведенческими, то есть, связанными с поведением в период засыпания, неправильной организацией засыпания.

Они не вызывают проблем со здоровьем ребенка и не влияют на его самочувствие, то есть, создают больше трудностей для родителей, чем для детей. Вторичные инсомнии являются проявлением различных заболеваний, приводят к тому, что малыш не может нормально отдохнуть, а это сказывается на его развитии и обучении.

Нужно обратиться к врачу, если ребенок:

• Страдает бессонницей – не может уснуть дольше трех часов, спит ночью меньше шести часов, явно не высыпается, становится беспокойным, раздражительным либо, наоборот, вялым, апатичным.• Храпит, дышит ртом во время сна, у него затруднено дыхание или бывают периоды апноэ (ночной остановки дыхания).• Скрипит зубами.

• Спит крайне беспокойно, страдает лунатизмом.

Поведенческие расстройства сна

Поведенческие расстройства сна чаще всего связаны с нарушением ассоциаций засыпания. Так, некоторые дети засыпают только в присутствии родителей, при этом взрослый должен находиться рядом на протяжении нескольких часов. Или, проснувшись ночью, малыш не может уснуть без укачивания.

К неправильным ассоциациям относят также сосание соски, пальца, прикосновение к руке взрослого и т.д. Проснувшись и обнаружив, что условия изменились, ребенок будет криком требовать возвращения привычной обстановки.

Чтобы избежать таких ситуаций, родителям необходимо выработать ритуал засыпания, который, повторяясь ежедневно с самого раннего возраста, будет способствовать формированию правильных ассоциаций.

У детей постарше поведенческие нарушения могут проявляться в виде долгого засыпания, истерик перед сном, стремления удержать взрослых рядом (например, ребенок просится в туалет или пить несколько раз за вечер). Либо дети часто просыпаются ночью и приходят в кровать к родителям.

Как помочь ребенку заснуть?

Ребенок хорошо засыпает, если у него сформированы правильные ассоциации – их создают с помощью определенного ритуала засыпания. В него могут входить купание, вечернее чтение, недолгое пребывание одного из родителей в детской комнате, объятия и поцелуи перед сном. Не стоит использовать укачивание, кормление из бутылочки, длительное ношение на руках.

Схема засыпания выглядит так — ребенка укладывают в кровать в состоянии бодрствования, далее родители должны придерживаться выбранного ритуала. То есть, они могут почитать малышу, немного посидеть с ним, обнять и поцеловать и т.д.

Затем взрослые выходят из комнаты, чтобы дать ребенку возможность уснуть самостоятельно. Младенцам поможет заснуть вещь с материнским запахом в кроватке, а детям постарше — любимая игрушка.

Такой подход позволит избежать проблем со сном в старшем возрасте.

Ребенок будет лучше засыпать и крепче спать, если ему будет комфортно. У малыша должна быть удобная пижама и качественное постельное белье, в комнате необходимо поддерживать оптимальную температуру, обязательно проветрить помещение.

Правильный режим дня

Ребенок с раннего возраста должен понимать разницу между ночным и дневным временем суток, их нужно четко разделить – вечером лучше притушить свет, разговаривать негромко, спокойно, исключить активные игры. Это поможет настроиться на сон. При ночных пробуждениях стоит ограничить общение с ребенком, не играть с ним, не включать свет.

Очень важно придерживаться режима дня – постепенно малыш привыкнет укладываться в одни и те же часы, будет себя чувствовать уставшим в нужное время.

«Жизнь по часам» создает у него ощущение безопасности, ребенок привыкает к определенному распорядку, в результате меньше капризничает и быстрее засыпает.

Нужно определить оптимальное время дневного и ночного сна, не стоит давать детям слишком долго спать днем, иначе они не успеют устать до ночного отдыха.

Чаще всего проблемы со сном бывают у детей, которых родители укладывают не по часам, а каждый день в разное время, дожидаясь, когда те устанут. Или у малышей, сталкивающихся с частыми нарушениями режима, например, родители отправляют их в постель в одно время, а бабушки – в другое, разрешая любимым внукам играть дольше положенного.

Подъемы во время сна – что делать?

Когда ребенок ночью просыпается и плачет, не обязательно сразу брать его на руки – как правило, достаточно подойди проверить, все ли в порядке, ласковым тоном успокоить малыша.

Детей старше полугода не рекомендуется кормить по ночам, вместо смеси или груди лучше дать попить простой воды.

Если ребенок привык кушать во сне, стоит попытаться отучить его от такой привычки, постепенно удлиняя промежуток между кормлениями, давая более разбавленную смесь, заменяя ее детским чаем или подогретой водичкой.

Когда ребенок вскакивает сразу после укладывания, просит попить или поиграть – необходимо спокойно напоить малыша или сводить его в туалет, и снова отправить в постель.

Не стоит оставаться в детской комнате, развлекать детей, разрешать играть – иначе подобные подъемы войдут в привычку.

В таких ситуациях действуют спокойно, ласково, но твердо объясняя, что пришло время спать и, значит, необходимо лежать в своей кроватке.

Дети после трех лет часто просыпаются от кошмарных сновидений. Ночные страхи нельзя игнорировать, обязательно нужно успокоить ребенка, при необходимости посидеть с ним, пока он снова не заснет.

Для того чтобы избежать тревожащих снов, стоит ограничить сильные впечатления во второй половине дня, не показывать малышу перед сном мультфильмы с агрессивным сюжетом и резкими звуковыми эффектами, организовать время перед засыпанием так, чтобы ребенок успел успокоиться до того, как отправится в кровать.

Родителям нужно понимать, что поведенческие расстройства сна легко скорректировать, правильно организовав режим дня. Но, если ребенок не спит из-за проблем со здоровьем, помочь сможет только врач. Важно вовремя распознать нарушение, требующее консультации специалиста.

Почему дети от 0 до 3 месяцев плохо спят: обзор основных причин

Сколько должен спать малыш?

Значение сна для младенцев сложно переоценить. Качественный отдых также, как и полноценное питание — залог нормального физического и психоэмоционального здоровья малышей.

Во время сна:

  • вырабатывается гормон соматотропин, играющий важную роль в формировании скелета;
  • происходит восстановление иммунитета. После засыпания активизируются T-лимфоциты, уничтожающие вирусы и бактерии;
  • усиливается метаболизм в тканях;
  • обновляются клетки;
  • расслабляется нервная система.

Первые три месяца жизни младенцы большую часть времени проводят во сне. Согласно рекомендациям ВОЗ, общая продолжительность сна малышей от 0 до 3 месяцев должна составлять 14–17 часов в сутки.

Однако эти показатели приблизительные, ведь каждый ребенок индивидуален.

Поэтому если ваш малыш спит больше или меньше установленной нормы, но при этом чувствует себя хорошо, то волноваться не стоит.

Особенности сна малышей от 0 до 3 месяцев

Некоторые проявления беспокойного поведения малышей после засыпания можно объяснить особенностями структуры их сна.

Сон младенца, как и взрослого человека, состоит из двух фаз:

  1. Ортодоксальной или медленного сна. В этот период мозг малоактивен, тело расслаблено, дыхание ровное и спокойное. Именно во время медленного сна человек полноценно отдыхает и восстанавливает физические силы.
  2. Парадоксальной или быстрого сна. Парадоксальная фаза характеризуется повышением температуры тела и давления, учащенным сердцебиением, дыханием, быстрым движением глазных яблок под сомкнутыми веками.

Во время сна обе фазы сменяют друг друга: сначала наступает медленный сон, потом быстрый, и так по кругу.

Структура сна у младенцев первых месяцев жизни уникальна: ее основную часть составляет быстрый сон, во время которого малыш может гримасничать, дергать ручками и ножками.

Такое поведение малыша во время сна абсолютно нормальное и не должно беспокоить родителей. По мере взросления период ортодоксальной фазы постепенно увеличивается, и ребенок начинает спать более спокойно.

Основные причины беспокойного сна у малышей

Частые пробуждения малышей, сложности с последующим засыпанием, плач и крики во сне могут быть связаны со следующими причинами:

  • голод;
  • кишечные колики;
  • переизбыток эмоций;
  • некомфортные условия для сна;
  • нарушение гигиены сна;
  • соматические заболевания;
  • повышение внутричерепного давления.

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Голод

Голод — основная причина беспокойного сна у малышей от 0 до 3 месяцев. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, просыпаются каждые 1–3 часа на кормление. Малыши на искусственном вскармливании кушают реже (каждые 2–5 часов), потому что для переваривания смеси желудочно-кишечному тракту требуется больше времени.

У мам малышей, находящихся на грудном вскармливании, есть выбор: кормить детей по требованию или по часам.

Организация ВОЗ рекомендует выбирать первый вариант, который не только удовлетворяет потребности ребенка в пище, но и способствует его спокойному поведению.

При кормлении по требованию мамам не стоит бояться перекормить малышей: они никогда не съедят больше, чем им нужно.

Случается, что ребенок часто просыпается и просит грудь из-за нехватки у женщины молока. В подобной ситуации у малыша, кроме беспокойного сна, будут наблюдаться недостаточный набор веса, уменьшение количества мочеиспусканий, сухость кожи.

Кишечные колики

Кишечные колики у младенцев — внезапно возникающие приступообразные боли в животе. Дети с коликами беспокойные, плохо кушают, много срыгивают, часто стучат ножками, иногда запрокидывают голову назад и выгибаются дугой.

Точная причина возникновения колик у малышей неизвестна. Существует несколько теорий происхождения приступообразных болей. Одна из них — незрелость желудочно-кишечного тракта. Несовершенная моторная функция пищеварительного тракта приводит к повышенному газообразованию в кишечнике, что и становится причиной болевого синдром.

Как правило, колики являются физиологической нормой и проходят самостоятельно к 3-месячному возрасту. Поэтому родителям стоит набраться терпения и спокойно относиться к такому состоянию ребенка.

Что может помочь малышу при коликах?

  1. Диета мамы, если ребенок находится на естественном вскармливании. Стоит убрать из рациона продукты, повышающие газообразование: сладости, бобовые, овощи с грубыми пищевыми волокнами (капусту, редис, редьку), газированные напитки.
  2. Подбор адекватной смеси, если малыш находится на искусственном вскармливании.
  3. Правильное положение ребенка во время и после кормления. Во время кормления важно избегать заглатывания ребенком воздуха. Для это следите, чтобы малыш при вскармливании не упирался потно носиком в ареолу, и у него сохранялось нормальное носовое дыхание. После кормления младенца нужно подержать «столбиком».

Также для облегчения колик применяют фитопрепараты, пробиотики. Однако такое лечение можно использовать только после консультации с педиатром.

Переизбыток эмоций

В первые три месяца жизни у малышей быстро развиваются слух и зрение. Благодаря этому они активно знакомятся с окружающим миром, получат массу эмоций и впечатлений.

И если новорожденный воспринимает только громкие звуки, то уже к 2-месячному возрасту малыш начинает слышать низкие и тихие тона, учится сопоставлять услышанное с увиденным, пытается связывать слуховые и звуковые впечатления воедино.

Во время сна головной мозг ребенка тщательно обрабатывает и анализирует все впечатления, полученные им в период бодрствования. Поэтому переизбыток эмоций может негативно сказаться на детском сне. Слишком громкая музыка перед сном, большое скопление людей — все это влияет на качество отдыха. Устранение подобных факторов позволит избежать переизбытка эмоций у ребенка.

Некомфортные условия сна

Некомфортные условия также могут стать причиной беспокойного сна малыша. Оптимальными условиями для детского отдыха являются:

  1. Температура воздуха 20–22 °С. При более высоких показателях ребенку может быть душно и жарко. Не стоит укутывать младенца, надевать на него лишнюю одежду «на всякий случай».
  2. Влажность воздуха 40–60 %. Сухой воздух в комнате приводит к пересыханию слизистых, затрудненному носовому дыханию, жажде.
  3. Приглушенный свет днем и отсутствие освещения ночью. Яркое освещение — раздражитель, влияющий на засыпание. Во время дневного сна создавать полную темноту не стоит: это может привести к тому, что ребенок перепутает день с ночью.
  4. Одежда из натуральных тканей, без тугих резинок.
  5. Сухой подгузник. Быстро поменять подгузник во время сна позволяют слипы — удобная и практичная одежда для малышей.

Нарушение гигиены сна

Ну какая мама откажет своему малышу в ношении на руках и укачивании, когда он капризничает и не ложится спать? А между тем такие манипуляции перед сном со временем приведут к тому, что ребенок не сможет засыпать самостоятельно.

Конечно, не стоит устанавливать для малыша строгую дисциплину в поведении перед сном. Вовсе не обязательно оставлять младенца одного в кроватке. Можно просто находиться рядом. Не носить на руках, но обнимать. Не качать, но гладить по головке. По сути, это восполнение того же недостающего контакта с матерью.

Соматические заболевания

К соматическим заболеваниям относятся нарушения, вызванные внешними воздействиями или сбоем работы внутренних органов. Но при этом они никак не связаны с психикой человека. Самые распространенные соматические нарушения у младенцев — насморк и дерматит.

В первом случае полноценному детскому сну мешает затрудненное носовое дыхание. При дерматите тело ребенка покрывается воспаленными участками, которые зудят и доставляют сильный дискомфорт. Справиться с подобными заболеваниями позволит грамотное лечение, назначенное педиатром.

Повышение внутричерепного давления

Функционирование головного и спинного мозга невозможно без регулярной циркуляции ликвора — биологической жидкости, состоящей из воды, аминокислот, ферментов, микроэлементов.

Нормальная циркуляция ликвора обеспечивает клетки головного и спинного мозга необходимыми питательными веществами, удаляет продукты метаболизма, нивелирует краткосрочные изменения состава крови.

Любое отклонение в системе ликвороциркуляции ведет к избыточному скоплению биологической жидкости в полостях головного мозга и повышению внутричерепного давления.

Высокое внутричерепное давление у младенцев проявляется не только нарушением сна, но и другими признаками:

  • увеличением размеров головы;
  • постоянным срыгиванием;
  • снижением аппетита;
  • повышенной нервозностью.

Для того, чтобы выявить и устранить нарушение, необходимо сделать нейросонографию (УЗИ головного мозга с доплером) и обратиться к неврологу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]