Массаж для малыша: физкультура и общение

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и массаж способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей.

К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные).

У детей до 2'/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикос­новение к коже, а ответная реакция выража­ется сокращением соответствующих мышц.

В первом случае (феномен ползания) — раз­гибателей мышц, при спинном рефлексе Та­ланта — разгибателей позвоночника. В пер­вые месяцы жизни целесообразно использо­вать только рефлексы, связанные с разгиба­нием во избежание усиления сгибателей, то­нус которых и без того преобладает.

В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно мани­пулирует руками, хорошо удерживая поло­жение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1'/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

  • Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.
  • Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.
  • У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.
  • Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.
  • Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.
  • Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

  1. При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.
  2. В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

  3. В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.
  4. На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

  5. Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела — пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.
  6. К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

  7. Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.
  8. Положение ребенка для всех приемов — лежа.
  9. Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие — массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).


Рис. 159. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит.

Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

Рис. 174. Массаж живота.

а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Читайте также:  Как не потерять форму после травмы

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Методические указания. Ос­новная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы — кольца, палочки, игрушки.

Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) — сидя, стоя.

Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.

Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)

  • Массаж ручек и ножек (поглаживание).
  • Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
  • Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
  • Растирание стоп.
  • Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
  • Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  • Массаж ручек (поглаживание).
  • Пассивное скрещивание ручек на груди.
  • Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  • Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  • Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  • Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  • Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  • Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  • Рефлекторные упражнения для стоп.
  • «Бокс»  — пассивное разгибание и сгибание ручек.
  • Массаж грудной клетки (вибрационный).
  • Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения  («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  • Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  • Массаж животика, спинки.
  • Ползание.
  • Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  • Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  • Круговые движения ручками.
  • Активное упражнение — напряженное выгибание.
  • Поворот влево со спинки на животик.
  • Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  • Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  • Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж спины.
  • Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  • Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  • Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  • Напряженное выгибание.
  • Круговые движения ручками с кольцами.
  • Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении.

Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  • Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  • Приседание (ребенок стоит на полу).
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение — лежа на полу).
  • Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  • Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу.

Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)

  • Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
  • Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
  • Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
  • Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
  • Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
  • Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.

Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу.

Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.

Массаж грудничку: как правильно (пошаговая инструкция, видео)

Дорогие мамочки и папочки, бабушки и дедушки! Призываем вас учиться делать массаж детям своими руками под руководством наших специалистов — детского невролога Елены Геннадьевны Никольской и массажиста Камковой Ольги Николаевны. Это прекрасный метод профилактики детских неврологических заболеваний, простой, безвредный (при правильном выполнении!) и абсолютно бесплатный способ укрепления нервной системы и иммунитета ребенка. Общайтесь с детьми больше! Занимайтесь с ними. Своим опытом делятся одни из лучших специалистов Центра Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник».

Рекомендуем вам делать своим грудничкам массаж ежедневно по 15-20 минут. Самый ранний возраст, когда ребенку можно начать делать массаж, — это 2-3 недели. В 1,5 месяца к массажу можно присоединить простейшие упражнения. 

Массаж очень полезен для малышей: помогает успокоиться, избавляет от неприятных и болезненных ощущений в животике, при отсутствии грудного вскармливания помогает восполнить потребность ребенка в телесном контакте с матерью. Массаж оказывает благотворное влияние на мышцы, кости, кровообращение и пищеварение ребенка, приучает к двигательной активности, помогает сформировать правильную осанку. 

Разговаривайте с ребенком во время массажа и гимнастики, пусть он слышит ваш голос и видит вашу мимику — это способствует развитию речи, слуха и зрения. Очень хорошо, когда занятия сопровождаются приятной музыкой.

Читайте также:  Булгур: польза и вред для организма

Причем желательно использовать каждый раз одни и те же музыкальные композиции — так Ваш малыш быстрее привыкнет к процедурам массажа и гимнастики.

Это особенно важно для детей, которые проявляют негативное отношение к подобным занятиям.

Массаж для детей — видео

Как подготовиться к массажу ребенка?

  • Подготовка помещения.
  • Подготовка поверхности (что можно использовать в качестве массажного столика)
  • Подготовка рук массажиста.
  • Нужно ли использовать для детского массажа масло?
  • В какое время делать ребенку массаж — до кормления или после?
  • Основные виды массажа для грудничков.

Массаж рук грудничка

Массаж детей до года лучше начинать с ручек. Все движения проводятся от края к центру. Из видеоролика вы узнаете, как массировать пальчики рук, кисти, локти, плечи малыша. Все движения необходимо выполнять сначала с одной стороны, затем с другой.

Массаж ног грудного ребенка

Переходим к массажу ножек малыша. Главное правило при массаже ног ребенка — снизу вверх: от ступни к паховой области. На стопе находится множество нервных окончаний, которые отвечают за работу всего организма, поэтому массаж стоп имеет особое значение для детей любого возраста. 

Обязательно выполнять также рефлекторные упражнения: нижний хватательный рефлекс и рефлекс Бабинского.

Массаж животика новорожденных

Массаж животика улучшает пищеварение и настроение малыша. В подробно рассказывается об особенностях массажа для детей с незажившим пупком и детей, которых мучают колики. Также массажист показывает упражнения для профилактика дисплазии тазобедренных суставов.

Массаж спинки ребенка

Тут важно учитывать возраст ребенка. Выкладывать ребенка на животик можно начиная с 2 месяцев.

Врач подробно рассказывает и показывает, как правильно выкладывать ребенка на животик и делать гимнастику для укрепления мышц шеи и спинки. Массаж спины можно начинать делать не ранее чем с 2,5 месяцев.

Посмотрите наше видео, и вы узнаете, как с помощью массажа сформировать малышу правильную осанку.

Упражнения грудничкам для улучшения рефлексов

Снова возвращаемся к рефлекторным упражнениям. Выполняем лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову и развиваем рефлексы ползания, опоры и автоматической походки.

После массажа

После окончания массажа ребенка заворачиваем в пеленку и полчаса даем малышу отдохнуть. Вы молодцы!

На что обратить внимание, делая массаж ребенку?

Уважаемые родители, если во время проведения массажа на рефлексы, вы заметили, что малыш не всё делает верно, или если у вашего ребенка мышечный гипертонус (напряжение в мышцах), кривошея (головка наклонена в одну сторону или ребенок постоянно смотрит в одну сторону), следует обратиться к хорошему детскому неврологу. 

На первом году жизни сложно обнаружить нарушения работы нервной системы, но именно ранняя диагностика и лечение позволят избежать последствий перинатального поражения мозга. Мозг интенсивно растет и развивается в первые годы жизни, поэтому многие проблемы легко исправить по консультации и лечения у хорошего детского невролога.

Гимнастика и массаж для детей до 1 года

  • ЧТО ТАКОЕ ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫША
  • Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений.
  • В процессе нормального развития ребенка врожденный гипертонус мышц-сгибателей идет на убыль и естественным путем но, содействие расслаблению мышц-сгибателей является целесообразным.
  • К средствам, способствующим этому, относятся
  • ежедневные теплые ванны,
  • легкий поглаживающий массаж,
  • стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием.

Своевременное уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей дает возможность развитию умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище, а при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МАЛЫША

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5—2 мес. возраста.

К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Как проводят гимнастику для малыша

  • Гимнастику проводят в кабинете специалиста при температуре 20—22°С на чистом пеленальном столе, накрытом плотным одеялом или матрасом и пеленкой.
  • Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.
  • Руки специалиста (мамы) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.
  • Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.
  • Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки.
  • Во время выполнения тех или иных упражнений специалист внимательно следить за реакцией ребенка.
  • Ребенок не должен переутомляться.
  • Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.
  • Гимнастические упражнения под контролем врача могут проводить и сами родители.

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ МАЛЫША

В соответствии с особенностями развития двигательной деятельности ребенка до 1 года определяются группы упражнений:

  1. упражнения для развития координации, равновесия,
  2. упражнения для развития дыхательных движений.

Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют:

  • пассивные упражнения,
  • рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом.

Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком!

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения. Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата.

Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата.

С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью — пассивно-активные. Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения — произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж — один из видов пассивной гимнастики.  Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка.

Различают пять основных приемов массажа:

  1. Поглаживание. При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность. До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями. С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу).
  2. Растирание. Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц. При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.
  3. Разминание. Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.
  4. Поколачивание. Поколачивание, как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.
  5. Вибрация. Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.
Читайте также:  Почему диеты работают, и как этого избежать

Возможные противопоказания к массажу для грудничков

  • Острые лихорадочные состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела. Массаж способствует притоку крови, что может вызвать еще большее повышение температуры.
  • Гнойничковые, инфекционно-воспалительные или грибковые заболевания кожи являются строгим противопоказанием к проведению массажа, так как открытые зоны гнойных участков, так же как и пузырьковые элементы (высыпания) при некоторых инфекционных заболеваниях, во время массажа могут травмироваться, и возбудитель инфекции будет разноситься по кожным покровам.
  • Дерматиты, аллергические реакции на коже, которые часто сопровождаются образованием мокнутий, представляющих из себя открытую раневую поверхность. Массаж, как правило, требует применения кремов и масел, что недопустимо на участках пораженной кожи. Кроме того, дополнительное трение таких зон при массаже может вызвать у ребенка болезненные ощущения и способствовать ухудшению местного состояния кожных покровов.
  • Тяжелые врожденные пороки сердца с недостаточностью кровоснабжения, которая проявляется одышкой, отеками, кашлем. При данных заболеваниях признаки нарушения кровообращения возникают у ребенка даже в покое, а так как массаж является пусть и небольшой, но все же нагрузкой на организм, он будет способствовать ухудшению общего состояния малыша.
  • Болезни крови (гемофилия, геморрагический диатез), склонность к кровотечениям. Надавливание на кожу во время массажа может спровоцировать возникновению внутренних подкожных кровоизлияний.
  • Судорожный синдром, эпилепсия. При этих состояниях массаж противопоказан, так как он может спровоцировать новые приступы.
  • Рахит в период обострения. В этой стадии заболевания дети особенно беспокойны и возбудимы, проведение массажа, как дополнительного стрессового воздействия, не рекомендуется, так как необходим щадящий режим.
  • Грыжи больших размеров, когда в грыжевое выпячивание выпадают внутренние органы (пупочной, паховой и др.). Массаж может спровоцировать ущемление грыжи, что вызовет резкую боль и может потребовать немедленного хирургического вмешательства.

СТОИМОСТЬ  ЗАПИСАТЬСЯ  Наши специалисты

Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Массаж ног (поглаживание).
  3. Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
  4. Массаж спины (поглаживание).
  5. Ползание — упражнение рефлекторное.
  6. Массаж живота (поглаживание).
  7. Массаж стоп (растирание).
  8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
  9. Разгибание позвоночника   на   правом   и  левом  боку  — рефлекторное. 

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
  3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
  4. Поворот со спины на живот вправо — упражнение  пассивно-активное.
  5. Массаж спины (поглаживание и разминание).
  6. «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
  7. Массаж живота (поглаживание и растирание).
  8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).
  9. Упражнения для стоп рефлекторные.
  10. Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
  11. Вибрационный массаж грудной клетки.
  12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Массаж ног.
  3. «Скользящие шаги»  —  имитация  велосипедных  движений  — упражнение пассивное.
  4. Поворот со спины на живот вправо.
  5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
  6. «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
  7. Массаж живота.
  8. Приподнимание головы  и  туловища  при  поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
  9. Массаж стоп.
  10. Упражнение для стоп.
  11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
  12. Сгибание и  разгибание  ног  вместе   и   попеременно   — упражнение пассивное.
  13. «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
  14. Вибрационный массаж грудной клетки.
  15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
  2. Скользящие шаги  (сгибание  и  разгибание  ног  вместе  и попеременно).
  3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
  4. Массаж спины.
  5. Ползание.
  6. Массаж живота.
  7. Присаживание при  поддержке  за  обе  руки,  отведенные  в стороны.
  8. Круговые движения руками.
  9. Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
  10. Напряженное выгибание — упражнение активное.
  11. Поворот со спины на живот влево.
  12. Приподнимание туловища   из   положения  на  животе  при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
  13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
  14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов  —  горизонтальное,  кроме  упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

  1. «Бокс»  (сгибание  и  разгибание  рук), сидя или стоя с кольцами.
  2. «Скользящие шаги».
  3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
  4. Массаж спины.
  5. Поднимание тела из положения на  животе  до  вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
  6. Наклоны туловища и выпрямление.
  7. Массаж живота.
  8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.
  9. Присаживание при поддержке за руки,  разведенные на ширину плеч, с палочкой.
  10. Напряженное выгибание.
  11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.
  12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
  13. Круговые движения руками с кольцами.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)

  1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и  плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
  2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).

   Выполняется лежа на полу.

  1. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
  2. Пролезание на животе через обруч (для спины,  позвоночника  и  ног).
  3. Ходьба по ребристой поверхности,  например  по  массажному коврику.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)

  1. Ходьба по дорожке,  начерченной  мелом,  или  между  двумя веревками,  между палками,  по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
  2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие  на  полу  предметы,  не сгибая колени.
  3. Проползти под стул, скамейку,  палку,  в  обруч  и  т.  д. (прогнуть спину).
  1. Держась за  палочку  или  обруч,  вытянуть  руки  вверх  и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
  2. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через  1-2-3  предмета  на  полу  (расстояние  между предметами 20-30 см).

       Гимнастика проводится  ежедневно,  спустя  30-40  минут  после завтрака или сразу после дневного сна.

       Форма одежды  — трусы и майка.  Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.

  •        Продолжительность занятий 10-12 минут.
  •        Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной  1-1,5  м),  палочка (длиной 40-50 см,  диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
  • Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)

       Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.  Длительность занятий 12-15  минут.  Форма  одежды — трусики и майка.  Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.

       Для занятий  необходима  бельевая веревка или скакалка,  палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.

  1. Ходьба по дорожке шириной  10-5  см  (или  вдоль  веревки, палочки).
  2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
  3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку,  приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
  4. Перешагивать через  кубики,  карандаши на расстоянии 20-30 см.
  5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
  6. Пролезать под стульчик, скамейку,  через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

для детей  группы  риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев  (страдающих  рахитом,  гипотрофией, реконвалесцентов,  с факторами  риска по частым заболеваниям).  Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и  в  периоде адаптации (комплекс N 9).

  1. Массаж рук.
  2. Скрещивание рук на груди.
  3. Массаж ног.
  4. «Скользящие шаги».
  5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
  6. Массаж спины.
  7. Массаж живота.
  8. Сгибание и разгибание рук.
  9. Сгибание и разгибание ног.
  10. Повороты со спины на живот влево.
  11. Массаж стоп.
  12. Поднятие выпрямленных ног.
  13. Массаж грудной клетки.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]