Велосипед лучше школьного автобуса

Одна или несколько школ в каждом жилом квартале – привычное явление для жителей Минска. Между тем за МКАД есть населенные пункты, в которых школ нет совсем, а учеников в соседние поселки на учебу возят школьные автобусы. Корреспондент Автобизнеса проехала с водителем одного из них и узнала, как добираются в школу дети в области.

«Состояние техники зависит не от года выпуска, а от хозяина»

С начала 2000-х в Беларуси реализуется программа оптимизации малокомплектных учебных заведений. Из небольших населенных пунктов, где школы были закрыты, в более крупные и обратно детей возят бесплатно. Александр Юшко, с которым мы сегодня поедем, возит детей по маршрутам из города Червеня, деревень Клинок, Петровинка, Озерный, санатория-профилактория «Волма» и агрогородка Валевачи в школы в агрогородках Турец и Валевачи.

Середина октября, на часах 6.15, за окном еще совсем темно. Но у кого-то рабочий день давно начался – по пути из Минска в Червень заезжаем на заправку на въезде в город, а там уже заправляется один из автобусов.

С героем нашего материала встречаемся на стоянке на улице Ленина, где ночует транспорт. Его рабочий день начался в 6 утра. Сейчас водитель готовится к выезду, заполняет документацию, делает записи в журнале. 

«Я уже успел пройти предрейсовый медосмотр. Сейчас нам нужно ехать на заправку, а потом – в путь…» – таковы ближайшие планы нашего собеседника, а заодно и наши.

Выходим из помещения во двор и садимся в один из желтых автобусов с надписью «Школьный». 

«Этому ПАЗ-32053 уже 8 лет, он один из самых старых у нас. Кроме него есть автобусы, которым два года, три, пять. Я тут работаю 13 лет, этот автобус получал новым в 2013 году. Несмотря на возраст, автобус крепкий – состояние транспорта ведь зависит не от года выпуска, а от хозяина. Например, у моего пробег 268 тысяч километров, у него все «родное».

 Тут стоит еще один точно такой же автобус того же года с пробегом около 150 тысяч. На нем водители постоянно менялись – и состояние его гораздо хуже, в нем уже дважды меняли двигатель.

И так со всеми машинами: если ездит ответственный человек, который о ней заботится, она и через 8 лет будет в хорошем состоянии, а если водитель смотрит за автобусом плохо, даже 5-6-летний будет выглядеть и ездить хуже». 

По словам Александра, основная причина, почему не все задерживаются в профессии, – работа сложная и ответственная, а зарплата невысокая.  

«Есть люди, которые работают тут много лет.

Для молодежи это временный вариант, они соглашаются поработать год, два, три на новом автобусе, а потом ищут места с зарплатой повыше – идут в дальнобойщики, маршрутки водят или в Минске работу ищут.

Некоторые водители из колхоза соглашаются возить детей помимо основной работы, но делать что-то еще, следить за машиной не хотят. В результате получается, пока автобус новый, он ездит, а как начинает ломаться, появляются проблемы». 

Помимо доставки детей в школы водители автобусов возят их на экскурсии, однако сейчас в связи с пандемией подобных выездов стало значительно меньше.

К слову, помимо поездок водители должны следить за техническим состоянием школьных автобусов. Они выполняют ремонт транспорта, покраску и сварочные работы, моют его, убирают в салоне. Этим нередко занимается Александр, пока дети находятся на уроках. 

«Сейчас детей отвезу и поеду менять масло. Пазик – легкий в ремонте автобус. Я его при необходимости могу разобрать и собрать заново. Новые МАЗы, которые закупают сейчас, сложнее в обслуживании, потому что там много электроники, но они комфортнее.

Что касается времени ремонта, тут зависит от того, кто ремонтирует. Есть работы, на которые я трачу полчаса-час, а другой человек делает то же самое несколько дней или неделю. Например, однажды зимой в 15-градусный мороз пришлось в дороге менять подшипник. К счастью, с собой у меня была запчасть, я справился за полчаса и поехал дальше». 

Автобус выезжает с заправки и забирает с одной из остановок замдиректора по воспитательной работе Валевачёвской школы Леонида Васильевича – он будет сопровождать детей в поездке.

«Сначала мы заберем троих детей в Червене. Если Егор выздоровел, их будет четверо. Потом заедем в Клинок и Волму – заберем детей там и отвезем в школу в Турец.

Затем вернемся обратно в Клинок и заберем «своих» детей – из Валевачёвской школы. Потом сделаем еще один круг за ребятами в Озерный, – описывает он маршрут.

– Всего в нашей школе учится около 130 детей, из них в школу мы ежедневно подвозим около 30-ти». 

Автобус тормозит возле остановки, в салон, поздоровавшись, заходят трое детей. Они рассаживаются на свободные места, пристегиваются, и Александр трогается.

«Как правило, со мной из года в год ездят одни и те же дети. Одни заканчивают школу, приходят первоклашки. Но когда едешь со своими, они меня знают, помнят, что в автобусе можно делать, а что нельзя.

А вот когда везешь новых, например, на экскурсию в Минск или по району, они не знают правила, бывает, ведут себя не совсем хорошо, где-то начинают баловаться. Это раньше было, что сельские спокойнее, покладистее. Сейчас дети все в интернете – что сельские, что городские ведут себя одинаково.

Бывает, приходится останавливаться и объяснять, как вести себя в автобусе, ведь они своим поведением отвлекают меня от дороги. 

Например, так как водители убирают автобусы самостоятельно, мы просим не есть и не пить чай во время движения, а просить остановиться, так как дети часто разливают его. А если сиденья тканевые, на них остаются пятна».

Мы интересуемся: будет ли автобус ждать ребенка, если тот опаздывает?

«Если ребенок проспал, родители звонят, предупреждают. Мы можем задержаться на минуту-две, но не больше.

Пусть тогда родители сами ищут способ доставить его в школу – везут на рейсовом автобусе или просят соседей на машине. Но такие ситуации случаются редко – у нас люди на работу встают рано.

Если родители ушли и старшеклассник собирается на учебу сам, то обычно относится к этому ответственно и не опаздывает», – говорит Леонид Васильевич.

Меж тем Александр рассказывает, что в морозы дети тоже ездят на учебу, занятия никто не отменяет. Зимой работать сложнее в том плане, что приходится раньше приходить, чтобы автобус отогреть и завести.

Но в целом мороз и снегопады пазику нипочем – эти автобусы созданы для бездорожья и с сугробами справляются легко.

Тем более что дороги, по которым ездит школьный автобус, асфальтированные, их достаточно неплохо чистят.

«Мой отец был водителем, и мне с детства нравилось ездить с ним в машине»

На улице рассветает. Тем временем автобус делает еще несколько остановок – теперь он заполнен школьниками, которые едут на учебу в Турец.

«Я сам выпускник этой школы, – рассказывает Александр. – Первые четыре года учился в старом здании, позже построили новую школу, а в старом сделали общежитие для учителей, позже они приватизировали там жилье. Помню, в старой школе еще были парты с откидными крышками, а писали мы чернилами». 

После школы Александр окончил училище, где получил «права» категории «С», удостоверение тракториста-машиниста, экскаваторщика и водителя бульдозера. В армии сдал на категорию «В». После армии была получена категория «Е», а на категорию «D» Александр отучился за счет работодателя, когда ему предложили водить школьный автобус.

«Мой отец был водителем первого класса, часто брал меня с собой на работу, мне его профессия очень нравилась. После армии я тоже устроился водителем на строящуюся под Руденском атомную станцию.

Работа мне нравилась, но грянул Чернобыль, нас стали бросать по командировкам, к тому же шанс получить жилье сошел на нет. Поэтому я пошел работать в Червень в мелиорацию и вскоре получил дом в городе.

Отработав в этой сфере 22 года, принял решение получить категорию «D» и пойти работать водителем школьного автобуса». 

Приезжаем в Турец, школьники отправляются на учебу, а автобус разворачивается. В Клинке помимо школьников в салон садятся двое малышей, которые едут в сад, – дети ведут себя в дороге очень спокойно.

В Озерном их встречает воспитатель, а салон автобуса заполняется детьми, которые едут на учебу в Валевачи. Тем временем Александр рассказывает о том, как в августе 2021 года принял участие в конкурсе водителей школьных автобусов Минской области и занял там второе место.

«На конкурсе я второй раз будто сдал на «права».

Во время испытаний нужно было ответить на теоретические вопросы, проехать несколько элементов – «змейку», «дворик» и «эстакаду», правильно остановиться для посадки-высадки пассажиров – между выдвижной платформой и бордюром должно быть 10 сантиметров, рассказать, как правильно вести себя в нестандартных ситуациях, например, если на одном из пассажирских сидений порвался ремень безопасности или в салоне произошло задымление».

К слову, в конкурсе водителей школьных автобусов победила женщина – Елена Коробейко из Узденского района.

«Елена, насколько я знаю, единственная женщина в нашей профессии в Минской области. Но я считаю, что не женская это работа. Это же не только за рулем сидеть, но и ремонтировать автобусы надо, а тут мужская сила нужна. Да и без ремонта работа непростая – в среднем без экскурсий я проезжаю в день почти 190 километров».

Автобус высаживает детей у школы и делает еще один рейс за ребятами в Озерный. Вместе с ними в автобус садится другая сопровождающая – замдиректора по учебной работе Елена Евгеньевна

«Мы очень довольны нашим водителем. Автобус всегда чистый, исправный. И мастер на все руки – иногда школе помогает. И за советом к нему обратиться можно – раз дома давление воды в трубах поднялось, котел потек, я не знала, что делать. Так он подсказал. Без его совета, наверное, потоп бы был».

Школа в агрогородке Валевачи жителю Минска кажется небольшой, но по меркам поселка у нее есть перспективы. В параллелях по одному классу, в каждом учится 15-18 человек. В школе есть компьютеры, интерактивная доска в классе информатики, интернет – словом, технологиями дети не обделены. 

По словам местных, население агрогородка растет, отчасти на это влияет удобное расположение и хорошее сообщение со столицей. 

На этом мы прощаемся с Александром. На часах 8.50, он высаживает пассажиров возле школы и едет обслуживать автобус. После 14.30 его ждет обратная дорога – из Турецкой школы в Клинок и Волму, после чего два рейса из Валевачёвской школы в Клинок и Озерный. Около 17.10 он закончит свой рабочий день, а завтра снова в 6.30 выедет на маршрут.

Коммерческий транспорт в базе объявлений Автобизнеса

Как выбрать детский двухколесный велосипед с ручкой, обзор моделей

Рост. Прежде всего, при выборе нужно учитывать рост ребенка – в идеале он должен равняться 2,5 диаметрам колеса. Длина рамы (от передней точки седла до рулевой оси) должна быть равна расстоянию от локтя до концов пальцев. Можно поступить проще – посадить ребенка на велосипед: его ноги должны касаться земли.

Колеса

На колеса также нужно обратить внимание. Маленьким детям подходят модели с колесами 12 дюймов, у них между осями колес расстояние равно 650-700 мм, а высота седла от поверхности земли составляет примерно 600 мм

Читайте также:  Несколько идей для правильного обеда

Детям 4-7 лет нужны велосипеды с колесами 16 дюймов, поэтому предпочтительнее выбирать именно их. Главное, чтобы руль и сиденье регулировались по высоте.

Колеса могут быть выполнены из надувной резины или пенорезины.

Последние обеспечивают плавный ход на любой дороге, не лопаются при попадании на гвоздь или другой предмет – стекло, камешки и прочее просто застревают в подобном материале.

Широкие колеса пригодятся для езды по бездорожью, а для асфальта лучше покупать модели с узкими шинами. Но стоит учитывать, что чем уже шины, тем сложнее ребенку поддерживать равновесие.

Ручка

На ручку родителям нужно обратить особое внимание. Прежде всего, нужно полагаться на собственные ощущения – ведь ручка на велосипеде создана именно для них

Поэтому нужно попробовать, как поворачивается ручка, можно ли с ее помощью быстро откорректировать направление, затормозить и прочее. Разумеется, ее высота должна быть удобна для роста – вряд ли кому-то понравится катать велосипед, согнувшись.

Педали. Что касается педалей, то желательно, чтобы они были металлическими, а не пластмассовыми – они долговечнее.

Цепь. Желательно, чтобы цепь была защищена кожухом – это не даст запутаться в ней одежде и тем самым предотвратит травму. Однако стоит учитывать, что грязь, попавшая под него, может затруднить движение, а влага – стать причиной коррозии.

Тормоз. Велосипед может иметь ночной или ручной тормоз, а также сразу оба. Большинство велосипедов имеет ножные тормоза. Ручным тормозом может пользоваться далеко не каждый ребенок – для этого нужна сила.

Чтобы проверить, способен ли использовать ребенок ручной тормоз, нужно попросить его слегка смять одной рукой жестяную банку – если он не сможет этого сделать, то ручной тормоз ему пока не пригодится.

Но если велосипед покупается на несколько лет, то наличие ручного тормоза не помешает. Еще лучше, если будет сразу два тормоза.

Дополнительные аксессуары. Велосипеды для детей 3-4 лет обычно имеют корзину для игрушек. Также встречаются модели с ремнем безопасности и музыкальной панелью.

При покупке велосипеда нужно учитывать, что со временем вкусы детей меняются, поэтому слишком нарядные модели лучше обходить стороной, если, конечно, нет намерения менять велосипед каждый год.

Также не следует приобретать велосипеды с множеством «наворотов» — как правило, ребенок ими все равно не пользуется, и несмотря на первоначальный восторг, быстро теряет интерес.

Совет! Выбирать велосипед лучше с ребенком – в этом случае можно проверить, удобно ли ему будет кататься. К тому же он сам сможет сказать, нравится ли ему данная модель – бывает, что дети отказываются кататься лишь по той причине, что им не нравится внешний вид велосипеда. 

Доступные решения

Какой вариант является оптимальным для знакомства малыша с велосипедом? Для детей возрастом от 2 лет доступно несколько решений. Речь идет о трехколесных и четырехколесных байках, а также беговелах. Останавливаться на конкретном варианте следует, исходя из физического развития ребенка, его роста и темперамента.

Трехколесные модели подходят малышам, которые только знакомятся с катанием на таком транспорте. В данном случае родителям не придется переживать за безопасность собственного чада. На трехколесном велосипеде кроха будет ощущать себя максимально уверенно, находясь в седле. Поскольку такой байк является устойчивым и никогда не перевернется.

Беговелы и четырехколесные велосипеды следует рассматривать как полноценные приспособления для развития координации движений и физических возможностей малыша. Освоившись в езде на таких моделях, ребенок сможет без проблем пересесть на двухколесный вариант. Подобные решения подходят самым энергичным, активным детям.

От 3 до 5 лет

Познакомимся поближе с четырьмя лучшими моделями для велосипедистов возрастом 3-5 лет.

1. STELS Jet 14

Новинка 2018 года, которая собрала много положительных отзывов. Модель собрана на прочной стальной раме и оснащается мягкой насадкой, обеспечивающей безопасность при необходимости соскока. Руль легко и удобно регулируется, и сиденье отличает эргономичной формой.

У транспортного средства, стальные крылья, 2 катафота и сигнал. Диаметр колес составляет 14 дюймов.

Преимущества:

  • защита цепи;
  • два тормоза — ручной и ножной педальный;
  • эргономичное седло;
  • прочная рама;
  • подходит на возраст пять лет.
  • Недостатки: отсутствие ключей для сборки.
  • Цена: 4 320 рублей.
  • Цены на Детский велосипед STELS Jet 14 (2018):

2. STELS Flyte 14

Велосипед предназначается для детей, ростом от 90 до 110 см. Байк оснащается страховочными колесиками, багажником, защитой цепи, сигналом и корзинкой на руле.

Модель подходит для обучения катанию в городе.

Преимущества:

  • настройка высоты руля;
  • регулировка высоты сидения;
  • ножной тормоз.

Недостатки:

  • промежуточный вариант на два сезона;
  • нет ключей для сборки и починки.

Цена: 4520 рублей.

Цены на Детский велосипед STELS Flyte 16 Z010 (2018):

3. Navigator Basic

Хороший, красивый и удобный байк, больше подходит для девочек. Велосипед выпускается в приятном розово-фиолетовом цвете, оснащается сигналом и багажником. Съемные страховочные колеса помогут ребенку научиться управлению при первых поездках.

Преимущества:

  • городской байк;
  • ножной тормоз;
  • багажник.
  1. Недостатки: не обнаружены.
  2. Цена: от 3 530 рублей.
  3. Цены на Детский велосипед Navigator Basic Cool (ВН16102):

4. Royal Baby RB14-16 Buttons 14 Alloy

Велосипед со страховочными боковыми колесами.

Седло регулируется под ребенка, что обеспечивает комфортную посадку. Прекрасный вариант в качестве первого велосипеда.

Преимущества:

  • ручной и ножной тормоз;
  • клаксон;
  • изогнутый, регулируемый по высоте руль;
  • светоотражатели.
  • Недостатки: не обнаружены.
  • Цена: от 10 431 рублей.
  • Цены на Royal Baby RB14-16 Buttons 14 Alloy:

Трехколесные велосипеды

1 TOY Т54030 «Ну, погоди»!

Экспертная оценка:

— Есть ручка для родителей, а значит, на первых порах малыша можно страховать сзади, причем без его на то ведома. Некоторые ведь начинают покорять велосипед в эпоху «Я сам!» и помощь взрослых отрицают. Имеется корзинка для игрушек: маме не придется тащить совки-ведра-машинки.

Преимущества: переднее крыло защищает от летящей грязи и пыли.

Недостатки: пластиковые колеса, их главный минус в том, что они сильно шумят по асфальту. Нет ремней безопасности.

JAGUAR MS-0569

  1. Экспертная оценка:
  2. — Эта модель оснащена ремнями безопасности, что немаловажно: некоторые чада еще могут заваливаться набок или им приспичит встать с сиденья на полном ходу.

    Довольно вместительная корзина для игрушек

  3. Переднее крыло сконструировано грамотно.
  4. Преимущества: практически бесшумный резиновый ход, ручка для родителей.

Недостатки: явных не обнаружено.

Нет солнцезащитного козырька, но это уже на усмотрение пап и мам, а на мой взгляд, козырек — не самая обязательная часть детского велосипеда.

BMW Junior Bike

Экспертная оценка:

— Модная модель велосипеда для ребенка, больше призванная поддержать имидж родительского благосостояния, нежели запросы ребенка. Ручки для страхования сверху нет. Отсутствует корзина и ремни безопасности. Можно сказать, что основное отличие данной модели от прочих — это только красивый дизайн.

Преимущества: резиновые колеса, которые служат дольше пластмассовых. Велосипед можно разобрать на части.

Недостатки: нет переднего крыла.

Jetem Lexus Trike Next Generation

Экспертная оценка:

— Тут присутствует и козырек от солнца, и подставка для ног, и управляемая ручка для родителей. Но, несмотря на все плюсы, я не рекомендую покупать похожие модели, потому что фактически это не велосипед, а вторая коляска для ребенка.

Преимущества: колеса на резиновом ходу, переднее крыло, привлекательный дизайн.

Недостатки: достаточно габаритная модель.

Lamborghini L2 New (2016)

Экспертная оценка:

— Этот велосипед можно брать для детей от года. Выдерживает вес до 30 килограммов. Но нужно понимать, что эта «каталка» мало чем отличается от прогулочной коляски. По сути, малыш и не заметит разницы: до этого он держался руками за поручень коляски, а теперь у него под ладошками прямой руль.

Преимущества: козырек, родительская ручка, колеса из резины, подставка под ноги, корзина для игрушек и снятой во время прогулки одежды.

Недостатки: в действительности сложно отнести его к классу велосипедов, навыка самостоятельной езды он не прививает.

Italtrike 9319 School Bus 300-19 Dynamic

Экспертная оценка:

— Годится для деток от четырех до шести лет. Также подойдет для двух малышей, братика и сестрички, к примеру. Им будет весело и интересно кататься вдвоем. При этом на прогулке нужен довольно мускулистый папа — вес модели 12,6 кг.

Преимущества: забавная модель, которая привлечет внимание всей детской площадки. Устойчивые колеса

Недостатки: ручки для родителей здесь нет, как и ремней безопасности. Отсутствует переднее крыло, а пластиковые колеса издают не самый приятный звук.

На что обратить внимание при покупке двухколесного велосипеда для ребенка 4-7 лет?

Советы по выбору двухколесного велосипеда для ребенка 4-7 лет:

Страна-производитель. Предпочтение стоит отдать европейским и отечественным брендам,  и только потом, если не устраивает цена или качество, что маловероятно, можно обратиться к велосипедам, произведенным в Китае.

Правда,  и в Китае могут быть расположены производства известных брендов, которые заботятся о качестве своей продукции, чтобы не разочаровать своего покупателя.  На продукцию неизвестных компаний, сделанную в Китае, лучше и вовсе внимания не обращать.

Поэтому стоит быть внимательные, ведь известная во всем мире компания с хорошими отзывами и славными традициями – гарант качества будущего «железного друга» ребенка. Популярные производители – представители различных стран мира, но лидером по-прежнему остается Германия.

Немецкие велосипеды на протяжении долгого времени ассоциируются с надежностью и высоким качеством.  Достоинства  немецких «велобайков» не подвергаются сомнению, а вот ценовая категория  сегодня остается главным недостатком этой продукции.

Не каждый родитель решится приобрести ребенку  первый велосипед, стоимость которого превышает 20 000 рублей, тем более, в нынешних условиях. Немецкие велосипеды не утратят своей популярности и не потеряют основных своих качеств после использования, поэтому и продать их будет довольно легко.

Колеса. Большие и широкие колеса помогут ребенку лучше сохранять равновесие.   Выше представлена таблица, в которой показано,  с каким диаметром колес нужно покупать велосипед, учитывая  возрастную категорию и рост своего чада.

Дополнительные колесики. Если ребенок впервые знакомится с новым, первым в своей жизни  двухколесным «железным конем», то без дополнительных колесиков ему не обойтись

С их помощью  велосипед становится более устойчивым, помогает  ребенку чувствовать себя в безопасности.

Тормоза. Лучше не покупать ребенку велосипед только с ручными тормозами, более подходящий вариант – велосипед с более безопасными  ножными тормозами.   Велосипеды с тандемом тормозов (передним ручным и задним ножным) — идеальный вариант для первого «железного коня» ребенка.

Сигнал. На руле велосипеда обязательно должен располагаться звоночек, и если его нет изначально в комплекте, то обязательно нужно докупить этот необходимый аксессуар.

Рама велосипеда. Рама велосипеда должна быть не только легкой, но и низкой, чтобы была возможность в случае резкого торможения для предотвращения падения соскочить с нее.

Регулировка сиденья и руля. Руль и сиденье велосипеда должны регулироваться по высоте, что важно для удобства и безопасности  детей.

Вес велосипеда. С тяжелым велосипедом ребенку справиться будет гораздо труднее без помощи взрослым, нежели с более легким. Вес велосипеда напрямую связан с материалом, из которого сделан «железный конь»

Европейские модели чаще изготавливаются из алюминия и легче своих отечественных «собратьев», изготовленных из стали.

Экипировка. При покупке велосипеда стоит приобрести несколько дополнительных аксессуаров: специальный детский шлем, перчатки, которые помогут уберечь ребенка от лишних травм.

Лучшие модели велосипедов на 6-9 лет

20-дюймовые двухколесные средства передвижения по выгодным ценам готовы купить для своих детей все родители. К сожалению, такие велосипеды стоят гораздо дороже, модели из предыдущих категорий, но зато кататься на них можно и в более старшем возрасте. Такой транспорт отличается большей выносливостью и качеством сборки

В данной категории стоит обратить внимание на следующие модели:

1. STELS PILOT 170 20

Транспорт за 7 тысяч рублей удивляет покупателей алюминиевыми дисками, хорошей защитой руля и цепи и, конечно же, наличием в комплекте боковых колес. Единственным недостатком является вес, достигающий 15 кг.

2. TITAN Desna 20

Модель, стоимость которой составляет 8 тысяч рублей, имеет отличные крылья, надежный щиток для цепи и громкий звонок. Она имеет всего одну скорость, поэтому подойдет только лишь для новичков.

Двухколесные велосипеды с ручкой

Очень удобны велосипеды с ручкой – ребенку, только начинающему осваивать велосипед, сложно одновременно крутить педали и объезжать препятствия. Благодаря ручке, родители смогут помогать малышу. Пригодится ручка на велосипеде и в том случае, если ребенок устанет, и придется катить велосипед до дома.

Совет! Двухколесные велосипеды рекомендуется покупать детям старше 4 лет, обычно на них можно кататься примерно до 7 лет. Для малышей младшего возраста лучше покупать трехколесные – конечно, встречаются в магазинах и двухколесные модели, предназначенные для двухлетних деток, но к тому времени, как ребенок сможет кататься без дополнительных колес, велосипед просто станет им мал.

Велосипед не развлечение, а средство передвижения!

Все больше жителей крупных российских городов в качестве средства передвижения выбирают двухколесный транспорт. Власти мегаполисов идут им навстречу, обустраивая велодорожки, велопарковки и пункты проката. Однако их количества все еще недостаточно, поэтому в качестве альтернативы велосипедисты выбирают тротуар, угрожая безопасности пешеходов.

Культурный сдвиг

Москва и другие крупные населенные пункты вот уже несколько лет осваивают новые способы передвижения по городу, используя их для активного отдыха или на маршрутах «метро — работа — метро».

Сегодня человек в деловом костюме, летящий по тротуарам на велосипеде, уже мало кого удивит, а уж подросток тем более.

Из детской игрушки велосипед и самокат на наших глазах становятся взрослым транспортом, и это не только изменение структуры рынка, но и культурный сдвиг.

По мнению ряда экспертов, основной тормозящий фактор развития велосипедной культуры в России вовсе не климат и даже не дефицит велодорожек, а то, что велосипеды просто негде хранить.

И как только появится достаточное количество парковок, число велосипедистов на улицах тут же вырастет на порядок.

В этом отношении можно обратить внимание на Токио, где на сотню жителей приходится 74 велосипеда, причем не прокатных, а в личной собственности.

Велодорожки — в каждый город!

Важным остается вопрос о том, где именно должны ездить любители экологичного транспорта. Существующая организация дорожного движения не позволяет велосипедистам передвигаться по проезжей части без риска для жизни. Понятно, что лучшим выходом для них станет единая сеть велодорожек, неразрывно опутывающая весь город. Но ее пока нет даже в Москве, не говоря о прочих городах.

Велосипедистов загонят в зоны

Однако в Правительстве не сидят сложа руки. В конце прошлого года Минтранс предложил создать в регионах велосипедную инфраструктуру, которая повысит удобство передвижения на расстояния до 15 километров. Причем речь не только о велодорожках и велосипедных полосах, но и о велопарковках и иных элементах инфраструктуры.

Сами веломаршруты ведомство поделило на несколько типов: городской, районный и местного значения.

Ширина велополос в населенных пунктах при движении велотранспорта в одном направлении для вновь проектируемых дорог должна составлять не менее 1,5 метра для каждой полосы движения, а при устройстве велопешеходных дорожек на тротуарах шириной менее 4,5 метра ширина каждой полосы движения велосипедистов принимается не менее 1,3 метра.

Тут же стоит упомянуть принятый 1 февраля 2016 года в качестве национального стандарта ГОСТ, по которому должно осуществляться проектирование велодорожек. Согласно государственному стандарту, ширина разделительной полосы между проезжей частью и велосипедной дорожкой должна быть не менее одного метра, а лучше и все два, с окаймлением бордюром или разделительным ограждением.

Угроза для пешеходов

Велосипед, как и автомобиль, является транспортным средством, а аварии с участием велосипедов относятся к дорожно-транспортным происшествиям.

Велосипедисты чаще всего попадают в аварии с участием автомобилистов, однако нередки и наезды велосипедистов на пешеходов, такие аварии также считаются ДТП.

В 2018 году количество аварий с участием велосипедов оказалось на 6,1 процента больше, чем годом ранее, и составило 1115 ДТП.

Опасаясь быть сбитыми на проезжей части в городах, велосипедисты нередко выезжают на тротуар. В худшем случае за такое нарушение грозит незначительный денежный штраф — максимум 800 руб­лей. Однако сотрудники ГИБДД к нарушениям велосипедистов относятся терпимо. На тротуаре велосипедист находится в большей безопасности, но уже сам представляет угрозу для пешеходов.

В седло велосипеда — со школьной скамьи

Меры, направленные на снижение числа дорожно-транспортных происшествий с участием велотранспорта, считает необходимым принять депутат от «Единой России» Виталий Милонов.

В начале текущего года он предложил ввести обязательную регистрацию на портале государственных и муниципальных услуг для велосипедистов старше 14 лет.

Кроме того, согласно его инициативе, все велосипедисты должны проходить электронный тест на знание ПДД.

«Любой нормальный человек видит, что необученный велосипедист на улице в потоке дорожного транспорта представляет опасность для самого себя и для всех окружающих, — констатировал парламентарий.

— Поэтому я считаю, что в школе хотя бы в рамках уроков физкультуры нужно ввести преподавание езды на велосипеде и Правил дорожного движения. Как это сделано в Германии и в других странах.

Чтобы подростки не попадали под машины».

В ПДД внесли понятие «Велосипедная зона»

В МВД к инициативе законодателя отнеслись сдержанно и предложили ему поучаствовать в разработке памятки, содержащей основные правила поведения велосипедиста как участника дорожного движения. Однако Милонов убежден, что рано или поздно его предложения найдут поддержку и в Правительстве, и в профильном комитете Госдумы.

Действительно, член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский уверен, что способствовать росту культуры вождения в нашей стране поможет проведение в школах уроков безопасного передвижения на велосипедах и выдача учащимся «паспортов велосипедистов».

«Нужно делать так, чтобы передвижение на велосипедах, гироскутерах, сигвеях было безопасным. О запрете речь не идет, эти средства уже стали частью жизни.

Но я поддерживаю идею проведения в школах уроков безопасности вождения велосипеда, к примеру, силами ДОСААФ и выдачи «паспортов велосипедистов», — сказал депутат.

Он подчеркнул, что впоследствии из таких учащихся вырастут культурные водители автомобилей, которые не будут нарушать Правила дорожного движения.

В интересах людей

Решения о дополнительном регулировании велосипедного движения следует принимать только с учетом мнения самих пользователей этого вида транспорта, считает член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Ольга Ковитиди. Комментируя предложения о введении регистрации и экзаменов для велосипедистов, сенатор отметила, что законодатели должны интересоваться в первую очередь тем, какой практический результат принесет их инициатива.

«Мы, конечно, можем придумать для велосипедистов какой-то закон, но давайте сначала у них спросим, как они к этому отнесутся. Для кого мы пишем законы? Для людей. И для нас представляет интерес то, как будет складываться правоприменительная практика, какой будет результат», — подчеркнула парламентарий.

Представители велосипедного сообщества отнеслись к идеям об ужесточении правил с долей скепсиса. «Идея по части сдачи тестов на знание ПДД неплохая, но только в том случае, если это будет добровольно и потом не будут с каждого требовать сертификаты о прохождении этого экзамена», — пояснил президент Велотранспортного союза Игорь Налимов.

На стороне велосипедистов выступили и молодые парламентарии. По мнению председателя Молодежного парламента при Государственной Думе Марии Воропаевой, государству важнее всего сделать акцент в пользу повышения культуры вождения.

«Молодые люди, садясь на велосипед, должны думать о своей безопасности, понимать, что их лихачество может привести к смерти», — считает она.

Причем отмечает, что статистика ДТП с участием велотранспорта ежегодно растет и происходит это в том числе потому, что все больше людей начинают пользоваться этим средством передвижения.

Эксперт рассказал, по каким правилам можно ездить на гироскутерах

Не показалась перспективной обязательная регистрация велосипедистов на госуслугах и председателю Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Николаю Бурматову.

По его мнению, прежде чем вводить регистрационный учет, следует досконально просчитать, насколько это технически выполнимо — ведь это, кроме прочего, станет дополнительной нагрузкой на регистрирующие органы, что, в свою очередь, может повлечь увеличение бюджетных расходов.

А вот меры, которые помогут улучшить ситуацию на дорогах, включая тестирование велосипедистов на знание ПДД, молодой политик всецело поддерживает. «Если мы сейчас мотивируем людей пересаживаться на велосипеды, так как это более экологично, то мы должны быть заинтересованы, чтобы велосипедисты были подготовлены к участию в дорожном движении», — уверен он.

Что можно и чего нельзя в седле велосипеда?

Согласно положениям раздела 24 Правил дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Велосипедисты обязаны двигаться по проезжей части в один ряд возможно правее. Правило перестает действовать, если рядом есть велосипедная дорожка — тогда велосипедист обязан ехать по ней.

Так как велосипед является транспортным средством, а велосипедист квалифицируется как его водитель, то движение через перекрестки осуществляется по общим правилам проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Что касается пешеходных переходов, то они предназначены исключительно для пешеходов. Ехать на велосипеде по переходам нельзя; можно только, спешившись, вести велосипед.

Велосипедисты, катающиеся по тротуарам, массово нарушают Правила дорожного движения. Подобное нарушение подпадает под пункт 2 статьи 12.

29 КоАП РФ и квалифицируется как нарушение ПДД лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения. Нарушитель рискует получить предупреждение или административный штраф в размере 800 рублей.

А в случае если нарушение совершено в состоянии опьянения, виновнику грозит штраф от 1000 до 1500 рублей.

Велосипедная зона попадет в ПДД

В декабре 2018 года Правительство внесло в Правила дорожного движения понятие «Велосипедная зона». Согласно предложенным новеллам, в ряде случаев будет обеспечен приоритет велосипедистам, введены новые дорожные знаки и разметка, а у самих велосипедных зон появится собственный дорожный знак.

Также в проекте поправок в ПДД предусмотрен запрет на парковку автомобилей на велосипедных дорожках и на расстоянии ближе пяти метров от мест пересечения с ними проезжей части. Максимальная скорость движения в велосипедной зоне составит не более 20 километров в час.

Устанавливается и преимущество велосипедов перед автомобилями и возможность сквозного движения велосипедистов в жилых зонах, в которых сквозное движение любых транспортных средств запрещено. Кроме того, велосипедисты, согласно предложенным правилам, смогут двигаться по всей ширине проезжей части.

Владельцы двухколесного транспорта также смогут поворачивать налево на дорогах, имеющих более одной полосы движения в одном направлении в случае, когда из правой полосы разрешен поворот налево.

А для переходов, совмещенных с велосипедной дорожкой, устанавливается возможность движения велосипедистов по сигналу светофора в виде силуэтов пешехода и велосипедиста.

Сферы применения велосипеда

  • Как средство для перевозки людей и грузов. Почтовые службы и медицинские работники ряда стран используют велосипеды в своей работе, особенно в сельской местности, а полиция пользуется велосипедами для патрулирования улиц. В странах Азии велосипед является одним из основных средств передвижения.
  • Велосипедный спорт. Индивидуальная и групповая гонки являются олимпийскими видами спорта, а количество соревнований самого разного уровня проходит огромное количество по всему миру — спортсмены гоняют по шоссе и бездорожью, участвуя в международных марафонах, чемпионатах и ралли.
  • Как развлечение и досуг.

Чаще всего любители велопрогулок совершают следующие нарушения:

  • езда в пьяном виде;
  • телефонные переговоры, не предусматривающие использование устройства handsfree (а также прочие ситуации, когда велосипедист едет, не держась за руль одной рукой или не держась вовсе);
  • перевозка пассажиров на транспортном средстве, не оборудованном соответствующими конструкциями (детей до 7 лет можно перевозить только пристегнутыми и в детском сиденье);
  • пересечение дороги по пешеходным переходам верхом на велосипеде;
  • разворот или поворот влево на трамвайных линиях или дорогах в несколько полос;
  • движение через дорогу по пешеходному переходу верхом на велосипеде;
  • игнорирование запрещающих знаков 3.9, 3.2, 3.1: «Движение на велосипедах запрещено», «Кирпич» и «Движение запрещено».

Что быстрее – велосипед или общественный транспорт?

Мы решили провести эксперимент и на практике проверить, как быстрее и удобнее ездить по городу в час пик, например, добираться утром на работу. Выбрали маршрут и проехали его одновременно двумя способами – на общественном транспорте и на велосипеде. Как думаете, кто приехал первым, и какой маршрут оказался комфортнее?

По легенде наш герой — условный Геннадий, который устал торговать на рынке одеждой из Европы, поддался современным веяниям и, пройдя курсы «Войти в IT до 30», получил работу и новенькое весло в одной из минских IT-компаний. Чтобы до конца следовать модным тенденциям, молодой человек подумывает начать ездить на работу на велосипеде, чтобы блюсти ЗОЖ и вообще быть green.

А пока каждое рабочее утро виртуальный Геннадий проходит несколько сотен метров до остановки общественного транспорта, подъезжает на автобусе к метро, едет на нем до станции пересадки, переходит на другую ветку и, проехав еще несколько остановок, выбирается, наконец, из подземки наружу. Там он делает последний рывок пешком до дверей любимого офиса.

Чтобы следовать легенде, мы выбрали путь от дома 11 по улице академика Федорова в Сухарево, где живет наш герой, до улицы Кульман, дом 1, где находится офис IT-мечты. График в его компании условно гибкий, начало рабочего дня — с 9 до 10 утра. Выезжать планируем в 8:20, предполагая, что на дорогу уйдет чуть меньше часа.

Урбаноид по имени Костя будет играть роль героя, который едет на работу на велосипеде.

Рассмотрим его велик повнимательнее. Легкая фитнес-модель с жесткой вилкой и относительно узкими колесами имеет хороший накат, его легко носить по ступенькам подземных пешеходных переходов и поднимать в квартиру после возвращения домой.

В компании нет строгого дресс-кода, поэтому молодой человек одет в повседневную одежду. Хлопковые брюки, футболка и кроссовки подходят для офиса и удобны для езды. Для ключей, телефона, аптечки и мультитула есть маленькая поясная сумка. Наш герой — не велокакаха, а хороший велосипедист, поэтому он носит шлем и всегда берет с собой воду.

  • Крутить педали Костя будет в комфортном темпе, примерно так, как ехал бы человек, который хочет добраться до работы бодрым и не сильно вспотеть по дороге.
  • Роль человека, который едет на работу на общественном транспорте, будет играть урбаноид Настя.
  • Каждый участок пути участники будут снимать на фото или видео с контролем времени.
  1. Три, два, один — поехали!
  2. Костя уезжает вдаль, а Настя идет к остановке автобуса № 42, чтобы доехать до ближайшей станции метро «Каменная Горка».
  3. 8 часов 31 минута

Настя уже села в автобус и мчится к метро. Костя в этот момент крутит педали по улице Лобанка.

8 часов 44 минуты

Настя в это время уже заплатила 65 копеек за проезд в метро и спустилась на станцию «Каменная Горка».

В этот момент Костя наслаждается ездой по велодорожке вдоль ул. Притыцкого.

8 часов 59 минут

Настя переходит с одной ветки метро на другую. Интересно, почему поручень эскалатора движется быстрее, чем ступеньки?

Пока Настю в метро терзают экзистенциальные вопросы, Костя едет по велодорожке вдоль проспекта Машерова.

9 часов 7 минут

Настя только что приехала на станцию метро «Якуба Коласа». Она довольна, потому что уверена — в гонке она впереди, а велосипедист Костя плетется где-то в начале маршрута.

А Костя в этот момент уже подъезжает к перекрестку проспекта Машерова и улицы Богдановича. Еще минута — и он повернет налево в сторону Комаровского рынка.

9 часов 13 минут — кульминация гонки

Настя наконец снова видит дневной свет и спешит погрузиться в увлекательный мир программного кода. Но сначала надо будет выпить кофе с коллегами — отметить победу в гонке и всем вместе посмеяться над чудаком, который вздумал ездить на работу на велике. Наверняка этот неудачник пыхтит сейчас где-нибудь в районе Немиги.

Но Костя не в районе Немиги. В этот момент он… проезжает мимо Насти! И шлет утешительный воздушный поцелуй.

  • 9 часов 14 минут — триумфальный финиш
  • Последние метры дистанции Костя преодолевает за считанные минуты, в то время как Насте остается лишь глотать пыль из-под его колес.
  • С разницей всего в несколько минут сегодня победил велосипед, а для пользователя общественного транспорта эта гонка завершилась фиаско.

Настя: «Я была уверена, что выиграю! Только потом, после окончания гонки, когда мы рассматривали пройденные маршруты, я поняла, что 14 км для велосипеда — не расстояние.

Пока я тряслась в автобусе и метро, Костя наслаждался поездкой, да еще и приехал первым. Конечно, не меняй я ветки или живи прямо у метро, я бы победила, но выигрыш во времени даже в 10-15 минут не стоит того, чтобы отказываться от велика.

Эти минуты я бы с радостью потратила на то, чтобы покрутить педали.

Ездить в общественном транспорте — так себе удовольствие. Автобус из Сухарево ходит довольно часто, поэтому давки нет, даже можно найти свободные сиденья, но в метро ситуация хуже. Во-первых, много людей уже на конечной и с каждой станцией их становится все больше.

Во-вторых, в метро откровенно душно. На разных станциях может быть немного по-разному, но в среднем в минской подземке слабая вентиляция. В верхней одежде на перронах и в поездах жарко. Много людей плюс духота — отличный микс получается.

В общем, в час пик в метро может быть дискомфортно.

К тому же за проезд нужно платить. В одну сторону 60 копеек за автобус и 65 копеек за метро. На работу и обратно выходит 2.50 ежедневно. Немного, но все-таки».

Костя: «А я не удивлен победе! Это закономерно! (смеется). Если бы у белорусских велосипедистов была возможность ездить по проезжей части, не нарушая ПДД, разница во времени была бы еще больше.

Даже сейчас, когда приходится ездить по тротуарам, средняя скорость в городе выходит около 15-17 км/ч.

Если бы я ехал по выделенной велодорожке без пешеходов и частых пересечений с выездами из дворов, средняя скорость была бы в районе 20-22 км в час в комфортном режиме.

В чем я точно выиграл, так это в здоровье и настроении. Погода сегодня теплая и солнечная, ехать было приятно. Я не устал, а наоборот, взбодрился за поездку. По утрам ездить одно удовольствие — не жарко, людей вокруг меньше, чем днем или в выходные. Всем рекомендую попробовать хотя бы несколько раз в неделю приезжать на работу на велике».

На наш взгляд, эксперимент удался. Он показал, что велосипед вполне может сравниться с общественным транспортом по затратам времени на дорогу и выигрывает в комфорте.

От окраины Минска до центра примерно 15 км, а это небольшое расстояние даже для новичка.

Да, в плохую погоду или зимой в метро будет комфортнее, но все остальное время (а это почти полгода в белорусском климате) поменять общественный транспорт на велосипед очень даже можно.

Этот пост ещё интереснее: Женя и его розовая ласточка

Общественный транспорт, автомобиль или велосипед

На чем лучше передвигаться по городу? Представим, что мы с вами велосипедисты, которые вдруг пересели на общественный транспорт, а затем на личный автомобиль.

https://www.youtube.com/watch?v=-Oy3ri2btB0\u0026t=95s

С утра мы вышли из дома, но не сели на свой байк, а просто пошли к автобусной остановке. 

Нам повезло и транспорт подошел по расписанию — доехали мы чуть позже, чем на велосипеде. Автобус идет по определенному маршруту и постоянно останавливается. 

Нам не повезло — мы ждали несколько минут, а затем ехали в переполненном салоне. Прибыли мы намного позже, чем обычно, в дурном настроении и помятой одежде. В отличие от общественного транспорта: велосипед — это свобода от определенного маршрута, уединенная поездка и свежий воздух.

В обед мы решили доехать до кафе, расположенного через несколько кварталов от работы в центре города. И здесь снова парочка вариантов. Первый — нам повезло и подошел наш транспорт, мы поехали с комфортом и уложились во время перерыва. 

Вариант два — мы весь перерыв провели в ожидании, либо опоздали, не рассчитав время прибытия транспорта. На велосипеде мы рассчитывали только на себя, а выбор кафе, ограничивался лишь наличием велопарковки. 

В выходной день мы решили доехать на личном автомобиле до торгового центра. Выехали из двора и …нет, не понеслось — встали в пробку. Доехав все-таки до места назначения, полчаса искали парковочное место.

Чтобы не стоять в пробке обратно, побросали пакеты в багажник и поехали домой, искать парковку уже у себя во дворе.

А велосипед освобождает горожанина от понятия «пробка», да и велосипедный паркинг у торгового центра скорее всего не так забит как автомобильный. 

В итоге. Плюс автомобиля — независимость и вместимость. Никого не ждем, везем столько всего, сколько позволяет багажник. Плюс общественного транспорта — не нужна парковка, воспользовался — вышел-забыл. Плюс велосипеда — независимость от маршрутов и пробок, полная свобода передвижения, индивидуальная поездка. 

Общий минус общественного транспорта и автомобиля в городе — это пробки. У первого он помножен на езду по маршруту, следование расписанию, столпотворение в час пик. У второго — на долгий поиск парковочного места. Проблемой велосипедиста в городе может стать разве что неподготовленная среда: отсутствие велопарковок в большей степени и велодорожек в меньшей. 

И все же: наш выбор велосипед! А ваш?

Спасибо за просмотр!

Эффективность велосипеда как транспорта

Как купил себе велик, всегда было интересно на сколько он эффективен. И вот получилось это выяснить.

Так сложилось что мне и моему другу (пусть будет Ваня) надо было добраться из точки А в точку Б, дальше маршрут всегда будет один и тот же, растояние ~13 км. На улице было сухо и тепло ~20 градусов. Ехал по дороге.

1) Первый раз решили что я еду на велике, а он на общественном транспорте. Причем берёт первый попавшейся иили максимально быстрый. Таким макаром грозило 3 пересадки, одна из которых метро. Мне надо было зайти в магаз, купить покушать, но Ваня поржав убежал на остановку. Гонка началась.

Прешлось ультра быстро пробежать магазин, мне повезло, очередей небыло на кассе, в итоге на магазин ушло 10 минут. И полетел со всей силы что мог.  Где-то на 16 пути началась пробка, она длилась примерно 16 общего расстояния.

Я ликовал, что приеду первый и всматривался в каждый автобус чтобы позлорадствовать, но друга не видел. Решив что Ваня уже сел на метро, это 2 транспорт из 3, вдарил по педалям на максимум. Дальше небыло ничего такого, только слышал что приходят смс, потом прочитав которые видел как там злорадствуют.

Долетел до точки Б за 23 минуты, несчитая захода в магазин (10 минут). Но не увидел Ваню на месте. Позвонив ему узнал, что он проехал всего 23 пути и как раз пересаживался на 3 транспорт.

Можете сказать что там была пробка вот поэтому и так получилось, на что отвечу: «Както раз мне пришлось максимально быстро добраться по этому же маршруту на общественном транспорте, в итоге ушло ~45 минут, еще не забывайте что в магазин заходил».

Итог: Так как летел максимально быстро, то после был никакующий, все болело. Не лучший вариант. Но быстрее общественного транспорта и дешевле (проезд на 3 транспортах стоит ~60 рублей).

2) Против таксо. Маршрут тот же самый. Я ехал на велике, Ваня на такси. Договорились что он напишет смс как доедет. Выехали одновременно.

Тут решил не выпендриваться и не тягаться против автомобиля и не крутить со всей дури. Ехал спокойно, как обычно езжу. По дороге ничего не произошло интересного.

Примерно за 2 минуты до конца маршрута слышу как приходит смс. Этот же маршрут преодалел за 26 минут в спокойном темпе.

Итог: ехал, всего на 2 минуты дольше чем такси. Не устал. И значительно дешевле, на таксо было потрачено 230 рублей.

Общий итог: велик получился эффективнее любого транспорта в сухую теплую погоду, хотя если добавить несколько «но», то картина будет не такая радужная.

Если было бы было мокро, то ехал бы гораздо медленние ~40-50 минут, потому что пришлось бы ехать по тратуару и медленнее чтобы не принять грязевые ванны. Если холоднее, то ~35 минут, не знаю почему.

Если добавить расстояние, то в какой-то момент было бы лучше такси, думаю эффективность велика по сравнению с такси начинает резко падать примерно с 15 км. Хотя время ожидания такси не учитывал.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]