Тревожные расстройства (ТР) являются одним из распространенных поводов для обращения к врачам и часто встречаются в клинической практике педиатра и детского невролога. Следует отметить, что до сих пор некоторые специалисты в процессе наблюдения за детьми и подростками с ТР продолжают пользоваться такими формулировками, как «невротические состояния», «невротические реакции», «неврозоподобный синдром», нередко неправомерно применяют понятия «астения», «неврастения», «астенический невроз». Перечисленные термины не соответствуют дефинициям ТР в классификациях последних лет [1, 2], а также современным представлениям о природе ТР.
По данным эпидемиологических исследований, общая частота встречаемости всех ТР в детской и подростковой популяции варьирует от 9 до 32% и характеризуется возрастанием по мере взросления детей [3].
У большинства взрослых пациентов с эмоциональными и аффективными расстройствами первые симптомы манифестировали в детстве или отрочестве, и это были проявления ТР [4, 5]. Таким образом, формирование клинической картины ТР происходит постепенно.
Однако у многих детей и подростков ТР долго остаются неустановленными, что влечет отсутствие специализированной помощи и лекарственной терапии, а вслед за этим — хронизацию ТР.
Остановимся на особенностях проявлений ТР у детей и подростков. Следует отметить, что у ряда пациентов одновременно могут отмечаться симптомы не одной, а нескольких форм ТР.
Кроме того, ТР могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях нервной системы у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (особенно головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатальных поражений нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др.
ТР — группа синдромов эмоциональных нарушений, которые характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, а также появлением необычно сильного страха — иррационального и не соответствующего содержанию вызывающих его ситуаций или объектов [4, 6–9].
Диагностика и классификация ТР
Первая задача, которую необходимо решить при постановке диагноза ТР, — отличить тревогу как нормальный и упреждающий ответ на угрожающие или стрессовые воздействия от манифестации ТР.
Тревога выполняет приспособительную сигнальную функцию («сигнальная тревога») для подготовки на уровне организма к встрече опасности и выбору реакции на нее: «атака, борьба» или «уход, избегание».
В норме проявления тревоги носят кратковременный (транзиторный) характер и хорошо поддаются контролю индивидуума.
- Проявления тревоги приобретают клиническую значимость в тех случаях, когда:
- становятся значительными их выраженность и продолжительность;
- симптомы возникают при отсутствии стрессовых факторов;
- симптомы нарушают физическое (соматическое) и социально-психологическое функционирование и адаптацию индивидуума.
На наличие ТР указывает то, что ребенок испытывает тревогу чаще (например, в большую часть дней месяца и в течение нескольких месяцев) и переживает ее более интенсивно по сравнению с ровесниками.
Чрезмерная тревога приводит к значительным нарушениям и ограничениям в жизни ребенка: ему трудно участвовать в обычных для его возраста видах деятельности, посещать школу, справляться с повседневными школьными и домашними заданиями, общаться и заводить друзей, посещать досуговые занятия и спортивные секции.
В таблице 1 представлены различия между приемлемыми в ходе индивидуального развития детей тревогой и страхами и патологическими их проявлениями.
- Все формы ТР сопровождаются изменениями на четырех уровнях.
- Эмоции: страх, опасения, смущение, стыд, чувство беспомощности, вины, печаль, гнев.
- Мысли: о вероятном вреде/опасности/ущербе, с которыми невозможно справиться самому, негативные мысли навязчивого характера.
Поведение: выбор стратегии избегания (активное уклонение от специфических ситуаций, мест или стимулов, его стертые проявления в виде неуверенности, нерешительности, стремления к одиночеству) и использование так называемых «приемов безопасности» (обращение к объектам и ситуациям, которые не позволяют развиться крайне выраженному страху, с формированием «ритуалов»). Могут наблюдаться повторные обращения ко взрослым за утешением и поддержкой, излишние извинения перед другими людьми.
Ощущения (физиологический уровень): вследствие дисбаланса вегетативной регуляции — учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, усиленное потоотделение, головная боль, головокружение, чувство нехватки воздуха и приближения обморока, спазмы и боли в животе, тошнота, рвота, понос, парестезии (покалывание, онемение) в области лица или рук, ощущение неустойчивости или слабости в ногах, склонность к дрожанию или тремору, нарушения сна (трудности засыпания, беспокойный сон, кошмары, бессонница).
Одним из ключевых признаков ТР является страх, но его не следует отождествлять с тревогой. Тревога — это комбинация эмоций, а страх — одна из эмоций.
Страх как нормальная эмоция представляет собой реакцию на внешнюю угрозу и имеет адаптивный характер, предупреждает индивидуума о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Страхи характеризуются нормальной возрастной эволюцией (табл. 2).
При этом они могут иметь характер реалистический (по отношению к конкретным животным, телесным повреждениям, природным явлениям) и нереалистический, иррациональный (страх темноты, мышей, чудовищ, катастроф).
Таким образом, страхи как изолированное явление не должны рассматриваться в качестве признака заболевания. Помощь специалиста необходима в тех случаях, когда страхи приводят к очевидным социальным ограничениям: отказу выходить на улицу из-за страха встретить собаку или пережить приступ паники, отказу посещать школу.
- В клинической картине ТР страхи отличаются устойчивым и неадаптивным характером [9]:
- чрезмерной интенсивностью, не соответствующей ситуации (количественный аспект);
- необычным содержанием и необычностью объектов, вызывающих страх (качественный аспект);
- неадекватной реакцией на ситуацию;
- хронизацией страха;
- невозможностью уменьшить или преодолеть страх;
- существенными ограничениями в повседневной жизни.
- В конечном итоге проявления ТР отражаются на всех сферах жизни, заметно ухудшая общее самочувствие ребенка, показатели школьной успеваемости, взаимоотношения в семье и дружеские контакты, социальную активность.
- К ТР относятся [1, 2]:
- ТР, связанное с разлукой в детском возрасте (сепарационное ТР);
- селективный мутизм;
- фобическое ТР детского возраста (специфические фобии);
- социальное ТР детского возраста;
- генерализованное ТР детского возраста;
- паническое расстройство;
- агорафобия.
Еще два расстройства, которые ранее относили к ТР, это обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство. В современных классификациях [1, 2] они рассматриваются как отдельные нозологические формы.
Сепарационное ТР
Некоторые малыши испытывают страх и болезненные опасения оттого, что при реальной или воображаемой угрозе расставания случится что-то плохое с ними или их близкими (чаще всего — с родителями).
Ребенок стремится избежать расставания, испытывает чрезмерный страх, печаль, уходит в себя. С другой стороны, наблюдаются приступы ярости, плач со стремлением удержать рядом близкого человека, цепляние за него и категорический отказ расстаться.
Ребенок отказывается быть в ситуациях, когда может оказаться без близких: оставаться на ночь вне дома, ходить в гости к друзьям или родственникам, находиться дома одному или без родителей посещать школу.
После перенесенной разлуки с близкими дети остаются подавленными, замкнутыми и апатичными. Они отказываются оставаться одни в помещении, просят родителей присутствовать или быть доступными.
Обычно сепарационная тревога исчезает, когда дети растут, начинают ходить в школу и обретают уверенность. Тем не менее у некоторых детей их реакция на фактическое или ожидаемое расставание по-прежнему бывает чрезмерной, что иногда может продолжаться в первые 1–2 года обучения в школе и даже дольше.
Проявления сепарационного ТР могут затруднять или ограничивать нормальную активность ребенка, приводить к ухудшению посещаемости школьных занятий и успеваемости, к изоляции от сверстников, т. к. он избегает участия в школьных прогулках, экскурсиях, играх, походах с ночевками без родителей или других мероприятиях.
Такие дети отличаются от сверстников недостаточной самостоятельностью.
ТР, связанное с разлукой, наиболее распространено у детей до 12 лет, частота его проявлений снижается в подростковом возрасте. Таким ТР страдают около 4% детей и 1,5% подростков [1, 3, 4]. Тем не менее сепарационная тревога может сохраняться и во взрослой жизни.
Возникновение сепарационного ТР достигает пика в нескольких возрастных периодах: при поступлении в детский сад, в начальной школе в возрасте от 7 до 9 лет, при поступлении в средние и старшие классы школы.
Мальчики и девочки страдают сепарационным ТР одинаково часто.
В подростковом возрасте страх разлуки либо сохраняется, либо возникает впервые (после стрессового события, такого как развод родителей, потеря любимого человека, переход в новую школу, переезд).
Селективный мутизм
Селективный мутизм — одна из форм ТР у детей, которую в ряде случаев приходится дифференцировать с алалией (дисфазией развития). Манифестирует в возрасте 2–5 лет. Распространенность в детской популяции составляет менее 1% [1, 10].
Чаще селективный мутизм встречается в семьях с двуязычием, при переезде на новое место жительства с иной языковой средой. Возникает в период активного становления речи или при поступлении в детский сад, при подготовке к школе.
Селективный мутизмограничивает коммуникативные возможности, может искажать психическое развитие ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Ребенок перестает разговаривать со всеми, кроме небольшого круга знакомых людей. Это продолжается длительное время, до нескольких месяцев.
Несмотря на сохранность речи, ребенок сознательно отказывается от речевого общения (а иногда и от любого общения) в ситуациях, являющихся для него психотравмирующими (как в детском коллективе, так и среди взрослых).
При этом он не просто отказывается говорить — он не в состоянии делать это из-за ощущения, что его речь словно застывает в гортани. Постепенно ребенок учится предвидеть ситуации, которые провоцируют мутизм, и старается их избегать.
Важная особенность состоит в том, что у большинства пациентов с селективным мутизмом имеются проявления социального ТР, а в раннем возрасте — сепарационного ТР [10].
У ряда пациентов наблюдается сочетание селективного мутизма с такими расстройствами, как нарушения развития речи, энурез, энкопрез, задержка двигательного развития, аутизм, в редких случаях — синдром дефицита внимания и гиперактивности.
В настоящее время селективный мутизм не рассматривается в рамках оппозиционного поведения, но реакции оппозиции могут иметь место, если ребенка заставляют говорить.
Хотя первые симптомы селективного мутизма появляются в возрасте до 5 лет, они могут стать наиболее заметными с началом обучения в школе.
Селективный мутизм вызывает значительные трудности в жизни детей, сказывается на успеваемости, мешает им обращаться за помощью к педагогам и другим взрослым, не дает получать удовольствие от общения и участвовать в повседневных видах деятельности вместе со сверстниками.
У детей старшего возраста и подростков нередко усиливаются трудности в общении со сверстниками, что служит предпосылкой для формирования социального и генерализованного ТР или депрессии.
Специфические фобии
Страхи распространены и ожидаемы в детском возрасте, однако у некоторых детей и подростков страхи со временем становятся интенсивными и перерастают в фобии. Фобия — это сильный страх, который непропорционален определенному объекту или ситуации, предельно выраженная тревога при отсутствии непосредственной опасности.
Интенсивный страх перед определенными ситуациями и объектами сопровождается реакцией избегания из-за убежденности в том, что они опасны и причинят вред/травму.
Самые распространенные патологические страхи у детей вызывают: животные (собаки и птицы), насекомые и пауки, темнота, громкие звуки (особенно связанные с природными явлениями), клоуны, люди в масках или необычного вида, инъекции, болезни, вид крови.
Специфические фобии манифестируют от раннего возраста до 10 лет, ими страдают 6–9% детей и подростков, чаще девочки, чем мальчики (в соотношении 2:1) [1, 3, 4].
У некоторых пациентов фобия возникает после воздействия травмирующего или пугающего события, тогда как у других страхи появляются после наблюдения за тревожной реакцией других людей. Так, младший брат нередко начинает бояться паука, если он стал свидетелем того, как старший в испуге с криком убегает от паука.
Фобии отличаются от обычных детских страхов и редко исчезают самостоятельно. Нередко фобии не уменьшаются, несмотря на объяснения и заверения в безопасности со стороны взрослых.
В результате ребенок избегает пугающих мест или объектов, заставляет родителей проверять, нет ли их поблизости (например, перед сном хочет убедиться, что в комнате нет пауков), требует от родителей оставаться рядом.
Дети избегают парков, площадок, зон отдыха и других мест, где могут быть насекомые, отказываются от прогулок, экскурсий на природу, если там им могут встретиться опасные, по их мнению, животные (например, собаки), протестуют против посещения медицинских учреждений, врачей, в частности стоматологов.
По мере взросления детей фобии не исчезают, а изменяются по своему содержанию. Но подростки чаще, чем младшие дети, осознают, что их страх непропорционален реальной опасности, создаваемой конкретным объектом или ситуацией.
Кроме того, в отличие от маленьких детей, у которых контроль над собой в повседневной жизни слабее, подростки могут самостоятельно избегать определенных ситуаций и непосредственных столкновений со своим страхом.
У детей школьного возраста может наблюдаться страх перед школой, который проявляется так же, как и фобия, и они отказываются от ее посещения. В связи с этим появился термин «школьная фобия», хотя как таковых диагноза и формы ТР с таким наименованием не существует.
Диапазон проявлений школьных страхов может варьировать от незначительных жалоб на необходимость посещать занятия до истерик и отказа ходить в школу у детей младшего возраста, а у подростков — до частых пропусков уроков с последующим исключением из школы.
Дети могут бояться школы по многим причинам, например, из-за того, что надо оставаться без родителей (как это бывает при сепарационном ТР), из-за страха контактов с микробами (при обсессивно-компульсивном расстройстве), из-за боязни взаимодействий со сверстниками и учителями (при социальном ТР).
В этих случаях ребенок или подросток на самом деле боится не самой школы, а событий, которые там могут с ними произойти. В связи с этим термин «школьная фобия» не является точным.
Неврозы у детей и подростков — причины, симптомы, диагностика и лечение в Челябинске
Что такое неврозы у детей
Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.
Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.
Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.
Причины неврозов у детей
Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу.
Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма.
К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.
Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.
Симптомы неврозов у детей
Неврозы у детей имеют свои особенности.
Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств.
Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли.
К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет.
Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер.
Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану.
Все это невроз у ребенка.
Симптомы могут возникать в любом возрасте, при этом предшествует, какая — либо травмирующая ситуация. Неврозы у детей могут сопровождаться истерическими припадками, полным отсутствием звучности голоса, резко возникающей кратковременной слепотой, различными болями по всему телу, ограничением движений и т.д.
Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.
Лечение неврозов у детей
Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний.
Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно.
Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.
Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).
Профилактика неврозов у детей
Сводится к уменьшению физической и умственной нагрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.
Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.
детский невроз
Детский невроз (неврастения) – реакция ребёнка на острую или хроническую (продолжительную), а также внезапную психологическую травму или ситуацию.
Проявляется невроз у каждого конкретного ребенка по-разному, в зависимости от возраста, характера травмирующей психологической ситуации, а также от эмоционального склада ребёнка. Ребенок, имеющий невроз, может грызть ногти или карандаши с ручками, сосать палец или губу, теребить или даже выдергивать волосы, заикаться и иметь другие патологические проявления в своем поведении.
- Развитие детского невроза зависит от наличия неблагоприятного фона и/или провоцирующих факторов.
- Обстоятельства, формирующие неблагоприятный фон, могут иметь физиологический или психологический характер.
- К физиологическим обстоятельствам относятся: заболевания матери в период беременности, гипоксия головного мозга (ППЦНС) и другие осложнения в родах, а также последствия полученных ребенком травм и перенесенных им заболеваний.
- К психологическим обстоятельствам относятся отношение к ребенку в семье и способ его воспитания: неприятие ребенка (нежелание родителей заниматься ребенком, игнорирование его просьб и желаний), гиперопека (лишение самостоятельности, нежелание строить партнерские отношения, выполнение действий за ребенка), авторитарность в семье (жесткие требования абсолютного подчинения взрослым, отсутствие возможности высказывать и иметь свое мнение, постоянное принятие всех решений за ребенка), вседозволенность (полное лишение ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие правил, границ, любых норм и порядка в семье), запугивание (угрозы отдать в милицию, оставить на улице).
- Провоцирующие факторы делятся на две категории: кратковременные и хронические.
- К кратковременным провоцирующим факторам относятся: чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка, внезапный испуг.
- К хроническим провоцирующим факторам относятся: резкие изменения привычного образа жизни (смена места жительства), новый коллектив (детский сад, школа), семейные изменения (развод родителей, появление отчима или мачехи, рождение второго или появление приемного ребенка).
В своей ежедневной практике мы выяснили, что, в подавляющем большинстве случаев, детский невроз развивается на фоне нарушенного мозгового кровотока и при наличии внутричерепного давления. В условиях дефицита кислорода головной мозг ребенка патологическим образом реагирует на эмоциональные и психические нагрузки.
Здоровая нервная система устойчива к любым факторам, адаптация ребенка к новым условиям проходит гладко и без последствий.
Ребенок, имеющий хроническую гипоксию головного мозга, с трудом переживает обычные жизненные ситуации, а при возникновении серьезной проблемы, имеет место психологический срыв и появляются стойкие проявления детского невроза.
В конечном итоге решающее значение имеет не один из вышеперечисленных факторов, а их комбинация.
В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.
Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Он проявляется такими признаками, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость.
Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты. Навязчивые движения чаще всего проявляются морганием, нахмуриванием лба, гримасничаньем, покусыванием губы, подергиванием головой, рукой или ногой, сопением носом, покашливанием и др.
Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений не осознается ребенком.
При неврастении ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффективные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью и пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают эпизоды депрессии.
Отмечаются повышенная утомляемость, невнимательность, понижение работоспособности. Очень характерна головная боль при утомлении, психическом напряжении, редко это наблюдается по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей. Часто нарушается сон.
Обычно затруднено засыпание, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями – сердцебиение, дрожание, покраснение или побледнение лица и др.
Неврастения — завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
Для истерии характерны следующие симптомы: повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм, типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
Вовремя не распознанный и не леченный невроз у маленького ребенка перерастает в невротическое состояние в подростковом возрасте, и в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада взрослой личности.
стандартное лечение
Главным средством является психотерапия и индивидуальная работа с семейным психологом или педагогом-психологом.
В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; песочная терапия; аутогенная тренировка (внушение) используются преимущественно у подростков.
Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток.
Методы физиотерапии: электросон, подводный массаж, кислородные или хвойные ванны.
наше лечение
Наше лечение детского невроза предполагает комплексный подход, сочетающий медицинскую и психологическую помощь.
Мы устраняем гипоксию головного мозга, последствия ППЦНС и перенесенных родовых травм. Таким образом, восстанавливается нормальная работа центральной нервной системы, и психика ребенка становится устойчивой к различным провоцирующим факторам.
Для устранения гипоксии головного мозга мы применяем собственный запатентованный метод восстановления мозгового кровотока (Патент № 2587960) в сочетании с приёмом нутрицевтиков, в том числе аминокислот, сеансами остеопатии и рефлексотерапии. В ряде случаев проводится курс психокоррекции.
В течение 1 – 2 месяцев нормализуется работа нервной системы и ребенок становится эмоционально стабильным, исчезает тревога, патологические проявления, проходит заикание, он не теребит волосы, губы, уши, перестает грызть ногти, ручки, карандаши во время письма и т.д.
стоимость лечения
- Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.
- Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.
- В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.
Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно. Стоимость первичного приёма составляет 3 000 руб.
При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.
начало лечения
Лечение детского невроза в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.
Невролог на приёме выяснит все обстоятельства, которые могли привести к формированию детского невроза (информация о протекании беременности и родов, о перенесенных операциях или травмах шеи и головы в первые годы жизни ребенка), при необходимости назначит дополнительные обследования (УЗДГ сосудов головного мозга, ЭЭГ, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника и черепа), установит диагноз и разработает индивидуальный план лечения.
Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для начала лечения запишитесь на приём.
Невроз у детей — Мамарада
Поведение и характер человека в значительной степени являются продолжением особенностей его развития в детстве.
Психологическая оценка личности никогда не бывает полной без оценки детских невротических черт.
Черты характера — это характеристики, которые заставляют людей вести себя более или менее определенным и последовательным образом в разных ситуациях. Это продукт обучения, основанного на наследственности.
Развитие невротических черт характера
Ребенок учится, подражая человеку, с которым он себя идентифицировал (чаще папа или мама), методом проб и ошибок, а также случайно. Ядром личности является Я-концепция, которая остается постоянной на протяжении жизни.
Как только Я-концепция сформирована, она не меняется, если не будут предприняты радикальные шаги, чтобы произвести ее изменения. У маленьких детей ядро личности еще не очень хорошо сформировано.
Поэтому, в отличие от взрослых, его можно изменить, не нарушая общего личностного равновесия.
К детским невротическим чертам относятся:
- Обсессивно-компульсивные симптомы
- Генерализованная тревога
- Энурез
- Энкопрессия
- Сосание большого пальца
- Грызение ногтей
- Фобии
- Сепарационная тревога
- Ночные кошмары
- Частые ссоры с родителями,
- Заикание,
- Пищевые причуды.
Развитие невротических черт у детей
Психоаналитики Зигмунд Фрейд и Отто Ранк подчеркивали важность раннего жизненного опыта в развитии детских невротических черт.
В настоящее время имеется достаточно доказательств того, что отношение, поведение и эмоциональные реакции значимых взрослых, общий культурный контекст среды, в которой растет ребенок, имеют большое значение для формирования черт личности.
Фрейд утверждал, что невротические черты основаны на бессознательных конфликтах. Это относится и к детским невротическим чертам.
Сильное бессознательное желание избавиться от конкуренции родителя одного пола с ребенком и принять на себя его или ее роль в исключительных, интимных отношениях с родителем противоположного пола вызывает у ребенка значительное психологическое напряжение, поскольку он борется конфликтующими чувствами любви и ненависти к «сопернику» — родителю.
Переживание боли, напряжения и неуверенности во время эдиповой фазы психосексуального развития (4-6 лет) приводит к развитию интернализованных конфликтов.
Ребенок в этом возрасте уже становится способен страдать от невроза, то есть от внутренней борьбы между противоположными стремлениями (глубинные желания против личных ценностей или глубинные желания против родительских установок, либо конфликт между противоречивыми желаниями).
Развитие инфантильного невроза — это форма соответствующих возрасту психических расстройств, связанных со структурами эдиповой фазы. Это выражается в появлении у ребенка регрессивного поведения (возврат к знакомым моделям поведения из раннего периода жизни) и страхов.
Инфантильные неврозы довольно распространены в период развития и служат развитию ребенка в его попытках уйти от конфликтов, вызванных интенсивностью его эдипальных устремлений, либо вытеснить их.
Неврозы у детей
Наиболее часто у детей встречаются тревожные невротические расстройства, которые вызывают сильный страх и беспокойство, а также изменения в поведении, сне, еде или настроении ребенка.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР). ГТР заставляет детей беспокоиться почти каждый день — и по многим причинам. Дети с ГТР беспокоятся о вещах, которые волнуют большинство детей, например о домашних заданиях, сдачи тестов и экзаменов, об ошибках.
Но при наличии невротического расстройства дети тревожатся больше, сильнее и чаще, чем здоровые дети. Также такие дети беспокоятся о совершенно обычных вещах, таких как обеды, дни рождения, игры с друзьями или поездках на экскурсию.
Дети с таким неврозом также могут беспокоиться о войне, о погоде, о будущем, о близких, безопасности, болезни или травмах.
Из-за ГТР детям сложно сосредоточиться в школе. ГТР мешает детям расслабиться и повеселиться, хорошо поесть или заснуть по ночам. Они могут пропускать много дней в школе, потому что из-за беспокойства им становится плохо, они боятся или устают.
Некоторые дети с ГТР скрывают свои симптомы. Другие говорят о своих переживаниях с родителями или учителями. Они могут снова и снова переспрашивать, случится ли что-то, о чем они беспокоятся.
Но при этом им тяжело чувствовать себя хорошо, что бы им не отвечали родители или другие взрослые.
Сепарационная тревога. Для младенцев и очень маленьких детей нормально беспокоиться, когда они впервые разлучаются с родителями. Вскоре они привыкают к бабушке, дедушке, няне или учителю. И они начинают чувствовать себя как дома в детском саду или школе.
Но когда дети не перерастают страх разлуки с родителями, это называется тревожным расстройством разлуки или сепарации. Даже когда такие дети становятся старше, они продолжают очень тревожатся по поводу того, что они находятся вдали от родителей или дома. Они могут пропускать много дней в школе.
Они могут сказать, что слишком плохо себя чувствуют или расстроены, чтобы идти в школу пили детский сад. Они могут цепляться за родителей, плакать или отказываться ходить в школу, идти играть с другими делами. Дома у них могут быть проблемы с засыпанием или сном в одиночестве.
Они могут избегать пребывания в комнате, где нет их родителей.
Социальная фобия (социальное тревожное расстройство). С социальной фобией дети слишком боятся того, что подумают или скажут другие. Они всегда боятся сделать или сказать что-нибудь неправильное. Они беспокоятся, что они могут выглядеть странно или говорить глупости. Им не нравится быть в центре внимания.
Они не хотят, чтобы их заметили другие, поэтому они могут не поднимать руку в классе. Если их вызовут в классе, они могут замереть или запаниковать, и не смогут ответить. При социальной фобии любое групповое мероприятие может вызвать крайний сильный страх. Социальная фобия может заставить детей и подростков избегать школы или друзей.
Они могут чувствовать себя больными или усталыми до или во время занятий. Они могут жаловаться на другие телесные ощущения, которые также сопровождаются тревогой. Например, они могут чувствовать учащенное сердцебиение или одышку. Они могут нервничать и чувствовать, что не могут сидеть на месте.
Они могут ощущать, как их лицо становится горячим или краснеет. Они могут чувствовать дрожь или головокружение.
Избирательный мутизм. Эта крайняя форма социальной фобии заставляет детей так сильно бояться, что они перестают разговаривать в момент стресса. При этом они нормально разговаривают дома или со своими близкими. Но они вообще отказываются разговаривать в школе, с друзьями или в других местах, где у них появляется страх.
Специфические фобии. Для маленьких детей нормально бояться темноты, монстров, больших животных или громких звуков, таких как гром или фейерверк. В большинстве случаев, когда дети боятся, взрослые могут помочь им снова почувствовать себя в безопасности и успокоиться.
Но фобия — это более сильный, более сильный и продолжительный страх перед определенным предметом. При фобии ребенок боится определенных объектов или условий, и пытается этого избежать. Если они находятся рядом с тем, чего боятся, они так сильно напуганы, и их трудно утешить.
При определенных фобиях дети могут очень бояться таких вещей, как животные, пауки, иглы или уколы, кровь, рвота, гроза, люди в костюмах или темнота. Фобия заставляет детей избегать мест, где, по их мнению, они могут увидеть то, чего они боятся.
Например, ребенок, страдающий боязнью собак, может не пойти в дом друга, в парк или на вечеринку, потому что там могут быть собаки.
Каковы признаки и симптомы тревожных расстройств?
Родители или учителя могут заметить признаки беспокойства и тревоги у ребенка или подростка. Например, ребенок может цепляться, пропускать школу или плакать. Они могут быть напуганными или расстроенными, отказываться говорить или что-то делать. Дети и подростки, страдающие тревогой, также ощущают симптомы, которых не видят другие.
Это может заставить их бояться, беспокоиться или нервничать. Они могут чувствовать дрожь, нервозность или одышку. Они могут чувствовать «бабочек» в животе, жар в лице, влажность ладоней, сухость во рту или учащенное сердцебиение. Эти симптомы тревоги являются результатом стрессовой реакции по типу «сражайся или беги».
Это нормальная реакция организма на опасность. Это вызывает выброс в организм естественных гормонов стресса. Эти вещества подготавливают организм к реальной опасности. Они влияют на частоту сердечных сокращений, дыхание, мышцы, нервы и пищеварение. Этот ответ организма призван защитить от опасности.
Но при тревожных расстройствах реакция «бей или беги» чрезмерно активна. Это происходит даже тогда, когда реальной опасности нет.
Что вызывает тревожные расстройства?
Несколько вещей играют роль в возникновении сверхактивной стрессовой реакции, которая происходит при тревожных расстройствах. Они включают:
Генетика. Ребенок, у которого есть родственники, страдающие тревожным расстройством, также с большей вероятностью будет иметь его. Дети могут унаследовать гены, которые делают их склонными к тревоге.
Биохимия мозга. Гены помогают управлять работой химических веществ мозга (называемых нейротрансмиттерами). Если определенных химических веществ в мозге не хватает или они плохо работают, это может вызвать беспокойство.
Жизненные ситуации. События, происходящие в жизни ребенка, могут вызывать стресс, с которым трудно справиться. Потери, серьезная болезнь, смерть близкого человека, насилие или жестокое обращение могут привести к тому, что у некоторых детей возникнет тревога.
Выученное поведение. Воспитание в семье, где другие боятся или беспокоятся, тоже может «научить» ребенка бояться.
Как диагностируются невротические расстройства?
Неврозы может диагностировать квалифицированный психиатр или психотерапевт. Он будет разговаривать с родителями и ребенком, задавать вопросы и внимательно слушать. Он спросит, как и когда у ребенка возникают наибольшие тревоги и страхи.
Это поможет диагностировать конкретное тревожное расстройство. Ребенку или подростку с симптомами тревожности также следует регулярно проходить медицинский осмотр.
Это помогает убедиться, что симптомы не вызывают никаких других проблем со здоровьем, таких как психосоматические расстройства.
Как лечат неврозы у детей?
Как лечат тревожные расстройства?
Чаще всего невротические расстройства лечат с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Это тип разговорной терапии, который помогает семьям, детям и подросткам научиться справляться с беспокойством, страхом и тревогой.
КПТ учит детей тому, что их мысли и действия влияют на их чувства. В КПТ дети узнают, что, когда они избегают того, чего боятся, страх становится только сильнее.
Их обучают, что, когда они сталкиваются со страхом, страх ослабевает и уходит.
Родителей терапевт обучает, как лучше всего реагировать, когда ребенок беспокоится. Они узнают, как помочь детям справиться со страхами.
Терапевт помогает детям практиковаться, а также поддерживает и хвалит их, когда они стараются. Со временем дети учатся противостоять страхам и чувствуют себя лучше. Они учатся привыкать к ситуациям, которых они боятся.
Они гордятся тем, что узнали и чему научились. Перестав беспокоиться, они могут сосредоточиться на других вещах — например, школе, занятиях и развлечениях. Иногда для снятия беспокойства прописывают определенные лекарства.
Как помочь ребенку с неврозом?
Если у ребенка тревожное расстройство, родители могут:
- Найти квалифицированного психотерапевта и водить ребенка на терапию.
- Часто разговаривать с психотерапевтом и спрашивать, как лучше всего помочь своему ребенку.
- Помочь ребенку справиться со страхами. Хвалить ребенка за усилия, направленные на то, чтобы справиться со страхами и беспокойством.
- Помочь детям рассказать о своих чувствах. Слушать их и дать им понять, что их понимают, любят и принимают. Заботливые эмпатические отношения помогают ребенку укрепить свои внутренние силы.
- Поощрять ребенка делать маленькие шаги вперед. Не позволять ребенку отказываться от того, чего он боится, или избегать объектов страха. Помогать делать небольшие позитивные шаги вперед.
- Проявить терпение. Требуется время, чтобы терапия подействовала, а детям стало легче.
Невроз у детей — причины и лечение
Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение невроза у детей. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Неврозы у детей и подростков возникают не только на фоне стрессов и серьезных потрясений, но и из-за наследственной предрасположенности. Если подобные проблемы со здоровьем есть у родителей или у дальних родственников, младенец попадает в группу риска. Всегда важно это учитывать, проводя диагностику невроза у детей.
Невроз у детей по праву считается одним из самых распространенных психических заболеваний обратимого характера.
Миллионы людей ежедневно сталкиваются с этой проблемой, при этом у одних получается справляться с грузом внутренних нерешенных проблем и противоречий, а вот других это заболевание способно загнать в угол, погрузить в затяжную депрессию.
Такие понятия, как фобии, панические атаки, ритуалы для защиты от надуманных опасностей все это следствие нерешенных внутренних проблем, неврозов.
Глубинные корни невроза у детей, как правило, тянутся из нашего детства, особенностей воспитания, заложенном представлении об окружающем мире и действительности, под час не совсем правильным. Т.к.
не редко сами родители награждают своего малыша огромным количеством приватных представлений о жизни, которые основаны на собственном, субъективном, неудачном опыте.
Как правило, такие ошибки могут существенно повлиять на формирование устойчивого детского невроза, когда маленький человек начинает сталкиваться с объективной реальностью и входить во внутренние противоречия.
Также не будем забывать и о личностных характеристиках каждого отдельного человека, складе его характера и, если хотите, свойствах души. Некоторым просто не повезло родиться с невротическим складом личности, и с этим просто нужно научиться жить.
Симптомы невроза у детей
Давайте рассмотрим симптомы детского невроза у детей, моменты на которые стоит обратить своё внимание:
- Излишнее беспокойство, мнительность, неспособность переключиться на другие темы очевидные симптомы, но при этом не будем забывать, что беспокойство это вполне нормальная реакция организма, плохо, когда эта эмоция начинает носить патологический характер.
- Обсессивные проявления или в переводе с научного языка «синдром навязчивых мыслей», которые способны внести серьезную дисгармонию в душевное состояние ребенка. Как правило, это зацикливание на каких-то неприятных моментах или переживаниях, от которых ребенок хочет абстрагироваться или забыть. Обессивные проявления чаще возникают в подростковом возрасте, позже превращаются в обессивно-компульсивное расстройство у взрослых.
- Невроз навязчивых движений у детей, который можно сравнить с некими ритуалами (не путать с «нервными тиками»). Ребенок несколько раз проверяет на месте ли любимая игрушка, без конца моет руки и т.п. Можете не сомневаться, что позже невроз навязчивых движений у детей перекочует и во взрослую жизнь. Вы наверняка встречались с такими людьми, которые без конца проверяют, закрыли ли они дверь машины, перекладывают салфетки на столе до полной симметрии, совершают другие, не менее непонятные для окружающих людей, действия. Таким образом, лечение синдрома навязчивых движений у детей необходимо начинать как можно раньше, увеличивая шансы на успех.
- Частые истерики. Таким образом, малыш проявляет свое внутреннее беспокойство и психическое напряжение.
- Состояние заторможенности, уход в себя это состояние схожее с депрессивными проявлениями, как правило, в этот момент ребенок уже достаточно истощен от внутренних переживаний. Весьма серьезный синдром, требующий обращения к специалисту.
- Плохой аппетит (можно отнести к косвенным признакам).
- Проявление бессонницы.
- Жалобы малыша на чувство внутреннего напряжения.
Детский невроз у младенцев, не способных передать свои чувства вербальным характером, эмоции проявляются через язык тела:
- крик, плач с покраснением тела;
- моторные нарушения, возбудимость;
- бледность, частое мочеиспускание;
- азличные спазмы и колики.
Впрочем, все перечисленные признаки могут носить и другой характер, который не относится к проблеме психического здоровья младенца, поэтому очень важен комплексный анализ истории болезни пациента.
Детский невроз подразумевает достаточно непростое лечение, и вот почему… В случае со взрослым человеком, мы имеем дело с уже сложившейся личностью, а ребенок находится в стадии роста, в том числе и психического.
Таким образом, мы должны быть крайне аккуратны в лечении невроза у детей, дабы не заложить фундамент для новых психологических проблем. Это относится не только к врачам, но и к родителям малыша, который страдает невротическими проявлениями.
Ни в коем случае нельзя ругать маленького кроху за проявление невроза навязчивых состояний, иначе dы только усугубите проблему. Чтобы комплексное лечение прошло наиболее успешно, крайне важно найти причину детского невроза.
Виды неврозов у детей
У детей каждый невроз может проявляется по-разному. Встречаются следующие виды неврозов:
- тревожный невроз;
- невроз навязчивого состояния;
- депрессивный невроз;
- истерический невроз;
- неврастения;
- ипохондрия;
- заикание;
- cомнамбулизм;
- анорексия.
Причина невроза у детей
Причинами невроза у детей бывают:
- Проблемы в семье, частые ссоры родителей, конфликты, проходящие на повышенных тонах, рукоприкладство.
- Потеря близкого родственника. Возможный развод родителей.
- Общее заболевание, получение травмы. Концентрация на внутренних переживаниях, боли, временная изоляция от привычного социума.
- Внутренний склад характера.
- Серьезные проблемы в воспитании ребенка.
- Проблемы психологического свойства, отрицательное давление на психику.
- Также можно выделить проблемы биологического характера, особенности вынашивания ребенка, возможная гипоксия, излишняя эмоциональная перегрузка в первые годы жизни.
Исходя из полученных данных, следует подбирать варианты выхода из сложившейся проблемы. Для наглядности разобьем схему лечения на следующие составляющие:
- Консультация у врача в нашем медицинском центре.
- Применение когнитивно-поведенческой терапии.
- В некоторых случаях выписываются специальные медицинские препараты, если победить тревожность не удается методом коррекции поведения.
Неврозы у детей дошкольного возраста и подростков носят один и тот же характер, однако у школьников намного больше возможных факторов для возникновения невроза.
Тут вам и загруженность на учебе, первые конфликты со сверстниками, учителями, отношения с противоположным полом, проявление собственного «Я» во время гормонального перестроения организма, раньше этот возраст назывался «трудным».
Таким образом, невроз подростка может носить социальный характер, который также следует лечить. В противном случае весь ком нерешенных подростковых проблем перейдет за ним во взрослую жизнь!
Лечением невроза у детей занимается врач невролог, он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию прямо сейчас!
Цены на консультацию вы можете посмотреть здесь.