Левчук Виктория©
Родители в стремлении обогатить вкус детского питания часто начинают добавлять специи в прикорм. Сегодня мы поговорим о корице. Можно ее ввести в прикорм? С какого возраста дается корица детям?
Что такое корица?
Корица – это пряность, коричневато-красноватого цвета, высушенная кора дерева корицы. Она использовался на протяжении многих веков, как в виде специи, так и в медицине. Все виды корицы принадлежат к одному и тому же семейству растений, которые называются семейством Лавровые (Lauraceae).
Корица считается одной из старейших специй, используемых во всем мире на протяжении последних веков. Название «корица» имеет происхождение из финикийского языка.
Ее использовали в Древнем Египте для бальзамирования, как лекарственное и ароматизирующее средство. В некоторых культурах она обладала большей ценностью, чем золото.
Популярность корицы нарастала и распространилась на Китай, остальную часть Азии и по всей Европе.
Удобно использовать карту сайта Энциклопедия Детское питание со списком всех статей и рецептов.
Существует около 100 разновидностей корицы, но есть 2 разновидности, которые обычно потребляются. Первая — Cinnamomum zeylanicum или цейлонская корица, которая производится в Индии, Шри-Ланке, Мадагаскаре, Карибском бассейне и Бразилии.
Другая — Cinnamomum aromaticum или китайская корица (кассия), которая растет в Китае, Индонезии и Вьетнаме. В то время как обе имеют почти одинаковый ароматный, теплый и сладкий вкус, Цейлонская корица называется «настоящей корицей» с более тонким и изысканным вкусом.
Кассия или китайская корица — это менее дорогое сорт и широко распространена в Северной Америке.
Химический состав корицы
Циннамальдегид или 3-фенилпроп-2-енал (имя IUPAC) имеет химический символ C9H80. Это желтая маслянистая жидкость с температурой кипения 2460 C. Цинамальдегид получают путем пропускания коричной коры в процессе паровой дистилляции. Эугенол — еще одно химическое соединение, которое составляет около 10% коры корицы, который имеет химический символ C10H12O2.
Польза корицы
Говорят, что циннамальдегид обладает антибактериальными, противогрибковыми и противовирусными свойствами. Он также является прекрасным ароматизатором и может использоваться в качестве пестицида. Эугенол обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами. Это объясняет успокаивающий эффект корицы.
Уникальные преимущества для здоровья корица получает из активных соединений коричного масла. Коричное масло помогает процессу свертывания крови при царапинах или порезах. Она предотвращает нежелательное свертывание тромбоцитов и, следовательно, действует как противовоспалительное средство.
Корица часто используется в ароматерапии, поскольку ее аромат, как говорят, улучшает работу мозга. Приправленная корицей жевательная резинка также может улучшить когнитивные процессы.
Корица помогает бороться с такими различными заболеваниями как атеросклероз, синдром раздраженной толстой кишки, диарея и запор.
В сочетании со свежим имбирем чай с корицей может облегчить симптомы простуды и гриппа.
Корица содержит следующие витамины и минералы:
- Витамин А — поддерживает иммунную систему ребенка, здоровье кожи, глаз и костей.
- Витамин К — жирорастворимый витамин, который имеет решающее значение для сердечно-сосудистой системы ребенка и способности к свертыванию крови.
- Витамин С — этот витамин помогает поддерживать иммунную систему ребенка, слизистые оболочки и дыхательную систему.
- Кальций — этот минерал регулирует рост костей и развитие скелета и играет важную роль в производстве гормонов.
- Марганец — помогает формировать кость и хрящи и играет важную роль в образовании углеводов, аминокислот и холестерина.
- Железо — это питательное вещество, которое играет важную роль в кровеносной системе и усиливает кислородную способность эритроцитов.
- Магний — этот минерал необходим для здоровья костей ребенка и помогает регулировать производство энергии внутри клетки.
Корица в детском питании уникальная сладкая специя, которая нравится как детям, так и взрослым. Как и в случае с большинством трав и специй, можно добавить немного корицы к рецептам детского питания с 8-месячного возраста (с согласия педиатра).
Корица детям вводится как любой новый продукт в течение 4-7 дней.
Лучше пряность ввести позже, чем раньше, если родители считают, что важнее вести новые продукты, а не специи или травы, то лучше так и поступить.
Ничего страшного не произойдет, если малыш познакомиться с корицей ближе к году или двум годам. Причем российские педиатры советуют вводить в прикорм корицу детям в возрасте 2-3 лет.
Хотя корица в детском питании считается менее аллергенным продуктом, но все равно у ребенка возможна ее непереносимость.
Первое время можно использовать щепотку корицы, чтобы организм малыша привык к ее употреблению. Также следим за предпочтениями ребенка, возможно, ему не понравится сладковатый вкус корицы. Хотя большинство малышей в восторге от сладости данной пряности.
Трех лет можно давать малышу корицу не более 1-2 раз в неделю, небольшое количество, щепотку, лишь для придания аромата и нового вкуса блюду. А вот после трех лет малыш может употреблять большее количество раз в неделю, ведь суточная норма взрослого человека 1 чайная ложка.
Аллергия на корицу
Признаки аллергической реакции на корицу могут сильно отличаться у разных людей и детей. Пищевая аллергия может влиять на кожу, желудочно-кишечный тракт, дыхательную или сердечно-сосудистую системы. Симптомы пищевой аллергии обычно начинаются в течение нескольких минут или через пару часов после еды проблемной пищи. Аллергия на корицу проявляется в виде насморка, сыпи, покраснения. Так как корицу употребляют всегда в составе какого-либо блюда, важно вводить в прикорм ребенка корицу по всем правилам ожидания в 4-7 дней, чтобы при проявлении признаков пищевой аллергии точно уведомить врача, на какой продукт это произошло.
Как выбрать и сохранить корицу для детского питания
Корица доступна в виде палочки или порошка. Палочки остаются более свежими, но молотый порошок имеет более сильный аромат и более сладкий запах. Корица детям должна храниться в плотно закрытом стеклянном контейнере в прохладном, темном, сухом месте. Палочки можно хранить около 1 года, а порошок корицы — около 6 месяцев. Свежесть корицы проверяется по запаху, если она не пахнет сладостью, пришло время отказаться от специи.
Вкус корицы сладкий и теплый, существует на рынке цейлонская корица и кассия. Кассия более красная, чем цейлонская корица, с более сильным — почти горьким вкусом. Если есть возможность купить оба вида, то цейлонскую корицу лучше использовать для сладких блюд, а кассию для пикантных блюд.
Как приготовить
Корица в детском питании настолько универсальна, ведь ее можно использовать в сладких и соленых блюд. Она добавляет большую питательную пользу в детском пюре, коктейлях и закусках.
Корица придает потрясающий аромат детским кашам, фруктовым и даже овощным пюре. Выпечка с щепоткой корицы подарит неповторимый аромат булочкам и пирогам.
Причем ее лучше всего добавлять в начале замеса теста, тогда аромат выпечки будет более насыщенным.
Рис, киноа и ячмень, приготовленные с палочкой корицы, просто божественно! Корица придает неповторимый вкус и аромат компотам, джемам, варенью, кисломолочным и молочным продуктам,
Корица детям добавляется в конце приготовления блюда за 5 минут, лишь небольшое количество, щепотка, для придания аромата и сладковатого вкуса.
Можно готовить блюда с палочкой корицы, которая потом вынимается.
Противопоказания
Большинство российских педиатров не советуют вводить корицу детям до 2-3 лет из-за возможности токсического ее скопления в печени и почках.
Но опять же, если данная пряность будет даваться ребенку больше положенной суточной нормы и чаще 1-2 раз в неделю. Передозировка может привести к пищевой аллергии, сильной головной боли, расстройству пищеварения, слабости.
Нельзя корицу употреблять гипертоникам, беременным, эпилептикам, с нервной возбудимостью, гиперактивным детям, с болезнью печени и почек.
Продукты, которые хорошо сочетаются с корицей:
Травы и специи, которые прекрасно дополняют вкус корицы:
- Мускатный орех
- Кардамон
- Фенхель
- Гвоздика
- Шафран
- Бадьян
- Ваниль
- Мята
- Куркума
- Анис
- Черный перец
- Душистый перец
Особенный человек: как эмоции мамы влияют на малыша с самых ранних лет
В столичной службе ранней помощи московского Департамента труда и соцзащиты помогают семьям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются нарушения развития.
Специалисты занимаются профилактикой инвалидизации у малышей, их социальной адаптацией и консультированием родителей. Психолог отделения службы ранней помощи Научно-практического центра реабилитации имени Л. И.
Швецовой рассказала о связи между матерью и ребенком, а также дала рекомендации по восстановлению психоэмоционального равновесия молодой мамы.
На базе детского отделения Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой служба ранней помощи существует более 7 лет. Ранее специалисты уже рассказывали о важности работы с дефектологом, помощи родителям особенных малышей, мифах о ранней помощи и других темах, которые могут быть полезны родителям.
В этом материале психолог отделения службы ранней помощи Центра имени Л. И. Швецовой Анастасия Кондратьева отвечает на вопросы о том, как связаны между собой психоэмоциональное состояние молодой мамы и развитие ребенка.
Раннее детство — это особый период в жизни ребенка. Именно в это время происходит достаточно бурное физическое и психическое развитие. Закладывается основа для формирования личности. Однако даже самый тщательный уход и удовлетворение всех физиологических потребностей малыша не будет достаточным для его полноценного развития без эмоциональной связи ребенка с матерью.
— Как связь ребенка с матерью влияет на его восприятие мира?
— Именно мать является главным посредником между окружающим миром и ребенком. Через взаимодействие с мамой он формирует базовое доверие или недоверие к миру. Если мама понимает сигналы ребенка, вовремя на них откликается, заботится о своем малыше, то у него формируется установка, что мир хороший и доброжелательно относится к нему.
— Как эмоциональная связь ребенка с матерью влияет на способности общаться, учиться новому?
— В ситуации, когда особое доверие к матери не выработалось, доверие к другим людям если и будет развиваться, то с большими трудностями. Чувство незащищенности и отсутствие базового доверия тормозит естественное любопытство ребенка, снижает его исследовательский интерес, являющийся двигателем умственного развития.
Прочная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и оказывать ему необходимую поддержку в нужный момент. И ребенок, в свою очередь, через интонации, прикосновения, мимику понимает и чувствует маму.
На этом основывается и формирование эмоционального интеллекта, когда ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознавать себя и свои желания. Роль материнской любви в этот период огромна, и ее сложно переоценить.
— С какими трудностями может столкнуться женщина в первые месяцы материнства?
— В первые месяцы материнства жизнь женщины кардинально перестраивается. Могут появиться негативные переживания, связанные с недостатком сна, бесконечной чередой повторяющихся бытовых дел, нехваткой времени на себя и отсутствием личного пространства. Прибавляется тревога, вызванная плачем ребенка, постоянное переживание за его жизнь и здоровье.
На женщину давят установки, что материнство не должно вызывать негативных эмоций. Есть такой стереотип, что хорошая мама должна постоянно улыбаться и наслаждаться общением с ребенком. И в ее жизни не должно быть места усталости и отрицательным эмоциям, какими бы объективными факторами они ни были вызваны.
В итоге женщина тратит последние силы и пытается соответствовать навязанным ожиданиям. Это состояние приводит к появлению у матери трудностей в общении с ребенком, выполнению своих обязанностей механически.
Игра с малышом в таком состоянии нередко сводится к неосознанной тряске погремушкой.
Тогда малыши реже издают звуки, делают меньше спонтанных движений, а часто единственным их призывом к взаимодействию является плач.
Приведу пример из своего опыта. Если мама, приходя с ребенком на занятие к нам в центр подавлена, эмоционально перегружена какими-либо проблемами, это в большинстве случаев находит отражение в поведении ребенка. Снижается его игровая деятельность и активность в целом.
Малыш все чаще хочет находиться на руках у мамы, много плачет — все это признаки стресса. Такие проявления у маленького ребенка — прямое отражение реального психологического состояния матери. Поэтому маме очень важно прислушиваться к своему эмоциональному состоянию.
— Что вы можете посоветовать молодым мамам для поддержания своего психологического здоровья?
— Восстановление своих внутренних ресурсов маме следует начать с понимания, какие ежедневные дела являются необязательными, но отнимают много сил. И в последующем исключить их из списка первоочередных занятий.
Необходимо наладить режим сна, следить за рационом питания, не забывать о физкультуре, находить возможность для чтения, хобби, общения с друзьями.
И не надо стесняться просить близких о помощи — учиться делегировать полномочия, принимать поддержку окружающих. Если мама чувствует себя усталой, то лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком и найти возможность восстановить свои ресурсы.
Это необходимо делать своевременно, чтобы состояние подавленности не повлияло на заботу о ребенке.
Здесь помогут
Короткую информацию о службе ранней помощи в Москве можно почитать по ссылке на сайте, а также в развернутом виде в отдельном лендинге.
Чтобы получать услуги ранней помощи в центре имени Л. И. Швецовой, необходимо направление от участкового педиатра или специалиста территориального центра социального обслуживания. Родители могут и сами обратиться в центр имени Л. И. Швецовой, если какие-то моменты в поведении или развитии ребенка вызывают беспокойство.
Необходимо иметь следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка;
- свидетельство о регистрации в Москве;
- паспорт родителей;
- страховой полис;
- выписку из медицинской карты ребенка с указанием сопутствующей патологии.
Зачисление в службу ранней помощи осуществляется на основании:
- личного заявления родителей;
- заключения договора о безвозмездном оказании услуг ранней помощи — с учетом мнения междисциплинарного консилиума по результатам первичного приема.
Адрес: ул. Вилиса Лациса, д. 31, к. 3.
Подробная информация по телефону: 8 (499) 762-25-51.
В столице поддержку родителям также оказывают в Московской службе психологической помощи. Здесь можно записаться на бесплатные психологические консультации и вебинары. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского), +7 (495) 051 (для мобильного), а также чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Кортексин для детей — инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги
Главный компонент лекарства производится из мозга головы крупного рогатого скота или свиней. Он эффективно повышает мозговую активность и обменные механизмы в клетках главного органа нервной системы.
Кортексин для детей – это лекарственное средство, которое создано для терапии малышей и взрослых.
Лекарство назначается при церебральном параличе, умственной задержке, после черепно-мозговой травмы, в том числе после родов.
Кортексин для детей оказывает разнообразное действие на детский организм. Препарат используется в терапии заболеваний главного органа центральной нервной системы. Лекарственное средство стимулирует активность нервных клеток, улучшает передачу информации.
Активный компонент защищает главный орган нервной системы от воздействия раздражающих факторов, повреждающих агентов (свободные радикалы, кальциевые ионы). Лекарство оказывает положительное воздействие на нервные клетки, улучшает их устойчивость стрессу.
Действующий компонент нормализует метаболизм в клетках главного органа нервной системы, стимулирует восстановление поврежденных тканей, снижает тонус. Лекарство положительно влияет на познавательную деятельность, улучшает память, внимание и способность запоминать изучаемый материал. Лекарство способно регулировать уровень серотонина и дофамина.
Медикамент регулирует обмен липидов, снижает образование свободных радикалов. Средство стимулирует репаративные процессы в отделах головного мозга. Он помогает исправлять химические повреждения в клетках, восстанавливает их функцию. Лекарство улучшает внутриклеточный синтез белка, устраняет дисбаланс органических соединений.
Лекарственный компонент способен регулировать баланс аминокислот в организме. После постановок инъекции активные компоненты легко и быстро поступают в клетки головного мозга через систему кровообращения. Максимальный терапевтический эффект наступает через три недели после постановки первой инъекции.
Лекарство может быть использовано для терапии у малышей грудного возраста и у взрослых. Перед использованием лекарственного средства для терапии у малышей, требуется пройти консультацию у педиатра. Ребенок перед постановкой инъекций должен быть здоров и не болеть ОРВИ. Постановка инъекций производится только в специализированном медицинском заведении квалифицированным специалистом.
Лекарство выпускается в виде лиофилизата для приготовления раствора для постановки инъекций внутримышечно. В состав входит активный компонент полипептидные фракции, их дозировка составляет более десяти тысяч дальтон.
Данные белковые молекулы водорастворимы и могут называться кортексином, их количество составляет пять или десять миллиграммов. Полипептиды получают из главного органа центральной нервной системы крупного рогатого скота.
Вспомогательным компонентом лекарственного средства является глицерин (шесть миллиграммов). Лекарство выпускается во флакончиках из стекла вместе с инструкцией по применению.
Кортексин для детей назначается в комбинированном лечении нарушения кровообращения мозга, последствия ЧМТ, не воспалительные болезни головного мозга. Показания для использования лекарственного средство являются наличие нарушения памяти, мышления, эпилептические припадки, вегетативные нарушения.
Также назначается при астении у ребенка, при задержке речевого и психического развития, снижения способности к обучению. Лекарство эффективно в терапии паралича церебрального. Лекарственное средство назначается в детском возрасте. Возраст может быть разным, начиная с первого года жизни и до восемнадцати лет.
Лекарство можно назначать взрослым пациентам.
Побочное действие Кортексина для детей заключается в появлении индивидуальной сенсибилизации отдельных составляющих компонентов. Сенсибилизация может проявиться аллергической реакцией (кожной сыпью, зудом). Случаев нежелательной реакции у малышей не встречалось. Лекарство переносится хорошо, без побочного воздействия.
Противопоказания лекарственного средства являются наличие аллергической реакции на активные компоненты, повышенной сенсибилизации, индивидуальная непереносимость ребенка.
Если во время терапии или накануне малыш разболелся (ОРВИ, грипп), то требуется обратиться к педиатру для отмены лекарства. Во время инфекции или простуды инъекции ставить нельзя.
Инъекция проставляется после выздоровления.
Лекарственное средство нельзя использовать во время беременности из-за отсутствия данных медицинского исследования. Если лекарственное вещество нужно назначить в период грудного вскармливания, то лактация на время лечения отменяется.
Препарат выпускается в виде лиофилизата для приготовления раствора для постановки инъекций внутримышечно. Перед введением лиофилизат предварительно подготавливают. Для этого требуется сухой порошок из флакончика растворить в одном или двух миллилитрах 0.5 процентного новокаина или стерильной виды для постановки инъекций.
Растворитель вводится во флакон с сухим веществом медленно, чтобы не появилась пена. После полного растворения порошка, его набирают шприцом. Раствор должен получиться однородным и прозрачным без комочков. Для каждой инъекции разводят весь сухой порошок во флаконе, но набирают в шприц нужное количество лекарства (делит на части нельзя).
Чтобы избежать болезненности места постановки лекарство вводится максимально медленно. Последующие инъекции ставят на один сантиметр ниже или выше от предыдущей постановки. Дозировка индивидуальная у каждого ребенка. Доза зависит от массы тела малыша. Длительность составляет десять дней с интервалом три-шесть месяцев. Лекарственное средство вводится ежедневно один раз в день.
Лучшее время для постановки инъекции является утро из-за того, что лекарство активизирует центральную нервную систему. После постановки десяти инъекций (десять дней), нужно сделать перерыв от трех месяцев. Если лекарственное вещество проставляется взрослым пациентам, то инъекция ставится два раза в день (утром и в обед).
Если инъекцию поставить вечером, то она может способствовать бессоннице. Если была пропущена инъекция, то курс продлевается на, то количество инъекций, сколько было пропущено.
Во время терапии детских заболеваний использовать алкоголь нецелесообразно.
У Кортексина для детей разнообразное взаимодействие с другими лекарственными группами. Лекарство недопустимо смешивать в одном шприце с другими лекарствами. При назначении нескольких инъекций, лекарство вводится в разных шприцах. В остальных случаях лекарственное средство хорошо взаимодействует с разными медикаментами.
Если нарушена инструкция Кортексина для детей, то развивается передозировка в виде изменения самочувствия. Но случаев передозировки не зафиксировано, так как лекарственное средство вводится ребенку в условиях стационара квалифицированным специалистом.
У Кортексина для детей нет абсолютных аналогов.
Условия продажи Кортексина для детей: по рецепту. Рецепт ребенку выдает педиатр.
Лекарство хранится при температуре не выше двадцати пяти градусов. В ограниченной доступности для малышей. Флакон с лекарством должен быть защищен от воздействия солнечных лучей.
Срок хранения запечатанного флакончика составляет тридцать шесть месяцев. Разведенное лекарство хранится двадцать минут. Лекарственное вещество во флаконе нельзя разделять на части, после вскрытия используется однократно.
После завершения срока годности, требуется лекарственное средство утилизировать.
Заберите заказ в в аптеке WER (г. Москва)
Выгодные цены
Сертификаты и лицензии
Список литературы
Влияние стресса на головной мозг ребенка
Все мы читали статьи о негативном воздействии стресса на организм, смотрели передачи о «тихом убийце» и жаловались друзьям и членам семьи на то, как много стрессовых факторов в нашей жизни.
Хотя мы знаем, что у взрослых людей стрессовое состояние может привести к серьезным заболеваниям, таким как язва и гипертония, мы не связываем эти недуги с детьми.
Однако исследования показывают, что дети, пребывающие в состоянии хронического стресса, страдают от него ничуть не меньше – они подвергаются риску серьезных когнитивных нарушений, поскольку их мозг еще не полностью развит.
Старая реакция на новые проблемы
Для того чтобы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться нашим детям, полезно разобраться в физиологическом влиянии стрессов на головной мозг. Когда ребенок испытывает стресс, гипоталамус (отдел в промежуточном мозге) выделяет гормон, который устремляется к гипофизу.
Гипофиз вырабатывает другой гормон, который по кровеносной системе попадает в надпочечники. Надпочечники синтезируют адреналин и кортизол. Адреналин ускоряет сердцебиение ребенка и повышает артериальное давление.
Кортизол повышает уровень сахара в крови, увеличивает мышечную силу, эффективность запоминания и повышает порог болевой чувствительности.
Так что же тут плохого, спросите вы? Разве высокая эффективность памяти и повышенный болевой порог не помогают детям учиться быстрее и лучше? Отнюдь нет.
Наша реакция на стресс «бей, беги или замри» предназначена для критических ситуаций жизни или смерти, в которых счет идет на секунды. К сожалению, современные проблемы и задачи, – прекрасным примером которых служит одиннадцатилетняя учеба в школе, – не решаются так быстро.
Они требуют долгосрочного сосредоточения и психологической устойчивости – тех качеств, которые стресс может дестабилизировать.
Испытывает ли ребенок хронический стресс?
Что происходит, когда мозг находится в состоянии стресса (не в течение нескольких секунд, а год за годом)? Стрессовые гормоны постепенно накапливаются в организме. Исследования показывают, что кортизол, в частности, повреждает мозг, если задерживается в нем на длительный срок.
Когда лабораторным крысам в течение нескольких недель делали инъекции крысиного кортизола, он убивал клетки мозга в их гипоталамусе, оставляя животных в состоянии депрессии, тревоги, страха, незрелыми, излишне требовательными и не способными обучаться новым моделям поведения (например, зацикленными на «крысиной возне»).
Хронический стресс оказывает влияние на мозг и другими способами
Ученые перечисляют несколько видов нарушений функционирования мозга, подверженного воздействию хронического стресса: нейроны гиппокампа перестают функционировать должным образом, разъединяются нейронные сети, замедляется выработка новых нейронов. Проще говоря, мозгу под воздействием хронического стресса сложно учить новый материал и сохранять его в памяти.
Одно из исследований доказало, что долгосрочный стресс иссушает дендриты гиппокампа (отростки нервных клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов), сокращает их длину и количество ответвлений. Дендриты предоставляют путь в мозг новым знаниям, а повреждение гиппокампа (ключевой области для функционирования памяти) приводит непосредственно к нарушениям обучаемости.
Как различные виды стресса влияют на ребенка
Ничего из вышеперечисленного не приносит пользу мозгу взрослого человека, но быстро развивающийся мозг ребенка с его миллионами дендритов, особенно подвержен разрушительному воздействию кортизола.
Многочисленные исследования показали, что дети, которые подвергаются воздействию экстремальных стрессовых ситуаций, таких как домашнее насилие или телесные наказания, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм.
Но новые исследования обнаружили, что не только экстремальные виды стресса могут влиять на способность детей учиться и думать.
Ученые пришли к выводу, что дети, которые подвергаются воздействию «бытового хаоса», имеют более низкий IQ и более высокий уровень поведенческих проблем.
Также было обнаружено, что дети, которые слышали словесные оскорбления от матерей, хуже владеют речью и имеют меньше белого вещества в мозге. (Белое вещество влияет на обучение, координируя связи между различными участками мозга.)
Стресс: им можно заразиться
Достаточно ли родителям содержать дом в порядке, избегать шлепанья детей (и других телесных наказаний) и воздерживаться от словесных оскорблений, чтобы сократить количество стресс-факторов? Это, конечно, желательно, но эксперты предполагают, что всего перечисленного может быть не достаточно, чтобы защитить детей от нарушений работы мозга, связанных со стрессами дома. Уровень стресса родителей может влиять на когнитивные способности детей, потому внутреннее напряжение «заразно». Ученые утверждают, что в экстремальных условиях стресс родителей может ослабить развитие мозга ребенка.
Эмоциональная стабильность дома является самым существенным фактором, определяющим успех в обучении. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поступил в самый престижный вуз, идите домой и проявляйте любовь к своему супругу.
Родители могут делать все возможное, чтобы защитить своих детей от стрессов, но иногда жизненные обстоятельства и повороты судьбы делают стрессы неизбежными. К счастью, специалисты считают, что родителям не нужно помещать детей в кокон, лишенный каких бы то ни было стрессов.
Можно ли лечить стресс другим стрессом?
Не все виды стресса плохие. Сам процесс обучения – это тоже стресс для мозга, но он способен быть позитивным и поддерживать здоровое развитие нейронов и образование синапсов. Ученые советуют родителям подвергать детей воздействию «правильных» видов стресса и учить их справляться с потенциально вредными видами.
Важно также отметить, что повреждение мозга детей, вызванное стрессом, может быть не постоянным. Влияние стресса это скорее не «повреждение мозга», а явление обратимое или излечимое.
Мощное противоядие
Как же все-таки эффективно бороться со стрессом? Все эксперты единодушны в одном. Физические упражнения – это великолепное лекарство. Исследования обнаружили, что физическая активность стимулирует развитие гиппокампа, а групповые упражнения (такие командные виды спорта, как футбол и игры-догонялки) способствуют росту нейронов.
Физические упражнения это лучшее, что могут делать дети для борьбы со стрессом. Занятия спортом способствуют росту новых нейронов, переносимости и устойчивости к психологическим травмам и стрессам.
Регулярная физическая активность – один из способов увеличения сопротивляемости и устойчивости к стрессам.
В целом, физические упражнения во всех их бесчисленных формах остаются самым эффективным средством для снятия внутреннего напряжения.
Уровень интеллекта у детей с последствиями перинатальной патологии головного мозга — успехи современного естествознания (научный журнал)
1
Никулин Л.А.
Кравченко Л.М.
Апалькова Е.П.
Никулина Е.Л.
Медико-социальные проблемы школьного обучения, особенно в начальных классах, предъявляют высокие требования к функциональному состоянию нервной системы и психической сфере детей, определяющих их готовность к обучению в школе, тем более тех, кто имел отягощенный перинатальный период.
Коэффициент умственных способностей (IQ) — представляет собой отношение умственного возраста к биологическому умноженное на 100.
Измеряемый IQ отражает усредненный показатель обобщенной оценки некоторых функций мозга-слуховой памяти, зрительно-пространственной емкости, экспрессивной и рецептивной форм языка и не является показателем специфической силы или слабости.
Коэффициент умственной способности IQ не отражает оптимальных способностей или умственного потенциала индивидуума. Ни одна из многочисленных разработанных шкал оценки адаптивных способностей не является универсальной для классификации.
Однако, в настоящее время принципиальным диагностическим критерием остается IQ (Бергман Р.Е.,Воган В.К.,1987). У большинства детей со слабовыраженной или пограничной задержкой умственного развития не обнаруживают каких-либо данных, свидетельствующих о поражении мозга.
Существует гипотеза, согласно которой несовершенные адаптивные способности вторичны по отношению к социально-культурным факторам, в том числе к отсутствию поощрения окружающими положительного поведения. У детей (по данным ученых США) с низким экономическим уровнем снижается по мере их созревания значение IQ, эти факторы в необеспеченных семьях могут быть ведущими.
Следует иметь в виду, что наряду с вышеуказанными факторами в неблагоприятных условиях существования, как правило, имеется ряд дополнительных факторов внешней среды: например, повышенное содержание свинца в крови у детей, живущих в промышленных районах, по сравнению с детьми, проживающими в сельской местности, в чистых зонах. Субклинические отравления свинцом способствуют снижению умственных способностей, а особенно опасно воздействие свинца на плод.
Детерминирующее воздействие на развитие мозга плода оказывает недостаточность питания, курение и низкий уровень медицинского обслуживания (Бергман Р.Е. с соавт.,1987). В 1985 году Majes L.C. с соавт. (США) обследовали группу недоношенных детей с небольшой степенью недоношенности, средняя масса тела при рождении 2133 г, средний гестационный возраст 34,6 недель.
При переходе к школьному возрасту средний показатель IQ повышался от 91 в доношенном возрасте, до 101. Результаты тестирования не коррелировали с особенностями течения перинатального периода и тяжестью состояния в неонатальном периоде, но коррелировали с уровнем образования родителей и уровнем безработицы среди них. Hunt J.V. с соавт.
,1978 г (США) проводили тестирование детей, родившихся с очень низкой массой тела (