Музыкальная память — что это такое
Музыкальная память – это термин, которым обозначают способность музыканта запоминать и подбирать мелодии по памяти.
Это очень важный навык, которым должен обладать любой гитарист, клавишник и кто бы то ни было, связанный с игрой на инструменте. Сюда включается как мышечная, так и мелодическая, а также интервальная память.
В данной статье мы подробно разберем каждый аспект этой области, дадим практические советы и поможем добиться максимальной отдачи от вашей памяти.
Краткосрочная и долгосрочная память
Для начала, давайте разберемся, какие вообще виды памяти бывают, и какой из них нам потребуется использовать для развития и проделывания прогресса.
Краткосрочная память – это тип, который может вместить в себя от 5 до 9 аспектов одновременно, и сохраняет их в голове на протяжении примерно 30 секунд. Данный тип подходит для тех, кто играет с листа, без предварительной подготовки, однако для тех, кто хочет запоминать мелодии хорошо, он не подходит совершенно точно.
Долгосрочная память – ключ к тому, как развить музыкальную память. Это тот самый тип, который запоминает события, произошедшие несколько лет назад, а также позволяет запомнить материал, выученный очень давно. Именно эту область мы и будем тренировать в нашем случае.
Читайте так же – как запомнить ноты на грифе
Виды музыкальной памяти
Мышечная память
Самый распространенный тип, на который опирается большая часть гитаристов и музыкантов. Она прекрасно подойдет в таком аспекте, как запоминание аккордов на гитаре. Ее суть заключается в том, чтобы довести все позиции до максимального автоматизма, когда вам не придется задумывать и анализировать, какой палец куда ставить.
Рука будет сама делать все за вас. Даже если вы по какой-то причине не сможете брать гитару в руки на протяжении долгого времени, вы все равно сможете все вспомнить, пусть на это даже уйдут некоторые усилия.
Мышечная память на инструменте во многом схожа с ездой на велосипеде – один раз обучившись вы никогда не забудете, как это делается.
Развить мышечную память можно долго повторяя и делая упражнения на инструменте. Таким образом вы заставите мышцы, а не мозг запоминать все движения, и в дальнейшем он будет считать логичным простроить их именно так. А из-за специфики расположения нот на гитаре это будет только играть нам на руку.
Однако не стоит полагаться на нее полностью. Виды музыкальной памяти не ограничиваются одной только мышечной. Это чистая автоматизация, которая не позволит вам понимать, как строится музыка, как она сочиняется и производится. Поэтому наравне с мышцами вам стоит развивать и мозг.
Концептуальная память
Концептуальная память строится на том, как музыка работает. Какие ноты сочетаются между собой, какие ступени существуют, как выстраивать гармонию и так далее. Она развивается только одним путем – разучиванием музыкальной теории и сольфеджио.
Визуальная память
Данный тип больше актуален для тех, кто привык читать ноты с листа. Развитие музыкальной памяти этого типа невозможно без знания нот – иначе вы просто рискуете ничего не понять и не запомнить. Вам потребуется выучить их и после этого научиться читать с листа.
Визуальная память работает таким образом, что вы запоминаете картинкой каждый из листов, и после этого воспроизводите его из головы.
Кроме того, благодаря нотам вы запоминаете, как двигаются ноты – вверх или вниз, и исходя из гармонии можно предугадать, какая из нот будет следующей.
Вы можете воспользоваться приемом. Просмотрите весь нотный лист от трех до пяти раз, после чего визуализируйте его с закрытыми глазами. Вспомните все, начиная от написанных нот до текстуры и цвета бумаги. После этого повторите то же самое до тех пор, пока не сможете сделать это максимально точно. Это потребует концентрации, однако поможет развитию визуальной памяти.
Память для клавишников
Есть еще один тип визуальной памяти, больше помогающий клавишникам. Он заключается не в том, чтобы запоминать ноты, но запомнить расположение рук на инструменте. Ее можно развить тем же самым способом, что и визуальную память с листа. Стоит сказать, что эта память может развиваться и для других инструментов, однако это будет более сложно.
Фотографическая память
Фотографическая память выглядит одним из лучших видов музыкальной памяти. В теории – да. Вы смотрите на лист один раз – и после этого играете все так, словно учили всю жизнь. Да, это круто. Проблема в том, что людей с такими талантами попросту не существует. Есть только один пример – да и то он не объяснен до конца, поэтому займитесь развитием визуальной памяти и не позвольте мифам дезинформировать вас.
Слуховая музыкальная память
Этот тип памяти опирается на ваш навык запоминать и воспроизводить мелодии. Это крайне эффективный вид при подборе каких-либо песен, а также при воспроизведении и объяснении музыки.
Один из наиболее простых способов развить его – это петь мелодии. Пойте их каким-нибудь звуком, например, «ла». Пропевайте знакомые песни и после этого пытайтесь воспроизвести их таким образом.
Либо проигрывайте ее у себя в голове, стараясь полностью повторить все участки.
Итогом этого, в идеале, должна стать ваша способность диктовать музыку. Иначе говоря, вы будете способны писать ее, базируясь только на том, как звучат ноты в теории – даже без какого-либо их воспроизведения. Если вы слышите ноту в голове, но не можете найти ее на инструменте – это не очень хорошо.
Относительный шаг
Этот навык очень поможет в развитии памяти музыкальной композиции. Вам требуется запоминать, насколько две или более ноты различаются между собой в плане интервалов и высоты. Обычно развить этот навык помогает обыкновенное пропевание мелодии. Это скорее тренировка, чем реальная память, однако оно точно может помочь.
Как ставить аккорды
Развитие музыкальной памяти. 4 наиболее эффективных способа
Практикуйтесь осознанно
Наиболее очевидный шаг среди всех процессов развития музыкальной памяти. Осознанные репетиции и обучение, с пониманием того, что вы делаете, даст гораздо больше плодов чем просто повторение одного и того без какого-либо понимания.
Именно поэтому мы рекомендуем вам тщательно разбирать каждый аспект ваших упражнений и песен – это поможет развить память музыкальной композиции. В идеале вы должны визуализировать в голове каждый свой шаг и пропускать музыку через себя.
Организуйте процесс
Структурируйте все, что вы делаете. Каждое упражнение, гамму, пентатонику и так далее – для того, чтобы лучше запоминать их. В идеале они все должны переходить из одного в другое и идти непрерывно.
Кроме того, при выполнении задач отложите все остальные дела – поставьте телефон на беззвучный режим, выйдите из социальных сетей, и оставьте все, что будет вас отвлекать.
Добавьте детали
Добавление деталей в привычные упражнения позволяет вам более осмысленно продумать и понять материал. Вы уйдете от привычной структуры повторений и больше сконцентрируетесь на самих упражнениях. Например, вы можете попробовать добавить нот в привычный паттерн перебора, и осознанно подойти к этому – понять тональность и все продумать.
Постройте замок памяти
Вы можете попробовать методику, которая называется «замок памяти». Она заключается в том, чтобы простроить каждое упражнение как шаг в некоем путешествии, которое вам надо совершить.
Например, вы можете визуализировать свою квартиру и связать каждое упражнение с комнатой в ней, и потом – отдельные детали квартиры с отдельными деталями вашего процесса запоминания.
Проассоциировав упражнения со знакомыми вам элементами вы сможете быстрее их запомнить.
7 правил запоминания музыкального материала
1. Пробудите интерес
Первое, что стоит сделать – это пробудить в себе интерес к деятельности. Это поможет вам не демотивироваться и не забросить ее в первые часы занятий. Как бы вам не было сложно играть на гитаре, если у вас есть интерес и мотивация – вы не забросите это. Этот аспект – ключевой в тренировке памяти и без него ничего не выйдет.
2. Сделайте связь и ассоциацию
Запоминание происходит гораздо проще, если вы будете фрагменты, которые неизвестны вам, ассоциировать с теми, которые уже хорошо запомнились. Таким образом вы будете простраивать своеобразные якоря, которые будут вытягивать всю информацию. Чем лучше вы помните основную информацию, и чем лучше запомните неизвестную – тем будет лучше.
3. Запоминайте частями и фрагментами
Мозгу проще запомнить небольшие кусочки информации, нанизанные друг на друга, чем огромные пласты. Поэтому старайтесь каждое упражнение дробить на более мелкие, чтобы упростить весь процесс запоминания.
4. Повторяйте то, что запомнили
Разумеется, вам необходимо постоянное повторение материала. Это не только регулярные упражнения, но и проигрывания одних и тех же мелодий по несколько раз подряд. Не стесняйтесь делать паузы между ними и отдыхать – самое главное постоянно возвращаться к ним в процессе обучения.
5. Попытайтесь понять структуру и важные детали
Информация лучше всего запоминается, когда вы поймете, о чем она и что хочет сказать собой. Осознав структуру и проанализировав, взглянув в суть, вы гораздо проще поймете, о чем идет речь и, как следствие, запомните ее намного лучше.
6. Ставьте четкую цель «запомнить»
Разумеется, без цели запомнит все пойдет насмарку. Поставьте ее перед собой, и после этого принимайтесь за работу.
7. Регулярная практика
Вам необходимо регулярно практиковаться. Разработайте расписание и уделяйте определенное количество времени на эту самую практику. Сделайте ее частью вашего дня – и тогда регулярность придет сама собой.
Как классическая музыка позволяет сохранить слух
Люди пользуются ресурсами своего тела и не задумываются о том, что со временем некоторые из них значительно истощаются. Почему-то многие готовы инвестировать время и платить колоссальные деньги на дорогостоящие омолаживающие сыворотки и процедуры для внешнего вида, но не делают никаких шагов для поддержания внутреннего состояния, а именно улучшения собственного разума и слуха.
Наравне со зрением слуховые возможности организма с годами притупляются. Но так как это медленный процесс, то эти изменения не так сильно пугают человека и не вынуждают его делать шаги для предотвращения процессов старения.
А ведь следить за состоянием своих слуховых возможностей и делать профилактические упражнения начиная с молодого возраста очень важно.
В Австрии, в городе Инсбруке при научном центре Аудоверсум (Audioversum) открыт музей слуха. Там представлены различные экспозиции.
Наиболее интересной является комната, где можно услышать громкость и чистоту звучания в разном возрасте человека. Именно в музее можно услышать и убедиться, что ребенок со здоровым слуховым аппаратом слышит звонче и ярче, чем человек в 20-летнем возрасте. В 40 лет звук постепенно теряет яркость и каждые десятилетия дальше все больше погружается в общий гул.
Моя цель вовсе не пугать, а привести к мысли о том, что слух, данный нам от рождения, надо ценить и наслаждаться каждым звуком, окружающим нас вокруг. Конечно, нет таблеток от глухоты, но есть профилактика. Научно доказано, что люди, регулярно прослушивающие классическую музыку, обладают куда более развитым слухом, чем люди, которые не слушают ее вовсе.
Роль классической музыки в современном мире
В нашем современном мире стало немодно слушать классическую музыку. Ее плотно вытесняли более простые жанры музыки: поп-направление, рок, рэп, чилаут и т.д. Радиостанции переполнены новомодными простыми жанрами.
А ведь, упрощая жизнь, прослушивая поп-музыку, мы делаем себе медвежью услугу. Мы вроде бы слушаем, но не выносим никакой пользы для слуха, а в некоторых случаях даже наносим ему вред, например посещая слишком громкие концерты и фестивали, где используется аппаратура, усиливающая звук в разы.
Классика как спорт для уха
Классической музыке стали приписывать статус избранности, недоступности для всех. А то, что является недоступным, многих пугает и отталкивает. Но так ли недоступна классическая музыка? Давайте в этом разберемся.
Приведу пример на физическом теле. Чтобы тело оставалось в тонусе, необходимо регулярно двигаться. Если перестать двигаться, то конечности атрофируются. Достаточно делать элементарные движения: ходить, развивать хватательный рефлекс руками, поворачивать голову в разные стороны. То есть делать примитивные телодвижения.
А можно заниматься разными видами спорта как любительски, так и профессионально. При занятиях плаванием, катанием на велосипеде, быстрым бегом на беговой дорожке можно прокачать свое физическое состояние до хорошего уровня и тем самым, как научно доказано, продлить себе жизнь. То есть спорт выступает в роли профилактики старения для физического тела.
Проведем параллель: простые направления музыки — это обычные телодвижения, а классическая музыка — это спорт для слуха.
Практически каждый здоровый человек вполне может научиться плавать и ездить на велосипеде, но для этого надо инвестировать время и усилия. Точно так же и с классической музыкой. Она не для избранных, а для всех, кто желает научиться ее слушать и понимать.
Да, она комплексная, в ней много компонентов, которые надо научиться разбирать и слышать по отдельности. Это то же самое, что во время езды на велосипеде проанализировать, как крутить педаль, как поворачивать руль, как удерживать баланс. Примерно так же, как работают мышцы тела в процессе управления велосипедом. С одной стороны, сложно, но в то же время увлекательно и интересно.
Почему именно классическая музыка?
Классическая музыка более комплексная, в ней содержится много различных компонентов, она вынуждает слух работать по максимуму и способна запускать мозговой процесс.
- Классическая музыка позволяет расширить возможности слуха, помогает услышать то, что раньше было недоступным.
- Есть три основных компонента в классической музыке, которые обогащают слух:
- — диапазон;
- — тембральность;
- — динамика.
- А теперь о каждом поподробнее.
Диапазон — это граница звучания
Наш слух имеет границы, в музыкальной системе таких звуков 88. Все остальные звуки, выходящие за пределы музыкальной системы, воспринимаются для нашего слуха сверхъестественными.
Например, ультразвук выходит за пределы нормального восприятия и в некоторых случаях вызывает негативные ощущения.
Такая же граница существует и для низких тонов, которые просто перестают восприниматься слухом.
Для здоровья слуха, а также для богатого разнообразия надо развивать границы восприятия, и это превосходно можно сделать, прослушивая классическую музыку.
Именно в оркестре присутствует разнообразие инструментов, играющих в разных диапазонах. Оркестр задействует весь спектр звуков, которые гармонично воспринимаются нашими ушами. Ни в одном другом направлении музыки нет такого богатого спектра звучания, как в классической музыке.
Тембральность — это разнообразие окраски звучания
В нашей повседневной жизни нас окружают тысячи различных звуков, и все они имеют свою яркую окраску звучания. Тембральность можно описать эпитетами.
Например, если провести вилкой по тарелке, то получится скрежет, а если ударить той же вилкой по стакану, то получится звон, микроволновка создает нудное звучание на одной ноте и т.д.
Каждому из окружающих нас звуков можно дать свое определение.
Тембральность в классической музыке особенно хорошо проявляется в симфоническом оркестре, где в процессе одновременной игры участвуют примерно от 70 до 100 инструментов, многие из которых дублируются и создают группы.
Инструменты могут звучать по отдельности или вместе, создавая массу различных комбинаций, тем самым образовывая новые звучания.
Именно разнообразие каждого из инструментов обогащает музыку, создавая объем, характер и тембр звучания.
Динамика — это разнообразие громкости звучания
Чем лучше различаются нюансы громкости звучания, тем более богатым считается слух. С возрастом теряется возможность слышать тихо, и наступает момент, когда человек воспринимает все только на одной максимальной громкости. Именно поэтому необходимо развивать умение слушать на минимальной громкости или чередовать звучание с тихого на громкое.
В той же симфонической музыке, когда играют одновременно примерно 70 человек, звучание может быть поистине громким.
И если это красивое, хорошо выстроенное и сбалансированное звучание, то оно не оставит никого из слушателей равнодушным. Но так же удивительно звучит тихая сбалансированная игра тех же музыкантов.
Именно за счет этого разнообразия громкости слух и мозг вырабатывают эластичность.
Одно дело — когда мы сами регулируем громкость при прослушивании, а другое дело — когда динамическая структура произведения диктует свои правила звучания и создается эффект неожиданности, который вызывает эмоции и заставляет мозг и уши оставаться в тонусе.
Такое разнообразие не всегда можно встретить в поп-музыке, саундтреках к кинофильмам, электронной музыке, чилауте, роке и тем более в рэпе. За редким исключением.
Уверены ли вы, что слушаете ту музыку, которая поможет расширить возможности вашего слуха? Если нет, я приглашаю вас начать учиться слушать, понимать и чувствовать классическую музыку.
От редакции
Аксана Ковалева — аккредитованный музыкальный терапевт. Уехала из родной Беларуси 17 лет назад.
Долгое время прожила в Королевстве Бахрейн, а совсем недавно переехала с семьей в Канаду.
О своей жизни за границей и о том, чем ее профессия отличается от работы обычных педагогов музыки, Аксана рассказала в интервью нашему порталу: https://psy.systems/post/aksana-kovaleva-intervju.
Если вы хотите понять, как работает ваше тело, почему у вас болят те или иные его части и, главное, как это можно исправить, рекомендуем прочесть книгу Гэвина Фрэнсиса «Путешествие хирурга по телу человека»: https://psy.systems/post/gevin-frensis-puteshestvie-xirurga-po-telu-cheloveka.
Всем, кто хочет жить долго и ощущать все прелести жизни, знаменитый американский путешественник и писатель Дэн Бюттнер, рекомендует применять простые приемы, описанные в его книге «Правила долголетия. Результаты крупнейшего исследования долгожителей»: https://psy.systems/post/den-buttner-pravila-dolgoletia.
Петербургские ученые: дирижеры и арфистки живут дольше музыкантов других специальностей
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 декабря. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. Петербургские ученые установили связь между специальностью музыкантов и долгожительством. Оказалось, что дольше всех живут дирижеры и арфистки, а меньше всего — рок-музыканты.
Выводы ученых
«Жанр музыки влияет на продолжительность жизни. Исполнители классической музыки живут дольше бардов и рок-музыкантов», — сообщил корр. ТАСС руководитель отдела канцерогенеза и онкогеронтологии НИИ онкологии им. Н.Н.Петрова Владимир Анисимов.
На эту тему
По его словам, в исследовании участвовал его коллега Геннадий Жаринов, сделавший выборку из почти 42 тыс. музыкантов, пользуясь энциклопедиями и биографическими справочниками.
Средняя продолжительность жизни дирижеров составила 71,2 года. Далее идут виолончелисты, скрипачи и органисты / 69 лет/, музыканты, играющие на духовых инструментах, пианисты и классические вокалисты /67-68 лет/. Самая низкая средняя продолжительность жизни — 45,2 года — выявлена у рок-музыкантов.
Среди женщин-музыкантов наибольшая продолжительность жизни у арфисток — 80,5 лет и дирижеров — 80,2 года. При этом процент арфисток, проживших свыше 90 лет, оказался самым высоким — 41,9% от общего числа музыкантов данной специальности, вошедших в исследование. Женщины-дирижеры и по этому показателю догоняют арфисток — более 90 лет прожили 32% из них.
Влияние образа жизни
Ученые также отметили, что «прижизненное признание увеличивает продолжительность жизни и долю долгожителей среди людей творческих профессий», особенно среди женщин. В числе женщин-дирижеров, проживших более 90 лет, 60% — обладатели званий народных артистов СССР, РСФСР и РФ, среди женщин-композиторов — 40%. У мужчин показатели распределились примерно поровну.
На эту тему
«Мы поставили задачу выяснить причины, связавшие музыкальные специальности и долгожительство, привлечем к продолжению исследования музыковедов. Предполагаем, что причины лежат в образе жизни музыкантов, а также в особенностях музыкальных жанров», — сказал Анисимов.
Особенность дирижерской работы, по его словам, заключается в более интенсивной интеллектуальной и физической нагрузке, чем у других музыкантов, что способствует увеличению продолжительности жизни. Полное отсутствие долгожителей среди рок-музыкантов, по мнению исследователя, связано с их нездоровым образом жизни, а также с дисгармоничностью этого стиля.
Найден единственный способ сохранить слух музыкантов
Специалисты рекомендуют приучать музыкантов к берушам с раннего детства.
Специалисты рекомендуют приучать музыкантов к берушам с раннего детства.
Результаты исследования ученых из Эйндховенского технологического университета (Нидерланды) опубликованы в журнале Journal of Acoustical Society of America.
Многие профессиональные музыканты страдают от ухудшения слуха. В последние годы симфонические оркестры пытаются предпринимать меры, которые теоретически могут помочь снизить шумовую нагрузку на музыкантов, — ставят экраны между инструментальными группами или создают между ними больше свободного пространства.
Авторы исследования пришли к выводу, что все эти меры малоэффективны, так как основной источник шумовой нагрузки — собственный инструмент.
Вклад звука, издаваемого собственным инструментом, в общий уровень шума, достигающего ушей музыканта, составляет примерно столько же, сколько привносят все остальные инструменты оркестра, вместе взятые. Поэтому даже игра на инструменте дома, вне оркестра, создает слишком высокую звуковую нагрузку на слуховой аппарат исполнителя.
Наиболее вредному воздействию подвергаются барабанные перепонки трубачей и флейтистов. Во время особенно громких пассажей их инструменты обрушивают на них от 95 до 100 децибел звука.
Почему дирижеры живут дольше композиторов, а арфистки лидируют среди долгожителей
- У скрипок и альтов уровень звука может превышать 90 децибел, что примерно соответствует шумовой нагрузке на рок-концерте.
- Согласно установленным в странах Евросоюза правилам, при шуме выше 85 децибел рекомендуется использовать затычки для ушей.
- Как считают авторы исследования, именно противошумные ушные вкладыши (беруши) — единственное эффективное средство, способное спасти слух музыкантов.
«Музыкант с ухудшившимся слухом рискует лишиться работы, поэтому, чтобы избежать такого развития событий, применение берушей неизбежно»,
— считает ведущий автор исследования, специалист по акустике Реми Венмэкерс (Remy Wenmaekers).
В то же время он отметил, что музыканты часто сознательно отказываются от противошумных вкладышей, так как они мешают качественному исполнению.
“Необходимо привыкать играть с вкладышами в ушах с самого раннего возраста, потому что когда возникнут проблемы со слухом, будет уже слишком поздно”,
– подчеркивает Реми Венмэкерс.
Секрет молодости заключён в арфе
Единственные исполнители, которым можно обойтись без защитных вкладышей, — виолончелисты и контрабасисты. Уровень звука, производимый виолончелью и контрабасом, сравнительно низок, и сам по себе не причиняет вреда слуховому аппарату музыкантов.
Health.Mail.Ru
♫ Спасите наши уши: как музыкантам сохранить слух ♫ ИМИ.Журнал
Институт музыкальных инициативИнститут музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65ИМИ (Институт Музыкальных Инициатив)@imi_liveИнститут музыкальных инициативВлияние музыки на мозг и телоСетап выступления Sunn O))) в Predikherenkerk в Лёвене (Бельгия) в 2009 году. Frédéric Minne журнал2020-10-30https://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/316/image/article-8f17a6ec7aec87209746bcd1f3c6f520.jpgЕгор Антощенко, Роман Шумайлов2020-10-30T19:05Влияние музыки на мозг и тело
Какие проблемы со слухом испытывают музыканты и звукоинженеры? Как с ними справиться и не оглохнуть после многочисленных концертов и репетиций? И как посмотреть и почувствовать звук, даже не слыша его?
Многие современные гаджеты беспокоятся о нас: «Длительное прослушивание на максимальной громкости может привести к повреждению слуха», — появляется на экранах некоторых смартфонов, когда мы прибавляем громкость, а в беспроводные наушники введена заводская настройка блокировки уровня звука.
Высокий звук действительно опасен для наших ушей, систематическое прослушивание громкой музыки может привести к полной или частичной потере слуха. На самом деле, причин, по которым люди теряют слух, очень много: от мутаций в ДНК до вирусов. Громкий звук — самая распространенная из них.
Но почему гаджеты так беспокоятся о наших ушах?
В 2015 году представители ВОЗ заявили о тревожной цифре: 1,1 миллиона человек могут потерять слух. Все из-за недопустимо высоких для нашего уха частот, которые стали нашей повседневной привычкой. Как пишут сотрудники ВОЗ, прослушивание в диапазоне 100 децибел безопасно лишь в течение 15 минут (громкость наушников 90–105 децибел сопоставима с шумом на концерте 100–120 децибел).
Примерно 17 % жителей нашей планеты испытывают некоторые проблемы со слухом: начиная с пониженной способностью слышать звуки и голоса (что считается умеренной потерей слуха), заканчивая серьезным нарушением слуха или глухотой, при который человек вообще не способен различать звуки.
Проблемы со слухом: какие они бывают
Для музыкантов эта проблема особенно актуальна, ведь прослушивание, а также исполнение музыки — это значительная часть их работы.
Иногда музыканты могут полностью потерять слух (случается это, к счастью, крайне редко): так, чешский композитор Бедржих Сметана создавал некоторые свои произведения, будучи к тому моменту полностью глухим.
Тем не менее, потеря слуха не мешает многим музыкантам «слышать» музыку благодаря внутреннему слуху — нужна лишь хорошая партитура.
Изобретатель додекафонии и серийной техники, один из самых известных композиторов XX века Арнольд Шенберг, вообще не был уверен, что музыкальные произведения необходимо исполнять, ведь мы не зачитываем прозу вслух.
Впрочем, в наше время ноты знают далеко не все, и подавляющее большинство профессионалов и слушателей все-таки полагаются на свои уши.
Слух чаще всего теряется постепенно.
В медицине выделяется четыре степени тугоухости (то есть снижения чувствительности восприятия звука): если на первой стадии человек еще может воспринимать шепот вблизи и речь на расстоянии 6–7 метров, то на четвертой он слышит речь лишь на расстоянии менее одного метра. Первая стадия лечится довольно легко, при третьей и четвертой больной может быть признан инвалидом.
Степени тугоухости | Восприятие речи в метрах | Восприятие шепота в метрах | Порог слышимости в децибелах |
Тугоухость 1 степени | 6-7 | 1-3 | 25-40 |
Тугоухость 2 степени | 4 | 1 | 41-55 |
Тугоухость 3 степени | 1 | — | 56-70 |
Тугоухость 4 степени |
Как развить музыкальный слух — и возможно ли это вообще сделать?
Звуковысотный слух
Обладаете им — значит, слышите малейшее отличие звуков по высоте: например, разницу между соседними клавишами фортепиано или ладами гитары. Легко вырабатывается путем тренировок и поможет вам стать если не музыкантом, то концертным техником или настройщиком роялей.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Мелодический слух
Важнейшая способность для восприятия мелодии вашей любимой песни целиком, со всеми ее экспрессивными изменениями по ходу пьесы, и для оценки ее выразительности и интонации. Как говорят на уроках сольфеджио, мелодия то бежит, то скачет, то застынет на месте.
Что делать для развития музыкального слуха?
Мы не будем здесь касаться бесчисленного множества приложений и программ, призванных помочь развить слух, научиться петь и освоить азы музыкальных инструментов. А расскажем про старые добрые аналоговые упражнения.
Учитесь слушать музыку
Да, вот так все просто. Но теперь вы не будете просто бездумно гонять любимые треки по кругу — вы должны в них вникнуть.
Разберитесь, сколько инструментов звучит в конкретной композиции, чем отличается звук электронных барабанов от настоящих, какими эффектами искажается звучание гитар, насколько интенсивно играет свою партию бас-гитарист.
Гарантируем: освоив вдумчивое слушание музыки, вы получите новое и колоссальное удовольствие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пойте гаммы
Да-да, прямо как в кино показывают. Подходите к фортепиано (ну окей, к синтезатору), находите ноту до и играете от нее гамму до мажор — известные вам «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». А затем принимаетесь пропевать каждую ноту. В идеале у вас должна получаться чистая гамма с первой попытки.
Слушайте звуки
Собираясь утром на работу, постарайтесь выйти на десять минут пораньше, чтобы у вас была возможность не торопиться и сконцентрироваться на различении звуков вокруг вас: шорох шин по асфальту, стук каблуков, цоканье собачьих когтей, обрывки телефонных разговоров, визг застежки-молнии и так далее. Учитесь отделять звуки от общего шума и запоминать их. То же самое проделывайте, сидя дома: многоквартирный дом полон звуков, составляющих невероятно интересную палитру.
Запоминайте голоса
Старайтесь запоминать голоса своих собеседников — их интонацию, высоту, экспрессию, манеру, тембр — и учитесь воссоздавать их в голове отдельными фразами.
Музыкальная память и методы заучивания музыкальных произведений
Аннотация. Данная статья посвящена музыкальной памяти и методах заучивания музыкальных произведений исполнителями на различных музыкальных инструментах и вокалистами.
В статье подробно разбираются виды памяти и их значение в процессе работы над музыкальным произведением.
Приводится авторская методика работы над музыкальным произведением в процессе запоминания музыкального произведения на память.
Ключевые слова. Музыкальная память, музыкальные способности, методы запоминания.
1. Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область музыкальной психологии и педагогики.
В то же время, знание о работе музыкальной памяти и её развитии необходимо каждому преподавателю музыки. Музыкальная память – это способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал.
Прежде чем подробно разобрать свойства музыкальной памяти, остановимся на определении памяти вообще и её видах в частности.
Память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В процессе запоминания происходит приём информации, её переработка и сохранение на более или менее продолжительный срок. По продолжительности хранения память делится на три вида:
- 1. Непосредственную память (по определению ряда исследователей — сенсорную), при которой информация сохраняется в течение нескольких секунд;
- 2. Кратковременную память, в которой информация может сохранять в течение нескольких минут;
- 3. Долговременную память, которая в свою очередь подразделяется на:
- а) долговременную память с сознательным доступом;
- б) долговременную закрытую память, к которой человек имеет доступ только в состоянии гипноза или при особых состояниях мозга.
- Выделяют также оперативную и промежуточную виды памяти.
Оперативная память – память, которая нужна для текущей деятельности. Здесь используется как кратковременная, так и долговременная память.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, позволяет накопить её в течение дня, а во время ночного сна происходит переработка дневной информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки нарушается переработка дневной информации.
Для музыканта-исполнителя, конечно же, наиболее значимой является долговременная память с сознательным доступом.
Другая классификация памяти (по характеру психической активности) была предложена П.П. Блонским:
1. Двигательная или моторная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений;
2. Эмоциональная память – память на чувства;
3. Образная память, которая делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;
4. Словесно-логическую память. Она состоит в запоминании и воспроизведении мыслей. Но так как мысли оформлены в словесную форму, то память называется словесно-логической. Этот вид памяти подразделяется на два подвида:
- а) запоминается и воспроизводится только смысл материала без точных выражений;
- б) запоминается буквальное словесное выражение мыслей.
- Если в последнем случае нет осмысления материала, то такое запоминание называется механическим заучиванием.
Во время работы над музыкальным произведением используются все вышеуказанные виды памяти, то есть моторная, эмоциональная, образная и словесно-логическая, но у разных исполнителей преобладают разные виды памяти.
У кого-то это – моторная память, у кого-то слуховая, у кого-то зрительная память на нотный текст и т.д.
Более того, разные исследователи по-разному оценивают значимость различных видов памяти при разучивании музыкальных произведений.
Среди образных видов памяти для музыкантов-исполнителей в большей степени имеют значение слуховая и зрительная память.
В музыкально-слуховой памяти различают в свою очередь способность запоминать мелодию, гармонию, тембр, ритм, а также интонацию. Музыкально-ритмическая память также сложное явление, в ней соединены слуховая и мышечная память.
Несмотря на то, что мелодия, ритм и тембр существуют в единстве, часто можно видеть, что человек, хорошо запоминающий звуковысотность, плохо запоминает гармонию или ритм.
И очень часто бывает плохое запоминание тембров, когда не запоминается, например, какой инструмент оркестра вёл мелодическую тему.
Музыкально-слуховая память исполнителя тесно связана с моторной памятью.
Ведь, если вместе с запоминанием музыки слухом, руки не будут запоминать движения, то исполнитель не сможет полноценно воспроизводить музыкальное произведение.
Не только при исполнении наизусть, но даже при исполнении по нотам, произведение должно быть выучено моторной памятью. Руки должны запомнить направление движений, скорость и силу сокращения мышц.
Зрительная память заключается в запоминании написанного нотного текста и запоминании расположения рук на инструменте.
Она в большинстве случаев играет второстепенную роль по сравнению со слуховой памятью, а слепые, например, вовсе обходятся без зрительной памяти. Но есть музыканты с великолепной, прямо-таки фотографической зрительной памятью.
У них она имеет первостепенное, по сравнению с другими видами памяти, значение.
Например, выдающийся дирижёр Артуро Тосканини был очень близорук и не видел партитуру на обычном расстоянии, но обладая фотографической памятью, он, просмотрев однажды партитуру, затем как бы видел её перед собой. Однако при этом, Тосканини, конечно же, должен был слышать написанное внутренним слухом, и осваивать текст через зрительно-слуховое восприятие.
Эмоциональная память отвечает за сохранение впечатлений об эмоциональном характере музыки. В то же время, свои чувства, музыкант осознаёт и определяет словами, то есть эмоциональная память в какой-то степени связана со словесно-логической памятью.
Правда, не всегда самим композиторам удаётся определить свои эмоциональные переживания от созданной ими музыки с помощью слов. Пётр Ильич Чайковский писал о программе своей Четвёртой симфонии: «Программа эта такова, что формулировать её словами нет никакой возможности.
Не должна ли она выражать всё то, для чего нет слов?».