Ученикам 6-х и 7-х классов Южно-Сахалинска рассказали о вреде табачного дыма

15 февраля, 2018 г.

В областном центре продолжается проект «Школа без табачного дыма», который реализует Городская Дума (постоянный Комитет по социальной политике) при поддержке Департамента образования администрации Южно-Сахалинска, Центра медицинской профилактики, детской поликлиники.

В рамках проекта творческая группа учащихся школы № 32 (Ново-Александровск) рассказывает о вреде курения школьникам Южно-Сахалинска через театрализованное представление, выступает медик и проводится викторина. Проект стартовал в апреле 2017 года и уже охватил 11общеобразовательных учреждений города.

14 февраля о пагубной привычке рассказали учащимся 7 – 11 классов гимназии № 2 и школы № 3 имени Героя России С. Ромашина. В обоих общеобразовательных учреждениях юных артистов приняли на ура.

По словам сокоординатора проекта, директора школы № 32 Светланы Бетнарской, если в начале реализации проекта школьники немного стеснялись выходить на сцену, то сейчас ведут себя вполне уверенно.

Главное – ребята видят отдачу, чувствуют, что их выступление действительно понятно зрителям.

Перед каждой поездкой в общеобразовательных учреждениях проводится анонимное анкетирование. В школе № 3 имени Героя России С. Ромашина итоги озвучила председатель постоянного Комитета по социальной политике Городской Думы Татьяна Рудакова. Из 208 опрошенных учащихся 23 % хоть раз брали в руки сигарету, 6 % продолжают курить.

Чтобы закрепить знания, полученные в результате театрализованного представления и выступления медика, среди школьников проводится викторина. За каждый правильный ответ – шоколадка.

Для школы № 3 сладкие призы предоставил депутат Городской Думы, член постоянного Комитета по социальной политике, Евгений Любый, в округе которого находится общеобразовательное учреждение.

По словам народного избранника, увидев выступление творческой группы, он понял, почему оно имеет такой успех.

— С подростками важно говорить на их языке. А кому это может удаться лучше, чем их сверстникам? И тема выбрана очень актуальная для этого возраста, ведь заболевания, вызванные   курением, проявляются не сразу. Именно поэтому лучше напоминать о вреде табака школьникам сейчас, в период формирования здорового образа жизни, — отметил Евгений Любый.

В гимназии № 2 результаты анкетирования озвучила депутат Городской Думы Елена Столярова – именно она является руководителем проекта и его идейным вдохновителем. Здесь из 246 опрошенных пробовали курить 18 %, а продолжают 2 %.

— Выступления творческой группы из школы № 32 и медика – это лишь часть профилактической работы. По результатам анкетирования руководители школы видят, каков процент курящих в средних и старших классах, по каким причинам ребята начали курить. На основании этих данных педагоги уже строят свою работу, — рассказала Елена Столярова.

В гимназии № 2, помимо театрализованного представления и викторины на сладкие призы от депутатов Столяровой и Рудаковой, ребят ждал сюрприз от учащихся их же образовательного учреждения. На сцену вышли школьники, которые активно занимаются спортом, чтобы своим примером показать – здоровый образ жизни гораздо интереснее курения.

Напомним, «Школа без табачного дыма» является подпроектом масштабного муниципального проекта «Южно-Сахалинск – город без табачного дыма», который реализуется с 2015 года, а его ключевым событием стало принятие Закона Сахалинской области, расширившего перечень общественных мест, свободных от курения.

Ученикам школы № 22 рассказали о вреде курения

В рамах проекта «Школа без табачного дыма» учащимся школы № 22 рассказали о вреде курения и пользе здорового образа жизни.

Мероприятие началось со спортивной разминки под динамичную музыку. Ребята зарядились положительными эмоциями и энергией.

Затем перед школьниками выступила представитель детской поликлиники Наталья Кобылко, которая с помощью куклы Сью продемонстрировала, как курение пагубно влияет на организм. Она отметила, что пассивное курение не менее опасно.

Некурящий человек, вынужденный дышать табачным дымом, получает из него вредных веществ больше, чем курящий.

В рамках акции учащиеся 6-7-х классов прошли анонимное анкетирование. По словам инициатора проекта «Школа без табачного дыма» Елены Столяровой, подавляющее большинство детей отметили, что в их семьях курят. Медики призывают родителей воздержаться от сигарет и не подвергать своих детей пассивному курению, которое провоцирует значительное ухудшение здоровья  подростков.

Творческая группа «Феникс» из школы № 32 представила своим сверстникам театрализованную постановку антитабачной тематики. Эта часть программы направлена на повышение осведомленности молодежи о вреде табакокурения, формирование негативного отношения к пагубной привычке и увеличение числа сторонников здорового образа жизни среди школьников.

Как рассказала директор СОШ № 32 Светлана Бетнарская, бригада юных волонтеров «Феникс» принимает непосредственное участие в проекте уже на протяжении 3 лет. За это время ребята посетили практически все школы города, а также Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства и Политехнический колледж СахГУ.

— Мы стараемся донести информацию в интересной для школьников форме, чтобы они на примере своих сверстников убедились, какие преимущества дает здоровый образ жизни, — подчеркнула Светлана Бетнарская.

По окончании мероприятия для учащихся СОШ № 22 провели небольшую викторину, чтобы проверить, как они усвоили материал. Все ребята справились на отлично.

Гимназистам Южно-Сахалинска рассказали о том, что курить вредно и не модно

Учащиеся 7-х классов гимназии № 1 им. А. С. Пушкина Южно-Сахалинска – всего 107 человек — приняли участие в проекте «Школа без табачного дыма». Специалисты Сахалинского областного центра медицинской профилактики в ноябре этого года провели анкетирование среди учащихся 7- и 8-х классов гимназии.

— Анкета-опрос —  обязательная составляющая Проекта, — поясняет Мария Горина, психолог Центра. – Ребята анонимно отвечают на несколько вопросов.

По результатам мы можем определить фактический масштаб распространения табакокурения среди учащихся, выявить причины приобщения школьников к курению и основной мотив, который подтолкнул их впервые попробовать курить.

В гимназии в анкетировании приняли участие 140 гимназистов. По результатам опроса мы сделали презентацию, с которой ознакомили учеников в начале мероприятия.

Судя по полученным результатам 18% из опрошенных ребят пробовали курить, 6% из них – продолжают это делать. 34% родителей учеников подвержены пагубной привычке.

— После мероприятия мы проводим повторное анкетирование, чтобы увидеть результаты – продолжает психолог, — Как правило, они положительные. Процент курящих или пробовавших это делать – снижается.

После презентации анкетирования о вреде курения гимназистам рассказала Елена Моржова, заведующая отделением Центра здоровья СОЦМП. Для наглядности специалист использовала манекен курильщицы Сью. Благодаря этой кукле ученики видят, что попадает в организм с табачным дымом и какое вредное влияние оказывает курение на все органы. 

Затем творческая группы волонтеров из школы №32 показала театральную постановку. Агитбригада «Феникс» состоит из учеников 5-9-х классов и существует с момента зарождения Проекта.

В своём представлении волонтеры показывают сверстникам последствия пагубного пристрастия — курящий человек подвергает себя и окружающих риску заболеть различными заболеваниями, многие из которых смертельны.

Школьники призывают сверстников вести здоровый образ жизни.

— Цели проекта «Школа без табачного дыма» — снижение и предотвращение подросткового курения, — поясняет заместитель главного врача Сахалинского областного центра медицинской профилактики Анна Могиленко.

– А также формирование у детей и подростков привычек здорового образа жизни, ответственности в деле сохранения собственного здоровья, отрицательного отношения к потреблению табака и создание для подрастающего поколения города благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма.

В заключение мероприятия гимназисты приняли участие в викторине, отвечали на вопросы, вязанные с историей табака. 

Гимназистам Южно-Сахалинска рассказали о вреде курения

15:12 12 декабря 2019

Участие в проекте «Школа без табачного дыма» приняли ученики гимназии №1 имени Пушкина Южно-Сахалинска. Профилактическим мероприятием охвачено свыше 100 человек.

Специалисты областного центра медицинской профилактики в ноябре этого года провели анкетирование среди учащихся 7-8-х классов гимназии.

— Анкета-опрос — обязательная составляющая проекта, — поясняет Мария Горина, психолог центра. — Ребята анонимно отвечают на несколько вопросов. Результаты позволяют определить фактический масштаб распространения табакокурения среди учащихся, выявить причины приобщения школьников к курению и основной мотив, который подтолкнул их впервые попробовать курить.

Читайте также:  Как вырастить красивые волосы

В анкетировании приняли участие 140 гимназистов. 18% ребят признались, что пробовали курить, из них 6% продолжают это делать по сегодняшний день. 34% родителей учеников подвержены пагубной привычке.

— После мероприятия мы проводим повторное анкетирование, чтобы увидеть результаты — продолжает психолог. — Как правило, они положительные. Процент курящих детей снижается.

Для ребят провели лекцию о вреде курения. Для наглядности специалист центра профилактики использовала манекен — курильщицу Сью. Благодаря этой кукле ученики видят, что попадает в организм с табачным дымом и какое вредное влияние оказывает курение на все органы.

Затем перед собравшимися с театральной постановкой выступила агитбригада «Феникс», состоящая из учеников школы №32.

В своем представлении волонтеры показывают сверстникам последствия пагубного пристрастия — курящий человек подвергает себя и окружающих риску заболеть различными заболеваниями, многие из которых смертельны.

Школьники призывают сверстников вести здоровый образ жизни, сообщает ИА Sakh.com со ссылкой на пресс-службу областного минздрава.

— Цели проекта «Школа без табачного дыма» — снижение и предотвращение подросткового курения, — поясняет заместитель главного врача областного центра медицинской профилактики Анна Могиленко.

 — А также формирование у детей и подростков привычек здорового образа жизни, ответственности в деле сохранения собственного здоровья, отрицательного отношения к потреблению табака и создание для подрастающего поколения города благоприятной среды жизнедеятельности без окружающего табачного дыма.

Сахалинским школьникам рассказали о вреде курения

Первой школой, в которой побывали организаторы проекта «Школа без табачного дыма» в новом году, стало общеобразовательное учреждение № 14 областного центра. Специалисты Сахалинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики (СОЦОЗМП) рассказали о вреде курения 50-ти ученикам 6−7-х классов.

Сначала медицинские работники познакомили ребят с результатами анкетирования, которое проводилось в их школе.

Судя по ответам, лишь небольшое количество учеников пробовали курить, однако процент курящих родителей оказался достаточно высоким — 60%.

Медики объяснили, что пассивное курение, которому подвержены школьники, также отрицательно влияет на их здоровье, как и на здоровье самих курильщиков.

Во время мероприятия специалисты Центра общественного здоровья рассказали и показали ребятам, какой конкретно вред курение табака наносит организму.

Чтобы информация была более доступной и интересной, школьникам продемонстрировали анимационный фильм «Тайна едкого дыма».

В нем герои мультфильма — мальчик Ваня, девочка Маша и профессор Познавалов — проникают в организм курящего человека на субмолекулярном исследовательском корабле и видят, насколько губительно влияет табак на все органы человека.

Много внимания на мероприятии специалисты уделяют и современным устройствам, предназначенным для курения.

— Сейчас производители табачных изделий ловко вводят в заблуждение людей, обещая им «безопасное» курение при помощи всевозможных устройств. Наша задача развеять мифы о безвредности такой привычки. Многие взрослые «попадают на удочку» рекламы, а подростки, тем более. Поэтому на каждой встрече мы обязательно поднимаем вопрос о вреде употребления не только сигарет, но и электронных приспособлений. Дети должны четко понимать, что курение в любом виде вредит здоровью,

— рассказывает психолог Центра общественного здоровья Мария Горина.

Основная мысль, которую специалисты доносят до школьников, что курить не модно, не красиво и очень опасно. Чтобы прожить свою жизнь качественно, необходимо заниматься спортом, беречь свое здоровье.

Напомним, проект «Школа без табачного дыма» начал свою работу в 2017 году. Во время мероприятия специалисты СОЦОЗМП рассказывают учащимся о вреде табакокурения. Благодаря Проекту у школьников формируется негативное отношение к пагубной привычке и увеличивается число сторонников здорового образа жизни.

ИА «Citysakh.ru» со ссылкой на пресс-службу министерства здравоохранения Сахалинской области

Дымная зараза. Школьники курят вейпы и не стесняются

Наверное, курильщику со стажем такой парогенератор покажется баловством.

— Только создаёт иллюзию, что дым пускаешь, — говорят взрослые, — хотя, конечно, дешевле. К вейпу и ароматов много — с трубкой и сравнивать нечего. Табак нынче стоит, как крыло самолёта. Минус ещё в том, что «пыхалка» большая по размеру и тяжёлая — в кармане таскать неудобно. Но это мнение заядлых любителей сигарет.

При продаже вейпы нахваливают — с их помощью сэкономите на семейном бюджете, а ещё они помогают бросить курить. Помимо яркого аксессуара, вроде как совершается благое действо.

Вейперы полагают, что спасут не один миллион таких же, как и они, потому что пар, вдыхаемый с никотином, намного безопаснее, чем тот табак, который находится в обычных пачках сигарет.

Существуют жидкости для вейпа вообще с нулевой концентрацией, их-то и «парят» школьники.

Родители в шоке: сначала их пугали наркотиками, чуть ли не с первого класса проводятся для них профилактические лекции о пагубных зельях. Разработаны программы, когда о вреде курения начинают рассказывать уже в младшей школе.

Причём используются шокирующие картинки, и девочки только ахают и закрывают глаза. В средней школе и среди выпускников начал циркулировать насвай — табачное изделие, которое даёт иллюзию эйфории.

Но поднимает настроение только на короткий срок, поэтому выявить факт его употребления не так просто.

«Я с 14 лет стала обнюхивать сына, когда он приходил из школы, — рассказывает омичка Ольга, мама 11-классника. — Насвай имеет специфический запах, его не курят, а никотина в нём много.

Я сама предложила сыну электронные сигареты, чтобы снизить дозу, сыграла на том, что он уже взрослый и может в открытую курить.

Сейчас купила вейп — опять же посчитала, что там меньше никотина, а значит — меньше вреда, и это теперь модно».

VAPE — ЭТО ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ДОСТАВКИ НИКОТИНА.

Определить, «парит» ли ваш ребёнок, очень сложно. Наверное, следует обращать внимание на карманы и сумки: иногда масляная ароматная жидкость может вытечь из устройства и оставить на ткани пятно.

«Подростки очень быстро становятся зависимыми от вейпа, и в первую очередь — психологически, — говорит Андрей Боголюбов, врач-нарколог.

— Это очень трудный возраст — период, когда особенно остро переживаются личные драмы и проблемы и человек больше склонен к появлению разного рода зависимостей.

Могу сказать так: в случае с обычной сигаретой, когда возникает страх перед первой затяжкой, вейп попробовать вроде как и не опасно — и всё, точка невозврата пройдена. Тем более вейперы — это уже особая молодёжная субкультура, а ничто так не привлекает подростка, как способ выделиться».

По мнению доктора, вейпингом увлекаются не только курящие подростки, но и их сверстники, не курившие до того момента, как решились попробовать «пар». Выходит, несовершеннолетние фактически становятся курильщиками благодаря вейпам.

Правда ли вейпы так уж безвредны? Пахнут они порой очень хорошо. Дынькой, печенькой, арбузом… Появились они России лет десять назад. Успели ли учёные всерьёз заняться проблемой? С сигаретами всё понятно: содержится в них мышьяк, цианид, аммиак, бензол, оксид углерода, собственно сам никотин.

Но в вейпах никотин тоже есть, а ещё и пропиленгликоль — ядовитое вещество с канцерогенными свойствами — и ароматизаторы, которые могут вы­звать аллергическую реакцию и раздражение дыхательных путей. Кстати, пар состоит из более мелких частиц, чем дым от трубки или сигареты, а значит, глубже проникает в органы дыхания.

Так что он не только способен убить лошадь, но и разрушает нервную систему человека.

Но и это не всё. Из-за перегрева литий-ионных аккумуляторов, энергия которых необходима для работы устройства, случаются взрывы. По этой же причине Международная организация гражданской авиации запретила пассажирам и членам экипажей самолётов сдавать вейпы в багаж в связи с происшедшими пожарами в багажных отделениях. Запрет касается также и зарядных устройств для них.

Вейперов в России невозможно привлечь к ответственности.

Как быть с ними, если они «парят» в общественных местах? Увы, на этот счёт нет ничего в федеральном законе № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Этакий правовой пробел. В полиции пояснили: этот закон предусматривает запрет на курение табака, а вот о вейпинге не сказано ни слова.

В общественном месте такого «парильщика» ничто не остановит. Ему можно сделать только замечание и попробовать призвать к совести: мол, здесь же старики и дети; можно пожаловаться на астму.

Читайте также:  Сомнологи назвали вещи, которые нельзя делать перед сном

От редакции: Вейперов, кстати, не любят больше, чем курильщиков. Вторых хоть худо-бедно взяли под контроль, им многое запрещено. Сейчас увидеть человека на остановке общественного транспорта с сигаретой в зубах практически невозможно. Они, как правило, прячутся.

А вот вейперы порой ведут себя вызывающе. Следуя логике «если не запрещено, то разрешено», они позволяют себе многое. Известно, что на церемонии вручения главной кинематографической награды Леонардо Ди Каприо появился с вейпом.

Даже есть уже соответствующий мем: «Парю где хочу».

— Подать в суд вы всегда можете, — говорят юристы по поводу вейперов, но в этом случае только зря потратите время и деньги на уплату госпошлины. Человек не нарушает ни один из законов РФ; кстати, он может выдвинуть встречный иск – за необоснованное обвинение.

Поведенческая зависимость

«Тех, кто занимается вейпингом, не любят больше тех, кто курит сигареты. Вейперы, действительно, очень часто бесят, потому что позволяют себе многое и при этом не подпадают пока под закон о борьбе с табакокурением, — комментирует Дмитрий Гусев, врач- психотерапевт. — Когда закон изменят и с ними начнут бороться, ситуация будет другой, она, само собой, уравняется.

По поводу зависимости. Можно ли избавиться от одной, приобретая другую?

Некоторые могут подумать, что переход на курение электронных сигарет является вехой в отказе от курения. Но эти люди, вопреки всему, все ещё привязаны к чему-то, когда пытаются курить лёгкие сигареты, потому что в них меньше табака, а значит, меньше вреда. Либо выбирают «пар».

Есть одно расстройство — аддиктивное. Суть аддиктивного поведения выражается в постоянном стремлении зависимого человека удовлетворять свои потребности, а объекты аддикции могут меняться. Если вы бросили курить и начали пить, это не означает, что вы избавились от своих проблем».

«Сейчас заговорили о том, чтобы установить административную ответственность за вовлечение подростков в процесс курения вейпа, — комментирует Зоя Артемьева, юрист. — Предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Кроме того, предлагается даже запретить продажу несовершеннолетним вейпов и применить все те ограничения, что и при табакокурении. Я знаю, что в некоторых городах администрации заключают соглашения с бизнесменами, которые торгуют вейпами, чтобы они не продавали их детям. Конечно, это лишь местная инициатива — результатов такая борьба пока не дала.

Задача же нового закона — уравнять ответственность «парильщиков», и курильщиков. Например, запретить продажу возле образовательных учреждений.

Решили наказывать и за позволение несовершеннолетнему затянуться. Не секрет, что стоит аппарат недёшево — от 1500 руб., купить самостоятельно такое устройство подросток не в состоянии. Как правило, новичка угощают друзья-ровесники или взрослые».

«О первичной профилактике зависимости мы говорим в ситуации, когда никто ничего не потребляет. Мы начинаем распространять информацию на неподготовленных детей и только формируем интерес. Нужен новый способ решения проблемы.

Например, надо разделять две проблемы — наркоманию и алкоголизм. Это разные зависимости. К наркомании мы формируем нулевую толерантность: ни при каких обстоятельствах не разрешено потреблять наркотики. К алкоголизму отношение другое — все выпивали хотя бы рюмку.

Для того чтобы не шокировать ребёнка, лучше ограничить информацию. Есть такое понятие, как повышение толерантности в явлениях. Если мы постоянно говорим о вреде зависимости, это не вызывает у ребёнка никаких эмоций. Он начинает воспринимать всё как нормальное явление. Мы должны чётко знать, что, кому и зачем рассказываем», – рассказывает Елена Чередова, к. п. н, доцент ОмГПУ.

«Вейпинг — это способ потребления никотина. Все лозунги, под которыми он пропагандируется, вводят в заблуждение, — говорит Евгений Корнеев, заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением для обслуживания детского населения Омского областного наркологического диспансера. — Никотин делает своё дело, ведь доза его есть.

Вообще в вейпинге большой компонент поведенческой зависимости. Во-первых, все эти атрибуты привлекают, а ещё, представьте, на сегодня известно семь тысяч ароматов. Ну какой молодой человек откажется? Они собираются группами, создаётся иллюзия избранности. Вейпингом занимается процентов 80 молодых потребителей.

Слышал статистику, что зарабатывать на этом лет через десять будут до 30 млрд руб.

Как врач отмечу: сейчас исследования показывают, что на бронхолёгочную систему пар с никотином оказывает такое же воздействие, как и при курении табака. Мы принимаем пар, а это некоторое количество жидкости. Её не должно быть в легких, её надо выводить».

Круглый стол для старшеклассников "Курить – здоровью вредить…"

Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.

Задачи:

  • Развитие у подростков осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность.
  • Воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
  • Основные понятия: зависимость от курения, социальные последствия, никотин, психоактивные вещества, причина и следствие, самоутверждение, стресс, психические факторы риска.
  • Исследовательские задания 
  • Составление коллажей на заданную тематику:
  1. Причины курения.
  2. Последствия курения.
  3. Что можно противопоставить курению?

Оборудование: ватман, клей, маркеры, вырезки из журналов и газет, проектор, экран.

Ход урока

I. Информационная часть

Учитель: (слайд 1 презентации) Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самой распространенной вредной привычке – курении, осознать сложность и многоаспектность данной проблемы для современного человека. В ходе нашего разговора мы для себя должны сделать вывод, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, воспитывает уважение к себе, чувство собственного достоинства. (слайд 2)

  1. Эпиграфом нашей встречи являются слова врача Александра Николаевича Семашко: «Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других».
  2. Об истории приобщения к курению нам расскажут ребята.
  3. Выступление учащихся на тему: «Табак завоевывает мир»
  4. 1-й ученик: История приобщения европейцев к курению началась так.

12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пинта» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!». Грянул пушечный салют. Паруса на кораблях убрали, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии.

Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей имя – Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подарков местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум».

Они курили эти подсушенные на солнце листья, свернутые в трубочки.

2-й ученик: В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 октября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы, по образному выражению Колумба, они «пили». При курении «каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».

25 декабря 1492 года корабль «Санта-Мария» потерпел крушение. Людей, ценный груз и пушки удалось спасти, однако на оставшемся самом маленьком корабле «Ниньи» («Детка») невозможно было поместить экипаж двух кораблей. (Третий корабль «Пинта» под водительством Мартина Пинсона покинул Колумба.

) На построенном из обломков «Санта-Марии» форте «Навидад», что означало «Рождество», обосновались испанцы. Колумб с частью экипажа отправился в Европу, оставив в качестве своего заместителя монаха Романе Пано. Оставшиеся матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

И хотя в представлении набожных испанцев пускать дым из ноздрей могли лишь черти, многие матросы и сам адмирал втянулись в это занятие.

3-й ученик: Такой притягательной оказалась сила табака. И растение, получившие название от имени провинции Табаго на острове Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и континентам.

Читайте также:  Как проявляется дефицит витаминов

После второй экспедиции Христофора Колумба (1493 – 1496) семена табака были завезены в Испанию.

Затем они попали в соседние европейские страны и в период Великих географических открытий морскими и караванными путями были доставлены практически во все уголки Земного шара.

В середине 30-х годов XVIII века знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший классификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родовое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым культивировать табак в Европе.

Жан Нико, французский посланник в Португалии, в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву.

Аромат табачных листьев облегчал такие приступы. Нюханье табака нашло подражателей в среде придворной знати, а при Франциске II, сыне Екатерины, также страдавшим мигренью, стало своеобразной модой.

Ко времени Людовика XIV нюханье табака было введено в круг придворного этикета.

4-й ученик: Итак, к концу XVI века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голландию. Тридцатилетняя война способствовала распространению курения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле.

Нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и экономическим) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола».

Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. А в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.

После смерти Елизаветы правление перешло к Якову I из династии Стюартов.

Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и не подходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году, Яков I закончил словами: «… привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» это была первая книга о вреде курения.

5-й ученик: Пока Яков I негодовал, некоторые врачи прописывали курение как противоядие от насморка и лихорадки, а кое-кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.

В России в царствование царя Михаила Федоровича уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во-второй – отрезанием носа или ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 году, причиной которой оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

При Алексее Михайловиче, сыне Михаила Федоровича, в специальном «Уложении» от 1649 года было «велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города».

Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Вернее, победители плантаторы, фабриканты и купцы, получавшие баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами. Торговля табаком не сокращалась, доходы казны значительно росли. Этот факт заставил многие правительства изменить свое отношение к табаку и использовать его как источник прибылей.

В России торговля табаком и курение были разрешены в 1697 году в царствование Петра I, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину.

II. Практическая часть

  • Мы с вами узнали об истории возникновения курения.
  • Я предлагаю следующее задание – работа в группах.
  • Ваша задача не только создать коллаж по предложенной теме, но и презентовать его.
  • Первая группа работает над созданием коллажа на тему: Причины курения.
  • Вторая группа создает коллаж о последствиях курения.
  • Третья группа поразмыслит над тем, что можно противопоставить курению.
  • При составлении коллажей вы можете использовать предложенный иллюстративный материал, вырезки из газет и журналов.
  • Работа в группах по составлению коллажей на предложенные темы – 15 минут.
  • Выступление первой группы – презентация коллажа.
  • Дополнение учителя: (слайд 3)
  • Итак, причинами курения можно считать:
  • любопытство (до 25%);
  • предложение попробовать;
  • подражание курящим товарищам или звездам экрана;
  • подражание взрослым (в некурящих семьях курящими становятся 25% детей; в курящих семьях – число курящих детей превышает 50%);
  • низкая самооценка подростка;
  • стремление уйти от тоски и одиночества;
  • используется сила принуждения, особенно к слабовольным.

Слайд 4

Почему люди начинают курить?
Результаты исследования причин курения
подражание другим чувство новизны, интереса желание казаться взрослым точная причина неизвестна
5-6 класс 50% 41,5% 5,5% 3%
7-8 класс 35% 30% 10,4% 24%
9-10 класс 25,5% 24% 15% 35,5%

Слайд 5

Ученые установили психические особенности личности, склонной к курению, к ним относятся лица:

  • с психической зависимостью;
  • испытывающие удовольствие от вкусовых качеств табака;
  • прибегающие к курению в целях борьбы со стрессами;
  • курящие от безделья и не занятости.

Выступление второй группы – презентация коллажа.

Дополнение учителя: (слайд 6-11)

О вреде курения много написано и сказано. Все курильщики знают о раке легких и прочих заболеваниях, но все равно продолжают курить. Специально для Вас мы сделали небольшую подборку фотоматериалов. Она, конечно, не отражает все картины влияния никотина на организм, но мы надеемся, что просмотр данных фото подтолкнет Вас задуматься о Вашем здоровье (приложение 1).

Выступление третьей группы – презентация коллажа.

Дополнение учителя: (слайд 12)

  • Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.
  • Дания – запрещено курить в общественных местах.
  • Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.
  • Финляндия – врачи установили 1 день — 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.
  • Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.
  • Франция – после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек.

III. Заключительная часть

Учитель: Итак, в конце нашей встречи назовем положительные и отрицательные моменты курения (в таблицу записываются ответы учащихся).

«+» и «-» курения
Более крепкий и выносливый организм. Снижение интеллектуальных способностей.
Снижение риска ряда заболеваний. Снижение умственной и физической трудоспособности.
Дополнительный заряд бодрости. Формирование конфликтности характера.
Повышение самооценки, интереса к жизни, творчеству. Риск увеличение ряда заболеваний:

  • ИБС (возникновение ишемической болезни сердца);
  • гипертоническая болезнь;
  • гастрит;
  • язва желудка;
  • хронический бронхит;
  • рак легкого;
  • рак пищевода.
Экономия денег. Потеря привлекательности.
Прекрасный сон. Преждевременное старение.
Высокая работоспособность. Утраченное чувство обоняния.
Чувство дискомфорта.
Сокращение жизни в среднем на 10-15 лет.

Нашу с вами встречу мне хотелось бы закончить стихотворением тренера-психолога сборной СССР по классической борьбе Волкова Николая Константиновича «Дым».

Когда я синий дым курю, Вдыхая глубоко, – Я чувствую, как я горю, Мне это нелегко. Я чувствую, как жжет в груди, Как горько все во рту, И кашель рвется из груди, Сгоняя мокроту.

И в синем пламени горят Мои дела, мечты. Они, сгорая, говорят: «О, что же сделал ты?!» Вы спросите: «Зачем курю, Коль неприятно мне?» «Но курят все, и я курю, Сгорая, как в огне».

Привычка свыше нам дана – Сказал давно поэт – Замена счастию она,

Коль выше счастья нет!

Школьный Совет профилактики приготовил для вас, ребята, профилактический буклет о вреде курения (приложение 3).

5.05.2010

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]