К стоматологу — за компанию с папой и мамой

Отвести ребенка к стоматологу — ответственное мероприятие. Чем качественнее вы его организуете, тем лучше будет и ребенку, и вам.

Сначала надо найти подходящего врача. Самые популярные методы, по-прежнему, — отзывы в интернете и сарафанное радио. Однако, доверяя чужому мнению, старайтесь узнать как можно больше деталей и сравнить их со своей личной ситуацией.

Спрашивайте других мам о том, сбылись ли их ожидания от доктора, уточняйте, с каким намерением они шли к стоматологу и что в итоге получили.

Старайтесь «примерить» доктора на своего сына или дочь, представить реакцию малыша. Кому он больше доверяет? Красивой тете или дяде в возрасте, строгому, но справедливому? Боится ли бородатых? Относится ли с недоверием к очкарикам? Все это стоит учесть.

Если не повезет с первого раза — не отчаивайтесь и ищите. Но не оставайтесь в кресле, если в компетентности врача или его подходе к ребенку возникли сомнения. Хороший детский стоматолог — всегда психолог. Он умеет завладеть вниманием ребенка, отвлечь его, заболтать.

Сегодня детские врачи стараются даже не произносить так слов как «сверлить», «вырывать» — заменяют эвфемизмами: вместо пломбы у них «пластилин», вместо сверла – «инструмент», позволяющий наносить на зуб крошечные картинки, и так далее.

Одна из мам на родительском форуме призналась, что ей с ее дочкой повезло лишь с пятой попытки — все предыдущие заканчивались слезами и вынужденным уходом, хотя проблема с зубами была серьезная. Но упорная мама продолжала искать зубную фею и встретила ее в обычной районной поликлинике — с капризной девочкой удалось справиться практически без анестезии, только силой убеждения.

Бутылочный кариес: как лечить малыша от года до трех

Основательница клиники «Натадент» Наталья Попова с детьми. Фото с сайта natadent.ru

Пациентов детского стоматолога можно поделить на три группы — с года до трех лет, с трех до шести-семи лет, и с семи до 10-12.

По мнению детского стоматолога, основательницы клиники «Натадент» и мамы троих детей Натальи Поповой, к детям каждого возраста нужен особый подход.

— Сложнее всего с малышами. Спокойно усидеть в кресле, даже на руках у мамы, они не могут. А проблемы с зубами случаются и у них — чаще всего это так называемый «бутылочный кариес», вызванный тем, что ребенок долго пьет смесь или иную жидкость из бутылки с соской, спит с ней и так далее.

Малышей мы рекомендуем сначала приводить на осмотр, чтобы они познакомились с доктором и самостоятельно исследовали стоматологическую установку.

Мы показываем малышу: вот пустер для воздуха — оттуда дует воздух, вот водяной распылитель, отсюда наливается вода для полоскания. Можно не только потрогать, но и самому нажать на нужную кнопку.

В день, когда назначено лечение, тоже стоит прийти заранее — как минимум за полчаса до назначенного времени, чтобы детки вдоволь наигрались в комнате ожидания и находились в хорошем настроении.

Детям от года до трех особенно трудно из рук мамы оказаться у чужого человека, поэтому стоматолог не должен входить в контакт с малышом внезапно. Нужно показаться ему несколько раз невзначай, и только потом, с помощью мамы, перенимать инициативу.

От трех до семи: давай поговорим!

Скриншот с youtube.com

Детей от трех до семи лет уже можно заинтересовать, завязать с ними беседу. Отличным поводом начать разговор может послужить какая-то деталь одежды, или игрушка, которую ребенок захватил с собой, любая мелочь. Я обычно разговариваю с нашими пациентами о животных — рассказываю, какие питомцы живут дома у меня, делюсь какими-то смешными историями.

Сразу объяснять ребенку, что с ним сейчас будет происходить, не стоит. Лучше облечь все в формат сказки.

Нашим пациентам мы рассказываем историю о микробе, который поселился в зубе, например. Впрочем, тут тоже надо не переусердствовать и следить за реакцией. Есть ведь впечатлительные дети — им потом этот микроб еще во снах являться будет. Так что порой приходится импровизировать.

Школьника привлечет диплом

Похвала нужна всем, но особенно она важна для младших школьников.

Их это мотивирует, это очень помогает, когда говоришь им — ты настоящий герой, ты самый геройский из всех кто здесь у нас был. Никто так не терпел и никто так хорошо себя не вел, как ты.

С такими ребятами отлично действует поощрение в виде диплома. С ними уже можно разговаривать о здоровье, о том, что белозубая улыбка — это красиво.

Хороший детский стоматолог — это не только психолог, но и немного актер. Но главное — он должен любить и чувствовать детей. Ищите только такого доктора.

Старайтесь почувствовать своего ребенка, понять, что ему важнее — человек или обстановка. Кто-то привыкает к людям, и тогда есть смысл следовать за полюбившимся врачом в другую клинику, если он вдруг уволится. Другие, напротив, привыкают к месту — тогда не стоит менять клинику.

Обезболивание или наркоз?

Главное, что волнует родителей, это, конечно, анестезия. Решение об общем наркозе дается нелегко, но порой это единственный выход. Такой вариант подходит, когда ребенок слишком мал, а зубы слишком сильно поражены кариесом. Удержать малыша двух-трех лет в одном положении сложно, он вертится, а бормашина, если ненароком сорвется, может натворить много бед в крошечном ротике.

Иначе как под наркозом, малыш на лечение не дается, а лечить необходимо, ведь кариес может повлиять на здоровье зачатка постоянного зуба, да и иметь во рту постоянный очаг инфекции опасно для здоровья.

Ради одного зуба общий наркоз не применяют — используют, когда в лечение нуждаются сразу несколько зубов, и стараются за отведенное время проделать максимум манипуляций. При условии грамотной работы анестезиолога, негативных последствий не будет.

Бояться не стоит: если у клиники есть лицензия на проведение общего наркоза, предусмотрены все меры безопасности.

Во время операции по протоколу обязательно присутствие анестезиолога и его ассистента (медсестры или медбрата), контролирующих состояние ребенка.

Есть все необходимое на случай внештатной ситуации оборудование – дифибрилятор, аппарат для вентиляции легких, медикаменты для проведения реанимационных мероприятий. Но это скорее страховка.

Повторюсь, что в случае адекватной работы анестезиолога никакой опасности для жизни и здоровья ребенка нет.

Когда речь заходит о местной анестезии, встает вопрос возможной аллергии. Хочу успокоить родителей — современные препараты почти не дают такой реакции, кроме того, в них содержится минимум адреналина или не содержится вовсе, так что они разрешены беременным женщинам и кормящим матерям, то есть, по факту, безопасны даже для младенца.

Перед тем как колоть, доктор обязательно делает микротест на десне, капая каплю вещества и наблюдая за реакцией. На экстренный случай у врачей всегда есть препараты, способные снять острую­ аллергическую реакцию.

И все же, если вы очень сильно переживаете, я рекомендую заранее сделать аллергопробы на все виды анестезии — сейчас это возможно в некоторых сетевых лабораториях. Так вы заранее будете знать, есть ли у вашего ребенка непереносимость какого-либо препарата.

«Папин» и «мамин» подходы

Дмитрий Буданов, психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги. Фото с сайта b17.ru

Помимо практических советов о том, как организовать лечение с медицинской точки зрения, родители часто ищут совета — как уговорить ребенка на лечение, не нанести травму его психике, не внушить страха и отвращения к стоматологам на всю оставшуюся жизнь. Многие уверены, что лучше просто поставить малыша перед фактом, заманив его на прием.

Психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги Дмитрий Буданов уверен: ложь и замалчивание не приведут ни к чему хорошему и лишь подорвут базовое доверие к родителям. Это правило справедливо для любого возраста.

— Как подготовить ребенка к визиту в стоматологическую клинику?

Можно выделить два основных подхода: «папин» или рациональный и «мамин» — эмоциональный.

В первом случае мы апеллируем к логике и разуму. Можно поговорить с ребенком об этом как о сложности, которую необходимо преодолеть, как о жизненном испытании.

«Перетерпишь, и станет легче, ты научишься справляться с трудностями, это будет твоей победой», — таким образом мы даем ребенку понять, что верим в него и будем гордиться его действиями.

Такой способ подходит для ребят школьного возраста.

Малыши нуждаются в «мамином» подходе, когда мы обращаемся к сфере чувств. Здесь важны не доводы, а моральная поддержка, добрые слова, объятия и так далее. Просто пообещайте, что будете рядом, и вместе вам будет легче.

Чаще, увы, бывает наоборот — до предела взвинченная мама передает свою тревогу малышу, и ситуация только усугубляется. Вообще-то состояние тревоги у родителя в данной ситуации адекватно. Согласитесь, было бы странно видеть веселую маму за минуту до того, как ее ребенку вырвут зуб.

Родитель имеет полное право беспокоиться, но уровень этого беспокойства бывает разный. Легкое и умеренное волнение допустимы, но если вы чувствуете, что накал страстей достигает предела — возьмите себя в руки.

Здесь работают стандартные методы расслабления, которые вы наверняка применяли не раз. Кому-то помогает чай с травами, кому-то достаточно посидеть в спокойном состоянии, а кому-то погрузиться в эту проблему и найти информацию обо всех возможных способах помочь ребенку.

Кстати, если мама малыша чрезмерно нервничает, есть смысл отправить к врачу другого родственника. Пойти может любой член семьи, если ребенок ему доверяет.

Важно, чтобы ребенок понимал: с этим человеком он в безопасности, и если случится что- то плохое, его не будут упрекать или обзывать, например, говорить, что так ведут себя только девочки (в основном относится к папам и дедушкам при воспитании сыновей) или что так себя ведут только плохие дети.

В стрессовой ситуации малышу необходима безусловная поддержка.

Если у ребенка истерика

  • Что делать, если сценарий неблагополучный, если ребенок плачет, кричит и говорит, что больше никогда и не за что не пойдет к врачу?
  • Как и при любой историке — прежде всего не впадать в панику и не истерить вместе с ним.
  • Когда истерика уже случилась, в вашей речи должны преобладать директивные, четкие фразы.

«Самое плохое уже случилось», «скоро боль пройдет», «все будет хорошо» — эти слова, а также подбадривание «ты молодец, ты сделал важное дело как взрослый» сделают свое дело и успокоят малыша. Чтобы страх не закрепился, нужно больше тактильности — объятий, поглаживаний, поцелуев — так ребенок понимает, что он в безопасности.

А что скажет Бэтмен?

Фото с сайта nytimes.com

А вот советы бывалых мам:

Записываясь на прием, нужно учесть режим дня, выбрав время, в которое малыш будет максимально расслаблен — он не должен хотеть спать, есть, должен пребывать в хорошем настроении. Кто-то капризничает под вечер, а кто-то, наоборот, с утра не в духе и постепенно расходится в течение дня. Мамы лучше знают своих детей и смогут сориентироваться.

Можно купить игрушечный набор стоматолога, чтобы ребенок заранее ознакомился с нюансами этой профессии дома. Пролечив игрушечные «зубы», осмотрев инструменты и побывав по ту сторону кресла он, возможно, станет сговорчивее.

Читайте также:  Черешня: польза и возможный вред для здоровья

Хорошо не только играть в зубного, но и придумывать про него сказки.

Проговорив ситуацию в формате истории с участием самого ребенка, вымышленного персонажа, или любимого героя из мультфильма, мама может подготовить ребенка к предстоящему испытанию и настроить на нужный лад.

Например, если ребенок любит Бэтмена, предложите ему порассуждать, как бы повел себя этот супергерой, если бы у него заболел зуб. Или покажите серию «Смешариков», в которой Крош мучился из-за больного зуба.

Как лечить зубки особым детям

Фото с сайта nytimes.com

Традиционно врачи считают, что малышам и ребятам постарше с диагнозами «аутизм», «синдром Дауна», ДЦП и некоторыми другими показан только общий наркоз. Аналогичная рекомендация дается тем, кто страдает эпилепсией. Подход в любой случае должен быть индивидуальным и учитывать как общее состояние здоровья ребенка, так и степень поражения зубов.

Конечно, в случае с особыми детьми проблема профилактики становится особенно актуальной. Регулярные осмотры помогут не только не запустить проблему, но и приучить ребенка к тому, что время от времени надо идти в одно и то же место, к одному и тому же врачу, и показывать ему свои зубки.

Ирина Бородина, мама пятилетнего Сережи, которому диагноз «аутизм» был поставлен в три года, рассказывает, что сам стоматолог порекомендовал им как можно чаще навещать клинику, даже если ничего не беспокоит.

«Врача мы выбрали по отзывам, и только первый прием у него был платным — порядка 500 рублей, все последующие не стоят ничего. Доктор сказал, что мы можем приходить хоть каждый месяц. На первом осмотре Сереже подарили стоматологическое зеркальце — он играет с ним, а я могу сама дома изучить состояние его зубов.

Кроме того, врач посоветовал нам чистить зубы не обычной, а электрической щеткой — это как бы имитация бормашины».

Начинать готовиться к визиту в стоматологическую клинику с особым ребенком нужно заранее. Можно не только проговаривать вслух ситуацию, но и учить его открывать рот, слушаться тех команд, которые будет давать доктор.

Помочь в обретении этих навыков поможет ABA-терапия, которая сейчас набирает большую популярность.

Неговорящим детям можно объяснить ситуацию с помощью карточек PECS, позволяющих наладить коммуникацию с помощью картинок, и собственноручно нарисованной социальной истории, изображающей поход к врачу.

Ксении Коваленок, главный врач медицинского центра «Милосердие». диакон Андрей Радкевич

Общего наркоза бояться не стоит, однако подходить к выбору препарата стоит очень осторожно, считает главный врач медицинского центра «Милосердие» Ксения Коваленок:

— В случае с особыми детьми искать нужно не только грамотного врача, но и опытного анестезиолога, который знаком с разными препаратами для наркоза и сможет точно подобрать подходящий вариант и рассчитать дозу. Работать с особыми детьми решаются далеко не все, во многом потому, что помимо основного диагноза часто есть сопутствующая эпилепсия, и это накладывает определенные ограничения.

Лучше всего на данный момент в Москве эту проблему решают в Научно-практическом центре помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы в Солнцево.

Но главное, о чем не стоит забывать родителям особых детей — это о грамотной гигиене и регулярных осмотрах у стоматолога.

Ведь пожаловаться на боль они не могут, да и некоторые препараты, которые назначают для коррекции, увы, дают осложнения именно на зубы — портится эмаль и начинается кариес. Так что игнорировать проблему и доводить ее до серьезной стадии точно не стоит».

Должна ли мать присутствовать при лечении зубов у детей: плюсы и минусы – Medaboutme.ru

Посещение стоматолога — стресс не только для детей, но и для родителей. Каждая мать перед приемом задается вопросом — оставаться ли в кабинете врача во время лечения зубов у детей или подождать за дверью? Как реагировать на просьбу врача выйти из кабинета, и насколько его она правомерна?

Поведение родителей и подготовка детей к посещению стоматолога во многом зависят от возраста малыша и от опыта от посещений врача ранее. Стоматологи дают универсальные рекомендации для матерей и отцов, и касаются они подготовки ребенка к лечению зубов.

За несколько дней до планового приема, необходимо напоминать ребенку о стоматологе — его сфере деятельности, какие болезни он лечит и как именно это происходит. Для лучшего понимания рекомендовано поиграть с малышом «в больничку»: поискать кариозных монстров на зубах, выгнать их из полости рта.

Подготовка нужна и матери. Стоит помнить, что волнение, негативный настрой и прочие эмоции легко передаются детям. Если мать нервничает, боится, дети также начинают испытывать подобные чувства. Во многом настрой детей на прием и дальнейшее лечение зависят именно от матери.

В кабинет стоматолога мать или отец должны входить вместе с ребенком и присутствовать в обязательном порядке на всем протяжении осмотра.

С чего начинается прием? С заполнения карты и опроса больного, выяснения жалоб.

Чаще всего именно мать может рассказать о состоянии здоровья малыша: если есть аллергия у ребенка, были ли негативные реакции на какое-либо лекарственное средство, имеются ли хронические заболевания, как протекала беременность, как прорезывались зубы и многое другое. Для составления представления о стоматологическом здоровье ребенка стоматолог может задавать множество различных вопросов.

Дети не всегда могут адекватно рассказать о том, что их беспокоит. И причин этому может быть несколько:

  • малый возраст, дети просто не могут формулировать свои мысли;
  • стеснение;
  • особенности физического и психического состояния детей;
  • страх. Что греха таить, некоторым детям (а порой и взрослым) стоит только услышать звук бормашины, и зубную боль как рукой снимает. И есть только одно желание — быстрее убежать домой;
  • изначально негативный настрой на лечение;
  • другое.

Для постановки правильного диагноза стоматолог должен знать все о возникших симптомах: когда они возникли, сколько продолжалась боль, какие меры были приняты и многое другое.

Осмотр зубов у детей также проходит в присутствии взрослого. Стоматологи показывают проблемы в полости рта: кариес, симптомы воспаления, короткие уздечки и все имеющиеся патологии.

После записи зубной формулы, если обращение не связано с острой болью, стоматолог составляет план лечения, который обсуждается с родителями. Определяются средние сроки лечения, расписываются ближайшие приемы, даются общие рекомендации.

Возможно, стоматологу понадобится какая-либо медицинская документация, выписка из карты, или же врач может посоветовать консультации других специалистов: эндокринолога, нефролога, гастроэнтеролога, невролога и др.

Лечение зубов у детей нередко происходит в присутствии матери или отца, но это присутствие может иметь свои особенности и напрямую зависит от возраста и поведения детей:

  • мать и дети в кресле вместе. Детей до 3 лет должны лечить при непосредственном присутствии родителей. Мама или папа садится в кресло, берет малыша на руки, при необходимости сковывает его движения. В зависимости от поведения малыша, его физической активности, врач может давать рекомендации, как именно держать малыша. Порой такие действия вызывают резкую негативную реакцию со стороны матери — «мучают дитятко, сковывают его движения». Стоит помнить, что вращающиеся инструменты, с которыми работают стоматологи во рту малышей, имеют высокую степень оборотов в минуты, измеряющуюся в сотнях тысяч. Любое неосторожное движение может стать фатальным. Кроме того, гораздо полезнее подержать малыша во время приема, чем после устранять осложнения;
  • мать рядом с ребенком. Дети в возрасте 3-5 лет могут сидеть в кресле врача самостоятельно. Но присутствие близкого взрослого рядом, в изголовье кресла, в ногах или в поле зрения поможет детям — подарит им чувство безопасности. Положение матери в кабинете определяет стоматолог. Главная задача — не мешать врачу выполнять свою работу;
  • находится в кабинете врача, но не в поле зрения детей. Обычно стоматолог просит отойти родителей, если при лечении зубов у детей начинается истерика, а процедуру необходимо обязательно довести до конца. В отсутствие «зрителей» дети часто начинают вести себя более спокойно. Поэтому если стоматолог просит мать отойти или выйти из кабинета — значит, так нужно для благополучного лечения.

Лечить зубы у детей довольно сложно, и речь идет не только о каких-либо анатомо-физиологических особенностях, а именно о поведенческих. Каждый стоматолог имеет свои хитрости, свой подход к ребенку: одни будут «сюсюкаться» с детьми, другие — вести себя по-военному строго.

Родители не должнынегативно реагировать на замечания стоматолога по поводу поведения малыша. Главный в кабинете — стоматолог, и именно он определяет тактику лечения, метод похода к ребенку.

Стоит помнить главное: в спокойствии детей при лечении стоматологи заинтересованы больше, чем сами дети и родители вместе взятые.

Лечить зубы у детей без присутствия родителей можно и даже нужно при соблюдении двух фундаментальных условий:

  • когда дети достигли возраста и могут самостоятельно отвечать на вопросы, рассказывать о своих жалобах и идти на контакт со стоматологом;
  • если знакомство стоматолога и ребенка продолжается длительное время, дети ведут себя в кресле спокойно и адекватно реагируют на просьбы врача.

Родители должны понимать, что к самостоятельному приему нужно переходить поэтапно. По достижению возраста 6-8 лет мать должна контролировать, как ведет себя ребенок в кабинете стоматолога, и постепенно отдаляться.

Можно выходить из кабинета на непродолжительный промежуток времени, например, для разговора по телефону, а на следующий прием и вовсе выходить из кабинета после того, как стоматолог позволит, то есть по окончании осмотра и составления плана лечения.

Но нельзя оставлять малыша на полное попечение врача, мать или отец всегда должны быть в доступе, то есть сидеть вне кабинета в зоне отдыха. Нередко во время приема стоматолог может пригласить мать в кабинет для консультации или объяснения своих действий. Да и клиника — не филиал детского сада, задача врача — лечить, а не развлекать детей.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Присутствие родителей в кабинете стоматолога при лечении зубов у детей

При посещении врачей детской практики присутствие родителей или законного представителя обязательно. После осмотра ребенка врач будет задавать ряд вопросов, рассказывать о поставленном диагнозе, рекомендованном лечении и профилактических мероприятиях. Но доктор иногда может попросить взрослых покинуть кабинет, или вовсе отказать в лечении малыша в их присутствии.

Когда действия стоматолога оправданы, а когда – нет?

Знакомство со стоматологом

В кабинет стоматолога родители должны заходить вместе с детьми, независимо от их возраста. Единственное исключение – когда ребенок старше 15 лет.

  • Пациентами детского отделения стоматологии считаются дети и подростки до 18 лет.
  • Ребенок боится стоматолога — как наладить контакт с врачом, избавить малыша от дентофобии и вылечить зубки?
  • Необходимость присутствия матери обоснована несколькими аспектами.
Читайте также:  В России создадут уникальный «гамма-нож» для лучевой терапии

Перед началом лечения стоматолог будет задавать ряд стандартных вопросов:

  • Аллергия на лекарственные вещества и другие негативные реакции при их приеме. Появлялись ли симптомы пищевой или сезонной аллергии.
  • Состояние здоровья ребенка: наличие хронических болезней внутренних органов. Известно о связи болезней внутренних органов и состояния полости рта, которая особенно выражена при заболеваниях пищеварительного тракта.
  • Как протекали беременность и роды. Осложнения беременности, перенесенные болезни, назначаемые лекарственные препараты, погрешности питания отражаются на здоровье зубов и десен малыша.
  • Тип вскармливания. Дети, получающие искусственное вскармливание, относят в группу риска по формированию кариеса и других заболеваний челюстно-лицевой области в целом.
  • Сроки прорезывания зубов.

Анализ ответов на эти вопросы позволяет составить полное представление о стоматологическом статусе детей. Также они используются для составления плана лечения и профилактических мероприятий.

Кроме того, дети не всегда способны описать симптомы, которые их беспокоят, из-за стеснения, страха, особенностей психического и физического развития, и даже в силу возраста.

Поэтому именно родители — или законный представитель — рассказывают стоматологу о беспокоящих симптомах, помогают малышу отвечать на вопросы:

  1. Беспокоящие жалобы: когда появились, что этому предшествовало. Если речь идет о возникновении боли, длительность ее существования, какие меры были использованы для ее купирования.

  2. Повышение температуры, сопутствующие симптомы.

В зависимости от предполагаемого диагноза, доктор задает ряд наводящих вопросов, от ответов на которые будет зависеть дальнейший ход исследований и лечения.

Если ребенок говорит о том, что на пороге стоматологического кабинета зубная боль прошла, поводов для радости нет. Это говорит не о том, что заболевание прошло самостоятельно, а лишь о том, что оно перешло в осложнения.

После сбора анамнеза и жалоб следует этап непосредственного осмотра, при котором также обязательно присутствие матери.

В ходе этого процесса врач на месте указывает на проблемы в полости рта:

  • Патологии прикуса: известно, что около 40% пациентов даже не подозревают о наличии проблем и необходимости ортодонтического лечения.
  • Уздечки полости рта: их три, и их укорочение, которое требует хирургической помощи, может спровоцировать развитие различных патологий, прикуса в том числе.
  • Кариес, наличие его осложнений.
  • Изменения слизистой оболочки.
  • Уровень гигиенических навыков.

В дальнейшем стоматолог составляет план лечения, который обязательно согласовывается с родителями, даются рекомендации по посещению других врачей и др.

Лечебные манипуляции

Дети 3 лет должны лечиться исключительно в присутствии взрослых, лишь с некоторыми исключениями, когда требуются условия стерильности.

В стоматологическом кресле малыш находится на руках у матери или отца.

Лечение детей старше 3 лет проходит в присутствии родителей, но со своими особенностями: если речь идет о хирургической операции, то мать может присутствовать в кабинете, но — находиться в отдалении. При некоторых операциях и состояниях присутствие родителей в кабинете запрещено.

Если говорить о терапевтическом приеме, то имеется три варианта нахождения одного из родителей в кабинете:

  1. Мать в кресле с ребенком: такой вид лечения стоматолог может давать исходя из возраста малыша, особенностей его поведения или физического состояния. Один из родителей выступает гарантом адекватного поведения ребенка в кресле, и при необходимости будет сковывать движения ребенка.

    При лечении детей с диагнозом аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, ДЦП и другие двигательные расстройства лечение проходит с обязательным присутствием матери.

  2. Мать рядом с ребёнком: дети после 5-6 лет могут сидеть в кресле стоматолога самостоятельно, а мама играть роль ассистента стоматолога. Близкое присутствие родителей в кабинете дает малышам ощущение защищенности и безопасности.

    Конкретное положение мамы и ее роль определяется стоматологом, главное — не мешать лечению.

  3. Мать в кабинете, но — вне поля зрения малыша. Выйти из поля зрения малыша стоматологи могут просить мать при капризном его поведении. В отсутствии «зрителей» истерика прекращается.

Лечение маленьких детей младшего возраста — очень сложное дело. Объясняется это не только физиологическими особенностями — а, скорее, поведенческими. Родители должны помогать врачу, адекватно реагировать на просьбы и замечания.

Лечение детей без присутствия родителей

Лечение зубов у детей без присутствия родителей может осуществляться после 3-5 лет, но при соблюдении нескольких фундаментальных условий:

  • Ребенок самостоятельно отвечает на вопросы врача, его поведение не вызывает нареканий.
  • Стоматолог наблюдает малыша длительное время, между ними сложились доверительные отношения, и отсутствует страх.

Даже учитывая эти факты, переход к самостоятельному приему должен быть постепенным и плавным. В первое время мать контролирует поведение малыша, находясь рядом с креслом, затем – вне поля зрения.

Если ребенок чувствует себя комфортно, можно выходить из кабинета на некоторое время, якобы оформить бумаги или поговорить по телефону, а после и вовсе покинуть кабинет и не возвращаться.

Отказ в лечении ребенка

Согласно Федеральному закону, каждый пациент имеет право выбирать себе врача самостоятельно с целью получения медицинских услуг.

Но иногда родители получают отказ буквально у порога стоматологического кабинета, и этот факт может быть связан с несколькими причинами:

  1. Плотный график работы и отсутствие времени.
  2. Сложное физическое и психическое состояние ребенка: некоторые стоматологи отказывают в лечении детей с диагнозом ДЦП, тяжелыми врожденными патологиями или болезнями, синдромом Дауна, расстройствами аутистического спектра.

    Но дают направление или рекомендации на лечение в специализированные центры.

  3. Недостаточная квалификация специалиста. Главная задача врача – вылечить, помочь пациенту. Порой приходится сталкиваться со сложными случаями, лечение которых требует опыта и углубленных знаний.

    Отказ в таком случае выгоден для самих пациентов.

  4. Перенаправление к узким специалистам в области стоматологии. Несмотря на то, что стоматологи проходят обучение по всем специализациям, и даже терапевт знает, как проводить хирургические операции.

    Иногда требуется лечение и осмотр профильного специалиста;

  5. Неадекватное поведение ребенка.

Если дети в ходе лечения склонны к истерикам, врач может попросить покинуть кабинет. Родители должны использовать это время с пользой: успокоить ребенка — и начать всё сначала.

Если же после нескольких неудачных попыток лечения поведение детей не изменилось, стоматолог может вовсе отказаться от дальнейшего лечения.

Законами РФ определены случаи, когда отказ врача в лечении будет считаться неправомерным.

Статья 124 УК РФ «Неоказание помощи больному»: врач не имеет права отказаться от лечения:

  • При наличии состояний, связанных с угрозой жизни. Под это определение попадают острые хирургические патологии, травмы опасные для жизни.
  • Если угроза для жизни реализовалась в ходе стоматологического приема: появление острых аллергических реакций, попадание в дыхательные пути стоматологических инструментов — например, при лечении корневых каналов и др.

Зубная боль, симптомы стоматитов и даже некоторые виды травм не относятся к состояниям, угрожающим жизни, следовательно — не попадают под данную статью!

Стоматолог не может «бросить» ребенка в ходе лечения. Например, после осмотра был составлен план лечения, врач приступил к его выполнению: лечение периодонтита методикой в нескольких посещений. Но во второе или третье посещение стоматолог отказывается принять маленького пациента — и такие действия неправомерны.

Единственное исключение – особые обстоятельства у стоматолога. Но даже в таком случае, лечением ребенка должен заниматься другой специалист клиники.

Отдельно стоит освятить проблему отказа родителей от лечения

Причин, по которым родители могут отказываться от той или иной методики лечения, довольно много.

  1. Во-первых, это мнимые страхи об опасности той или иной методики лечения или навязывание своей тактики лечения. Самый яркий пример: осложнения кариеса молочного зуба, стоматолог настаивает на лечении с целью его сохранения и профилактики патологий прикуса, родители – на удалении. Конечное решение остается за родителями, врач может только обозначить возможные последствия и дать подписать соответствующие бумаги, снимающие всю ответственность с него.
  2. Вторая, не менее распространенная ситуация — выявление осложнений в процессе лечения. Учитывая анатомо-физиологические особенности зубов у детей, порой сложно провести полноценную диагностику.

Если рассматривать детскую практику, то границы между формами кариеса стерты. У малышей практически отсутствует разница между поверхностным и средним кариесом, а при глубоком кариесе отмечаются первые изменения в пульпе зуба – «начальное» воспаление.

При первичном осмотре может выставляться диагноз – глубокий кариес, но в ходе лечения может выясниться, что кариес перешел в пульпит, следовательно — необходимо более сложное лечение. Многие родители воспринимают такую ситуацию негативно, рассматривают ее, как попытку стоматолога заработать лишние деньги.

Как раз именно во избежание таких спорных ситуаций необходимо присутствие родителей на всем протяжении осмотра и сбора анамнеза.

Родители имеют право и должны интересоваться состоянием здоровья малыша, и не стесняться задавать стоматологу все волнующие вопросы.

Оцените — (4

Аксиомы поведения ребенка у стоматолога. Часть 2

В. В. Бойко
д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ

Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны.

Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога».

Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».

О родителях и общении с ними

Если лечение зубов для ребенка является стрессовой ситуацией, то родители также находятся в стрессовом состоянии.

Случается, родители формируют негативный стоматологический опыт, применив насилие в кабинете врача. Мать или отец грубо удерживают малыша в кресле, шлепают.

Ребенок сопротивляется и надолго запечатлевает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека.

Если родители давят на ребенка на приеме, он запоминает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека

Сопровождающие лица всегда внимательно наблюдают и оценивают, как относятся к ребенку врач и ассистент. Примеры из отзывов мамы по обратной телефонной связи: «Я была поражена равнодушием врача и ассистента к моему ребенку.

Они ничего не сделали, чтобы успокоить его».

«Ни врач, ни ассистенты не умеют обращаться с детьми! За все время лечения они не сказали ни слова, чтобы успокоить ребенка, а иногда просто теряли терпение и начинали откровенно торопиться».

Разумеется, сопровождающие лица замечают также и хорошую работу медперсонала. Особенно радуют отзывы, в которых говорится о позитивном влиянии врача и его помощника на психологическое состояние ребенка: «У нас был негативный опыт лечения зубов в других фирмах. Но после лечения у вас мой ребенок перестал бояться. Это заслуга как врача, так и ассистентки».

Восприятие работы медперсонала взрослыми клиентами охватывает все аспекты консультации и процесса лечения.

Соблюдение мер безопасности, тщательность осмотра ребенка, ответственность при составлении рекомендуемого плана лечения, доказательность предлагаемых вариантов лечения и, конечно, особенности общения с ребенком.

Посещая двух-трех врачей одной или разных клиник, родители расширяют диапазон наблюдаемых явлений, невольно повышают тем самым уровень своей потребительской компетенции и делают выводы о том, кто из докторов и ассистентов работает лучше, а кто хуже.

Из отзывов по обратной телефонной связи: «Очень понравилось лечение у доктора Х и ее ассистента. С младшим сыном на последнем приеме были у другого врача, где не было подхода к ребенку ни со стороны доктора, ни со стороны ассистента».

Подобные примечания сопровождающих лиц наводят на мысль о том, что есть стоматологи и ассистенты, которые а) не рефлексируют свое поведение на приемах; б) не утруждают себя установлением эффективных контактов с детьми; в) не задумываются о том, как работают коллеги и что полезного можно заимствовать из их опыта общения с детьми.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику. Принимая во внимания эту аксиому, стоматолог проводит экспресс-диагностику родителей и использует адекватные приемы установления отношений с ними и формирования терапевтического союза. (См. подробнее в томе VI «Врач, ребенок, родитель».)

Никогда не ругайте ребенка при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, нянь.

Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику

Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес.

Пока ему 4—6 лет, недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне: грубость, повышенная активность, сопротивление требованиям.

С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: ребенок замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Критика в адрес ребенка задевает самолюбие родителей.

Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.

Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику. Стоматологи ошибочно считают, что такое участие родителей есть доказательство возникшего терапевтического союза.

Общаясь на приеме с сопровождающими лицами, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не слышал того, что может насторожить и напугать его.

Некоторые стоматологи почему-то полагают, что ребенок в кабинете игнорирует разговоры старших. Напротив, он внимательно ко всему прислушивается: как бы чего не случилось, готова ли мать защищать его, хороший или плохой этот врач.

Из наблюдений психолога:

  1. Стоматолог в присутствии ребенка объясняет матери: «Надо под общим наркозом удалить 4 зуба». Казалось бы, «приговор» врача непонятен шестилетнему пациенту, но почему он при словах доктора весь напрягся?
  2. Врач поясняет отцу ребенка, что лечение будет сложным и длительным. Девочка расплакалась. …«Эти передние зубы придется удалить, девочка походит без зубов, пока что-нибудь не придумаем», — говорит врач, показывая маме рот ребенка. Девочка мгновенно расстроилась и хотела встать с кресла, чтобы уйти из кабинета.

О стратегиях взаимодействия с детьми

Нейтрализация негативного поведения ребенка начинается до входа в кабинет стоматолога. Важную роль играет участие родителей в подготовке ребенка к визиту в клинику. Главное — не настораживать его, не подчеркивать неприятность и ответственность момента. Посещение стоматолога — обычное мероприятие.

Администратор, записывая ребенка на прием, советует выбрать время с учетом режима дневного отдыха малыша, приема пищи.

В клинике есть игровая комната, где пациент может отвлечься от неприятных мыслей о предстоящем лечении.

Если это современная клиника, в ней предусмотрены те или иные модели предварительной релаксации детей, есть аниматор или психолог. (См. подробнее том VII «Сервис — детям».)

Помните, нельзя обманывать детей. Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно.

В случае необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его.

Например, врач, завершив осмотр, говорит: «Хочешь ли ты полечить зуб сегодня, чтобы не приходить в другой раз?» Или: «Ты согласен полечить зуб сегодня, чтобы мама еще раз не отпрашивалась с работы?

Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. При необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его

Дети в любом возрасте нуждаются в позитивной эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Научитесь легко и без промедлений подкреплять позитивными эмоциями выполнение ребенком ваших просьб, проявленное им терпение, дисциплину. У вас всегда наготове радостная улыбка, широко открытые веселые глаза, ободряющий голос.

При этом позитивные эмоции должны быть достаточно интенсивными, рассчитанными на детское восприятие. Скупые эмоции, сопровождаемые невыразительной экспрессией, не достигают зон адекватного реагирования со стороны детей. В первую очередь это относится к малышам.

Если бы речь шла о взрослом, мы сказали бы: он не верит в вашу искренность, а ребенок не улавливает информационный посыл нашей «блеклой» экспрессии.

Иное дело эмоции негативного диапазона: ваше раздражение, строгий взгляд, холодный голос, как и вялые, неопределенные по окраске эмоции, мгновенно напрягают детей и подростков. Это легко объяснить: психика прежде всего настроена на отражение угрожающей среды.

Побуждая испуганных детей открыть рот, показать зубки и приступать к лечению, никогда не прибегайте к угрозам. Инстинктивный страх нельзя преодолеть угрозами. Угроза в данной ситуации вызывает у ребенка дополнительное сопротивление.

Взрослые понимают, что угрожать детям нехорошо, тем не менее они делают это непроизвольно, не вдумываясь в суть своих требований и высказываний.

Например, угроза звучит в интонации, с которой доктор произносит фразы «перестань упрямиться», «будешь так вести себя, я тебя не буду лечить», «если я не вылечу твой зуб, он будет болеть».

Хуже всего, когда стоматологи рассматривают угрозу как атрибут своей практики. Вот выдержка из анонса одной детской стоматологической клиники, свидетельствующая о психологической некомпетентности авторов: «В нашей клинике не забыты вниманием и маленькие пациенты.

Прием ведут врачи, прошедшие специальную психологическую подготовку, умеющие сгладить травму детской психики при посещении стоматолога.

Если ваш ребенок ни под какими угрозами не садится в кресло стоматолога, а лечить зубки надо, остается одно средство — общая анестезия, техникой которой наши врачи владеют в совершенстве».

Может быть, стоматологи упомянутого учреждения в совершенстве овладели общей анестезией, но то, что они не имеют психологической подготовки, очевидно. Психологически просвещенные стоматологи не будут упоминать угрозы в качестве средства усаживания детей в кресло.

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», т. е. негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого.

Общаясь с детьми, исключите любые формы назидания и упреков. Приемлемо дать совет ребенку, уместно поинтересоваться, как он сам оценивает ситуацию. Можно привести в пример сверстников, младшего или старшего брата, сестру. При этом не должно быть негативного сравнения вроде «вот он (она) хороший, а ты плохой».

В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого

Нельзя демонстрировать детям и их сопровождающим безразличие и тем более негативную позицию кого-либо из членов команды. Отступления от данной аксиомы наблюдаются в разных формах.

Например, администратор не стала утруждать себя поиском времени для записи ребенка на прием в удобное для него время; забыла сообщить родителю о выходе на работу лечащего врача; записала ребенка на прием, не выяснив, есть ли у него повышенная температура (в такой ситуации детей лечат в стационаре).

Небрежное отношение к родителям проявил врач, что видно из рекламаций по обратной связи: принял решение о лечении, не получив одобрения; не согласовал стоимость, агитировал за премедикацию и обещал, что она пройдет без проблем, а на самом деле ребенок перенес ее тяжело.

Во взаимодействии с ребенком следует исходить из его поведения в клинической ситуации, а не руководствоваться возрастом, который указан в его медицинской карте.

Например, если пятилетний малыш на приеме повел себя как трехлетний, то для начала с ним надо вести себя, как с трехлетним. Неуместны упреки: «ты уже большой», «такие детки, как ты, ведут себя хорошо» и т. п.

Оценив психический статус ребенка, а также позицию родителей, вы принимаете решение: надо постепенно менять тактику общения с данным ребенком и доводить ее до возрастной нормы или этого делать не следует. При этом вы не должны выходить за рамки своей компетентности.

Вы не психотерапевт, чтобы изменять поведение ребенка при помощи специальных коррекционных мероприятий. Вы не педагог, чтобы давать родителям грамотные советы. Вы — врач, делайте свою работу.

В то же время стоматолог обязан реагировать на любые подмеченные аномалии в здоровье и поведении ребенка — таков канон современной стоматологии.

Пример из практики. Детский стоматолог с большим стажем рассказывает коллегам о пациентке в возрасте четырех лет, которая носит памперсы. Доктор эмоционально обсуждает ситуацию: «Как такое возможно? Куда смотрит мать? Что дальше будет с девочкой?»

Комментарий. Случай нетипичный, и нужно проявить деликатность. Какое-либо воздействие на ребенка категорически исключено. С мамой нужно обязательно доверительно поговорить, чтобы, во-первых, узнать причину ношения памперсов, а во-вторых, посоветовать обратиться к кому-то из специалистов (психотерапевт, уролог).

Стратегия взаимодействия с детьми на приеме должна учитывать их возрастные интеллектуальные возможности. Понятное подростку будет пустым набором слов для шестилетки. Если врач хочет настроить ребенка на позитив, нужно использовать обращения и доводы с учетом возрастных интеллектуальных различий. Можно рассчитывать на ожидаемый эффект, если говорить, например, так:

  • дошкольникам: «Посиди с открытым ртом, пока я буду считать до десяти»;
  • детям 7—8 лет: «Посиди с открытым ртом, считая про себя до десяти»;
  • детям 12 лет и старше: «Когда вырастешь, у тебя будут красивые, здоровые зубы».

Маленький ребенок руководствуется не разумом и не моралью, поэтому следует отказаться от рационального подхода к нему. Не следует рассчитывать на эффективность уговоров, доводов и обещаний чего-то полезного и приятного. Все, в чем он нуждается, — это удовлетворение его базовых потребностей и получение удовольствия от этого «здесь и сейчас».

Дети неформальны, обычно открыты и простодушны, поэтому быстро отзываются на естественный и дружественный подход.

Вместо «Здравствуй, Петя» лучше сказать: «Привет, Петя, как ты сегодня?» Вместо «проходи сюда, садись» скажите: «Ты, конечно, хочешь поскорее сесть в это интересное кресло.

Ты сам сядешь или тебе помочь?» Такие фразы звучит неформально и одновременно стимулируют проявление самостоятельности.

Переход к 1-й части…

Литература

  1. Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. Клиника — под ключ, 2009. — 1008 стр. Том VI. Врач, ребенок, родитель, 2013. — 520 стр. Том VII. Сервис — детям, 2012. — 200 стр.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]