Детский невролог Сергей Зайцев — о детях, неврологии и психиатрии

Детское психоневрологическое отделение было создано на базе Детского корпуса Загородной больницы 4-го Главного Управления МЗ СССР в 1958 г.

За годы существования больницы совершенствовались диагностические алгоритмы и терапевтические подходы при оказании медицинской помощи детям с болезнями нервной системы.

К настоящему времени детское психоневрологическое отделение – структура, в которой оказывается высококвалифицированная специализированная медицинская помощь детям с использованием новейших достижений в области диагностики и лечения болезней нервной системы как отечественной, так и зарубежной медицины.

В отделении проводится диагностика и лечение широкого спектра болезней центральной и периферической нервной системы у детей в возрасте от 1 месяца до 18 лет:

  • Головные боли различного генеза (головные боли напряжения, мигрень);
  • Пароксизмальные состояния детского возраста неэпилептического генеза;
  • Эпилепсия;
  • Детский церебральный паралич;
  • Невротические реакции, неврозоподобные синдромы (тики, энурез, энкопрез, логоневроз);
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • Психосоматические расстройства;
  • Синдром вегетативной дистонии;
  • Нейродегенеративные заболевания;
  • Наследственные болезни обмена веществ;
  • Перинатальное поражение ЦНС и его исходы;
  • Задержка моторного развития;
  • Задержка речевого развития;
  • Нарушения сна (парасомнии, диссомнии);
  • Гиперкинетическое расстройство поведения;
  • Расстройства аутистического спектра;
  • Последствия перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм, острых нарушений мозгового кровообращения;
  • Нервно-мышечные болезни;
  • Генетические синдромы, связанные с поражением нервной системы.

На этапе постановки клинического диагноза в отделении широко применяется логопедическое, дефектологическое и психологическое обследование детей.

При выявлении нарушений в психо-эмоциональной, поведенческой сферах, а также при задержке речевого развития с каждым ребенком проводятся индивидуальные ежедневные логопедо-дефектологические занятия с использованием современных методик на протяжении всего периода госпитализации.

Все необходимые обследования проводятся ребенку уже в первые дни госпитализации, что позволяет в кратчайшие сроки установить клинический диагноз, своевременно начать необходимую терапию и сократить сроки пребывания ребенка в стационаре. На этапе диагностики используются как лабораторные (клинический, биохимический, иммунологический анализы крови и пр.), так и инструментальные (УЗИ, рентгенография, холтеровское мониторирование ЭКГ, артериального давления и др.) методы исследований. В отделении есть уникальная возможность проведения ЭНМГ (игольчатой, стимуляционной), дневного и ночного видео ЭЭГ мониторирования, компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии головного и спинного мозга, в том числе с применением контрастного усиления, МР-ангиографии. Нейровизуализация (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография) маленьким пациентам, а также детям, которым невозможно проведение данных исследований в обычном режиме обеспечивается анестезиологическое пособие.

При необходимости ребенок будет осмотрен психиатром, офтальмологом, нейрохирургом, педиатром, аллергологом и врачами других специальностей. За время госпитализации в детском психоневрологическом отделении возможно проведение сурдологического обследования ребенка с целью определения остроты слуха, что особенно важно для детей с задержкой речевого развития.

Кроме медикаментозного лечения в отделении широко внедрены и с успехом используются методы немедикаментозной терапии: физиотерапия, иглорефлексотерапия, массаж, лечебная гимнастика, галотерапия.

Лечебная физкультура: комплекс растяжек для пациентов с миодистрофией Дюшенна.

Детям с задержкой речевого развития, дизартрией, нарушением звукопроизношения в отделении проводится электростимуляция артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой в сочетании с индивидуальными логопедическими занятиями.

В отделении созданы комфортные условия для пребывания детей всех возрастов: двух-, трехместные палаты с отдельными санузлами, а также палаты для детей грудного возраста, оснащенные пеленальным столиком, тумбой-холодильником, стерилизатором, медицинскими весами.

Для пациентов всех возрастов организован досуг как на территории отделения (настольные игры, рисование, лепка, конструирование, игрушки и пр.), так и на детской площадке, расположенной у педиатрического корпуса (качели, спортивный инвентарь) под наблюдением медперсонала. Госпитализация в детское психоневрологическое отделение осуществляется в плановом порядке или экстренно, в день обращения. Возможна госпитализация ребенка любого возраста с родственником по уходу в отдельную палату или госпитализация нескольких детей из одной семьи. Родственнику, находящемуся по уходу за ребенком, выдаётся больничный лист.

Врачи отделения являются врачами высшей квалификационной категории, имеют сертификаты по специальностям «неврология», «психиатрия». Медицинские сестры прошли специальную подготовку по профилю отделения и аттестованы. Сотрудники отделения регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в работе научных мероприятий: конференций, симпозиумов, конгрессов, в том числе и международных.

Электронная почта [email protected]

Заведующая отделением врач-невролог высшей квалификационной категории Сакбаева Гульжан Ержановна.

Заведующий детским психоневрологическим отделением. Врач-невролог.

Видео с участием врачей отделения.

В ЦКБ УДП РФ проводится диагностика и лечение экстренных и плановых заболеваний маленьких пациентов с момента рождения и до 18 лет, в том числе с заболеваниями, требующими высокотехнологичной медицинской помощи.

Центр детской неврологии и психиатрии

Центр детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ специализируется на диагностике и лечении заболеваний нервной системы и нарушений психики у детей.

Почему детская психоневрология выделена в отдельное направление?

Чем отличается маленький росток от огромного дерева?Беззащитный трёхмесячный младенец, вездесущий годовалый малыш, любопытный трёхлетка, самостоятельный школьник, неуправляемый подросток и, наконец, взрослый мужчина – разница налицо.

Нервная система ребёнка, его психика и организм в целом имеют существенные отличия в разные возрастные периоды, не говоря уже об отличии от взрослого человека.

Высококвалифицированный детский невролог, как и психиатр, должен обладать большим объёмом знаний о строении и функционировании нервной системы в разные возрастные периоды. К этому добавляются знания о внутриутробном развитии ребёнка, генетических заболеваниях, всевозможных пороках развития, инфекционных, эндокринных заболеваниях и многое другое.

На специалисте, работающем с детьми, лежит огромная ответственность. Ведь от его квалификации зависит дальнейшая жизнь маленького человека, его физическое, психическое здоровье и социальная адаптация. Когда речь идёт о здоровье ребёнка, цена ошибки слишком высока.

Почему детская неврология объединена с детской психиатрией?

Изменения нервной системы и психики у ребёнка тесно взаимосвязаны. Не случайно многие неврологические и психические расстройства у детей пересекаются и входят в сферу деятельности как детского невролога, так и детского психиатра.

Часто, в силу предвзятого отношения к понятию «психиатрия», родители оттягивают поход к детскому психиатру, теряя драгоценное время.

А ведь именно психиатр более эффективно работает с задержками речевого и психоречевого развития, СДВГ, не говоря уже об эмоциональных, невротических и поведенческих нарушениях у детей. Именно поэтому мы объединили данных специалистов в рамках одного центра.

В нашем центре невролог и психиатр работают не «друг против друга», а в тесной связке, что позволяет добиться максимального результата даже в самых сложных случаях.

С какими заболеваниями следует обращаться в Центр детской неврологии и психиатрии?

Это могут быть любые заболевания, встречающиеся в практике детского невролога и психиатра:

  • нарушения мышечного тонуса, повышенная возбудимость, расстройства сна и пищевого поведения у детей первого года жизни;
  • нарушение регуляции внутричерепного давления (гидроцефалия, повышение внутричерепного давления);
  • перинатальная энцефалопатия;
  • детский церебральный паралич;
  • задержки психоречевого (ЗПР) и двигательного развития;
  • умственная отсталость;
  • поражения периферической нервной системы;
  • нервно-мышечные заболевания (миастения, миопатии, амиотрофии);
  • последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций (менингиты, энцефалиты);
  • эпилепсия, обмороки и другие пароксизмальные состояния;
  • вегетативно-сосудистая дистония, нарушения мозгового кровообращения;
  • головные боли, головокружение;
  • школьная неуспеваемость;
  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • нарушения поведения;
  • тревожные состояния;
  • страхи и навязчивые состояния;
  • расстройств аутистического спектра (РАС);
  • депрессивные состояния, риск суицидального поведения;
  • тики;
  • заикание;
  • энурез и энкопрез;
  • нарушения пищевого поведения (нервная анорексия, булимия) и т.д.

Главное в оказании помощи детям – комплексный междисциплинарный подход. В рамках многопрофильного детского центра с детьми работают психолог, логопед, дефектолог, физический терапевт, физиотерапевт, ботулинотерапевт и другие специалисты.Великолепное техническое оснащение и собственная лаборатория позволяют проводить всестороннее обследование маленького пациента.

Записаться на прием в Центр детской неврологии и психиатрии в Нижнем Новгороде Вы можете по телефону 8 (831) 411-11-31.

ТОНУС ЛАЙФ детская неврология

Психиатрия и неврология (точки пересечения)

Несколько базисных медицинских дисциплин объединяют психиатрию и неврологию. Речь идет о патофизиологии и фармакологии, педиатрии и геронтологии, иммуннологии и эндокринологии.

Читайте также:  Хозяйственное мыло для волос: полезные свойства и вред

Начиная с середины прошлого века исследования нейромедиаторов, нейромодуляторов и нейротрофических факторов способствовали сближению психиатрии и неврологии.

По мере роста научного прогресса, появления новых возможностей исследования головного мозга на разных уровнях и при разных болезнях с одной стороны все меньше остается «пространства» для «функционального», а с другой мы становимся свидетелями — «обратимости» «органического».

В пользу органических причин патологического поведения свидетельствует влияние глубокой стимуляции головного мозга на аффективную сферу пациентов с болезнью Паркинсона, а также эффективность стереотаксических нейрохирургических операций при резистентных обсессивно-компульсивных расстройствах.

В детской, также как и в геронтологической психиатрии стало практически невозможным добиться позитивного эффекта без комбинации «неврологических» и «психиатрических препаратов». Деменция, расстройства аутистического спектра, экзогенные органические и невротические расстройства представляют собой «общие территории».

Еще одной наукой сближающей неврологию и психиатрию является нейропсихология. В Америке нейропсихология развивалась под влиянием взглядов N. Geschwind и длительное время находилась в руках неврологов, которые, переименовали эту дисциплину в «поведенческую неврологию», а в России — работы А.Р. Лурия способствовали авторитету психологии в нейрохирургии и неврологии.

В настоящее время психиатры и неврологи вновь стремятся к сотрудничеству, примерами могут быть: Британская психоневрологическая ассоциация и Общество детских психоневрологов в Италии, Журнал психиатрии и неврологии им. С.С. Корсакова в России. Можно предполагать, что в будущем сотрудничество между специалистами станет теснее и другие субдисциплины присоединяться к нейропсихологии (поведенческой неврологии) и нейрофармакологии.

Основой для примирения неврологии и психиатрии послужили научные открытия и тот факт, что пациентов с психиатрическими заболеваниями и пациентов с неврологическими заболеваниями все труднее стало различать.

Сближению психиатрии и неврологии способствовали последние открытия в области генетики, а также результаты нейрохимических исследований, например, сотрудничеству помогло использование специфических антагонистов рецепторов чувствительных к дофамину для лечения шизофрении, а также появление научных публикаций и литературы по биохимии болезни Паркинсона, неврологических расстройств, находящихся на параллельных к депрессии осях и результаты исследований психических расстройств при эпилепсии.

Современные психиатры все чаще берут на вооружение, начинают разбираться и адаптируют для своих целей те методы, которые применяются в неврологических исследованиях, конечно, в первую очередь речь идет о методах визуализации головного мозга (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, спектроскопия и др.) и нейрофизиологических методов изучения мозга ( электроэнцефалография, вызванные потенциалы , нистагмография и др.).

Фармакологическая генетика — наука, во многом получившая развитие благодаря психиатрам и помогающая выявлять группы пациентов, наиболее чувствительные к тем или иным лекарственным средствам, все больше применяется в неврологии .

Появились препараты для селективного лечения психических болезней, неврологические побочные действия которых, в основном двигательные нарушения, заставили психиатров и неврологов сотрудничать.

В перспективе значимо взаимодействие психиатров и неврологов при лечении состояний, которые включают в себя аффективные, двигательные и поведенческие нарушения при органическом поражении мозга.

Одно из условий конвергенции неврологии и психиатрии — четкость классификации психических и неврологических расстройств.

Новые исследования, показавшие объективное клиническое улучшение неврологической симптоматики во время плацебо-терапии, подчеркивают взаимосвязь биохимических механизмов для явлений, которые традиционно делили на неврологические и психиатрические.

Осознание необходимости сотрудничества помогает преодолеть разрыв между этими медицинскими специальностями, который возник на заре их возникновения и который не способны полностью ликвидировать ни административные органы, ни раздельные обучение и сертификация, ни общественные профессиональные организации.

Признание необходимости общей экспертизы и взаимодополняющих учебных пособий стало еще одним важным шагом на пути к уничтожению антагонизма между неврологами и психиатрами. Сближению двух специальностей способствует общее «ментальное пространство», понятийный аппарат.

Несомненно, оказание помощи психически больным в учреждениях с названием «психоневрологический диспансер» способствует преодолению опасной стигмы. К сожалению, после второй мировой войны стал редко использоваться термин «психоневролог», который был достаточно популярен в административной и организационной документации.

Польза работ психиатров для неврологов становится все более очевидной. Психиатры успешно адаптируют новые методы диагностики и терапии, которые первоначально предложены в неврологии.

Читать Психиатрия и неврология (история отношений)

Детский психоневролог

Детский психоневролог занимается выявлением, лечением, профилактикой неврологических нарушений и вызванных ими расстройств психики у детей. Отдельной области психоневрологии в медицине нет, врач, занимающий эту должность, объединяет знания двух смежных специализаций — детской неврологии и психиатрии.

Компетенции детского доктора психоневролога

Нарушения в работе центральной нервной системы часто влекут за собой психические расстройства, особенно остро эта связь проявляется у детей. Это обусловлено анатомическими особенностями и механизмами психического развития. 

Детский психоневролог знает, как развивается нервная система у детей в процессе взросления. На основании физиологических и психологических симптомов врач устанавливает характер нарушений нервной системы, назначает необходимые обследования и разрабатывает комплексную программу лечения.

В обществе и среди родителей есть предвзятое отношение к психиатрии. Считается, что психиатр лечит сумасшедших или умственно отсталых. Современный подход к лечению детских неврологических заболеваний и психических расстройств сильно отличается от методик прошлых лет, мы постоянно внедряем новые подходы к лечению детей с неврологическими нарушениями. 

Когда нужна консультация психоневролога для детей

Наблюдаться у детского психоневролога нужно обязательно если на этапе внутриутробного развития плода у матери наблюдались поздний токсикоз, гипоксия плода, инфекционные заболевания или были осложнения во время родов.

В разных возрастах неврологические нарушения проявляются по-разному. При появлении следующих симптомов следует незамедлительно обратиться к специалисту:

  • ребенок плохо держит головку, не садится, не ходит, не разговаривает — это говорит об отставании в развитии детей от 0 до 5 лет.
  • частые беспричинные истерики и плач;
  • замкнутость, отказ от общения и игр с ровесниками;
  • систематическое повторение одних и тех же фраз;
  • необоснованные чрезмерные страхи;
  • повышенная двигательная активность на фоне плохой концентрации внимания;
  • судороги, нервный тик, дрожание конечностей, лицевых мышц;
  • повышенная агрессивность;
  • постоянно повторяющиеся навязчивые движения;
  • любые нарушения речи, в том числе заикание;
  • плохое усвоение материала, отставание от сверстников в развитии.

Преимущества клиники НИИ педиатрии ЦКБ РАН

  • Передовое диагностическое и лабораторное оборудование для быстрой и точной диагностики различных заболеваний у детей.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных особенностей, личных предпочтений и пожеланий родителей.
  • Понятные и точные ответы на все вопросы, связанные со здоровьем ребенка.

Детский психоневролог в Москве

Если у ребенка появились признаки нарушений физического или психологического развития, запишитесь на консультацию к детскому психоневрологу в Клинику НИИ педиатрии ЦКБ РАН. Наши врачи выявят характер нарушений, назначат нужные исследования и на основе результатов разработают комплексную программу лечения. Для записи на прием звоните по телефону +7 (499) 400-47-33.

Гиперактивные дети — Профессор-невролог Чутко Леонид Семенович

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении («кажется, что к нему подключен моторчик»)? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду?

Надо ли ругать (а может пороть) такого ребенка?

С такими вопросами родители с давних времен часто обращаются к врачам и психологам. В середине 19-го века немецкий врач H.Hoffman (1845) описал чрезвычайно подвижного ребенка и дал ему прозвище «непоседа Фил». Предметом пристального изучения врачей данное заболевание стало с начала ХХ века. В 1902 г. в журнале Lancet появилась лекция английского врача G. F. Still, который связывал гиперактивность с биологической основой, а не с плохим воспитанием, как негласно предполагалось в те времена. С 80-х годов двадцатого века в Международной классификации болезней (МКБ) стали выделять «самостоятельное» заболевание — «нарушение активности и внимания» или синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще встречается у мальчиков.

Причины СДВГ

В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, повреждение головного мозга и психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга. Риск развития СДВГ составил примерно 30% для родственников пациентов с данным заболеванием.

Часто ведущую роль в происхождении СДВГ играют неблагоприятные факторы в течение беременности и родов.

К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов беременности относятся: внутриутробная гипоксия (недосток кислорода для плода), выраженные токсикозы беременности, угрозы прерывания беременности курение и недоедание матери во время беременности, психотравмирующие воздействия на мать во время беременности.

К числу прогностически неблагоприятных для развития СДВГ факторов течения родов относятся: недоношенность (рождение с массой менее 2500 г), преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности. Наличие у новорожденного перинатальной энцефалопатии, внутричерепной гипертензии (повышение внутричерепного давления) также являются факторами риска.

Вопреки бытующему у многих пациентов и некоторых врачей мнению важно отметить, что травмы шейного отдела позвоночника не играют роли в происхождении заболевания. При СДВГ нарушаются в основном связи между лобными областями коры и подкорковыми структурами мозга. Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость в отношении к детям также вносят вклад в развитие синдрома. Признаки заболевания

Читайте также:  Двигайся или не умирай

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

1) Невнимательность. Говоря о СДВГ, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей. У детей с СДВГ отмечается недостаток непрерывного (поддерживаемого) внимания, что проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания.

При этом чем-то интересным для них (компьютерные игры, просмотр мультфильмов) они могут заниматься часами. Кроме этого наблюдается дефицит избирательного внимания,что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные.

Так, проехавший во дворе автомобиль заставляет посмотреть в окно и надолго отвлечься от выполнения домашних заданий. Зачастую также снижается переключаемость внимания

2) Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются: «кажется, что к ребенку подключили мотор». Дети с СДВГ не могут неподвижно сидеть во время урока.

Когда такой ребенок заходит в кабинет врача, возникает опасение за состояние находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.

К сожалению, гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка.

3) Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре.

В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на вопросы полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации из-за того, что не задумывались о последствиях.

Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

В дошкольном возрасте основное проявление заболевания — гиперактивность. Такие дети бесцельно слоняются по группе детского сада, без умолка болтают, мешают занятиям других детей. Повышенная активность в этот период может быть вариантом нормального развития, обусловленным темпераментом или жесткими требованиями взрослых. Кроме этого у таких детей замечают небольшое отставание в речевом развитии, а также моторную неловкость (неуклюжесть). Иногда у них позже появляется фразовая речь, они позже начинают прыгать. Возраст трех лет является для ребенка особенным. С одной стороны это период активного развития внимания и памяти. С другой стороны это кризис 3-х лет. Основным содержанием этого периода служат негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы своей личности, своего «Я». Зачастую до поступления ребенка в детский сад в 3- 4 года родители не считают его поведение неправильным и не обращаются к врачу. Поэтому жалобы воспитателей на неуправляемость, расторможенность, неспособность их ребенка не могут усидеть во время занятий, справляться с предъявляемыми требованиями являются для родителей неприятной неожиданностью. Когда гиперактивный ребенок заходит в кабинет врача возникает опасение за состояние, находящейся в кабинете оргтехники: компьютера, монитора, принтера. В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер. К сожалению гиперактивность иногда приводит к появлению травм у ребенка. Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. Когда наш герой попадает в организованную ситуацию детского сада, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, где надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое возникают очень большие проблемы. Очень часто возникают конфликты со сверстниками и взрослыми. Такие дети всегда заметны в новом коллективе, там они обычно ведут себя еще хуже, чем дома, поскольку попадают в обстоятельства, требующие определенной степени самоконтроля. А где его взять, если он отсутствует. Порой педагоги и сами не готовы к этой ситуации. Считают, что все дело в воспитании, что вопрос можно решить наказанием, принуждением. Не видят, что перед ними просто больной ребенок. Подобные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения в возрасте 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Если учесть, что этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, то избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Дети, страдающие СДВГ в этом возрасте в первую очередь характеризуются невнимательностью. Эмоциональное развитие, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают.Вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ в школе, несмотря на достаточно высокий интеллект.Учителя и родители отмечают, что дети чрезвычайно подвижны, беспокойны, не могут усидеть на месте во время урока и выполнения домашних заданий. Навыки чтения и письма у детей с СДВГ ниже, чем у сверстников. Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учебе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в ВУЗ, чем у их сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации, под которой понимают нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Центральная нервная система гиперактивного ребенка неспособна справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения физических и психических нагрузок. Уже в начальной школе могут сформироваться паттерны оппозиционно-вызывающего поведения, которое часто сопровождается агрессивностью и лживостью. Во время урока детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребенок с СДВГ уже на 7–8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом — исполняя роль «классного шута». В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью. Эмоциональное развитие подростков с СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. В этом периоде нарастают семейные и школьные трудности. Кроме этого подростки с СДВГ характеризуются повышенным уровнем тревожности Самое неприятное то, что подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркоманий, игромании и компьютерной зависимости. Кроме этого подростки с СДВГ в 4 раза чаще попадают в различные криминальные ситуации. Следует отметить, что подростки с СДВГ раньше чем их здоровые сверстники вступают в половую жизнь и для них характерен незащищенный секс. У девочек-подростков СДВГ чаще встречаются незапланированные беременности. Взрослые пациенты с СДВГ характеризуются повышенным числом несчастных случаев, перемен мест работы, разводов. У этой категории лиц больше, чем в популяции, представлены депрессивные, тревожные и соматоформные расстройства (вегето-сосудистая дистония). Определенные трудности возникают у взрослых с СДВГ и на работе и в личной жизни. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда.. Диагностика СДВГ осуществляется на основе общепринятых диагностических критериев (смотри приложение). Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием невнимательности и комбинированный тип заболевания. Последний тип является наиболее распространенным. Кроме этого мы выделяем простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикания, нарушения сна.

Читайте также:  Маска из киви для лица: польза, вред и как делать

Что же посоветовать родителям таких детей?

Прежде всего, родители должны обратиться к врачу-неврологу, и пройти обследование, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии.

Так, в Санкт-Петербурге диагностикой и лечением СДВГ занимаются в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека Российской академии наук. Желательно не ограничиваться консультацией а пройти комплексное обследование, занимающее 2-3 часа.

Для объективной оценки состояния мозга ребенка необходимо провести электроэнцефалографическое исследование. Данное исследование поможет оценить степень функциональной незрелости головного мозга, лежащей в основе СДВГ. Это исследование абсолютно безвредно и безболезненно. Кроме этого чрезвычайно важны обследования, проводимые психологом.

Психологи также применяют определенные методики, позволяющие воссоздать объективную картину состояния больного, оценить степень нарушений высших психологических функций, определить, какие имеются отклонения в эмоциональной сфере.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать сразу же несколько заданий, лучше дать те же указания отдельно. Предварительное планирование и структурирование по времени помогают пациентам с СДВГ приспосабливаться к меняющимся процессам и ситуациям. Для модификации поведения используют так называемое оперантное обуславливание,которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведенческие реакции ребенка. Необходимо выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение, выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Подкрепления в виде наказаний должны следовать быстро и незамедлительно, т.е. по возможности приближаться по времени к неправильному поведению. Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях можно только критиковать. В чем разница между этими понятиями? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно, что делается плохо), надо вести себя так…….». Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими «Вася хороший, а ты плохой». Рекомендуется уменьшить длительность просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и учебные нагрузки ведут к астенизации (стойкой утомляемости) ребенка и появлению стойкого отвращения к учебным занятиям. Необходима согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки в вопросах воспитания ребенка. Неблагоприятной оказывается ситуация когда, например, строгая мама что-либо запрещает, а либеральный папа (пришедший усталым с работы и готовый разрешить все, лишь бы от него отстали) это разрешает. Дети быстро ориентируются в этой ситуации и начинают хорошо манипулировать действиями родителей. Кроме этого, различия в воспитательных подходах дезориентируют ребенка. Конечно, необходима комплексная реабилитация таких детей с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. При этом лечение должно быть индивидуальное и назначаться с учетом данных обследования. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать строго по назначению врача.

В Институте мозга человека 15 назад была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью воздействия очень слабым электрическим током на определенные зоны мозга — транскраниальная микрополяризация. Такое лечение позволяет уменьшить проявления функциональной незрелости головного мозга лежащей в основе СДВГ.

Этот метод обеспечивают направленную активацию функциональных резервов мозга. Данная методика также показала высокую эффективность у детей с речевыми нарушениями. Важным моментом является отсутствие побочных эффектов и хорошая переносимость процедур транкраниальной микрополяризации.

У отстающих в развитии детей отмечается улучшение познавательного интереса, активного внимания, занятия с педагогами становятся более эффективными

Кроме этого в лечении таких детей активное применение нашел метод электроэнцефалографической биологической обратной связи(ЭЭГ-БОС).

В ходе занятий пациент управляет нарушенной биоэлектрической активностью мозга, выведенной на экран компьютера или телевизора. Доказано, что после применения ЭЭГ-БОС более чем у 70% детей, страдающих СДВГ, наступает значительное улучшение.

Высокая эффективность такого лечения объясняется активным участием ребенка в лечебном процессе.

Отделение психоневрологии — Официальный сайт ФНКЦ детей и подростков ФМБА России

Skip to content

  1. Главная
  2. |
  3. Стационар
  4. |
  5. Отделение психоневрологии

В отделении оказывается квалифицированная специализированная помощь детям и подросткам в возрасте от 1 месяца до 17 лет 12 месяцев с  различной патологией центральной и периферической нервной системы. Отделение располагает 2-4 местными комфортными палатами, в том числе для совместного пребывания ребенка   с   матерью.

Важностью работы отделения психоневрологии определено своевременной диагностикой и лечением отклонений в развитии у детей раннего возраста с целью постановки правильного диагноза, разработки тактики ведения и профилактики детской инвалидности.

Отделение психоневрологии работает в тесной взаимосвязи с другими подразделениями больницы, что обеспечивает возможность проведения необходимой комплексной лабораторной и инструментальной диагностики, консультативной помощи, включая проведение МРТ головного мозга, видео-ЭЭГ мониторингов бодрствования и сна, ЭНМГ, сопровождение медицинского психолога, логопеда. В своей работе отделение сотрудничает с Медико-генетическим научным центром, НМИЦ нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко.

ПРИОРИТЕТНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: 

  • комплексное лечение и реабилитация детей с церебральными параличами, другими двигательными расстройствами, с применением препаратов ботулинического токсина, прикладной кинезотерапии, массажа, лечебной гимнастики, механотерапии, совместное ведение детей с ортопедами, врачами реабилитологами, физиотерапевтами;
  • перинатальная патология нервной системы и ее последствия: проводится обследование и лечение детей с гипоксически-ишемическими энцефалопатиями, врожденными аномалиями головного и спинного мозга, внутриутробными инфекциями и их последствиями;
  • задержка психомоторного развития различного генеза, психологическая диагностика когнитивных функций, занятия с медицинским психологом и логопедом;
  • эпилепсия и эпилептические синдромы у детей и подростков: проводится диагностика, определение формы эпилепсии, коррекция антиэпилептической терапии, включая труднокурабельные формы заболевания;
  • пароксизмальные состояния у детей: разработаны подходы к диагностике и лечению неэпилептических пароксизмальных состояний у детей, осуществляется совместное ведение со специалистами центра синкопальных состояний и сердечных аритмий (ЦСССА);
  • диагностика и комплексная реабилитация детей с миопатиями, мышечными дистрофиями;
  • лечение функциональных расстройств: головных болей, мигрени, энуреза, тиков, невротических реакций, тревожных расстройств, синдрома двигательной гиперактивности, нарушений сна, соматоформных дисфункций с применением современных лекарственных средств патогенетической терапии;

В своей работе специалисты отделения психоневрологии основываются на лучших традициях отечественной и зарубежной медицины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]