В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.
Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны.
Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни.
А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.
И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.
Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?
Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список.
Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр.
Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.
Гаджетомания: Как не потерять детей в виртуальном мире
Компьютерная жизнь чертовски увлекательна. Как же нам, родителям, с ней конкурировать? Кажется дай им волю, они сутками не будут отрываться от телефонов и планшетов. Гаджетомания среди подрастающего поколения серьезно беспокоит и педагогов, и врачей, и родителей.
Явление это новое, и пока точно не известно, какими станут те, кто вырос в обнимку с планшетами. Но прогнозы тревожные. Каких ужасов только не пророчат: от нарушений зрения, до эмоциональных расстройств, асоциального поведения, мышечной дистрофии и ожирения.
Надеюсь, что все обойдется, потому что оградить детей от гаджетов теперь уже вряд ли удастся.
Единственное, что мы пока еще можем — предложить вариант здорового соотношения между жизнью реальной и виртуальной и постараться, чтобы первая все-таки преобладала.
В наших силах научить детей находить интерес и радость в окружающем мире, и мы просто обязаны это сделать. Разбираемся, как отвлечь ребенка от компьютера и планшета.
Лучше не начинатьСамый полезный, но чаще всего запоздалый совет, не давать детям в руки планшет, смартфон и тому подобное, как можно дольше, тогда и отнимать не придется. На Тайване несколько лет назад законодательно запретили давать компьютерные гаджеты детям до двух лет. Психологи говорят, что лучше воздержаться от использования гаджетов лет до четырех.
Но потом вопрос все равно встанет. Не вы, так кто-то другой научит «плохому».
Все хорошо в меру Гаджеты, как алкоголь, способны вызывать сильную зависимость. Как и многое другое в этой жизни, время, проведенное с электронными устройствами, должно быть регламентировано. Каждой семье полезно выработать свою политику на счет того, где, когда и сколько времени детям можно проводить у компьютера, планшета или телевизора. Кто-то разрешает играть по часу в день, а кто-то — только в выходные, чтобы легче было выдерживать напряженный учебный ритм.
Хорошо бы, конечно, чтобы кибер-режим этот всех в семье устраивал: мама не сходила бы с ума от того, что ребенка пожирает виртуальная вселенная, а ребенок не чувствовал бы себя несчастным, потому что «злодеи-родители» лишили его главной радости жизни.
Правила жизниКонечно, любой опыт субъективен. Тем не менее, здесь собраны несколько правил из жизни разных семей, которые показались мне полезными и разумными.
- За полчаса до сна все, включая взрослых, откладывают свои мобильные устройства. Можно даже специальное место для ночевки гаджетов организовать, например, корзину.
- Гаджеты не берут за обеденный стол ни при каких условиях.
- Планшеты и другие электронные девайсы не остаются в детской комнате на ночь.
- Не берите гаджеты на встречи с друзьями, в семейные путешествия, на экскурсии, на дачу, то есть всюду, куда вы отправляетесь специально ради развлечения.
- Пусть ребенок проводит с гаджетами строго оговоренное время. Для пущей объективности заведите таймер.
- Родители не проводят с гаджетами все свободное время.
- Никто не утыкается в свой гаджет, как только переступит порог дома. Сначала — домашние дела (разобрать сумки, помыть обувь, приготовить еду) и семейное общение.
- Не давайте планшет расстроенному или возбужденному ребенку, чтобы тот успокоился. Ребенок должен научиться контролировать эмоции самостоятельно.
- Пусть вся семья регулярно садится на кибер-диету. Один-два дня в неделю объявите свободными от компьютеров, планшетов и телевизора.
Что делать?На одних запретах и ограничениях, однако, далеко не уедешь. Нужна программа действий, как отвлечь ребенка от планшета. Дети проводят с гаджетами то время, которое могли бы потратить на взаимодействие с миром в самых разных его проявлениях. Задача родителей — восполнить этот пробел и разнообразить детский опыт.
Это потребует массы усилий и внимания. Тут и кроется главная сложность. Проще дать ребенку планшет и уткнуться в свой, чем придумать совместное занятие, а потом еще и принимать в нем активное участие. Зато дети (речь идет не о подростках, с ними все гораздо сложнее) обычно с большим энтузиазмом воспринимают любое дело, которым можно заняться со старшими, особенно с родителем.
Ручной трудТак как и чем можно отвлечь ребенка?У многих современных детей плохо развита мелкая моторика. Это отмечают и воспитатели с большим стажем, и учителя, и бабушки. Любой первоклассник легко найдет игру на незнакомом смартфоне и разберется с правилами, но далеко не каждый способен завязать шнурки, отрезать кусок хлеба и вдеть нитку в иголку. Руки неловкие, пальцы слабые, не удивительно, что ребенок не горит желанием заниматься прикладным творчеством. Разумеется, он рад посмотреть, как хорошо все выходит у мамы, но сделать что-то самому его не заставишь.
Если у вас именно такой «кадр», лучше не замахиваться на сложные проекты, и даже не покупать наборы для рукоделия по возрасту, а снова и снова начинать с самого простого: с аппликаций, с ярких абстракций и т.д. Главное — регулярные тренировки. Есть надежда, что воодушевившись своими успехами, ребенок захочет двигаться дальше.
Инна ВеличкоМожно даже завести семейную традицию и на каждые выходные придумывать новый, не слишком трудоемкий хэнд-мейд проект. Тем, кому не хватает идей — Pinterest в помощь. И обязательно просмотрите статьи из серии «Проект на выходные» здесь, наHouzz.ru.
Учите простым вещамМожет оказаться, что ребенок не может справиться с множеством насущных задач, с которыми у вас в его возрасте не возникало никаких трудностей — к примеру, с рукоделием. Зато перед вами откроется необъятное поле для совместной деятельности оффлайн.Например, мало кто из младших школьников умеет пользоваться стиральной машиной.
Если он складывает грязное белье в нужное место, это уже считается успехом. Так почему бы не научить ребенка сортировать белье по цвету, выбирать нужную программу, насыпать порошок в нужном количестве, развешивать белье — все это не так очевидно для новичка. Сначала пройдите весь процесс вместе шаг за шагом, а в другой раз доверьте ребенку полностью постирать свое белье.
Увидеть сто раз и сделать самому от начала до конца не одно и то же.Не будет лишним познакомить человека и с приемами ручной стирки. Навык, конечно, вымирающий, но в жизни всякое случается.
Могут ли ваши дети постелить постельное белье, пропылесосить, пришить пуговицу, пересадить цветы, помыть посуду или пол? Вся прелесть в том, что дома найдется посильная задача для любого возраста. Не сомневайтесь, они с удовольствием согласятся. То, что для нас, взрослых, надоевшая рутина, для ребенка — увлекательный квест.
Готовьте вместеПеченье, пиццу, пельмени уже делали? Переходите на следующий уровень. Пусть ребенок под вашим присмотром приготовит омлет, (и яйца, конечно, разобьет сам), помоет (почистит, порежет и пожарит) картошку или сварит макароны. Выполнять отдельные поручения по кухне приучены многие дети, а вот сделать что-то от начала до конца без посторонней помощи может оказаться очень не просто.
Словом, привлекайте детей к готовке при любой возможности. Просите у них помощи, они любят быть полезными.
Устраивайте по выходным семейные обеды, чтобы участие принимали все домочадцы. Причем во всех этапах — от придумывания меню и закупок до сервировки и уборки после. Такие обеды станут замечательной семейной традицией.
Alison Hodgson
Больше природыСпасаться от кибер-зависимости проще и полезнее всего на природе. Долгие прогулки по лесам, по долам и на речку способны отвлечь от компьютера и вернуть нам не только детей, но и нас самих .
Еще больше, чем мелкая моторика, у городских детей хромает практическое природоведение. Обычный первоклассник, прекрасно подкованный теоретически, и десяти растений по листьям не опознает, плохо представляет, что, из чего и как растет, саранчу испугается и ящерицу ни за что не поймает.
Даже если вы сто лет ничего не сажали на дачном участке, подрастающий человек — повод начать это делать, хотя бы в образовательных целях. Пусть у него будет персональная грядка, собственноручно вскопанная и засаженная картошкой, морковкой, зеленью и горошком.
Ну а ящерицы, так и быть, пусть живут себе спокойно.
Создавайте мирыО том, как отвлечь ребенка от гаджетов и обойти компьютерную зависимость, очень точно написала известный детский психолог Катерина Мурашова: «У подрастающего ребенка обязательно должны быть полноценные миры, кроме школы. Мир кружка, студии, дворовый мир, мир походов с родителями на байдарках, мир общения с животными, мир семейных досугов с настольными играми и так далее. У компьютерной вселенной должны быть конкуренты».Alison HodgsonДайте ребенку поскучатьВпрочем, есть и другая крайность. Дети теперь сильно перегружены. Кругом — бесконечное развитие и анимация. Ребенок растет в мире, где все вокруг его или развлекает или дает задания, то есть, требует ответа и реакции. Пространства для собственных мыслей, идей для полета фантазии совершенно не остается. А если вдруг информационный поток прекращается, не привыкший к этому состоянию человек чувствует себя растерянным и опустошенным. Современные дети с трудом изобретают собственные игры и развлекают себя сами. Ведь, чтобы придумать что-то свое, всем нам нужен информационный вакуум и немного пустоты.
ПОДЕЛИТЕСЬ В КОММЕНТАРИЯХ…
Как в ваших семьях обстоят дела с гаджетами? Знаете ли вы способ, как отвлечь ребенка от телевизора, компьютера, планшета или телефона? Поделитесь вашим опытом в разделе комментариев!
Как отвлечь ребенка от компьютера
Цифровые устройства так стремительно вошли в повседневную жизнь человечества, что представить себе даже один день без них практически невозможно. Еще 20 лет назад компьютер был роскошью, мобильный телефон – неслыханным чудом, а как выглядит планшет, никто себе и представить не мог. Тогда как сегодня в каждом доме есть, как минимум, один компьютер.
Всего лишь десять лет назад мобильные телефоны могли только звонить и отправлять смс, и были в количестве одного на семью. Сейчас это полноценное устройство, мини-компьютер с набором следующих функций:
- Звонки
- Сообщения
- Фотоаппарат
- Видеокамера
- Навигатор
- Игрушка
- Будильник
- Калькулятор
- Видеопроигрыватель
- Аудиоплеер
- Выход в Интернет
До чего удобная и нужная вещь! Не секрет, что каждому человеку хочется быть обладателем такого устройства, которое облегчит его жизнь, поможет или развлечет в любую минуту.
И вот, когда количество гаджетов в семьях перевалило за соотношение один к одному, а дети стали их активными пользователями, встал вопрос, насколько это вредно и как влияет на ребенка.
Ребенок и компьютер: «за» и «против»
Споры по поводу вреда компьютера для детей ведутся давно. С одной стороны, развитие, современные технологии, умение ориентироваться в потоке информации и множество развивающих игр для малышей, а с другой – посаженное зрение, испорченная осанка, нервозность и замкнутость. Разобраться и сделать выводы помогут наши «за» и «против».
Так чем же полезны, удобны или выгодны цифровые устройства для детей? Наши «за»:
- Развитие ребенка. Целые корпорации работают над созданием развивающих компьютерных игр для детей. Они удобны, не занимают места, находятся в свободном бесплатном доступе и очень нравятся малышам. Яркие красочные персонажи в виде мультфильма или интерактивной игры развивают память, логическое мышление, внимание, фантазию и способствуют формированию творческих навыков.
- Учеба в школе. Доступ в Интернет позволит ребенку научиться ориентироваться в большом объеме информации, перерабатывать ее, получать новые знания, развивать любознательность и основательно подготовиться к урокам. В свободном доступе можно найти много видеоуроков, которые помогут лучше освоить материал и быстро выполнить домашнее задание.
- Мобильная библиотека. Электронные версии учебников облегчат детский рюкзак, а возможность скачать и прочитать практически любую книгу позволит ребенку не тратить время на поиски произведений любимых авторов и жанров.
Важно объяснить ребенку, что компьютер или планшет предназначен не только для игр, но и для поиска информации.
- Полезный досуг. Всем родителям известно, как малыши переносят долгую дорогу или длинные очереди в поликлинике. Компьютер или планшет дадут возможность включить ребенку любимый мультфильм и отвлечь от длительных ожиданий. Это практически безупречный способ в нужный момент занять детей всех возрастов.
Однако средства массовой информации, вооружившись предупреждениями медиков, твердят о страшном вреде компьютеров для детского организма и психики. В чем же он состоит? Наши «против»:
- Глаза. Если малыш проводит у экрана более получаса в день, есть риск снижения остроты зрения – глазные мышцы ребенка еще не до конца сформированы, быстрее устают, соответственно, больше перенапрягаются. Такое напряжение также негативно сказывается на сетчатке и сосудах глазного дна.
- Позвоночник. Вред планшета для детей проявляется в том, что держа его в руках, ребенок все время наклоняет голову, находясь в одном положении длительное время, что может привести к сутулости, искривлению позвоночника, зажатию мышц. А длительное напряжение мышц шеи вызывает нарушение кровообращения, что чревато головными болями.
- Мышцы рук. Если ребенок полчаса поиграл в любимую компьютерную игру и побежал гонять в футбол, конечно, ничего плохого не случится. Но если игра требует длительной концентрации и напряжения рук в течение нескольких часов, помимо болей в суставах это может вызывать судороги кистей и предплечья.
- Центральная нервная система. Вред гаджетов для здоровья детей становится ощутим, когда любимая игрушка начинает занимать большую часть свободного времени ребенка, а то и весь день. Жалобы детей среднего школьного возраста на повышенную утомляемость, нарушения сна, слабость, головные боли медики связывают именно с длительным времяпровождением за компьютером или планшетом. Часто такие дети становятся излишне раздражительны или апатичны, рассеянны, не способны к длительной концентрации внимания, пугливы.
- Проблемы с весом. Когда дети и гаджеты становятся лучшими или, что еще хуже, единственно возможными друзьями, ребенок готов жертвовать прогулками на улице и общением с друзьями под любым предлогом. Снижение двигательной активности приводит к набору лишнего веса и отсутствию физического здоровья. Кроме того, сидя за компьютером продолжительное время, ребенок либо забывает поесть, что приводит к похудению, либо не замечает, сколько съел, переедает и, соответственно, поправляется.
- Социализация и общение со сверстниками. В настоящее время социальные сети – это то, без чего ни один школьник себя не представляет. Информация текстовая и визуальная, общение с друзьями, знакомства – все это так привлекает молодых людей, что без так называемой «связи с миром» они просто не могут существовать.
Зачастую, активно общаясь в мире виртуальном, в реальном мире подростки испытывают трудности коммуникации и адаптации коллективе.
Мы попробовали взвесить плюсы и минусы использования цифровых устройств детьми. Но, даже учитывая минусы, вряд ли стоит категорически запрещать общение ребенка с планшетом или компьютером.
В современном мире стоит ориентироваться в потоке информации и новинках технологий, главное, знать, что во всем нужна мера. Попробуем разобраться, как уменьшить времяпровождение ребенка у монитора.
Если у родителей возникла потребность от чего-то отвлекать ребенка, значит, привыкание уже сформировалось. Влияние компьютера на психику детей настолько велико, что вызывает зависимость не меньшую, чем наркотическая.
Если ребенок находится перед монитором или планшетом несколько часов, он постоянно сконцентрирован. Такая сосредоточенность не свойственна организму, она возможна только на протяжении 15 – 20 минут. Поэтому возникает нервное и эмоциональное перенапряжение, вызывающее рассеянность, беспокойство и подавленность нервной системы.
Дети разного возраста реагируют на запреты по-разному. Малыши-дошкольники устраивают истерику: любимую игрушку отбирают, время ограничивают, соответственно обижают, а от бессилия и обиды он плачет. Это сигнал для родителей о том, что пора принимать меры.
Дети школьного возраста, особенно подростки, замыкаются, перестают разговаривать, таят обиду и видят в запретах вселенское непонимание. Как же избежать конфликтов и попытаться отвлечь ребенка другими занятиями?
Любящие родители должны понимать, что для этого нужно приложить усилия и старания. В помощь им мы собрали несколько идей о том, как провести время без гаджетов.
Отвлечь от планшета: 15 интересных идей для семейных развлечений
Попробуйте найти сферы творчества или развлечений, которые действительно заинтересуют малыша или подростка, а заодно помогут вам найти общий язык с ребенком.
- Вспомните о существовании пазлов. Для малыша будут интересны небольшие картинки из мультфильмов с крупными деталями. А ребенку постарше подойдет изображение с красивым пейзажем, машиной или натюрмортом из большого количества деталей, которую после сборки можно поместить в рамку и повесить на стену.
- Найдите в Интернете рецепт соленого теста для лепки. Дети очень любят с ним возиться. Можно сделать картину или просто фигурку, запечь ее, а потом разрисовать, и украсить стены кухни, прихожей или подарить бабушке.
- Сделайте с ребенком папье-маше. Найдите тарелочку или фигурку, которую можно оклеить кусочками бумаги, дайте высохнуть и разукрасьте вместе. Пусть вокруг будут остатки клея, но удовольствие от процесса вы получите точно.
- Попробуйте ребенка в сфере науки. И малышам, и подросткам нравится что-нибудь смешивать. Выберите в магазине детский набор для опытов или найдите пару несложных экспериментов в сети. Главное, соблюдать правила безопасности и обязательно рассказать об этом ребенку.
- Расскажите о коллекционировании. Вспомните, как сами собирали в детстве фантики, календарики и открытки. Предложите придумать, что можно собирать: монеты разных стран, наклейки или этикетки. Придумайте для коллекции место и систематизацию, а в красивом блокноте можно вести учет.
- Достаньте с антресолей давно купленную систему караоке. Поставьте диск с любыми песнями, возьмите микрофон и пойте. Не бойтесь быть смешным, шутите, балуйтесь, главное – будьте вместе!
- Устройте семейный день приключений. Подготовьтесь, как следует, и организуйте квест. Можно спрятать сладость в шкафу или зарыть клад во дворе, снабдив ребенка несколькими записками и указателями. Вовлеките в игру всех членов семьи. Чем интереснее задания вы придумаете, тем меньше вероятности, что ребенок вспомнит о любимом планшете.
- Попытайтесь заинтересовать ребенка астрономией. Понаблюдайте за звездным небом, покажите знакомые вам созвездия, научите их определять, предложите нарисовать карту звездного неба, поговорите о жизни на других планетах.
- Отыщите на дальних полках настольные игры. Дети с удовольствием поиграют с родителями в Монополию или Лото. Играйте, шутите, но не поддавайтесь! Дети этого не любят.
- Поговорите с ребенком о родственниках. Детям интересно, как звали прабабушек и прадедушек, как они выглядели. Предложите ребенку составить генеалогическое дерево – распечатайте фотографии, рисуйте, клейте, постарайтесь сделать его большим и ветвистым.
- Попробуйте писать смешные истории. Вспомните игру из своего детства, когда участники по очереди пишут фразы, отвечая на ряд вопросов. Прочитайте то, что получилось, вам точно будет, над чем посмеяться!
- Посадите вместе с ребенком растение, а лучше, чтобы он посадил его сам под вашим присмотром. Пусть это будет яблоня возле дома или лимон на окне. Главное, ухаживать за ним и наблюдать, как оно растет. Можно предложить вести дневник, и записывать туда, когда появились первые листочки, плоды или какие сезонные изменения с ним происходят.
- Научитесь делать события из мелочей. Разбудите ребенка рано утром, возьмите термос с горячим чаем и пару бутербродов и отправьтесь встречать рассвет в ближайший парк или даже на балкон. Посмотрите, как встает солнце, поговорите и научите ребенка улыбаться новому дню.
- Заведите семейную традицию, к примеру, субботнее вечернее чаепитие. Найдите новый рецепт и испеките вместе с детьми печенье. Пусть они сами вырезают и лепят, тем интереснее и вкуснее будет его пробовать.
- Запланируйте путешествие всей семьей. Неважно, в другую страну или соседний город. Составьте маршрут вместе с ребенком, отметьте на карте места, которые собираетесь посетить и отправляйтесь в дорогу. Распечатайте фотографии из путешествия, разместите их в небольшой альбом, сделав смешные подписи, чтобы воспоминания остались с вами надолго.
Конечно, все эти идеи требуют от родителей определенных усилий, фантазии и времени. Но это самое малое, чем можно пожертвовать ради детей. Зачастую и взрослым было бы не лишним забыть о планшете или телефоне, а увлечься лепкой, рисованием, пением или просто пообщаться с ребенком и вспомнить, что в жизни есть и другие интересы и ценности.
- В какой кружок отдать ребенка?
Как избавить ребенка от компьютерной зависимости: советы для родителей
Чтобы ограничить время, которое ребенок проводит с гаджетами, и не допустить возникновения зависимости, стоит соблюдать некоторые правила.
Не забывайте, что планшет или телефон не является предметом первой необходимости для малышей. Поэтому совсем не обязательно устраивать ранее знакомство ребенка с ними. Если вы все же хотите, чтобы ваш ребенок рос продвинутым с раннего возраста, покупайте планшет, предназначенный специально для малышей. Но все-таки раньше трех лет этого делать не стоит.
Не заменяйте себя играми на планшете или просмотром мультфильма. Пускай лучше ваша уборка или приготовление еды затянется, но лучше вовлечь и ребенка в этот процесс. Нельзя допускать, чтобы ребенок находился за компьютером или планшетом больше установленных возрастных норм.
Ребенку 5 – 6 лет не стоит находиться за компьютером более получаса в день, в возрасте 9 – 10 лет – не более полутора часов. Также следует приучать ребенка к перерывам каждые 15 минут.
Не следует также давать детям гаджеты перед сном: яркая картинка и мелькание экрана перевозбуждают нервную систему малышей, следствием чего становятся плохой сон и засыпание.
Учитывая все сказанное, родителям остается только сделать выводы и обратить внимание на ребенка. Не стоит запрещать детям пользоваться новинками современных технологий, все-таки это удобно и подчас необходимо. Но также не стоит заменять простое общение электронными друзьями.
Спортивные игры, свежий воздух и совместные семейные развлечения не дадут вашему ребенку стать зависимым от цифровых устройств, а наша статья о том, какие идеи отдыха выбрать для выходногого дня с ребенком, разнообразит ваш досуг.
Советы для родителей "Как отвлечь ребенка от гаджетов"
- Как отвлечь ребенка от гаджетов?
- Советы психолога
Дети в гаджетах, дома, на улице, в школе. Родители бьют тревогу, как отвлечь ребенка от телефонов, планшетов, и увлечь чем-то другим.
А ведь начиналось все с улыбки, весело, восхищались, как быстро ребенок осваивает навыки пользования гаджетами, как хорошо это у него получается… и совершенно не верили и не думали, что ребенок может «зависнуть». Родители бьют тревогу, как отвлечь ребенка от телефонов, планшетов, и увлечь чем-то другим.
1. Устанавливайте правила
Без нашей родительской помощи дети гаджетами не обзаводятся. Покупая, даря ребенку гаджет нужно сразу продумать, обговорить правила пользования устройством. Время, место, что ребенок будет там делать.
Согласитесь, неразумно подарить телефон, а потом запрещать им пользоваться, отбирать, превращать в объект манипуляции.
Вместе с телефоном ребенок должен получать понятные прозрачные правила пользования, которые помогают соблюдать родители.
2. Станьте другом
Чем так привлекательны гаджеты? Гаджет – это партнер по играм. Сколько раз вы отмахивались от: «Мама, давай поиграет!». Детям нужны партнеры для игр, мама, папа, братья-сестры, друзья-товарищи.
У вашего ребенка есть с кем поиграть? А он умеет играть с другими детьми? Если нет, надо этот пробел восполнять. Родителям минут 10-15 в день играть с детьми в живые ролевые игры, в которых он будет общаться и учиться взаимодействовать с партнером.
С гаджетом весело, но с ним не формируются коммуникативные навыки.
3. Предлагайте альтернативу
Хотите отвлечь от гаджетов, предлагайте достойную альтернативу. «Пойди во что-нибудь поиграй!» не годится. Спросите ребенка, что ему примерно так же интересно, как и гаджет. Составьте список. Подумайте, где и как ребенок может реализовать эти интересы.
Создавайте дома коллекцию настольных игр, в которые будет интересно играть всей семьей. Да, пазлы можно и на планшете собирать, но в такой деятельности отсутствует возможность потренировать пространственное мышление, приобщиться к совместной деятельности, пообщаться.
Собирайте библиотеку интересных книг для семейного чтения.
- Увлекательный сюжет многих книг может заменить компьютерную игру!
- 4. Выбирайте правильный контент
Используйте гаджет, как способ провести время с ребенком, не оставляйте его один на один с устройством. Например, можно вместе посмотреть познавательный ролик, мультик на ютубе, а потом обсудить его. Или послушать любимую музыку. Или даже поиграть в какую-то игру вместе.
5. Будьте примером
Сокращайте собственное время, которые проводите с гаджетами. Установите правило, что, например, после 19.00 все члены семьи откладывают электронных друзей, наступает время семейного общения.
Педагог – психолог
Т. В. Лабуткина
Что делать, если ребёнок подсел на видеоигры — Лайфхакер
Я веду онлайн-группы детей 7–10 лет по программированию и видеоблогингу.
В этом возрасте много ребят залипают в играх, так как к началу школьной жизни контроль родителей ослабевает, а влияние сверстников, наоборот, увеличивается.
Если ваш ребёнок младше семи лет, статья поможет подготовиться к этому периоду. Если старше — оглянуться назад и оценить, какие советы ещё не поздно применить.
У меня отучились около 1 000 детей, и примерно половина учеников, которые приходят, — это уже подсевшие на игры ребята. Все рекомендации из этой статьи проверены как на личном опыте воспитания, так и в общении с этими детьми и их родителями.
Для начала выясним, есть ли у ребёнка такая зависимость:
- Он засиживается за играми допоздна, не высыпается, сбивает нормальный режим дня.
- Время, отведённое на игры, ограничено, но ребёнок постоянно просит «добавки».
- Из-за игр страдает учёба. Школьник делает уроки впопыхах, чтобы побыстрее начать играть, и это сказывается на оценках, например, у отличника появляются неожиданные тройки.
- Сокращаются интересы в других областях. Ребёнок бросает все прежние хобби, перестаёт гулять.
Итак, у нас есть ребёнок, который готов играть, пока не отберут мышку. Что может сделать родитель?
1. Не ругать. Не запрещать. Не скандалить
Играющий ребёнок наверняка будет вас раздражать. Даже если вы разрешили ему поиграть, вас будет подмывать сделать замечание в стиле «Зачем ты только на это время убиваешь!» Это заведомо проигрышная тактика: интереса к игре она не убавит, а отношения между взрослым и ребёнком испортит.
На уроке по программированию на Scratch у меня был ученик Лев, буквально помешанный на игре Shadow Fight. Он настолько в неё погрузился, что даже на занятии пытался достать телефон и поиграть. Первые несколько уроков я боролся: просил выключить и даже выйти из класса на 5 минут. Но ничего не помогало: игра поглотила мальчика.
Поэтому я решил пойти другим путём и предложил сделать всей группой игру-файтинг на Scratch. Несколько уроков дети рисовали своих героев, делали озвучку, искали картинки в интернете — процесс захватил ребят полностью. Через месяц самодельный Shadow Fight был готов. И, к моему удивлению, Лев легко переключился на создание другой игры. Так мы преодолели его «зависание» на этой теме.
Это моё учительское наблюдение, но тот же приём вы можете взять на вооружение как родитель. Заход через давление и запрет не сработает. Это лишь создаст стену между вами и ребёнком, и чем он старше, тем быстрее вырастет эта стена.
Если ребёнок уже играет, последнее, что вам нужно делать, — это капать ему на мозги нравоучениями, отбирать компьютер и менять пароли.
2. Составить чёткий договор о времени для игр
Хорошо, ругаться и спорить нельзя. А что тогда делать? Ваша задача как родителя — установить для ребёнка правила, когда и как можно играть. Проще всего договориться о длительности игры: к примеру, 1 час в день за домашним компьютером.
Чтобы не было ситуаций в стиле «Я не знал, что час уже прошёл, поэтому продолжал играть», научите ребёнка ставить будильник на телефоне или заводить онлайн-таймер.
Я в детстве пользовался кухонным таймером, который звенел на всю квартиру, оповещая, что пора освободить компьютер. Мои дети пользуются сайтом OnlineTimer.
Они не играют, но любая работа на компьютере у нас в семье лимитирована: 8-летнему ребёнку полагается 25 минут, 11-летнему — 40 минут. Когда таймер зазвенел, нужно сделать перерыв.
Договор советую дополнить условием:
- «…если сделаны уроки на завтра»;
- «…если мама или папа разрешили»;
- «…если в комнате порядок»;
- «…если вымыта посуда» и подобными.
Однако не заносите все дела по дому в ваш договор, иначе это будет похоже на сказку про Золушку, которой разрешили поехать на бал после невыполнимого объёма работы. Что вам важнее? Уроки на завтра в сочетании с вашим разрешением могут подойти для детей, которые ходят в школу. Порядок в доме — тем, кто учится дома.
И обязательно согласуйте «магическую фразу» с другими взрослыми — супругом, бабушкой. Правила должны быть поняты всеми одинаково, чтобы не было такого, когда добрый папа приходит усталый с работы и всё разрешает, лишь бы дети отстали.
Иногда всё идёт не по плану:
- К ребёнку пришли гости, и они вместе засели играть на 3 часа.
- Ребёнок играет у друзей, потом приходит домой и играет свой разрешённый час.
- Играет на смартфоне в школе.
- Забыл завести таймер и играл 2 часа не вставая.
В таком случае первое, что нужно помнить, — это совет номер один: не ругайте, не запрещайте, не скандальте. Разберитесь, это разовый сбой или ваш договор с ребёнком составлен неудачно? Пересмотреть правила и утвердить заново — это нормальная практика.
3. Предложить полезные компьютерные увлечения
Часто дети, которые «подвисают» на играх, имеют выраженный технический склад ума. Предложите ребёнку современные компьютерные хобби.
Программирование компьютерных игр
По моему опыту этот вариант лучше всего подходит крепко «зависшим». Scratсh — хороший вариант для новичков. Это визуальная среда, где дети учатся программировать, перетаскивая блоки. Первую игру на Scratch можно создать за 20 минут. Что-то посложнее — собрать через 2–3 недели занятий. За пару месяцев можно овладеть хорошим набором инструментов, чтобы сделать любую игру на свой вкус.
Для детей старше 10 лет и с опытом создания игр на Scratch подойдёт среда PyGame для составления игр на языке Python. Следующей ступенью может стать формирование трёхмерных игр в среде Unity.
Как видите, это долгосрочное увлечение: начав с простого, можно постепенно охватывать более сложные инструменты.
Видеоблогинг
Ведение собственного видеоблога на YouTube — это полезное компьютерное хобби для ребят постарше. С девяти лет ребёнок вполне сможет освоить базовые приёмы видеомонтажа.
Выпуск ролика — сложная задача, которая прокачивает технические (съёмка, монтаж), креативные (идеи для видео, постановка кадра) и организационные навыки. Даже если ребёнок не будет вести видеоблог регулярно, это по крайней мере станет прививкой от «зависания» в играх и на YouTube.
По правилам YouTube, заводить свой канал можно только с 13 лет. Дети младшего возраста могут публиковать видео только под вашим контролем.
Однако вне зависимости от того, исполнилось ребёнку 13 лет или нет, расскажите ему про базовые правила безопасности в онлайне: не сообщать никому свой адрес, телефон и информацию о родителях.
Если появляются сомнения, как ответить на комментарий, можно ли снимать свою комнату и что показывать в кадре, пусть ребёнок сначала обсудит это с вами.
Обработка фото
Эта деятельность может заинтересовать ребёнка тем, что в соцсетях он будет выкладывать не однообразные селфи, а красивые отретушированные фотографии. Хороший шанс выделиться из массы одинаковых страничек и начать собирать подписчиков вне круга друзей.
Просто купить книжку «Основы монтажа» и подарить ребёнку — не вариант. Скорее всего, это он забросит сразу. Поэтому подбирайте интересный формат обучения.
По опыту скажу, что детям важны такие вещи:
- Модная тема. Программирование на Scratch лучше, чем на Pascal. Видеоблогинг интереснее основ режиссуры.
- Преподаватель, который может увлечь и не забрасывает скучной теорией.
- Группа ребят — чем больше, тем лучше. В офлайн-кружке будет 5–10 человек, в онлайн-группе может быть 40–50 учеников.
- Регулярные уроки. 2 часа занятий в неделю — оптимальный вариант, чтобы поддерживать интерес и видеть свой прогресс.
4. Следить за собой
Критически оцените своё поведение: как вы обращаетесь с гаджетами? Бывает, что мы требуем от детей избавиться от привычек, которые сами же и демонстрируем. Тревожный сигнал, если вы найдёте себя в одной из ситуаций:
- Не отрываетесь от телефона за едой.
- Не ложитесь спать без четырёх серий любимого сериала или пары успешных рейдов в онлайн-игре.
- Играете на смартфоне в очереди или на обеде в офисе.
В этом случае вам нужно сначала разобраться со своей тягой к гаджетам.
- Как перестать залипать в телефоне по утрам
5. Сменить окружение ребёнка
Если все одноклассники не выпускают из рук смартфоны, ничего удивительного в зависимости от игр нет. А теперь представьте, что ваш ребёнок общается с детьми, которые не залипают в видеоигры, а, например, что-то мастерят. Или собирают головоломки на скорость. Или снимают фильм. В такой среде ребёнок вряд ли станет играть: влияние окружения слишком велико, чтобы выделяться.
Поищите компанию детей, которые собираются хотя бы раз в неделю, общаются и делают что-то совместно. Это может быть:
- Клуб под руководством взрослого. Не кружок, где жёсткое расписание занятий, а именно клуб, куда дети могут прийти на 2–3 часа, чтобы пообщаться с друзьями и поработать над совместным проектом. Например, авиамоделирование ближе по духу к клубу, чем кружок по программированию.
- Компания детей по «некомпьютерным интересам»: настольным играм, головоломкам, занятиям спортом.
- Спортивная секция. В отличие от первых двух вариантов, здесь ребёнок сможет участвовать в турнирах и соревнованиях. Командные виды вроде хоккея или футбола отлично подойдут.
Большой плюс правильной компании — то, что она будет сама регулировать ребёнка. Вам не нужно уговаривать и следить за посещаемостью — он сам будет ходить в клуб или секцию с удовольствием.
6. Придумать семейное хобби
Необязательно отправлять ребёнка подальше от дома, чтобы он забыл про компьютерные игры. Вы можете подобрать такое хобби, в котором тоже будете активно участвовать.
Первый вариант — домашние увлечения. Что-то связанное с рукоделием или моделированием: вязать, валять из шерсти, плести из резинок или бисера, складывать оригами, клеить модели, паять схемы — интересных занятий очень много.
- 25 идей для нового хобби и 50 ресурсов-помощников
Второй вариант — совместные поездки и посещения музеев, парков развлечений, экскурсий. Поручите ребёнку поискать в интернете интересные места, а на себя возьмите организацию семейного мероприятия. Новые впечатления обеспечены.
7. Научить справляться со скукой без помощи игр
Иногда дети садятся за видеоигры, чтобы убить время. Стало скучно — включил компьютер и развлёкся. Хорошо бы научить ребёнка находить себе занятие без гаджетов. Ему самому сложно это сделать, поэтому помогайте на первых порах: «Найди интересную книгу на этой полке, и почитаем вместе», «Выбери настольную игру, и мы в неё поиграем».
Это поможет сделать первый шаг в преодолении скуки. Возможно, в следующий раз скучающий ребёнок начнёт читать, не дожидаясь вас.
Чтобы он каждый раз не мучился с выбором занятия, запишите возможные идеи досуга. Выберите время и составьте с ребёнком список, чем можно заняться, когда стало скучно. Например:
- посмотреть старый фотоальбом;
- сделать упражнения на ловкость с мячом;
- выйти погулять;
- выбрать, куда сходить на выходных;
- придумать, что подарить маме, папе или дедушке на ближайший день рождения;
- написать письмо или позвонить бабушке.
Можно оформить список в виде карты мыслей:
Это были советы родителям детей, подсевших на игры. Если коротко, план такой: не конфликтуйте, введите временные ограничения для игр и помогите с выбором альтернативы. Удачи и понимания вам в семье.