(1820–1871)
Константин Николаевич Лядов был представителем отечественной музыкальной династии. Он появился на свет в Санкт-Петербурге. Его отец – Николай Григорьевич Лядов – много лет возглавлял Петербургское филармонической общество, будучи его директором, а также капельмейстером. В качестве второго дирижера он работал с Катерино Кавосом.
Кроме Константина в семье было еще шестеро детей. Музыкальное образование получили все, и впоследствии все посвятили себя музыке: старший брать Константина – Николай – был виолончелистом, Михаил и Анна – пианистами, Александр – дирижером бального оркестра, а Владимир и Елена – хористами в оперных театрах.
Но самым музыкально одаренным из детей Николая Петровича был Константин. Будучи шестым ребенком в семье, он наблюдал за музыкальными занятиями старших, а с семилетнего возраста обучался игре на фортепиано, а также на скрипке.
Отец часто брал его на репетиции, благодаря этому мальчик знакомился с оркестровыми инструментами, наблюдал за работой дирижера.
Когда Константину было одиннадцать лет, отец его умер.
Семья оказалась в бедственном положении, домашнее обучение стало невозможным, и Константин вместе с братом и сестрой поступил в Императорское театральное училище, где наставником Константина был Карло Солива – итальянский композитор и музыкальный педагог, который на протяжении девяти лет – 1832 года по 1841 – жил и работал в Российской империи.
В годы учебы Лядов проявил композиторскую одаренность, в последние два года перед выпуском писал музыку к спектаклям. В 1839 году была поставлена его оперетта «Дочь бургомистра», в 1840 – водевили «Он за всё платит», «Деньги, или Столичное житье» и «Габриель, или Адъютант», а также оперетта «Макар Алексеевич Губкин».
Завершив учебу в 1841 году, Константин Лядов стал оркестрантом, а через несколько лет работы – в 1850 году – он занял в Русской опере должность капельмейстера. В этом качестве он трудился последующие двадцать лет.
Под руководством Лядова состоялись мировые премьеры целого ряда опер русских композиторов, среди которых – «Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского, «Рогнеда» и «Юдифь» Александра Николаевича Серова. Однако Лядов был не только оперным дирижером, но и симфоническим.
Под его управлением впервые прозвучали такие произведения, как «Симфоническое аллегро» Антона Селиверстовича Гусаковского, Первая симфония Николая Андреевича Римского-Корсакова, фрагменты из оперы Цезаря Антоновича Кюи «Кавказский пленник», несколько произведений Милия Алексеевича Балакирева – музыка к трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир», Увертюра на темы трех русских народных песен, «Грузинская песня». Стараниями Лядова преодолевалось пренебрежительное отношение к отечественной опере, существовавшее тогда в России. Но не только творения русских композиторов исполнялись под управлением Константина Николаевича – именно он осуществил российскую премьеру «Лоэнгрина» Рихарда Вагнера (это постановка была особенно важна потому, что она стала первым знакомством отечественной публики с творчеством Вагнера).
Наряду с дирижерской деятельностью Лядов занимался и преподаванием, правда, недолго. Он работал в первой отечественной консерватории, открывшейся при Русском музыкальном обществе.
Достоверно неизвестно, почему он согласился преподавать – предположительно, причиной было то, что Константин Николаевич остро нуждался в деньгах. Преподавал он там всего два года, но за это время у него было шесть десятков учеников.
Значение этой стороны деятельности Лядова было тем более велико, что в то время учиться в консерваторию приходили не только те, кто намеревался стать профессиональным музыкантом, на такое обучение возникла своеобразная мода, так что учились там даже не самые молодые люди.
Примечательно, что среди учеников Константина Лядова числился Федор Михайлович Достоевский (писателю был в то время 41 год), а также его брат Михаил.
Дирижерская карьера Лядова завершилась в 1869 году. В его прощальный бенефис была представлена опера Шарля Гуно «Фауст». В 1871 году Константин Николаевич скончался.
Композиторское наследие Константина Лядова невелико и частично утрачено. В первую очередь это касается бальных танцев, которые он создавал для своего брата Александра Николаевича – дирижера бального оркестра.
В большинстве своем эти произведения не были опубликованы, переписывались различными дирижерами от руки, многие из них были утеряны. Другие же сочинения Лядова были забыты после его смерти.
Уже в XXI столетии в архивах Санкт-Петербургской консерватории был обнаружен ряд произведений Константина Лядова: обработки русских народных песен «Лучинушка», «Ах вы, сени» и «Вспомни, мой любезный», Фантазия на цыганские песни для виолончели и фортепиано, Фантазия на русскую тему для оркестра с хором. Перу композитора принадлежит балет «Две волшебницы», ряд фортепианных сочинений и романсов.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Академик Лядов рассказал о реабилитации после рака — МК
В ХХI веке рак все чаще называют хроническим заболеванием: при многих видах онкологии уже придуманы различные методики, не только улучшающие прогноз пациентов, но и дающие надежду на выздоровление. Поэтому проблема реабилитации пациентов после онкологических заболеваний все чаще обсуждается в мире.
В России это направление медицины только начинает развиваться. О том, что такое онкореабилитация, кому она нужна и как изменились представления о том, что можно пациентам после рака, а чего нельзя, в эксклюзивном интервью «МК» рассказал известный хирург и реабилитолог, академик РАН Константин Викторович ЛЯДОВ.
— Константин Викторович, можно ли сказать, что у нас в стране есть реабилитация онкологических пациентов?
— Она существует в России. В новых клинических рекомендациях по лечению онкозаболеваний она выделена отдельным разделом. Определены методики, которые разрешены, их довольно много.
Проблема в том, что долгие годы эта тема была по-другому представлена — и у нас выросли поколения врачей (онкологов, реабилитологов и пр.), которые считают, что одно лишь наличие онкозаболевания у человека — это уже противопоказание для многих видов физиопроцедур.
И вот сейчас получается, что методы реабилитации при злокачественных опухолях узаконены и содержатся в инструкциях Минздрава, но большинство врачей пока не готовы к тому, чтобы принять это и поменять свое мировоззрение.
Понять, что электро-, магнитотерапия, некоторые виды лазерного излучения, даже массаж и санаторно-курортное лечение показаны для некоторых видов онкологии, а не противопоказаны.
— Это касается лишь некоторых видов онкологии?
— Большинства. Практически для лечения всех онкозаболеваний есть разделы «реабилитация», и зачастую начинать реабилитацию нужно уже во время лечения, что тоже вызывает вопросы у коллег и пациентов. Еще когда пациент со злокачественным новообразованием проходит лечение, оно вызывает побочные эффекты, нарушается качество жизни.
Иногда терапию приходится отменять в связи с тем, что пациент не может перенести лечение. И задача реабилитолога — сделать так, чтобы пациент комфортно перенес лечение. Нам приходится объяснять и пациентам, и коллегам, что не нужно терпеть, надо обращаться к реабилитологам.
Но в практике нередко встречаются случаи, когда, например, пациент читает в Интернете: лазер противопоказан при раке. И сразу возмущается: вы хотите меня убить?! Приходится объяснять, что сегодня используются новые методики низкоинтенсивного лазерного излучения, которые разрешены официально. Но пациенты не верят — и отказываются.
В результате методики есть, разрешены, но их применение связано с целым рядом трудностей как у врачей, так и у пациентов, которые пользуются устаревшей, непроверенной информацией. В результате люди страдают.
— Есть ли методики, снижающие количество побочных эффектов проводимого лечения, например химиотерапии?
— Да, конечно. Например, во время химиотерапии нередко нарушается чувствительность пальцев ног и рук.
На ранних стадиях лечения очень хорошо помогает транскраниальная магнитная стимуляция, или тренировка баланса, что восстанавливает чувствительность лучше, чем прямая электростимуляция, если вовремя обратиться к специалисту, а не доводить до ситуации, когда больной уже чашку в руках держать не может. Для улучшения общего статуса, снижения отеков помогает магнитная терапия. Лечебная физкультура внесена, наконец, в рекомендации по реабилитации таких пациентов. При этом реабилитация начинается не только во время и после, но и в ходе подготовки к лечению. И наша задача — информировать пациентов, что не надо терпеть, а надо обратиться к специалистам, которые им помогут восстановиться после лечения, и обратиться надо еще до начала лечения.
— Какие еще эффективные методы восстановления онкопациентов существуют сегодня?
— Например, пациенты с раком молочной железы, предстательной железы, прямой кишки, малого таза нередко сталкиваются с лимфостазом — рука или нога увеличиваются в объеме, ограничиваются движения, появляются боли.
Все это снимается прессотерапией, электростимуляцией, лечебной физкультурой — качество жизни таких пациентов значительно улучшается. И сегодня онкопациенты должны понимать, что качество их жизни должно быть достойным. Восстановить лимфоотток полностью невозможно, но улучшить качество жизни мы вполне можем.
У ряда пациентов после лечения возникают такие интимные проблемы, как недержание мочи, эректильная дисфункция. И им тоже можно помочь.
— Куда должны обращаться такие пациенты?
— В центры реабилитации, которые специализируются на коррекции последствий лечения онкозаболеваний. Согласно порядкам оказания медпомощи по профилю «онкология» в каждом онкодиспансере должно быть учреждение онкореабилитации. Но на практике они есть не везде.
— Как преодолеть этот дефицит?
— Никто из онкологов не возражает и не выступает против, мы регулярно общаемся с коллегами. Посещаем города России, проводим образовательные мероприятия, стараемся переобучить, изменить психологию врачей. И СМИ должны подключаться — чтобы пациенты искали такие организации.
Количество пациентов, нуждающихся в такой помощи, огромно. Конечно, не при каждой операции, не при каждой опухоли требуется активная реабилитация. Но, повторяю, при большинстве.
Например, после удаления желудка развивается расстройство электролитного обмена, которое может привести к нарушению ритма сердца. И надо обратиться не только к кардиологу, но и к реабилитологу, который вовремя поймает нарушения.
Реабилитация онкобольных — очень большое направление, многопрофильное. И сейчас мы получили большое количество разрешенных и доказанно безопасных методик, которые можно применять даже в процессе лечения.
— Если проводить реабилитацию, насколько быстро после лечения пациент может вернуться к повседневной жизни?
— По-разному. Если мы во время лечения скорректируем все побочные эффекты, то завершение лечения практически и означает возвращение человека к нормальной жизни. Но если человек терпит эти побочные эффекты и пытается бороться сам, все может сложиться с разными сценариями.
У нас были пациенты, которых приходилось после курса лечения госпитализировать с кардиопроблемами, с нарушением работы ЖКТ, на восстановление которых требовалось месяца 2–3.
Большинство, конечно, не нуждается в дальнейшем стационарном лечении, но качество их жизни неудовлетворительное.
- — Онкореабилитация входит в ОМС?
- — Да, весь основной объем помощи предоставляется по полису ОМС.
- — Насколько доступны сегодня такие виды помощи?
— Дефицит, к сожалению, велик. В федеральных центрах есть такие отделения, но во многих областных, городских диспансерах — нет.
— Но кабинеты физиотерапии же есть везде?
— Да, они есть. Даже по правилам оснащения онкодиспансера в них должны быть представлены и физиотерапия, и все перечисленные методики; должно быть отделение медицинской реабилитации. Если его нет, это вопрос к руководству региона, местному минздраву и главврачу учреждения.
— Теоретически можно ли направить онкопациента к районному физиотерапевту в поликлинику?
— Если он знает, что нужно делать, если физиотерапевт грамотный, он сможет помочь пациенту. Но, к сожалению, к онкологии большинство физиотерапевтов нашей страны не готовы.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы онкологической реабилитации в здравоохранении РФ?
— Огромный интерес мы видим у онкологов. Может, причина того, что пока эта служба у нас не получила развития, в том, что запоздали клинические рекомендации.
Но сейчас, после их выхода, такие отделения стали появляться активнее, стало понятно, что они разрешены, и ситуация будет меняться к лучшему.
Я везде вижу большой интерес и желание начать это делать, в том числе в регионах. Поэтому перспективы, на мой взгляд, хорошие.
Как медицинские светила ищут пути трудоустройства своих детей
Именно в сфере здравоохранения, особенно в медицинских центрах федерального подчинения, таких «трудовых династий» оказалось больше всего. При лояльном отношении регуляторов у родственников вроде бы появляется шанс сохранить свои рабочие места. Правда, некоторым из них теперь грозит разбирательство иного характера – темой медицинских академиков заинтересовалась прокуратура.
Борьба с коррупцией в нашей стране традиционно ведется без спешки.
Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году, постановление правительства, описывающее, кому именно и что именно нельзя делать – в 2013-м, а внесенные в пункт 3 этого постановления поправки, запрещающие «осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства… с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому», вступили в силу летом 2016 года.
Наконец, 9 декабря заместитель министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников разослал в подведомственные учреждения письмо, в котором, в частности, говорилось: «поскольку руководителю подконтрольны абсолютно все работники вверенной ему организации, единственной мерой по соблюдению запрета, установленного пунктом 3 постановления, является увольнение родственников (свояков)».
В случае неповиновения руководителям медучреждений пообещали увольнение «в связи с утратой доверия». Сроку на исполнение циркуляра было дано немного – всего неделя, до 16 декабря 2016 года.
В этот же день, по информации Vademecum, в Минздраве прошло совещание, на котором медицинским чиновникам еще раз напомнили о невозможности работать вместе с родственниками в одном медучреждении.
Самые дисциплинированные распоряжение головного ведомства исполнили – к 21 декабря с должностей в структурах Минздрава уволились как минимум три человека.
Покинул свой пост заместитель директора по научной работе Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии Алексей Кубанов, чья мать возглавляет центр.
Ушла с должности научного сотрудника Российского кардиологического научно-производственного комплекса Ольга Чазова, поскольку исполняющей обязанности директора комплекса значится ее мать Ирина.
Свое увольнение 21 декабря лично подтвердил корреспонденту Vademecum директор Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Константин Лядов, чей сын Владимир остался заведовать отделением онкологии в том же учреждении. Ответившего за сына отца 12 января на директорском посту сменил завкафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Игорь Никитин.
Иначе поступил директор Российского онкологического научного центра (РОНЦ) им. Н. Н. Блохина академик РАН Михаил Давыдов-старший, чей 31-летний сын Михаил Давыдов-младший возглавляет НИИ клинической онкологии в том же РОНЦ.
Увольняться или собственноручно увольнять сына Михаил Давыдов-старший не стал. В декабре 2017 года источники Vademecum в Минздраве и РОНЦ подтвердили, что Давыдов-старший начал обсуждение ситуации «на уровне замминистра здравоохранения».
Напряжение вокруг родственной темы нарастало, и в дело пришлось вмешаться министру.
«С нами тогда это постановление [о запрете совместной работы с родственниками в федеральных учреждениях. – Vademecum] не согласовывалось, и оно было для нас такой же неожиданностью, как для всех.
Министерство рассмотрело его подробно, мы обратились в правительство с письмом… что, может быть, не надо столь огульно это правило распространять на всех родственников, а говорить о невозможности занятия должностей, связанных с административно-хозяйственной, управленческой функцией, не должно быть закупок, не должно быть кадровой политики, не должно быть отношения к заработной плате», – заявила Вероника Скворцова, добавив, что предложение пересмотреть запрет «поддерживается многими».
В пресс-службе правительства факт получения обращения подтвердили: «Данный вопрос [пересмотр положений постановления. – Vademecum] рассматривается Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке».
Возможно, отцу и сыну Давыдовым удастся сохранить свои посты в РОНЦ, однако именно им опасность теперь грозит с другой стороны.
Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить выборы в РАН на предмет конфликта интересов.
Как рассказал Кабанов VM, он обратил внимание на то, что среди новых членов РАН, избранных 28 октября, оказалось 13 родственников именитых академиков, занимающих руководящие должности в медицинских учреждениях.
В частности, стал в тот день членом-корреспондентом РАН и Михаил Давыдов-младший.
Кирилл Кабанов 18 января подтвердил Vademecum, что Генпрокуратура по его обращению проверку уже начала.
Как сообщалось ранее, рассмотрение в Государственную думу внесен законопроект, который предлагает установить возрастной порог в 65 лет для руководителей медицинских организаций и их замов. Подробнее читайте: В Госдуме предложили ликвидировать пожилых руководителей больниц.
Инсульт — болезнь молодых
Максим Меркулов: Инсульт – серьёзный удар как для самого пациента, так и для его родных.
К сожалению, в наше время эта болезнь всё чаще поражает молодых, она даже получила неофициальное название – «инсульт 40-летних».
Так почему нарушается кровоснабжение головного мозга? Как после инсульта вернуться к нормальной жизни? И главный вопрос: что делать, чтобы предотвратить повторение болезни?
- ПРОФАЙЛ
- Максим Меркулов: Константин Викторович Лядов – хирург, реабилитолог, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, член рабочей группы по кардиореабилитации Европейского общества кардиологов, заслуженный врач Российской Федерации.
- Константин Викторович, здравствуйте!
- Константин Лядов: Здравствуйте!
- Максим Меркулов: Скажите, что такое инсульт и каковы причины этого заболевания?
Константин Лядов: Инсульт или нарушение мозгового кровообращения – это заболевание, связанное либо с нарушением притока крови к мозгу, это ишемический инсульт, либо кровоизлияние в мозг, когда разрываются сосуды, расположенные в головном мозге, и кровь попадает непосредственно в мозговую ткань.
Отсюда входят сосуды в головной мозг, и если есть какое-то препятствие, чаще всего – это атеросклеротическая бляшка, то наступает нарушение кровоснабжения, и какая-то из зон головного мозга перестаёт снабжаться кровью и, соответственно, перестаёт как получать сигналы внешней среды, так и управлять некими функциями организма.
Либо другой вариант: какой-то из сосудов, находящийся в толще мозговой ткани, по каким-то причинам, это может быть даже врождённое состояние сосудистой стенки, которое через 20-30-40 лет жизни реализуется разрывам, и тогда наступает кровоизлияние – кровь поступает в мозговую ткань и тоже нарушает деятельность участка мозга – это паралич, то есть паралич половины тела, нарушение речи, нарушение координации, нарушение движения.
Максим Меркулов: Скажите, я вот как раз хотел спросить про факторы риска, то есть из-за чего это всё происходит? Вы говорите, это может быть наследственное и что ещё?
- Константин Лядов: Основная причина инсульта – это, конечно, атеросклероз, это атеросклеротическое поражение сосудов, подходящее к головному мозгу, питающее головной мозг.
- Максим Меркулов: И от чего это зависит, что этому может способствовать?
- Константин Лядов: К сожалению, избыточный вес, к сожалению, гиподинамия, которая сейчас является болезнью общества, поскольку мы мало двигаемся, мы много сидим на работе в офисе, другая цивилизация, другие потребности, здесь очень важно ещё здоровым людям обращать внимание на некие предвестники.
- Максим Меркулов: И что это может быть?
- Константин Лядов: Это могут быть какие-то непонятные эпизоды головокружения, пусть даже невыраженного: если вдруг на фоне, как вам кажется, полного здоровья почему-то покачнулись, и потом всё восстановилось, голова закружилась – не нужно думать, что это связано с магнитным полем, а нужно идти к врачу и делать такое исследование, как дуплексное сканирование головного мозга, когда мы точно смотрим, есть ли бляшка, и если просвет сосуда сужен не очень сильно, то эту ситуацию можно предотвратить.
- Максим Меркулов: А что такое дуплексное сканирование?
- Константин Лядов: Ультразвук.
- Максим Меркулов: А, ультразвук.
- Константин Лядов: Ультразвуковое исследование.
- Максим Меркулов: А как понять, когда у твоего близкого человека случился инсульт, по каким причинам?
Константин Лядов: Если вдруг вы увидели, что чуть-чуть повисла носогубная складка – нужно идти к врачу. Головокружение, изменение геометрии лица, нарушение речи – это то первое, на что нужно обращать внимание.
- Максим Меркулов: Я правильно понимаю, что в этот момент нужно обязательно бить тревогу и не обращать внимание на разговоры о том, что неважно, всё пройдёт, всё будет хорошо?
- Константин Лядов: Абсолютно правильно.
- Максим Меркулов: Нужно идти к врачу?
- Константин Лядов: Нужно идти к врачу.
- Максим Меркулов: Есть какие-то современные методы лечения инсульта?
- Константин Лядов: Да, конечно, во-первых, революционные методы, которые позволили значительно улучшить прогноз ишемического инсульта – это тромболизис, то есть специальный препарат, который вводится в сосудистое русло и растворяет тромб, севший на эту бляшечку.
- Максим Меркулов: Это как-то через шприц, простите?
Константин Лядов: Через шприц, через сосуд – специальные методики, это сейчас делается даже в машине скорой помощи, то есть, если в первые 3 часа этот препарат вводится, то результаты восстановления, результаты лечения гораздо лучше. Технологии идут вперёд, и появляются новые технологические возможности: можно это бляшку-тромб вообще удалить из этого сосуда, точно так же как мы удаляем, предположим, из но, точно так же удаляется из сосудов головного мозга.
- Максим Меркулов: Я просто не очень в курсе, это хирургическим путём делается?
- Константин Лядов: Эндоваскулярным, эндоваскулярная так называемая хирургия.
- Максим Меркулов: С этим я знаком.
- Константин Лядов: Когда в сосуд вводится специальный инструмент, подводится к этому месту и удаляется эта бляшка: если мы в 3 часа успели, то мы можем почти гарантировать очень хорошее и быстрое восстановление, если не успели, тоже нужно стараться, но результат уже будет хуже.
Максим Меркулов: Скажите, сколько времени нужно на реабилитацию? Давайте Вы нам всё расскажите и покажите.
Константин Лядов: С удовольствием.
Максим Меркулов: Я смотрю, Вы пришли не с пустыми руками, тут лежат какие-то технологические вещи, мне, конечно, как мальчишке хочется сразу потрогать. Расскажите, что это?
Константин Лядов: Лучше, может быть, этим никогда не пользоваться, но тем не менее сейчас реабилитация в принципе – это очень высокотехнологичное направление, это уже не только работа инструктора, который помогает что-то делать. Стандартные вещи – это дорожки, это специальные приборы, которые восстанавливают ходьбу.
- Максим Меркулов: И это всё помогает?
- Константин Лядов: Это всё необходимо для того, чтобы восстановить функции.
- Максим Меркулов: Это непросто какой-то фитнес-центр?
- Константин Лядов: Это непросто, это реабилитационный зал, потому что если человек, предположим, может уже ходить, но может ходить по дорожке, а если нога ещё слегка парализована, он не может её разогнуть, поэтому специальная траектория движения по этим пластинам, в зависимости от того, на какой уровень человек может разогнуть ногу, даются некие ограничения, потому что иначе мы можем получить осложнения.
- Максим Меркулов: И обязательно под присмотром.
Константин Лядов: Под присмотром и с обратной связью, то есть пациент может контролировать правильность выполнения упражнения и у него есть некие на экране параметры, которые он должен достигнуть, собственно, какое должно быть движение. Современные роботизированные технологии – это было несколько предыдущее слово, то с чем я пришёл, это уже совсем современные подходы к нейрореабилитации.
- Максим Меркулов: Расскажите, что это такое?
- Константин Лядов: Это так называемый интерфейс «мозг-компьютер», то есть, когда мы с помощью специальной гарнитуры…
- Максим Меркулов: Это для головы, да?
- Константин Лядов: Это для головы, она может быть надета на голову.
- Максим Меркулов: Давайте я попробую, вот так?
- Константин Лядов: Да.
Максим Меркулов: Я чувствую, как будто я попал в фильм «Кин-дза-дза!».
- Константин Лядов: Примерно так, и когда соединяется с этим замечательным…
- Максим Меркулов: Аппаратом.
- Константин Лядов: Помощником.
- Максим Меркулов: А это уже рука?
- Константин Лядов: Это уже рука.
- Максим Меркулов: Это уже некий робот.
Константин Лядов: Снимаются сигналы желаний человека, посыл, что он хочет согнуть кисть, и аппарат помогает человеку согнуть кисть и, соответственно, восстанавливать силу, при инсульте часто нарушается проведение сигналов, и поэтому человек хочет, а сигнал не проходит – рука начинает висеть. Если раньше мы просто помогали человеку с помощью неких роботов, то сейчас мы пытаемся понять желания человека.
- Максим Меркулов: Давайте я попробую, то есть вот это взаимосвязь руки и головы, она поможет мне восстановить эти связи, да?
- Константин Лядов: Да, она поможет Вам восстановить связи.
- Максим Меркулов: Каким-то образом это проходит…
- Константин Лядов: Да, и когда Вы хотите согнуть руку…
- Максим Меркулов: Это как-то вот так соединяется…
- Константин Лядов: Да.
- Максим Меркулов: Это, видимо, вешается на какой-то корсет?
- Константин Лядов: Естественно, ну, скорей всего, на стол ставится, и человек сидит при этом, и когда есть Ваше желание, и прибор начинает вместе с Вами работать – помогать Вам сгибать.
Максим Меркулов: Только по моему желанию? Он сам ничего не делает?
- Константин Лядов: Да, он сам ничего не делает.
- Максим Меркулов: Это мне надо силой мысли, грубо говоря, заставить мои пальцы двигаться?
- Константин Лядов: Да.
- Максим Меркулов: Вот это с ума сойти!
- Константин Лядов: Вот это современная нейрореабилитация.
Максим Меркулов: Давайте положим на место это чудо техники. И сколько нужно времени, чтобы реабилитировать с помощью этого устройства или всех упражнений?
- Константин Лядов: Вы знаете, от нескольких недель до лет.
- Максим Меркулов: До лет?
- Константин Лядов: Да.
Максим Меркулов: От чего это зависит? От тяжести?
Константин Лядов: Вернёмся к тому, насколько быстро мы успели обратиться к врачу.
Максим Меркулов: Насколько быстро среагировали…
Константин Лядов: Насколько вовремя среагировали на самые первые симптомы. Программы, которые разрабатываются в стране последние годы, даже десятилетия, я бы сказал, последние 10-12 лет: сосудистые центры, центры по лечению инфарктов, инсультов позволяют практически во всех регионах страны получить помощь быстро, здесь очень важно быстро обратиться.
- Максим Меркулов: Вы знаете, мне кажется, что после такого удара для организма есть ещё психологический барьер, после которого… это ведь может настигнуть здорового человека, который не чувствовал никаких симптомов, либо не обращал на них внимание, и вдруг ба-бах – на него это всё свалилось: он практически остаётся обездвиженным, наполовину онемевшим, не умеет ни говорить, ничего, дальше – реабилитация, наверно, есть ещё психологические курсы помощи?
- Константин Лядов: Не только пациентам, но и его близким, потому что нам же надо работать ещё и с близкими.
- Максим Меркулов: Чтоб понимание было.
- Константин Лядов: И понимание и помощь, потому что с самим пациентом мы работаем и работаем над мотивацией к реабилитации, над осознанием проблемы и то, что мы должны побороть эту проблему, а родственники, как правило, делятся на 2 группы: первые, которые считают, что это нужно заставить работать как можно сильнее, а вторая, которая говорит: «Нет-нет, не трогайте нашего близкого человека, пусть он лежит».
Максим Меркулов: Пусть полежит, пускай отдохнёт – нет, мы лучше там отдохнём, а здесь что требуется делать родственникам? Они проходят курсы, проходит ли какая-то реабилитация дома или это нужно делать только в медучреждении?
Константин Лядов: Реабилитация инсульта сейчас – это удел, с моей точки зрения, специализированных отделений или центров, где есть и школа для пациентов после инсульта и школа для родственников этих пациентов, где мы объясняем, как работать, что можно делать с пациентом, что можно ему позволить.
Домашняя реабилитация постинсультного больного – обоюдоострое оружие: с одной стороны, хочется быстрей восстановиться, но нужно контролировать частоту пульса, давление, не допустить осложнений, поэтому говорить о какой-то интенсивной домашней реабилитации я бы не стал, общий принцип дома – здоровый образ жизни, а вот какие-то реабилитации – всё-таки только под контролем специалиста, слишком опасное заболевание и слишком опасен риск повторного инсульта. В последние, наверно, больше 10 лет действительно реабилитация входит всё более широко в программу государственных гарантий и сейчас действительно практически в любом регионе можно эту помощь получить.
- Максим Меркулов: Дайте нам совет, нам, нашим телезрителям, всем: что нужно сделать, чтобы не допустить этого заболевания?
- Константин Лядов: Советы общие как для любого сосудистого или сердечно-сосудистого заболевания – это здоровый образ жизни, правильное питание, дозированные и грамотные физические нагрузки, потому что ни в коем случае….
- Максим Меркулов: Не экстремальные.
Константин Лядов: Я не призываю пойти бегать или заниматься каким-то спортом, для того чтобы избежать инсульта, но не сидеть постоянно на диване, не пить, неважно, чай это или пиво, смотреть телевизор, читать книжки – это как раз путь к инсульту.
И всё-таки – это обследование: диспансеризация сейчас ежегодно входит в программу госгарантий, не нужно упускать этого, нужно ходить к врачу, нужно проверять себя, потому что зачастую можно увидеть ситуации, когда мы с помощью современных методов поможем полностью избежать инсульта.
Максим Меркулов: Если что-то возникает, не спускать всё на наш русский авось.
Константин Лядов: Не спускать на русский авось и опять же идти к врачу.
Максим Меркулов: Спасибо Вам за содержательный ответ, за Ваши советы! Давайте менять историю болезни на историю здоровья. Это был «Медосмотр».
Интересные факты из жизни А.К. Лядова — кратко
Замечательные факты о замечательном композиторе.
ВведениеАнатолий Константинович Лядов – мастер музыки, талантливый исполнитель и композитор, увековечивший свое имя в истории русского искусства.
Он сочинял нечасто и понемногу, не оставил после себя симфоний или опер, но, тем не менее, встал в один ряд с такими мэтрами, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Глазунов.
Каждое творение Лядова – изысканный и утончённый деликатес, в который он вложил частичку своей души.
Творчество, быт и судьба Анатолия Лядова заслуживает внимания не только профессиональных музыкантов, но и тех, кто просто неравнодушен к культуре и искусству. В статье собраны самые интересные факты из жизни маэстро.
Прирожденный, но немного ленивый музыкант. Будущий композитор появился на свет 30 апреля 1855 года в семье Константина Лядова – известного дирижера и пианиста.
Наследственность дала о себе знать: уже в пять лет мальчик получал уроки музыки, а в 1870 году был принят в Петербургскую консерваторию, где занимался по специальности скрипки и фортепиано, а в последствие и по классу теории под руководством Римского-Корсакова. Однако, трудолюбие не было сильной стороной Анатолия.
Лядов перестал появляться на занятиях и экзаменах, а затем был исключён за неуспеваемость. В дальнейшем Анатолий восстановился и закончил обучение с отличием.
Разносторонний и одаренный
Анатолий Лядов был не только талантливым сочинителем. В полной мере проявился в нем исполнительский дар, хотя сам Анатолий Константинович, не считая себя мастером, никогда не давал публичных концертов.
Еще одним увлечением музыканта стало изобразительное искусство. Лядов часто рисовал для своих детей и создавал даже маленькие выставки своих собственных картин.
Также композитор писал стихи, многие из которых сохранились и по сей день.
Любовь – это для двоих
Никто и никогда не мог сказать что-либо о личной жизни Лядова: здесь он был замкнут и предпочитал не открывать подробностей. В 1884 году он в секрете даже от самых близких друзей женился на Надежде Толкачевой, которая стала его спутницей на всю оставшуюся жизнь и подарила ему двоих детей.
Феноменальная память
Работая в Мариинском театре, Константин Лядов нередко брал с собой сына на представления. Мальчику было интересно запоминать, а затем и воспроизводить целые партии артистов. Кроме того, порой он даже играл на самой сцене в качестве статиста.
Особенность творчества
При большом разнообразии творчества, во всех, за редким исключением, произведениях композитора можно наблюдать общие черты: довольно короткая длительность, зачастую в 3-5 минут, ведущая роль фортепиано. На вопрос о лаконичности его творений Лядов отвечал, что просто не может выдерживать музыку дольше 5 минут.
Глубокие переживания
Друзья и знакомые маэстро нередко замечали, что тот весьма мрачен и пессимистичен, всегда готовится к неприятностям и трудностям, ожидает печального конца. Похоже, композитор так и не смог побороть привычку давать свободу тяжелым мыслям.
Лень или кропотливая работа?
Все знали Лядова как весьма ленивого человека. Композитор писал гениальные произведения, но делал это редко.
Однажды Сергей Дягилев заказал Лядову музыку к балету «Жар-птица». Казалось, известный своей тягой к фольклору композитор подходит для этого как никто другой. Однако, Лядов крайне долго тянул с работой и на один из многочисленных вопросов Дягилева ответил: «Не волнуйтесь, про вас я не забыл. Я уже закупил нотную бумагу.»
Знаменитая «Баба Яга», которую Лядов начал сочинять в 1881 году, увидела свет лишь в 1904. Что же являлось причиной такой нерасторопности? Ответ прост: немного лени и весьма серьезные материальные затруднения.
Талантливый читатель
Лядов обожал чтение и часто жаловался, что на это занятие у него просто не остается времени. Наиболее любимыми его авторами стали Достоевский и Чехов, однако о творчестве Толстого и Горького композитор отзывался весьма нелестно.
Заключение
Анатолий Константинович Лядов не нес в себе неиссякаемого источника энергии, не стремился к немедленной, сиюминутной славе. Свои немногочисленные, но бесподобные произведения он всегда кому-то посвящал. Эти творения создавались для людей, с душой и старанием. Пожалуй, именно это и является главным достоянием мастера. Тем самым, которое его обессмертило.
Русская музыка: какая она? Сказочник Анатолий Лядов
Да, если сравнивать с титанами, то придется признать, что Анатолий Лядов написал не так много. Но где эта грань и неписанные правила и, наконец, сколько требуется ненасытному человечеству, чтобы тебя записали в гении?
«Я ведь просто Лядов. Только музыкант Лядов. И хочу жить в сказке. А остальное всё мне чуждо, к моему стыду».
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Санкт-Петербурге. Середина 19 века — эпоха полного расцвета русской музыки.
Семья, в которой родился Лядов, принадлежала, возможно, к первой в России профессиональной музыкальной семье (и по отцу, и по матери). Дирижеры, педагоги, певцы — до полутора десятка членов семьи, деды, дяди, сестры были связано с музыкальным искусством. Шансов у ребенка остаться вне музыки не было.
Однако мать умерла, когда Лядову исполнилось 6 лет. Это всегда очень серьезное событие и, как правило, отражается на дальнейшей жизни. Возможно, та постоянная творческая рефлексия, неуверенность в себе (то, что многие считали ленью) и были отголосками страшной детской травмы.
В 11 лет Лядов поступил в консерваторию (на почетную персональную стипендию в честь отца) и жил уже вне родительского дома. Возможно, некоторые особенности характера проявились уже тогда. «На экзамен не явился» — вот и отчисление, выгнали за прогулы.
«Неразлучные друзья А. К. Лядов и Г. О. Дютш, мои талантливые ученики по консерватории, совсем юные в то время, заленились невозможным образом и совершенно прекратили посещать мой класс. Ректор, переговорив со мною и увидев, что с ними слада нет, решился их исключить…» (Н. Римский-Корсаков)
Восстановиться получилось только через 2 года. Лядов продолжил учиться у Н.А. Римского-Корсакова, хорошие отношения с которым поддерживал всю жизнь.
«Пришел Корсаков и наговорил мне столько приятного… „Вы только один можете написать настоящую русскую музыку. Только вы понимаете настоящий русский стиль“. Похвала — воздух в котором расцветают розы добродетели. Похвала меня не портит, я становлюсь лучше…», — Лядов.
Мне вообще кажется, что похвала не способна никого испортить.
А дальше Анатолий Лядов остался преподавать в той консерватории, из которой его за прогулы отчислили, и работал там всю жизнь.
При этом надо сказать, что этот скромный человек был способен на Поступок: когда Римского-Корсакова отстранили от работы за выступление в защиту прав учащихся в 1905 году, Лядов тоже ушел в знак протеста.
И вернулся только тогда, когда Римского-Корсакова восстановили на работе.
Лядов жил в том ритме, в котором ему было удобно, писал так медленно и сосредоточенно, как считал нужным, и с живым интересом относился к тому, что его окружало.
«Жив, здоров, много читаю, мало сочиняю, порядочно скучаю и медленно умираю».
Древность, предания, сказка — главная сфера интересов композитора. А это значит, что интерес к фольклору обязательно проявляется и в музыке. Нужно напомнить, что 19 век — время собирания фольклора.
Лядов сам по поручению Императорского географического общества занимался обработкой народных песен, собранных в экспедициях. «Фольклорные интонации» слышны и в его музыке.
Что лишний раз подчеркнуло ту самую живописность, картинность и образность его произведений.
Лядов — один из самых блестящих колористов в музыке. Если сравнивать его музыку с живописью, то сразу вспоминается замечательный художник Иван Билибин. Принципиальный миниатюрист — никаких крупных форм, каждая «картинка» длится несколько минут. Тщательность и филигранность обработки каждой темы, каждой мелодии.
«Много чудес в природе. Каждое чудо имеет свою мелодию. Нам нужно только прислушаться…»
«Баба Яга», «Кикимора» — сказочная жуть, но с лукавым юмором. Свистки, щелчки, подскоки, подвывания — сплошная сказка в звуке.
«Про старину» — музыкальная картина эпохи князя Владимира. 20 лет писал Лядов это произведение. Перечитал и обдумал все, что было написано и известно. Лядов написал эту симфоническую картину, а потом хотел сжечь рукопись.
По счастью, опять получил похвалу и не стал сжигать, но, как всегда, сомневался, сомневался, сомневался… При этом сам прекрасно знал, что написал превосходную музыку.
Такое противоречие случается, когда человек слишком требователен к себе.
«Волшебное озеро» — еще одна прекрасная музыкальная картинка, еще одна сказка.
«Мое «Озеро» совсем готово. Ах, как я его люблю, — писал Лядов. — Как оно картинно, чисто, со звездами, и таинственно в глубине. А главное — без людей, без их просьб и жалоб — одна мертвая природа, холодная, злая, но фантастичная, как в сказке… Гладь озера — зеркало, глаза земли, через которые подземные жители смотрят на нас и думают: «Как они там?»
Как и положено, в той музыкальной сказке действуют русалки со своими чарами, духи, феи. Но и еще «героиня» — Зорюшка, сестрица Солнца.
- «Заря — грустная собеседница, поэтому она мне мила».
- «Музыкальная Табакерка» — «стеклянная» и нарочито «механистичная» музыка, и это настолько мастерски сделано и такими простыми средствами, что остается только дивиться.
- «Из Апокалипсиса» — источником послужили Откровения Иоанна Богослова, но несмотря на такую серьезность, музыка остается совершенно лядовской: красочной, зрелищной, со сказочном оттенком.
Возвращаясь к вопросу о пресловутой лени. Общеизвестная история, вошедшая, так сказать, в антологию мировых анекдотов о музыке. Сначала знаменитый Дягилев предложил Лядову написать музыку к балету на сюжет «Жар-птицы».
Лядов согласился, но вот время идет, идет, Дягилев требует, а Лядов: «а я уже даже купил нотную бумагу». Результат зафиксирован самой историей: Дягилев взбесился и предложил работу молодому Игорю Стравинскому.
Так появился знаменитый балет «Жар-птица», но уже балет Стравинского, первый из «русских», потрясших Париж в «Русских сезонах».
Но Лядов без «балета в Париже» не остался. В 1917 году балетмейстер Леонид Мясин поставил в Париже «Русские сказки» на музыку Анатолия Лядова — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга».
Не уверена я, что речь идет о какой-то лени. У каждого человека свой собственный ритм и свои собственные приоритеты. «30 лет на одной квартире зимой, 30 лет на одной даче летом», — это уже добродушно подсмеивался Римский-Корсаков.
Да, Лядов любил то, что у него было, и совсем не любил что-то менять. У жены было имение в Боровичах (Новгородчина), там Лядов и проводил каждое лето. Он любил тишину, молчание, природу.
Там он и умер от болезни сердца 15 [28] августа 1914 года.
«Самый ленивый композитор» русской музыки работал на двух работах, воспитал двоих детей и прекрасным образом остался в истории. Музыку его исполняют часто и по всему миру.
Для тех, кому близка русская романтическая музыка с небольшим «фольклорным уклоном» — слушать можно все. Остальным можно просто коротко ознакомиться с отдельными шедеврами.