Утомительный первый год закончился, и милый кроха превращается в очаровательного малыша, который хочет покорить мир. Это также делает родительскую жизнь более активной и мобильной. Поэтому нужно оценить развитие ребенка и быть готовыми к новым играм. Тем не менее, каждый малыш развивается индивидуально.
Если ребенку нужно немного больше времени, чтобы освоить новые навыки, это не должно быть поводом для беспокойства. Однако, если вы чувствуете, что в какой-либо области наблюдается незначительное или очень медленное развитие, рекомендуется уточнить это у педиатра.
Итак, развитие детей от 1 до 2 лет.
Физическое развитие на втором году жизни
Рано или поздно каждый ребенок сможет свободно ходить. Некоторые делают это довольно шатко и часто «падают». Однако ходят уже в свой первый день рождения.
Другие дети предпочитают много и долго ползать, гораздо позже принимают вертикальное положение – но тогда сразу же совершенно уверено идут вперёд. Этот процесс может затянуться до 16-го месяца. Не торопите ребенка, если он предпочитает ползать.
Лучше, если это рядом будут дети того же возраста, которые уже бегают – это отличный стимул.
Ваш ребенок растет: к концу второго года жизни ему нужна одежда размера от 86 до 92, потому что его рост от 86 до 97 см и вес от 10 до 14 кг. Когда он научится ходить, вам также придется покупать обувь впервые: размер очень важен, его необходимо тщательно проверять при покупке.
Обувь должна быть удобной и не причинять дискомфорт.Также малыш уже точно умеет пережевывать пищу. И с этим в целом питание становится намного проще. Кроме того, у вашего ребенка появились почти все молочные зубы – только моляры могут прорезаться до конца третьего года жизни. У ребёнка уже могут появиться твёрдые предпочтения в еде. Но сладкое лучше ограничивать, чтобы сохранить молочные зубы здоровыми.
Интересно: У детей тоже есть границы: как взрослым их понять и принять
Скачки моторного развития у детей раннего возраста
Ходьба – самое заметное развитие. Со временем малыш двигается все лучше и лучше: вперед, назад, а также ходит по лестнице.
Некоторые дети очень осторожны и нуждаются в постоянной поддержке родителей, другие любопытны и склонны к безрассудным действиям. Тогда особенно требуется внимание родителей вне дома или на незнакомой территории.
Если в доме есть лестница на второй этаж, нужно подумать, как её обезопасить.
Упражнения на открытом воздухе теперь доставляют много удовольствия. Ребёнок даже может освоить беговел. Но с детским велосипедом или самокатом придётся ещё подождать!Также развиваются мелкие моторные навыки: примерно в 12 месяцев ребенок может хватать предметы разными способами – он уже хорошо владеет пальцами. Постепенно осваивает и кисточки для красок, фломастеры, карандаши.
Малыш становится все более умелым, любит строить башни как можно выше и собирает пирамидки. А если что-то упадет со стола, он может схватить это и снова поднять.
Теперь ребенок все чаще ест ложкой, но с радостью принимает помощь от своих родителей. Нож и вилку еще нужно освоить! Возможно, вы заметите, когда ваш ребенок тянется к своей ложке самостоятельно: он правша, как и большинство людей, или левша. Эта ориентация прочно закреплена и показывает, какая половина головного мозга доминирует.
Переучивать малыша не стоит, наоборот, это было бы фактически против природы и затруднило бы дальнейшее развитие ребенка. Но в таком возрасте он может одинаково использовать обе руки – это тоже нормально. Окончательно определится к 4-5 годам.
Восприятие и когнитивное развитие у малыша
Как и каждый день, вы привычно идете на детскую площадку, и вдруг время пришло: ваш ребенок бежит впереди, он точно знает дорогу. На втором году жизни малыш не только узнает знакомых людей, но и привычные места. Воспоминания и память вступают в игру.
Еще один важный шаг к автономии!Восприятие окружающей среды теперь также включает в себя более независимые действия: первые ролевые игры, а также головоломки и игры с привязкой к цветам становятся все более интересными для крохи. Ваш ребенок «осваивает» свое окружение, хочет присоединиться к играм, все воспринимать и трогать. Его интересует каждый маленький цветок в пути, но также и содержимое корзины для мусора дома. Тяжелое время для родителей. Но самое приятное в этом: вы можете видеть и восхищаться прогрессом в развитии ребенка.
Интересно: Три года – и все еще в подгузниках: стоит ли переживать?
Развитие речи малыша
Большинство младенцев произносят свои первые слова в возрасте около года. «Папа» или «Баба» и подобные «детские словечки» добавляются к «Мама». Ваш ребенок учится говорить, внимательно слушая вас или других людей и подражая тому, что они слышат.
Чтение вслух, рассказывание историй, указание на вещи во время прогулки – все это способствует языковому развитию вашего малыша. Со временем он будет изобретать новые слова. Каким бы соблазнительно это ни казалось: пожалуйста, не играйте с ним в «детский лепет», а используйте правильные названия.
Возможно, вам знакомо это: например, изучая иностранный язык, вы много понимаете, но сами можете сказать лишь несколько слов. То же самое и с малышами: даже если у них активны только десять слов и могут хорошо говорить предложениями из одного-двух слов, они могут понимать до ста слов. Когда вы играете в игру, вы можете спросить:
– Где мяч?
Малыш ответит «там» и укажет на него. За «где мяч» следует «что это», при этом не только вы спрашиваете, но и ваш ребенок хочет знать, как называется животное или предмет. Сказать не может, но понять – вполне. Возраст вопросов начался и будет продолжаться.
Социальное развитие
Детям нужны другие дети, чтобы развиваться. Даже двухлетние малыши наблюдают за тем, что делают другие, как они себя ведут, как они делают. Игровые площадки – прекрасное место, чтобы посмотреть на других.
Вариантов контакта много: одни дети понимают друг друга без слов и сразу, другие спорят о качелях или игрушке, а другие хотят поделиться своими кусочками яблока с другими.Социальное переживание нужно обрабатывать: просматривая книжки с картинками, играя с первой куклой или плюшевым мишкой. Не торопитесь и обращайте внимание на то, что ваш ребенок хотел бы рассказать вам (как сможет), например, когда он или она проводит время отдельно от вас в детском саду или с друзьями.
Независимые действия важны и для уверенности в себе: теперь ваш ребенок хочет многое делать в одиночестве. Например, сам пытается натянуть обувь или отказывается от помощи за едой. Важный шаг в развитии, даже если он требует от вас большого терпения.
Обсуждайте со своим супругом, а также и с другими родными, как вы хотите вести себя со своим ребенком на этом этапе, чтобы не передавать противоречивые сообщения. Можно следовать девизу известной Марии Монтессори, которая известна благодаря своим педагогическим концепциям до сих пор, хотя работала в начале 20 века.
Легко запомнить и не так-то просто реализовать: «Помогите мне сделать это самостоятельно».
Интересно: Папа и малыш: отличная команда. Как отцы могут помочь маме с младенцем и не казаться “лишним”
Эмоциональное развитие на втором году жизни
В контакте с окружающими становится очевидным характер вашего ребенка, уже определенный с рождения. Волнующее время. Вы быстро заметите, растёт ли ваш малыш вспыльчивым и требовательным или терпеливым и спокойным. Любит ли он порядок или хаос.
Понимает ли он, как мыслят другие, или скорее не интересуется ими вовсе. Также независимо от того, ищет ли он общество или предпочитает играть в одиночку, быстро приближается к незнакомцам или просто ждет, когда обратятся к нему.Для родителей важно: примите своего ребенка таким, какой он есть, и мягко поддержите его в развитии менее сильных сторон. У каждого типа личности есть свои достоинства и недостатки. Сравнение с другими детьми не помогает. Например, «дикий ребенок» не превратится в мягкого мечтателя благодаря родительском желанию и убеждению – и наоборот.
Скорее, ваш ребенок может узнать в социальном контакте, насколько красочен мир с его людьми и что такое принятие. Вы для него – поддержка и опора. Если вы примете своего ребенка таким, какой он есть, он также примет себя и разовьет уверенность в себе – основу для позитивного социального и эмоционального развития.
Оставить комментарий
Развитие ребенка от 1 года до 2 лет – этапы развития малыша от года до двух лет – agulife.ru
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
https://www.youtube.com/watch?v=2xKmzEF40RE
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов.
Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес.
Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
- Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
- Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
- Статья на нашем канале Яндекс Дзен
- Список использованной литературы:
- Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс»,2006.
- Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.
Как развивать ребёнка в 2 года: советы родителям
Двухлетнему малышу все интересно. Он постоянно находится в движении: бегает, прыгает, танцует под любимую музыку и гоняет мячик по дому. В этот период какому-то предмету сложно удержать его внимание надолго. Сейчас ребенок берет в руку машинку – и уже через минуту откидывает ее в сторону, отправляясь на поиски других увлекательных занятий.
Этот период приносит много нового и родителям. Их чадо становится более самостоятельным, а значит, у него появляются конкретные личные предпочтения. С одной стороны, малыш не нуждается в постоянном надзоре, а с другой – родитель рискует нарваться на очередное «хочу-не хочу», выбирая способ семейного времяпровождения.
Ребенок до 3 лет любым картинкам предпочитает конкретные предметы. На ощупь ему интереснее и приятнее осваивать мир. Темп, с которым малыш будет тянуться к новым знаниям и усваивать их, полностью зависит от мам и пап.
В общих чертах, для увлекательного времяпровождения наедине с ребенком, родителю потребуется:
- свободное время;
- хорошее настроение;
- яркий предмет, который способен захватить внимание малыша.
Все эти компоненты в комплексе позволят ребенку познавать окружающий мир и собственные возможности с помощью взрослого. Главная особенность таких занятий – для них необязательно выходить из дома. Дорогостоящие игры родителям покупать не придется.
Занятия с детьми: формируем логико-математическое мышление
Двухлетнему ребенку дома никогда не бывает скучно. Он всегда находит, чем себя занять. Хотя бы на одну минуту каждый предмет кажется ему интересным. Все, что требуется от родителей – направить эту любознательность в правильное русло.
Для детей 1 или 2 лет нужно придумывать занятия, которые помогут малышу узнать об элементарных геометрических фигурах и счете. Не лишними будут и зачатки логического рассуждения.
Увлекательные игры для детишек:
- «Отправляемся на поиски». Что будет, если любимая игрушка ребенка куда-то исчезнет? Сначала малыш может расстроиться и начать капризничать, но с помощью мудрого взрослого он быстро успокоится и отправится на поиски. Направляйте ребенка – и он быстро справится с заданием.
- «Сортировка». Эта увлекательная игра поможет занять детей от 1 до 2 лет, пока взрослые готовят обед. Возьмите разные макароны, сложите их в одну тарелку и поставьте ее перед малышом. Предложите ребенку откладывать в сторону похожие макаронины. Не забудьте похвалить малыша при первых успехах.
- «Простой счет». Начинать всегда нужно с чего-то малого. Считайте машинки, книги и ступеньки, по которым вы поднимаетесь вместе. Предложите малышу 2 лет показать на пальчиках его возраст.
- «Пазлы». Выберите простые картинки из 4-6 частей. Помогайте малышу скрепить все пазлы вместе, чтобы получилось изображение.
- «Сопоставление». Достаньте любимые мягкие игрушки вашего чада и показывайте ему их по очереди, сопровождая процесс голосом животных. После регулярных занятий ребенок научится сопоставлять предмет и звук, который он должен издавать. Например, «свинка делает хрю-хрю», «собачка делает гав-гав» и так далее.
Регулярные занятия обязательно принесут плоды. Как минимум, у вас будет в запасе несколько игр для интересного времяпровождения вместе. Как максимум – ребенок в 2 года будет готов отправиться в детский сад эрудитом.
Изучаем качества предметов
Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности.
Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь.
Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.
Занятия с детьми на развитие речи
Достижение двухлетнего возраста – это период, когда каждая активность должна нести эффект развивающий, поэтому детей нужно постоянно увлекать какими-то новыми занятиями.
Малыш положительно воспримет информацию, которая ему интересна. Главная задача родителя – проявлять терпение. Не ругайте свое сокровище за ошибки и не усаживайте рядом насильно.
Ребенок от 1 года непоседлив, поэтому родителю стоит сделать занятия максимально краткими и интересными.
- Научите ребенка 2-3 лет задувать свечу, играть на детской дудочке, надувать мыльные пузыри. Для формирования речи нужно правильно развивать дыхание, поэтому занятия желательно проводить регулярно.
- Кукольный спектакль – это интересный, развивающий фантазию детей, инструмент. Героев представлений и ширму вы можете сшить самостоятельно. Сделайте спектакль интерактивным – постоянно просите малыша помочь герою, вспомнить, что говорит какое-то животное и так далее.
- Предлагайте своему чаду закончить предложение: «мы сейчас идем в гости к…», «у тебя на кровати лежит…», «ты любишь слушать сказку о…». Эти занятия также помогут развивать память ребенка от 1 года.
- Играйте в «что происходит?». Просите малыша 2-3 лет рассказать, что он видит перед собой или в окне. Хвалите свое сокровище даже за односложные правильные ответы.
- Играйте в «какой?». Просите малыша придумать или вспомнить качество предмета. Например, если малыш говорит, что на улице идет снег, то спросите «а какой снег?» или «как выглядит снег?». Вероятно, малыш быстро вспомнит, что снег белый и мокрый. Не забудьте похвалить ребенка.
Грамотная и правильная речь взрослого позволяет малышу самостоятельно говорить осмысленные фразы или даже предложения. Обращайте внимание на тон и содержание своего разговора, чтобы ваше чадо всегда имело перед глазами положительный пример.
Тренировка внимания
Умение подмечать мелочи и концентрироваться на определенном задании – это навыки, развивающие детей не по дням, а по часам. Успешное овладение ими поможет малышам в дальнейшем обучении.
Включите в ежедневную активность такие занятия:
- Поиск. Эта игра не нуждается в дополнительных атрибутах, поэтому интересна всегда и везде. Она позволяет развивать внимание ребенка от 1 года. Попросите свое сокровище отыскать белую игрушку в корзине, показать белочку на картинке или подать его любимую пластмассовую чашку.
- Подбор предметов. Разложите на столе различные предметы и попросите малыша выбрать объекты определенного цвета или с одним узором. Например, пусть ваше чадо подаст желтые прищепки. Если вы постоянно играете с ребенком 1-3 лет, кроха с каждым разом будет справляться с заданием быстрее.
- Строительство башни или домика. Помогите малышу возвести замок из груды крупных деталей. Перед покупкой «стройматериалов» обязательно посмотрите рекомендацию производителя. Далеко не во все игры можно играть с ребенком от 1 до 3 лет.
- Поиск предметов с одинаковым признаком. Попросите кроху показать белые игрушки или выбрать круглые предметы среди тех, что разложены на столе. Вообще мудрый родитель может придумать 1000 и 1 вариант развивающих игр, связанных с поиском каких-то предметов. Можно связывать в одну цепочку два свойства предмета. Например, мягкий и белый.
Игры на развитие мелкой моторики
Детские психологи уверены, что двигательная активность положительно влияет на интеллектуальные способности. Предлагаем игры, развивающие мелкую моторику у детей старше 1 года:
- Пальчиковая гимнастика – лепка из мягкого пластилина, создание печенья с помощью готовых форм.
- Расстегивание молнии или пуговиц.
- Переливание воды из одной чашки в другую с помощью воронки.
- Пересыпание песка через детское сито.
- Раскладка узоров из пуговиц, макаронин, фасоли и других мелких предметов.
- Создание картин из мозаики.
- Наливаем в миску мыльную воду. Просим малыша размешать ее венчиком.
Эти занятия, развивающие детей 1-2 лет, будут интересны и крохе, и взрослому. Главное условие успешного обучения в форме игры – обходиться без принуждения.
Заботливый родитель придумает 1000 и 1 способ как развить ребенка. Регулярные тренировки памяти, внимания, речи и занятия на формирование логического мышления помогут малышу познавать окружающий мир и быстрее усваивать новую информацию.
Родителям нужно быть терпеливыми и спокойными, чтобы маленькие уроки приносили ребенку большую пользу.
( 20
Картотека развивающих игр и упражнений для детей второго года жизни
- Картотека
- развивающих игр и упражнений для детей второго года жизни
- Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и других сфер.
Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми ребенок учится понимать их свойства (величину, форму, цвет), и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий.
Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т. д.
Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребенок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.
- Занятия с ребенком этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребенком.
- УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
- — Упражнения с пирамидкой
Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно — сначала он должен отработать навык надевания кольца на стержень.
На втором этапе подскажите ребенку, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца — большой и маленький, скажите: «Давай наденем сначала большое кольцо, а затем — маленькое».
На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку — с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.
Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку в обратном порядке, от меньшего кольца к большему, собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго
года.
Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание («не пропускай колечко», «не переворачивай», «надевай правильно»); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: «Какая гладкая г нас получилась пирамидка»).
— Упражнения с пирамидками различной формы
Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные. Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной — все круглые кольца, а на другой — квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: «Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?»
Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные — с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую — квадратную.
Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: «Смотри, какая она гладкая», и по другой: «А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками».
Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения — знакомство с предметами разной формы.
— Упражнения с матрешкой
Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрешка с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать.
Покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее — внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой. Обратите внимание на их величину: «Одна матрешка большая, другая маленькая». Спросите ребенка: «Где большая матрешка, а где маленькая?»
Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.
Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки Если ребенок научился действовать с этой матрешкой, предложите ему более сложный вариант: с двумя вкладышами. Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине.
Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая. Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрешки (большая и по-
меньше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю. Постоянно подсказывайте ребенку: «Открой эту матрешку, а теперь эту», «Как закрыть матрешки?», «Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки», «Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю», и т. д.
Для ребенка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе.
— Упражнения с предметами разной величины
Продолжайте развивать у ребенка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме. Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона. Валено, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета.
Например, все кружочки — красные, все квадраты — синие, все треугольники — зеленые. То есть различия — только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких — 2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького — 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5×4,5×4,5 см, малого — 3x3x3 см; овалов: 5×3 см и 3×2 см.
Сначала показываете ребенку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: «Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие — в другую». Выполняйте это задание сами, спрашивая у ребенка, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать).
Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.
Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же. И только после того, как ребенок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребенку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики.
Раскладываете вместе с ребенком кружки в одну коробочку, квадратики — в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.
Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребенка к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой, не такой, одинаковые, разные; не требуйте, чтобы ребенок произносил и запоминай названия фигур).
— Упражнения с длинной и короткой лентой
Это упражнение поможет ребенку понять различия между словами, обозначающими разную длину. Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая —
сантиметров 5, а другая длинная — сантиметров 20. Научите ребенка накручивать ленту на палочку. Когда ребенок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте.
После этого разложите ленты на полу, Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребенка: «Ты какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?» В любом случае дайте ребенку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть.
Еще раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.
— Упражнения с досками
Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребенок мог вставлять в них соответствующие части. Начинать занятия с ребенком полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30×15 см.
Размер вырезанных кружков в диаметре: больших — 4,5 см, маленьких — 3 см. Говорите ребенку: «Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот — маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки.
Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки».
Сначала попросите ребенка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие — справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребенку правильно сопоставлять величины предметов.
Далее переходите к более сложным заданиям с использованием других геометрических фигур. Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребенку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т. д.
Самым сложным являются задания на вкчадывание фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.
Если у ребенка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривание отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставление и сравнении, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.
- — Упражнения с предметами разного цвета
- Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.
- 1) Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите отыскать точно такой же.
- Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и все сложить в эту коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.
- Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую — зеленый, а ребенок раскладывает остальные в соответствии с цветом.
- Используете кубики (по 5 штук) трех цветов: красные, зеленые, желтые.
- Если ребенку трудно дается выполнение заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.
- УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ
- — Прыжки
Поддерживая ребенка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз, приговаривая: «Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок». Выполняйте это упражнение ежедневно.
Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.
— Игра в прятки
Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: «Ау! Ищи меня!» Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребите его, вызывая положительные эмоции.
Затем научите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами.
В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.
— Лазанье
1)Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.
2) Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом,
стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.
3)Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.
— Перешагивание
Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.
— Игры в мяч
1)Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг — обучение ловле мяча, точнее — его захватыванию.
- Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.
- Для развития координации движений используйте игры с воз душными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.
4) Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.
— Рисование карандашами
Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.
Рисуете вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей. Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:
Дождик, дождик, Кап-кап-кап. Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей! Брызни в поле пуще: Станет травка гуще!
- Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите
- штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: «Где
- сильнее дождик идет?»
- — Рисование красками
- Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала
дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете вместе с ребенком рисовать красками.
Покажите ребенку, как нужно аккуратно макнуть кисточку в краску: «Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик — прыг-скок, прыг-скок». И на бумаги появляются красочные цветовые пятна.
А затем нарисуйте листопад: «Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку — падают, падают листья, в нашем саду листопад». Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.
— Лепка из пластилина
Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: «Что было у нас с тобой? — шарик, а что получилось?» Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т. д.
- Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.
- УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
- НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
- — Смотрите книжки с картинками
Старайтесь как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, где киска?», «Как киска мяукает?», и т. д.
— Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки
Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в «Козу рогатую», «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Пальчики в лесу».
Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще многого не понимает.
На втором году жизни можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например: «Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.» «Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:
- «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!»»
- «Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости.» «Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка
- Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.»
- Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.
- — Игры с куклой
Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из .жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку? », и т. д.
— Ролевые игры
К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком. Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась.
Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться). Далее меняетесь с ребенком ролями. Или поиграйте в «Мишку-косолапого».
Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок: «Мишка косолапый По лесу идет. Шишки собирает И в карман кладет. Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился И ногою — топ! Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.»