Игра 1. Таблицы Шульте
Таблица Шульте — одно из самых эффективных упражнений для развития мозга, внимания, концентрации, ускорения визуального поиска. Также это упражнение является самым популярным упражнением для развития скорочтения. Таблицы Шульте обычно состоят из случайно расположенных чисел или букв. Количество ячеек в таблицах также бывают разными и чаще всего они размером 5×5 элементов.
Пятнашки – это отличный способ размять ваш мозг! Игра пятнашки представляет собой квадратную доску, разделенную на 16 одинаковых квадратных секций. В вашем распоряжении 15 квадратных костяшек пронумерованных соответственно. Сами костяшки перемешаны внутри коробки случайным образом.
Суть этой игры заключается в том, чтобы привести костяшки в порядок, а именно расставить номера друг за другом сверху вниз, слева направо, следовательно, пустой квадратик должен быть снизу справа.
Игра поможет вам развить логическое мышление, и память, ведь различные хитрости и комбинации полезно запоминать. Так же Вы сможете развивать возможность просчитывать ходы вперед без ошибок.
Сыграем?
Игра 3. Пространственное скоростное сравнение
Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет.
В этой игре на экране, на несколько секунд появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой. Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет».
Ответить можно с помощью мышки кликнув на нужную кнопку. Если вы правильно отвечаете, то вы продолжаете набирать баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 4. Числовой охват
Игра «Числовой охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить. Внизу на экране расположены цифры от 0 до 9. С помощью мышки вы можете нажать нужные вам числа.
Игра начинается с двух цифр, затем цифр становится три, четыре и так далее, чем больше вы играете, тем больше усложняется игра. Если вы цифры набрали правильно, то переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 5. Запоминай и прокликай
Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей. В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на несколько секунд на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются.
Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей.
С каждой следующей игрой таблица будет увеличиваться и чисел в ней тоже будет больше. Смотрите внимательно порядок цифр. Ответить вы можете с помощью мышки, кликнув на нужную ячейку.
Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 6. Сложное скоростное движение
Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране. В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается рисунок, вам надо запомнить этот рисунок и сравнить его с следующим предметом. Внизу на экране находятся три кнопки «да» «нет» «частично совпадает».
Если предмет одинаковый то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает». Эта игра рассчитана на увеличение скорости. Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается. При правильных ответах вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 7. Скоростное сравнение
Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается предмет, вам надо запомнить этот предмет и сравнить его с следующим предметом. В нижней части игры расположены две кнопки «да» и «нет».
С помощью мышки вы можете выбрать правильный ответ и кликнуть на него.
Если предмет одинаковый, то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Игра закончится, если вы ответите три раза неправильно. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 8. Буквенный охват
Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание. Главная суть игры запомнить буквы и правильно написать их. В этой игре на экране расположено черное табло на этом табло на несколько секунд высвечиваются разные буквы, вам надо запомнить эти буквы и когда буквы исчезнут написать их на черном табло.
Буквы расположены внизу на экране, при помощи мышки кликните на нужные буквы, и они появятся на черном табло.Игра начинается с меньшего количества букв, сначала появляются на экране две буквы, затем три буквы, потом четыре и так далее. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 9. Быстрое сложение перезагрузка
Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание. Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу. В этой игре в верхней части экрана написано задание сложите число и указана цифра. Ниже, расположены еще три числа. Вам надо сложить сумму из этих трех чисел, чтобы получилось заданное число.
Игра начинается с простого числа и с каждой следующей игрой это число увеличивается, сначала счет идет до двадцати, затем до тридцати и так далее. С помощью мышки, вы можете нажать на выбранные вами числа и ответить. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 10. Числовой охват революция
Игра «Числовой охват революция» развивает память. Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать. В этой игре на экране, на несколько секунд высвечиваются по очереди цифры, эти цифры надо запоминать, затем вы должны набрать эти цифры в пустом окошечке по порядку.
Смотрите внимательно, какие цифры будут на экране, сначала высвечиваются по порядку две цифры, затем три цифры, потом четыре цифры, потом снова могут быть две цифры.
Внизу под картинкой нарисовано табло с цифрами, при помощи мышки, вы можете прокликать нужные вам цифры.
Если вы цифры запомнили правильно, то продолжаете играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
- Играть сейчас
Игра 11. Бриллианты
Игра «Бриллианты» развивает память. Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его. На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.
Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 12. 3 назад
Игра «Номер 3 назад» развивает память. Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой. В этой игре на экране даны карточки с цифрами, цифры на карточках открываются на несколько секунд, затем исчезают и появляются другие цифры.
Надо запомнить всю последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить, цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране. Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете нажать нужную вам кнопку. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
- Играть сейчас
Курсы для развития памяти и концентрации внимания
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
- В 2-5 раз лучше запоминать тексты, лица, цифры, слова
- Научится запоминать на более длительный срок
- Увеличится скорость воспоминания нужной информации
Записаться на курсПодробнее
Супер-память за 30 дней
Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Задумываетесь, как открывать дверь или помыть голову? Уверен, что нет, ведь это часть нашей жизни. Легкие и простые упражнения для тренировки памяти можно сделать частью жизни и выполнять понемногу среди дня. Если съесть суточную норму еды за раз, а можно есть порциями в течение дня.
Записаться на курсПодробнее
Как улучшить память и развить внимание
Бесплатное практическое занятие от advance.
Записаться бесплатноПодробнее
Скорочтение за 30 дней
Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту.
В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым, читающим до 5000 слов в минуту.
Записаться на курсБесплатный урок
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в крепкий орешек.
Записаться на курсПодробнее
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.
Записаться на курсПодробнее
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.
Знание психологии денег и способов работы с ними делает человека миллионером. 80% людей при увеличении доходов берут больше кредитов, становясь еще беднее.
С другой стороны миллионеры, которые всего добились сами, снова заработают миллионы через 3-5 лет, если начнут с нуля.
Этот курс учит грамотному распределению доходов и уменьшению расходов, мотивирует учиться и добиваться целей, учит вкладывать деньги и распознавать лохотрон.
Записаться на курсПодробнее
Видеоигры улучшают память
2089
Очередная хорошая новость для геймеров: 3D-видеоигры значительно улучшают работу гипоталамуса и память, открывая новые возможности для поддержания умственных способностей в среднем и пожилом возрасте. У нас видеоигры не принято рассматривать как нечто полезное. Наоборот. Наши врачи не упускают возможности напомнить о вреде ящика для здоровья. Конечно, не без оснований: мы знаем о гиподинамии, «посаженном» зрении, агрессивном поведении, снижении самоконтроля и т.д. Но все ли так плохо?
На фоне этого незаметно растет количество научных данных о пользе видеоигр. Например, в начале этого года ученые сообщали, что тетрис помогает справляться с чувством голода, а позднее другие исследователи предложили использовать видеоигры в комплексном лечении аутизма.
Теперь сотрудники Калифорнийского университета в Ирвайне (UCI) пришли к выводу, что 3D-видеоигры способны помочь людям, страдающим деменцией и жалующимся на снижение памяти. Об этом сообщает издание The Journal of Neuroscience. Крэйг Старк (Craig Stark) и Дейн Клеменсон (Dane Clemenson) из Центра нейробиологии обучения и памяти UCI пригласили для участия в тестах обычных студентов, которые не играли в видеоигры. Ребята должны были на протяжении 2 недель уделять играм Angry Birds и Super Mario 3D world по 30 минут в день. Перед началом эксперимента и после его окончания ученые проверяли память и способность участников к обучению. Успешное выполнение таких тестов требовало высокой активности гиппокампа. Эта зона мозга с возрастом деградирует, из-за чего собственно и появилась английская пословица про старую собаку, которую новым трюкам… ну, вы поняли. Студенты, которые играли в Super Mario 3D world, после 2-недельного эксперимента продемонстрировали на 12% лучшие результаты тестов, чем их ровесники, игравшие в этот период в 2D-игру.
Гейминг по-американски в цифрах и фактах:
- В 2014 году игровая индустрия США получила $22 миллиарда доходов
- Более 150 миллионов взрослых жителей США играют в видеоигры
- Средний возраст играющих американцев составляет 35 лет
Авторов заинтересовало, почему именно трехмерная игра улучшает память? На этот вопрос помогли ответить ранние наработки доктора Клеменсона, который много лет занимался изучением гиппокампа. Клеменсон говорит, что у студентов, игравших в 3D-видеоигру, отмечалась такая же активность в гиппокампе, что и у грызунов, которые впервые попали в новый лабиринт. Доктор Старк пояснил, что в гиппокампе во время компьютерных игр активируются процессы, направленные на запоминание нового пространства, сюда вовлекаются многочисленные познавательные, мотивационные и эмоциональные процессы, рабочая память. Нечто подобное происходит во время путешествий по новым местам, но мы ведь не можем каждый день путешествовать. «Со временем такого рода деятельность улучшает функции гиппокампа, поэтому мы можем обоснованно рекомендовать 3D-видеоигры и молодым людям, и пенсионерам, которые хотят поддерживать память. Мы не имеем возможности весь год проводить в отпуске и знакомиться с новыми городами, заставляя работать свой гиппокамп. А видеоигры – это приятная и удобная альтернатива», — сказал Старк.
Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик
- Отсутствие счастья не смертельно Хорошая новость для тех, кому жизнь не мила: новое исследование показало, что отсутствие счастья само по себе не так опасно для нас, как считалось ранее. Интересное
- Четыре вопроса о болезнях, которые стоит задать родным Разговор о болезнях – это всегда нелегко, даже с близкими людьми. Когда вы с родственниками собираетесь вместе на праздники, инфаркт миокарда или рак груди явно не … Интересное
- Жить на Земле стало безопаснее? В конце прошлой недели журнал Injury Prevention подарил нам глоток хороших новостей: за последние два десятка лет на нашей планете существенно снизился травматизм, и в цел�… Интересное
- Боль после упражнений: опасные признаки «Нет боли – нет результата», — любят говорить многие профессиональные атлеты, любители фитнеса и новички. В некотором роде это правда. Но всегда ли боль безопасна и … Интересное
- Аспирин лечит деменцию? Аспирин и производные салициловой кислоты могут быть эффективными средствами при ряде нейродегенеративных заболеваний. Об этом сообщают американские исследоват… Интересное
- Жизнь возле автострады чревата депрессией Люди, которые живут рядом с оживленной дорогой и постоянно слышат шум автомобилей, чаще сталкиваются с депрессией. Таковы неутешительные выводы немецких ученых, о�… Интересное
- Физические упражнения сохраняют память в старости Список полезных эффектов физических упражнений пора дополнить: ученые из Бостонского университета выяснили, что пожилые любители пешей ходьбы и прыжков могут дол… Интересное
Компьютерные игры улучшают память
Ухудшение памяти грозит не только пожилым людям, но и трудоспособным гражданам, студентам и школьникам. Причины могут быть разные, но при современном ритме жизни необходимо «держать в голове» большое количество информации. Частично могут помочь ежедневники и компьютеры, но не всегда есть возможность ими воспользоваться. О том, как развивать память, рассказала психолог Елена Турлина.
«Для начала нужно определиться с причинами ухудшения памяти. Может, это какое-то физическое состояние. Например, человек долго болел и ослаб, поэтому мозг функционирует на пределе, чтобы бороться с болезнью.
Либо это психологические факторы – стресс, какое-то потрясение, депрессия. Человек морально ослаб, и мозгу в таком состоянии не до запоминания. Если есть такие факторы, то нужно нивелировать эти причины.
После улучшения физического и психического состояния память улучшится сама собой.
Если причин никаких нет, но память не удовлетворяет, то нужно разобраться. Для начала рекомендую пройти специальную психодиагностику на свойства памяти — на объем, на то, какая память лучше работает и т.д.
Это можно найти в интернете либо прийти к психологу, который этим занимается. Не нужно требовать от себя лишнего. Бывает так, что мы не удовлетворены какими-то способностями, а на самом деле они в пределах нормы.
Требуя от себя больше, чем надо, мы можем загнать себя в стрессовое состояние, особенно если работа требует каких-то завышенных стандартов.
Если показатели оказываются действительно ниже нормы, то тут можно говорить, что память либо плохо развивалась в детстве, либо ухудшилась с возрастом. Есть много способов развить ее.
Это может быть культурно-просветительский досуг – ходить по музеям, читать книги, повышать общую осведомленность.
Также рекомендую увеличивать социальную активность, ведь многое запоминается лучше через положительные эмоции.
Кроме того, есть специальные тренировки и тренинги. Самим можно попробовать сделать так: придумать несколько пятизначных чисел, сложить их и записать сумму. Потом проверить, помним ли мы пятизначные числа.
Вполне вероятно, что пока мы совершали операции, часть цифр забылась. Также рекомендуется запоминать по дороги, сколько было домов, какого они цвета, сколько окон и т.д.
Все это надо записать, а потом, когда снова пройдете по этому маршруту, проверить.
Помимо этого помогает любое обучение, связанное с запоминанием, и требующее определенную умственную работу.
Я знала людей преклонного возраста, которые вдруг в 80 лет начинали изучать английский, Казалось бы, зачем? А люди просто хотят сохранить свой мозг в тонусе.
Уровень жизни престарелых людей зависит от того, занимаются ли они какой-то деятельностью. Чем дольше человек сохраняет активность, в том числе интеллектуальную, тем дольше он живет.
Обучение музыки и рисованию тоже хорошо влияет на память. Главное, чтобы это не было через силу. Логические игра, настольные и даже компьютерные, улучшают память. Также важно помнить о правильном распорядке дня и физической нагрузки».
Польза компьютерных игр: чему могут научить нас видеоигры? | РБК Тренды
Популярность компьютерных игр растет с каждым днем, дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игроманию во благо — в первую очередь, для обучения
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
- 25 лучших видеоигр десятилетия по версии «Медузы».
- Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
- Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
- Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете.
Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным.
Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле).
«Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она.
Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
- Работа Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен).
- Исследование ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых.
- Выступление на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных.
Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне.
«Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание.
В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это».
Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься.
Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills).
«Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер.
Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame.
Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+.
Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал.
В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно.
Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия».
В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии.
«Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
- Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
- 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
- Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge
- The Guardian: чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках.
Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость.
Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.
Вызовите мозг на поединок: во что лучше играть, чтобы стать умнее — Офтоп на vc.ru
Аналитик и тренер по креативному мышлению Кася Шаховская написала для vc колонку о том, зачем корпорации строят в своих офисах игровые комнаты, как, играя, каждый может стать почти гением и почему офисные клерки должны разбираться в видеоиграх.
{«id»:20572}
Кася Шаховская
Дети с рождения узнают жизнь через процесс игры, который улучшает память, стимулирует рост коры головного мозга, добавляет удовольствие в процесс обучения и значительно ускоряет развитие человека. Игра учит мыслить креативно и находить ответы на вопросы, имеющие несколько решений.
Привычка легко запоминать интересное сохраняется у человека и во взрослом возрасте. Вы можете играть в одиночку или с животным, но лучше позовите несколько человек, чтобы дать мозгу отдохнуть от сенсорной перегрузки электронными гаджетами и улучшить ваши социальные навыки.
С помощью игр можно также сделать любую работу более продуктивной и приятной, чем с радостью пользуются международные корпорации, позволяя своим сотрудникам развлекаться в офисе. Почему играть полезно?
Благодаря естественной реакции на опасность стресс переводит людей в боевое состояние. Когда это происходит, надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, что дает телу прилив энергии и силы. Краткая мобилизация всех ресурсов тела, сменяющаяся затем периодом покоя, благоприятна для человека.
Но постоянный стресс истощает организм и приводит к еще большему стрессу. Получается замкнутый бублик. Бороться с этим можно, например, нейтрализуя кортизол другими гормонами, отвечающими за ощущение счастья. Игры могут помочь человеку добывать такие гормоны радости.
Эндорфины, вырабатывающиеся от физических нагрузок во время активных и спортивных игр, способствуют общему ощущению благополучия и даже могут временно облегчить боль. Видеоигры активизируют выработку дофамина, отвечающего за чувство веселья.
Именно дофамин толкает людей на подвиги и открытия (в надежде найти новый источник стимуляции), поэтому он помогает человеку решительно выбираться из стрессовых ситуаций. Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно.
Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.
Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.
Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.
Совместное веселье и игры могут способствовать сопереживанию, состраданию, доверию и близости с другими людьми. Офисные игры — это отличный способ сплочения команды. Игрой может быть не только специфическая активность, но и состояние ума.
Развитие игривого веселого характера может помочь вам расслабиться в стрессовых ситуациях, сломать лед в общении с незнакомыми людьми, завести новых друзей и формировать новые деловые отношения.
Азарт и веселье возвращают нас в детские годы, дают прилив энергии. Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не прекращаем играть, потому что мы стареем; мы стареем, потому что перестаем играть».
Счастливые и веселые люди более устойчивы к болезням и на 35% меньше рискуют умереть. Может быть, вместо очередной прививки от гриппа предложить своему работодателю в этом году сделать в офисе новую комнату отдыха с диваном и настольными играми?
Если вам важно видеть прогресс и результаты развития, начните заниматься со специальными программами в телефоне. Я пользуюсь Lumosity или Peak. На мой взгляд, это две лучшие системы логических развивающих игр для взрослых. Бесплатная версия позволит вам тренироваться с новыми играми каждый день и сравнивать результаты, платная — даст доступ к десяткам игр и расширенной статистике.
Существуют исследования, подтверждающие и опровергающие эффективность этих приложений. Однозначного ответа нет. Я пользуюсь ими, чтобы сконцентрироваться. Во время сложного рабочего дня, в понедельник или перед важной встречей я часто играю одну-две игры. Это занимает всего несколько минут, но последующие два часа мои мозги работают как от чашки хорошего эспрессо.
К сожалению, подобные игры хотя и довольно «вкусные» своей интересностью для мозга — все же не дают человеку новых знаний, а лишь совершенствуют имеющиеся навыки. Оказывается, не только мышцам тела для роста нужен отдых после тренировок, но и главному мыслительному органу человека тоже нужны передышки.
Исследования показали, что если наш мозг упражнять слишком часто по одному и тому же принципу, то он привыкает и перестает развиваться. Поэтому рассматривать такие приложения стоит только как один из инструментов развития для игры несколько раз в неделю или реже.
Исследования демонстрируют длительный положительный эффект от видеоигр для таких основных психических процессов, как восприятие, внимание, память и принятие решений. Активные видеоигры требуют, чтобы игроки быстро двигались, следили за многими элементами одновременно, сразу же обрабатывали новую информации и выдавали решения за доли секунды.
Многие из способностей, отточенных такими играми, психологи считают основными строительными блоками интеллекта. Они помогают улучшению пространственного внимания, развивают способность отслеживать движущиеся объекты, снижают импульсивность, помогают преодолеть дислексию.
Видеоигры улучшают способность мозга решать несколько задач одновременно (мультитаскинг) и повышают гибкость ума (исследования один, два и три).
В Женевском университете профессор Дафна Бавельер сравнила визуальные способности геймеров и не-геймеров. Испытуемые должны были следить за положением нескольких объектов, движущихся на экране, и постоянно переключать свое внимание с одной части экрана на другую, в то же время оставаясь бдительными для других событий.
Оказалось, что люди, которые играют в видеоигры, выполняют такое задание значительно лучше, чем те, кто этого не делают. Такая игра учит мозг обрабатывать входящую визуальную информацию эффективнее и быстрее.
В другом исследовании испытуемые играли в Super Mario в течение двух месяцев, а их мозг с помощью МРТ изучался медиками Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине. Они обнаружили, что три области мозга выросли в объеме: префронтальная кора головного мозга, правый гиппокамп и мозжечок (все они участвуют в навигации и точности управления моторными функциями).
С точки зрения нейрологии, видеоигры сами по себе буквально являются противоположностью депрессии. За последние несколько лет многочисленные исследования, в том числе в Стэнфордском университете, уже заглянули в мозг геймеров.
Их результаты показывают, что, когда мы играем в видеоигры, две области мозга постоянно гиперстимулированы: система внутреннего подкрепления, отвечающая за мотивацию и ориентацию на цель, и гиппокамп, связанный с обучением и памятью.
Люди в процессе игры постоянно сосредоточены на цели.
Нужно ли им решить загадку, найти скрытые объекты, достичь финиша или набрать больше очков, чем у других игроков — цель акцентирует наше внимание и создает ощущение мотивации и определения.
Пока мы ориентированы на успех и ожидаем награды, мозг стимулирует нас приятными ощущениями. Поэтому люди испытывают радость от игры, что помогает бороться с депрессией.
Исследовательская группа, возглавляемая профессором Салли Мерри из Оклендского университета, разработала ролевую игру для подростков Sparx, основанную на принципах когнитивной поведенческой терапии (КПТ — прим. ред.), которая призвана помочь молодым людям справиться с депрессивными расстройствами.
Эта игра значительно уменьшает депрессию, безнадежность и беспокойство у молодых игроков, и она так же хороша, как традиционные методы лечения. Разработчикам игры удалось сделать Sparx интересной: большинство молодых людей, попробовавших в нее поиграть, заявили, что будут рекомендовать Sparx своим друзьям.
Видеоигры улучшают производительность труда, особенно для профессий, требующих хорошей координации «глаз-рука-внимание-память» и быстрых решений.
Например, геймеры лучше обращаются с дронами, даже если никогда не обучались быть пилотами, а молодые неопытные хирурги, также бывшие заядлыми игроками, во время исследования превзошли опытных хирургов: новички совершали на 37% меньше ошибок и заканчивали операции на 27% быстрее.
Видеоблогер Алекс Олней тестирует манипуляторы игры «Underground»
Хирург Хэнк Хоедэмакер создал игру «Underground» для Nintendo. В ней двое друзей проходят через тоннели, а управление игрой осуществляется с помощью специальных устройств, похожих на медицинские. Игра учит базовым навыками хирургии. На этом видео понятно, как работает механизм манипулирования, а здесь сами создатели объясняют все принципы.
Видеоигры помогают остановить снижение умственных способностей, сопровождающих старение. Когнитивная гибкость, внимание, оперативная память и абстрактное мышление — все это имеет тенденцию к ухудшению с возрастом.
Но не обязательно становиться овощем, который ничего не понимает: покажите своим бабушкам и дедушкам компьютерные игры. Многие эксперименты с пожилыми участниками показывают значительное улучшение всех этих способностей после игры.
Угадайте игру, полезную для пожилых людей? World Of Warcraft (WoW — прим.ред.). Другие исследователи изучили реакцию людей в возрасте от 65 до 77 лет. Ученые выбрали WoW, потому что игрокам во время прохождения необходимо одновременно обрабатывать и держать в памяти большое количество информации.
Сначала участники прошли тесты, чтобы оценить свои игровые навыки, двигательные рефлексы, время реакции и когнитивные способности. Затем каждый участник две недели вечерами играл в течение двух часов.
После группу проверили еще раз, и результаты показали даже те, кто изначально получил самый низкий бал. Некоторые геймеры-новички даже превзошли тех, кто изначально играл хорошо. Исследователи пришли к выводу, что эта игра может повысить нейронную пластичность у пожилых людей.
Профессор Адам Газзалей из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и команда дизайнеров создали игру Neuroracer специально для пожилых людей.
Я заинтригован идеей, что в будущем психиатр или невролог уже не будет выписывать рецепт на лекарство, а напишет что-то вроде «каждый день играть по три часа два месяца в эту игру» Это будет рецепт цифровой медицины.
Во время игры человеку необходимо управлять автомобилем и параллельно выполнять другие задачи. Уже после 12 часов использования показатели пенсионеров улучшились, и они уверенно обыгрывали двадцатилетних детей, пробующих систему впервые. Ученые также заметили у пожилых людей улучшение рабочего объема памяти и внимания.
Если вы все еще опасаетесь вредных эффектов от видеоигр, существует множество поводов присмотреться к ним: положительные эффекты от умеренной игры (без насилия в ней) можно назвать реальными. Видеоигры способствуют развитию навыков, приобретающих в современном мире все более важное значение.
Даже короткие сессии в смартфоне помогут вашим сотрудникам расслабиться. Исследования показывают, что если работники проводили около двадцати минут из восьмичасового рабочего дня, играя в простые игры на своих телефонах, то чувствовали себя счастливее.
Конечно, никакой работодатель не хотел бы, чтобы его команда регулярно отправлялась в игровой мир вроде «Цивилизации» на несколько часов или даже дней. Поэтому идеальные игры для офиса — командные и не требующие сессий дольше получаса.