3D-мультфильмы помогут справиться с нарушениями зрения у детей

В кинотеатрах на сеансах 3D мультфильмов часто можно заметить совсем маленьких зрителей.

Не задумываясь о возможном вреде для детского здоровья, некоторые беспечные родители  считают своим долгом «прививать прекрасное» с раннего возраста, погрузив свое чадо в миры трехмерного пространства.

 В то время как более ответственные мамы и папы пытаются найти исчерпывающий ответ на вопрос, можно ли водить детей в 3D кинотеатры и с какого возрасты это действительно безопасно.

Увы, на данный момент однозначного вердикта относительно того, насколько вредна 3D-реальность для зрения и нервной системы ребенка, не существует. Технология эта относительно новая, а потому и серьезных исследований по ее воздействию пока нет. Однако ряд уже имеющихся фактов дает повод для серьезных размышлений.

3D-мультфильмы помогут справиться с нарушениями зрения у детей

Опасность 3D для детей

Вспомните свои ощущения во время просмотра 3D-фильмов, расспросите на эту тему родственников и друзей.

Пожалуй, среди вас найдется не один человек, который во время 3D-киносеанса чувствовал определенный дискомфорт: головокружение, тошноту, резь в глазах, ощущение дезориентации в пространстве, учащенное сердцебиение.

Даже не каждому взрослому комфортно смотреть 3D-фильмы, а что говорить о младшей категории зрителей? Присмотритесь к поведению детей во время просмотра таких фильмов: часто они не высиживают до конца, устают, жалуются на неудобные очки, снимают и продолжают просмотр без них.

Суть 3D технологии в том, что изображение проецируется для каждого глаза отдельно. Проще говоря, изображение воспринимается каждым глазом с разных ракурсов, а информацию, полученную от глаз, мозг обрабатывает и на выходе получается объемная 3D-картинка.

И вот тут-то кроется самое коварное: для итогового получения изображения объекта в трехмерном пространстве и восприятия образа как единого целого крайне необходимо наличие бинокулярного зрения, которое полностью развивается к 7-15 годам.

Выходит, что дети младше 7 лет попросту неспособны нормально воспринимать ту картинку, которую они видят в 3D очках. Отсюда и частые жалобы детей на неудобство во время просмотра, и желание смотреть мультфильм без очков, что может вызвать недоумение взрослых, но вполне объяснимо с точки зрения работы детского мозга.

Но и в 7-15 лет частые просмотры 3D-мультфильмов и фильмов могут помешать формироваться бинокулярному зрению и стать причиной различного рода нарушений.

Добавим к этому и то, что во многих кинотеатрах не предусмотрены очки для детей, всем зрителям выдаются очки одинакового размера.

Ребенку неудобно сидеть в них, они давят на переносицу и постоянно норовят съехать с маленького детского носика.

Поэтому приходится либо неестественно задирать голову, либо придерживать очки руками, либо придумывать конструкции с привязыванием к дужкам очков резинки, которая крепится на затылке.

Доказано, что даже у взрослого человека восприятие 3D-картинки требует недюжинной работы глазных мышц и определенной нагрузки на мозг.

Что же тогда говорить об еще хрупких детских глазах и несформированной нервной системе ребенка? Вопрос о том, можно ли детям 3D, отпадает сам по себе.

Это неестественные нагрузки, которые для некоторых детей действительно могут оказаться фатальными. А речь идет всего лишь о развлечении, которого можно избежать, найдя альтернативу.

Не стоит говорить о том, что если у ребенка уже имеются проблемы со зрением разного рода, то посещать 3D-кинотеатры ему категорически запрещено — это может значительно усугубить проблему. Воздержаться от просмотра мультфильмов и фильмов в 3D-очках стоит и слишком возбудимым, эмоциональным и гиперактивным детям.

Безопасные просмотры

Конечно, совсем оградить ребенка от современных технологий не получится. Хотя мы настоятельно рекомендуем воздержаться от посещения 3D-кинотеатров с детьми младше 6 лет.

Кроме уже описанных нагрузок, кинотеатры опасны для юных зрителей и слишком громким звуком, и требованием более полутора часов сидеть на одном месте, что может быть невыносимым для многих активных деток, да и попросту вредным для их опорно-двигательных аппаратов.

Обязательно подготовьте ребенка к первому просмотру, объясните, что его ждет путешествие в ненастоящий, выдуманный, нарисованный мир. Уточните, что если он будет испытывать во время просмотра какие-то необычные или неприятные ощущения, то это нормально и он должен вам об этом сообщить.

Ответственно отнеситесь к выбору 3D-очков. Поинтересуйтесь, предлагают ли детские 3D-очки в кинотеатре, куда вы планируете пойти. Если нет, то рекомендуем приобрести такие очки для вашего ребенка. Это снизит риск вреда от неподходящих по размеру взрослых очков, да сам просмотр сделает куда более комфортным.

После 6 лет можно начинать изредка (не чаща раза в полгода) водить ребенка в 3D. При этом обязательно нужно следить за его реакцией.

Если во время сеанса в кинотеатре ваш ребенок начал жаловаться на слишком громкий звук, некомфортное восприятие изображения, недомогание любого рода: головокружение, боль в глазах, усталость,  — не заставляйте его смотреть мультфильм до конца и немедленно покиньте зал. Не стоит также разрешать смотреть ребенку мультфильм без очков — сами понимаете, картинка в этом случае далека от качественной.

После просмотра обязательно обговорите в ребенком увиденное, помогите ему плавно вернуться из мира 3D-реальности в настоящий мир. Ведь у деток, особенно впечатлительных, совсем другое восприятие, чем у взрослых.

Нечастые (2-3 раза в году) посещения ребенком 3D-кинотеатров должны иметь место вплоть до 15 лет, до окончания полноценного развития бинокулярного зрения.

Не нужно думать, что, не водя ребенка в 3D-кино, вы в чем-то его ущемляете. Вы можете посмотреть мультфильм дома на компьютере или телевизоре, приобретя диск или скачав его в интернете.

Возьмите поп-корн, любимые напитки, сделайте звук погромче — что может быть удобнее домашнего кинотеатра? К тому же, в возрасте до 6-7 лет есть масса других замечательных безопасных развлечений, которые для детей покажутся куда более заманчивыми.

3D кино. Его влияние на детей и советы для родителей

3D-мультфильмы помогут справиться с нарушениями зрения у детей 3D фильмы – это смена кадров с большой частотой, над каждым стереоизображением которых глаза проделывают огромную, трудоемкую работу. И если в реальности взгляд «ощупывает» предмет, направлен во внутрь, то 3D эффект только создает иллюзию объема. И глаза занимают то же положение, но усилено работают другие мышцы. Такое отличие нагружает не только глаза, но и мозг.

Ученые выяснили, насколько опасны 3D фильмы для детей. Научные сотрудники французского государственного агентства пищевой, промышленной и экологической безопасности здоровья провели исследование, чтобы выяснить, насколько 3D-фильмы опасны для детского здоровья. 

Осенью 2014 специалисты подвели итог своего исследования и опубликовали данные о проделанной работе. В них сообщается о том, что детям, не достигшим шестилетнего возраста необходимо запретить смотреть 3D-фильмы, а детям до тринадцати лет стоит значительно ограничить время просмотра кино в специальных 3D-очках.

Важно отметить, что для детского организма просмотр 3D-фильмов более опасен, чем для взрослых, в силу того, что еще не сформирован зрительный аппарат.

У ребенка могут проявиться длительные расстройства, так как современные технологии нарушают определенные естественные физиологические процессы, связанные со зрительным восприятием предметов.

В норме, чтобы рассмотреть предметы, расположенные близко, глаза человека должны сходиться вместе, при этом хрусталики меняют свою кривизну для увеличения преломления изображения и фокусировки его на сетчатку. Искусственные 3D-технологии негативным образом влияют на природные процессы зрительного восприятия предметов.

Противопоказаны просмотры 3D фильмов:

  1. Детям до 6 лет
  2. Детям, у которых есть какие-либо проблемы со зрением (косоглазие, разница в уровне зрения каждого глаза, другие болезни глаз)
  3. Людям с проблемами позвоночника, сопровождающимися нарушением кровотока.
  4. Детям с очень ярким воображением
  5. Беременным
  6. Людям, страдающим бессонницей

В чем опасность:

  • Даже обычные изображения до 5 лет ребенок не способен воспринимать абсолютно корректно. Врачи предупреждают, что 3D фильмы для детей могут стать причиной патологии развития органов зрения
  • Эффект трехмерного пространства возникает только в том случае, если одеть очки. Каждая линза блокирует часть изображения, поэтому глаза получают разную картинку. А наш мозг обрабатывает такой раздвоенный кадр, пытаясь свести его воедино. Теперь можно понять, какая это нагрузка для мозга ребенка. Если очки некачественные, то они затемняют изображение, изменяют степень его освещенности. Это может вызвать тошноту, головную боль, дополнительное напряжение для глаз. Нарушение зрения может быть и следствием повреждения очков – негативное влияние будет оказывать даже небольшая царапина на очках. Навредить детскому зрению могут и неправильно подобранные очки
  • Можно подхватить инфекцию, так как очками в кинотеатре полузуется большое количество людей и они не проходят обработки. 
  • Детские психологи сейчас проводят свои исследования о влиянии 3D технологий на психику детей. Но психологи для взрослых уже предупреждают об опасности 3D для людей любого возраста с признаками неуравновешенной психики. Ведь эти фильмы оказывают серьезную нагрузку на кору головного мозга, ухудшая подобные состояния.
  • Не стоит забывать, что технологии 3D не до конца изучены, а значит – злоупотребление подобным развлечением вполне может привести к непредсказуемым последствиям.
Читайте также:  Новый сезон: полезные советы

Чаще всего у многих наблюдаемых людей (как взрослых, так и детей) появляются общие симптомы:

  • зрительное утомление вызывается просмотром подобных фильмов, 
  • у некоторых людей может возникнуть боль в области глаз, ощущение усталости и ощущение песка в глазах
  • после длительного просмотра кино в специальных очках, в глазах может появиться двоение, снизиться острота зрения и скорость восприятия
  • головная боль
  • тяжесть в области шеи
  • болезненные ощущения в плечах и спине.
  • ко всему прочему добавляется значительное снижение работоспособности после киносеанса и рассеянное внимание в течение некоторого времени.
  • легкое головокружение и нарушение восприятия окружающих предметов длительное время, что является травмоопасным для человека. (встречается более редко)

Если вы все же решились повести своего ребенка в 3D кинотеатр, позаботьтесь о максимальной безопасности малыша.

  1. Перед просмотром объясните ребенку, что все, что он увидит, ненастоящее, что это вымысел и просто необычная картинка. 
  2. Выбирайте специальные детские очки, линзы которых расположены ближе, т.к. расстояние между глазами у детей короче, чем у взрослых. 
  3. Для предотвращения инфекций глаз рекомендовано носить свои личные очки для каждого просмотра. 
  4. Перед просмотром протрите очки дезинфицирующей салфеткой
  5. Проследите, чтобы на стеклах не было царапин и других повреждений.
  6. Во время просмотра фильма наблюдайте за реакцией ребенка. Если он снимает очки, трет глаза, крутится, если он вздрагивает и начинает нервничать, уходите из кинозала. Если же просмотр прошел спокойно, поговорите с ребенком после сеанса, обсудите фильм, узнайте о его самочувствии и помните о том, что в любом случае не стоит злоупотреблять походами в такой кинотеатр. 
  7. Люди, которые имеют нарушения со зрением, должны надевать 3D-очки поверх собственных очков для коррекции зрения и линз. 
  8. В кинозале следует выбирать места подальше от экрана, чтобы снизить негативное влияние.
  9. Надо следить за тем, чтобы воздействие не было длительным, поскольку 3D вызывает повышенную активность мозговой коры.

Мультипликационная деятельность в ДОУ для детей с нарушением зрения

  • государственное образовательное учреждение Тульской области
  • «Ефремовская общеобразовательная школа»
  • Мультипликационная деятельность в ДОУ для детей с нарушением зрения
  • Учитель – дефектолог:

Кочетова Е.С.

  1. Ефремов, 2015 г.
  2.        Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультфильм.
  3.        Мультфильм — мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.

       Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначальный смысл в изобразительном  искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок, такой, как картина.

Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах.

Слово «мультфильм»  иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного и публицистического опубликования в газетах и журналах.

      Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

     Мультфильмы оказывают на дошкольников как положительное, так и отрицательное влияние.

     Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:

  —  развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.

  —  Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

  —  Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.

  —  Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.

  —  Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами.

     Однако, несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии.

       Признаки опасных мультфильмов:

  —  слишком яркие цвета. Кислотно яркие цвета и динамичные сцены со вспышками на экране перенасыщают психику детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок слишком перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.

   —  Громкое звуковое сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.

  —  Плохое (девиантное) поведение героев никак не наказывается, а иногда даже приветствуется. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию.

У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты.

Также следует избегать мультиков, в которых отсутствует четкая граница между добром и злом, где даже положительные герои могут совершить плохие поступки ради своих интересов.

   —  На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи.

   —  Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным. Во многих современных мультиках есть насмешки, глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если любимый герой невоспитан, задирист и груб, то циничное непристойное поведение ребенка не заставит себя ждать.

   —  Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение.

        Для того, чтобы признаков опасных мультфильмов становилось меньше. На помощь приходят технические средства и так называемые «гаджеты».

В условиях современного развития  перед педагогами стоит задача поиска новых форм и методов создания развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование Интерактивной детской студии «i — Theatre » является неотъемлемой частью в моей работе, так как она создает условия для индивидуальной и подгрупповой деятельности, помогает выстраиванию эффективных взаимоотношений с дошкольниками, делая процесс обучения и развития креативным и интересным.

       Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии.

Когда ребенок с нарушением зрения создает мультфильм сам, он не только проецирует  свои переживания, эмоции и чувства на данный продукт, но и эта деятельность способствует развитию пространственного мышления.

Зрительная система детей постепенно приобретает способность к различению положения и формы предметов, к обозрению пространства, прослеживанию движущихся объектов, к тому же развиваются глазодвигательные функции.

      Мультстудия оказывает влияние на развитие  информационно – познавательной  функции зрительной деятельности, выступающей в формировании сенсорных эталонов; предметных представлений; развития восприятия сюжетных изображений.

      Важным направлением коррекционно – педагогической работы  по развитию зрительного восприятия выступает развитие и совершенствование  регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой формируются механизмы зрительно – моторной координации в системе «глаз — рука». В процессе выполнения практических действий совершенствуются аккомадационные механизмы, конвергенция глаз, развиваются поле взора и глазомер.

Читайте также:  Папа отговорит от сигареты

      Создание  нашего мультфильма проходило в несколько этапов.

  1. Знакомство с Интерактивной студией. Вместе с детьми, мы подробно рассмотрели мультстудию.  Разобрали и закрепили в речи названия сторон (верхняя, нижняя, левая, правая) экрана, где происходят основные действия. Затем познакомились с двигательными  манипуляциями на экране, с помощью которых формируется зрительно – моторная координация.
  2. Проведение коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия, в ходе которого закреплялись знания детей о геометрических фигурах. В виде игры они находили в окружающем пространстве предметы, имеющие нужные формы.
  3. Составление сюжетной линии мультфильма. Каждый ребенок остался не безучастным. У всех была возможность высказать свои идеи и мысли. Далее было распределение ролей, для озвучивания наших мультипликационных героев. После этого мы проиграли сюжет, моделирующий ситуацию мультфильма. Важным звеном в ходе данной работы было формирование у детей диалогической речи, что весьма важно для детей с нарушениями зрения.
  4. Заготовка героев и фона мультфильма. С помощью трафаретов, дети нарисовали главных героев, придумали фон для мультфильма.
  5. Воплощение идеи. Переносим все материалы для мультфильма в сканер. Распределяем местоположение всех героев и атрибутов. И начинается ответственный момент – запись мультфильма.
  6. Просмотр ролика. Организация  детского кинотеатра в виде сюжетно – ролевой игры.

      Таким образом, дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получая новые знания.  

     Такой  метод, как создание мультфильма способствует развитию каждого из механизмов зрительного восприятия и познавательного процесса в целом с учетом индивидуальных характеристик зрительных возможностей детей, что обеспечивает достижение коррекционно – педагогических целей.

Мультфильмы, которые учат общаться с особыми детьми

Настраивать фокус восприятия, с уважением относиться к особенностям других людей и принимать их – этому учат все эти трогательные мультфильмы. Но главными учителями, показывающими пример, должны быть родители, а анимация – лишь помощник и, может быть, способ начать с детьми этот разговор.

 «Про Диму» (2016 г.)

 Дочка обращается к маме со всеми теми вопросами, которые, по словам автора мультфильма Натальи Ремиш, часто возникают у детей при виде своих ровесников с ограниченными возможностями здоровья. Но на вопросы «почему он такой?», «а я заражусь?» и на нетактичное, даже грубое поведение своих детей, родители часто не дают адекватного ответа.

Мама в мультфильме объясняет дочке, что мир разнообразен и у каждого есть свои особенности. Тем не менее, даже со «странными», на первый детский взгляд, ребятами можно найти что-то общее и подружиться. Голосом Ольги Шелест мама озвучивает простые правила, которые, кстати, актуальны в любом общении:

— помоги, если другому сложно; — улыбайся от души; — не спеши и говори понятно;

— если видишь, что другой сердит, отойди и подожди.

В создании мультфильма помимо телеведущей приняли участие дочка рэпера Басты Маша Вакуленко и мальчик с диагнозом аутизм Артем Леонтьев. Средства на реализацию проекта были собраны с помощью краудфандинга.

«Цветик-семицветик» (1948 г.) и «Последний лепесток» (1977 г.)

Тема отношения детей к своим ровесникам с ограниченными возможностями была затронута много-много лет назад Валентином Катаевым в сказке «Цветик-семицветик», экранизация которой впервые вышла в 1948 году. У девочки Жени в руках оказался волшебный цветок. Она потратила шесть его лепестков на шесть пустых желаний, но последний лепесток использовала, чтобы помочь мальчику на костылях.

Еще один мультфильм по мотивам сказки Катаева вышел почти через 30 лет. Если в первой версии мальчик Витя появляется только к концу, то во второй Женя знакомится с ним в самом начале истории. Девочка то говорит, что он задается, то называет трусишкой, то дразнит и отбирает книгу. Но увидев костыли, понимает, что была неправа.

В сказке достаточно лишь простого действия, чтобы новый друг Жени стал здоровым. В реальности же бывают нужны большие усилия или же излечение бывает невозможным. Об этом родителям тоже стоит поговорить со своими детьми при просмотре подобных мультфильмов.

«Необычный младший братик» (1995 г.)

Один из мультфильмов французского сериала «Сказочные истории» посвящен рассказу о семьей зайцев, в которой самый младший ребенок – необычный. Он не умеет разговаривать, часто кривляется, но зато он очень ласковый. У него синдром Дауна.

Главная героиня мультфильма – сестренка Крошки Зайки Лиля. Родители объясняют ей, что ее братик не виноват, что родился с особенностями. А Лиля в свою очередь убеждает родителей, что он многому может научиться. Но семье приходится столкнуться со сложностями, а девочке — свыкнуться с мыслью, что братику нужно помогать развиваться, но любить его надо таким, какой он есть.

«Мой братик с Луны» (2007 г.)

Это видео был создано папой сына с диагнозом аутизм. Доступно, в форме рассказа сестренки о братике в мультфильме говорится о поведении мальчика, его привычках и особенностях.

Девочка дает свое объяснение его поведению: «Он родился на Земле, но кажется, что с Луны. Он любит все, что блестит, как Луна. Ему нравятся круглые вещи, как Луна. Он любит подниматься по лестнице, а спускаться не любит…» Девочка хотела бы стать феей и сделать так, чтобы братику больше нравилось бывать с близкими, чем на Луне. Но она не фея, поэтому ищет другие подходящие пути коммуникации.

Мультфильм призывает «протянуть нить между Землей и Луной»: наблюдать, запастись терпением и делать шаги навстречу необычному малышу.

«Путешествие Марии» (2012 г.)

Этот анимационный фильм тоже создан отцом ребенка с аутическим расстройством. Он не затрагивает взаимоотношения девочки и других детей, но зато в нем сделана попытка объяснить взрослым и юным зрителям, как она видит окружающий ее мир.

В мультфильме рассказывается, с какими сложностями сталкивается Мария и с чем не может справиться: не может завязать шнурки, позвонить по телефону, вымыть голову, включить телевизор.

Но у Марии есть и «суперсилы»: суперсосредоточенность во время еды, суперулыбка, супер-зрение, благодаря которому она может отрывать крошечные кусочки бумаги, и суперпамять, благодаря которой в голове Марии есть место для имени каждого ее знакомого!

«Путешествие Марии» — это уже не первый рассказ художника Мигеля Гаярдо об аутизме. В 2007 году вышла его книга-комикс «Мария и я», рассказывающая о совместных каникулах отца и дочери. На русский язык книга была переведена в 2014 году.

«Кастрюлька Анатоля» (2014 г.)

Необычная метафора была придумана детской писательницей и иллюстратором Изабель Карье, и воплощена на экране режиссером Эриком Моншо.

Анатоль отличается от других детей, потому что по неизвестной причине всегда таскает за собой кастрюльку.

Он ласковый, чувствительный, одаренный малыш, но… кастрюлька – часто люди обращают внимание только на нее. Кроме того, кастрюлька создает много неудобств самому Анатолю.

Таким необычным людям, как Анатоль, часто хочется спрятаться, и, кажется, большинство окружающих это тоже устроило бы…

Но оказывается, можно научиться жить с «кастрюлькой», и очень важно, чтобы рядом оказался тот, кто будет готов помочь в этом.

«Макрополис» (2012 г.)

Игрушечные кот и пес вместо фургона, который отправляется в детский магазин, оказываются на помойке. Они не знают, что отличаются от других сошедших с фабричного конвейера фигурок (у кота не хватает глаза, а у пса – одной лапы). Они думают, что произошла какая-то ошибка, и пытаюсь догнать фургон. Наконец, они оказываются в игрушечном магазине, но купит ли кто-то бракованный товар?..

Детская фантазия способна на многое, и она превращает недостаток в достоинство. Маленький покупатель, пришедший в магазин, видит в игрушках не одноглазого кота и безногого пса, а своих любимых пиратов!

  • Мультфильм «Про Диму». Интервью с мамами особенных детей
  • Непоседы клип о детях с особенностями

Как показывать мультфильмы в группе, чтобы не навредить детям и избежать скандалов с родителями — Управление образования Турочакский район

02.08.2019

Читайте также:  Турмалиновые изделия — польза и вред здоровью

Марина Степанова, заведующий лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», д. м. н., профессор

Летом в дождливый день воспитатели грешат тем, что включают мультфильмы, чтобы занять детей. Родители недовольны и устраивают скандалы. Из статьи вы узнаете, как часто можно показывать мультфильмы в детском саду. Семь правил помогут организовать просмотр так, чтобы не навредить здоровью детей и избежать скандалов с родителями.

Сегодня техника позволяет показывать мультфильмы в детском саду. Многие родители убеждены, что этого делать не нужно, дети и дома часто смотрят мультфильмы. По данным Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей, 94 процента дошкольников – активные телезрители.

20 процентов детей сидят у экрана телевизора более часа в день, в выходные этот процент выше. Законодательных запретов на показ мультфильмов в детском саду нет. Более того, сеансы могут принести пользу, если их правильно организовать.

В статье вы найдете чек-лист для воспитателей, как организовать просмотр, и гимнастику для глаз, которую нужно проводить после каждого просмотра.

Какой процент младших и старших дошкольников смотрят телевизор более одного часа в день

Показывайте мультфильмы детям только с трех лет

Медики и психологи утверждают, что мультфильмы детям можно смотреть не раньше трех лет. До этого возраста у малыша чисто сенсорное восприятие. Он будет смотреть все, что ни покажи: цвет, движение, картинка притягивают его к экрану.

До трех лет ребенок еще не осознает разницы между воображаемым и реальным.

Если родители уже успели сформировать у ребенка раннего возраста привычку к просмотру телепередач или мультфильмов, то у такого юного телемана блокируется развитие корковых отделов мозга, своевременно не развиваются нейронные связи, возникает зависимость.

Мультфильмы подменяют общение со сверстниками, тормозят развитие речи. Чрезмерные нагрузки на глаза могут привести к проблемам со зрением. Смотрите, какие последствия вызывает избыточный просмотр мультфильмов и как влияет на здоровье ребенка правильно организованный сеанс – ниже.

Выбирайте качественные мультфильмы

Большинство взрослых доверяют возрастной маркировке, когда выбирают безопасный или даже полезный мультфильм для ребенка. Но маркировка «0 «, которая стоит на большинстве мультфильмов, безграмотна, ведь ребенку до трех лет просмотр видеопередач не рекомендован.

Выбирая мультфильм, сформулируйте цель – для чего вы хотите показать его детям. Мультфильм должен расширять кругозор ребенка, погружать в новую реальность, давать новые знания. Качество мультфильма определяют понятность его для ребенка, динамика событий, сюжет и характер героев, длительность мультфильма, прорисовка, музыкальное сопровождение.

Понятность и динамика

Чтобы ребенок сопереживал героям, мультфильм должен быть понятен. Малыш во время просмотра пытается осознавать причинно-следственные связи событий на экране, модели поведения героев.

Поэтому скорость, с которой сменяются действия на экране, должна быть адекватна восприятию маленького зрителя.

Например, в мультфильме «Том и Джерри» динамика завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от мелькающего потока впечатлений, непрерывного движения, однако не понимают смысла того, что происходит на экране.

Содержание

Персонажи могут быть хитрыми, коварными, но не нести агрессию. Наряду с ними должны быть герои милые, добрые, непоседливые, как и сами дети. Персонажи могут вызывать не только положительные, но и отрицательные эмоции, при этом должны учить дружбе, взаимопомощи и правильным поступкам.

К таким произведениям относится большинство советских мультфильмов: «Аленький цветочек», «Крокодил Гена», «Белоснежка и семь гномов», «Малыш и Карлсон», «Бременские музыканты», «Золушка». Они эстетичны, без откровенной дидактики.

Не показывайте мультфильмы, где демонстрируются драки, сцены насилия, герои-монстры.

Длительность

Для детей 3–4 лет выбирайте короткие мультфильмы не более 20 минут с законченной историей: «Варежка», «Паровозик из Ромашково», «Мойдодыр», «Котенок по имени Гав», «Репка», «Как ослик счастье искал», «Крошка Енот». Для детей 5–6 лет длительность мультфильма должна быть не более часа.

Музыка

Хорошо, когда классические музыкальные произведения становятся основой для мультфильмов: «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Времена года», «Петя и волк». Классическая музыка помогает понять и пережить события фильма: грустить и радоваться, пугать и удивлять.

Она подсказывает характер персонажа: серьезный, смешной, нежный, грозный.

Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят песни из мультфильмов «Бременские музыканты», «Зима в Простоквашино», «Умка», «Песенка о лете», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Антошка», «Чунга Чанга».

Прорисовка

Большинство современных мультфильмов художники рисуют на компьютере, а не как раньше – карандашом и кистью, тщательно пририсовывая каждый элемент. Таковы условия видеорынка: мультфильм надо быстрее выпустить в прокат.

Но от этого страдает качество произведения. На первый взгляд незаметно, но общее впечатление сглаживается, мультфильм слабее воздействует на зрителя. А у детей восприимчивость выше, чем у взрослых.

Воспитывать их эстетический вкус на некачественных мультфильмах не нужно.

Включайте мультфильм в занятие

Сеансы необходимо частично или полностью интегрировать в занятия. Например, после прочтения сказки предложите детям посмотреть ее экранизацию, а затем обсудить увиденное на экране.

Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышам важно понарошку пережить эмоции, с которыми они пока не сталкивались в реальной жизни. В одно занятие показ фильма и его обсуждение умещать не нужно.

Распределите эти этапы на первую и вторую половину дня, особенно если погодные условия препятствуют прогулке.

Внимание

Не показывайте детям мультфильмы, в которых используется сленговая речь

Несколько занятий посвятите тому, как создают мультфильмы. Продемонстрируйте примеры разных подходов, которые используют режиссеры. На музыкальном занятии разучите полюбившуюся песенку из мультфильма.

На занятиях изобразительным творчеством предложите нарисовать или слепить понравившегося героя.

Мультфильм служит подспорьем и на занятиях по развитию речи: после просмотра предложите детям пересказать содержание, вспомнить названия животных, растений, предметов домашнего обихода.

Не показывайте мультфильм каждый день и дольше 15 минут

Мультфильмы нельзя показывать каждый день. Длительность просмотра следует ограничивать. Сколько минут в день дети могут смотреть мультфильмы без вреда для здоровья, смотрите на рисунке.

И это время лучше разделить на два этапа: показывать мультфильмы в первую и вторую половину дня – по 10 и 15 минут младшим и старшим дошкольникам соответственно.

Устраивать сеансы детям более двух раз в день нельзя.

Словарь

Аккомодация – адаптация, приспособление органа либо всего организма к изменению внешних условий

Не следует включать просмотр в каждый вид деятельности. Зрительный анализатор в дошкольном возрасте только формируется, особенно интенсивно в первые 5 лет жизни ребенка. У многих дошкольников врожденная дальнозоркая рефракция преобладает над нормальной.

В большинстве случаев это наблюдается до 6 лет. К 4–5 годам цветовое зрение у детей продолжает совершенствоваться. Это означает, что именно в дошкольном возрасте глаз ребенка наиболее уязвим.

Главная причина ухудшения зрения – физиологическая усталость глаз и нарушение аккомодации, которые вызывает большая зрительная нагрузка.

Нельзя заменять дневной сон просмотром мультфильмов – особенно это касается старших дошкольников, многие из которых уже перестают спать днем и просят дать им что-нибудь тихо посмотреть.

Нельзя заменять мультфильмами прогулки, за исключением случаев, когда погода препятствует этому.

Учитывая возбуждающий характер большинства мультфильмов, детскую впечатлительность, не стоит их демонстрировать перед сном.

Сколько минут в день дети могут смотреть мультфильмы без вреда для здоровья

Дети 3–4 летДети 5–7 лет
Не более  минут Не более  минут

Используйте телевизор разрешенного размера и правильно рассадите детей

Просмотр всей группой мультфильмов на ноутбуках или планшетах не допустим. Такую технику можно использовать только для индивидуальных занятий или для занятий группы не более трех человек.

Для просмотра мультфильмов необходим телевизор с размером экрана по диагонали не менее 59 см. Экран должен быть на высоте 1–1,3 м от уровня пола.

Посадить детей нужно на расстоянии не ближе 2–3 м и не дальше 5–5,5 м от экрана. Стулья установить в 4–5 рядов из расчета на одну группу. Расстояние между рядами стульев должно быть 0,5–0,6 м.

Рассаживайте детей с учетом их роста. Не разрешайте во время просмотра сидеть на ковре.

Внимание

Для показа мультфильмов можно использовать интерактивные доски, если изображение на них такое же качественное, как на телевизоре

Если в групповую или другое помещение, где вы организовали просмотр, проникает яркий солнечный свет, необходимо зашторить окна, чтобы исключить засветку экрана. При показе в вечернее время включайте свет – например, настольную лампу, но так, чтобы он не попадал зрителям в глаза. Если ребенку врач прописал очки для просмотра мультфильма, необходимо надеть их на малыша.

Изображение на экране должно быть четким, без мерцания. Некачественное изображение портит зрение ребенка и быстрее вызывает утомляемость, может спровоцировать головную боль. Подобные симптомы вызывает и большая громкость.

Смотрите мультфильм вместе с детьми

Организуя просмотр, воспитатель не должен сидеть в стороне и заниматься своими делами. Дети активно реагируют на мультфильм во время просмотра. Поддерживайте их воодушевление, дайте возможность поделиться своими переживаниями.

Необходимо следить за реакцией дошкольников на действия персонажей, а потом совместно их обсуждать. Искренняя заинтересованность педагога происходящим на экране поможет сблизиться с детьми.

Помните, что сюжеты мультфильмов дети потом переносят в свои игры, при выборе игрушек предпочитают знакомых и любимых персонажей.

Чек-лист для воспитателя

После просмотра сделайте с детьми упражнения для укрепления зрения

Сохранить и укрепить зрение детей после просмотра мультфильма поможет зрительная гимнастика. Чтобы сделать ее привлекательной, проводите упражнения в игровой форме и время от времени меняйте ее. Пример зрительной гимнастики вы найдете в конце статьи.

Наряду с большим удовольствием и эмоциональной зарядкой просмотр мультфильмов представляет для детей большую интеллектуальную нагрузку. Нередко впечатлительные дети после просмотра эмоциональных сюжетов становятся нервными, возбужденными. Поэтому чередуйте показы с активными двигательными занятиями.

Физкультминутка для глаз

© Материал из Справочной системы «Образование».

Подробнее: https://vip.1obraz.ru/#/document/189/742537/b89f5e00-02c2-4a44-8f31-f999e752e1f0/?of=copy-1147fb3e24

Лесных Н.В.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]