Дети с астмой в 2 раза чаще попадают в больницу, если у них есть депрессия или тревожное расстройство

Тревожные расстройства (ТР) являются одним из распространенных поводов для обращения к врачам и часто встречаются в клинической практике педиатра и детского невролога. Следует отметить, что до сих пор некоторые специалисты в процессе наблюдения за детьми и подростками с ТР продолжают пользоваться такими формулировками, как «невротические состояния», «невротические реакции», «неврозоподобный синдром», нередко неправомерно применяют понятия «астения», «неврастения», «астенический невроз». Перечисленные термины не соответствуют дефинициям ТР в классификациях последних лет [1, 2], а также современным представлениям о природе ТР.

По данным эпидемиологических исследований, общая частота встречаемости всех ТР в детской и подростковой популяции варьирует от 9 до 32% и характеризуется возрастанием по мере взросления детей [3].

У большинства взрослых пациентов с эмоциональными и аффективными расстройствами первые симптомы манифестировали в детстве или отрочестве, и это были проявления ТР [4, 5]. Таким образом, формирование клинической картины ТР происходит постепенно.

Однако у многих детей и подростков ТР долго остаются неустановленными, что влечет отсутствие специализированной помощи и лекарственной терапии, а вслед за этим — хронизацию ТР.

Остановимся на особенностях проявлений ТР у детей и подростков. Следует отметить, что у ряда пациентов одновременно могут отмечаться симптомы не одной, а нескольких форм ТР.

 Кроме того, ТР могут выступать в качестве как самостоятельного, так и сопутствующего состояния при многих заболеваниях нервной системы у детей, включая нарушения развития речи и школьных навыков, синдром дефицита внимания и гиперактивности, первичные головные боли (особенно головную боль напряжения), эпилепсию, последствия перинатальных поражений нервной системы, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, расстройства аутистического спектра и др.

ТР — группа синдромов эмоциональных нарушений, которые характеризуются интенсивной и длительной тревогой, субъективными ощущениями беспокойства, напряжения, мрачными предчувствиями, переживанием ущерба, а также появлением необычно сильного страха — иррационального и не соответствующего содержанию вызывающих его ситуаций или объектов [4, 6–9].

Диагностика и классификация ТР

Первая задача, которую необходимо решить при постановке диагноза ТР, — отличить тревогу как нормальный и упреждающий ответ на угрожающие или стрессовые воздействия от манифестации ТР.

 Тревога выполняет приспособительную сигнальную функцию («сигнальная тревога») для подготовки на уровне организма к встрече опасности и выбору реакции на нее: «атака, борьба» или «уход, избегание».

В норме проявления тревоги носят кратковременный (транзиторный) характер и хорошо поддаются контролю индивидуума.

  • Проявления тревоги приобретают клиническую значимость в тех случаях, когда:
  • становятся значительными их выраженность и продолжительность;
  • симптомы возникают при отсутствии стрессовых факторов;
  • симптомы нарушают физическое (соматическое) и социально-психологическое функционирование и адаптацию индивидуума.

На наличие ТР указывает то, что ребенок испытывает тревогу чаще (например, в большую часть дней месяца и в течение нескольких месяцев) и переживает ее более интенсивно по сравнению с ровесниками.

Чрезмерная тревога приводит к значительным нарушениям и ограничениям в жизни ребенка: ему трудно участвовать в обычных для его возраста видах деятельности, посещать школу, справляться с повседневными школьными и домашними заданиями, общаться и заводить друзей, посещать досуговые занятия и спортивные секции.

В таблице 1 представлены различия между приемлемыми в ходе индивидуального развития детей тревогой и страхами и патологическими их проявлениями.

  1. Все формы ТР сопровождаются изменениями на четырех уровнях.
  2. Эмоции: страх, опасения, смущение, стыд, чувство беспомощности, вины, печаль, гнев.
  3. Мысли: о вероятном вреде/опасности/ущербе, с которыми невозможно справиться самому, негативные мысли навязчивого характера.

Поведение: выбор стратегии избегания (активное уклонение от специфических ситуаций, мест или стимулов, его стертые проявления в виде неуверенности, нерешительности, стремления к одиночеству) и использование так называемых «приемов безопасности» (обращение к объектам и ситуациям, которые не позволяют развиться крайне выраженному страху, с формированием «ритуалов»). Могут наблюдаться повторные обращения ко взрослым за утешением и поддержкой, излишние извинения перед другими людьми.

Ощущения (физиологический уровень): вследствие дисбаланса вегетативной регуляции — учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, усиленное потоотделение, головная боль, головокружение, чувство нехватки воздуха и приближения обморока, спазмы и боли в животе, тошнота, рвота, понос, парестезии (покалывание, онемение) в области лица или рук, ощущение неустойчивости или слабости в ногах, склонность к дрожанию или тремору, нарушения сна (трудности засыпания, беспокойный сон, кошмары, бессонница).

Одним из ключевых признаков ТР является страх, но его не следует отождествлять с тревогой. Тревога — это комбинация эмоций, а страх — одна из эмоций.

Страх как нормальная эмоция представляет собой реакцию на внешнюю угрозу и имеет адаптивный характер, предупреждает индивидуума о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Страхи характеризуются нормальной возрастной эволюцией (табл. 2).

При этом они могут иметь характер реалистический (по отношению к конкретным животным, телесным повреждениям, природным явлениям) и нереалистический, иррациональный (страх темноты, мышей, чудовищ, катастроф).

Таким образом, страхи как изолированное явление не должны рассматриваться в качестве признака заболевания. Помощь специалиста необходима в тех случаях, когда страхи приводят к очевидным социальным ограничениям: отказу выходить на улицу из-за страха встретить собаку или пережить приступ паники, отказу посещать школу.

  • В клинической картине ТР страхи отличаются устойчивым и неадаптивным характером [9]:
  • чрезмерной интенсивностью, не соответствующей ситуации (количественный аспект);
  • необычным содержанием и необычностью объектов, вызывающих страх (качественный аспект);
  • неадекватной реакцией на ситуацию;
  • хронизацией страха;
  • невозможностью уменьшить или преодолеть страх;
  • существенными ограничениями в повседневной жизни.
  • В конечном итоге проявления ТР отражаются на всех сферах жизни, заметно ухудшая общее самочувствие ребенка, показатели школьной успеваемости, взаимоотношения в семье и дружеские контакты, социальную активность.
  • К ТР относятся [1, 2]:
  • ТР, связанное с разлукой в детском возрасте (сепарационное ТР);
  • селективный мутизм;
  • фобическое ТР детского возраста (специфические фобии);
  • социальное ТР детского возраста;
  • генерализованное ТР детского возраста;
  • паническое расстройство;
  • агорафобия.

Еще два расстройства, которые ранее относили к ТР, это обсессивно-компульсивное расстройство и посттравматическое стрессовое расстройство. В современных классификациях [1, 2] они рассматриваются как отдельные нозологические формы.

Сепарационное ТР

Некоторые малыши испытывают страх и болезненные опасения оттого, что при реальной или воображаемой угрозе расставания случится что-то плохое с ними или их близкими (чаще всего — с родителями).

Ребенок стремится избежать расставания, испытывает чрезмерный страх, печаль, уходит в себя. С другой стороны, наблюдаются приступы ярости, плач со стремлением удержать рядом близкого человека, цепляние за него и категорический отказ расстаться.

Ребенок отказывается быть в ситуациях, когда может оказаться без близких: оставаться на ночь вне дома, ходить в гости к друзьям или родственникам, находиться дома одному или без родителей посещать школу.

После перенесенной разлуки с близкими дети остаются подавленными, замкнутыми и апатичными. Они отказываются оставаться одни в помещении, просят родителей присутствовать или быть доступными.

Обычно сепарационная тревога исчезает, когда дети растут, начинают ходить в школу и обретают уверенность. Тем не менее у некоторых детей их реакция на фактическое или ожидаемое расставание по-прежнему бывает чрезмерной, что иногда может продолжаться в первые 1–2 года обучения в школе и даже дольше.

Проявления сепарационного ТР могут затруднять или ограничивать нормальную активность ребенка, приводить к ухудшению посещаемости школьных занятий и успеваемости, к изоляции от сверстников, т. к. он избегает участия в школьных прогулках, экскурсиях, играх, походах с ночевками без родителей или других мероприятиях.

Такие дети отличаются от сверстников недостаточной самостоятельностью.

ТР, связанное с разлукой, наиболее распространено у детей до 12 лет, частота его проявлений снижается в подростковом возрасте. Таким ТР страдают около 4% детей и 1,5% подростков [1, 3, 4]. Тем не менее сепарационная тревога может сохраняться и во взрослой жизни.

Возникновение сепарационного ТР достигает пика в нескольких возрастных периодах: при поступлении в детский сад, в начальной школе в возрасте от 7 до 9 лет, при поступлении в средние и старшие классы школы.

Мальчики и девочки страдают сепарационным ТР одинаково часто.

В подростковом возрасте страх разлуки либо сохраняется, либо возникает впервые (после стрессового события, такого как развод родителей, потеря любимого человека, переход в новую школу, переезд).

Селективный мутизм

Селективный мутизмодна из форм ТР у детей, которую в ряде случаев приходится дифференцировать с алалией (дисфазией развития). Манифестирует в возрасте 2–5 лет. Распространенность в детской популяции составляет менее 1% [1, 10].

Чаще селективный мутизм встречается в семьях с двуязычием, при переезде на новое место жительства с иной языковой средой. Возникает в период активного становления речи или при поступлении в детский сад, при подготовке к школе.

Селективный мутизмограничивает коммуникативные возможности, может искажать психическое развитие ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.

Ребенок перестает разговаривать со всеми, кроме небольшого круга знакомых людей. Это продолжается длительное время, до нескольких месяцев.

Несмотря на сохранность речи, ребенок сознательно отказывается от речевого общения (а иногда и от любого общения) в ситуациях, являющихся для него психотравмирующими (как в детском коллективе, так и среди взрослых).

При этом он не просто отказывается говорить — он не в состоянии делать это из-за ощущения, что его речь словно застывает в гортани. Постепенно ребенок учится предвидеть ситуации, которые провоцируют мутизм, и старается их избегать.

Важная особенность состоит в том, что у большинства пациентов с селективным мутизмом имеются проявления социального ТР, а в раннем возрасте — сепарационного ТР [10].

Читайте также:  Дети, которые тратят много времени на просмотр телевизора, склонны набирать меньше костной массы в процессе роста, чем сверстники

У ряда пациентов наблюдается сочетание селективного мутизма с такими расстройствами, как нарушения развития речи, энурез, энкопрез, задержка двигательного развития, аутизм, в редких случаях — синдром дефицита внимания и гиперактивности.

В настоящее время селективный мутизм не рассматривается в рамках оппозиционного поведения, но реакции оппозиции могут иметь место, если ребенка заставляют говорить.

Хотя первые симптомы селективного мутизма появляются в возрасте до 5 лет, они могут стать наиболее заметными с началом обучения в школе.

Селективный мутизм вызывает значительные трудности в жизни детей, сказывается на успеваемости, мешает им обращаться за помощью к педагогам и другим взрослым, не дает получать удовольствие от общения и участвовать в повседневных видах деятельности вместе со сверстниками.

У детей старшего возраста и подростков нередко усиливаются трудности в общении со сверстниками, что служит предпосылкой для формирования социального и генерализованного ТР или депрессии.

Специфические фобии

Страхи распространены и ожидаемы в детском возрасте, однако у некоторых детей и подростков страхи со временем становятся интенсивными и перерастают в фобии. Фобия — это сильный страх, который непропорционален определенному объекту или ситуации, предельно выраженная тревога при отсутствии непосредственной опасности.

Интенсивный страх перед определенными ситуациями и объектами сопровождается реакцией избегания из-за убежденности в том, что они опасны и причинят вред/травму.

Самые распространенные патологические страхи у детей вызывают: животные (собаки и птицы), насекомые и пауки, темнота, громкие звуки (особенно связанные с природными явлениями), клоуны, люди в масках или не­обычного вида, инъекции, болезни, вид крови.

Специфические фобии манифестируют от раннего возраста до 10 лет, ими страдают 6–9% детей и подростков, чаще девочки, чем мальчики (в соотношении 2:1) [1, 3, 4].

У некоторых пациентов фобия возникает после воздействия травмирующего или пугающего события, тогда как у других страхи появляются после наблюдения за тревожной реакцией других людей. Так, младший брат нередко начинает бояться паука, если он стал свидетелем того, как старший в испуге с криком убегает от паука.

Фобии отличаются от обычных детских страхов и редко исчезают самостоятельно. Нередко фобии не уменьшаются, несмотря на объяснения и заверения в безопасности со стороны взрослых.

В результате ребенок избегает пугающих мест или объектов, заставляет родителей проверять, нет ли их поблизости (например, перед сном хочет убедиться, что в комнате нет пауков), требует от родителей оставаться рядом.

Дети избегают парков, площадок, зон отдыха и других мест, где могут быть насекомые, отказываются от прогулок, экскурсий на природу, если там им могут встретиться опасные, по их мнению, животные (например, собаки), протестуют против посещения медицинских учреждений, врачей, в частности стоматологов.

По мере взросления детей фобии не исчезают, а изменяются по своему содержанию. Но подростки чаще, чем младшие дети, осознают, что их страх непропорционален реальной опасности, создаваемой конкретным объектом или ситуацией.

Кроме того, в отличие от маленьких детей, у которых контроль над собой в повседневной жизни слабее, подростки могут самостоятельно избегать определенных ситуаций и непосредственных столкновений со своим страхом.

У детей школьного возраста может наблюдаться страх перед школой, который проявляется так же, как и фобия, и они отказываются от ее посещения. В связи с этим появился термин «школьная фобия», хотя как таковых диагноза и формы ТР с таким наименованием не существует.

Диапазон проявлений школьных страхов может варьировать от незначительных жалоб на необходимость посещать занятия до истерик и отказа ходить в школу у детей младшего возраста, а у подростков — до частых пропусков уроков с последующим исключением из школы.

Дети могут бояться школы по многим причинам, например, из-за того, что надо оставаться без родителей (как это бывает при сепарационном ТР), из-за страха контактов с микробами (при обсессивно-компульсивном расстройстве), из-за боязни взаимодействий со сверстниками и учителями (при социальном ТР).

В этих случаях ребенок или подросток на самом деле боится не самой школы, а событий, которые там могут с ними произойти. В связи с этим термин «школьная фобия» не является точным.

The prevalence of anxiety and depression among patients with obstructive ventilation disorders: the Respect study. Part I

Хронические обструктивные заболевания дыхательных путей тесно связаны с депрессией и/или тревогой [1–3].

Распространенность клинически значимой тревоги варьирует от 13 до 46 % у пациентов с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) стабильного течения и достигает 58 % у пациентов, которые недавно перенесли обострение [4–6].

Согласно данным, полученным в исследовании ECLIPSE (Evaluation of COPD Longitudinally to Identify Predictive Surrogate Endpoints), распространенность депрессии среди пациентов с ХОБЛ, курильщиков без ХОБЛ и некурящих без ХОБЛ составила 26, 12 и 7 % соответственно.

Кроме того, показано, что наиболее важными факторами риска депрессии при ХОБЛ были выраженность симптомов болезни и низкое качество жизни [7].

В проспективном исследовании в течение 10 лет, включавшем 35 000 больных ХОБЛ, выявлено, что частота депрессии составляла 16,2 случая на 1000 человеко-лет в группе лиц с ХОБЛ по сравнению с 9,4 случая на 1000 человеко-лет в группе лиц без ХОБЛ.

При этом среди лиц с тяжелым течением ХОБЛ депрессия встречалась в два раза чаще, чем у лиц с легким течением заболевания [8]. Во взаимосвязи тревожных расстройств и ХОБЛ имеет большое значение стаж курения сигарет и зависимость от никотина [9]. Уровень тревоги и депрессии служит показателем качества жизни, связанного со здоровьем у пациентов с ХОБЛ [10]. Депрессия и тревога отрицательно влияют на прогноз ХОБЛ, повышая риск обострения и, возможно, смерти. В свою очередь ХОБЛ увеличивает риск развития депрессии [11].

Проявления депрессии достоверно связаны с бронхиальной астмой независимо от симптомов тревоги. Клинически выраженная депрессия ассоциируется со значительным увеличением риска развития бронхиальной астмы у взрослых [12, 13].

Наличие любого тревожного расстройства в течение четырех недель увеличивает вероятность тяжелого течения астмы [14].

Тревога и депрессия ассоциированы с худшим контролем симптомов астмы и более низким качеством жизни, связанным с заболеванием [2].

В корейском популяционном исследовании сравнивались уровень и частота тревоги и депрессии среди амбулаторных пациентов с ХОБЛ, бронхиальной астмой и бронхоэктазами. 22 % пациентов имели сопутствующую депрессию и тревогу.

Выраженность тревоги и депрессии ассоциировалась с более тяжелыми обструктивными нарушениями и/или с курением [15]. Тревога и депрессия, будучи коморбидными состояниями у лиц с обструктивными заболеваниями легких, приводят к увеличению числа визитов к врачу общей практики и вызовов неотложной помощи [1, 2].

Выявление и коррекция этих состояний должны быть обязательной частью ведения пациентов в амбулаторной практике.

Цель данного исследования — оценка распространенности тревоги и депрессии у лиц с обструктивными нарушениями вентиляции и выявление факторов риска развития этих состояний.

Материалы и методы

Исследование RESPECT (RESearch on the PrEvalence and the diagnosis of COPD and its Tobacco-related aetiology, «распространенность и диагностика ХОБЛ, а также ее этиология, связанная с курением») проводилось в двух городах Северо-Западного региона России — Санкт-Петербурге и Архангельске.

Дизайн исследования включал два последовательных этапа (эпидемиологический и диагностический), был одобрен этическими комитетами Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова и Северного государственного медицинского университета и подробно описан ранее [16].

Все участники исследования заполняли информированное согласие.

Случайная выборка среди лиц в возрасте 35–70 лет для эпидемиологической части исследования осуществлялась из базы данных территориальных фондов обязательного медицинского страхования 10 поликлиник Санкт-Петербурга и 5 поликлиник Архангельска.

Все респонденты на этом этапе отвечали на вопросы анкет и выполняли спирометрию с бронхолитическим тестом.

Анкеты включали социодемографические данные (пол, возраст, образование) и факторы риска обструктивных заболеваний легких: курение и длительное воздействие профессиональных вредностей более 10 лет (пыль, газ и/или химические пары).

По статусу курения участники были разделены на никогда не куривших, курильщиков и бывших курильщиков (не курящих 6 и более месяцев). Интенсивность курения определяли по количеству пачка-лет, рассчитанному по формуле: количество пачек сигарет, выкуриваемых в день, × число лет курения.

Спирометрию и бронхолитический тест оценивали в соответствии с критериями Американского торакального общества / Европейского респираторного общества. Обструктивными нарушениями вентиляции, которые являются спирометрическими критериями ХОБЛ, считали критерии GOLD (The Global Strategy for the Diagnosis, Management and Prevention of COPD, Global Initiative for Chronic Obstructive Lung Disease): отношение ОФВ1/ФЖЕЛ менее 0,7.

В диагностическое исследование были включены лица с выявленными в эпидемиологической части проекта обструктивными нарушениями вентиляции.

Им проводили повторную спирометрию с бронхолитическим тестом, анкетирование о наличии тревоги или депрессии по шкале HADS (The Hospital Anxiety and Depression Scale, госпитальная шкала тревоги и депрессии) и самооценку качества жизни, связанного со здоровьем по шкале EQ-5D (EuroQol).

Читайте также:  Удовольствие от занятий спортом увеличивает положительный эффект от тренировок

Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики [17].

Результат оценивался в баллах: 0–7 баллов — норма, отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии, 8–10 баллов — субклинически выраженная тревога/депрессия, 11 баллов и выше — клинически выраженная тревога/депрессия.

Шкала EQ-5D, оценивающая общее качество жизни, связанное со здоровьем, включает 5 показателей: мобильность, самообслуживание, обычные действия, боль/дискомфорт и тревожность/депрессия [18, 19]. Критерии оценки в баллах: 0 баллов — отсутствие проблемы, 1 — есть некоторые проблемы, 2 — выраженные проблемы. Максимальное количество баллов — 6. Визуально-аналоговая шкала EQ VAS (EuroQol Visual Analog Scale) является второй частью опросника EQ-5D для самооценки пациентом состояния здоровья на текущий момент. Оценивается от 0 до 100 баллов, где 100 представляет полное здоровье.

Все лица, включенные в диагностическое исследование, были осмотрены врачом-пульмонологом, который устанавливал диагноз. Кроме того, респондентов просили указать наличие имеющихся у него тревоги и/или депрессии (по мнению самого пациента).

Ответы Эксперта по Астме у Детей | Главные Вопросы

На вопросы для портала «Карта Жизни» отвечает Зайцева Ольга Витальевна, заведующая кафедрой педиатрии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, руководитель Университетской клиники педиатрии, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный врач России

Что такое бронхиальная астма и какова статистика заболеваемости в России?

Бронхиальная астма (БА) – это заболевание, в основе которого аллергическое воспаление. Для БА характерны повторные эпизоды кашля, одышки, свистящих хрипов, затрудненного дыхания вплоть до удушья.

БА иногда течет достаточно тяжело и относится к жизнеугрожающим состояниям. Уровень заболеваемости бронхиальной астмой отличается в зависимости от региона нашей страны.

В среднем – это от 2% до 4%, но в реальной жизни может быть и значительно выше.

Вы говорите, что в основе лежит аллергия. Вы не могли бы побольше рассказать о взаимосвязи астмы и аллергии?

Существует несколько типов аллергических реакций, на их фоне могут сформироваться различные заболевания. Например, пищевая аллергия может проявиться атопическим дерматитом, респираторная – аллергическим ринитом или бронхиальной астмой. Поэтому аллергия – это более общее понятие и не является диагнозом.

Подскажите, кто наиболее подвержен этому заболеванию и передается ли астма по наследству?

По наследству передается склонность к аллергии, а не бронхиальная астма. Если в семье есть астматики, то дети, безусловно, чаще болеют аллергическими заболеваниями.

Это может быть астма, это может быть аллергический ринит, и наоборот, например, у мамы аллергический ринит, а ребёнок может заболеть бронхиальной астмой. Существует семейная предрасположенность к аллергии, но заболевание, как правило, реализуется под действием факторов внешней среды.

Таким образом, если в семье есть аллергики, то у ребенка будет высокий риск заболеть аллергическим заболеванием.

Как возникает бронхиальная астма и на какие симптомы необходимо обращать внимание?

Аллергия – это системная реакция, поэтому у детей она чаще сначала проявляется в виде пищевой аллергии (неустойчивого стула, младенческих колик, атопического дерматита и других), затем могут появиться клинические проявления со стороны верхних и/или нижних дыхательных путей. То есть, астма, как правило, стоит в конце так называемого, «аллергического марша».

Это последовательное развитие заболеваний в основе которых лежит аллергия у одного и того же ребенка. Однако астма может дебютировать по-разному: как с аллергического марша, так и неожиданно, с тяжелого приступа при контакте с аллергеном.

Кроме того, у предрасположенных к аллергии лиц, это сначала могут быть частые острые респираторные инфекции, которые затем провоцируют развитие бронхиальной астмы.

А если говорить об астме у детей и взрослых, есть ли отличия в симптоматике, диагностике и терапии?

Да, конечно, есть. К счастью, как правило, у подавляющего числа детей астма протекает более легко, чем у взрослых. В основе детской астмы чаще лежит атопическое воспаление (первый тип аллергических реакций), которое достаточно хорошо поддается терапии.

В результате мы можем сохранить качество жизни ребенка практически на уровне здорового, но на фоне, как правило, медикаментозной терапии. В тоже время если лечение БА у детей запаздывает или проводится неправильно, то, к сожалению, со временем формируется тяжелая астма, которая плохо поддается терапии.

Атопическая астма практически всегда начинается в детстве, поэтому для нас очень важно вовремя поставить диагноз, вовремя начать правильно лечить.

Расскажите, пожалуйста, как изменяются подходы к терапии бронхиальной астмы? Какие новые методы и подходы сегодня применяются?

Революция в лечении астмы произошла в 1995 году. До этого астму лечили как заболевание, в основе которого лежит обструкция (сужение) дыхательных путей. Раньше бронхиальную обструкцию лечили, назначая только препараты, которые расширяют бронхи и позволяют человеку дышать, не погибнуть на фоне приступа.

Это была, по сути, только неотложная помощь, но приступы повторялись, астма становилась все более тяжелой, прогноз заболевания с каждым приступом ухудшался. В 90-е годы установили, что причина астмы – аллергическое воспаление.

Было убедительно доказано, что в основе лечения бронхиальной астмы должны лежать противовоспалительные препараты, и лучшими являются ингаляционные глюкокортикостероиды, высокоэффективные и безопасные лекарственные средства.

В результате существенно уменьшилось число пациентов с тяжелой астмой, резко снизилась смертность от этого заболевания, приступы астмы стали не такими тяжелыми и возникают намного реже.

Следующий этап — появление высокоэффективных комбинированных препаратов, сочетающих ингаляционные глюкокортикостероиды и ингаляционные бронхорасширяющие препараты длительного действия. Эта терапия значительно улучшила прогноз астмы и качество жизни пациентов. Последнее достижение в лечении астмы — точно направленная, таргетная терапия, когда препараты действуют на молекулы и рецепторы аллергии. Мы лечим не просто воспаление, а воспаление у конкретного тяжелого больного.

Таким образом, в настоящее время детская астма при правильно подобранной терапии –благоприятно протекающее заболевание. Наши пациенты занимаются спортом и достигают высоких результатов, успешно учатся в школе. Качество жизни не страдает. Тяжелое заболевание находится под контролем

Скажите, а может ли стресс спровоцировать развитие астмы?

В основе бронхиальной астмы лежит аллергическое воспаление, поэтому стресс, как любой внешний фактор, может спровоцировать развитие приступа у пациента с астмой. У здорового ребенка спровоцировать формирование заболевания стресс не может.

Возможно ли обострение астмы на фоне снижения иммунитета, и какие еще факторы чаще всего приводят к развитию обострений?

Дети аллергики чаще сверстников болеют респираторными инфекциями в силу особенностей своего иммунного ответа. Снижение противоинфекционного иммунитета характерно для всех пациентов с астмой.

В свою очередь респираторная инфекция провоцирует развитие обострения заболевания, приступа астмы.

Также обострение заболевания могут вызвать аллергены: домашняя пыль, шерсть и перхоть животных, пыльца растений и многое другое.

Скажите, а может ли астма перейти в стадию ремиссии и как проводить профилактику обострений?

Основная задача как врача, так и пациента – обеспечить стойкую ремиссию заболевания. Астма должна стать контролируемой: пациент чувствует себя абсолютно здоровым, он не имеет никаких ограничений ни по физической нагрузке, ни по какой другой нагрузке.

Однако у подавляющего большинства астма требует длительной, не менее трех месяцев, а иногда и постоянной медикаментозной поддержки. Объем необходимого лечения определяет врач-аллерголог индивидуально у каждого пациента.

Важно строго соблюдать все рекомендации врача, в том числе длительность лечения.

Как обеспечить ребенку с бронхиальной астмой высокое качество жизни?

Повторюсь – в основе бронхиальной астмы лежит воспаление, поэтому, если ребенку в любом возрасте поставлен диагноз бронхиальная астма, прежде всего ему необходимо назначить противовоспалительную терапию для того, чтобы остановить воспалительный процесс и не привести к необратимым изменениям со стороны легких и бронхиального дерева. В настоящее время самыми эффективными и абсолютно безопасными препаратами являются ингаляционные глюкокортикостероиды. Совершенно очевидно, раз воспаление находится на уровне слизистой бронхов, то препараты лучше принимать в виде ингаляций. Однако есть определенные сложности ингаляционной терапии. Во-первых, маленький ребенок не может правильно глубоко вдохнуть. Во-вторых, препарат должен быть с очень мелкими частицами для того, чтобы дойти до самых глубоких отделов бронхиального дерева. Для эффективной ингаляции необходимо особое устройство — небулайзер. Препарат заливается в камеру небулайзера, который превращает лекарство в очень мелкие капли и обеспечивает ребенку эффективное лечение путем дыхания через маску или мундштук. Эффективная доставка лекарства, в том числе ингаляционных глюкокортикостероидов, возможна даже у самых маленьких детей, младенцев первого года жизни.

Таким образом, несмотря на то, что БА является хроническим заболеванием, в настоящее время современные программы терапии позволяют контролировать клинические проявления заболевания – симптомы, нарушения сна, ограничения повседневной активности, нарушения функции лёгких, потребность в препаратах неотложной помощи. При контролируемой БА возможно не более чем случайное возобновление симптомов и крайне редкое развитие тяжёлых обострений заболевания. Благодаря научным достижениям современное понимание БА улучшилось, и стало возможным её эффективное лечение. В последние годы в мире и в нашей стране в клиническую практику внедрены высоко эффективные и патогенетически обоснованные препараты, которые в значительной степени позволяют решать задачу контроля течения БА и поддержания качества жизни больных на достаточно высоком уровне.

Читайте также:  Шалфей и чай из шалфея — польза и возможный вред

Бронхиальная астма во время пандемии Covid-19: как избежать обострения

Чтобы снизить риск развития обострений бронхиальной астмы (БА) у детей осенью, во время повышения заболеваемости респираторными инфекциями, специал…

Читать далее

Опасное время: как пережить период цветения детям с астмой?

Для деток с пыльцевой аллергией период цветения растений — настоящее испытание, так как именно в это время резко возрастает риск обострения бронхи…

Читать далее

По каким признакам можно заподозрить астму у ребёнка?

Бронхиальная астма — хроническое воспалительное заболевание нижних дыхательных путей, одно из самых распространённых среди детей. Так, по данным эп…

Читать далее

Больше материалов по темам

Психические расстройства и астма

           Астма и основное депрессивное расстройство имеют несколько факторов риска и  сходные закономерности нарушения регуляции в ключевых биологических системах, включая нейроэндокринную стресс-реакцию, цитокины и нейропептиды. Психологические факторы могут влиять на симптомы и эффективность лечения астмы.

         Распространенность большой депрессии (MDD) выше у людей с астмой по сравнению с общей популяцией. У людей с аллергическим заболеванием также более высокие показатели MDD.

У больных с депрессивным расстройством или биполярным аффективным расстройством, также отмечается  повышенные показатели иммуноглобулина (Ig) E-опосредованные аллергические заболевания, в том число астма.

Астма и сенная лихорадка встречаются чаще у пациентов с расстройствами настроения и членов их семей, чем у пациентов с шизофренией. 

         В некоторых исследованиях показатели депрессии у членов семьи были связаны с выраженностью симптомов астмы у ребенка, что повышало вероятность того, что они были связаны со стрессом из-за наличия больного ребенка.

        Ожирение создает системную воспалительную среду , что увеличивает риск многочисленных соматических состояний, включая как астму, так и расстройства депрессивного спектра.

Эпидемиологические исследования свидетельствуют о том, что у взрослых с ожирением наблюдается повышенная распространенность астмы и что связь у женщин сильнее .

 Эта ассоциация может отражать прямые механические эффекты ожирения, изменения иммунной системы или влияние гормонов, таких как лептин на психическую сферу больных , отличающихся избыточным весом. 

        Курение будущей матери во время беременности также связано  с повышенным риском развития астмы у детей, подростков и даже взрослых.

Интересно, что астматики, которые в настоящее время курят или курили в прошлом, относительно устойчивы к противовоспалительному эффекту глюкокортикоидов.

 Курение и вызывающий его окислительный стресс могут влиять на ядерную транслокацию и ядерные кофакторы рецепторов GC. Случаи тяжелой, резистентной астмы также показывают увеличение окислительного стресса. 

        Пациенты, получавшие антидепрессант, нуждались в меньшем количестве пероральных кортикостероидов, и наблюдалась корреляция между выраженностью симптомов астмы и симптомами депрессии.

        Периферические цитокины усиливают высвобождение из глиальных клеток цитокинов в головном мозге через блуждающий нерв и глоссофарингеальные нервы, а не действуют непосредственно на сам мозг. Пересечение систем цитокинов и гипоталамо — гипофизарно — надпочечниковой оси (HPA)  механистически связано с развитием как астмы, так и выраженной депрессии.

         Депрессия характеризуется иммунной активацией, особенно врожденной иммунной системой.

Неадекватное поведение, эмоциональные и поведенческие симптомы, возникающие вследствие острой инфекции или терапии цитокинами, по-видимому, являются результатом увеличения уровней провоспалительных цитокинов , в частности, интерлейкина (IL) -1 и фактора некроза опухолей (TNF), есть доказательства, связывающие активацию цитокинов с депрессией. 

           Важным для развития болезни является фермент индоламин-2,3-диоксигеназа (IDO), который увеличивается у пациентов с интерфероном (IFN), которые демонстируют признаки депрессии .

Отмечено , что у таких пациентов  триптофан переходит в нейротоксические метаболиты хинолиновой кислоты и 3-гидроксикиренина, которые пересекают гематоэнцефалический барьер и связывают глутаматные рецепторы. 

         IDO, по-видимому, влияет на нейротрансмиссию моноаминов мозга, и это может быть механизм, с помощью которого развивается депрессия.

Провоспалительные цитокины также могут индуцировать резистентность тканей к глюкокортикоидам (GC) с помощью ингибирующих эффектов на экспрессию или функцию рецепторов GC, что может способствовать высвобождению CRH ( кортикотропин — релизингг гормона ) , вторично по отношению к снижению ингибирования обратной связи, а также увеличению высвобождения цитокинов.

        Ряд цитокинов дисрегулирован у пациентов с MDD, включая IL-6, который участвует в переходе от врожденного к приобретенному иммунитету и в поляризации иммунных ответов от типа Th1-Th2, которые также имеют отношение к развитию астмы. 

         IL-1β, по-видимому, увеличивается у пациентов с астмой и депрессией и у пациентов с депрессией и астмой. Посредством активации  IL-5 это приводит к увеличению продуцирования молекулы межклеточной адгезии 1 (ICAM-1) и молекулы клеточной адгезии сосудов 1 (VCAM-1) эндотелиальными клетками.

 IL-1β в экспериментре на животных изменяет поведение , вызывая анорексию, нарушения сна и ухудшение памяти; он также изменяет метаболизм моноамина и нейропептидного нейротрансмиттера.

Некоторые предполагают, что уменьшение воздействия микробов отвечает за увеличение распространенности астмы, поскольку отсутствие воздействия может привести к поляризации специфического ответа Т-клеток на аллергию к Th2 вместо Th1-иммунитета.

Как жить с тревожным расстройством? Психотерапия при ГТР в ЦМЗ «Альянс»

Тревожное расстройство — это группа заболеваний, ведущим симптомом в которых является патологическая тревога.

В отличие от тревоги у здорового человека, при тревожном расстройстве она выражена очень интенсивно; неадекватна по силе и продолжительности спровоцировавшей её ситуации и не поддаётся самоконтролю.

Чтобы ответить на вопрос: «Как жить с тревожным расстройством?», — прежде всего, нужно понять, что испытывает человек, страдающий этим заболеванием.

В случае генерализованного тревожного расстройства (ГТР), тревога присутствует почти постоянно и сопровождается крайне неприятными соматическими проявлениями: учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, головные боли, мышечные спазмы, дрожь и др. Разнообразные нарушения мышления и сна также являются неотъемлимыми спутниками ГТР.

Находящийся в таком состоянии человек переживает постоянные психические и физические мучения, становится социально дезадаптирован.

Даже в «удачные дни» такие люди испытывают сильнейшее чувство вины и угнетения из-за неспособности контролировать свою жизнь и беспокойства, которое доставляют близким.

Хуже всего то, что многие даже не осознают наличие болезни, а воспринимают происходящее как личную несостоятельность.

Как жить с тревожным расстройством?

Генерализованное тревожное расстройство, как и большинство психических заболеваний, не протекает «линейно». В течение дня состояние колеблется, бывают даже целые дни, когда человек может чувствовать себя лучше, чем обычно. Однако, даже при благоприятных условиях, оно никогда не уходит полностью.

Пытаясь разобраться, как жить с тревожным расстройством, прежде всего, необходимо осознать, что это не просто «дурной характер» или привычка «делать из мухи слона», — это заболевание. Его невозможно контролировать волевым усилием, поэтому призывы «взять себя в руки» здесь бесполезны. Более того, попытки справится самостоятельно, скорее всего, только усугубят ситуацию.

Затрачивая силы и энергию на реализацию заведомо невыполнимой задачи, человек ещё больше истощается, а испытываемая из-за постоянных неудач фрустрация может привести к присоединению депрессии и формированию ещё более тяжёлого заболевания. Гораздо эффективнее и безопаснее — обратиться за помощью к специалисту, который подберёт индивидуальную программу лечения; поможет сформировать более здоровую, поддерживающую среду для самого пациента и его родных.

Несколько простых, но важных советов

Содействие

Говоря о ГТР, важно отметить, что это ситуация, где для успешного лечения огромное значение имеет не только взаимодействие врача и пациента, но и пациента и его ближайшего окружения.

Вот несколько принципов, которые помогут бережно и, в то же время, эффективно, выстраивать общение с человеком, страдающим тревожным расстройством:

  1. Не нужно разубеждать! В разговоре с человеком, страдающим ГТР, не стоит транслировать идею о том, что его тревога не имеет под собой оснований. Обычно, он и сам это понимает, но ничего не может с собой поделать. Подобные высказывания только усилят в нём чувство беспомощности перед болезнью и изолированности от окружающих.
  2. Не нужно успокаивать! Говоря человеку с тревожным расстройством: «Успокойся!», вы подразумеваете, что испытывать эти эмоции — это его сознательный выбор. На самом деле, это не так — тревога в данной ситуации не поддаётся волевому контролю.
  3. Принимать не значит соглашаться. Для людей с тревожным расстройством очень важно не чувствовать себя в изоляции. Близкие люди могут демонстрировать понимание и сочувствие, и при этом не соглашаться с точкой зрения больного человека на происходящее. Этого можно достичь, озвучивая чувства, но избегая комментариев относительно самой ситуации. Например: «Я вижу, ты волнуешься. Мне действительно жаль, что эта ситуация так тебя расстраивает».
  4. Не бойтесь обращаться за помощью!

Генерализованное тревожное расстройство — заболевание, истощающее не только самих пациентов, но и их близких. Особенно тяжело в ситуации, когда болезнь долгое время оставалась не распознанной.

Именно болезненное состояние психики навязывает человеку поступки и эмоции, а не его личные качества и черты характера. Поддерживать здоровые отношения на таком патологическом фоне очень тяжело.

Некогда родные друг другу люди со временем начинают испытывать большие трудности в общении и взаимопонимании. В таких случаях на помощь может прийти психотерапия.

Индивидуальная, семейная или групповая (в зависимости от показаний) психотерапия зарекомендовала себя как метод с высокой эффективностью не только на этапе непосредственно лечения, но и социальной реабилитации больного и его близких.

В центре ментального здоровья «Альянс» работают высококвалифицированные врачи-психотерапевты.

Используя передовые методы диагностики, наши специалисты смогут уточнить диагноз и составить эффективный план лечения, включающий не только зарекомендовавшие себя психотерапевтические техники, но и, при наличии показаний, дополнительные оздоровительные методики.

Генерализованное тревожное расстройство — недуг, полностью подчиняющий себе жизнь человека. Оно затрагивает не только самого больного, но и членов его семьи. Бороться с ним приходится ежедневно, ежеминутно. Помните, Вы не обязаны вести эту борьбу в одиночку! Есть люди, способные Вам помочь и, работая сообща, возможно значительно изменить Вашу жизнь к лучшему.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]