Надеюсь, читатели сайта kotovski.net успели ознакомиться с моим отчетом о велопоходе Рим-Пиза. Соответственно, у некоторых людей возник вполне законный вопрос: а зачем оно нужно, если можно сесть на машину и проехать дистанцию с гораздо большим комфортом. Этот вопрос, впрочем, я получаю с завидной регулярностью, стоит только разговору зайти на тему велотуризма.
Попробую собрать в одной заметке все причины, побуждающие меня заниматься этим странным увлечением. Сейчас, анализируя желания, я прихожу к выводу, что моя страсть к дороге — это не приобретенный вирус, а врожденное заболевание психики.
С самого раннего детства мне хотелось куда-то ехать, предвкушение дороги всегда приносило самые положительные эмоции. Вспоминаю, когда мне было лет десять, я чуть не совершил свой первый «велопоход», из деревни, где я гостил у бабушки, домой в город.
К счастью, взрослые заметили и перехватили, когда я отъехал несколько километров. Удивлялись, когда рассматривали экипировку: запас продуктов на несколько дней, карту и инструмент.
Во взрослой жизни места велосипеду как-то не находилось, но страсть к дороге никуда не делась, что вылилось в многолетнее «турне» по заграницам, где я успел и пожить, и поработать. Перемещения при помощи автомобилей или общественного транспорта радовали, но постоянно оставалось ощущение, что чего-то не хватает. Как будто ты играешь в компьютерную игру: очень интересно, но не по настоящему.
Но однажды я открыл для себя велосипед заново. И заново же открыл для себя мир. Попытаюсь охватить основные моменты, почему я теперь путешествую на велосипеде. Список не отсортирован по важности, так как в разные периоды жизни значимость того или иного пункта может варьироваться.
Близость к природе
Я иногда слышу такое мнение о своих велопоходах: «ты же ничего не видел, крутил педали целыми днями, вся жизнь прошла мимо».
Стараюсь не спорить с такими заявлениями, потому что еще лет десять назад сам говорил подобное. Хотел бы лишь прояснить: на мой взгляд, именно в движении на велосипеде и есть жизнь.
Представьте себе узкую деревенскую дорогу, затерянную в бескрайних полях Прованса. Вы не спеша крутите педали велосипеда, никуда не торопитесь, и перед вами только горизонт. Абсолютная тишина и покой.
Вдруг где-то впереди стал слышен едва различимый звон колокольчиков, что же это такое? Приблизившись, вы с удивлением видите стадо бегающих овечек, сотни их колокольчиков создают чудную мелодию, которая запоминается навсегда.
Острый запах лаванды проникает в ваши ноздри еще раньше, чем вы увидели неземное зрелище: фиолетовое поле, уходящее за горизонт. Не веря своим глазам, вы слезаете с велосипеда и достаете фотокамеру.
Еще переваривая ощущения, вы садитесь в седло, и буквально через десять километров замечаете пасущихся белых лошадей, которые заинтересовавшись, подходят к изгороди.
Это не какая-то фантазия, это абсолютно реальный день велотуриста. Разве может быть это скучным? Разве можно почувствовать все запахи, услышать все звуки, рассмотреть все интересности из кабины автомобиля? Весь день велотуриста проходит на острие жизни, потому что он не наблюдатель, а часть этого мира.
Общение с людьми
Также крайне важный для меня пункт. Начав путешествовать на велосипеде, я был поражен, насколько дружелюбны люди к велотуристам. Человек на автомобиле — один из миллионов, велосипедист же всегда интересен.
Наверно, люди подсознательно чувствуют, что путник — это вестник добра, что не способен выйти в путь человек, у которого на сердце зло. Я бы ни на что не променял то общение, которое возникает с жителями страны, на мой взгляд, в нем и есть соль путешествий.
Для них ты не очередной турист, с которого можно и нужно слупить денег. Отношение к велосипедистам очень своеобразное, думаю, так в древности относились к странникам и пилигримам.
Я очень люблю встречи с другими велосипедистами в дороге. В считанные минуты вы становитесь друзьями, несмотря на разницу в возрасте, национальности и социальном статусе. Просто потому, что вас объединяет страсть к Дороге, не нужно ничего объяснять друг другу.
В нас уже есть что-то такое, что толкнуло в путь, оставив позади привычную жизнь и комфорт. Удивительное ощущение от подобных встреч надолго остается в душе. К сожалению, в среде обычных туристов ничего такого нет, но это и понятно, их просто слишком много, и все они зациклены на себе.
Чувство постижения дороги
Мне нравится чувство, которое возникает примерно через месяц велопутешествия: осознание, что ты — лишь песчинка на дороге. Когда ты едешь на автомобиле, то можешь планировать путь, рассчитывать километраж и в общем, делать все то, что делаешь в обычной жизни.
В велопутешествии это не работает, потому что ты зависим от всего: от погоды, от других людей, от дороги. Наверно, именно этим и не нравятся велопоходы некоторым людям, привыкшим контролировать всё в своей жизни. Они не способны изменить свое мышление, отпустить ситуацию.
А ведь это весьма полезно, потому что ощущение того, что ты хозяин своей жизни — не более чем иллюзия. И только когда поймешь, что ты — всего лишь песчинка на бесконечных просторах дороги, то по настоящему осознаешь, что жить — это круто, само по себе!
Без амбиций и планов, не в светлом будущем, а здесь и сейчас. Не покорять дорогу, а постигать. Я обожаю чувство, возникающее в велопутешествии, что ты живешь каждую секунду.
Радость от преодоления
Когда мне говорят, что велопутешествие — это по сути, тупое вкручивание, гораздо проще было бы проехать дистанцию на машине, то я с таким мнением согласиться не могу. На мой взгляд, именно преодоление трудностей оставляет самый глубокий след в душе. Все, что дается легко, так же легко и уходит.
Как вы думаете, когда на вершину Эвереста проведут фуникулер, будут ли ощущения туристов эквивалентны ощущениям альпинистов? Лично я очень в этом сомневаюсь.
Я до малейшей детали помню свои ощущения, когда оказался в самой западной точке материка Евразия, на мысе Кабо да Рока. Я не знал, плакать или смеяться, потому что добрался до него сам, на двух колесах. Я вспоминал, что мне пришлось пережить для того, чтобы достичь этого места.
Я помнил страшный шторм на побережье Гибралтарского пролива, помнил сорока пятиградусную жару в Андалузии, помнил те холодные ночи, когда мою дырявую палатку заливало дождем в Италии.
Именно поэтому мои впечатления от Кабо да Рока диаметрально противоположны впечатлениям туристов, которых привозят к мысу на автобусах.
Для них это просто еще одна галочка, поставленная для порядка, а для меня — дорога, которую я прожил.
Велосипед — это такая вещь, которая дает все ощущения в нужных пропорциях: и умиротворение от красивых видов, и отчаяние от усталости, и злость от хамов-водителей, и радость от преодоления.
Велосипедные путешествия навсегда впечатывают произошедшие события в память.
Несмотря на то, что прошло уже много лет с момента моего первого путешествия, я до сих пор помню каждый день, и могу восстановить его по памяти.
Низкая стоимость
Для меня очень важным моментом в велосипедных путешествиях является то, что они почти ничего не стоят. Туристический велосипед не обязательно должен быть дорогим и «профессиональным», его надежность больше зависит от подготовки, чем от цены.
Само же передвижение не требует никаких денег. За этим стоит не банальное нищебродство и страсть к халяве, а нечто большее, я бы даже сказал — отношение к миру. Ты ничего не потребляешь, кроме еды, не заправляешься бензином, не тратишь деньги, но каждый день неизменно перемещаешься в пространстве. Это разве не чудо?!
Передвижения на любом транспорте всегда упираются в деньги. На велосипеде же, подсчитав свои расходы, ты с удивлением понимаешь, что можешь продолжать свой путь столько, сколько захочешь. Неудивительно, что 90% кругосветных путешествий совершено при помощи велосипеда. Можно прочитать мою статью про быт в велопоходе, чтобы убедиться, как все просто.
Полная автономность
Этот пункт особенно подходит моему характеру. Я ценю велосипед за то, что благодаря ему, я полностью самодостаточен. У меня с собой есть все, что может потребоваться в течении долгого времени.
Я могу уехать так далеко, как захочется только мне, ведь ежедневные траты вполне можно свести к трем-пяти евро.
Практически любой человек может легко проезжать сто километров в день, а это весьма немалое расстояние.
Я не понимаю и не люблю автостоп именно из-за того, что путешественник не автономен, он должен подстраиваться под других людей. Это, видимо, склонность характера, я заметил, что велопоходы предпочитают интраверты-одиночки, а автостоп те люди, кто любит компанию.
Польза для здоровья
С этим пунктом вряд ли кто-то станет спорить. Велосипед и сам по себе — отличное средство для физического развития, а уж в течении долгого времени… Разве можно сравнивать ежедневную езду на велосипеде с просиживанием в кондиционируемом салоне автомобиля? Есть отличная новость для обжор: можно есть сколько угодно и что угодно, но вес будет неизменно снижаться.
Еще более благотворное влияние оказывают велопутешествия на психику. Если в жизни хватает стрессов и размышлений «как жить дальше», то не дожидайтесь депрессии, берите отпуск, садитесь в седло и езжайте туда, где никогда не бывали. Обещаю, через месяц вернетесь новым человеком.
Возможность подумать
Этот пункт, наверно, больше подходит людям, направленным, так сказать, вглубь себя. Начав кататься на велосипеде, оставаясь на долгое время наедине со своими мыслями, я стал задумываться о том, как я живу и чего хочу.
Ускоренное кровообращение помогает мыслительной деятельности, и я всегда возвращаюсь из велопоходов с огромным количеством идей. В каком-то смысле, я стал отвечать себе на такие вопросы, какие раньше даже не приходили мне в голову, ведь наша жизнь не оставляет времени для размышлений о разных сущностях. Рекомендую всем!
__________________________________________________________________________
Я уже где-то писал, что во взрослой жизни сел на велосипед, когда мне было тридцать лет. Совершенно случайно, ничуть не собираясь увлекаться этим серьезно. Но всего через пару недель я со всей отчетливостью понял, что велосипед — это именно то средство передвижения, которого мне не хватало всю жизнь, что Говинда послал мне нечто, что изменит мою жизнь.
Тысячи километров, проведенные в велосипедном седле выветрили из моей головы все наносное, что скопилось там за годы «оседлой» жизни, то, что я считал своими целями, на самом деле оказалось лишь лозунгами, придуманными чужими людьми. Велосипед позволил взглянуть на мир с другой стороны, благодаря велосипеду в мою жизнь вошла самая умная и красивая женщина — моя жена.
Поэтому я советую всем моим читателям, даже тем, кто относится к идеям велопутешествий негативно, попробовать хоть раз отдохнуть подобным образом. Причем, даже не нужно покупать велосипед за большую сумму, если вы новичок. Я уверен, вам понравится!
Читать также:
Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.
Плюсы и минусы путешествия на велосипеде
Путешествие на велосипеде – один из лучших видов туризма для любителей активного отдыха. Турист имеет возможность полностью спланировать путешествие под себя, разработав маршрут оптимальной сложности. Такие поездки могут длиться несколько дней или даже недель. Есть и примеры кругосветных велопутешествий. Это не только возможность посмотреть собственную и другие страны, но и укрепить своё здоровье, улучшить физические показатели организма.
Особенности велотуризма
Велотуры – это организованная спортивная отрасль, имеющая свои правила и особенности. Организовать тур можно самостоятельно, обратившись в ближайших велоклуб или турагентство. Неопытным туристам желательно отправляться в поездку в составе группы с более профессиональными велопутешественниками.
По длительности можно выделить 3 типа поездок:
- Однодневная, к примеру, утром выезд в определённую точку, а вечером возвращение домой.
- Походы выходного дня. Обычно занимают 2 дня (выходные), оптимальный выбор для краткосрочного отдыха. Ночёвку, как правило, устраивают на природе, в идеале – в специализированных кемпингах.
- Многодневные. Неограниченное по времени путешествия. Могут длиться вплоть до нескольких месяцев. Маршруты могут прокладываться на тысячи километров. Хороший вариант для опытных туристов. Предполагается ночёвка в палаточных лагерях и отелях.
Направление туризма может быть любым. Опытные путешественники предпочитают отправляться за границу. Начинающим рекомендуется сначала побывать хотя бы в нескольких турах в родной стране, чтобы понять основные правила и требования.
Преимущества велотуризма
К основным достоинствам велосипедных путешествий можно отнести:
- Возможность преодолевать почти любые расстояния. Не нужно нести на себе огромный рюкзак, в отличие от пеших походов. Основная нагрузка приходится на велосипед.
- Этот способ подойдёт для людей любого возраста – от детей до пенсионеров. Если у человека нет тяжёлых заболеваний, наверняка такой вариант похода для него подойдёт.
- Польза для организма. При сбалансированных нагрузках поездки позволяют укрепить здоровье.
- Велосипед – полностью экологическое транспортное средство.
- Возможность путешествия по всему виру. Особенно хорошая инфраструктура для велосипедов создана в Евросоюзе.
- В поездке человек получает максимум зрительных впечатлений, поскольку медленно проезжает через каждый город, страну и т. д. Такой туризм гораздо интереснее чем на автомобиле.
Путешествуя на велосипеде, турист может останавливаться в любых местах по своему усмотрению. При необходимости можно скорректировать маршрут прямо в поездке, если она осуществляется не в составе группы. В индивидуальных, семейных и совместных с друзьями путешествиях всё находится под контролем самих туристов, они не зависят от гидов, расписания транспорта и т. д.
Недостатки велопутешествий
Несмотря на все положительные стороны, у такого способа туризма имеются и важные недостатки:
- Зависимость от погодных условий. Если в дороге вас настигнет дождь, вы наверняка промокните. Это повышает требования к экипировке, как минимум нужно иметь качественный дождевик и непромокаемые рюкзаки. За населёнными пунктами укрыться от непогоды обычно негде.
- Велосипед более подвержен неисправностям чем автомобиль. Внезапная поломка может потребовать серьёзной корректировки маршрута или даже вызова спасателей.
- Повышенные требования к безопасности. Всегда есть риск кражи велосипеда и других вещей. Важно оставаться внимательным, особенно в чужих странах.
- Опасность езды по автодорогам. В дальней поездке в любом случае придётся выезжать на автомобильные дороги, что влечёт риски безопасности. Даже не по своей вине можно попасть в ДТП. Поэтому следует полностью соблюдать ПДД и проявлять бдительность на дорогах. Обязательно нужно иметь защитную экипировку и светоотражающие элементы.
- Ограниченность в возможности использования общественного транспорта. Велосипед – достаточно тяжёлый и габаритный транспорт, к тому же в поездку с собой нужно брать массу вещей. Из-за этого не всегда получается пользоваться общественным транспортом, что может быть актуально в незнакомых городах для более быстрого перемещения.
Учитывая приведённые минусы, начинающим велотуристам желательно сначала освоить короткие трассы. Маршрут следует рассчитывать так, чтобы организм не подвергался чрезмерным нагрузкам.
Советы для велотуристов
Велотуризм – один из лучших способов путешествовать по разным странам и городам. Самая важная рекомендация, которую следует помнить путешественникам – правильная подготовка и внимательность. Грамотно подготовившись, турист сможет избежать большинства трудностей в поездке. Поэтому с собой нужно взять такие вещи:
- Документы, деньги наличными и на карте. Крайне желательно иметь медицинскую страховку.
- Комплект одежды с учётом климата и времени года. Обязательно нужно иметь средства защиты от дождя, шлем, перчатки и очки.
- Аптечка с самыми важными препаратами, средствами от насекомых и для обработки ран.
- Средства для личной гигиены.
- Ремонтный набор для устранения самых распространённых неисправностей велосипеда.
- Палатка, если ночёвки будут происходить на природе, а не в отелях. В данном случае также обязательно требуется спальный мешок.
- Походная горелка для приготовления горячих напитков и еды.
Что касается пищи, то лучше всего с собой взять:
- Крупы и макароны.
- Консервы из мяса и/или рыбы.
- Конфеты, печенье, сухофрукты и прочие сладости. Сладкое позволяет быстро восстановить силы.
- Соль, сахар, и любимые специи.
- Чай и/или кофе.
- Пакетированные супы, лапша, кубики бульона и прочие блюда быстрого приготовления. Есть специальные сублимированные блюда для походов, представляющие собой практически домашнюю еду, которую достаточно разогреть.
Обязательно нужно брать чистую воду. Её запас следует пополнять в населённых пунктах по маршруту, учитывая индивидуальную потребность и расстояние до следующего города. Следуя этим простым правилам, вы сможете организовать незабываемое, а главное безопасное путешествие любой длительности на велосипеде.
Далеко на велосипеде
Давно не новость, что велосипед – это одно из самых удобных и полезных средств передвижения. Во время езды активно задействованы мышц нижних конечностей и как результат – ноги становятся рельефней и выносливей.
Польза путешествий на велосипеде
- Улучшение самочувствия. Получение дозы свежего воздуха, особенно утром, благоприятно влияет на организм человека. В связи с этим, путешествия лучше всего начинать с 5 – 6 утра. В такое ранее время воздух самый свежий.
- Легкое и быстрое погружение в сон. Для того чтобы крепче спать, желательно не забывать о регулярной вечерней прогулки на велосипеде. Например, несколько кругов по стадиону или вокруг дома, помогут избавиться от накопившего негатива за целый день.
- Стройное тело. Регулярное катание на двухколесном транспорте хорошо способствует сжиганию калорий в организме. Поскольку у человека в процессе езды работают все группы мышц нижних конечностей, и как следствие – сброс лишнего веса, выносливость и рельефность ног.
- Усиление обменных процессов в организме. После ежедневных нагрузок, наблюдается повышение аппетита, а это первый признак улучшения пищеварения.
- Повышение работоспособности систем и органов человека. Во время передвижения происходит огромная работа различных процессов (повышение упругости мышц, усиление притока кислорода и крови к мозгу, выброс гормонов – адреналин, серотонин), что благоприятно влияют на тело человека в целом.
- Знакомство с новыми людьми. Известно, что общие интересы объединяют между собой. Туризм — хороший этому пример!
- Экономия на топливе. Для такого транспорта как велосипед, не нужно дополнительно тратить средства на бензин или газ, в отличие от машин. Двухколесный друг движется за счет физической силы человека (пассажира).
- Ранее развитие детей. Малыш, катающийся на велосипеде с малых лет, получает такую же пользу, что и взрослые. Велик закладывает основу для здоровья ребенка в будущем.
- Хороший пример для подражания.
- Сокращение времени на дорогу.Велосипед – это значительно быстрее, нежели чем идти пешком.
- Удобное паркование.Велосипед – малогабаритный и компактный, что позволяет проезжать там, где машина не может.
- Улучшение работы систем организма. Такие, как: дыхательная, иммунная, нервная. А также тренировка для органов зрения, так как во время езды, взгляд постоянно фокусируется и переключается с предмета на предмет. Такая тренировка глазных мышц снижает риск возникновения близорукости и обостряет зрение.
Иммунитет человека становиться только крепче после регулярных передвижений на велосипеде. Головной мозг постоянно получает порцию свежего воздуха, а также отдыхает от стресса и дневного напряжения. Интенсивная работа мышц ног – делает нижние конечности сильнее и выносливее.
Таким образом, такой двухколесный транспорт как велосипед – идеальное средство передвижения, как на короткие, так и на дальние расстояния.
Куда можно отправиться на велосипеде?
- Существует огромное количество удивительных местностей, куда б можно было отправиться в путешествие.
- Например:
- Горы. Чистейший свежий воздух и необычайно красивые пейзажи.
- Каньоны, пески. Для любителей экстрима.
- Болотная местность. Не самое приятное место для катания, скорее подойдет для тех, кто ищет очередную дозу адреналина и не боится оказаться в грязи.
- Парки, стадионы. Спокойные и чаще всего людные места. Подходят для категории людей, которые хотят сбросить лишний вес.
- Набережная. Не только красивые пейзажи, но и приятный морской воздух. В таких местах обычно много места.
Важно знать, что для каждой местности нужен определенный велосипед! Если же нет велосипеда для такой экстремальной езды, всегда есть возможность взять двухколесного друга на прокат.
Безусловно, путешествовать лучше ближе к природе, на свежем воздухе – это не только приятно, но и полезно для здоровья.
Максимальные расстояния
На велосипедах можно преодолевать как маленькие, так и большие дистанции, все зависит от физической подготовки велосипедиста. Обычно начинают с минимальных расстояний до 1 км, а потом постепенно увеличивают до 20-30 км.
Физическая подготовка велосипедиста
Условно делится на несколько видов:
- Общая;
- Дополнительная;
- Специальная.
Чтобы не было отдышки, кашля и других проблем со здоровьем во время езды, велосипедист должен вести здоровый образ жизни, исключит вредные привычки.
Тренировки для дальних поездок на велосипеде
Любая езда начинается не спеша, постепенно набирая темп и чередуя медленные передвижения с быстрыми:
- Как правило, начинают с небольших дистанций до 30 км, с непривычки тяжело, но потом мышцы ног привыкают, и становиться легче.
- Далее дистанция увеличивается уже до 50 км – все точно также, происходит постепенное привыкание.
- Потом примерно до 100 км с интервалом в неделю.
Итак, за несколько этапов, в течение месяца результат не заставит себя долго ждать. После регулярных тренировок дистанция будет все легче и легче преодолеваться, главное не переусердствовать.
Выносливость
Благодаря такому качеству как выносливость, системам организма человека намного легче выполнять свои функции.
Есть несколько видов тренировок для ее усиления:
- Длительные спокойные тренировки и быстрые в темпе. Во время которых частота пульса становит 60-80% от максимального. Продолжительность занятий от 75 до 150% от продолжительности гонок. Например, если гонка продлится 1:30, то подобная тренировка должна быть продолжительностью в 2:30 как минимум 1 раз в неделю.
- Быстрые темповые тренировки выполняются на уровне чуть ниже гоночного темпа. Во время которых частота пульса становит 70-80% от максимального и длиться минимум 30 минут. В этих тренировках можно обойтись и без пульсометра, просто замеряя ваш пульс в течение 10 секунд после тренировки.
Обычно тренировки на выносливость выполнятся 3-4 раза в неделю.
Питание
При любых занятиях спортом, питание должно быть правильным и сбалансированным.
Рекомендуют кушать больше углеводов, так как они придают больше силы (дополнительной энергии) во время длительной езды.
Примерная программа тренировок
Занятия включает в себя периоды нагрузок и восстановления. После того, как тело подверглось нагрузкам, организм постепенно восстанавливается и готовится уже к более интенсивной работе.
Если правильно подбирать интервалов между нагрузками и восстановлением, то будет наблюдаться постоянное улучшение (повышение) результатов. Человеку в среднем достаточно 2 интенсивных тренировки в неделю для поддержания уровня подготовки, а для роста требуется 3 или более тренировок. При этом на восстановление нужно от 24 до 48 часов.
Советы по планированию поездки
- Каждую поездку желательно начинать планировать за пару недель или дней.
- Необходимо знать:
- Направление своего маршрута (выбор местности);
- Погодные условия в день выезда;
- Длительность пребывания в пути.
После чего брать необходимое снаряжение для путешествия.
Маршрут
Каждый путешественник сам выбирает, куда и с кем отправиться на своем железном коне. Обычно в поисках нужного маршрута помогает карта, компас и навигатор. Еще обращаются к опытным велосипедистам за советами. Кому как не опытным туристам хорошо известны все нюансы, которые могут случиться на дороге.
Велотуризм. Виды и преимущества. Снаряжение и особенности
Сегодня вести здоровый образ жизни и активно отдыхать стало модно. Многие люди пересаживаются с автомобилей на велосипеды, ведь велотуризм – это прекрасный способ не только поддерживать физическую форму, но и познавать мир.
По сравнению с пешими походами путешествия на велосипеде позволяют преодолевать большие расстояния за меньшее время. Что касается автомобильных поездок, велосипед отличается большей проходимостью и меньшей затратностью.
Кроме того, езда на велосипеде укрепляет мышцы ног, помогает избавиться от лишних килограммов, тренирует сердце и сосуды, подтягивает кожу. Сегодня в нашей стране существуют даже специальные школы велотуризма, где любой может пройти курс обучения.
Велотуризм
Главное, что выгодно отличает велосипедный туризм, — это непременный заряд позитива, бодрости и укрепление здоровья. Пешая ходьба быстро надоедает, занятия на тренажерах весьма утомительны, а вот крутить педали на свежем воздухе, наслаждаясь окружающим пейзажем, по нраву, пожалуй, всем
Кроме того, велосипедная езда — это отличная кардио нагрузка, в результате которой клетки тела насыщаются кислородом. Потому другое название велотуризма — аэротерапия. Велотуризм улучшает физическую форму, бодрит, тонизирует мускулатуру, укрепляет иммунитет, вызывает аппетит. Если верить результатам научных исследований показали, у велотуристов даже повышается уровень интеллекта.
Польза велотуризма:
- Улучшение кровообращения.
- Укрепление сердечно-сосудистой системы.
- Проработка мышц ягодиц и ног.
- Снижение веса.
- Положительные эмоции.
- Профилактика варикоза.
- Расслабление нервной системы, борьба со стрессом и бессонницей.
- Рост уверенности в себе.
Виды велосипедных путешествий
Прежде, чем пополнить ряды любителей велопоходов, необходимо определиться с тем, какой вид активного велоотдыха предпочтителен. Велотуризм разнообразен, что позволяет каждому желающему найти оптимальный вариант для себя, совместить отдых и езду на велосипеде.
Классический
Его отличие от пешего турпохода состоит лишь в том, что для передвижения используется велосипед. Все остальное остается неизменным: ночевка на природе с палатками, приготовленная на костре еда.
Главное его преимущество – возможность преодолевать немалые дистанции за непродолжительное время, причем снаряжение можно везти, а не тащить на спине.
Это отличный вариант для отдыха в выходные с семьей или компанией друзей.
Цивилизованный велосипедный туризм
Эта разновидность пользуется особым спросом. Его отличие состоит в том, что ночевки проходят не на природе, а в комфортабельном отеле, и пища не готовится на костре, а приобретается в кафе или в магазинах. Все это позволяет путешествовать налегке, без дополнительного снаряжения: палаток, спальных мешков, посуды, продуктов для приготовления еды и т.п.
Такой велосипедный туризм называется европейским. Он подходит для тех людей, кто не может отказаться даже на время от пользования прелестями цивилизации.
Познавательные велопоходы
Самый простой и любимый многими вид туризма. Путешественники на велосипедах знакомятся с достопримечательностями, осматривают памятники истории и природы. Здесь не требуется никаких навыков или снаряжения. Можно отдыхать один день или несколько — все зависит от желания велотуриста.
Спортивный велотуризм
Это многодневные путешествия на велосипеде вместе со всем необходимым обмундированием, которые носят название велотуристического многоборья. Этот вид под силу только опытным велолюбителям. Маршруты, как правило, сложны: в них присутствуют бездорожье, лесные троп и другие труднопроходимые места. По итогам таких походов спортсмену причисляется определенная категория.
Многие предпочитают гоночный вид спортивного велотуризма. Здесь нет бездорожья, меньше снаряжения, а дистанции превышают 200 км.
Приключенческие велопоходы
Это путешествия на велосипедах по труднодоступной местности, например, по пустыне или тропическому лесу. Их организуют турфирмы для любителей экстремального отдыха. Обычно группу велосипедистов сопровождает автобус, которым можно воспользоваться в случае дождя, усталости и в других случаях.
Разновидности велосипедов
Велотуризм немыслим без хорошего велосипеда, поэтому важно выбрать его правильно, с учетом того маршрута, который планируется преодолеть.
Горный велосипед
Поездки по горам и холмам очень популярны, что связано с красотой пейзажей. И здесь необходим велосипед с высокой проходимостью, что обеспечит удобство передвижения в разных условиях.
Кроме того, горный велосипед отличают:
- Особая форма рамы.
- Конструкция с багажником.
- Амортизированная вилка впереди.
Такой байк довольно универсален, его можно использовать и для езды по городу, и для спорта, и для путешествий.
Однако из-за своей нестандартной конструкции такой велосипед достаточно тяжелый, что снижает его маневренность. Кроме того, в случае поломки помочь сможет только профессионал.
Шоссейно-гоночный велосипед
Подходят для езды по асфальтированным дорогам, в связи с чем оснащены тонкими шинами — трубками. У таких байков, пожалуй, самая низкая проходимость. Кроме того, они сложны в управлении, поэтому путешествовать на них без проблем под силу лишь опытным велосипедистам.
Туристический велосипед
Представляет собой усовершенствованный вариант шоссейного.
Его преимущества:
- Легкость передвижения по асфальтированным и грунтовым дорогам.
- Высокая курсовая устойчивость.
- Хорошая грузоподъемность.
- Большое число передач (18-27).
Не лишен он и недостатков:
- Низкая маневренность.
- Трудности в прохождении технически сложных трасс.
Гибриды
Это современная модификация, объединяющая туристический и горный велосипеды. От горного взята геометрия рамы, количество передач и вынос руля. Диаметр колеса составляет 28 дюймов, передние оснащены амортизаторами.
Гибриды способны развивать высокую скорость и имеют хорошую проходимость. Поэтому они ориентированы на жесткие режимы движения.
Дорожный велосипед
Имеет надежную конструкцию и покрышки, широкий набор передач и отличную проходимость. Рама проста, амортизационная вилка отсутствует. Сиденье мягкое и расположено высоко, что повышает комфортность езды на нем. Такие байки предназначены для городской езды и неспешных прогулок на малые расстояния. Еще одна отличительная особенность такого велосипеда — его невысокая стоимость.
Как подготовиться к велопоходу
Велотуризм любим многими, но при неправильном подходе уже первое путешествие может отбить желание заниматься этим дальше. Поэтому важно как следует подготовиться, продумать маршрут, подобрать снаряжение и пр. Немаловажен и соответствующий психологический настрой.
Вот несколько рекомендаций о том, как настроиться на поездку:
- Велотуризм предполагает определенные физические усилия: крутить педали придется самому по любой дороге и при любых погодных условиях. К этому нужно быть эмоционально готовым, поскольку в дороге времени на раздумья уже не будет.
- Для того, чтобы в поездке не было скучно или неуютно в одиночестве, лучше отправляться в велопоход с семьей или в компании единомышленников.
- На сложном участке маршрута не следует напрягаться. Лучше расслабиться, снизить темп и полюбоваться пейзажем.
- В дороге могут возникать неопределенности, всего спланировать нельзя. Любой туризм интересен именно такими нештатными ситуациями. Необходимо настроиться на встречу с ними и запастись оптимизмом.
- Не следует превозмогаться, ведь велотуризм — прежде всего приятный отдых. Почувствовав усталость, лучше сойти с дистанции, поесть в ближайшем кафе. Необязательно спать в лесу в палатке, если такой отдых непривычен и не доставляет ничего, кроме дискомфорта. Лучше отдохнуть в гостинице на мягкой кровати.
- Свои возможности и опыт нужно оценивать адекватно. Розовые очки способны навредить, но и недооценивать себя нельзя. При определенной доле уверенности в своих силах можно добиться поразительных результатов. А добавить такой уверенности поможет хорошая физическая подготовка. Поэтому перед длительным путешествием можно немного поупражняться на малых дистанциях.
Полезное снаряжение
- Специальный рюкзак. Необходим для распределения груза и его перемещения посредством велосипеда. Для рюкзака необходим чехол, защищающий его от дождя и грязи. Для этих же целей используются специальные крылья.
- Багажник, монтированный на велосипед. Наиболее легкими являются алюминиевые багажники, но если нужна прочность, лучше выбрать стальной.
- Для многодневного путешествия пригодится сумка на руль. В нее кладут самое необходимое, чтобы каждый раз не останавливаться в дороге.
- Желающие знать пройденное расстояние и скорость движения могут приобрести велокомпьютер.
- Ночью велосипедисту необходима фара на руль и мигалка сзади, которая делает велосипед заметным на трассе для других возможных участников движения.
- Для того, чтобы припарковать велосипед у кафе или магазина, понадобится велосипедный замок — он убережет от кражи транспортного средства.
- Контактные педали помогут надежно закрепить ногу. Это, в свою очередь, позволит не слишком напрягаться, выполняя вращательные движения. Такие аксессуары лучше использовать совместно с велосипедной обувью.
Велотуризм позволяет каждому выбрать подходящий для себя вариант отдыха и необходимого снаряжения, который принесет максимум пользы и удовольствия. Можно попробовать каждый из видов и выбрать тот, что больше по душе, ведь все их объединяет одно — желание путешествовать.