25 апреля в МБДОУ «Детский сад №9 «Россиянка» прошел региональный семинар «Поддержка интересов и инициативы детей в проекте «Дети детям – обо всём на свете».
Он был организован под эгидой Ассоциации лучших ДОО и педагогов, Ассоциации педагогов ДОО Московской области, ГМО воспитателей города. Целью мероприятия было представление опыта учреждения в качестве региональной инновационной площадки.
Участие приняли руководящие и педагогические работники ДОУ г. Протвино, Серпухова, Подольска, Оболенска, Видное, Серпуховского района.
Заведующий Р.С. Глазунова, старший воспитатель О.А. Барановская рассказали о формах и методах развивающего взаимодействия детей между собой, обеспечивающих индивидуализацию их развития, успешную социализацию, поддержку детской инициативы.
Сценарий творческой части семинара был составлен и реализован в форме передачи «Детский взгляд» О.А. Барановской и воспитателем И.Е. Ивановой. На протяжении семинара царило сотворчество детей и взрослых.
Ведущими и фотокорреспондентами были воспитанники старшей группы №8 «Солнышко» – Ардашева Александра, Волос Семён, Шерман Григорий, Фетисова Анна, Загородний Иван, Добровольская Дарья. Выпускники детского сада, учащиеся гимназии Гришина Мария, Толпеева Дарья, Щербаков Тимофей поделились интересной информацией с младшими воспитанниками.
Опыт работы представили педагоги Зиновьева М.С., Спиридонова Н.В., Данилюк Л.С., Ежикова Е.В., Вяткина Е.А., Еремизина А.В., Столбова О.С., Воронова Н.Н., Матюшина С.В.
Творческие выступления детей прошли под руководством О.А. Барановской, музыкальных руководителей Лим Т.К., Стрелковой Л.Ю., Кубик О.А., учителя-логопеда Глазуновой Ж.Н., воспитателей Костюк Т.В., Ивушкиной М.А.
Взаимодействие детей в группах было организовано педагогами Ивановой И.Е., Зиновьевой М.С., Стеблецовой Т.А., Великановой А.И., Кисёлкиной Г.Л., Ивушкиной М.А., Надысевой А.В., Дмитриевой Е.Н.
По итогам семинара гостям были вручены журналы «Живые истории проекта «Дети – детям обо всём на свете». Коллеги ДОУ отметили высокий профессионализм педагогов детского сада №9 «Россиянка», актуальность темы проекта в свете ценностных установок ФГОС дошкольного образования.
Статья "Растим самостоятельных и инициативных"
Растим самостоятельных и инициативных.
Дошкольное детство- удивительно богатая пора. Каждый день, каждый час ребёнок открывает для себя новое, учится, играет, познает. Но ему крайне необходима помощь в овладении знаниями, поддержка замыслов в игре, ободряющая опека при неудачах.
И тут самую главную роль играют родители ребенка.
Именно они, самые близкие, родные, любящие своего малыша, понимающие его тревоги, заботы, неудовлетворенное любопытство, ведут его от незнания к знанию, от неумения к умению, от неудач к достижению задуманного.
Весь день ребенка заполнен различной деятельностью. Все привлекает его внимание, вызывает желание исследовать, подрожать, действовать. Как же использовать эту деятельность, чтобы воспитывать ребенка здоровым, любознательным, активным ?
Старайтесь вместе с ребенком начинать каждое утро с гимнастики. Несложные упражнения в течение 8-10 минут развивают координацию движений, создают бодрое настроение.
Игрушки вашего малыша: мячик, кегли, кольцеброс-научат его быть метким. Наблюдая за ребёнком, мы с вами удивляемся той настойчивости, с которой он добивается результата: попасть в мишень, набросить кольцо, поймать высоко подкинутый мяч.
Поддержите интерес ребенка к этим играм, поиграйте вместе с ним, не допуская своего превосходства в ловкости, меткости. Если ему трудно сбить кеглю, уменьшите расстояние, сдвиньте кегли. Если ребенок без труда набрасывает кольцо, предложите отойти подальше.
Учите прилагать усилия, достигать намеченной цели.
Ваш ребенок много времени проводит на воздухе. Он любит кататься зимой на санках, летом на велосипеде, играет в бадминтон, прыгает через верёвочку. Спортивные занятия и игры вызывают двигательную активность, развивают силу, выносливость, настойчивость, смелость, закаливают организм.
Помогите ему скользить на лыжах, а потом дайте палки, разрешите спускаться с небольших горок, покажите, как при этом надо держать палки. Учите преодолевать страх.
Если ребенок испытывает нерешительность, не упрекайте его в трусости, поддержите попытку преодолеть ее, оцените положительно всякие проявление настойчивости. Неизменным спутником ребенка, его основной деятельностью является игра.
Здесь он творит, отражая те стороны окружающей жизни, которые его заинтересовали, у него формируются моральные качества, нормы поведения. В игре складывается характер, формируются интересы. Поэтому играми детей следует управлять.
Но прежде всего создать условия, позволяющие ребенку заниматься за столом, строить на полу, играть с механическими игрушками.
Сколько удовольствия приносит детям игра с песком ! Удивительные здания, подземные дороги, шоссе, сбегающие с крутых гор,- все свидетельствует о богатстве мысли, фантазии ребенка, его воображении. Здесь воплощаются замыслы, испытывается творческий подъем. И если он, увлеченной игрой, испачкал костюм, руки или ноги, не сердитесь на него за это !
- Вспомните строки Б.Заходера:
- Пусть не сердятся родители,
- что измажутся строители.
- Потому что тот, кто строит,
- тот чего-нибудь да стоит !
- И неважно, что пока
- этот домик из песка !
В играх ребенок, фантазируя, представляет себя капитаном дальнего плавания, врачом, учителем, героем прочитанной книги. Найдите время для совместных игр с ребенком.
Так, в роли капитана папа учит сына подчиняться распоряжениям старшего, в роли повара мама показывает пример заботливой хозяйки, аккуратности, стремления порадовать людей своим мастерством. Помогите дошкольнику воплотить свои замыслы, расширяйте содержания игр.
Понаблюдайте, как он ведет себя в игровой ситуации: ласков или груб, настойчив или упрям, доброжелателен или невнимателен. Своим участием в игре преподнесите ему пример нравственно ценного поведения.
Кукла- постоянный спутник девочки. В игре с куклой будущая мама проявляет нежность, заботливость, А устройство кукольной квартиры воспитывает эстетический вкус, прививает любовь к порядку, Хорошо найти возможность создать кукольный уголок, в котором бы ваша дочка была полноправной хозяйкой и постоянно заботилась о его чистоте.
Неверно думать, что игры со строительным материалом предназначены только для мальчиков.
Сооружение любой конструкции по рисунку, образцу, собственному замыслу учит дошкольника сочетать кубики по величине, цвету, симметрично их располагать. Это учит ребенка мыслить, развивает творчество.
Обращайте внимание дошкольника на особенности архитектуры зданий на улицах города, обсуждайте с ним, что придает им особую красоту.
В игре нередко возникает необходимость потрудиться: задумал играть в моряка- потребуется склеить бескозырку, лодочку; переодел кукол- постирать кукольное белье; играл с песком- вымыть формочку и т.д .
Вы, вероятно, хотите, чтобы в игровом уголке вашего ребенка был постоянный порядок ? Для этого приучайте его складывать кубики после игры, расставлять игрушки, вытирать пыль.
Объясните ребенку, что каждая вещь должна иметь свое место.
В семье много поводов для вовлечения дошкольника в труд: мама чистит овощи- ребенок, скажем, моет их; бабушка убирает комнату- ребенок поливает растения, протирает влажной тряпочкой игрушки; папа мастерит книжную полку или ремонтирует стул- мальчик подает гвозди, убирает стружки. Здесь в естественной обстановке дети осознают необходимость труда, его значение для окружающих. И месте со взрослыми они становятся членами семейного коллектива, где у каждого есть свои обязанности.
Ваш дошкольник может порадовать семью выращенными им овощами, цветами. Сначала вместе с ним посадите лук, овощи на грядке или в ящике на окне, а он будет поливать «огород», цветник, срезать лук, убирать урожай. Так у ребенка появится привычка к труда.
Если вы решили завести для ребенка рыбок, хомячка, птичку,- не спешите. Оцените ваши возможности. Познакомьтесь вместе с ним с особенностями их содержания. Пусть уход за животным станет постоянной обязанностью ребенка.
Этот труд прививает бережное отношение ко всему живому, любовь к природе. Веселый котенок, цветущее растение, поющий щегол- все это не только забава ! Ребенок начинает понимать, что труд и его результаты приносят радость.
Необходимость одеваться утром и вечером переодеваться, убирать постель, игрушки, ухаживать за своими вещами становится постоянной заботой дошкольника, воспитывает у него аккуратность, чувство удовлетворения от чистоты и порядка в одежде, комнате. Мягко, но настойчиво напоминайте ему об этом. Пусть все то, что он может делать сам, не выполняют за него бабушки или дедушки. Пусть начинает понимать свои обязанности !
Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать мысли, будят фантазию; чтобы рассмотреть или нарисовать картину, сложить узор из мозаики, надо подумать, сосредоточиться, приложить усилия, быть настойчивым, чтобы достичь результата.
У вашего ребенка, конечно, есть карандаши, фломастеры, краски, пластилин. Но из-под рук ребенка не сразу выйдут сказочные картинки или чудо-богатыри. Здесь ребенку нужна ваша помощь: учите его наблюдать, сравнивать, отражать полученные впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
Не выбрасывайте его работу- ведь это результаты его деятельности ! Можно складывать их в папку или сделать альбом, куда наклеивать лучшие работы. Просматривая время от времени эти рисунки, вы сможете похвалить ребенка за совершенствование его умений, за разнообразие тематики, за более удачное сочетание красок и т.д.
Ваш интерес к работам дошкольника будет побуждать его к дальнейшим усилиям, развивать интерес к изобразительной деятельности. Ко дню рождения ребенка сделайте выставку его работ.
Читайте своим детям книги. Из них они узнают много интересного, неожиданного.
Пусть в вашей библиотеке будут и сказки, и рассказы о животных, о детских приключениях, о жизни людей в далеких странах, Пусть будут в ней и стихотворения о природе, о детских забавах.
Не упустите и юмористические произведения, Хорошо, если ребенок выучит какие-либо особенно понравившиеся ему стихи, побуждайте его к этому !
Слушая произведения писателей, ребенок узнает много нового, интересного, неожиданного. У него появятся вопросы: «почему ?», «зачем ?», «а что потом ?». Это значит, что вы пробудили в нем любознательность.
Задавайте и ему вопросы: « О чем ты узнал из этой книги ?», «Какой герой книги тебе понравился, почему ?», «На кого бы хотел быть похожим ?», «Что было самым интересным ?» Выслушайте его ответ, подкрепите выдержками из рассказа, побеседуйте с ним.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Помогите ему подготовиться к этому дню. Ведь от этого во многом зависят его успехи в школе.
Представьте ему его будущее в школе как радостную перспективу: радость познания, встреч с новыми друзьями, интересной деятельности.
Постарайтесь научить его считать, осмысленно производить действия с числами, познакомьте с составом числа в пределах первого десятка. Учите его выделять звуки в словах, делить слова на слоги, составлять первые несложные слова.
Поддерживайте желание научиться читать, но не спешите, если ребенок не проявляет интереса к чтению.
Детские забавы радуют малыша, создают у него бодрое, приподнятое настроение. Постарайтесь сохранить у ребенка такой эмоциональный настрой на весь день.
Будьте порой сами инициаторами развлечений для своего ребенка: устройте ему праздничный концерт в день его рождения, пригласите к нему друзей, поиграйте с ними, предложите забавные соревнования или элементы костюмов для драматизации сказки, выступите сами в роли Деда Мороза или сказочника. Ведь детские развлечения- неотъемлемая часть жизни дошкольника.
Оздоровительный проект " Растим здоровых детей"
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат
- № 289 с углубленным изучением предмета «Физическая культура»
- Красносельского района Санкт-Петербурга
- (ГБОУ Ш-И № 289 Красносельского района Санкт-Петербурга)
- Оздоровительный проект
- «Растим здоровых детей»
- Тип проекта: практико — ориентированный.
- Участники проекта:
- Учитель (внеурочная деятельность) ГБОУ Ш-И № 289 – Карягина Анастасия Григорьевна
- дети группы «Радуга здоровья»
- родители детей
- Оборудование: спортивный инвентарь, тренажеры ТИСА
- Постановка проблемы:
- Обеспечить «здоровую жизнь» своим детям, приучить их беречь и развивать своё физическое здоровье, а также бережно относиться к окружающему миру – одна из основных составляющих процесса развития и воспитания детей родителями.
Родиться здоровым недостаточно, нужно ещё овладеть знаниями и умениями. Как сохранить и укрепить ресурсы своего организма. Главным примером служит взрослый, семья, семейные традиции, привычки, условия, в которых живёт и развивается ребёнок.
Современное общество с его условиями диктует такие правила, что родители в силу сложившихся экономических причин имеют большую занятость на работе. Поэтому важность организации и проведения семейного отдыха в выходные дни возрастает.
- Обоснование проблемы:
- — незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
- — неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
- — недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
- — невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
- Цель проекта: сохранение здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.
- Задачи:
- Образовательные:
- Формировать элементарные знания и представления о здоровом образе жизни
- Приобщать родителей к жизни и интересам детей, показать им значимость общения для всестороннего развития детей.
Оздоровительная:
- Сформировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.
Воспитательные:
- Воспитывать умение выполнять физические упражнения, направленные на преодоление трудностей физического характера терпения, выносливости.
Ожидаемый результат:
1. Родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.
2. Повышение активности родителей в проведении различных спортивных мероприятий.
3. Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья.
4. Сформируется устойчивый интерес к занятиям по физической культуре.
5. Улучшение внутрисемейной атмосферы.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В начале учебного года необходимо составить план оздоровительных занятий на год:
-
Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
-
Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
-
Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
-
Воздушные ванны /перед сном, после сна/
-
Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
-
Пальчиковая гимнастика /ежедневно/.
-
Полоскание горла /ежедневно/.
-
Профилактические прививки
-
Закаливание солнцем, водой /в летний период/
-
Профилактика плоскостопия /ежедневно/
-
Профилактика осанки детей /ежедневно/
-
Физкультминутки /ежедневно/
-
Подвижные игры /ежедневно/
-
Прогулки
-
Проводится работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий в течение года.
Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», мы считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому, в настоящее время, в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях ОУ.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ОУ созданы следующие условия:
- Зал оздоровительной физической культуры; оснащенный спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
- Спортивный зал для подвижных и спортивных игр;
Консультации для родителей: «Особенности проведения бодрящей гимнастики после сна», «Физическая готовность детей к школе», здоровый ребенок – счастливый ребенок», «Охрана жизни и здоровья детей», «Итоги оздоровительной работы».
В своей работе используются различные виды занятий, среди которых преобладают:
- сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
- занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
- занятия-тренировки основных видов движений;
- занятия по традиционной схеме: вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, подвижные игры;
- занятия-зачеты, на которых дети сдают физические нормативы на время.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и родителей являются:
-
Физическое состояние детей, посещающих занятия
-
Оптимизация двигательного режима детей в ОУ.
-
Профилактика заболеваний.
-
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
На занятиях — оздоровительным мероприятиям отводится одно из главных мест:
- воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
- рациональное, сбалансированное питание;
- оптимальная двигательная активность, физическая культура;
- закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
- профилактическая работа; здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Тематическое планирование занятий:
Месяц
- Тема занятий
- Сентябрь
- “Вот я какой”
- Октябрь
- “Чтобы быть здоровым”
- Ноябрь
- “Наши органы дыхания”
- Декабрь
- “Наши органы слуха”
- Январь
- “Как сохранить хорошее зрение”
- Февраль
- “Зачем человеку язык?
- Как сохранить зубы здоровыми?”
- Март
- “Мои защитники кожа, ногти, волосы”
- Апрель
- “Внутренние органы”
- Май
- “Правила на всю жизнь”
Оздоровительные физкультурные занятия:
-
Занятия классического типа
-
Игровые занятия, построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.
-
Прогулки – походы. Это ходьба на определенные расстояния.
-
Сюжетно-игровые занятия. Они хорошо вписываются в прогулку.
-
Занятия на спортивных комплексах и тренажерах
-
Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включаются музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.
-
Самостоятельные физкультурные занятия. Модификация этих занятий могут быть самыми разнообразными, здесь нет предела творчеству воспитателей.
-
Занятия – тренировки. Это специальные занятия, направленные на развитие выносливости сердечно — сосудистой системы.
Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом развитии детей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в т. ч. совместных, занятий.
С целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, в объединении реализуется совместный план работы с родителями занимающихся в объединении «Оздоровительная гимнастика».
План реализации проекта «Растим здоровых детей»
Содержание работы
Ответственный
Октябрь
- Анкетирование родителей.
- Организация работы детско-родительского объединения.
- Информирование родителей о правилах взаимодействия с ребенком во время занятий.
- Занятие «Гимнастика вдвоем» (на развитие у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности).
- Консультация для родителей «Затруднительные ситуации в общении с ребенком»
Учитель
Карягина А.Г.
Ноябрь
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Организация физического воспитания в семье».
- Занятие «Осенняя ярмарка» (обучение родителей методам совершенствования умений и навыков ребенка в беге, прыжках, ползании в игровой форме).
- Тренинг детско-родительских отношений «Давайте познакомимся» (взаимное представление участников, создание благоприятной атмосферы для эффективного начала работы группы)
Учитель
Карягина А.Г.
Декабрь
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Приобщение детей к физической культуре».
- Занятие «Морское путешествие» (обучение родителей методам контроля поведения ребенка без подавления его авторитета и сравнения с другими детьми).
- Тренинг детско-родительских отношений «Я люблю» (познание себя и своих отношений с ребенком, создание атмосферы сплоченности)
Учитель
Карягина А.Г.
Январь
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Вместе на каток».
- Занятие «Мой веселый, звонкий мяч» (обучение родителей быть раскрепощенными, естественными, открытыми в общении с ребенком).
- Тренинг детско-родительских отношений «Настроение» (эмоциональная разрядка группы, развитие произвольного контроля над своими действиями, умения управлять своим телом)
Учитель
Карягина А.Г.
Февраль
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития познавательных процессов».
- Занятие «Вместе с мамой, вместе с папой» (формирование у родителей и детей чувств радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности).
- Тренинг детско-родительских отношений «Наши страхи» (раскрытие внутренних страхов, обучение способам избавления от страхов, приемам релаксации)
Учитель
Карягина А.Г.
Март
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Спортивный уголок дома».
- Занятие «Путь к гармонии» (обучение родителей методам развития у ребенка координации, чувства равновесия).
- Тренинг детско-родительских отношений «Когда я злюсь…» (коррекция агрессивного поведения, формирование адекватных форм поведения)
Учитель
Карягина А.Г.
Апрель
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Занятие «Мы самые, самые, самые…» (учить родителей принимать ребенка таким, какой он есть, независимо от его способностей).
- Создание родителями «рукописной книги»: «Наша дружная, сплоченная, закаленная семья».
- Тренинг детско-родительских отношений «Ласка» (снятие напряженности, невротических состояний, создание атмосферы сплоченности)
Учитель
Карягина А.Г.
Май
- Напомнить правила взаимодействия с ребенком.
- Консультация для родителей «Активный семейный отдых летом».
- Занятие «Мы сильные, смелые, ловкие, умелые!» (совершенствование двигательных навыков ребенка, навыков родителей принимать и любить его таким, какой он есть).
- Тренинг детско-родительских отношений «Волшебный сон» (создание атмосферы сплоченности, снятие напряженности).
- Анкетирование родителей «Совместные физкультурные занятия детей и родителей глазами родителей»
Учитель
Карягина А.Г.
Программа клуба для родителей "Растим здорового ребенка"
Актуальность
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Одной из основных характеристик современной семьи является трудность налаживания контакта друг с другом и с детьми. Общение в семье на основе сотрудничества и партнерства источник взаимопонимания и накопительных эмоций для детей и взрослых.
Цель: Предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
Задачи
1. Развить способность активно слушать и понимать своих детей.
2. Научить взрослых разбираться в мотивах и значениях поступков.
3. Показать красоту, неповторимость, индивидуальность и богатство внутреннего мира каждого ребенка.
4. Расширить представления о человеческих отношениях.
5. Показать огромную роль всех членов семьи в жизни каждого человека.
6. Учить понимать и беречь истинные ценности в человеческих отношениях и соизмерять с ними свои поступки.
7. Приобщить к общечеловеческим ценностям к добру, красоте, истине, счастью, как условие – нравственного, эмоционального и психологического развития человека.
Концепция: Сотрудничество внутри семьи и с окружающим миром означает взаимоуважение, принятие каждого, как равноправную личность.
Введение
В МКДОУ “Детский сад “Теремок” поселка Ханымей педагогом-психологом Чепелевой Ольгой Анатольевной организован клуб для родителей “Растим здорового ребенка”. В этот клуб приглашаются родители, чьи дети посещают детский сад.
Это обусловлено тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Продолжительность реализации программы зависит от поступления запросов родителей, и в связи с этим каждый год меняется тематическое планирование.
Одни и те же участники имеют возможность посещать клуб “Растим здорового ребенка” в течение трех лет.
Свою работу клуб начал в октябре месяце 2008 года. Семейный клуб проводится в детском саду 1 раз в два месяца, так как ставка педагога-психолога составляет 0,25% от ставки. Но, не смотря на это, с каждым годом увеличивается количество родителей, желающих посещать этот клуб.
- Это говорит о том, что такие клубы играют большую роль в воспитании и развитии ребенка и оказывают вспомогательную помощь в формировании чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
- Работа клуба рассчитана не более чем на 1,5 часа.
- Теоретическая часть проходит в форме консультаций, где излагаются приемы и методы взаимодействия взрослых с детьми, а также анкетирование родителей, которое дает мне всестороннюю оценку работы клуба и возможность получить более полную информацию о волнующих проблемах родителей. (приложение 1, приложение 2)
- В практической части предлагаются игровые приемы, которые представляют собой синтез современных психотерапевтических методов.
- В связи с тем, что в новом учебном году появляются новые участники клуба “Растим здорового ребенка”, нашу первую встречу я провожу в виде знакомства, а также если в течение года прибавляются новые участники, то в начале встречи обязательно добавляется игра на знакомство.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учиться любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт “жить среди людей”.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции развития детей.
“Как понять своего ребенка?”, “Как научиться быть терпимее к его шалостям?” — многие родители задают эти вопросы.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка – тема моей работы. Задача, которую я ставила перед собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности.
Тематическое планирование на 2006-2007 учебный год
Дата проведения | Тема | Цель |
Октябрь 2008 года | “Знакомство” | Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. |
Декабрь 2008 года | “Мир детский и мир взрослый” | Осознание разницы между “миром” ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализировать причины поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка. |
Февраль 2009 года | “Почувствуй себя любимым” | Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу. |
Апрель 2009 года | “Агрессия и гнев” | Работа с агрессией и гневом, осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний. |
Задачи: сближение участников группы.
“Сейчас мы будем знакомиться, но необычным способом. Кто-то первый, кто сам захочет, назовет свое имя и два качества – одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает.
Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его имя и его два качества, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе.
Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. Кто хочет быть первым?”
“Связующая нить”
Задачи: создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются “связаны” одной нитью. “Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы — единое целое в этом мире…”
Беседа
Ведущий знакомит участников с целями и задачами встреч. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить встречи, каким темам они будут посвящены.
“Молекулы”
Задачи: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Инструкция: “Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы.
Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три.
И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями”.
Дискуссия
“Признание и уважение личности ребенка, и стремление к сотрудничеству — философия, на которой строятся отношения и взаимодействия с детьми”.
Рефлексия “Связующая нить…”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: Неплохо то — же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства.
“Мир детский и мир взрослый”
“Подари улыбку”
Задачи: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки и по очереди дарят улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Беседа
Ведущий рассказывает родителям о том, что с первых минут жизни ребенок попадает в мир, созданный для него взрослыми людьми, — мир искусственных вещей и предметов. Его окутывают в ткань, кладут на весы, купают в ванне. С возрастом мир искусственных предметов, вовлеченных в жизнь малыша, расширяется. Постепенно и сам ребенок начинает активно осваивать этот мир.
Младенец раскачивает кроватку, трясет погремушку, 2-летний малыш увлеченно исследует содержание папиного стола… Важно понять не только то, как работают весы, газовая плита или пишущая машинка, но и то, как общаются между собой люди, как используют все эти увлекательные предметы, понять бытовые, семейные, нравственные – словом, социальные взаимоотношения людей…
“Зеркало”
Задачи: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – зеркало. Водящий смотрит в “зеркало”, а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.
Рефлексия “Связующая нить…”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которым ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.
Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.
Запомните две-три ошибки ребенка, которые показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы поговорить о них.
“Почувствуй себя любимым”
“Ласковое имя”
Задачи: создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы “дарят” их.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
Беседа
Ведущий рассказывает участникам о том, каковы движущие силы развития ребенка, как строить отношения с “серьезным человеком дошкольником”, как любить своего ребенка, как сделать, чтобы родительская любовь не превращалась в оковы, а, наоборот, высвобождала, раскрывала все лучшее, сильное, прекрасное, что есть в ребенке.
“Паровозик”
Задачи: развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек – “паровозик”, все остальные – “вагоны”. У “вагонов” глаза при движении закрыты. “Паровоз” отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался, и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли “паровоза”, и в роли “вагона”.
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
- какая роль понравилась больше и почему?
- какой “паровоз” был более заботливым т осторожным?
Рефлексия “Связующая нить…”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя. Обязательно в течении дня поиграйте с ребенком, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.
“Агрессия и гнев”
“Представь себя”
Задачи: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.
Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр (придумывает заранее, от лица какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя. Например: “Я – Золушка”, “Я – Робин Гуд”.
При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так три раза.
Человек, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.
Беседа
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Детская агрессивность сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.
Только поняв и приняв это, взрослые “догадаются”, что ребенок ни в чем не виноват и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
“Ворвись в круг”
Задачи: снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.
Участники встают в один большой круг и крепко держаться за руки. Один из участников должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг.
Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться ворваться в него и остаться в нем.
Ведущий следит за тем, чтобы ни кому не причинили боли, чтобы всем была предоставлена возможность собственными силами проникнуть в круг. После выполнения упражнения обязательно обсуждение:
- что вы чувствовали, когда были частью круга?
- что вы чувствовали, когда пытались проникнуть в круг?
- что почувствовали, когда получилось проникнуть в круг?
Рефлексия “Связующая нить…”
Задачи: подведение итогов встречи.
Участники становятся в круг. Ведущий передает клубок соседу, тот характеризуют настроение, выказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему. И передает его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу.
Домашнее задание
Посмотрите, есть ли у вас столкновения с ребенком на почве каких-то дел, которые, по вашему мнению, он может и должен выполнять сам. Выберите одно из них и поделайте некоторое время с ним вместе.
Посмотрите, лучше ли у него пошло дело с вами? Если да, придумайте какое-нибудь внешнее средство, которое могло бы заменить ваше участие в том или ином деле ребенка. Это может быть будильник.
Обсудите и обыграйте с ребенком это вспомогательное средство. Убедитесь, что ему удобно им пользоваться.
Продолжение программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ю.Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребенком, как?” Москва “ЧеРо” 2004г.
- Н.В.Клюева “Психолог и семья” Ярославль Академия развития 2001г.
- Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, Н.И.Кольцова, Н.Ю.Молостова “Развитие социальной уверенности у дошкольников” Москва Гумманитарный издательский центр “ВЛАДОС” 2003г.
- Г.А.Широкова “Справочник дошкольного психолога” Ростов-на-Дону “Феникс” 2004г.
- Н.Л.Кряжева “Мир детских эмоций” Ярославль Акаемия развития 2000г.
- Надежда Собинина “Азбука общения” г.Мурманск
- Лидия Свирская “Работа с семьей: необязательные инструкции” Москва ЛИНКА-ПРЕСС 2007г.
- М.А.Панфилова “Игротерапия общения” Москва 2000 г.
- В.Г.Пузиков “Технология ведения тренинга” Санкт-Петербург 2007 г.
2.12.2012