Нехватка сна у детей влияет на их поведение

Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.

Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность.

Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков.

Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.

Нарушения сна у детей

Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:

  1. Нарушение гигиены сна. К данной категории относятся систематическое нарушение времени отхода ко сну, излишняя физическая или эмоциональная активность перед сном, длительный дневной сон.
  2. Соматические патологии. В младенчестве этиологическим фактором выступают кишечные колики, в любом возрасте — тяжелая анемия, рахит. Сопряжены с инсомнией неврологические заболевания (эпилепсия, синдром гипервозбудимости), эндокринопатии, болевой синдром разной этиологии.
  3. Психические заболевания. Наиболее часто с инсомнией связаны шизофрения, тревожные и аффективные расстройства.
  4. Прием некоторых веществ. Провоцирующим фактором для инсомний являются кофеинсодержащие напитки, «энергетики». В настоящее время приобрела актуальность проблема употребления детьми никотина, алкоголя, наркотиков.

В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.

Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный.

Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания.

Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.

Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:

  1. Диссомнии — нарушения инициации, продолжительности, качества ночного сна.
  2. Гиперсомнии — патологическая сонливость в дневные часы, летаргия, затяжное пробуждение.
  3. Парасомнии — патологические феномены, возникающие во сне (энурез, скрип зубами, лунатизм).

К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения.

При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием.

Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.

Поведенческая инсомния

При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.

Снохождение

Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.

Ночные ужасы и кошмары

Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.

Двигательные расстройства

У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях.

Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов.

К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.

Апноэ сна

Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.

Энурез

Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.

Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства.

Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти.

Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.

Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.

Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.

При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.

Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна.

Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания.

Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.

Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:

  • психотропные на основе диазепама, хлордиазепоксида;
  • снотворные небензодиазепинового ряда;
  • седативные фитопрепараты с валерианой, пустырником, мелиссой;
  • ноотропы на базе гопантеновой кислоты;
  • гормональные препараты, содержащие мелатонин.

Хирургические лечение

Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей.

Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа.

При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.

При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения.

У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни.

При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.

Плохое поведение вызвано нехваткой сна?

« Назад

Автор статьи: Екатерина Рухленко

Значительную часть проблем поведения ребенка можно устранить совершенно просто: оптимизировать продолжительность сна. Звучит неожиданно, но факт.

Многие современные дети не досыпают. А даже дефицит сна всего в 1 час в день способен критичным образом повлиять на самочувствие, поведение, способность управлять эмоциями.

К моменту достижения возраста пяти лет ребенок должен провести во сне половину жизни. Природа неспроста предусмотрела повышенную потребность во сне для детей. Ученые полагают, что сон необходим для нормального развития мозга в первые годы жизни. Именно поэтому нехватка сна влияет критичным образом на все аспекты поведения.

Когда родители обращаются к специалистам с жалобами на развитие и поведение ребенка, не каждый врач спросит о достаточности и качестве сна. А зря.

Симптомы, которые могут быть признаками нехватки сна.

Проблемы с контролем эмоций. Частые капризы и истерики, постоянно плохое настроение. Сильные эмоциональные реакции: как будто бы наигранные, чересчур бурные. Если ребенок очень легко расстраивается, раздражается, начинает кричать по любому поводу, его трудно отвлечь и успокоить — все это также может быть симптомом недостаточности сна.

Проблемы с концентрацией внимания. Неусидчивость, неспособность заниматься чем-то одним продолжительное время, забывчивость, требование вашей постоянной помощи в выполнении домашнего задания.                                      

Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием. Например, ребенка легко обидеть и он не может нормально играть с другими детьми. Или ваш ребенок испытывает сложности в соблюдении общепринятых правил поведения. Вам постоянно приходится напоминать о договоренностях, а ребенок как будто специально ведет себя очень плохо.

Прочие признаки. Если вечером ребенок перевозбужден, вы не можете уложить его на ночной сон, то это также может быть индикатором хронического недосыпа. Также обратите внимание на сложности с утренним просыпанием и быструю утомляемость в течение дня. Не можете поднять ребенка утром в садик? 100% малыш не досыпает.

  • Если вы наблюдаете вышеперечисленные симптомы, проанализируйте достаточность сна вашего ребенка.
  • Чек-лист признаков дефицита сна у ребенка
  • Индивидуальный темперамент и сон?

Практика показывает, что спокойные от природы дети, как правило, демонстрируют минимум признаков усталости. Активные и темпераментные дети наоборот показывают проявления недосыпа во всей красе. Говоря другими словами, нехватка сна просто катастрофично проявляется у детей с непростым характером.

  1. Читайте подробнее про темперамент.
  2. Почему современные дети спят меньше?
  3. Можно выделить следующие причины:
  • Родители не осведомлены о том, что детям требуется больше сна.
  • Образ жизни родителей не позволяет рано укладывать ребенка.
  • В жизни ребенка слишком много активностей: не успевает укладываться пораньше.
  • Родители в определенный момент отдают вопрос режима на откуп самому ребенку и полагают, что ребенок сам уснет, когда захочет.
  • Детям позволяется засыпать с телевизором или с планшетом, что крайне негативно влияет на продолжительность и качество сна. Современные технологии могут влиять на наших детей крайне негативно.
Читайте также:  Кофе с коньяком: полезные свойства и возможный вред

Дорогие мамы и папы, до определенного возраста вы вполне можете управлять режимом вашего ребенка. Пожалуйста, не пускайте этот вопрос на самотек. Обеспечить нормальный сон – это самое важное, что можно сделать для здоровья ребенка и взрослого.

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности и плохой сон связаны между собой
  • Как дефицит сна влияет на развитие мозга
  • Хорошего вам сна!  

Нарушение сна у детей. Современные взгляды на проблему

Актуальной и малоисследованной остается проблема совместного сна с ребенком, приводящая не только к хронической бессоннице у детей, но и к синдрому внезапной детской смерти (СВДР, SIDS).

Одно из новых исследований, опубликованное в журнале Pediatrics в 2016 году, в ходе которого оценивались случаи СВДР у детей первого года жизни в период с 2004 по 2012гг.

в 24 странах мира, привело ученых к мнению, что основой причиной смерти (до 90%) при совместном сне с ребенком на диване послужило удушье.

В других научных статьях указывается, что асфиксия как причина SIDS  при совместный сне с ребенком, на любой спальной мебели, приводила к смерти в 45-70% случаев. По статистике на 2018 год СВДР сохраняется на уровне 0,5-7 случаев на 1000 новорожденных. 

Многие виды нарушения сна у детей, их причины, эпидемиология, течение, лечение на сегодняшний день изучены и описаны в медицинской литературе достаточно хорошо и нет необходимости повторять то, что и так известно.

Одна из насущных проблем нарушения сна у детей, носящая термин протодиссомния, на наш взгляд, изучена недостаточно. Она не заслуженно удалена из справочников по сомнологии.

С учетом того, что авторы, изучавшие данное нарушения сна, указывают, что у детей первых трех лет жизни её встречаемость составляет 25-50% от всех случаев бессонницы, можно сказать, что этот феномен, по крайней мере, требует рассмотрения.

В доступных литературных источниках удалось выяснить, что термин протодиссомния (от греч.protos — первый, первичный, начальный), употребляется для того, чтобы, отличить проблемы сна у детей от первичной бессонницы у взрослых (Anders et Eiben,1997).

Протодиссомния, по нашему мнению, как понятие имеющее отношение к детям, имеет право на существование и должна рассматриваться гораздо шире, как по патогенезу, так и по возрастным критериям.

Хроническая протодиссомния не простое перманентное заболевание, а недуг, имеющий конкретные причины. При гипер или гипоопеке ребенка со стороны значимых взрослых формируется небезопасная привязанность и сверхзависимость, тревожность, которые закладывают базу для неврозов и психосоматических заболеваний как у детей, так и у взрослых.

В данной статье, опираясь на наш многолетний опыт и исследования отдельных авторов, мы постараемся изложить причины возникновения протодиссомний, методы их диагностики и лечения.

Причины возникновения протодиссомний, методы их диагностики и лечения

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Привязанность – это мотивационно-поведенческая система, направляющая ребенка к поиску близости со значимым взрослым, развивающая доверие к себе и другим людям, когда ребенок чувствует угрозу или дискомфорт.

Привязанность – это обоюдный процесс: значимый взрослый настраивает свою систему взаимоотношений и понимания ребенка с учетом его потребностей, реализуя их, получает путем обратной положительной связи – улыбку, прикосновения, гуление, зрительный контакт, выделение его из среды – подтверждение в своей нужности, компетентности как родителя, благодарности. Ребенок, со своей стороны, находясь в поиске взаимоотношений со значимым взрослым, получает реализацию своих потребностей – физиологических, эмоциональных, психологических и др. Многократно закрепляясь данный тип взаимоотношений приводит к формированию привязанности.

Здоровая привязанность — это нормальное физиологическое состояние любого ребенка, она формируется на базе ухода за ребенком, внимания, ласкового, доброго отношения, доступности в эмоциях со стороны близких взрослых.

Формируя привязанность, ребенок обретает некое представление о мире, о типе эмоциональных связей между объектами привязанности, между самим ребенком и близким взрослым.

Ряд ученых (Reite et Field, 1985; Spangler et Schiech, 1995), включая психиатра и психоаналитика Джона Боулби, занимались изучением детской привязанности.

В лонгитюдных исследованиях детей от 12 до 20 месяцев жизни с помощью методики «Незнакомая ситуация», а так же ведя учет частоты сердечных сокращений, уровня кортизола в слюне испытуемых, удалось дифференцировать виды небезопасных видов привязанностей и прямую взаимосвязь повышенной реакции на стрессовую ситуацию у них.     

В ходе дальнейших исследований удалось выяснить, что источником привязанности между мамой и ребенком является гормон окситоцин.

У женщин он выделяется еще во время беременности, а после родов его концентрации в крови матери и ребенка максимальны. Эта ситуация и обеспечивает обоюдную привязанность.

Это состояние у женщин называют материнским инстинктом.

ЗАВИСИМОСТЬ

Зависимость (аддикция, анг.addiction-склонность, привычка) — навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера.

В ином значении зависимость — стремление полагаться на другого человека, для получения удовлетворения, безопасности, достижения своих целей.

Как и привязанность, формирование ситуационной зависимости с помощью других близких взрослых, это нормальный этап в психологическом развитии любого ребенка.

Патологической, в поведенческом плане, зависимость становbтся, когда у психически здорового ребенка, появляется непреодолимая тяга к постоянному круглосуточному контакту со значимыми взрослыми, беспокойство, постоянный тревожный дискомфорт при отсутствии его рядом.

  • Недостаток и избыток привязанности, небезопасные типы привязанности, образуют в конечном этапе искаженное восприятие себя и объектов привязанности (неправильное базовое отношение к миру), формируют разного рода аддиктивные расстройства, вызывают болезни, психосоматического генеза.
  • Кроме этого, на основе исследований, проведенных нашими и зарубежными коллегами, обнаружен высокий уровень гормона стресса кортизола в слюне у таких «привязанных» к маме детей, в тот момент, когда женщина испытывает тревогу, находясь вне дома.
  • Хроническое повышенное содержание кортизола в организме, по данным ряда авторов, приводит к негативному воздействию на организм ребенка, его иммунную и центральную нервную систему.

Важным аспектом формирования данной сверхзависимости системы “мать-ребенок” является отсутствующий или формально присутствующий отец. Или отец, с которым у матери конфликтные (скрыто конфликтные) отношения, или в своей внутренней реальности мать не находится в удовлетворяющих любовных отношениях со своим партнером, отцом ребенка.

  Отец несет функцию третьего лица, разделяющего мать с ребенком, дающим легализацию сепарации (отделению), развитию и познанию для ребенка. Отец — это “семейный” закон, правила, поддержание иерархии. Когда отец утрачивает данную функцию, матери требуется много сил и осознания для формирования здоровых в психологическом плане отношений с ребенком.

Жак Лакан, французский психоаналитик вводит такие понятия как “ребенок дня” и ”ребенок ночи”.

“Ребенок дня” – это форма здоровых взаимоотношений с ребенком, когда мать учитывает его индивидуальные потребности (в том числе и потребность в психической автономии), старается реализовывать с учетом своих возможностей, доступна психическому, эмоциональному и телесному контакту в течение дня.

На ночь она оставляет ребенка, чтобы находится с его отцом. Данный факт позволяет ребенку фантазировать о матери и отце, испытывать различные чувства (зависть, гнев, ревность), горевать, то есть наполнять свой мир фантазиями и образами, что способствует развитию психического аппарата.

“Ребенок ночи” же, наоборот, это ребенок, который находится в постели с матерью, который является замещающим объектом при утере отца (физической или психической) для своей матери. Он как бы компенсирует ее потребность как женщины быть со своим партнером, принимая непосильную, да и опасную роль замещающего объекта.

Тогда ребенок не живет своей психической жизнью ночью, не имеет возможности горевать, злиться, ревновать и обходиться со всеми этими чувствами. Часто он их отщепляет или направляет на себя, ему в последующем сложно дифференцировать свои эмоции от чужих, трудно определиться в желаниях, целях, он двигательно и психически перевозбужден.

Основным фактором, закрепляющим любую зависимость, является общеизвестный гормон удовольствия (счастья) – дофамин.

Таким образом, материнский инстинкт, патологическая зависимость, носящая обоюдный характер в системе «мать-дитя», гормонально стимулированные окситоцином и подкрепленные выработкой дофамина, психологический аспект внутрисемейных супружеских отношений, приводящая к совместному засыпанию (сну) с ребенком, а так же физиологическая, возраст зависимая, поверхностность сна у детей, в большом проценте случаев являются ключевыми в возникновении протодиссомнии.

Нельзя забывать и о действии, часто неправильного, избыточного, пищевого поведения. Этот процесс так же сопровождается выделением пролактина (при грудном вскармливании) у женщин и эндорфинов у младенца,  что усиливает взаимозависимость, мотивирует направленность друг к другу матери и ребенка.

Любовь, защита, чуткое, внимательное отношение, ласка, поцелуи жизненно важны для ребенка. Они необходимы для его нормального нервно-психического развития, здоровья.

Патологическими, переходящими в стойкую бессонницу и другие синдромальные состояния у ребенка, они становятся, когда женщины злоупотребляют своим материнским инстинктом. Ребенок в данной ситуации становится соподчиняемым лицом, чутко отвечающим на желания мамы.

Но современных мам нельзя в этом винить по нескольким причинам. Во-первых, многие просто не знают об этом. Во-вторых, многие думают, что это нормально. Считается, что внимательная, слишком заботливая мать, не спускающая с рук ребенка – «счастье» для него и всей семьи.

Читайте также:  Занятия групповыми танцами повышают болевой порог

Третьим, и наиболее важным, скрытым фактором, является высокий уровень стресса в нашей трудной, часто неустроенной, нестабильной, много заботливой, полной разочарований, тревожной жизни.

Вот он, этот стресс, и заставляет «включать» материнский инстинкт у женщины, т.к. забота о ребенке со всем своим гормональным фоном, снимает, хоть и на время, тревожное состояние у неё.

  Последние 20 лет хроническая тревожность в России стала носить характер эпидемии. Особенно неблагоприятно эта ситуация влияет на женщин.

По нашим наблюдениям до 80-90% женщин в России злоупотребляют своим материнским инстинктом.

Выбор мер по снятию стресса у мамы не велик, а уход за ребенком, к тому же, является социально обусловленным фактором. Вот и не спускает с рук ребенка мама, ни днем не ночью, подсознательно  «привязывая» его к себе.

Но необходимо помнить, что снимая, таким образом, тревогу у себя, значимые близкие, а все члены семьи в той или иной степени являются участниками этой ситуации, передают это состояние ребенку, формируют с рождения патологическую зависимость, невротизацию личности.

Опираясь на наш многолетний опыт, можем сказать, что такая зависимость не проходит, как думают многие, с возрастом. Более того, она усиливается со временем и достигает своего пика в 5-6 лет, и без усилия взрослых не проходит самостоятельно.

Рекомендации специалиста детям такого возраста о том, что необходимо спать раздельно, часто вызывают у них нескрываемое беспокойство, слезы, гнев. Так велика, трудно преодолима, становится  эта зависимость для ребенка.

  1. По нашим наблюдениям, в 99% случаев, дети с невротическим тиками, заиканием и другими, так называемыми, детскими видами неврозов, имели совместный сон со значимыми близкими на момент первичного обращения.     
  2. В 78% случаях, с имеющейся у ребенка такого рода зависимостью, мы наблюдали, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, бруксизм/ скрежетание зубами, сомнилоквию/ сноговорение/, яктацию / укачивание себя перед засыпанием/, доброкачественную неонатальную миоклонию сна и другие не эпилептические психомоторные пароксизмы.
  3. Эти феномены, по нашим наблюдениям, редуцировались со временем, без всякого медикаментозного воздействия,  у 87% детей, а сон восстанавливался в 98% случаев в течении 14-30 дней, лишь на фоне выполнения добросовестными родителями рекомендаций по уходу за ребенком и гигиене сна.
  4. Факт редуцирования симптомов бессонницы, парасомний у детей, на фоне выполнения этих советов, по нашему мнению, является веским доказательством в пользу предложенной теории нарушения сна, невратизации ребенка, в результате совместного сна с ним.

Так же, подтверждающим это мнение, фактором, является ретроспективный анализ анамнестических данных в семьях, где мамы с первого месяца жизни приучают детей к раздельному сну.

Эти дети спят непрерывно, несмотря на кишечную колику, по 10-11 часов за ночь, и никакой голод их не будет. Процент таких детей не велик-10-15%. В дальнейшем у них не наблюдается бессонницы.

Не видели мы их среди пациентов, страдающих детскими неврозами.

С научной точки зрения, фактора медицинской доказательности, прямую взаимосвязь между такого рода зависимостью, нарушением сна, неврозами, необходимо установить путем дополнительных лонгитюдинальных больших двойных слепых плацебо контролируемых клинических исследований, с проведением полисомнографии, видео-ЭЭГ-мониторирования сна, контролем содержания кортизола в слюне, частоты сердечных сокращений, мониторинга артериального давления у детей, применением психологических методик, других актуальных дополнительных методов диагностики, подтверждающих или отрицающих этот факт.

С количеством исследуемых не должно быть проблем. По нашим подсчетам, жалобы на нарушение сна на ежедневном приеме у детского невролога и психолога являются, либо основной проблемой, либо стоят в череде прочих, и составляют от 25 до 90 процентов из всех случаев обращения к специалисту.

Нельзя, конечно, отбрасывать и другие причины протодиссомний. Но все их можно объединить в одну — это болевой синдром.

Например, кишечная колика, прорезывание зубов, головная боль на фоне внутричерепных деструктивных процессов.

Все они носят ситуационный, перманентный характер и быстро проходят при устранении (самоисчезновении) первопричины, не вызывая никаких последствий.

Остальные причины нарушения сна у детей квалифицированы, достаточно хорошо исследованы и описаны, и нет необходимости их рассматривать в этой статье.

Во второй части статьи «Как отучить ребенка спать с мамой» мы расскажем о нескольких методиках приучения ребенка к самостоятельному засыпанию.

Автор статьи: Мохов К.О. , к.м.н., невролог, врач функциональной диагностики Куляева Н.К., клинический психолог

Сдвг у детей и расстройства сна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

  • Нарушение внимания проявляется как сложность в концентрации (сосредоточении) на одном деле, на выполнении монотонной, скучной, долгой деятельности, например, домашней работы или уборки. При этом ребенок легко переключается на что-то яркое, громкое, может надолго увлечься мультфильмом или любимой игрой на компьютере. Следует помнить, что возможности внимания у детей разных возрастов значительно отличаются.
  • Импульсивность проявляется в необдуманном следовании за своими желаниями — импульсами, про таких детей говорят «сначала делает, потом думает». Детям сложно остановиться, рассчитать последствия своих действий, дождаться своей очереди или довести дело до логического конца.
  • Гиперактивность – активность, которая часто носит как бы «избыточный» характер – ребенок суетлив, неусидчив, его тело постоянно находится в движении (он болтает ногами, щелкает ручкой, сгибает страницы книг и т.д.).

СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых.

Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.

Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.

Типы СДВГ у детей

Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:

  • СДВГ-Н (невнимательность). В большей степени дефицит внимания при неярко выраженной гиперактивности – чаще всего бывает у детей, о которых говорят, что они «задумчивые», медлительные, рассеянные,»как во сне». При достаточных интеллектуальных способностях им нужно больше времени, чтобы понять новый материал в школе. Считается, что данный тип чаще всего встречается среди девочек.
  • СДВГ-ГИ (гиперактивность импульсивность). В большей степени импульсивность и гиперактивность у детей может проявляться в необдуманности, нетерпеливости, вспыльчивости, сложности при выполнении монотонной работы, протестном поведении. Таким детям сложно следовать дисциплине и принимать правила.
  • СДВГ-К (комбинированный). Смешанный или комбинированный тип – встречается чаще всего. При нем меньше всего импульсивности при равно выраженных гиперактивности и невнимательности.

СДВГ и нарушение сна

Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.

Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.

Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость.

С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать.

Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.

Формы расстройств сна при СДВГ

При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.

По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.

Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.

Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.

Причины нарушений сна у детей с СДВГ

Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:

  • Побочные эффекты применяемых препаратов. Чаще всего для снижения выраженности проявлений СДВГ назначают лекарства, у которых есть небольшая вероятность вызвать расстройства сна. По данным исследований, проведенным в одном из институтов в США, это наблюдалось у 15-20% детей. Наличие побочных эффектов ни в коем случае не значит, что нужно менять схему лечения самостоятельно или отказываться от приема лекарств, это может привести к ухудшению состояния! Однако, если вас что-то беспокоит, об этом обязательно должен знать лечащий врач. Врачу важно сообщать о всех применяемых препаратах или альтернативных методах, особенностях жизни. Это поможет ему выстроить схему с учетом ваших привычек и сочетаемости препаратов друг с другом.
  • Сопутствующие расстройства. При СДВГ в нарушения сна могут вносить вклад сопутствующие заболевания и состояния: расстройства настроения (например, депрессия), тревожное расстройство, диссоциальное расстройство, трудности обучения (например, дислексия), тики, синдром Туретта.
  • Симптомы СДВГ сами по себе могут влиять на нарушения сна. Например, дети с СДВГ часто жалуются на большое количество мыслей при засыпании, состояние бодрости и даже возбуждения, ищут занятие, которое их сможет отвлечь, чтобы «скоротать» время до засыпания. Некоторые родители пытаются решить проблему, укладывая ребенка спать раньше. Это ведет к тому, что ребенок дольше лежит в кровати, привыкая себя чем-то занимать, время до засыпания только увеличивается, а эффективность сна снижается.

Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна

Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов.

Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном.

Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.

Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка.

Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.

Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.

СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел «на завтра»), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон.

Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.

Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным «уровням» помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.

Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.

Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.

Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения.

При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции.

Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.

Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Недосып у ребенка: как проявляется? | Онлайн школа материнства и детства

Вне зависимости от того какой возраст у вашего малыша, родители всегда хотят знать, сколько ему нужно спать, чтобы не накапливать «недосып».

Сказать заранее, сколько времени для сна нужно конкретному малышу сложно. Все цифры будут приблизительными.

Обнаружить у малыша дефицит сна не так уж и просто, достаточно просто наблюдать за ребенком и ответ на вопрос: есть ли «недосып»? Придет сам собой.

А вот как распознать «недосып» и нужно ли его отсыпать, давайте вместе разберемся.

Для начала давайте дадим определение, что же такое недосып. Недосып — это такое состояние, при котором ребенок испытывает регулярный дефицит сна, в результате чего накапливается усталость.

Сколько нужно сна деткам по возрастамЕсли у вашего малыша действительно есть признаки недосыпа, вы их легко обнаружите. О признаках мы поговорим чуть позже, а пока давайте посмотрим на то, сколько в норме детки должны спать.

Зная нормы в каждом возрасте, вам будет проще понять относятся ли имеющиеся признаки к недосыпу или причина изменения в поведении у малыша другая.

  • 0-1 месяц — 16-19 часов
  • 1-4 месяца — 14-17 часов
  • 5-8 месяцев — 13-16 часов
  • 8-15 месяцев — 12-14 часов
  • 16-36 месяцев — 11-14 часов
  • Детки старше 4 лет — 10-12 часов.

Цифры, приведенные выше, включают в себя суммарные значения дневного и ночного сна. Но есть детки, которые спят меньше и это также является нормой. Так как даже если они спят по нижней границе нормы, у них ухудшается качество ночного сна.Объясню на примере.

Ребенку 2,5 года: дневной сон составляет 2ч, ночной сон длится 8ч. И ребенку 10ч суммарного сна хватает, даже несмотря на то, что в его возрасте норма сна считается от 11ч.

А вот если этот ребенок начинает спать 11 часов в сутки, то у него начинают возникать проблемы с ритмом: ранние подъемы, короткий дневной сон, отказ от укладывания на дневной сон.

  • Поэтому не всегда верно ребенка прям мерить по нормам, на них нужно опираться, но, если ребенку нужно объективно меньше или больше сна, нужно ему создать для такого сна все условия.
  • Как понять, что у ребенка «недосып»:
  1. Ребенок становится капризным в течении всего дня. Причем эта капризность случается на ровном месте. А для успокоения требуется много усилий. Обратите внимание, что капризность связана именно с усталостью, а не со: скачком роста, режущимися зубами, сепарационным кризисом.
  2. Кроха засыпает буквально в середине бодрствования. Причем это никак не связано с внешними условиями (грудь, качание, машина, коляска). Даже при отсутствии условий для сна ребенок все равно засыпает от усталости.
  3. Длительное укладывание. Ребенок сопротивляется сну, укладывание длится свыше 20 минут. Причем в процессе малышу даже не нужно плакать или кричать, он просто не может уснуть.
  4. В течение дня малыш вялый, у него нет сил бодрствовать долго и позитивно. Даже при условии, что для этого созданы все условия.
  5. Поверхностный сон. В процессе сна малыш: крутиться, вертится, встает или ползает. Это может говорить о том, что нервная система ребенка перегружена.
  6. Ночные гуляния. Это когда ребенок просыпается и бодрствует как днем. Как правило, также связано с сильным переутомление в течение дня.
  7. Малыш просыпается с плачем. Ощущение, что ему как будто не хватило сна.
  8. Ребенок спит и его невозможно разбудить. Создается ощущение, что сон наладился, но ребенок просто пытается компенсировать накопившуюся усталость.

Помните о том, что многие признаки могут быть связаны с возрастными особенностями ребенка и никак не относится к недостатку сна. Ориентируйтесь на вашего ребенка, если вы обнаружили хотя бы два признака, возможность есть смысл дать чуть больше сна, буквально на несколько дней. И если ситуация изменится, значит вашему крохе действительно было мало отдыха.

Нужно ли «отсыпать недосып» и как это сделать?Стоит сразу обратить внимание на то, что если ребенок спал меньше ему положенного времени в течение длительного срока, то «отоспать такой недосып» невозможно. Но если малыш спал мало в течение 3-10 дней. Отоспать такой недостаток сна можно.

Недостаток сна на протяжении длительного времени оказывает прямое влияние на состояние здоровья малыша:

  • Снижается иммунитет.
  • Ребенок начинает часто и подолгу болеть.
  • Если у вашего ребенка накопилась усталость и вы обнаружил признаки недосыпа, необходимо создать ребенку все условия для полноценного отдыха.
  • Укладывайте ребенка спать вовремя. Недогул и перегул будут провоцировать короткие не восстановительные сны.
  • Организуйте активное и спокойное бодрствование в том количестве, которое нужно малышу на данный момент. Если ребенок уставший, в силу накопленной усталости или скачка роста, физического дискомфорта. Снизите нагрузку, проведите с малышом больше спокойного совместного времени.
  • Держите ваш стандартный ритм.
  • Проверьте внешние факторы, нет ли чего-то извне, что может мешать полноценному сну. Скачайте ЧЕК-ЛИСТ «КОМФОРТ И СОН».
  • Дайте малышу поспать на 15-20 минут больше обычного как днем, так и ночью. Смотрите на то, какое настроение у вашего крохи после таких снов. Если у ребенка есть усталость, он отоспит ее в течение 3-4 дней и снова будет готов бодрствовать в привычном режиме.

Если в течение этого времени, когда вы дали малышу отоспаться у вас, ухудшилось качество дневного и ночного сна, это означает, что дело было не в усталости, а в другом факторе, который имел схожие признаки.

Порой действительно сложно понять, у ребенка накопилась усталость или есть другие факторы, которые могут так влиять на качество и продолжительность бодрствования.

Если вы запутались, вас одолевает тревога, вы не знаете, что делать и в каком направлении двигаться, приходите на курс «СОН МАЛЫША, МАМА В РЕСУРСЕ (+СЗ).

Благодаря тем знаниям и опыту, которые получают мамы работая на курсе, им не страшно работать с ритмом, они легко определяют, что именно не так с малышом. Напишите нам, и мы запишем вас на ближайший поток.

Отоспать недосып можно и даже иногда нужно. Главное правильно проанализировать ситуацию и принять необходимые меры, для того чтобы наладить сон малыша.

Татьяна Кремнёва.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]