Информация обновлена: 08.07.2021
В предыдущей статье, посвященной реализации спиртных напитков, мы рассказывали о том, как получить лицензию на продажу алкоголя. Это достаточно дорогостоящая и непростая процедура, которая начинающим предпринимателям может оказаться не по силам или не по карману.
Но таковы уж особенности российского менталитета, что прежде чем отказываться от задуманного, отечественный бизнесмен исследует все так называемые обходные пути, которые позволят работать, не нарушая напрямую закон.
Так возможна ли торговля алкоголем без лицензии, и чем может обернуться для предпринимателя такой вариант получения дохода? Об этом читайте далее в статье.
Торговля алкоголем без лицензии – миф или реальность – что говорит закон
Чтобы разобраться в вопросе необходимости лицензии для розничной торговли алкоголем, следует обратиться к федеральному закону №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ».
Согласно этому нормативно-правовому акту, деятельность, связанная с розничной продажей алкоголя, подлежит обязательному лицензированию. При этом, получить разрешение на осуществление этого вида деятельности можно лишь выполнив ряд требований:
- Получение статуса организации (узнайте, как самостоятельно зарегистрировать юридическое лицо)
- Формирование установленного региональным законодательством уставного капитала, который в некоторых случаях достигает 1 млн. руб.
- Уплата госпошлины в размере 65 тысяч руб.
- Подбор помещения для размещения магазина в соответствии с установленными требованиями по квадратуре и т.д
Закон предусматривает также и определенные исключения относительно лицензирования – не на всю спиртосодержащую продукцию нужно разрешение, чтобы торговать ею. Какой алкоголь можно продавать без лицензии? Исключением пользуются слабоалкогольные напитки:
- Пиво
- Медовуха
- Сидр
- Пуаре (грушевый сидр)
Вся остальная продукция, включая вино и крепкие спиртные напитки, может быть реализована только при наличии лицензии на розничную продажу алкоголя. Это требование относится не только к магазинам, но и к заведениям общественного питания.
Какой алкоголь можно продавать без лицензии – реализация пива и пивных напитков
Несмотря на то, что торговля пивом не обязывает бизнесмена получать специальное разрешение, все же вышеупомянутый закон дает понять, что без соблюдения некоторых отдельных требований и этот вид деятельности не возможен.
К ним относятся:
- Регистрация предпринимательской деятельности в налоговой службе, например, в качестве ИП (оформление ИП самостоятельно не отнимет много времени и денег)
- Наличие документов, которые подтверждают легальность происхождения продукции (товарно-транспортных накладных (ТТН) и справок к ТТН)
- Ведение учета и декларирования объема продаж
- Осуществление торговли только через стационарные объекты, имеющие торговые и складские помещения
- Наличие кассовой техники
- Соблюдение правил торговли алкоголем – запрет на продажу в ночное время (за исключением предприятий общепита), запрет на продажу несовершеннолетним и т.д
Выбирая место для открытия торговой точки, следует иметь в виду, что пиво и пивные напитки нельзя продавать в медицинских, детских и образовательных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
Важно! С 1 июля 2020 года реализация пива и прочих слабоалкогольных напитков, перечисленных в предыдущей главе, может осуществляться только после регистрации в ЕГАИС – единой государственной автоматизированной информационной системе. Каждый факт закупки такой продукции с целью последующей розничной продажи должен фиксироваться в системе с помощью специального программного обеспечения.
Чтобы получить объективную информацию о том, какое оборудование и программное обеспечение потребуется для работы с ЕГАИС, рекомендуем посетить информационный портал Росалкогольрегулирования, посвященный непосредственно этой системе www.egais.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что факты продажи пива и пивных напитков не подлежат учету в системе в отличие от реализации крепкого алкоголя, где каждая проданная бутылка должна фиксироваться.
Предпринимателям, реализующим пиво, нужно лишь вести Журнал розничных продаж и ежедневно составлять в ЕГАИС акт списания реализованной продукции.
Таким образом, реализация алкогольной продукции без лицензии может осуществляться при соблюдении всех указанных требований в том случае, если под ней подразумевается продажа пива и пивных напитков, а также медовухи, сидра и пуаре.
И если на эту возможность есть прямая ссылка в законе, то способы реализации алкоголя, о которых речь пойдет далее, не упоминаются в нормативно-правовой базе, но в то же время и не противоречат действующему законодательству.
Это и есть те самые «обходные пути».
Способы продажи алкоголя без лицензии, встречающиеся в практике российских бизнесменов
Находчивые отечественные предприниматели изобрели несколько способов заработка на продаже алкоголя без получения каких-либо разрешений, которые прижились во многих регионах страны, ими и сегодня пользуются многие торговые точки и предприятия общепита.
Как продавать алкоголь без лицензии? Один из вариантов – заключение договора аренды (или субаренды) между ИП или юр.
лицом, не имеющим лицензии и выступающим в качестве арендодателя и организацией, обладающей лицензией на розничную продажу алкоголя, которая соответственно становится арендатором.
Оформляя такую сделку стороны указывают в качестве арендной платы не фиксированную сумму, а процент от выручки лицензиата.
Например, бизнесмен Иванов, который хочет заработать на торговле спиртными напитками, но не имеет возможности получить разрешение, сдает в аренду часть своего торгового помещения, в котором он, к примеру, продает продукты или пиво, организации-лицензиату. Лицензиат размещает на предоставленной площади витрины с алкоголем, ставит кассовый аппарат, формально принимает на работу одного из продавцов бизнесмена Иванова и запускает торговлю.
То есть фактически алкоголь продает предприниматель Иванов и он заинтересован в том, чтобы продать больше товара, поскольку от этого зависит его доход – чем выше выручка у лицензиата, тем большую сумму он получит в качестве арендной платы.
Де-юре же все продажи идут через организацию, которая имеет лицензию на продажу алкоголя, и закон в этом случае не нарушен. Такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.
Однако чтобы можно было воплотить идею в реальности, необходимо учитывать некоторые нюансы:
- Помещение магазина должно иметь торговый зал и склад общей площадью не меньше 50 кв.м
- Место расположения магазина должно подходить под требования закона №171-ФЗ: торговля не должна осуществляться на территории детских, образовательных, медицинских учреждений и в непосредственной близости к ним и т.д.
- Обязательно должны соблюдаться правила торговли алкоголем, например, нельзя продавать продукцию с 23 до 8 часов и т.д
p>Насколько эта схема может быть выгодной для предпринимателя, зависит от того, какой процент от выручки будет прописан в договоре. Как правило, он составляет около 15-20%, в то время как наценка на алкогольную продукцию, используемая лицензиатами, варьируется от 35% и выше. Как продать алкоголь без лицензии в заведении общественного питания? Владельцы клубов, баров и кафе тоже преуспели в решении этой задачи. Однако в отличие от розничных торговых предприятий, они не привлекают к делу посторонних. Они работают по принципу «нельзя продать, но можно угостить».
Ведь, в самом деле, закон не запрещает угощать, дарить алкоголь, запрет распространяется только на продажу без лицензии. Так, хозяева таких заведений включают в свое меню какое-либо блюдо, намекающее на алкоголь.
Например – «закуска под водку». Заинтригованный клиент заказывает блюдо, ему подают недорогую закуску и к ней в подарок от заведения – 100 г водки.
При этом в стоимость блюда включают себестоимость закуски, алкоголя и неплохую наценку.
Ответственность предпринимателя, торгующего алкоголем без лицензии
Нельзя сказать, что эти схемы полностью прозрачны. Такая деятельность может привлечь внимание правоохранительных и надзорных органов, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от очень многих обстоятельств.
В судебной практике есть случаи, когда предпринимателям, прибегающим к подобным схемам торговли, удавалось оправдаться.
Но были также и случаи, когда бизнесменам, не имеющим лицензии и продающим алкоголь подобными способами, приходилось нести ответственность.
В том случае, если контролирующим, надзорным или лицензионным органом будет выявлен факт нарушения закона, а именно – осуществление продажи алкоголя без лицензии, к нарушителю могут быть применены следующие меры:
- Конфискация товара
- Изъятие технологического оборудования для продажи алкоголя
- Штраф в размере до 300 тысяч руб., а если такая деятельность связана с причинением ущерба государству или извлечением дохода в особо крупном размере – от 100 тысяч до 500 тысяч руб.
- Лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет
- Принудительные работы сроком до 5 лет
Последние три пункта актуальны для случаев, когда продажа алкоголя без лицензии приравнивается к незаконному предпринимательству в соответствии со ст. 171 УК РФ. В большинстве случаев доход, который удается получить от продажи алкоголя без разрешительного документа, не сопоставим с теми неприятностями, которые несет в себе такое предпринимательство.
Продажа алкоголя без лицензии – безрассудный риск или скрытая возможность
Каждый бизнесмен самостоятельно отвечает за свою предпринимательскую деятельность, а индивидуальный предприниматель, как известно, несет еще и личную имущественную ответственность. Продавать или нет алкоголь без лицензии – решать вам. Нам лишь остается напомнить, что любое решение должно быть обоснованным, взвешенным. Не всегда стоит гнаться за легкой наживой.
Если вы хотите добиться успеха в бизнесе, то лучше с самых первых дней выстраивать свою деятельность в соответствии с действующими законами. Сомневаясь относительно правомерности того или иного действия, консультируйтесь с практикующими юристами, так вы сможете обезопасить себя, свое имущество и карьеру.
Если вы хотите построить бизнес на продаже алкоголя, но у вас недостаточно средств, чтобы получить лицензию, начните с малого – узнайте, например, как открыть магазин разливного пива. Поработав какое-то время в этой сфере, накопив денег и оценив свои силы, вы сможете попробовать себя уже в чем-то более серьезном и масштабном.
Таиланд запретил употребление алкоголя в ресторанах
С воскресенья в Таиланде запрещено употребление алкоголя в ресторанах 69 провинций в рамках ряда пересмотренных правительством мер по сдерживанию недавней вспышки инфекции Covid-19, сообщает газета Бангкок Пост. В восьми других провинциях, одобренных для продвижения туризма, санитарные правила остаются неизменным, это значит, что алкоголь разрешено подавать в ресторанах до 9 вечера.
Рекомендуем: CMP realty — безопасные онлайн сделки с недвижимостью в Таиланде в период пандемии
Данные решения были приняты в пятницу на заседании Ситуационного центра Covid-19 под председательством премьер-министра Праюта Чан-Оча. Правительство выбрало сбалансированный подход между туризмом и борьбой с Covid-19.
«Все меры были всесторонне рассмотрены — включая проблемы со здоровьем и их влияние на людей», — заявил после совещания пресс-секретарь ситуационного центра Тавесилп Висануйотхин.
В частности Тавесилп отметил, что ситуационный центр решил усилить контроль за общественным здравоохранением в 69 провинциях, в том числе путём запрета алкоголя в ресторанах.
Ситуационный центр продлил запрет на работу для всех ночных развлекательных заведений, таких как пабы и караоке-бары, по всей стране.
Принято решение отложить возобновление работы заведений после того, как многие из них не соблюдали меры предосторожности, что привело к последней вспышке коронавирусного заболевания.
«Власти примут жёсткие меры против всех заведений, нарушающих правила общественного здравоохранения», — предупредил Тавесилп. Однако ночные заведения могут обратиться в провинциальные комитеты по инфекционным заболеваниям за разрешением работать в качестве ресторанов, добавил представитель ситуационного центра.
Ситуационный центр оставил без изменений статус восьми провинций, одобренных для продвижения туризма, это означает, что им разрешено подавать алкогольные напитки в ресторанах до 9 вечера. Это Бангкок, Чонбури, Канчанабури, Краби, Нонтхабури, Патхумтхани, Пхангнга и Пхукет.
Читайте: Паттайя — вход в бары только с отрицательным тестом
Также правительство рекомендует всем учреждениям по возможности продолжать работать удалённо из дома до конца этого месяца, сообщил Тавесилп. Кроме этого, ситуационный центр согласился продлить срок приостановки программы въезда «Test&Go» до дальнейшего уведомления, при этом 15 января будет последним днем для всех предварительно одобренных прибывших, пояснил доктор Тависилп.
По словам представителя ситуационного центра, около 10 тысяч человек, зарегистрировавшихся в программе, ещё не въехали в страну. Ранее правительство заявило, что все одобренные заявители должны прибыть в Таиланд до понедельника.
«Программа “Test&Go” — лазейка для проникновения вируса в страну», — заявил доктор Тависилп. По словам чиновников Министерства здравоохранения, большинство новых случаев заражения омикрон-вариантом вируса связано с людьми, въехавшими в страну по схеме «Test&Go».
Согласно последним опубликованным данным ситуационного центра, в этом месяце в Таиланд прибыло 26’402 туриста, большинство из них — по программе «Test&Go». В прошлом году было зарегистрировано 416’160 иностранных прибытий. Большинство прибыли в рамках программы, стартовавшей 1 ноября и приостановленной 22 декабря.
Программа «песочница» для всех направлений, кроме Пхукета, была приостановлена 22 декабря, поскольку правительство пыталось контролировать всплеск заболеваемости и сдержать прибытие омикрон-варианта в страну.
Острова Самуй, Тау и Пханган в провинции Сураттхани, а также целые провинции Краби и Пхангнга добавлены к схеме «песочницы». Министр здравоохранения Анутин Чарнвиракул дал гарантию, что здоровье населения не будет поставлено под угрозу, заверил Тависилп.
«Министр здравоохранения подтвердил приоритет безопасности общественного здоровья», — сказал Тависилп. По словам представителя ситуационного центра, путешественники должны пользоваться только определённым транспортом и маршрутами и останавливаться в определённых гостиницах.
- Читайте: Таиланд открывает новые «песочницы» на островах с 11 января
- За предыдущие сутки в Таиланде зарегистрировано 7526 новых случаев заболевания Covid-19 и 19 летальных исходов, связанных с коронавирусом, сообщило в пятницу Министерство здравоохранения Таиланда.
Заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона Московской области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- об оценке регулирующего воздействия
- проекта закона Московской области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области»
В соответствии с Законом Московской области от 30.12.
2014 № 193/2014-ОЗ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Московской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности», постановлением Правительства Московской области от 13 ноября 2012 г. № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области» Министерство экономики Московской области (далее – уполномоченный орган) провело оценку регулирующего воздействия проекта закона Московской области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области» (далее – законопроект).
Разработчик законопроекта – Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности Московской областной Думы (далее – разработчик).
Оценка регулирующего воздействия законопроекта проведена уполномоченным органом по следующим направлениям.
1. Степень регулирующего воздействия законопроекта.
Законопроект имеет высокую степень регулирующего воздействия.
2. Характеристика существующей проблемы. Цель принятия законопроекта.
Согласно позиции разработчика законопроект разработан в целях обеспечения безопасности граждан и предотвращения негативного влияния слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, на их здоровье.
По статистике, за последние годы на потребительском рынке Российской Федерации произошел резкий рост продаж слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.
Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины.
Учитывая, что содержание кофеина в тонизирующих напитках обычно составляет верхний допустимый суточный уровень потребления (от 150 до 320 мг / л), при допустимом его потреблении 150 мг в сутки, и то, что выпуск тонизирующих напитков производится в упаковках объемом от 250 мл до 330 мл, не исключается возможность употребления тонизирующего напитка более одной упаковки в день, что может привести к негативному влиянию на здоровье детей, подростков, беременных и кормящих женщин, лиц, страдающих хроническими заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой систем, гипертонической болезнью и другими заболеваниями.
По информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека анализ наркологической ситуации указывает, что наблюдающийся рост потребления слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста.
Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателей преждевременной смерти населения. Слабоалкогольные напитки пользуются популярностью, подкрепляемой агрессивной рекламой, у молодежи. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации.
Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных тонизирующих напитков.
Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ в составе так называемых энергетических напитков в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов.
Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю.
Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.
- О вредном воздействии подобных напитков на психическое состояние детей и подростков говорят и факты, с которыми в последние годы все чаще сталкиваются работники правоохранительных органов.
- Так, по информации ГУ МВД России по Московской области в 2014 году на территории 19 муниципальных районов и городских округов Московской области зарегистрирован рост подростковой преступности.
- В связи с этим необходимость принятия законопроекта, ограничивающего на территории Московской области розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков, возникла из-за того, что основными потребителями тонизирующих напитков являются несовершеннолетние граждане.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 476-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие, общие технические условия» (далее – ГОСТ).
Согласно подпункту 5.4.1 пункта 5 ГОСТа маркирование потребительской тары проводят по ГОСТ Р 51074 с указанием фразы «Не рекомендуется лицам до 18 лет, старшего и пожилого возраста, больным гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, выраженным атеросклерозом, лицам, страдающим бессонницей, беременным и кормящим женщинам».
- Кроме того, в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
- Следовательно, употребление тонизирующих напитков может представлять опасность для здоровья граждан.
- Таким образом, можно сделать вывод, что проблема, на решение которой направлено предусмотренное законопроектом правовое регулирование, состоит в недостаточной защищенности граждан, в том числе несовершеннолетних, от негативного влияния слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на их здоровье.
- В связи с этим в сложившихся условиях актуальной задачей является создание правового механизма, направленного на охрану жизни и здоровья граждан от вредного воздействия слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.
- Принятие законопроекта будет способствовать снижению рисков для здоровья граждан, повышению качества жизни и ее продолжительности.
Цели вводимого правового регулирования соответствуют одному из основополагающих принципов охраны здоровья граждан, предусмотренному статьей 41 Конституцией Российской Федерации, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».
3. Содержание и область правового регулирования. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты новым правовым регулированием.
- Законопроектом предлагается установить:
- запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области;
- ограничения на розничную продажу безалкогольных напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних;
- ответственность за нарушение гражданами и юридическими лицами требований закона.
- Участниками общественных отношений, чьи интересы могут быть затронуты в результате принятия законопроекта, являются:
- граждане, в том числе несовершеннолетние, чьи права в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков могут быть нарушены;
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков.
4. Анализ предлагаемого правового регулирования, рисков и ограничений реализации законопроекта.
- Предложенным разработчиком законопроекта вариантом достижения целей является введение нового правового регулирования – установление ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.
- В рамках оценки регулирующего воздействия законопроекта уполномоченным органом проведен анализ предлагаемого правового регулирования.
- Статьей 3 законопроекта предусматривается введение полного запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.
Правовые основания для введения такого запрета установлены статьями 3 и 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Так, согласно абзацу второму пункта 5 статьи 16 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.
Вместе с тем уполномоченный орган отмечает, что предусмотренный законопроектом полный запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области может привести по информации Министерства финансов Московской области к возникновению выпадающих доходов бюджета Московской области в размере порядка 1 341,7 млн. рублей, а также к существенным издержкам субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.
- При анализе статьи 4 законопроекта, предусматривающей ограничения на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних, установлено следующее.
- Принимая во внимание положения Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие, общие технические условия» употребление тонизирующих напитков может повлечь причинение вреда здоровью несовершеннолетним гражданам.
- В настоящее время на федеральном уровне отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность в области оборота безалкогольных тонизирующих напитков.
- Согласно положениям пунктов «б», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями подпункта «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.
1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Следовательно, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, связанных с установлением ограничений на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним, в целях предотвращения их негативного воздействия на здоровье.
Целесообразность введение данных ограничений, по мнению уполномоченного органа, обоснована. Принятия законопроекта позволит защитить здоровье несовершеннолетних граждан «основных потребителей тонизирующих напитков».
Так как, установлено, что употребление несовершеннолетними гражданами данной продукции может вызвать проблемы с сердечно-сосудистой системой, бессонницей, утомлением, быстрым истощением ресурсов организма.
Кроме этого, потребителям тонизирующих напитков угрожает зависимость от них, приводящая к обострению скрытых психических заболеваний. Передозировка кофеина, содержащегося в напитках, может вызвать отравление, вплоть до летального исхода.
Статьей 5 законопроекта предусматривается, что граждане, должностные лица и юридические лица, нарушающие требования настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с Законом Московской области № 39/2013-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области». В связи с этим потребуется внесение соответствующих изменений в указанный Закон Московской области.
5. Анализ опыта субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации действуют нормативные правовые акты, ограничивающие розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков (Чеченская и Карачаево-Черкесская республики, Ставропольский, Краснодарский, Забайкальский края, Чукотский автономный округ, Рязанская, Владимирская, Ростовская, Курганская, Белгородская, Вологодская, Астраханская, Сахалинская области и др.).
В настоящее время разрабатываются подобные законопроекты и в других субъектах Российской Федерации.
Анализ опыта субъектов Российской Федерации по вопросам введения ограничений на розничную продажу слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков подтверждает необходимость введения на территории Московской области данных ограничений.
6. Замечания и предложения по проекту постановления.
По вопросу введения ограничений на продажу безалкогольных тонизирующих напитков на объектах спорта и на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с указанными объектами, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних следует отметить, что данная норма законопроекта содержит коррупциогенные факторы, так как содержит положения, способствующие субъективному рассмотрению спорных ситуаций по установлению запрета на розничную продажу безалкогольных тонизирующих напитков на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с объектами спорта.
7. Описание результатов проведенных публичных консультаций по законопроекту.
В процессе проведения оценки регулирующего воздействия в целях учета мнения субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности уполномоченным органом проведены публичные консультации по законопроекту.
Минэнерго РФ предлагает снять запрет на продажу слабоалкогольных напитков на АЗС
Это одна из предложенных Минэнерго РФ мер для сдерживания роста цен на топливо и поддержки заправочного бизнеса
Москва, 14 дек — ИА Neftegaz.RU. На АЗС в России может быть разрешена продажа слабоалкогольных напитков, включая пиво. Об этом 14 декабря 2021 г. сообщили Известия со ссылкой на проект доклада Минэнерго РФ о ситуации на рынке нефтепродуктов для правительства.
За счет такой меры Минэнерго РФ рассчитывает обеспечить поддержку автозаправочного бизнеса в условиях риска резкого подорожания бензина.
Минэнерго РФ видит риск того, что в начале 2022 г. розничные цены на автомобильный бензин вырастут на 2 руб./л (на 4% к нынешнему уровню).
Это связано с тем, что в рамках завершения налогового маневра, предполагающего постепенное обнуление пошлины к 2024 г., корректирующий коэффициент в формуле расчета экспортных пошлин на нефть снизится с 0,5 в 2021 г. до 0,333 в 2022 г.
Соответственно, снизятся экспортные пошлины на все нефтепродукты, рассчитываемые от экспортной пошлины на нефть.
При этом на 4% будут проиндексированы ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, а также увеличатся индикативные уровни оптовых цен в формуле демпфера, что снизит компенсационные выплаты по механизму нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ).
Соответственно, это приведет к росту цен в опте и снижению маржинальности АЗС. Минэнерго РФ уже выступало с предложением скорректировать параметры демпферного механизма, в частности, сохранить темп индексации индикативных уровней оптовых цен для расчета демпфера в 2022 г. на уровне 3% и увеличить для НПЗ компенсацию части разницы между ценой экспортного паритета и индикативным уровнем оптовой цены на автомобильный бензин с 68% до 90%. Эти меры включены в проект доклада Минэнерго в правительство. По оценкам министерства, совокупный экономический эффект для всех нефтяных компаний, владеющих НПЗ, будет положительным, а выпадающие доходы бюджета при цене нефти на уровне 80 долл. США/барр. могут составить 123 млрд руб./год. Также Минэнерго РФ предлагают еще ряд способов для сдерживания роста цен на топливо и поддержки заправочного бизнеса. Как отмечается в докладе, продажи слабоалкогольных напитков через магазины при АЗС в дневное время могут повысить маржинальность заправочных станций. По данным главы Российского топливного союза (РТС) Е. Аркуши, продажа спиртного может дополнительно принести АЗС 0,3-0,4 руб./1 л бензина.
Запрет на продажу слабоалкогольных напитков на российских АЗС были введен в 2012 г., с тех пор это ограничение несколько раз пытались снять, но этому активно препятствовал Минздрав РФ.
В 2016 г. с инициативой вернуть торговлю алкоголем на АЗС выступал Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) при поддержке РТС, их поддержало Минэкономразвития. В 2017 г. такой законопроект в Госдуму внес сенатор Г. Орденов, предлагавший снять запрет на торговлю напитками крепостью ниже 16,5%. Последний раз предложение об отмене запрета обсуждалось в 2020 г. Тогда Минпромторг РФ направлял в ФАС доклад о мероприятиях по содействию отраслям торговли и общепита, пострадавшим от пандемии коронавируса, включавший предложения по смягчению условий продажи алкоголя.
А. Чижевский
Источник : Neftegaz.RU
Рынок поддержал предложение разрешить продажу слабого алкоголя на АЗС
Производители пива и нефтяники поддержали инициативу Минэнерго по снятию запрета на продажу слабоалкогольных напитков на автозаправочных станциях (АЗС) в России.
«Мы поддерживаем предложение Минэнерго ввиду следующих причин», — заявил «Известиям» во вторник, 21 декабря, Ораз Дурдыев, директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании AB InBev Efes.
По его словам, во-первых, «магазины у дома и другие минимаркеты, где алкоголь продают беспрепятственно, ничем не отличаются от магазинов при АЗС, и зачастую они расположены в непосредственной близости от заправочных станций. Он отметил, что это делает запрет на продажу алкоголя на заправках «бессмысленным», а также «дискриминирует и сам продукт, и АЗС по отношению к другим точкам ритейла».
Такого же мнения придерживается и вице-президент «Лукойла» по стратегическому развитию Леонид Федун. Он заявил в интервью телеканалу «Россия 24», что поддерживает инициативу по снятию запрета на продажу слабоалкогольных напитков на автозаправках.
По его словам, возврат продаж слабоалкогольных напитков на АЗС благоприятно отразится на маржинальности заправок и позволит сгладить скачки цены бензина.Дурдыев заявил о важности учета того, то иногда магазины при АЗС могут быть «единственными цивилизованными торговыми точками, в которых население может приобрести качественную продукцию».
Отсутствие такой возможности может вынуждать потребителя «переключаться на суррогатный и крепкий алкоголь», посетовал он.
Он подчеркнул, что продажа слабоалкогольных напитков на АЗС — распространенная практика в странах Европы.
Так, торговля алкогольной продукцией на автозаправочных станциях разрешена полностью или частично в Дании, Латвии, Германии, Италии, Франции, где доходы от продажи сопутствующих товаров — продуктов питания, еды на вынос, напитков и пива — могут достигать 70–85% от общего дохода на заправке, в то время как в России эта доля составляет лишь около 20%.
«Ее рост влияет в том числе и на цену бензина, поэтому возвращение пива в магазины на АЗС может косвенно повлиять на сдерживание цен на топливо, а также стать мерой поддержки бизнеса и способствовать стабилизации его рентабельности», — сказал представитель AB InBev Efes.
«Кроме того, хотелось бы отметить, что между употреблением алкоголя и возможностью купить его на АЗС не существует причинно-следственной связи.
Так, например, количество ДТП, совершенных автомобилистами в состоянии алкогольного опьянения, после введения запрета в 2011 году не снизилось, а даже несколько возросло.
Если в 2011 году было совершено 12 252 ДТП в состоянии алкогольного опьянения, то в 2016 году — 15 136», — заключил собеседник.
Минэнерго предлагает вынести на обсуждение идею снятия запрета на продажу слабоалкогольных напитков на автозаправках, следует из проекта доклада ведомства в правительство, с которым ознакомились «Известия».
В частности, в документе Минэнерго предлагает Минпромторгу вновь вернуться «к рассмотрению законодательной инициативы по снятию запрета на реализацию в дневное время через магазины при АЗС слабоалкогольной продукции». Там указывается, что продажи спиртного могут улучшить маржинальность автозаправок.
В Минпромторге не предоставили официальный комментарий по этому вопросу. Источник «Известий» в ведомстве сказал, что министерство вернется к этой теме, если будет соответствующее поручение.В Минэнерго заявили, что в целом ведут «системную работу по поддержке экономики заправки топливом».
Снятие запрета на продажу спиртного на АЗС наряду с другими мерами позволит поддержать маржинальность АЗС в условиях риска резкого подорожания бензина сразу на 2 рубля в начале 2022 года, говорится в проекте доклада.
По оценкам представителей отрасли, реализация идеи может принести заправкам дополнительно 30–40 копеек с каждого литра топлива.
Впрочем, уровень алкоголизации россиян снижается, а с учетом развития торговли стимулов покупать пиво по пути довольно мало, указали эксперты.
К 2024 году рынок слабо- и безалкогольных напитков вырастет на 31%
На фоне пандемии доля слабо- и безалкогольных напитков на рынке алкоголя выросла до 3 процентов. По оценке аналитиков IWSR, к 2024 году объём этого сегмента увеличится на 31%.
В десяти ключевых странах (Австралия, Бразилия, Германия, Испания, Канада, Соединённое Королевство, США, Франция, ЮАР и Япония) потребление алкоголя сократилось в 2020 году примерно на 5% в сравнении с 2019-м, а потребление слабо- и безалкогольных напитков, хотя и лишь на 1%, но всё-таки выросло. Однако в разных странах ситуация была разной.
Так, в Германии, где и до пандемии безалкогольное пиво занимало прочные позиции, объём его сократился почти на 5% из-за закрытия баров и ресторанов. А в США, несмотря на все сложности, прирост слабо- и безалкогольного сегмента составил 30%.
На всех основных рынках сохранится тенденция к росту, а драйверами увеличения объёма станут Германия, США и Испания. Самый высокий прирост год к году в процентах может продемонстрировать ЮАР — 16% (это обусловлено эффектом низкой базы).
92% сегмента слабо- и безалкогольных напитков приходится на пиво и сидр. За последний год рост объёма этой категории составил всего 0,5%. Благодаря инвестициям крупных производителей потребители уже очень хорошо знакомы с такими напитками и считают их качественными продуктами. Но на рынок будут выходить всё больше малых и крафтовых производителей безалкогольного пива.
А вот безалкогольные спириты, которые составляют лишь 0,6% категории, за последний год показали прирост на 32,7% благодаря развитию интереса к домашним коктейлям. К 2024 году ожидается прирост на 14% за счёт появления новых продуктов и роста потребительского спроса.
Сегмент слабо- и безалкогольных готовых коктейлей вырос на 10,2%, в основном за счёт Японии, где растёт спрос на функциональные напитки. Слабо- и безалкогольное вино выросло на 4,9% благодаря заметному увеличению его продаж в США и Британии. Обе категории к 2024 году, по прогнозам аналитиков, вырастут на 7-8%.
При этом аналитики отмечают, что объём рынка безалкогольных версий традиционных алкогольных напитков за последний год вырос на 4,5%, а вот слабоалкогольных — сократился на 5,5%.
Снижение обусловлено неудачными результатами традиционных пивных слабоалкогольных брендов на самых объёмных рынках — в Германии и Испании объёмных рынках.
Однако потребители проявляют интерес к слабоалкогольным версиям коктейлей, виски, джина и других напитков.
Аналитики отмечают, что потребители больше стремятся не к отказу от алкоголя, а к умеренному его употреблению. 58% потребителей говорят, что выбирают безалкогольные напитки вместо алкогольных в одних и тех же ситуациях потребления. Только 14% потребителей безалкогольного пива и других напитков не пьют алкоголь вообще.
Безалкогольный сектор хорошо себя показал во время пандемии, в частности, потому, что такие напитки хорошо подходят для расслабленного домашнего потребления. К тому же для потребителей всё больше важен вкус, и они готовы платить за безалкогольное пиво и другие напитки столько же, сколько за обычные версии.