17 Декабря 2018
Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.
«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?
Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.
Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.
Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»
Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?
Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.
1. Контекст возраста и зрелости
Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?
Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.
Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.
К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.
К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.
С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.
Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».
С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.
Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.
Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.
Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.
Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно.
Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка
Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».
Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.
Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.
4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную
Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.
Особенности приучения к порядку
Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?
Есть 2 варианта объяснить это:
- В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
- У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.
Способы приучить ребенка к чистоте и порядку
- Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.
Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.
- До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.
- В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.
- В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.
- В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.
- С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.
- Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
- Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
- Родители платят.
- Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
- Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
- Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
- Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
- «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,
- «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,
- «Твои игрушки лежат на полу».
- Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.
А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?
Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.
Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.
Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.
16 советов, которые помогут родителям быстро и без скандалов приучить детей к порядку ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
Всем родителям приходится сталкиваться с такими проблемами, как нежелание ребенка наводить порядок после себя, кушать фрукты и овощи, вовремя ложиться спать и т. д. Нередко попытки «переломить» эти нехотения заканчиваются слезами и истерикой. В результате от этого страдают как взрослые, так и дети.
Однако такие неприятности можно избежать, прибегая к помощи психологии обратного, т. е. реверсивной психологии.
К примеру, запретить малышу есть «отвратительную» кашу вместо того, чтобы ее просто навязывать ему.
Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому, скорее всего, непривлекательная пища, в отличие от различных вкусняшек, станет одной из самых любимых блюд у маленького упрямца.
Именно такой подход предлагают многие пользователи Сети, которые сами с успехом его применяют в воспитании своих детей или же помнят, как это делали их родители.
“Ты все можешь сам!” – еврейское воспитание детей
Простые, но эффективные трюки
Несколько действенных советов помогут вам справиться с детским упрямством без криков и разборок. При этом помните, что сильно увлекаться такими методами не стоит: ведь это своего рода манипуляция. Их можно применять время от времени, и только в самых экстренных ситуациях:
- У моей мамы была подруга, которая клала овощи на свою тарелку, при этом не давала их детям. А когда они просили, чтобы та поделилась, она отвечала: «Это еда для взрослых. Но я все-таки дам вам чуть-чуть попробовать». Так ее дети выросли с любовью к овощам. В то время, как я сидела и часами смотрела на тарелку с морковкой, которую просто ненавидела.
- Одну из моих лучших подруг в детстве наказывали за плохое поведение, лишая не всяких вкусняшек, а салата. В результате она настолько полюбила это блюдо, что всегда старалась в школе съесть его как можно больше. Согласитесь, интересное совпадение: наказанием ее мужа в детстве было запрет на чтение, и эффект был похожий.
- Моя мама всегда разрешала мне съесть одну конфетку перед тем, как сесть за стол и съесть что-то горячее. Однако конфеты покупались те, которые я не любила. Через некоторое время я просто перестала их вовсе есть, и сразу же садилась за стол есть основное блюдо. Конечно, все это звучит безобидно, однако, мне пришлось страдать.
- Два раза в году я разрешаю своим детям есть и делать все, что их душа пожелает. Конечно, все заканчивалось тем, что они съедали целую гору вредной еды. Первые разы они так объедались, что просто рвали. Зато теперь они научились контролировать себя, стараясь выбирать только полезные лакомства вместо огромного количества вредных.
- Как-то мама предложила мне разыграть папу, чтобы он поверил, будто я еще сплю. Она попросила меня одеться, укрыться одеялом и притвориться спящей, а когда папа придет меня будить, я его «обману», ведь уже буду полностью одетой. Такая хитрость работала много лет, и я даже ни о чем не подозревала. Сейчас же я понимаю, что, применяя такой трюк, родители просто хотели, чтобы я безо всяких споров и скандалов спокойно и вовремя успевала одеться и собраться в школу.
- Мой отец частенько устраивал нам одну игру, в которой нужно было складывать и сортировать по цветам выстиранное белье. Выигрывал тот, кто успевал сложить больше всех вещей. При этом сам папа во всем этом не участвовал.
- Не знаю, можно ли отнести эту историю к реверсивной психологии, поскольку ее мера была принята от отчаяния и усталости. Как-то мы стояли в очереди в продуктовом магазине. И вдруг ребенок закатывает истерику, затем начинает кататься по полу. Я глядя на ytuj сверху вниз, спросила, а где же твоя мама, ее нужно срочно найти. Девочка была просто в шоке, ведь я то и была ее родной мамой. Однако это подействовало и истерика прекратилась, после чего мы просто обняли друг друга.
- Мой родной ребенок всячески отказывался убирать игрушки за собой, хотя всегда любил задания на время и очень любит соревноваться. Сначала я предложил ему убрать зеленые игрушки, причем, как можно быстрее. Затем, красные, желтые. В итоге за несколько минут комната была полностью убрана.
- Моя мама заставила меня выучить английский язык методом мотивации, сказав, что моя сестра знает его гораздо лучше.
- «Спорим, что у тебя не получится…» Все мои трое детей просто не переносят эту фразу, а просьба: «Собери свои игрушки» практически всегда встречается агрессией. Однако если сказать: «Я могу поспорить, что ты не сможешь убрать все за считанные минуты», провоцирует у них желание сделать это, причем, как можно быстрее. И в конце концов такая уборка завершается триумфальным заявлением: «Видишь, я же говорила тебе, что справлюсь!» Им только 5, 6 и 7,5 лет, и я прекрасно понимаю, что не смогу всегда применять этот метод для мотивации, но на данный момент это работает безотказно.
- В нашем доме была одна книга, которая всегда находилась под запретом. Родители говорили мне, что я смогу ее прочесть, если буду себя хорошо вести. Как-то мне пришлось остаться дома одной, и я, естественно, быстренько схватила ее. Буквально за один присест я прочла половину содержания. Оказывается, что это была история Египта какого-то века до н. е. Поэтому, поняла, что меня ловко провели.
- Мой сын был гиперактивным ребенком и всякий раз проказничал, убегал от меня вместо того, чтобы держаться за руку. Поэтому мне пришлось пойти на некоторые хитрости – я стала говорить ему, чтобы держался за меня, иначе меня украдут, и это сработало. Он стал чувствовать себя ответственно, не отпуская мою руку ни на минуту во время каждой прогулки.
- Не стоит просить ребенка сделать что-то одно, а лучше дайте ему возможность выбрать из двух или трех вещей. Когда приходит вечер и время ложиться спать, я всегда спрашиваю свою дочь, что ей сейчас хочется – собрать игрушки или лечь спать. Естественно, она выбирает сон. Детям младшего возраста это даже полезно, ведь они понимают, что с их мнением считаются.
- Когда папа просил меня выполнить какую-то работу, я с таким трудом это делал и старался как можно на дольше отложить эту задачу. Но когда вопрос вставал иначе: чтобы я хотел сделать помыть посуду или убраться во дворе, то я выбирал то, что мне больше по душе. И только спустя 20 лет он рассказал мне об этой хитрой уловке, о которой я даже и не подозревал. Сейчас я сам применяю эту методику воспитания для собственных детей, и она меня еще ни разу не подвела.
- Не совсем реверсивная психология – когда моему сыну было почти 4 года, он частенько без стука врывался в нашу спальню с самого утра. И здесь у меня уже не было выбора, приходилось вставать и занимать его чем-то или же отсылать в другую комнату, нагрузив каким-нибудь заданием. Ведь так хотелось еще хоть немножечко поспать. Одной и таких миссий было определить, какая из его ножек бежит быстрее. Поэтому сын весь в стараниях мотался туда-сюда по коридору, чтобы докопаться до истины.
- Приучение к горшку в 3-летнем возрасте – задача не из легких, а у меня так особенно. Мой упрямый сынишка ну ни в какую не хотел на него садиться. Но я нашла выход, надевая подгузник, говорю, что они для совсем маленьких. А давай ка мы наденем тебе подгузник для маленького мальчика. А в ответ слышу: «Я уже не маленький!». И тогда я отвечаю ему: «Большие мальчики уже давно все ходят на горшок». И вот, уже неделя, как мой ребенок на него садится без проблем и напрочь отказался от подгузников.
Почему дети кидают игрушки на пол
Оставить комментарийвоспитание дети порядок родители уборка
Памятка для родителей "Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине"
Памятка для родителей
«Как приучить ребенка к порядку и дисциплине»
Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит.
Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми.
Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку.
Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку. Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми.
Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.
Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила соблюдения порядка в доме.
ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим.
Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми… С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.
ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции.
Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.
- Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
- Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» — в коробку).
- Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).
НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия.
Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню.
А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.
ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять.
Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.
• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).
• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.
• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.
ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко.
Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:
- • не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
- • держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
- • избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
- • заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;
- • не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
- • в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного — и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
- ПРИНЦИП 5: Не торопиться.
Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы.
Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет).
Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется.
Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.
Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.
Возраст | Что может делать ребёнок | Как ему помочь |
С 1-го года |
|
Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять |
С 2 лет | ✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)✓ помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)
|
Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка |
С 4 лет |
|
У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой. |
С 7 лет |
|
Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа. |
С 12 лет | ✓ поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)✓ свою комнату убирать самостоятельно | Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику. |
Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.
Как приучить ребенка к порядку и не перестараться? — Азбука воспитания
Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям.
Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы.
Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности.
Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.
Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:
Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист.
Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.
Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий.
Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника.
Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.
Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.
С аккуратным человеком комфортно окружающим.
Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря).
Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.
Как помочь ребенку навести порядок
Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье.
Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место.
Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком.
Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:
— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день.
При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам.
Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;
— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит.
Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире.
Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;
— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;
- — определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;
- — организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;
- — ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;
— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне.
Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.
- Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:
- — убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;
- — сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;
- — перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;
— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.
Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.
И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра.
Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.
С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:
— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка.
Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие.
Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;
— определить вместе, что для вас и детей означает “чистая комната” и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;
— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.
Как не перегнуть палку
Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия.
Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия.
Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.
Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.
Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности.
Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные.
А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.
Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий.
Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать.
Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.
Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта.
В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать.
Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.
Лена Чарлин
Источник: http://letidor.ru/