Уроки воспитания: приучаем дошкольника к порядку

17 Декабря 2018

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.  

«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.

Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.

Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно.

Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».

Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.

Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

  • В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
  • У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

  1. Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.

    Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

    • До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.
    • В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.
    • В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.
    • В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.
    • С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.
  2. Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  3. Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  4. Родители платят.
  5. Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  6. Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  7. Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  8. Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  9. Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
    1. «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,
    2. «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,
    3. «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

  10. Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
  11. Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

16 советов, которые помогут родителям быстро и без скандалов приучить детей к порядку ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Всем родителям приходится сталкиваться с такими проблемами, как нежелание ребенка наводить порядок после себя, кушать фрукты и овощи, вовремя ложиться спать и т. д. Нередко попытки «переломить» эти нехотения заканчиваются слезами и истерикой. В результате от этого страдают как взрослые, так и дети.

Однако такие неприятности можно избежать, прибегая к помощи психологии обратного, т. е. реверсивной психологии.

К примеру, запретить малышу есть «отвратительную» кашу вместо того, чтобы ее просто навязывать ему.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому, скорее всего, непривлекательная пища, в отличие от различных вкусняшек, станет одной из самых любимых блюд у маленького упрямца.

Именно такой подход предлагают многие пользователи Сети, которые сами с успехом его применяют в воспитании своих детей или же помнят, как это делали их родители.

 “Ты все можешь сам!” – еврейское воспитание детей

Простые, но эффективные трюки

Несколько действенных советов помогут вам справиться с детским упрямством без криков и разборок. При этом помните, что сильно увлекаться такими методами не стоит: ведь это своего рода манипуляция. Их можно применять время от времени, и только в самых экстренных ситуациях:

  1. У моей мамы была подруга, которая клала овощи на свою тарелку, при этом не давала их детям. А когда они просили, чтобы та поделилась, она отвечала: «Это еда для взрослых. Но я все-таки дам вам чуть-чуть попробовать». Так ее дети выросли с любовью к овощам. В то время, как я сидела и часами смотрела на тарелку с морковкой, которую просто ненавидела.
  2. Одну из моих лучших подруг в детстве наказывали за плохое поведение, лишая не всяких вкусняшек, а салата. В результате она настолько полюбила это блюдо, что всегда старалась в школе съесть его как можно больше. Согласитесь, интересное совпадение: наказанием ее мужа в детстве было запрет на чтение, и эффект был похожий.
  3. Моя мама всегда разрешала мне съесть одну конфетку перед тем, как сесть за стол и съесть что-то горячее. Однако конфеты покупались те, которые я не любила. Через некоторое время я просто перестала их вовсе есть, и сразу же садилась за стол есть основное блюдо. Конечно, все это звучит безобидно, однако, мне пришлось страдать.
  4. Два раза в году я разрешаю своим детям есть и делать все, что их душа пожелает. Конечно, все заканчивалось тем, что они съедали целую гору вредной еды. Первые разы они так объедались, что просто рвали. Зато теперь они научились контролировать себя, стараясь выбирать только полезные лакомства вместо огромного количества вредных.
  5. Как-то мама предложила мне разыграть папу, чтобы он поверил, будто я еще сплю. Она попросила меня одеться, укрыться одеялом и притвориться спящей, а когда папа придет меня будить, я его «обману», ведь уже буду полностью одетой. Такая хитрость работала много лет, и я даже ни о чем не подозревала. Сейчас же я понимаю, что, применяя такой трюк, родители просто хотели, чтобы я безо всяких споров и скандалов спокойно и вовремя успевала одеться и собраться в школу.
  6. Мой отец частенько устраивал нам одну игру, в которой нужно было складывать и сортировать по цветам выстиранное белье. Выигрывал тот, кто успевал сложить больше всех вещей. При этом сам папа во всем этом не участвовал.
  7. Не знаю, можно ли отнести эту историю к реверсивной психологии, поскольку ее мера была принята от отчаяния и усталости. Как-то мы стояли в очереди в продуктовом магазине. И вдруг ребенок закатывает истерику, затем начинает кататься по полу. Я глядя на ytuj сверху вниз, спросила, а где же твоя мама, ее нужно срочно найти. Девочка была просто в шоке, ведь я то и была ее родной мамой. Однако это подействовало и истерика прекратилась, после чего мы просто обняли друг друга.
  8. Мой родной ребенок всячески отказывался убирать игрушки за собой, хотя всегда любил задания на время и очень любит соревноваться. Сначала я предложил ему убрать зеленые игрушки, причем, как можно быстрее. Затем, красные, желтые. В итоге за несколько минут комната была полностью убрана.
  9. Моя мама заставила меня выучить английский язык методом мотивации, сказав, что моя сестра знает его гораздо лучше.
  10. «Спорим, что у тебя не получится…» Все мои трое детей просто не переносят эту фразу, а просьба: «Собери свои игрушки» практически всегда встречается агрессией. Однако если сказать: «Я могу поспорить, что ты не сможешь убрать все за считанные минуты», провоцирует у них желание сделать это, причем, как можно быстрее. И в конце концов такая уборка завершается триумфальным заявлением: «Видишь, я же говорила тебе, что справлюсь!» Им только 5, 6 и 7,5 лет, и я прекрасно понимаю, что не смогу всегда применять этот метод для мотивации, но на данный момент это работает безотказно.
  11. В нашем доме была одна книга, которая всегда находилась под запретом. Родители говорили мне, что я смогу ее прочесть, если буду себя хорошо вести. Как-то мне пришлось остаться дома одной, и я, естественно, быстренько схватила ее. Буквально за один присест я прочла половину содержания. Оказывается, что это была история Египта какого-то века до н. е. Поэтому, поняла, что меня ловко провели.
  12. Мой сын был гиперактивным ребенком и всякий раз проказничал, убегал от меня вместо того, чтобы держаться за руку. Поэтому мне пришлось пойти на некоторые хитрости – я стала говорить ему, чтобы держался за меня, иначе меня украдут, и это сработало. Он стал чувствовать себя ответственно, не отпуская мою руку ни на минуту во время каждой прогулки.
  13. Не стоит просить ребенка сделать что-то одно, а лучше дайте ему возможность выбрать из двух или трех вещей. Когда приходит вечер и время ложиться спать, я всегда спрашиваю свою дочь, что ей сейчас хочется – собрать игрушки или лечь спать. Естественно, она выбирает сон. Детям младшего возраста это даже полезно, ведь они понимают, что с их мнением считаются.
  14. Когда папа просил меня выполнить какую-то работу, я с таким трудом это делал и старался как можно на дольше отложить эту задачу. Но когда вопрос вставал иначе: чтобы я хотел сделать помыть посуду или убраться во дворе, то я выбирал то, что мне больше по душе. И только спустя 20 лет он рассказал мне об этой хитрой уловке, о которой я даже и не подозревал. Сейчас я сам применяю эту методику воспитания для собственных детей, и она меня еще ни разу не подвела.
  15. Не совсем реверсивная психология – когда моему сыну было почти 4 года, он частенько без стука врывался в нашу спальню с самого утра. И здесь у меня уже не было выбора, приходилось вставать и занимать его чем-то или же отсылать в другую комнату, нагрузив каким-нибудь заданием. Ведь так хотелось еще хоть немножечко поспать. Одной и таких миссий было определить, какая из его ножек бежит быстрее. Поэтому сын весь в стараниях мотался туда-сюда по коридору, чтобы докопаться до истины.
  16. Приучение к горшку в 3-летнем возрасте – задача не из легких, а у меня так особенно. Мой упрямый сынишка ну ни в какую не хотел на него садиться. Но я нашла выход, надевая подгузник, говорю, что они для совсем маленьких. А давай ка мы наденем тебе подгузник для маленького мальчика. А в ответ слышу: «Я уже не маленький!». И тогда я отвечаю ему: «Большие мальчики уже давно все ходят на горшок». И вот, уже неделя, как мой ребенок на него садится без проблем и напрочь отказался от подгузников.

 Почему дети кидают игрушки на пол

Оставить комментарийвоспитание дети порядок родители уборка

Памятка для родителей "Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине"

Памятка для родителей

«Как приучить ребенка к порядку и дисциплине»

Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит.

Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми.

Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку.

Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку. Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми.

Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила соблюдения порядка в доме.

ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим.

Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми… С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции.

Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.     

  • Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».
  • Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» — в коробку).
  • Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).

НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ.  Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия.

Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню.

А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять.

Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.

• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).

• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.

• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко.

Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

  1. • не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);
  2. • держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;
  3. • избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;
  4. • заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;
  5. • не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;
  6. • в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного — и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).
  7. ПРИНЦИП 5: Не торопиться.

Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы.

Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет).

Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется.

Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.

Возраст Что может делать ребёнок Как ему помочь
С 1-го года
  • ✓ собирать разбросанные игрушки
  • ✓ складывать в стопку книги и журналы
  • ✓ самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки
  • ✓ разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик)
  • ✓ вешать курточку на крючок после прогулки
Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять
С 2 лет ✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)✓ помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)

  1. ✓ мыть за собой тарелку и чашку
  2. ✓ вытирать пыль специальной тряпочкой
  3. ✓ поливать комнатные цветы
  4. ✓ выносить за собой горшок
Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка
С 4 лет
  • ✓ раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю)
  • ✓ стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики
  • ✓ пылесосить и простирать с помощью швабры пол
У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.
С 7 лет
  1. ✓ иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)
  2. ✓ самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)
  3. ✓ уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)
Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.
С 12 лет ✓ поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)✓ свою комнату убирать самостоятельно Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться? — Азбука воспитания

Акку­рат­ность редко бывает врож­ден­ной чер­той харак­тера, ско­рее, это при­об­ре­тен­ное каче­ство. Когда в доме есть актив­ные, много игра­ю­щие дети, бывает трудно под­дер­жи­вать без­упреч­ную чистоту. И в то же время упо­ря­до­чен­ный мир нужен детям.

Пред­став­ле­ние о порядке мно­гие берут из семьи, но, даже если роди­тели напра­вят все силы на то, чтобы дети были чисто­плот­ными, нет гаран­тии, что они обя­за­тельно ста­нут собран­ными и педан­тич­ными. Играет роль тем­пе­ра­мент, осо­бен­но­сти харак­тера, воз­раст­ные кри­зисы.

Взрос­лые ста­ра­ются научить детей быть вни­ма­тель­ными к внеш­нему виду, порядку в ком­нате и общей орга­ни­зо­ван­но­сти.

Но не менее важно подойти к вос­пи­та­нию акку­рат­но­сти так, чтобы стрем­ле­ние к чистоте не пре­вра­ти­лось в одер­жи­мость и не ока­зы­ва­лось боль­ной темой как для стар­ших чле­нов семьи, так и для младших.

Объ­яс­нить ребенку, для чего нужен поря­док в делах и вещах – задача не из лег­ких. Дети не любят нота­ции, а при­чины, кото­рые имеют зна­че­ние для взрос­лых, могут не сра­ба­ты­вать с детьми. Поэтому в каж­дом инди­ви­ду­аль­ном слу­чае нужно почув­ство­вать, какая моти­ва­ция может сработать:

Поря­док – это удобно. Когда ничего не забы­ва­ешь, а нуж­ные вещи нахо­дятся на своих местах. Под­ска­жите ребенку, что важ­ный номер теле­фона не поте­ря­ется, если его запи­сать не на клочке бумаги, а зане­сти в запис­ную книжку или теле­фон­ный кон­такт-лист.

Купите несколько папок с раз­де­ли­те­лями, в кото­рых можно хра­нить худо­же­ствен­ные работы, и пусть во время сле­ду­ю­щего при­езда бабушки с дедуш­кой ребе­нок про­де­мон­стри­рует им свои рисунки, а вы пора­ду­е­тесь вслух: как удобно пока­зы­вать гостям аль­бом, в кото­ром рисунки хра­нятся аккуратно.

Поря­док – это необ­хо­димо. В учебе акку­рат­ность при­го­жда­ется при уме­нии писать в про­пи­сях, обво­дить по пунк­тиру, про­ве­рять ошибки в дик­танте и при выпол­не­нии мно­гих дру­гих зада­ний.

Похва­лите малыша за то, что не зашел за кон­тур, рас­кра­ши­вая кар­тинку, а школь­ника – за то, что обо­шелся без пома­рок, пере­пи­сы­вая упраж­не­ние из учеб­ника.

Полу­чив хоро­шую оценку за акку­рат­ное выпол­не­ние работы или услы­шав учи­тель­скую похвалу за кра­си­вый почерк, дети про­чув­ствуют всю важ­ность тща­тель­ного подхода.

Поря­док – это при­ятно. Отлич­ная моти­ва­ция для детей – это гости-сверст­ники, кото­рых им нра­вится при­гла­шать в свою чистую ком­нату. Пусть ваш дом будет открыт для дру­зей, и тогда детям будет в удо­воль­ствие наво­дить поря­док перед их визитом.

С акку­рат­ным чело­ве­ком ком­фортно окру­жа­ю­щим.

При­ятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забы­вает, во сколько нужно прийти на дру­же­скую встречу и не устра­и­вает бес­по­ря­док на тер­ри­то­рии, кото­рую делит с дру­гими (напри­мер, за школь­ной пар­той или в общей ком­нате лет­него лагеря).

Может быть, вы вспом­ните, как недавно при­шлось про­пу­стить начало мульт­фильма в кино­те­атре, а затем, изви­ня­ясь, про­би­раться через поло­вину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не пове­шен­ные на при­выч­ный крю­чок, а почему-то ока­зав­ши­еся в варежке. Или в вашем семей­ном опыте най­дется дру­гая похо­жая исто­рия. Ино­гда детям необ­хо­димо уви­деть минусы от невни­ма­тель­ного отно­ше­ния к вещам, ко вре­мени или к порядку, чтобы в буду­щем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку наве­сти порядок

Роди­тели могут быть удив­лены тому, что у детей суще­ствует соб­ствен­ное пред­став­ле­ние о порядке, кото­рое отли­ча­ется от задан­ного в семье.

Одна­жды зна­ко­мая при­зна­лась, что ее вось­ми­лет­ний сын, у кото­рого талант – захлам­лять про­стран­ство вокруг себя, во время семей­ного путе­ше­ствия и про­жи­ва­ния в отеле уби­рал вещи на место.

Когда его спро­сили, почему дома он не делает то же самое, ребе­нок отве­тил, что ему нра­вится, что в отеле мало лиш­него, поэтому не хочется загро­мож­дать кра­си­вый номер бес­по­ряд­ком.

Это откро­ве­ние стало для роди­те­лей пово­дом поду­мать, что, воз­можно, в домаш­ней дет­ской ком­нате слиш­ком много вещей. Так было при­нято реше­ние избав­ляться от лиш­него. Если похо­жая про­блема суще­ствует и в вашем доме, нужно про­сто с чего-то начать:

— вме­сте с ребен­ком раз­де­лить ком­нату на квад­раты и уби­рать по квад­рату в день.

При таком спо­собе боль­шое зада­ние, кото­рое сна­чала пред­став­ля­ется невы­пол­ни­мым, раз­би­ва­ется на малень­кие, и их удобно делать по шагам.

Помо­гите ребенку в начале пути: пока­жите, куда сло­жить машинки, а куда мяг­кие игрушки, рас­сор­ти­руйте несколько пред­ме­тов вме­сте, а затем оставьте малыша закан­чи­вать дело;

— пред­ло­жить детям укра­сить ком­нату по их вкусу: с боль­шей охо­той они будут под­дер­жи­вать поря­док в ком­нате, если им будет нра­виться, как она выгля­дит.

Также важно, чтобы дети чув­ство­вали, что это их тер­ри­то­рия, даже если речь идет не о целой ком­нате, а об игро­вом или твор­че­ском уголке в квар­тире.

При­зна­вая ответ­ствен­ность за поря­док в своем уголке, дети могут орга­ни­зо­вать хра­не­ние вещей по сво­ему вкусу, а не только так, как под­ска­жут взрослые;

— отка­заться от боль­шого коли­че­ства игру­шек. Скоп­ле­ние маши­нок, кукол и раз­ных мело­чей обычно и явля­ется глав­ной при­чи­ной хаоса в доме. Если сокра­тить общее коли­че­ство поку­па­е­мых игру­шек не уда­ется, дого­во­ри­тесь о том, чтобы дер­жать на виду лишь часть игру­шек, а осталь­ные уби­рать на антре­соли или бал­кон, пери­о­ди­че­ски меняя их местами;

  • — опре­де­лить для каж­дой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ори­ен­тир – что и куда класть, роди­тели могут сфо­то­гра­фи­ро­вать ком­нату с пра­вильно раз­ло­жен­ными вещами и пове­сить фото на стену;
  • — орга­ни­зо­вать про­стран­ство так, чтобы уборка была про­стой, а вещи можно было легко найти. Исполь­зуйте кон­тей­неры с понят­ными ребенку над­пи­сями или наклей­ками, папки с фай­лами для школь­ных бумаг, пере­го­родки для нос­ков и белья, чтобы они были сло­жены отдельно и акку­ратно, а также ящики для стро­и­тель­ных инстру­мен­тов с про­зрач­ными отсе­ками, в кото­рых удобно хра­нить мел­кие детали конструкторов;
  • — вве­сти еже­днев­ные обя­зан­но­сти, кото­рые ста­нут дет­ским вкла­дом в наве­де­ние домаш­него порядка. Раз­ре­шите детям выби­рать из пред­ло­жен­ных обя­зан­но­стей те, с кото­рыми они будут лучше, по их мне­нию, справляться;

— при­бе­гать к помощи элек­трон­ных устройств и нагляд­ных помощ­ни­ков: мар­кер­ных досок, ярких сти­ке­ров, кален­да­рей, орга­най­зе­ров в ком­пью­тере или теле­фоне.

Под­ска­жите, что опо­ве­ще­ния в теле­фон­ном кален­даре помо­гут не забыть о днях рож­де­ния дру­зей и род­ствен­ни­ков, сти­керы удобно исполь­зо­вать как тек­сто­вые закладки-напо­ми­на­ния в кни­гах, учеб­ни­ках или днев­нике, а на доске можно напи­сать рас­по­ря­док дня или спи­сок дел и зада­ний кото­рые необ­хо­димо сделать.

  1. Также можно посте­пенно научить детей неко­то­рым при­е­мам, бла­го­даря кото­рым под­дер­жи­вать поря­док будет не так утомительно:
  2. — уби­рать по пути, класть на место то, что взял, закры­вать то, что открыл, уро­нен­ную вещь под­ни­мать с пола, а сня­тую с вешалки форму вешать обратно после учеб­ного дня;
  3. — сде­лать тра­ди­цией еже­ве­чер­ние пять минут лег­кой уборки перед сном, чтобы утром было при­ятно захо­дить в комнату;
  4. — перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, кото­рую только что закончил;

— начи­нать уборку с того, что больше нра­вится. Напри­мер, сна­чала рас­ста­вить музы­каль­ные диски, а потом разо­браться с одеж­дой и т.д.

Часто уме­ние орга­ни­зо­вать свой быт удоб­ным обра­зом пере­хо­дит от роди­те­лей. У ребенка с дет­ства впе­ча­ты­ва­ется в под­со­зна­ние то, что вы после подъ­ема заправ­ля­ете постель, а перед сном уби­ра­ете мелочи, остав­лен­ные на поверх­но­стях мебели. Или дети видят, что роди­тели еже­дневно при­ни­мают душ, и вос­при­ни­мают эту при­вычку как есте­ствен­ную и для них тоже.

И хотя поло­жи­тель­ный при­мер – это все­гда пер­вый шаг, бывает, что и про­стые пра­вила дети отка­зы­ва­ются соблю­дать, про­сто потому что это им неин­те­ресно. С малы­шами в таком слу­чае сра­ба­ты­вает выдумка и игра.

Тогда чистка зубов по тай­меру пре­вра­ща­ется в борьбу с мик­ро­бами, кото­рых раз­но­цвет­ная щетка выго­няет за две минуты, а уборка игру­шек ста­но­вится сорев­но­ва­нием: кто полу­чит больше очков, метко забро­сив мяг­ких зай­цев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно при­дер­жи­ваться сле­ду­ю­щих стратегий:

— сохра­нять непри­нуж­ден­ное отно­ше­ние к наве­де­нию порядка.

Если дети видят, что роди­тели взды­хают и долго соби­ра­ются с силами, прежде чем про­пы­ле­со­сить ком­нату, то и они будут вос­при­ни­мать уборку как мучи­тель­ное меро­при­я­тие.

Поэтому под­дер­жа­ние порядка в доме лучше вос­при­ни­мать как часть семей­ной жизни – такую же есте­ствен­ную, как покупка про­дук­тов или тра­ди­ци­он­ный поход в кино по выходным;

— опре­де­лить вме­сте, что для вас и детей озна­чает “чистая ком­ната” и попро­сить их при­дер­жи­ваться этого списка. Он, напри­мер, может состо­ять из сле­ду­ю­щих пунк­тов: заправ­лен­ная постель, акку­ратно сло­жен­ная одежда, чистый пись­мен­ный стол;

— про­сить детей не про­сто выпол­нить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рас­сор­ти­ро­вать одежду по цвету для буду­щей стирки. Так они, во-пер­вых, учатся от взрос­лых, как именно наво­дить поря­док, а во-вто­рых, чув­ствуют вза­им­ную вовле­чен­ность в общее дело.

Как не пере­гнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из чле­нов семьи акку­рат­ность – навяз­чи­вая идея. В этом слу­чае уборка висит над осталь­ными домо­чад­цами дамо­кло­вым мечом. Пси­хо­логи счи­тают, что одна из при­чин чрез­мер­ного вни­ма­ния к чистоте и порядку – неуве­рен­ность в себе и жела­ние защи­титься физи­че­ским поряд­ком от любого внеш­него воз­дей­ствия.

Для таких людей харак­терна повы­шен­ная раз­дра­жи­тель­ность из-за неза­кры­того тюбика зуб­ной пасты или чашки, постав­лен­ной не на ту полку. Уста­нав­ли­вая пра­вила чистого дома, необ­хо­димо пом­нить о том, что поря­док – хотя и важ­ная, но все-таки не глав­ная состав­ля­ю­щая семей­ного уюта и бла­го­по­лу­чия.

Должно оста­ваться и сво­бод­ное время и радость от того, что в домаш­ней обста­новке можно расслабиться.

Когда роди­тели при­ме­няют авто­ри­тар­ный под­ход и ста­вят поря­док глав­ной целью, устра­и­вая еже­не­дель­ные гене­раль­ные уборки, кон­тро­ли­руя мель­чай­шую деталь и со вздо­хом вме­ши­ва­ясь в то, что, по их мне­нию, у ребенка полу­ча­ется плохо, дети начи­нают сопро­тив­ляться и демон­стра­тивно отка­зы­ваться от уборки. Так они выра­жают про­тест про­тив жест­кого кон­троля и давления.

Луч­ший вари­ант — при­дер­жи­ваться золо­той сере­дины. Не быть дик­та­то­ром, про­ве­ря­ю­щим паль­цем пылинки на книж­ном шкафу, но и не оста­ваться рав­но­душ­ным к дет­ской акку­рат­но­сти.

Можно с пони­ма­нием отне­стись к тому, что у ребенка была слож­ная школь­ная неделя, и не загру­жать его пору­че­ни­ями в выход­ные.

А можно спо­койно напо­ми­нать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школь­ный рюк­зак, при­го­то­вил одежду на утро – все в порядке есте­ствен­ных просьб, кото­рые вы озву­чи­ва­ете детям и на кото­рые отзы­ва­е­тесь сами.

Мно­гие дети не желают зани­маться убор­кой из-за того, что ста­вят в при­о­ри­тет массу дру­гих инте­рес­ных вещей: ком­пью­тер, дру­зей, книги, про­гулки. В таких слу­чаях неко­то­рые роди­тели при­ме­няют метод послед­ствий.

Напри­мер, дого­ва­ри­ва­ются, что, пока пись­мен­ный стол не будет очи­щен от ско­пив­шихся бумаг, на ком­пью­тере играть нельзя. С одной сто­роны, может пока­заться, что это уль­ти­ма­тум, про­тив кото­рого ребе­нок может вос­стать.

Но с дру­гой сто­роны, дети – члены семьи, в кото­рой каж­дый своим малым вкла­дом обес­пе­чи­вает общий ком­форт. Важно, чтобы они осо­зна­вали это с малых лет.

Выбор – быть акку­рат­ными или нет – дети делают сами. Ино­гда глядя на роди­те­лей и беря с них при­мер (мама перед при­хо­дом гостей застав­ляла про­ти­рать посуду до блеска, ско­рее всего, и дочь будет наво­дить лоск перед визи­том дру­зей). Часто дети сами дорас­тают до пони­ма­ния того, что поря­док – сино­ним ком­форта.

В неко­то­рых счаст­ли­вых слу­чаях акку­рат­ность – про­сто черта харак­тера. Но пока дети малень­кие, роди­тели под­ска­зы­вают, как стре­миться к акку­рат­но­сти, и это луч­шее, что они могут сде­лать.

Есть веро­ят­ность, что дети все-таки возь­мут дан­ные советы на воору­же­ние, когда в буду­щем сами ста­нут хозя­е­вами соб­ствен­ного дома.

Лена Чарлин

Источ­ник: http://letidor.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]