Социальные нормы прививаются с детства

Понимание нравственности необходимо нам для принятия решений в повседневной жизни. Моральные нормы познает человек с раннего детства. Следуя им, ребенок может сформировать хорошие манеры или положительные свойства характера. Если в семье не уделяется внимание развитию личностных качеств ребенка, то в будущем человека ожидают непростые испытания.

Социальные нормы прививаются с детства

Воспитание в ребенке нравственных ценностей

Основные способы развития нравственности в раннем возрасте:

  • Маленькие дети очень охотно подражают взрослым буквально во всем. Следуя вашему примеру, они с легкостью усваивают как плохое, так и хорошее. Из этого следует, что бесполезно практиковать нравоучения. Проявите ответственность, твердость характера, нежность, любовь. И они ответят вам взаимностью.
  • Похвала ребенка за добрые поступки окажет на него позитивное влияние. Особенно, если это делать в присутствии всей семьи. Это повысит его самооценку и уверенность в себе.
  • Примеры и истории из книг являются авторитетными для малышей. Хорошо делиться своим опытом. Ребенок быстрее поймет о разнообразии моральных качеств.
  • На практике покажите, как можно помочь тому, что попал в трудную ситуацию. Вежливое общение с окружающими также является хорошим уроком для малыша. Умение не быть «выскочкой» или «хвастунишкой» также ценится в хорошем обществе.
  • Общаться с ребенком следует на простом и понятном языке. Используйте примеры из вашей совместной жизни. Так он быстрее поймет, что от него хотят взрослые.
  • Информационный поток нужно тщательно дозировать. СМИ приносят как положительный, так и отрицательный опыт. При правильном подходе, ребенку можно преподнести полезные знания о нравственных ценностях. Учитывайте возраст ребенка. Чем он меньше, тем реже привлекайте малыша в интернет-ресурсам. Более старшим детям можно демонстрировать фильмы или статьи духовного содержания.

Социальные нормы прививаются с детства

Моральные ценности для ребенка

Развивая духовные качества с детства, ребенок усваивает их на всю жизнь. Они:

  • помогают формировать правильные стандарты социального поведения. И этому способствует, в первую очередь семья, в которой живет ребенок;
  • дают возможность приобрести положительные черты характера: уважение к старшим, доброта к младшим, сострадание к слабым и другие.
  • научат ребенка отличать хорошее от плохого. Поможет объективно судить о многообразии окружающего мира.
  • формируют у малыша взгляды и убеждения по разным аспектам жизни.
  • дают ребенку уверенность в себе и помогают в трудных ситуациях.
  • позволяют маленьким детям направить свою энергию в нужное русло.
  • служат неким ориентиром и во время вхождения в подростковый возраст, помогает избежать негатива, идущего отовсюду: сверстники, социальные сети.

Социальные нормы прививаются с детства

Духовные ценности

Рассмотрим ценности, которые хорошие родители прививают своим детям.

  1. Признательность – это готовность выражать свою благодарность за все, что есть у вас. Научите малыша быть благодарить вас за то, что он имеет в жизни.
  2. Правдивость. Из книг дети узнают, что надо быть честным. Объясните ему, что развить это чувство можно, если быть честным с родителями и учителями. Объясните, что надо уметь признавать свои ошибки, и не стараться их скрывать.
  3. Забота о других. Проявить заботу просто. Нужно чем-либо поделиться с другом. Ребенок должен уяснить, как это важно. Научите его делиться вещами, которые стали не нужны ему самому. Например, погремушками, которыми он уже не играет в силу возраста.
  4. Сожаление – это способность человека поставить себя на место другого. Для этого проявите к нему самому нежность, когда это потребуется. Внимательно выслушайте и поддержите малыша. Вселяйте в него надежду и поддержите, если ему трудно справиться с какой-то проблемой.
  5. Жалость – это любовь и забота, которые человек проявляет по отношению к близким. Развивая это чувство, ребенку будет проще устанавливать взаимоотношения с другими.
  6. Партнерство. Сотрудничать и быть партнером при достижении целей, это полезное качество для будущего. В семье тоже применимо партнерство. Это выполнение домашних дел. Такие элементарные навыки научат ребенка думать не только о себе.
  7. Почитание. С раннего детства ребенок должен уважать людей. Когда он вырастает, почитание и уважение становится основным моментом к развитию полноценных социальных отношений.
  8. Вежливое обращение в транспорте или кафе. Покажите пример своему ребенку.
  9. Единство – это составляющая часть справедливости. Ребенок должен быть убежден, что люди наделены равными возможностями. Позвольте ему дружить с детьми разного социального статуса. Так он поймет, каково единство в действии.
  10. Объективность поможет ребенку судить о несправедливости некоторых деяний. Например, установите в семье единое время отхода ко сну для всех детей. И объясните малышу, что взрослые могут ложиться чуть позже, так как у них остались незавершенные дела по дому.
  11. Смелость говорит о готовности к сложным задачам. Смелый ребенок может совершать непростые поступки. Например, став свидетелем несправедливой ситуации, он рассказал вам о случившемся. С гордостью похвалите малыша.
  12. Одобрение – это принятие точки зрения другого человека. Этот навык расширяет кругозор и помогает по-другому взглянуть на сложившуюся ситуацию. Например, если дети не могут о чем-либо договориться, посоветуйте им выслушать друг друга. Возможно, после этого многое прояснится, и они придут к общему решению вопроса.
  13. Великодушие. Это ценное качество имеет большое значение для воспитания доброго и социально ответственного человека. Добрый ребенок будет уделять время и помогать своим друзьям, не требуя что-то взамен. Поощряйте его, если он протянул руку помощи слабому. Это посильно каждому, но способен сильнейший.
  14. Надежность формируется в семье с малых лет. Поручайте ребенку помыть посуду или накрыть на стол. Обязательно доверяйте ребенку обязанности, посильные возрасту. Даже простое соблюдение режима дня и отдыха является лучшим способом научиться ответственности. Такое качество помогает успешно учиться в школе. Хвалите его за выполнение поставленных задач.
  15. Упорство требуется применять для достижения поставленных целей. Для того, чтобы ребенок научился преодолевать препятствия, нужно практиковаться ежедневно. К примеру, получив в школе плохую оценку, дайте ребенку возможность исправить ее на лучшую. Только мотивируйте продолжать работать над ошибками до тех пор, пока ситуация не исправится. Поддерживайте ребенка, если он проявляет настойчивость и упорство.
  16. Самообладание – это такое качество, которое дает ребенку возможность быть хозяином своих мыслей, поступков, действий. Если он знает, что себя нужно контролировать, он не совершает необдуманных поступков. Неплохо, если вы сами покажете ему пример самоконтроля.

Социальные нормы прививаются с детства

Задачей родителей является формирование у него правильного отношения к разным ситуациям.

Так ребенок станет морально устойчивым человеком. И начинать надо как можно раньше.

Это непростое занятие, но в итоге вы получите человека с высокой гражданской позицией.

Оставить комментарийдуховность моральные ценностиСоциальные нормы прививаются с детства

Социальные нормы поведения человека в обществе: понятие и виды социальных норм и правил

Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.

Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.

Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён. 

По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.

Признаки социальных норм

Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:

  • является общим для всех членов общества,
  • направлено на регулирование общественных отношений,
  • имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
  • возникло в процессе исторического развития,
  • действует непрерывно,
  • соответствует типу культуры и социальному устройству общества.

Виды социальных норм

Все социальные нормы можно разделить на следующие группы: 

Социальные нормы прививаются с детства

Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.

Обычаи, ритуалы, традиции

Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью.

Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.

 

Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре.

Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм.

Читайте также:  Черника борется со склерозом

Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте. 

Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой.

Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры.

Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая. 

Социальные нормы прививаются с детства

Нормы морали

Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества одобре и зле, справедливости и несправедливости.

Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.

При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя. 

Нормы права

Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ. 

В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм. 

Религиозные нормы

Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной.

Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм.

В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.

Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса

Эстетические нормы

Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены. 

Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.

Корпоративные нормы

Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников. 

Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.

Формы социальных норм

Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.

Социальные нормы прививаются с детства

По способу закрепления социальные нормы делятся на: 

  • устные (нормы обычаев и морали);
  • письменные (правовые и корпоративные нормы).

Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное. 

По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:

  • межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
  • групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
  • национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
  • общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться). 

 Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:

  • рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
  • побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
  • повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
  • запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).

По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.

Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению. 

Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.

Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением. 

Функции социальных норм

Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:

  1. Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
  • Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
  • Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
  • Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
  1. Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
  1. Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания. 

Усвоение социальных норм и правил в дошкольном возрасте

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Килэчэк»ЕМР РТ

Социальные нормы прививаются с детства

Из опыта работы воспитателя Кузёминой А.В.

  • Усвоение социальных норм и правил
  • в дошкольном возрасте.
  • «На человека надо учиться всю жизнь»
  • /Сухомлинский/

«Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить» — писал А.С.Макаренко. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранных людей.

Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Цели и задачи курса:

  • Формирование представлений детей о гармоничной личности.
  • Формирование у детей адекватных форм поведения;
  • Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).
  • Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  • Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
  • Научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.
  • Способствовать развитию у детей толерантности к людям, независимо от социального происхождения, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и др.)
  • Коррекция поведения в коллективе;
  • Обучение приемам релаксации;
  • Развитие способности к эмпатии;
  • Воспитание любви и уважения к старшим;
  • Воспитание уверенности в себе;
  • Воспитывать личность ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.
  • Воспитывать бережное отношение к культурным ценностям и родному языку.

Культура поведения предполагает такое поведение человека, которое основано на принятии и выполнении социальных норм. Период дошкольного детства является нами наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально-значимых качеств личности.

Ребенок-дошкольник начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе. Необходимость специальных занятий по своевременному формированию «оценки себя» актуальна в этом возрасте.

Читайте также:  Мед из одуванчиков: полезные свойства, вред и как принимать

Эти занятия способствуют полноценному развитию личности ребенка посредством самовыражения.

Мне кажется работа по усвоению дошкольниками социальных норм и правил очень нужная и важная, ведь все мы хотим видеть своих детей чуткими, вежливыми и добрыми, умеющими не только отстоять себя, но могущими защитить слабого, оказать помощь старому человеку, не пройти мимо чужой боли и горя, умеющего прощать. И мы в этой работе должны помогать друг другу и дополнять друг друга. Воспитывать не моралями и приказом, а нашим постоянным положительным примером.

Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования.

Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы).

Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них).

Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения.

Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления).

Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления. Ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций)

Центральное место в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевые действия воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах.

В игре дети взаимодействуют не только как персонажи. Но и как реальные личности, и такое взаимодействие способствует усвоению ими норм и правил.

Наблюдая за тем, какие сюжеты выбирают дети, какие правила пытаются отстоять в игре, в каких формах протекает общение детей, воспитатель может определить успешность процесса освоения норм в каждом конкретном случае.

При этом необходимо отметить, что возможности детей действовать в соответствии с этическими нормами в качестве игрового персонажа несколько опережает их возможности поступать так в реальном поведении.

Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения у дошкольников играет взрослый. Поведение значимых взрослых (сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели) выступает перед ним как образец для подражания.

Поэтому соблюдение норм и правил ребенком непосредственно зависит от того, насколько последовательно сами взрослые поддерживают их. Нормы и правила следует формулировать в четком и доступном для дошкольников виде. Важно, чтобы взрослый не просто задавал их как-то.

Что ребенок должен (или не должен) делать, а объяснял ему, для чего необходимы то или иное правило, та или иная норма. Т.е. вводил нормы и правила как средство, позволяющее оптимально взаимодействовать с людьми, действовать с предметами. Заботиться о своем здоровье и т.д.

при этом взрослому необходимо давать ребенку возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, при прочтении худ. литературы, разыгрывании небольших спектаклей и т.д.

  1. Для успешного усвоения норм и правил имеет большое значение и постоянное поощрение проявлений одобряемых форм поведения у детей, отношений доброжелательности, доверия между ними и взрослым
  2. «Если ребенок будет расти в атмосфере
  3. любви и нежности, то, хотя временами
  4. вы будете проявлять разумную твердость,
  5. он сохранит свое дружелюбное отношение
  6. к людям потому, что это заложено в его натуре» /Бенджамин Спок/.
  7. Внутренняя культура, духовное богатство, высокие моральные качества только тогда социально ценны, когда они определяют нормы повседневного поведения людей, характер и формы общения между ними, гармонию внутреннего мира и внешнего облика.

Воспитанность выступает, прежде всего, как качество социально необходимое, общественно ценное. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных социальных, нравственных, психологических ситуациях. Вступают во взаимодействие непохожие, иногда просто противоположные взгляды, вкусы, темпераменты, характеры.

Совершенно очевидно, что невоспитанность, незнание психологических механизмов общения, неумение даже отдельных членов общество вести себя среди людей, уважать, щадить и беречь друг друга в условиях повседневного, обыденного будничного общения приводит к большим социальным издержкам.

Для воспитателей особый интерес представляет следующая цепочка: контакт — эмоциональная реакция другого – самооценка — привычное настроение — характер.

Тут воспитанность оборачивается другой своей гранью: не только социально ценное качество, не только существенная характеристика личности, но и – одновременно – важнейшее условие её нормального формирования и хорошего самочувствие. Очень важно, чтобы это понимали и воспитатели и дети.

Хорошие манеры. Соблюдение норм этикета, воспитанность вообще не просто этикетка, нечто внешнее.

Они испокон века потому ценятся и почитаются в народе, что за ними стоит глубокая духовность, богатый внутренний мир человека, разумеется, нельзя представить дело так, что внутренняя культура автоматически порождает внешнюю, а эта последняя зеркально отражает глубины души. При неправильной расстановке акцентов в воспитании это единство может быть нарушено.

Встречаются, к сожалению люди, которые внешним лоском, безупречными манерами пытаются прикрыть черствость, эгоизм, равнодушие, цинизм. Ведь при отсутствии культуры поведения многие достоинства личности теряют реальную, ощутимую для окружающих ценностей.

Культура общения. Воспитанность – качество личности, в котором органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно – нравственно – красиво. Стержнем, основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку.

Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие воспитания культуры общения. И для того, чтобы решить эту задачу, взрослым следует очень тщательно проанализировать, а как же они сами относятся к окружающим, к знакомым и незнакомым, к соседям.

Сослуживцам, родным и близким и, конечно же, к детям.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До 16 века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия – условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.

В приличиях закреплены принятые в том или ином обществе формы приветствия, обращения друг с другом, оказания некоторых услуг, формулы благодарности и извинений. Очень важно раскрыть для ребят глубокий внутренний смысл приличий, убедить их, что соблюдение приличий свидетельствует об уважении к людям, к общепринятым традициям и обычаям.

Разные жизненные ситуации связаны с определенными нормами приличного и неприличного. Поэтому надо знакомить детей с этим, если можно так выразится, ситуативным этикетом. Пусть знают, как вести себя среди родных и близких, в кругу товарищей, соседей, друзей, среди малознакомых и совсем чужих людей. Пусть умеют поздравлять и одаривать, проявлять сочувствие.

Существуют определенные нормы поведения на улице, в транспорте, в местах развлечений и зрелищ.

Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут – тактичность, одно из самых привлекательных и симпатичных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные наши поступки.

Домашняя педагогика. В арсенале семейной педагогики имеются самые разнообразные приемы и средства формирования культуры поведения. Но случается, к сожалению, что выбирают из них далеко не лучшие.

Читайте также:  Свекольный квас: польза и возможный вред

-Убери локти со стола… Не чавкай… Не разваливайся… Оставь в покое волосы… Прекрати играть ложкой… Кто за тебя «спасибо» говорить будет? Вернись!

Бесконечные назидания, упреки, наказания, угрозы – малоэффективные средства воспитания культуры поведения. Используемые без меры, они вызывают открытое сопротивление, упрямое желание поступать по-своему, прочное отвращение к этикету вообще.

Чтобы быть воспитанным человеком, надо, прежде всего, усвоить проверенный веками опыт общения, закрепленный в нормах и правилах этикета. Форма знакомства с приличиями может быть различной.

Иногда это одна — две короткие фразы: «Ты заметил, когда в фильме садились за стол, мальчик сначала отодвинул стул девочки, потом придвинул, подождал, пока она сядет, и только после сел сам». Разумеется, бывают случаи, когда мимоходного замечания недостаточно, а нужна неторопливая беседа. Очень важный источник знаний о нормах поведения – книги.

Например, такие произведения, как «Медвежонок-невежа» А.Барто, «Волшебное слово» Л.Осеевой, стихотворение С.Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие,- это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и приличных манер.

В процессе повседневной жизни человеку приходится выполнять множество несложных и бесконечно повторяющихся действий: Здороваться, приносить извинения, благодарить, оказывать услуги, пользоваться предметами быта и т.д. И очень часто дети выглядят невоспитанными не потому, что не знают, как все это делается, а из-за отсутствия необходимых привычек.

В привычке действие автоматизируется и совершается на основе потребности поступать именно так, а не иначе. Мальчик не раздумывает, надо ли ему встать, разговаривая со старшим, с девочкой. Он просто не может сидеть, ему неудобно, нехорошо. Это и есть привычка.

Привычка формируется упражнением. Чем чаще ребенок повторяет нужные действия и поступки, тем поведение его становится непринужденнее и естественнее. Постоянное подкрепление правильных поступков совершенно необходимо. На эмоционально положительном фоне привычки формируются легко и прочно.

Очень часто в воспитании культуры поведения такие ситуации, когда слова вообще никакие не нужны, достаточно примера, образца поступка. Очень важно, чтобы дети относились к правилам культуры поведения положительно.

Невозможно заставить быть воспитанным, если человек этому противится. Воспитанность такое качество, которое нельзя насильно, искусственно привить. Оно вырастает лишь в результате собственной работы ребенка над собой. Надо знать нормы этикета.

Надо иметь прочные привычки их соблюдения.

При использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему профессиональные навыки и умения в общении с детьми. На личном примере я убедилась, что наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение должно быть на высоте.

  • Но самое главное – надо хотеть быть воспитанным!
  • Уважаемые педагоги!
  • Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение воспитывает ребенка и, к сожалению, не всегда бывает на высоте, над многим предстоит работать.
  • Пусть добрым будет ум у вас,
  • а сердце умным будет.
  • Вам от души желаю я, всего хорошего.
  • А все хорошее, друзья, дается нам не дешево.

10 моральных ценностей, которым вы должны научить своих детей

Воспитание — это не только забота о физическом развитии ребенка, но и умственный рост. Родители играют самую большую роль в формировании личности своего ребенка и оказывают наибольшее влияние на то, кем окажется ребенок по мере своего взросления.

Некоторые утверждают, что моральные принципы дети усваивают самостоятельно в процессе взросления, однако, лучше, если вы сами начнете прививать некоторые моральные ценности еще в младшем возрасте, пока ребенок постоянно находится рядом с вами.

Способы воспитания нравственных ценностей в ваших детях

1. Практикуйте то, что проповедуете

Дети учатся у окружающих, поэтому, чтобы научить своих детей этим ценностям, вы должны сначала привнести их в свою жизнь. Вы можете в устной форме объяснить многочисленные ценности, но ваш ребенок будет выбирать только те, которые вы сами демонстрируете, через ваше собственное поведение.

2. Расскажите о личном опыте

Личный опыт подобен истории, а все дети любят слушать интересные истории. Делитесь случаями из своей собственной жизни, где соблюдение моральных ценностей имело положительный опыт в вашей жизни, и ваш ребенок будет лучше вас понимать.

3. Награда за хорошее поведение

Придумайте систему, в которой вы поощряете своего ребенка за использование этих ценностей в его/ее жизни. Похвала и награды — это позитивное подкрепление, которое невероятно хорошо помогает в формировании детей.

4. Эффективное общение

Каждый день беседуйте с вашим ребенком о том, как эти моральные ценности работают в повседневной жизни. Например, вы можете обсудить статью в газете и спросить вашего ребенка, что бы он сделал в такой же ситуации.

5. Мониторинг использования телевидения и Интернета.

Вы определенно можете следить за тем, что смотрит ваш ребенок. Убедитесь, что шоу пропагандирует хорошие ценности и нравственность и соответствует его/ее возрасту.

10 моральных ценностей для детей

1. Уважение

Многие родители делают ошибку, обучая своих детей только уважению к старшим, но это неправильно. Каждый заслуживает уважения, независимо от возраста или социального положения.

Уважение — это важная моральная ценность, о которой ваш ребенок должен узнать в раннем возрасте, поскольку он играет важную роль в его/ее поведении по отношению к незнакомцам.

Малыши, которые учатся уважать своих сверстников и старших с юных лет, выиграют от этого в будущем. Даже когда наступят тяжелые времена, ваш ребенок будет более внимательным к другим.

2. Семья

Семья является неотъемлемой частью жизни детей. Она формирует и воспитывает их. Поэтому важно дать своим детям чувство семейного очага и помочь им понять, почему семья важна. Сделайте это, и, скорее всего, ваши дети будут расти, уважая и любя свою семью, несмотря ни на что.

3. Приспособление и компромисс

Важно, чтобы дети знали, что не все работает в соответствии с ними. Научите их с юных лет, что, когда это абсолютно необходимо, им, возможно, придется попытаться приспособиться.

Ваш ребенок должен научиться приспосабливаться и идти на компромисс, только если его собственная жизнь здесь не поставлена ​​на карту.

Если ребенок оказывается в проигрышном положении из-за компромисса, это не только наносит ущерб, но и ограничивает личность.

4. Помощь ближним

Ваш ребенок должен научиться помогать другим с юного возраста, даже если это совершенно незнакомый человек. Вы должны научить своего ребенка, почему помощь другим так важна и что вы всегда получаете ее обратно, когда помогаете кому-то. Чтобы быть полезной частью общества, важно, чтобы ваш ребенок понимал потребности других.

5. Уважение к религии

Ваш ребенок должен воспитываться не только для того, чтобы уважать свою религию, но и понимать, что каждый человек имеет право выбирать свою религию. Научите своих детей с самого раннего возраста, что все люди равны, независимо от их религии или праздников, которые они отмечают.

6. Справедливость

Моральный компас и чувство справедливости являются двумя наиболее важными ценностями, которые должен иметь любой ребенок с раннего возраста. Ваши дети должны понимать и оценивать свои действия.

7. Честность

С юных лет честность следует прививать как одну из самых важных ценностей для детей. Честность — всегда лучшая политика, и вы должны поощрять говорить правду независимо от того, какие ошибки он или она допустили.

8. Никогда никого не обижай

Объясните своему ребенку, что причинение вреда кому-то — это не просто физическая проблема — любое повреждение может также иметь психологический и эмоциональный эффект. Не забудьте научить своих детей, как извиняться, и побуждайте их немедленно извиниться, если они когда-либо причинят кому-либо боль, физически или устно.

9. Кража

Воровство — это неправильно, независимо от того, каким может быть его оправдание — это одна из хороших ценностей для детей. Научите вашего ребенка, что воровство — это неправильно, не только юридически, но и морально, поскольку это означает, что он/она будет брать что-то, что принадлежит кому-то другому.

10. Развивайте любовь к образованию

Образование — это самое большое оружие, которое можно иметь, и то, что оказывает наибольшее влияние на то, где вы оказались в жизни. Любовь к образованию должна воспитываться в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

Моральные ценности нужно прививать детям с самого начала, и ни один возраст не будет считаться для этого слишком ранним.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]