Младший школьный возраст начинается с 6,5 и длится до 11 лет, то есть с первого по четвёртый классы школы. Большинство шестилеток хотят стать школьниками, но далеко не все к этому готовы. Уровень готовности ребёнка к школе обычно определяется на собеседовании с психологом. Также вы можете пройти наш бесплатный онлайн-тест.
В этой статье мы рассмотрим возрастные особенности обучения в начальных классах, на которые стоит обратить внимание родителям.
Возрастные особенности учеников начальных классов
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Родителям в этот период нужно разрешать ребёнку принимать посильные самостоятельные решения. Например, выбирать одежду, в которой он пойдёт в школу или составлять себе список дел на день. Это поможет младшекласснику почувствовать себя уже не малышом, а полноправным членом семьи, с мнением которого считаются.
У детей, поступающих в первый класс, ещё не до конца сформированы некоторые психические функции. Частая особенность детей начальных классов — фрагментарное восприятие или внимание. Из-за этого порой возникают проблемы. Невнимательным детям с трудом даются многочисленные школьные правила, а также письмо под диктовку.
При проблемах с восприятием детям сложно классифицировать и обобщать информацию. У них «скачет» строчка при письме, им сложно сориентироваться, сколько времени займёт то или иное задание, а озаглавливание текста может привести их в ступор.
Это не значит, что так будет всегда — любую функцию можно развивать. Кубик Рубика и простые упражнения помогут в развитии памяти и мышления. Таблицы Шульте, в которых нужно глазами искать цифры или буквы, помогут развивать внимание. А над восприятием можно поработать с помощью книг: прочитать, обсудить, пересказать. Кстати, это помогает и в развитии речи.
От того, в каком возрасте ребёнок пришёл в школу, зависит ведущий вид деятельности. До 6,5 лет игра занимает больше места в мире ребёнка, чем учёба. К 7,5 годам начинает преобладать учебная деятельность: возникает стремление быть продуктивным и получать одобрение от взрослых.
Если в семь лет ребёнок всё ещё предпочитает учебникам игрушки,не стоит давить на него. Реплики «быстро убирай игрушки и садись за уроки» могут сломать учебную мотивацию. Лучше вместе создать с ребёнком расписание, где будет выделено время на игру и на занятия.
К десяти годам у детей формируется критическое отношение к происходящему. Они стараются чётко разграничить плохое и хорошее, впервые протестуют против негатива и обмана. Это особенно заметно у четвероклассников, которые стоят на пороге подросткового возраста и болезненно переносят несправедливость.
Для поддержания контакта в этот период рекомендуется читать с ребёнком книги или смотреть фильмы и обсуждать их. Кто главный герой, что он сделал, почему он так поступил, какой у него был выбор, что он мог сделать по-другому? Задача родителя — задавать правильные вопросы, подталкивать ребёнка к рассуждениям.
Источник: freepik.com / @pressfoto
Особенности обучения в начальных классах
Если педагогов обучают особенностям работы в начальных классах, то родителям на семейном обучении приходится всё постигать самостоятельно. Вот несколько рекомендаций, которые помогут тем, кто решил заниматься с ребёнком самостоятельно.
Обязательно составляйте план занятий. Не нужно расписывать каждое слово, достаточно в общих чертах описать, что и в какой последовательности будете делать.
В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги.
В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь. Например, тема «Подводный мир», проблема — нет знаний о подводных обитателях, кроме рыб, креветок и осьминогов, цель — познакомиться с подводными обитателями.
В конце занятия важно сделать выводы о том, что удалось и что нужно будет подтянуть в следующий раз. Вывод при изучении подводного мира может быть таким: изучили крабов и узнали, что дельфины и киты — это не рыбы, а млекопитающие.
В процессе занятий младшим школьникам можно давать задания не только по школьной программе, но и на развитие психических функций. Особенно если с какими-то из них есть проблемы. Например, можно делать «пятиминутку чтения», во время которой ребёнок читает вслух любимую книгу.
Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть.
По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме.
Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.
Особенность уроков в начальных классах: детям не ставятся оценки, но им нужно обязательно давать домашнее задание. Главное, чтобы его выполнение занимало меньше одного часа. Например, найти информацию о китах и нарисовать их. Задания должны быть:
- посильным,
- по пройденной теме (чтобы закрепить её),
- но с эффектом новизны (чтобы было не скучно его выполнять).
И главный совет родителям — наберитесь терпения. Учить ребёнка, даже собственного, нелёгкий труд. Преподаватели и наставники начальной школы «Фоксфорда» рады помочь родителям в обучении и мотивации юных школьников. Наша программа включает в себя все предметы, которые по ФГОС должны изучать и сдавать ученики начальных классов.
Из дошкольника в первоклассники: как успешно подготовить ребёнка (и себя) к начальной школе
В разных уголках страны вовсю идёт запись в первые классы. Прямо сейчас родители выбирают школы, в которых детям предстоит начать взрослую жизнь. Во сколько лет отдавать ребёнка в руки педагогов и когда дошкольник готов распахнуть двери первого учебного заведения? Инструкцию для родителей подготовила заместитель директора по начальному образованию Ломоносовской школы № 5 Нина Авдейчук.
1. Не пытайтесь обогнать время
Во сколько лет идти в школу? На этот вопрос нет и не может быть универсального ответа. Российские дети впервые садятся за школьную парту с шести с половиной до восьми лет. В исключительных случаях — через несколько месяцев после восьмилетия. Психологи, медики, логопеды и учителя легко объяснят почему.
Зачастую календарный возраст ребёнка отличается от биологического: все люди разные и становятся старше по индивидуальному графику. Поэтому не спешите и постепенно готовьте ребёнка к первоклассному приключению.
Иначе переход от игр и первых знакомств в детском саду к школьному образованию, которое подарит друзей, знания и небывалую ответственность, превратится в болезненное разочарование.
2. Не забывайте об эмоциях
«Хочу в школу» — те самые три слова, которые от будущего первоклассника хочет услышать любой родитель. Самой природой предусмотрено, что к шести-семи годам дети выглядывают из семьи и видят дивный новый мир ребят постарше, в школьной форме и набитыми рюкзаками.
Стать одним из взрослых — настоящая заветная мечта. Так и формируется первая, подражательная, нестойкая, но очень важная мотивация к обучению.
Её подпитывает постоянная подготовительная работа: пусть ребёнок ждёт встречи со школой, которая полна разгадок самых разных секретов.
3. Измерьте учебную мотивацию
Идеально, если к концу дошкольного возраста ребёнок ждёт «серьёзных занятий» и «ответственных поручений», а желание надеть ранец уже подкреплено познавательной потребностью.
Проведите тест: прочтите сказку ребёнку в комнате, полной игрушек, но остановитесь на самом интересном месте. Тот, кто больше готов к школе, захочет узнать, чем же всё закончилось.
Поощряйте интерес к любым темам, тренируйте внимание, память, мышление и воображение ребёнка, самостоятельность и стремление довести начатое до конца.
5. Учите дисциплинированности
Давайте будем реалистами: в школе учиться непросто. При всех плюсах обучения, которыми вы уже успели поделиться с ребёнком, не забывайте о другой стороне медали — жёсткой дисциплине и режиме. Держи спину прямо, руки положи на парту, вопросы задавай исключительно по делу. В таком состоянии не каждый ребёнок способен провести 45 минут, сохраняя концентрацию и интерес к уроку.
Для растущего организма это тяжело и физически, и психологически. Для организма, который ещё недостаточно развился, это невыносимо.
Поэтому давайте элементарные поручения: например, положить игрушки в коробку или собрать крошки со стола; учите общаться со взрослыми не перебивая. Тогда строгие школьные правила не станут неприятным сюрпризом для первоклассника.
Более того, он будет знать, что делать, чтобы поставить и достичь цели в тех или иных условиях.
6. Развивайте моторику
К счастью, дети ещё знают, что такое ручки и карандаши. Письмо от руки, рисование, штриховка по контуру, вырезание из бумаги, моделирование — ребёнок должен быть на «ты» не только с гаджетами, но и с менее технологичными изобретениями человечества.
Это развивает ту же самую усидчивость, мелкую моторику и даже речь. Неподготовленный ученик не справится со школьными нагрузками, так как в начальной школе, к счастью, все ещё пишут от руки — и пишут очень много.
Поэтому сделайте упор на обучении мелкой моторике, тогда как письму научат уже педагоги.
7. Чаще общайтесь
К сожалению, наш словарный запас сокращается: в интернете мы обмениваемся усечёнными конструкциями и смайликами.
В то же время с детьми желательно говорить как можно чаще: обмениваться впечатлениями от литературных произведений, мультиков, жизненных ситуаций, отвечать на вопросы, интересоваться мнением ребёнка и советоваться.
Не стесняйтесь исправлять ошибки в вопросах детей, но делайте это естественно, без сюсюканья и с уважением. Отвечая, старайтесь зародить у ребёнка желание подумать и поразмышлять ещё.
Обращайте внимание на то, как ребёнок произносит звуки, понимает разделение на слоги, использует буквы, строит предложения и вообще ориентируется в речи. Впервые переступая порог школы, ученик уже должен пользоваться 5–7 тысячами слов и рождать целые истории, используя все части речи и описывая предметы с разных сторон.
7. Не переусердствуйте
Правильно обучить дошкольника счёту и самой элементарной арифметике, показать, с чем едят геометрические фигуры. В копилке знаний не будет лишним умение работать с книгой: читать по слогам, рассматривать иллюстрации и рассказывать о них. Но все же знайте меру и руководствуйтесь принципом — не навреди! Нет необходимости и даже вредно растить из ребёнка лучшего чтеца или математика страны.
Возможно, дошкольник-вундеркинд потешит ваше самолюбие в разговоре с друзьями, а вот отстающий школьник вернёт на землю. Чтение и письмо — важнейшие умения, которыми овладевают все. А вот недостаток настоящего общения, которого был лишён ваш ребёнок, и другие аспекты интеллектуальной подготовки в детстве, ещё не раз больно ударят по возможностям ребёнка.
8. Готовьтесь к переменам
Школа не ограничивается одними уроками и домашними заданиями. Перемены и свободное время тоже требуют специальной подготовки, необходимо обратить внимание на аспекты социально-бытовой адаптации.
Дети зачастую копируют родителей и перенимают их модель поведения.
Если члены семьи легко идут на контакт, помогают друг другу, стараются искать компромиссы и гасят конфликты, то и ребёнок постарается воплотить увиденное в общении со сверстниками.
9. Прислушивайтесь к профессионалам
Таковы общие правила, которые помогут вашему ребёнку созреть до первого класса и стать успешным учеником. Впрочем, каждый случай индивидуален, поэтому не бойтесь показать ребёнка, к примеру, логопеду и психологу.
Каждый из них укажет слабые стороны будущего ученика и поможет с ними справиться. Исследования и опыт нашей школы показывают, что многие родители все равно отдают детей в школу раньше времени.
Что же, пора менять такой подход — вот почему мы подготовили это практическое руководство.
Обучение и развитие дошкольников и младших школьников
Обучение и развитие дошкольников и младших школьников.
Аннотация
Сегодня, когда в России происходит глубинное реформирование системы образования, важное место в этом процессе занимает проблема преемственности и перспективности между дошкольным и начальным образованием.
Дошкольное детство — это особый и самодостаточный период развития в жизни каждого человека, во время которого она приобретает определенный опыт и готовится к смене социального статуса. И только от взрослых зависит, чтобы это изменение произошло естественно и безболезненно.
Обеспечение преемственности в обучении дошкольников и младших школьников в современных условиях, которые сложились в России, является очень важным.
Для обеспечения системы непрерывного обучения и воспитания, достижение высокого качества образования очень важно создать благоприятные условия для перехода ребенка от одного образовательного звена в другое.
В соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми документами именно преемственность является одним из обязательных условий осуществления непрерывности получения образования, которая в определенной степени обеспечить единство, взаимосвязь и согласованность целей, содержания, методов, форм обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей детей на смежных ступенях образования.
Задача дошкольного образования — не столько вооружить ребенка системой отраслевых знаний, сколько наукой жизни. Обществу необходимы жизнеспособные, самостоятельные, практически умелые, творческие люди с развитым чувством ответственности, достоинства, совести, поэтому приоритетным является ценностный, морально-социальное развитие личности с первых лет ее жизни.
Проблема преемственности и развития в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста исследовалась такими педагогами и психологами, как Л.Артемова, Г.Ананьев, А.Богданова, Л.Божович, По.Борисова, А.Богуш, Я.Коменский, А.Леушина, Г.Люблинская, А.Проскура, С.Рубинштейн, А.Савченко, В.
Сухомлнський, А.Симонович, А.Усова, С.Русова, К. Ушинский, А.Макаренко, П.Блонский, Л.Калмыкова и др.[ Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
, 195-196 стр.]
В настоящее время, обеспечение развития в обучении дошкольников и младших школьников, осуществляется согласно Государственной базовой программе, развития ребенка дошкольного возраста «Я в мире».
Программы развития детей старшего дошкольного возраста «Уверенный старт», базового компонента дошкольного образования и Государственного стандарта начального общего образования, в котором признается приоритетность компетентностного подхода к решению основных задач дошкольного и начального звеньев образования.
Эти документы призваны обеспечить поэтапное становление детской личности, ее физическое, познавательное, социальное, эстетическое развитие, обретение ею определенного практического опыта, необходимого для использования в будущем жизни.
Обеспечение развития в обучении дошкольников и младших школьников -это процесс, в котором задействованы и дошкольное учреждение, и школа.
Так, на дошкольном уровне образования мы стремимся сохранить ценность дошкольного детства и формировать личностные качества детей, которые являются основой успешного школьного обучения.
Школа, как преемник дошкольного образования, начинает не с «нуля», а продолжает развивать потенциал детей, раскрыт еще в дошкольном возрасте. Такой подход дает возможность определить образование как единую систему на всех этапах обучения.
С чего же начинается реализация развития в обучении дошкольников и младших школьников?
В образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста, с целью подготовки их к будущей школьной жизни, используют такие формы учебно-познавательной деятельности, как:
- занятия разных видов (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные);
- подготовка руки к письму;
- индивидуальная работа учебно-познавательного направления;
- двигательную деятельность;
- художественную деятельность;
- дидактические игры в повседневной жизни;
- экскурсии в природную и социальную сферу окружающей среды;
- трудовую деятельность;
- наблюдения в повседневные;
- элементарные опыты, поисковые ситуации в быту и др.[ Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —, 220-222 стр]
- Предпосылки учебной деятельности формируют через игру, это учит соблюдать правила игры, умение сдерживать собственные желания, умению вести себя в коллективе, а так же развивает: воображение, произвольность, саморегуляцию, самооценку, воспитывает навыки социального поведения.
- Тенденции развития дошкольного и начального звеньев образования имеют много общего, в частности предусматривают ориентацию на особенности ребенка, создание благоприятных условий для формирования у них надлежащей направленности, самосознания, позитивной самооценки, самоуважения и уважительного отношения к тем, кто ее окружает, конструктивных мотивов поведения, склонностей, потребностей, характера, познавательных, психических процессов и тому подобное.
- Осуществляя преемственность между дошкольным и начальным звеньями в процессе образовательной деятельности, обеспечивается в дошкольном этапе:
- сохранение ценности этого возрастного периода;
- познавательный и личностное развитие ребенка, формирование его готовности к взаимодействию с окружающим миром;
- развитие ведущей деятельности — игры как фундаментального новообразования дошкольного периода;
- Интересной формой, для развития и обучения дошкольников и младших школьников, было бы объединение детей на культурно-массовые мероприятия, игры, а так же походы на природу.
- Такая форма дает:
- — сотрудничество педагогических коллективов;
- — взаимодействие детских коллективов;
- — совместная работа ДОУ и СОШ с родителями.
Происходит взаимообмен педагогическим опытом между воспитателями детей старшего дошкольного возраста и учителями начальной школы по актуальным вопросам реализации преемственности и развития.
Эти мероприятия дают возможность педагогам детского сада и школы решать проблемные вопросы, выявлять недостатки, мешающие осуществлению преемственности в работе, определять способы совершенствования образовательной работы. Во время таких мероприятий углубляются знания относительно программных требований, форм и методов работы с детьми дошкольного и школьного возраста.[ Зацепина, М. Б.
Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с., 149-150 стр]
Взаимодействие детских коллективов дошкольного и общеобразовательного учебных заведений, происходит во время экскурсий в школу с целью ознакомления с помещением школы, классом, спортивным залом, библиотекой. Стоит организовать совместную выставку творчества «Россия милая, край мой прекрасный!».
Дошкольникам было бы интересно, быть приглашенными в школу на праздник «Прощание с Букварем», а в мае, учащихся первых классов наоборот пригласить на праздник «Прощай, детский сад».
В зимнее время года возможно совместное проведение спартакиады «Снежная сказка», первоклассники помогают в ремонте и изготовлении игрушек, приходят к детскому саду с театрализованными представлениями. [Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р.
Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с., 218 стр.]
Общение дошкольников с учениками положительно влияет на социализацию детей. Между ними возникают дружеские отношения, которые способствуют формированию у дошкольников дисциплинированности, чувства долга и других качеств, необходимых будущим ученикам. Школьники, занимаясь дошкольниками, учатся заботиться о младших, у них формируется чувство ответственности.
Если рассматривать проблематику развития детей в старшей группе детского сада, и учащегося первого класса, то можно увидеть динамику развития «взросления».
Безусловно, что детям трудно адаптироваться к новому этапу их жизни, и поэтому педагог, плавно принимая преемственность обучения, вводит игровую форму. Прежде всего, это важно для моральной стороны ребенка.
Нельзя «пугать» школьника плохими оценками как наказание за «не понимание».
Обеспечение действенного развития через согласованность и взаимосвязь всех ее компонентов, указанных выше, образует целостное пространство для реализации в образовательном процессе дошкольного учебного заведения и начальной школы единой, динамичной и перспективной системы развития, воспитания и обучения личности ребенка.
Благодаря таким подходам переход к новым условиям школьного обучения будет осуществляться с наименьшими для детей психологическими трудностями, при этом будет обеспечиваться естественное и комфортное их вхождения в новые условия, что будет способствовать повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе.
Список литературы.
-
Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
-
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
-
Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.
-
Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с.
-
Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с.
-
Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с.
-
Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с.
-
Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
-
Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с
-
Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с.
-
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с.
-
Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с
-
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с.
-
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с.
-
Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с.
-
Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с.
-
Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
-
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —
Возрастные и психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Дошкольный период в жизни ребёнка – прекрасное время, когда есть желание и возможности для накопления умственных и физических сил. Для правильного воспитания детей необходимо знать и учитывать психологические и возрастные особенности детей дошкольного и школьного возраста. Ведь развитие находится в прямой зависимости с возможностями ребёнка-дошкольника.
Дошкольный возраст – это жизненный период с трёх до семи лет. Этот период ознаменован стремительным ростом организма, активным развитием мозга и усложнением процессов в центральной нервной системе. Совершенствуется интеллектуальное поведение ребёнка. Это проявляется в развитии моральных понятий и обязанностей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
Основная потребность и деятельность ребёнка в этом возрасте — игра. На основе игры формируется личностное развитие ребёнка. Игра развивает воображение и способствует появлению чувства коллективизма. Знакомство с миром, людьми, их местом и ролью в обществе происходит посредством игры.
Социальные и нравственные нормы передаются также в игре. Поэтому необходимым условием этого периода является налаживание игрового процесса. Помимо потребности в игре, для этого времени характерна необходимость в самостоятельности, общении и уважении.
Психологические особенности развития детей дошкольного возраста выражаются в следующем:
- склонность к подражанию;
- импульсивность;
- неспособность к самоконтролю;
- преобладание чувств над разумом;
- безграничное стремление быть самостоятельным;
- активное познание нового.
Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста основаны на восприятии. Детские игры носят ролевой характер. Это время показательно:
- Развитием воображения. Это происходит посредством замещения одного предмета другим.
- Приобретением смысла. Детское сознание обретает смысловую структуру.
- Выполнением мыслительных операций. Ребёнку доступно анализировать, синтезировать, обобщать и сравнивать.
- Способностью к аналогичным действиям. Поэтапное объяснение ребёнку даёт ошеломляющий результат.
- Чуткостью и вниманию к другим людям. Это выражается периодически.
- Проявлением характера, упрямства и своеволия.
- Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста основаны на потребности в общении и познавательной активности. Течение этого периода сопровождается сюжетно-ролевыми играми с преобладанием наглядно-образного мышления.
Особенностями этого возраста считают:
- Усложнение волевых проявлений.
- Появление способности к рефлексиям. Это происходит посредством реакции другого ребёнка на свои поступки.
- Усложнение сюжетно- ролевой игры.
- Зарождается осознанность выполняемых действий.
- Общение со сверстниками выходит на более высокий уровень. Появляется способность к сотрудничеству. В частности, выполняются правила очередности.
- Способность сопереживать и заботиться о ближнем или животном.
- Возрастные особенности старших дошкольников заключаются в острой необходимости общения, где воображение является ведущей функцией. Детям в этом возрасте присущи такие особенности:
- Безоговорочное доверие взрослому человеку.
- Особая чувствительность.
- Преобладание наглядно-образного мышления.
- Осознание собственных переживаний.
- Составление мнения о себе посредством окружающих, т.е. формирование самосознания.
- Ожидание оценки своих действий от окружающих.
- Осознание собственных переживаний.
- Появление учебного мотива.
Младший школьный возраст – период, когда начинается целенаправленное обучение. Основным видом деятельности теперь является учеба. Игра по- прежнему, важна и нужна, но её роль заметно ослабевает. Дальнейшее формирование и развитие психических свойств и человеческих качеств основывается на учебе. Учебная деятельность имеет сложную структуру, поэтому путь её становления достаточно долог.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста сложно описать кратко. Изначально они обусловлены формированием первичного цельного мировоззрения. Также имеют место следующие изменения:
- Возникновение этических норм.
- Преобладание разума над чувствами. Обдуманные поступки преобладают в большинстве случаев.
- Появление стремления контролировать собственные действия.
- Формирование личного сознания, самооценки.
- Развитие интеллекта в результате учебной деятельности.
Возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста кратко можно определить активным развитием центральной нервной системы.
Восприимчивость нервной системы в этот период гарантирует овладение сложными по координации движениями. Режим ребёнка должен быть наполнен обязательными физическими упражнениями.
Регулярная физическая активность в это возрасте подвержена быстрому восстановлению.
Возрастные особенности старших школьников характеризуются активным ростом организма и половым созреванием. Это время показательно повышением работоспособности, увеличению выносливости к различного рода нагрузкам. Трудовая активность школьника – величина непостоянная. Она колеблется в течение недели.
В понедельник и вторник происходит постепенное включение организма в работу. Максимум работоспособности приходится на среду- четверг. К субботе силы ослабевают. Сложными для организма являются вторая и четвёртая учебная четверть.
Особенно четвёртая, когда проявляется авитаминоз и усталость, накопившаяся в течение года.
Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями и школой, раскрываются возможности реализации преемственности в математической подготовке детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: преемственность, старшие дошкольники, младшие школьники, обучение математике
В настоящее время предъявляются высокие требования к системе воспитания и образования детей.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Таким образом, проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями несомненно является актуальной.
XXI век знаменателен реформами в системе образования. Специалисты пытаются сделать образование более доступным, но одной из важных проблем педагогики остаётся организация преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования.
С начала XX века над проблемой начинают работать многие отечественные педагоги.
Большинство исследователей дошкольной педагогики рассматривали процесс развития ребенка на этапе подготовки к школе, изучали уровни сформированности качеств, необходимых для успешного обучения.
В настоящее время педагогика располагает значительным количеством исследований, посвященных изучению проблемы преемственности. Среди них можно назвать исследования А. М. Леушиной, Н. А. Поповой, Т. В. Тарунтаевой, П. А. Сагымбековой, Г. С. Костюка, Н. Н. Подьякова и других.
Е. И. Щербакова даёт следующее определение преемственности — это возвращение к пройденному материалу, использование и дальнейшее развитие уже хорошо знакомых понятий, освоенных умений. Под понятием преемственности понимают углубление и расширение знаний.
Здесь уже известное осознается на более высоком, новом уровне, что дает возможность комплексного решения поставленных задач (познавательных, воспитательных, развивающих).
Суть преемственности в том, что каждое более низкое звено зависит от требований последующего [6, с. 229].
Изучение проблемы преемственности знаний между дошкольным и школьным уровнями образования началось в 20–40-е годы прошлого столетия. Здесь известны труды Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Ф. А. Михайловой, Н. Г. Бакст, А. М. Леушиной.
Исследование проблемы продолжилось в середине 60–70-х годах, появились первые экспериментальные исследования Н. А. Поповой, Т. В. Тарунтаевой, П. А. Сагымбековой на эту тему.
В последние годы педагогика все чаще обращается к проблемам методики обучения элементам математики, прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Г. С. Костюка, Н. Н. Поддьякова, А. М. Леушиной, Т. В. Тарунтаевой и др.
учитываются общие положения, присущие психологическим механизмам учебной деятельности ребенка, а также такие, которые относятся к природе и образованию у него элементарных представлений о размере, количестве, числе.
Обучение детей дошкольного возраста зависит от ряда условий. Наиболее важными из них считаются: опора на знания и умения дошкольников, согласованность с требованиями современной образовательной системы. Эти условия, как основополагающие, определяют формы и методы обучения детей в детском саду. Е. И.
Щербакова отмечает, что новые методики обучения старших дошкольников и младших школьников следует разрабатывать согласно их возрастным особенностям. Так, детям свойственна игра, как ведущий вид деятельности, высокая двигательная активность.
Поэтому педагоги-методисты разрабатывают программы обучения таким образом, чтобы на уроках часто использовались разные дидактические игры, наглядное моделирование, реальные практические действия (темы «множество», «величины»).
Разработка всех методик имеет своей основой общие данные об интеллектуальном развитии старших дошкольников и младших школьников, об их здоровье и работоспособности [6, c. 231].
А. В. Белошистая в своих исследованиях обращает внимание на следующие аспекты. Преемственность она определяет, как непрерывный процесс обучения и воспитания детей, имеющий общие и специфические цели для каждого возраста. Для успешной адаптации будущих первоклассников к школе преемственность должна стать основной задачей дошкольной образовательной организации.
Школа и детский сад всегда шли рядом, как звенья, дающие человеку основы жизни. Неподготовленность детей к школе может стать причиной негативных последствий: дискомфорта ученика, неумения слушать учителя, отсутствие энтузиазма к обучению.
Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность [1, с. 4].
Главная цель работы по реализации преемственности — объединение усилий педагогических коллективов образовательных учреждений для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, — повышение уровня качества образования.
Чтобы процесс движения школьников по ступеням обучения математике осуществлялся поэтапно, педагогу нужны психологические знания не только об особенностях развития ребенка на каждом этапе, педагогические о закономерностях дидактики и методико-математические и методико-процессуальные знания об основах курса математики для дошкольников и младших школьников.
Н. Б.
Истомина в качестве методико-математических основ курса математики для дошкольников и младших школьников предлагает использовать математическую теорию, которая в переработанном доступном виде отражается в содержании соответствующего курса математики и может быть использована для обоснования тех или иных методических подходов. При этом необходимо различать два уровня методико-математических основ: для преподавателя и для ребенка [2, с. 34].
Основы курса математики для дошкольников и для учащихся начальной школы почти идентичны. К ним относятся: количественная теория целых неотрицательных чисел, учение о позиционной системе счисления и ее свойствах, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах и их свойствах.
Учитель начальных классов С. В. Попова, рассказывая о своем опыте, объясняет, что уроки математики в первом классе начинаются с тем «Признаки предметов» «Счет предметов».
Детям предлагаются стандартные учебники и рабочие тетради, где система заданий построена таким образом, что даёт прообраз сценария уроков. Они составлены так, что учитель может понять дошкольный уровень первоклассников. Это позволяет применить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Грамотная организация работы со стороны учителя позволяет сделать работу коллектива дружной и уважительной [4, с. 49].
Благодаря дополнительным занятиям дома с родителями, в специальных обучающих студиях многие дети на первых этапах обучения уже умеют считать. Задания с рисунками помогают им применять эти навыки.
К примеру, ученик может посчитать количество яблок, конфет на рисунке, обнаружить различие в количестве и сравнить полученные числа.
Не следует хвалить таких «знатоков», на первом этапе важно не потерять их энтузиазм и заинтересованность.
Смена видов деятельности — общее оружие против усталости. Следующее задание учебника — рисование бордюров по образцу, цветными карандашами в рабочих тетрадях, будто возвращаясь в дошкольное детство, на столь любимые занятия в детском саду. Учитель отмечает, что теперь ребята — ученики и отрезки нужно стараться проводить ровно, а цвет чередовать, внимательно рассматривая рисунок в учебнике.
Для успешного обучения математике в начальной школе, для обеспечения преемственности между дошкольными организациями и школой, необходимо учитывать уровни геометрического развития детей.
Это необходимо, чтобы определить содержание и методику изучения геометрического материала в начальной школе.
Каждому уровню соответствует свой язык, содержащий определенную геометрическую и логическую терминологию, своя символика, своя глубина логической обработки изучаемого материала [3].
А. М. Пышкало выделяет следующие уровни геометрического развития:
- − на первом уровне геометрическая фигура представляется как целое; дети изучают различные фигуры, учатся их различать, но не видят в них общих признаков (например, не понимают, что квадрат — это прямоугольник);
- − на втором уровне происходит анализ воспринимаемых фигур, свойства в них выделяют путем наблюдений, измерений, моделирования; свойства необходимы при распознавании фигур, но дошкольники не всегда могут их упорядочить; описанные уровни вполне доступны детям 4–7 лет.
- − на третьем уровне дети должны с успехом устанавливать связи между свойствами фигур и самими фигурами, понимать почему из одного следует другое, данный уровень соответствует учащимся 4-го класса;
- − на четвертом уровне геометрического развития учащиеся осознают значение дедукции как способа построения геометрической теории. Переходу на этот уровень способствует усвоение аксиом, определений, теорем, анализа логических связей понятий и предложений;
- − пятый уровень мышления в области геометрии — это отвлечение от конкретной природы объектов и смысла отношений, связывающих эти объекты.
Переход от одного уровня к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения, а потому зависит от содержания и методов обучения [5, с. 58]. Большинство авторов при отборе содержания и составления методических рекомендаций учитывали не только уровни развития геометрического мышления, но и непрерывность и преемственность в обучении.
В настоящее время происходит смена взглядов на обучение и воспитание детей. Образование — это не только знаний и умения, но и комплекс ценностей, которые необходимы новому поколению.
Изменения в социальной и культурной жизни общества заостряют внимание на создании единого образовательного пространства.
Создание единой обучающей системы предусматривает крепкую связь между звеньями в системе образования, что и есть преемственность знания, в нашем случае между дошкольными образовательными организациями и начальной школой.
Литература:
- Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования / А. В. Белошистая // Начальная школа. — 2002. — № 7. — С. 3–10.
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н. Б. Истомина — М.: Академия, 2001. — 288 с.
- Маклаева Э. В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119–14938 (дата обращения: 16.10.2014).
- Попова С. В. Организация комфортного обучения математике в период адаптации первоклассников // Начальная школа. — 2005., — № 8. — С. 48–51.
- Пышкало А. М., Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пос. для учителей. // А. М. Пышкало, А. М. Пышкало. — М.: Просвещение, — 1973. — 208 с.
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова — М.: Издательство Московского психолого-социального института, — 2005. — 392 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень, начальная школа, детский сад, преемственность, ребенок, система образования, воспитание детей, геометрическое развитие, начальное школьное звено, успешное обучение.