Приоритет — здоровье: группы анонимных алкоголиков

ИТАР-ТАСС

«Здравствуйте, меня зовут Имярек, и я алкоголик», — эту фразу можно добавить в список крылатых.

Пожалуй, каждый человек с ходу вспомнит хотя бы один фильм, где фигурировал анонимный клуб – наркоманов, курильщиков, игроков и, конечно же, алкоголиков.

Именно с последних началась богатая история анонимных сообществ, где зависимые могут получить моральную поддержку на терновом пути избавления от «греха».

Первую попытку создания сообщества алкоголиков некие энтузиасты предприняли еще в 1840 году, однако легендарная программа 12 шагов избавления от зависимости была составлена почти через 100 лет – в 1938-м.

Этот момент можно считать переломным в истории анонимных сообществ.

В наше время на основе этих принципов действуют не только клуб анонимных алкоголиков, но и созданные впоследствии сообщества анонимных наркоманов, курильщиков, игроков, меланхоликов и даже обжор.

Первая ступень, на которую ступает зависимый, гласит «мы признались, что бессильны перед (вставить необходимое), признали, что мы потеряли контроль над собой». И, пожалуй, это один из самых сложных психологических барьеров. «Ни один алкоголик никогда не признается в том, что у него проблемы» – эту фразу вы, наверное, не только слышали, но и частенько кидали сами.

При благоприятном исходе, зависимый доходит до последней, 12 ступени, с которой обещает, «духовно пробудившись», применять эти принципы во всех делах и помогать страждущим.

Надо понимать, что Клуб анонимных (зависимых) – это не панацея. Там не выпишут таблетки, не назначат лечение и не вылечат от зависимости изящным взмахом волшебной палочки.

Единственное, что нужно – это стремление самого человека побороть убивающую его привычку.

Действуют ли анонимные клубы в Москве – узнавал корреспондент сетевого издания M24.ru.

И я алкоголик

Пожалуй, одно из самых больших сообществ в Златоглавой – это содружество Анонимных Алкоголиков Москвы и Московской области. Они, как и другие сообщества, не ведут списки членов или истории их болезни, не ставят диагнозов, не снабжают лекарствами, как и не предоставляют религиозные услуги.

Как это выглядит: вы заходите на сайт, выбираете нужную вам по местоположению группу и приходите на собрание. Никто не попросит вашего паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Анонимность – это главный принцип подобных сообществ.

Если вы поняли, что клуб не может предложить необходимой вам помощи, то на второе собрание можете не приходить – никаких обязательств.

Тоже касается сборов денег – официально его нет, но вы можете пожертвовать некую сумму, которая пойдет на аренду помещения.

Главный вопрос, который волнует каждого зависимого, — что же происходит на собраниях сообщества. Все просто: алкоголики рассказывают о своем пути «под градусом», о том, как они лечились и к чему это привело.

Группу Анонимных Алкоголиков можно найти почти в каждом округе, полный список с адресами и телефонами находится здесь.

ИТАР-ТАСС

И я наркоман

Наркоманы могут попросить помощи и найти поддержку в московской группе Анонимных Наркоманов, также подобные сообщества есть при некоторых церквях. Программа 12 шагов избавления от зависимости подразумевает полное воздержание от наркотиков, в том числе и от «безобидной», как некоторые считают, ганжи или алкоголя.

Во время собраний зависимые морально помогают друг другу оставаться чистыми, то есть воздерживаться от употребления. Также, как и в содружестве алкоголиков, у членов групп нет никаких обязательств – человек может покинуть группу в любой момент.

Как сообщается на сайте сообщества, никого не интересует, какие наркотики принимал зависимый, у кого он их брал или что творил в прошлом.

Стоит подчеркнуть, что анонимные группы не связаны с религиозными и политическими организациями, а также с правоохранительными органами. Так же, как здесь не потребуют вступительных или регулярных взносов.

В Москве действует около 20 групп анонимных наркоманов (и это только у одной из организаций), в Московской области — семь, есть также группа в Рязанской области. Адрес, дату и время встречи можно узнать на официальном сайте сообщества.

ИТАР-ТАСС

И я курильщик

Считается, что бой с никотином человек должен принять один на один. В лучшем случае – при поддержке семьи и друзей, если те сами не курят. Мало кто знает, что в Москве работают клубы Анонимных Курильщиков, где можно получить необходимую моральную поддержку.

Группа Анонимных Курильщиков «Саяны» базируется в Свиблово. Они выпускают свою литературу, например, брошюру «Час за часом», в которой читателям предлагаются размышления на каждый час недели, помогающие избавится от зависимости. Один из принципов АК – отказ от курения только на один час, и так – час за часом – человек освобождается от пристрастия.

Вступительных или любых других взносов нет, однако можно поддержать группу добровольными пожертвованиями.

Группа АК «Саяны» собирается три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам в 19.00. Адрес и контактные телефоны можно узнать на официальном сайте содружества.

ИТАР-ТАСС

И я игрок

Игромания во все времена была бичом человечества. Вспомнить хотя бы Достоевского, который спускал все деньги в казино, или посмертный долг Пушкина, часть которого была от проигрыша в карты.

Для зависимых от азартных игр была создана группа Анонимных Игроков. Как сообщается на официальном сайте, концепция сообщества состоит в том, что зависимые игроки – «очень больные люди, которые смогут восстановиться», если начнут жить по 12 правилам для зависимых (да-да, тем самым).

Первым делом игрок должен принять свою болезнь и захотеть излечиться. Программа поможет лишь тогда, когда сам человек готов измениться.

Также основатели сообщества советуют новичкам посещать собрания как можно чаще, звонить другим членам сообщества в перерывах между встречами и ни в коем случае не связываться с «друзьями из прошлой жизни».

«Не играйте на рынке акций, товаров и опционов, не покупайте лотерею и не участвуйте в розыгрышах, не подбрасывайте монетку и не участвуйте в «черных кассах» на работе», — говорится в памятке.

Если вы не уверены в своей зависимости от азартных игр, то на сайте содружества АИ есть тест, состоящий из двадцати вопросов. Больше семи утвердительных ответов – тревожный звонок.

В Москве работает девять групп, еще одна – в Дубне. Расписание и место встреч можно посмотреть на сайте.

ИТАР-ТАСС

И я депрессивный

Какой бы здоровый образ жизни человек не вел, никто не застрахован от болезни XXI века – депрессии. Можно не принимать ее в расчет, убеждать себя, что здоров, но факт остается фактом – депрессия сама по себе не исчезнет. Еще один способ справиться с болезнью, которая вынудила взять паузу в активной жизни, – обратиться в группы Анонимных Депрессивных.

На собраниях не вмешиваются в личную жизнь, не дают советов и, опять же, не назначают лечения. Вместо этого члены группы рассказывают истории о том, как 12 шагов помогли им освободиться из цепких лап болезни, вдохнуть полной грудью и улыбнуться собственному будущему.

Каждый из участников определяет для себя позитивные цели и заново учится управлять своей жизнью. «Если вы новичок, то вы должны быть готовы к тому, чтобы перестать расстраивать себя, огорчаться, и тогда начинаются изменения.

Программа 12 Шагов — это великий целитель личностных ран и помогает страдающему депрессией человеку начать новую жизнь», — говорится в памятке группы АД.

Каждое собрание начинается с молитвы о душевном покое, после чего доброволец читает принципы сообщества анонимных депрессивных и 12 шагов к исцелению. Важный принцип групп – не обсуждать лекарства, религию и способы терапии. Дискуссия сосредоточена на духовном содержании 12 шагов.

На официальном сайте сообщества можно скачать полезные материалы для новичков, а также для тех, кто хочет организовать свою группу АД. Группы собираются по воскресеньям в 18.30 в районе станции метро «Академическая».

Собрания закрытые. На них могут присутствовать лишь те, кто страдает депрессией. Для тех, кто не имеет возможности приезжать на сборы, по четвергам работает skype-группа. Время и точный адрес сборов можно узнать на сайте.

ИТАР-ТАСС

И я сексоголик

Может показаться, что существование группы, которая «лечит» от секса, — абсурдно. Но это ровно до тех пор, пока секс не становится навязчивой идеей. Все хорошо в меру, в противном случае это может разрушить не только семью, но и личность.

С сексуальной зависимостью помогут справиться в сообществе Анонимных Сексоголиков. Как написано на сайте АС «Свобода», вариантов проявления сексуальной зависимости много.

Например, просмотр эротических и порнографических материалов, покупка проституток, постоянные измены близкому человеку, вуайеризм, фетишизм, нудизм, гомосексуализм и многое другое.

Также на сайте можно найти 20 вопросов для определения зависимости, среди них – » Как секс контролирует вас?», » Были ли вы арестованы за сексуальное нарушение закона?» и другие.

АС «Свобода» работают в онлайне – есть группы по переписке и по skype.

ИТАР-ТАСС

И я обжора

Вы едите, когда не голодны? «Закусываете» стресс? Мучаетесь лишним весом? Или, наоборот, ваш рацион состоит из двух листьев салата и нескольких стаканов холодной воды? Если да, то вас ждет группа Анонимных Обжор.

Они принимают в свои ряды не только людей с неконтролируемой тягой к еде, но и больных анорексией и булимией. Члены сообщества уверены, что обжорство – это не привычка, а болезнь.

В рамках группы также проходят международные форумы и спикерские собрания.

Группы работают в онлайн режиме, также проводятся собрания в оффлайне – в Москве, Санкт-Петербурге и многих других российских городах. С расписанием можно ознакомиться по ссылке.

ИТАР-ТАСС

Виктория Сальникова

  • 12 шагов Анонимных Алкоголиков
  • Поверили, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нас к здравомыслию.
  • Приняли решение препоручить нашу волю и наши жизни заботе Бога, как мы Его понимали.
  • Сделали тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию самих себя.
  • Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
  • Были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
  • Смиренно просили Его устранить наши недостатки.
  • Составили список всех людей, кому мы причинили вред, и обрели готовность возместить им всем причиненный ущерб.
  • Напрямую возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
  • Продолжали проводить личную инвентаризацию и, когда были неправы, сразу признавали это.
  • Искали путем молитвы и размышления улучшения нашего сознательного контакта с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли для нас и о даровании силы ее исполнить.
  • Духовно пробудившись в результате этих шагов, мы пытались нести эту весть алкоголикам и применять эти принципы во всех наших делах.

Мы признали, что мы бессильны перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.

Группы анонимных наркоманов/алкоголиков в наркологическом центре в Москве

2 июня 2017

Группы анонимных наркоманов/алкоголиков в наркологическом центре в Москве – это одна из ключевых методик лечения химической зависимости, без которой невозможно эффективное выздоровление зависимых людей. Почему это так, давайте разберем в нашей статье.

Анонимные наркоманы/алкоголики – кто они?

Анонимные наркоманы/алкоголики – это сообщество зависимых людей, которые решили изменить свою жизнь и начать трезвый, чистый путь.

Собрания анонимных наркоманов и алкоголиков позволяют зависимым людям ощущать огромную поддержку, обретать бесценный опыт выздоровления других равных собратьев.

Читайте также:  Болезни вен - причины и симптомы

Благодаря участию в подобных собраниях зависимые люди начинают и эффективно осуществляют собственное выздоровление, и больше не нуждаются в каких-либо стимуляторах.

Нажимая на кнопку «Заказать», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных «ООО Резидент-Рена»

У людей, которые незнакомы с областью зависимого поведения, а также системой его ликвидации, выражение анонимные наркоманы/алкоголики вызывает недоумение. Мол, «что они там делают, на этих группах анонимных»? Существует даже мнение, что группы анонимных наркоманов/алкоголиков – это сборище «отбросов общества».

Однако если хотя бы однажды посетить подобное открытое занятие (закрытые группы проходят только для зависимых выздоравливающих людей), можно лично убедиться в том, что участниками групп являются совершенно нормальные люди.

И единственным отличием их от независимого здорового человека является их болезнь под названием химическая зависимость.

Предлагаем к прочтению: Лечение наркомании в реабилитационном центре «Резидент — РеНа»

Группы анонимных наркоманов/алкоголиков в Москве: цель и результаты

Практически для каждого человека, больного хронической и неизлечимой болезнью сложно признаться окружающим о своем состоянии здоровья.

Причиной тому является убежденность в том, что другие не поймут, осудят и даже, как это характерно конкретно алкоголизму или наркомании, начнут презирать.

Ведь для того, чтобы понять человека в полной мере, необходимо иметь представление о проблеме из личного опыта, а не из книг или научных трудов. Только когда ты лично знаешь, как болит голова, к примеру, ты в полной мере можешь осознать и прочувствовать головную боль другого человека.  

Следовательно, группы анонимных наркоманов и алкоголиков – это группы взаимопомощи равных членов сообщества. И целью таких групп является ликвидация зависимого поведения, обретение здорового образа жизни.

Почему группы взаимопомощи лечат?

А лечат они потому что, как известно, химическая зависимость: наркомания, алкоголизм, по сути, является болезнью психологии личности, и для того, чтобы человеку начать выздоравливать, ему необходима, в первую очередь, психологическая поддержка, опора и доверие к окружающим его людям.

Только доверяя человеку, другой может поделиться своими проблемами на все 100% и прислушаться к опыту решения похожей проблемы. А доверить свою проблему наркомании, алкоголизма, раскрыть свои тайны он может только такому же зависимому человеку, как и он сам. Зависимому, который на личном опыте знает о зависимости, ее последствиях и методах ее преодоления.

И только в таком окружении зависимый может, откровенно признавшись, сказать: «привет, я алкоголик/наркоман».

Предлагаем к прочтению: Лечение зависимости – а что после

Поэтому группы анонимных наркоманов/алкоголиков в Москве, которые являются ключевой частью процесса лечения и реабилитации наркозависимых, алкоголиков в нашем наркологическом центре Резидент – РеНа, позволяют зависимым людям свободно говорить о своей проблеме и применять к себе опыт выздоровления других собратьев. На группах нет осуждения, недоверия, злобы и презрения. Ведь у всех участников групп взаимопомощи схожая проблема: химическая зависимость и одна цель – обрести трезвость и чистоту!

Отзывы

Большое спасибо за Ваш профессионализм и мастерство

Добрый вечер, Юрий Михайлович. Хочу выразить Вам и всем вашим коллегам огромную благодарность. Большое спасибо за Ваши старания и знания, за Ваши усилия и советы, за Вашу доброту и понимание, за Ваш профессионализм и мастерство. Вы замечательный специалист…

Огромное спасибо всей команде реабилитационного центра, за то что вернули сына обратно к жизни

Добрый день, дорогие друзья. Я мама алкоголика. Вот уже четыре года, как я живу спокойно, не опасаясь за жизнь сына (4 года трезвости). Ровно четыре года назад мы с мужем решили, что так больше продолжаться не может, сын себя убивает и мы не можем ничего с этим поделать, и мириться мы с этим не хотели. Одна знакомая порекомендовала нам обратится в Резидент-Рена…

Спасибо всем кто принимал участие в моем выздоровлении

Добрый день, хочу рассказать свой опыт выздоровления в центре. Мне 31 год, мой стаж употребления более 10 лет, за эти годы пробовал лечиться, кодироваться и разные реабилитационные программы.
Честно скажу за все эти годы устал от такой жизни и мои родственники уже потеряли надежду и веру.

В центр приехал по рекомендации друга моей семьи…

Алкоголизм излечим! И об этом я знаю лично

Алкоголизм излечим! – об этом я говорю каждому, у кого есть проблемы со спиртными напитками. Публикуя этот отзыв о лечении алкоголизма в Резидент — РеНа и пытаясь донести до людей с химической зависимостью реальность этого выражения…

Я алкоголик, но я алкоголик выздоравливающий

Очень много в своей жизни я сделала ошибок. Хотя, когда теперь анализирую, ошибки были мне даны для того, чтобы я стала той, кем являюсь на сегодняшний день.

Сегодня я себе нравлюсь, чего нельзя сказать обо мне прежней. Раньше я вела безобразный образ жизни. И причиной тому стал алкоголь и сформировавшаяся алкогольная зависимость.

Но благодаря реабилитационному центру «Резидент — РеНа» я поборола проблему…

Лечение алкоголизма или алкоголик – это не модно

Лечение алкоголизма я начал тогда, когда осознал, что я алкоголик! Однако понял и признал это я не сразу. Начался путь моего осознания с того, что я попал в состояние глубочайшей депрессии от своей алкогольной зависимости, во время которого не мог себе представить, что мой пагубный кайф от принятия спиртного можно чем-то заменить. Именно это непонимание…

Отзыв алкоголика: трезвый Новый Год

Вот и пронеслась очередная череда новогодних праздников моей жизни. На этот раз мне даже не хотелось считать и говорить, что это мой пятый трезвый новый год. Зачем, если это обычный мой новый год моей обычной жизни.

И все равно вспоминается то, как это было в первый раз.

Как еще в начале декабря приходилось начинать уговаривать себя – «ну другие ведь могут, будет весело, все пройдет хорошо, праздник получится…» А ведь и реально все получилось гораздо веселее…

Я, Горовой Антон из города Липецк, более 10 лет назад встретился с такой бедой даже назову ее горем, это героин. Почему горе? Да потому что он убивал не только мою жизнь, но и отнимал здоровье у моих родных и близких людей. Что я только не предпринимал, сколько не пробывал бросить, ничего не получалось…

Я желаю ребятам побольше побед в этом нелегком деле

Привет всем!

Меня зовут Сергей, совсем недавно я был в тисках сложнейшей болезни наркомания, я был как будто в тумане, выхода из которого не мог найти долгих 4 года. Благодаря любимой маме я попал в клинику Рена…

Приветствую всех читателей этого текста, меня зовут Андрей мне 29 лет, восемь из которых я провел под влиянием тяжелой болезни наркомании, за это время я достиг дна, у меня не было ни друзей, ни работы, да и семья из за моей постоянной лжи и проблем которые я создавал отвернулась от меня…

«12 шагов» в Русской Православной Церкви — быть или не быть?

Цитата:

Я не утверждаю, что Петербург использует 12-шаговую программу. Просто, как мне кажется, они не так ее боятся, как Вы… Раз они явно ее читали и прорабатывали.

Если вы под Петербургом имеете в виду православные общества трезвения, то они НИКОГДА не использовали программу «12 шагов» в своей практике и относятся к ней отрицательно, осознавая её псевдо- или даже анти-христианский подтекст.

Цитата:

Что, 5 шаг АА не имеет никакого отношения к 5 ступени лествицы? Прямо совсем? Просто «так случайно вышло», что они совпадают ДОСЛОВНО?

Не случайно. Я созвонился с авторами «Лествицы трезвения» и они мне пояснили, что данный фрагмент был сознательно ими составлен по аналогии с пятым шагом программы «12 шагов». Это связано с тем, что в Санкт-Петербурге очень много адептов этого культа.

И для того, чтобы облегчить им вхождение в Церковь и помочь им легче принять православные принципы душепопечения (как правило, это удаётся сделать с огромным трудом — настолько искажён внутренний духовный мир американизмами у россиян, регулярно посещающих сектообразные группы «Анонимных Алкоголиков» или «Анонимных Наркоманов»), был прописан такой вариант текстовки.

И не забудьте, что в «Лествице трезвения» в 5-м пункте есть существенное дополнение, абсолютно отвергающее все постулаты «12 шагов» об алкоголизме или наркомании как следствии врождённой болезни:

«Здесь человек убеждается в том, что был пленен страстями, что в нем проявлялись не физиологические потребности, а присутствовало греховное наваждение. Таким образом, разум человеческий открывается к богопознанию.»

Цитата:

Короче говоря, не такая она страшная, как Вы тут «намалевали»…

Ну, товарищ трезвенник, главное — самого себя успокоить.

К сожалению, всё, что говорится об опасности для психики и души у лиц, проходящих программу «12 шагов» — правда. К сожалению для вас, порабощённого этим лжеучением. И к счастью для тех, кто смог узреть истинное положение вещей и понять, в какую духовную, или если угодно — психологическую ловушку его заманили или заманивают адепты программы «12 шагов».

Моя позиция на эту тему является всего лишь отражением позиции десятков и сотен специалистов с медицинским, психологическим и богословским образованием не только из России, но и из-за океана, то есть из США — места рождения в 1937 году идеологии «12 шагов».

Сколько лет христианству — тысячи! И сколько спасённых душ и жизней — миллионы!

Сколько лет программе «12 шагов» — 71! И сколько спасённых жизней — тысячи! А сколько спасённых душ — 0!

  • Цитата:
  • при таком Вашем отношении к цитированию я соболезную Вашему научному руководителю.
  • Не стоит — мои научные руководители вполне довольны проделываемой мной работой.

Есть у меня и духовный руководитель. Это иеромонах Анатолий (Берестов) — руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, по совместительству доктор медицинских наук, член Общественного совета при Федеральной службе России по контролю за оборотом наркотиков, член Национального антикоррупционного комитета России.

Вот его позиция о «12 шагах». Она изложена в части III его аналитической работы «Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы «12 шагов»»:

» «Шаги» и правда о них

… Как основной метод реабилитации наркозависимых в России в 90-х годах ХХ века, использовался протестантский метод «Анонимных Алкоголиков/Наркоманов (АА/АН)», предусматривавший 12 этапов, или шагов, реабилитации.

Мы подробно ознакомились с этим методом, проанализировали его, я сам неоднократно беседовал с некоторыми протестантскими пасторами, которые вели 12-шаговые терапевтические группы.

Это позволило нам убедиться, что идеология «Анонимных Наркоманов» не способна привести человека к Богу, не вселяет в него веру в исцеление и, как следствие, навсегда оставляет его наркоманом (или алкоголиком). Меня потрясли логические «религиозные» выводы из так называемых «шагов».»

Далее выборочно:

«ШАГ ПЕРВЫЙ: «Мы признали своё бессилие перед наркотиком (алкоголем), признали, что мы потеряли контроль над собой».

Но ведь мало только признать своё бессилие и потерю контроля над собой. Главное — осознать свою греховность перед Богом, перед людьми и понять, что «без Бога — не до порога».

Надо понять, что ты, творение Божие — стёр Бога из своей жизни и из души, жил без Бога, вопреки Богу, не выполнял ни одной заповеди Божией.

Читайте также:  Калина или клюква — что полезнее употреблять?

Но как можно донести до сознания сугубо грешных людей, и даже атеистов, агностиков, буддистов, кришнаитов и прочих эти понятия, когда они ничего не знают ни о Боге, ни о духовности, ни о нравственности? Не лучше ли было бы дать им какие-то, хотя бы минимальные знания об этих понятиях…

ШАГ ВТОРОЙ. «Пришли к убеждению, что только сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие»

Что же это за более могущественная, чем мы, сила? Может быть, это сила гравитации или сила другого человека? Здесь явно не имеется в виду Бог. Более того, как утверждается в 12-ти шаговой программе, «АА/АН не требуют, чтобы вы были верующими»…

С нашей точки зрения, Второй Шаг вряд ли приведёт к Богу и атеиста, и агностика, и бывшего верующего, и буддиста, и сатаниста, и язычника, потому что в АА/АН нет восприятия Живого Бога, Творца и Отца нашего.

Разные пути поиска веры могут завести нас в тупики веры или к искажённому представлению о Боге именно в силу испорченности нашей души грехом, нераскаянности, отсутствия «подлинного смирения» и непредвзятого отношения.

Давайте вспомним: при таком отношении к Богу, сколько сект существует в протестантизме и почти у каждой свой путь искания (Около 3000 сект насчитывается в настоящее время в протестантизме и у каждой свой путь, своё видение Бога или «Бог как мы его понимаем).

Точно так же получается и в АА/АН…

В АА/АН отношения к вере и Богу предвзяты и нацелены, прежде всего, на своё Я, а не на Бога.

12-ти шаговая Программа человекоцентрична, а не Богоцентрична, и В ЭТОМ ЕЁ ТРАГЕДИЯ И ГЛУБОКАЯ ОШИБКА.

ШАГ ТРЕТИЙ. «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем».

Препоручить свою волю Воле Божией — это, с нашей точки зрения, главный принцип реабилитации зависимых. Но Программа «12 шагов» по сути своей не даёт такой возможности человеку, ибо волю свою можно препоручить только Тому, Кому ты всецело доверяешь, Кого ты бесконечно любишь и с Кем ты находишься в интимных отношениях души.

Для АА/АН нет Бога как Личной Сущности, самой дорогой для тебя, ибо для одного это — Гуру, для другого — Космический Разум, которому ты вовсе и не нужен, для третьего — это Абсолют, Всё и Ничто, который стоит над миром и не взирает ни на него, ни на тебя. Ты ему также нужен как «телеге пятое колесо» и т.д.

Как можно вручить свою волю бездушному Абсолюту рерихианца-теософа или буддиста?…

Кому же препоручить волю свою в АА/АН, если ты даже не знаешь Его? Мне искренне жаль тех православных священнослужителей, которые вразрез истине Православия подменяют ее протестантскими измышлениями.

В «12-тишаговой» Программе так и написано: «Разве вы не доверили решение всех проблем, связанных с алкоголем (наркотиком), Содружеству Анонимных Алкоголиков (Наркоманов), полагаясь на его заботу, защиту и руководство? Ведь вы уже обрели желание подчинить вашу волю и ваши представления об алкоголизме (наркомании) тем идеям, которые выдвигает АА/АН».

Вот и выходит, что Программа — выше Бога, молитвы и исповеди. Вот Вам, пожалуйста, кодирование и программирование души на верность принципам и учению 12- шагам…

Зачем же нам за уши тащить заморские и инославные программы, которые с трудом приживаются у нас и малоэффективны?

ШАГ ЧЕТВЁРТЫЙ. «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения».

Современные «12-тишаговики» (прошу их извинить меня за невольный вульгаризм, я уважаю желание помочь страждущим, пусть даже они и ошибаются) отстали от жизни, и, видимо, не знают, что современные наркоманы настолько изуродованы духовно, что они даже не знают, что такое нравственность, духовность, а отсюда и оценить «глубоко и бесстрашно» свою жизнь с нравственной точки зрения уже, как правило, не могут.

Я провожу каждую субботу духовную беседу с зависимой молодёжью и, к сожалению констатирую её сугубую бездуховность…

Неужели пропагандисты 12-ти шаговой программы серьёзно могут думать, что молодые люди, не имеющие толком представления о нравственности, вдруг будут способны «глубоко и бесстрашно» оценить свою жизнь с нравственной точки зрения? Глубокое заблуждение и грубейшая ошибка! Я не сгущаю краски и не преувеличиваю социально-нравственную деградацию личности наркомана. Я — врач с большим стажем лечебной, научной и педагогической работы, всю жизнь проработавший с подростками и молодёжью, и хорошо знаю, что у наркоманов в зависимости от их преморбидного фона, степени педагогической запущенности, длительности и тяжести наркотизации развиваются интеллектуально-мнестическая, нравственно-духовная и социальная деградация, и на этом фоне формируется особый наркоманический тип личности. К счастью, в процессе реабилитации деградация личности, как правило, исчезает, если она была не очень сильно выражена и мозг ещё способен восстановить свои прежние качества и способности…

Чем больше времени проходит от распада Советского Союза, и падения коммунистического режима и идеологии тем всё хуже и хуже становится духовно-нравственное состояние наших сограждан…

Всё это накладывает на нас, православных реабилитологов, всё большую ответственность и предполагает пересмотр методов реабилитации.

И в этих условиях идеи православных методов реабилитации приобретают решающее значение.

Для того, чтобы нравственно оценить себя и свои поступки, надо знать, что такое нравственность и знать, что нравственность — категория религиозная и связана с такими понятиями как Бог, духовность, Закон Божий, а для этого надо привить эти понятия зависимым, как это делается в православных центрах реабилитации. Программа же «12 шагов» на протяжении 4 шагов, как я уже показал, этого не делает.

И надо понять, что с нравственностью совместимо и такое понятие как ГРЕХ. О грехе же ничего не сказано ни в этих 4-х шагах, ни во всех последующих. В 12-тишаговой программе нет такого духовно-нравственного понятия как ГРЕХ. Этого понятия в программе попросту не существует, как не существует понятия о духовности, о Боге, о Христе, о Церкви.

Да это и вполне понятно: зачем любому человеку — атеисту, неверующему, буддисту и рерихианцу-теософу говорить о грехе, Боге, духовности. Говорят, что именно благодаря программе и движению АА/АН любой человек — атеист, неверующий, мало верующий — может познать Бога и обрести мать-Церковь. Неверно это, или верно только отчасти.

Об этом говорит наш богатый опыт общения с различными молодыми людьми, и с зависимыми в том числе…

Так что не смогут подопечные АААН без указанных выше понятий «глубоко и бесстрашно» оценить себя и свою жизнь с нравственной точки зрения». Помочь в этом им смогут только православные программы.

ШАГ ПЯТЫЙ: «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений».

Этот пункт бессмыслен, если мы не определились с понятием Бога, Церкви, духовности, нравственности, Закона Божия, греха. Может быть, он и имеет какой-то смысл в среде светской, неверующей.

Какой смысл «перед каким-либо другим человеком признавать истинную природу наших заблуждений?» Что это нам даст? Уж лучше признать истинную природу наших заблуждений перед самим собой.

Весь смысл реабилитации — изменить свою духовную природу, перепрограммировать душу, запрограммированную всем образом жизни без Бога на совершение греха, изменить свой образ жизни.

Считаю «5-й шаг» Программы просто бессмысленным.

ШАГ ШЕСТОЙ: «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков».

Нет, не подготовили.

Потому что, как уже было объяснено выше, не осознали своей греховности, ибо даже понятие греха у данной программы отсутствует; не исповедывали свои грехи, потому что исповеди у протестантов, чьи корни несёт в себе движение АА/АН нет; Бога не познали и связи с Ним не установили; препоручили свою жизнь и волю неизвестно кому; не оценили свою жизнь с нравственной точки зрения, потому что понятия нравственности, греха и Бога нет.

«Сила более могущественная, чем мы» — неизвестно, что это такое: может быть это гравитация, а может быть некий Гуру, или бездушный Абсолют.. 12-ти шаговая программа не знает ни Бога как Творца вселенной, ни Бога как Промыслителя о нашем спасении, ни Христа как Спасителя от наших грехов.

Итак, Программа «12 шагов» не знает Христа, а люди, проходящие в ней реабилитацию, не приходят к Нему и не живут Им.

А между тем, один из видных богословов XX века святой преподобный Иустин Попович (Сербия) говорил о том, что без личности Христа учение Христово не имеет ни спасительной силы, ни непреходящей ценности. Оно спасительно настолько, насколько может быть божественной Его божественная Личность:

«Евангелие, Писания, весь Новый Завет, вся догматика, вся этика без чудодейственной личности Христа представляют собой вдохновенную философию, или романтическую поэзию, или утопические мечтания, или злонамеренный обман. И только личность Христа придаёт животворящую силу всему новозаветному учению.

Всё, что нужно человеку в этом мире и во всех возможных мирах, находится в личности Богочеловека Христа. В ней решение всех личных и всех социальных проблем не только нашего времени, но и всех времён до скончания истории.

Наши люди подверглись самой тяжёлой болезни 20-го века — веры в самого себя, которой смертельно больна вся европейская цивилизация», — говорит преподобный Иустин.

Как точно сказано: «…наши люди подверглись самой тяжёлой болезни… — веры в самого себя». 12-ти шаговая программа как раз тяжело больна именно этой болезнью — верой в саму себя, ибо она — человекоцентрична.

Как говорят сами приверженцы Программы «12 шагов» — «Слабые ее стороны — это навешивание ярлыков и религиозность» ( www.aa.org).

Возникает вопрос: зачем же тогда 12-тишаговикам сотрудничество с Церковью, тем более, что по их собственному утверждению «их программа не связана ни с каким вероисповеданием»? На этот вопрос они сами дают откровенный ответ: «священнослужители часто являются первыми, кому зависимые решаются признаться в своей болезни. Хорошо, чтобы священник сразу направлял человека в Содружество Анонимных Алкоголиков» (http://www.miloserdie.ru).

ШАГ СЕДЬМОЙ: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны».

А что такое смирение?

Может быть, не стоит дальше анализировать «шаги», и так уже ясно, что ничего путного мы не узнаем. Давайте закончим на этом анализ «шагов» в никуда.«

Вот такая правда жизни, товарищ трезвенник. Не всё золото, что блестит…

Движение анонимных алкоголиков и наркоманов

Современные концепции лечения наркозависимости, деятельность общества анонимных алкоголиков и наркоманов, пошаговое пояснение шагов программы «12 шагов».

Бесспорно, медико-биологическая концепция наркомании в последнее время развивалась достаточно продуктивно и позволяла проводить глубокие исследования патогенеза наркологических заболеваний и разрабатывать все новые подходы к лечению наркомании и токсикомании.

Однако, на сегодня стало более чем очевидным тот факт, что в рамки биологической структуры наркомании не укладывается значительное число проблем, связанных с этой патологией и фундаментальными, исключительно человеческими категориями, как мораль, этика и духовность.

Вне этих понятий трудно рассматривать ущерб, наносимый обществу наркотиками, ибо в первую очередь при наркомании страдают вышеуказанные качества личности.

С другой стороны, многие врачи и психологи считают, что основной задачей реабилитации наркозависимых является восстановление или актуализация морально-этических норм у каждого индивида, который в силу тех или иных причин оказался среди тех, кто стал на путь избавления от зависимости.

С этих позиций следует признать, что медико-биологическая концепция не удовлетворяет практические требования в силу своей интраперсональный ориентации. Потому, что при этом подходе все усилия терапевта концентрируются на оздоровление индивида, коррекции только его личностных характеристик.

В последнее десятилетие в психиатрии вообще, и в наркологии в частности, успешно разрабатывается комплекс терапевтических и реабилитационных подходов, которые в принципе строится на иной модели понимания наркологической патологии.

Это интерперсональная модель, которая рассматривает данные патологии как результат нарушения взаимодействия индивида с окружающей социальной средой. Именно воздействие среды позволяет исправить мотивационную структуру личности, создавать иную ориентации, изменить систему ценностей.

Данная концепция не вполне разработана с теоретической точки зрения, но зато она базируется на большом эмпирическом материале, что позволяет лучше понять проблему наркомании изнутри, с учётом, в первую очередь, социально личностного характера.

Основное достоинство такого подхода — это превращение пациента из пассивного соучастника практического процесса в активного исполнителя лечебно-реабилитационный программы. Модель может быть обозначена как социально-психологическая.

История деятельности Анонимных Алкоголиков

Примером такого подхода к терапии и реабилитации лиц, страдающих наркологическим и заболеваниями, может служить общество анонимных алкоголиков (ОАА). Оно возникло в известной мере стихийно в США в 1935 году и существует до настоящего времени.

Такие общества появились затем во многих странах, число членов также постоянно увеличивается.

По образу и подобию общество анонимных алкоголиков в дальнейшем возникли психотерапевтические сообщества для родственников больных алкоголизмом, созависимых членов семей, живущих в семьях алкоголиков, и общество анонимных наркоманов (ОАН).

В деятельности подобных обществ в терапевтическом и реабилитационном процессе врач не принимает непосредственного участия. Всю основную работу выполняют сами пациенты. Роль специалиста сводится к организации работы общества и оказанию консультативной помощи.

Таким образом, сразу же исчезает привычная форма отношений в системе врач-больной, где врач неизбежно занимает авторитарный, отцовскую позицию, а пациенту неизбежно достаётся с подчинённое положение, которое в ряде случаев вызывают столь сильное оппозиционную реакцию, что делает невозможным проведение лечения.

Члены общества анонимных наркоманов руководствуется исключительно прагматическими установками, направленными на решение единственной задачи: как воздерживаться от употребления наркотиков.

Никакие другие цели не декларируется и во всех остальных отношениях члены общества обладают абсолютной свободой выбора. Анонимность участников предполагает отсутствие любых форм регистрации, учета, контроля посещаемости и так далее.

Уже одно это способствует возникновению доверия и благожелательности. Форма психотерапевтической работы — проведение дискуссии на различные темы, связанные, так или иначе, с приемом наркотических средств, а также обсуждение индивидуальных психологических проблем.

Частично это напоминает групповую психотерапию, но только внешне, потому что, по сути, здесь отсутствует главный участник — врач.

В обществе анонимных наркоманов все члены равны, только секретарь, ведущий собрание, проявляет большую, чем другие, активность, причём органичность исключительно в процедурном вопросами.

Главным действующим лицом группы анонимных наркоманов является символическая “Высшая сила”, к которой апеллируют участники встречи, и которую каждый из них понимает по-своему. Это может быть коллективный разум или группа, это может быть Космос, природа или другое иррациональное понятие.

Для простоты “Высшую силу” обозначает словом Бог, хотя религиозная убежденность совершенно не является обязательным условием участников собрания группы анонимных алкоголиков или наркоманов.

Принципы деятельности общества анонимных алкоголиков — программа «12 шагов»

Психологическая и духовная переориентация по замыслу должна происходить постепенно, а для этого необходимо опираться на какую-то программу. За основу берется программа “12 шагов” — свод принципов являющихся, по сути, алгоритмом психокоррекции личности. Программа рассчитана на несколько лет.

Первый шаг программы «12 шагов» формулируется так:

“Мы признали, что бессильны в борьбе против наркотиков и что наши жизни стали неуправляемыми”.

Суть первого шага заключается в признание собственной беспомощности перед наркотиком.

Анализируя собственный опыт и опираясь на опыт предшественников, каждый участник признаёт бессмысленной борьбу с наркотиками, расписывается в своём поражении и отказывается от дальнейших попыток распоряжаться с собой в том, что касается приема наркотиков.

Таким образом, он не тешить себя иллюзиями, будто сможет контролированно принимать психоактивные вещества, а решается всякий раз избегать контакта с явно более сильным врагом.

Второй шаг:

“Мы пришли к убеждению, что сила, более могучая, чем наша собственная, может возвратить нам душевное дороги”.

Второй шаг программы «12 шагов» содержит в себе признание возможности получения действенной помощи. Участники общества, анализируя конкретные ситуации из собственной жизни, приходят к убеждению, что здоровье может быть восстановлено, что можно преодолеть влечение к наркотику.

Однако этого нельзя достичь собственными силами. Суть 2 шага достаточно наглаядно выражается в афоризме анонимных наркоманов: “Только ты, Ты один можешь это сделать, но ты не сможешь этого сделать один”.

Они призанют возможность найти помощь и одновременно помск ее вовне, в социальной среде.

Третий шаг:

«Мы решили отдать волю свою и жизнь под защиту Бога, причём каждый воспринимает понятия Бога по-своему».

Третий шаг программы «12 шагов» представляется логическим следствием первых двух. Каждый индивид, признавший собственное бессилие и осознавший потребность в помощи, говоря, отдает себя некой доброй и могущественной силе, веря, что она им распорядиться лучше, чем он сам.

В обществе анонимных наркоманов не принято дискутировать о философии или гносеологической сущности упомянутой силы. Этот вопрос специально оговорен в преамбуле общества.

В ней сказано, что ОАН не связано с никакой сектой, вероисповеданием, политическим направлениям, организацией или учреждением, оно не вступает в полемику по каким-то не было вопросам, не поддерживает и не выступает против каких бы то ни было интересов.

Сделав третий шаг, члены общества избирают для себя новый духовный ориентир, который выражается с помощью иррационального понятия Бог. В соответствии в соответствии с концепцией К.

Юнга идеальные ценности представляют собой архетипы, категории коллективного бессознательного, которые существуют как проекция глубинных комплексов “Я” на окружающий мир.

Таким образом, в системе взглядов самих членов ОАН понятие Бог из религиозного трансформируется в социально психологическое и становится важным фактором психотерапевтического процесса.

Следующие шаги (от 4 до 10) представляет поэтапный процесс духовного самоочищения, в котором на первый план выходит признание своих недостатков, откровенные, исповедальные изложение своих аморальных поступков и последовательное деятельность по исправлению совершённых ошибок.

Во время этой длительной и кропотливой работы, которая сочетает интропсихическую активность и невербальную деятельность, происходит, по сути, формирование нового образа жизни для лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией.

Важно то, что в ходе групповых встреч каждый постепенно убеждается сам, без давления со стороны в эффективности предложенной программы, в ее способности влиять на психическое состояние, а следовательно, вероятности избранного пути.

В процессе совместной работы не приемлемым считается дидактический тон, исключаются какие-либо обвинения одного члена группы по адресу другого. Каждый должен излагать или собственный взгляд, не претендовать на его безусловную предпочтительность. Понятно, что члены общества делятся личностным опытом, собственными мыслями, избегая экстраполяции индивидуальных оценок на общие категории.

В общении друг с другом пациенты руководствуется определенными принципами, которые сжато, изложены в 12-ти традициях членов анонимных наркоманов. В них говорится о независимости групп, их принципиальной самостоятельности во всех вопросах, основных целях деятельности и способы их достижения.

Здесь подчеркивается, что отношение общества анонимных наркоманов с обществом строится не на агитации, а на разъяснение, что анонимность является духовной основой всех традиций. Это служит постоянным напоминанием о приоритете групповых интересов над интересами отдельной личности.

Некоторая недемократичность последнего положения компенсируется абсолютной добровольностью участия.

Четвертый шаг:

“Мы провели глубокое и смелое изучение своего поведения”.

Участники на практике осваивают непростую технику самоанализа и учатся обнаруживать истинные мотивы своих поступков, которые, как известно очень часто не соответствует декларируемым.

Пятый шаг:

«Мы признались перед Богом, собой и хотя бы одним другим человеком в сущности своих ошибок”.

Благодаря этому этапу терапии по программе «12 шагов» возникает феномен, подобный вербализации переживаний в психотерапевтической группе. Рассказывая о собственных, скрытых от других переживаниях, члены группы значительную часть безсознательного материала переводят в ознание, чем достигается стабилизация эмоционального состояния и, подчас, катартический эффект.

Шестой шаг

“Мы были полностью готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от всех этих отрицательных черт характера”.

Члены общества не расчитывают переродиться только благодаря желанию, но как бы продемонстрировать свою готовность к диалогу со «Сверх Я».

Седьмой шаг:

“Мы смиренно попросили его исправить этим наши недостатки”.

  • На практике это означает, что ориентируясь на собственные актуализированные морально-этические комплексы и чутко прислушиваясь к высказываниям и эмоциональным реакциям других членов группы, каждый индивид может произвести коррекцию и собственных личностных дефектов, которые обусловлены социально-психологической природой и воспитанием.
  • Восьмой и девятый шаги предполагает конкретные действия.
  • Восьмой шаг:

“Мы составили список всех лиц, которым мы причинили зло и приготовились возместить причиненный нами ущерб».

Девятый шаг:

“Мы лично возместили ущерб тем лицам, где только возможно, кроме тех случаев, когда возмещение принесло бы им или другим людям вред”.

Часто осуществление этих шагов не выходит за рамки символических действий, но чрезвычайно важной является реализация на уровне сознания таких фундаментальных и экзистенциальных понятий, как совесть, добро, справедливость и так далее.

Принципиальным положением программы ОАН является признание факта неизлечимости наркомании, в том смысле, что в любой момент возможно развитие рецидива. Отсюда вытекает необходимость постоянно поддерживать себя в определённом тонусе, не позволяя когда-либо прекратить терапевтический процесс.

Десятый шаг:

“Мы продолжали критически наблюдать за своим поведением, и когда ошибались, то смиренно признавали это”.

На этом, уже относительно отдалённом этапе терапии, в начале, участники апеллируют к рациональному началу, которое, в сущности, представляет наивную персонализацию системы социальных связей, проекцию отношений в системе “Я — Окружающий мир”.

Одиннадцатый шаг:

“Мы старались путем молитвы и размышления улучшить сознательный контакт с Богом, как мы его понимаем, молясь лишь о понимании Его воли и прося силы для исполнения ее».

Упоминание молитвы, так же как и понятие «Бог», не связывается с конкретной религиозной системой. Сама молитва выглядит предельно просто: “Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого”.

Двенадцатый шаг:

“После духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались делиться этим опытом с другими наркоманами и применять эти принципы всех наших делах”.

Это важнейший шаг во всей програмне, в нём заложена потенция общества к саморазвитию и укреплению социальных связей.

Благодаря такой позиции каждый член ОАН со временем становится своеобразной точкой кристаллизации, возле которой появляется один или несколько новых участников.

Кстати, как указывается в главе о профилактике, наибольших успехов в профилактической работе добивается лица, ранее страдавшие наркоманией или алкоголизмом, но  прекратившие прием психоактивных веществ.

По оценкам некоторых исследователей программа «12 шагов» в несколько раз эффективнее, чем любой из известных на сегодня биологических индивидуально психотерапевтических способов лечения наркомании. При этом не требуется каких-либо специальных расходов на оборудование и персональные медикаменты.

Нашей стране достаточно успешно развивается движение анонимных наркоманов или алкоголиков, и их количество уже исчисляется десятками. В этом сказывается богатый опыт, накопленный зарубежной психотерапевтической практикой, в первую очередь, американскими коллегами, который имеет позитивные результаты в нетрадиционных подходах к лечению наркомании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]