Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность и значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве главного приоритета внутренней политики нашего государства.
Табакокурение среди детей и подростков в России принимает всё более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье.
Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин. По данным медико-социальных исследований, средний возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы с курением и периодически употребляют спиртные напитки.
- Во-вторых, с распространением вредных зависимостей происходит лавинообразное развитие симптомов болезни — многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.
- В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний.
- Профилактика табакокурения, наряду с профилактикой алкоголизма и наркомании — одно из главных направлений работы государственных, образовательных, общественных организаций, в первую очередь, с детьми и молодежью не только в России, но и за рубежом.
Никотин оказывает многостороннее действие на нейровегетативные функции и обменные процессы. Однако психотропное его действие по сравнению с другими психофармакологическими веществами менее интенсивно, но более заметно.
В процессе табакокурения возникает хроническая интоксикация организма. Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков.
Поэтому в Международной классификации болезней (МКБ) табачная зависимость, наряду с алкогольной и наркотической, выделена в особую категорию. Развитие табачной зависимости связано с характером курения (возраст, в котором начинают курить, стаж, частота курения), с особенностями организма и самим характером курильщика.
Чем раньше подросток начал курить и чем продолжительнее стаж курения, тем легче и крепче у него развивается табачная зависимость.
Для возникновения зависимости важную роль играют психосоциальные условия — курение родителей, родственников, педагогов и других значимых взрослых (тенденция к идентификации) и, особенно, влияние курящих друзей (солидарность).
Продолжение однажды начатого курения зависит от многих факторов. Курильщик научается определять действие сигарет на психические функции, особенно на чувство неудовольствия и напряженности (оперантное обуславливание), этому способствуют часто повторяемые однотипные манипуляции прикуривания, вдыхания и т.д.
Дальнейшее курение к тому же обусловлено фармакологически: соматическое привыкание, необходимость повышения дозы, преодоление проявлений абстиненции (в основном вегетативного характера) в результате повторного курения.
Признаки зависимости, по определению ВОЗ, свойственны курильщикам. Страстное курение близко к алкогольному и барбитуратному типу зависимости. Поэтому курение часто связано с алкоголизацией, а также с наркотической зависимостью.
Таким образом, подростки начинают курить в результате многих причин. Поэтому для того, чтобы быть эффективными, профилактические программы должны успешно «работать» с формами и методами предупреждения табака и обеспечить каждого человека, начиная с детского возраста, необходимыми навыками сопротивления социальному давлению.
Основными направлениями и формами профилактики табакокурения среди подростков являются:
- Первое направление: профилактическая работа с родителями:
- — формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;
- формы работы: родительский урок, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей;
- — предупреждение внутрисемейного вовлечения детей к раннему табакокурению;
- формы работы: семейное консультирование у психолога и специалиста по социальной работе, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье;
— оказание помощи психолога семье в конфликтных ситуациях (например, ребенок начал принимать алкоголь, курить, уходит из дома и т.д.);
- формы работы: консультирование по вопросам «семейного примирения», помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как помочь ребенку, который начал курить и употреблять алкоголь».
- Второе направление: воспитательно-педагогическая работа с подростками:
- — разработка и модификация образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предметы — валеология, ОБЖ, физкультура);
- — разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления алкоголя и табака (обучение и воспитание через предмет — литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий табакокурения);
- — разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты для обучающихся;
- — разработка и внедрение общешкольных антиалкогольных и антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия курению;
- — формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимого поведения.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику табакокурения
- Первичная профилактика табакокурения включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к табакокурению.
- Целями первичной профилактики являются:
- — изменение ценностного отношения детей и молодежи к курению, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;
- — сдерживание вовлечения детей и молодежи к табакокурению за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антиалкогольных и антитабачных установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
- Современная концепция первичной, ранней профилактики табакокурения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
- Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- — формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от курения;
- — формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи с ребенком, начавшему курить;
- — внедрение в образовательной среде инновационных технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и курения и приема алкоголя и наркотиков;
- — развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка.
- Вторичная и третичная профилактика табакокурения имеют цель максимально сократить продолжительность воздействия никотина на человека, ограничить степень вреда, наносимого табакокурением как потребителю, так и окружающей его микросреде — учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.
На сегодняшний день существуют разные модели профилактической работы
Образовательная модель профилактики основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направленных на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях табакокурения с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от него.
Медицинская модель профилактики основана на информационно-лекционном методе.
Это совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии никотина на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий табакокурения.
Психосоциальная модель профилактики основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению привычки к курению.
Это совместная деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противодействии групповому давлению.
Программа профилактики должна предусматривать выявление и анализ социальной среды детей и подростков, которое может негативно влиять, приобщить молодых людей к употреблению алкоголя и наркотиков, легальных и нелегальных веществ. В данном случае профилактическая работа возлагается на правоохранительные органы, инспекторов по работе с несовершеннолетними.
Таким образом, профилактика табакокурения среди детей и подростков, предусматривает активные профилактические мероприятия, включает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий и развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.
Источник: https://scienceforum.ru/
Статью подготовила: медицинский психолог Е.О. Шахрай
Влияние курения на эмоционально-психическое здоровье подростков — успехи современного естествознания (научный журнал)
1
Кожокина О.М. 1
Складчикова Г.В. 2
Ковалева Т.А. 3
Колмыкова М.Р. 2
Ряскин К.А. 2
1 ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко»3 ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
Проведена оценка вероятности негативного воздействия курения на эмоционально-психическое здоровье подростков.
Установлено, что у 70 % курящих подростков наблюдается несколько повышенный уровень школьной тревожности, у 40 % – самооценочной, у 20 % – межличностной тревожности. Показатель общей тревожности несколько повышен у 30 % курильщиков. Обнаружено, что у 20 % курящих подростков повышен индекс агрессивности, у 50 % – индекс враждебности.
Выявлено, что у 20 % курящих подростков снижен объем внимания.
1. Бабанов С.А. Табакокурение в молодежной среде и пути профилактики // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2002. – № 1. – С. 13–15.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Звездина И.В. Табакокурение детей и подростков. – М.: Изд-во «Литтерра», 2007. – 216 с.
3.
Берковиц Л.Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 512 с.
4. Киселева Е.А. Влияние табакокурения на здоровье // Новые Санкт-Петербургские врачебные ведомости. – 2003. – № 4. – С. 64–68.
5. Сафаев Р.Д. Подходы к лечению табакокурения // Военно-медицинский журнал. – 2003. – № 4. – С. 28–33.
6. Шальнова С.А.
Распространенность курения в России. Результаты обследования национальной представительной выборки населения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 1998. – № 3. – С. 9–12.
Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Все больше подростков оказываются втянутыми в курение.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьников, замедляя их физическое и психическое развитие [1, 2, 4, 6].
Проявление агрессии в учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует педагогов и родителей. Каждый индивид должен обладать определенной степенью агрессивности, однако чрезмерное развитие ее может формировать весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на самостоятельную кооперацию [3].
Повышенная тревожность способна ухудшать возможности учащегося, снижать результативность его деятельности, что в свою очередь еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.
Внимание – залог хорошей успеваемости учащихся. Уменьшение объема внимания безусловно отражается на учебной деятельности.
- Целью данной работы явилось исследование влияния курения на такие составляющие эмоционально-психического здоровья подростков как агрессивность, враждебность, тревожность, внимание.
- Материал и методы исследования
- К исследованиям привлекались учащиеся 9-х классов МБОУ «Лицей № 1» (возраст 15–16 лет).
В первую группу входили учащиеся, некурящие в данный момент и не курившие прежде. Вторая группа состояла из курящих подростков. Исследования проводились анонимно. Обе группы включали одинаковое количество человек и состояли из мальчиков.
Оценка тревожности осуществлялась с использованием «Шкалы тревожности» (по Кондашу). Методика «Шкала тревожности» разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша.
Особенность шкал такого типа состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызывать тревогу.
Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Диагностика уровня агрессии проводилась по вопроснику А. Басса – А. Дарки. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми шкалам. Индекс враждебности включает в себя шкалы «Обида» и «Подозрительность»; индекс агрессивности – «Физическая агрессия», «Раздражение», «Вербальная агрессия».
Для оценки влияния курения на внимание применялась методика Шульте «Объем внимания». Для проведения исследования использовали пять таблиц с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25.
Определялось время, за которое испытуемый показывал и называл вслух все числа по порядку. Подсчитывалось количество допущенных ошибок.
Суммарное время поиска по всем таблицам характеризует объем внимания испытуемого: чем меньше время выполнения задания, тем больше объем.
Результаты исследования и их обсуждение
Обнаружено, что 90 % некурящих подростков характеризуются нормальным уровнем общей тревожности, у 10 % выявлено «чрезмерное спокойствие». Следует отметить, что только у 10 % учащихся уровень школьной тревожности несколько повышен.
Наиболее благоприятно состояние самооценочной тревожности: для 90 % подростков характерен нормальный уровень, для 10 % – «чрезмерное спокойствие».
При исследовании межличностной тревожности выявлено 10 % случаев «чрезмерного спокойствия», 10 % – тревожность несколько повышена, 80 % – норма.
Таким образом, некурящие подростки характеризуются в целом нормальным уровнем тревожности.
Для курящих подростков были получены следующие данные: у 70 % курильщиков наблюдается несколько повышенный уровень школьной тревожности, у 40 % – самооценочной, у 20 % – межличностной тревожности. Показатель общей тревожности несколько повышен у 30 % курящих подростков.
Результат проведенных исследований указывает на связь курения с повышенным уровнем тревожности. Вероятно, подростки прибегают к курению как к средству снятия тревожного состояния. Средние показатели по всем видам тревожности приведены в табл. 1.
Таблица 1
Влияние курения на уровень тревожности подростков
Вид тревожности | ||||
школьная | самооценочная | межличностная | общая | |
Норма (мальчики) | 10,5 ± 6,5 | 11,0 ± 7,0 | 11,0 ± 6,0 | 35,5 ± 18,5 |
Некурящие подростки | 13,0 ± 2,0 | 16,0 ± 2,0 | 13,0 ± 2,0 | 42,0 ± 6,0 |
Курящие подростки | 19,0 ± 2,0 | 18,0 ± 2,0 | 16,0 ± 2,0 | 53,0 ± 6,0 |
Известно, что повышенная тревожность вызывает переутомление.
Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы индивида, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Зачастую подростки основным способом борьбы с тревожностью считают курение, которое, как показали наши исследования, только усугубляет проблему.
Результаты оценки индекса агрессивности и враждебности курящих и некурящих подростков приведены в табл. 2.
Таблица 2
Влияние курения на индексы агрессивности и враждебности подростков
Индекс агрессивности | Индекс враждебности | |
Норма | 21,0 ± 4,0 | (6,5-7,0) ± 3,0 |
Некурящие подростки | 13,0 ± 4,0 | 7,0 ± 3,0 |
Курящие подростки | 22,0 ± 4,0 | 10,0 ± 2,0 |
Выявлено, что для 90 % некурящих подростков индекс агрессивности ниже нормы, враждебности – норма. Обнаружено, что у 20 % курящих учащихся индекс агрессивности повышен, у 50 % индекс враждебности превышает норму.
Подростковая агрессивность – комплексное личностное образование [3]. Причинами агрессивного поведения могут быть как психологические, так и социально-психологические факторы. Подростков с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность.
Среди агрессивных подростков все чаще встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрацией своей самостоятельности, взрослости.
При этом именно курение используется в среде подростков в качестве символа независимости, приводя к обострению проявлений беспричинной агрессии [6].
С использованием методики Шульте был исследован объем внимания некурящих подростков (табл. 3).
- Обнаружено, что объем внимания у некурящих подростков соответствует норме.
- Таблица 3
- Влияние курения на объем внимания подросков
Время поиска цифр, мин | Ошибки | |
Норма | 159 ± 48 | 0,1 |
Некурящие подростки | 142 ± 37 | 0,1 |
Курящие подростки | 169 ± 39 | 0,1 |
Установлено, что курение негативно отражается на внимании: у 20 % подростков его объем снижен.
Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности подростка к обучению, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие при обучении, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ученика, уровень, на котором оно находится в данный момент, и причины, вызывающие его снижение.
Как показали наши исследования, курение является одним из факторов, способствующим снижению объема внимания, а, значит, негативно сказывающимся на процессе обучения.
Выводы
По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. У 70 % курящих подростков наблюдается несколько повышенный уровень школьной тревожности, у 40 % – самооценочной, у 20 % – межличностной тревожности. Показатель общей тревожности несколько повышен у 30 % курильщиков.
2. У 20 % курящих подростков повышен индекс агрессивности, у 50 % – индекс враждебности.
3. У 20 % курящих подростков снижен объем внимания.
Таким образом, обнаруженное в данной работе отрицательное влияние курения на такие составляющие эмоционально-психического здоровья подростков как агрессивность, тревожность, враждебность, внимание подтверждают необходимость активной пропаганды борьбы против курения [1, 2, 5].
Библиографическая ссылка
Кожокина О.М., Складчикова Г.В., Ковалева Т.А., Колмыкова М.Р., Ряскин К.А. ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 9-11;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32576 (дата обращения: 11.01.2022).
О вреде курения подростков
Вред курения для подростков
Подростковое курение – распространённая проблема в современном мире. Кто-то приходит к нему из-за проблем внутри семьи, другие пытаются подражать взрослым, многие дымят просто за компанию, чтобы не выделяться среди своих. Так или иначе, курение на неокрепшем организме сказывается разрушительно, влияя не только на здоровье в целом, но и на физическое и умственное развитие.
Почему подростки начинают курить?
Самая популярная причина – это стремление не выделяться из общей компании сверстников. Школьнику кажется, что таким образом он повышает свой авторитет в глазах всей компании. Так проще завести новые знакомства и не отбиться от уже существующей толпы.
Ещё одна черта, свойственная всем подросткам – это чрезмерное любопытство. Если взрослые курят и им так это нравится, значит, надо узнать, что же это такое. А запреты на сигареты только подогревают интерес к ним. Первая затяжка кажется игрой и чем-то несерьёзным, но потом подросток сам не замечает, как уже втянулся и выкуривает целую пачку.
Подражание взрослым – третья причина из основных. Подростки часто перенимают внешние атрибуты того, что по их мнению показывает «взрослость». Разумеется, такая позиция в корне не верна. Взрослого человека определяют поступки и ответственность за свои действия.
Отдельно стоит выделить девочек. Часто они начинают курить не только по вышеперечисленным причинам, но и для того, чтобы понравиться парню или казаться модной. Девочкам-подросткам кажется, что с сигаретой в руках они выглядят старше и привлекательнее. Но это не так.
Вред курения для подросткового организма
Вред никотина для растущего организма намного серьёзнее, чем для взрослых. Токсины действуют на подростков сильнее и быстрее вызывают привыкание, поскольку тело ещё не до конца сформировано. От курения страдают все системы организма. Подвергаются негативному воздействию процессы роста, умственное и половое развитие.
Влияние на мозг и нервную систему
Никотин пагубно влияет на состояние сосудов, в результате чего нарушается кровообращение в головном мозге. У курящего подростка заметно ухудшаются концентрация внимания и память, что для школьника является большим минусом.
Кроме этого, снижается качество зрения, повышается риск появления глаукомы. Никотин разрушительно влияет и на состояние некоторых зон коры, в результате чего ухудшается слух.
Под воздействием сигарет сильно страдает нервная система. Последствия этого непредсказуемы: одни подростки становятся чересчур эмоциональными и вспыльчивыми, другие же, наоборот, замыкаются в себе, страдая от депрессии и мнительности.
Влияние на кожу
Никотин плохо действует на кожу. Он ухудшает работу сальных желез, которые и так не идеальны под действием гормонов. В результате смолящий подросток не только покрывается прыщами, но и страдает от чрезмерной сухости кожных покровов.
- От курения могут появиться и другие дефекты, например, некрасивые пигментные пятна или желтоватый болезненный оттенок.
- Влияние на сердце и сосуды
- Ни один курильщик не может избежать проблем с сердцем и сосудами. У курящего подростка могут возникнуть следующие патологии:
- гипертония;
- тахикардия;
- сосудистые спазмы;
- хрупкость сосудов;
- атеросклеротические бляшки.
- Сердечно-сосудистые заболевания – явно не то, что может обрадовать в столь раннем возрасте. Плохая работа сердца ведёт к быстрой физической утомляемости.
Влияние на лёгкие
Этот орган страдает в первую очередь, поскольку именно в бронхи поступает основная масса никотина. Проблемы с лёгкими дают о себе знать сначала одышкой при физических нагрузках, потом подросток начинает жаловаться на постоянный кашель. Если он не бросит плохую привычку, то рискует получить рак лёгких. Эта болезнь особенно распространена среди заядлых курильщиков.
Влияние на гормональный фон
В первую очередь никотин разрушительно сказывается на работе щитовидной железы. Последствия этого нарушения:
- учащение пульса;
- повышенная температура тела;
- прыщи;
- перхоть;
- плохое состояние кожи;
- сухость во рту;
- эмоциональная неустойчивость;
- нарушения сна.
Сбои в работе щитовидной железы по цепочке тянут за собой патологии всей эндокринной системы.
Влияние на репродуктивную систему
Раннее курение задерживает физическое развитие, в том числе и половое. Особенно опасно это для девочек. У них наблюдается:
- нарушение менструального цикла;
- бесплодие;
- заболевания внутренних половых органов.
Эти побочные эффекты от курения проявляются более чем у половины девушек, которые начали курить до 16 лет. Кроме явных проблем с половой сферой, у девочек наблюдаются задержки в развитии вторичных половых признаков.
Курящие мальчики тоже не застрахованы от проблем в этой сфере. Курение ведёт к снижению уровня мужских гормонов, которых и так ещё не очень много в подростковом возрасте. Если мальчик продолжит курить после полового созревания, никотин может привести к нарушению потенции и бесплодию.
Влияние на мышцы и кости
Изнашивание сосудов в столь раннем возрасте под воздействием никотина приводит к нарушению снабжения тканей полезными веществами и кислородом. В результате рост замедляется, а физическая выносливость падает.
Нельзя сказать, сколько сантиметров роста или килограммов веса не доберёт такой школьник, но проблемы с физической выносливостью, слухом и зрением у него будут точно.
Влияние на иммунитет
Никотин напрямую влияет на состояние иммунитета, являясь сильным нейротоксином. С каждой выкуренной сигаретой иммунная система организма слабеет, делая его уязвимым для вирусных заболеваний. Ослабление иммунитета не только повышает риск заболеть, но и обостряет уже имеющиеся хронические болезни.
Последствия курения в подростковом возрасте
Курение в детском и подростковом возрасте намного опаснее, чем во взрослом, поскольку не позволяет организму сформироваться правильно. Никотиновая зависимость у подростка в будущем приводит к таким проблемам, как:
- плохая память;
- неспособность сконцентрироваться на деле;
- ухудшение зрения;
- слабый слух;
- плохое обоняние;
- замедление реакции на раздражитель;
- низкая выносливость;
- нервное истощение;
- гормональные нарушения;
- бессонница;
- сердечные заболевания;
- болезни печени и почек;
- заболевания дыхательной системы;
- плохая кожа;
- ухудшение состояния волос, зубов и ногтей;
- быстрое изнашивание сердца и сосудов;
- риск онкологических образований;
- патологии репродуктивной системы;
- задержки в физическом и умственном развитии.
Перечисленных причин вполне достаточно, чтобы убедить тинейджера не начинать курить не только в 14-16 лет, но и во взрослом возрасте.
Курение и его влияние на организм подростка — Рассказовская ЦРБ
- Курение подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:
- — во-первых, те кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь;
- — во-вторых, курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак, эмфизема легких);
- — в-третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки — курильщики чаще страдают от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.
- 1. Причины курения подростков
- Наиболее часто:
- — Подражание другим школьникам, студентам;
- — Чувство новизны, интереса;
- — Желание казаться взрослыми, самостоятельными;
- — У девушек приобщение к курению часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.
- Однако путем кратковременного и нерегулярного вначале курения, возникает незаметно самая настоящая привычка к табаку, к никотину.
Никотин — являющийся нейротропным ядом становится привычным и без него в силу установившихся рефлексов становится трудно обходиться. Многие болезненные изменения возникают не сразу, а при определённом «стаже» курения (рак легких и других органов, инфаркт миокарда, гангрена ног и др.).
- Почему курить вредно?
- Начать, пожалуй, стоит с мнения экспертов.
Согласно многочисленным исследованиям, был установлен факт, что от курения страдает память, и нарушается концентрация внимания. Для школьника это самые критичные аргументы, поскольку при таких проблемах говорить о прилежной учебе не приходится, а значит – светлое будущее попадает под большой вопрос.
Однако это далеко не все опасности, которые поджидают молодой организм в случае острой никотиновой зависимости. Как сообщают медицинские сотрудники, отрицательный эффект сигарет негативно отражается на работе всех внутренних органов и жизненно важных систем.
Здоровье глаз и острота зрения. Поскольку никотин повышает внутриглазное давление, юный пациент попадает в группу риска заболевания глаукома, которое в дальнейшем негативно скажется на зрении и обеспечит его существенную посадку. При этом снижение остроты зрения зачастую имеет необратимый характер и может быть исправлено лишь операционным путем.
Органы слуха. Табачные изделия способствуют стремительному разрушению клеток слуховой коры, в результате чего не исключается угнетение функции слуха, рассеянность слухового восприятия, отсутствие нормальной реакции на внешних раздражителей.
Нервная система под воздействием никотина может вести себя самым непредсказуемым образом, например, подростку может быть присуща повышенная активность и эмоциональность, но также не исключены приступы хандры и депрессии.
Состояние кожи неразрывно связано с образом жизни пациента. Кожные покровы курильщика нуждаются в остром лечении угревой сыпи, акне и себореи, а свойственна им чрезмерная сухость, пятна пигментации и нарушение работы сальных желез.
Эндокринная система. При курении в организме подростка происходят серьезные нарушения в работе щитовидной железы. Как известно, дисфункция этого важного органа может привести к гормональному сбою, от которого страдает не только эндокринная, но и другие внутренние системы подросткового организма.
Сердечно-сосудистая система. Как правило, все заядлые курильщики – это хронические сердечники – гипертоники, а объясняется такая закономерность быстрым износом миокарда, спазмами сосудов, потерей эластичности капилляров, формированием атеросклеротических бляшек и повышением объема мышечных волокон сердца.
Легкие. Это первый орган человека, который в большей степени страдает от регулярного поступления никотина. Сначала подросток испытывает затрудненное дыхание при минимальных физических нагрузках, а потом жалуется на затяжной сухой кашель и одышку. Во взрослом возрасте «первенство по раку легких» отдана как раз заядлым курильщикам.
Профилактика курения у подростков
Вне зависимости от того, насколько активно и качественно проводятся профилактические мероприятия в школах, основная забота о будущем детей лежит на плечах родителей. Можно ругать и наказывать, можно запрещать и контролировать расходование карманных денег. Но такие меры — это попытка исправления своих же ошибок, «воспитание вдогонку».
Гораздо правильнее — позаботиться о том, чтобы догонять не пришлось. А для этого нужно настойчиво и своевременно дать своему ребенку максимум информации. Не читать нотации, а заблаговременно сформировать у него правильное отношение к такому негативному явлению, как курение.
- ·Вашему сыну или дочери необходимо знать всю правду о вреде курения как активного, так и пассивного.
- ·Ребенку нужно понимать, что, несмотря на то что любимые герои фильмов и сериалов, которым хочется подражать, и держат сигарету в руках на экране, в жизни все в основном ведут здоровый образ и занимаются спортом.
- ·Необходимо помочь ребенку занять себя каким-то видом спорта, от которого пользы намного больше, чем от сигарет.
·Нужно объяснить, что при знакомстве и общении со сверстниками следует всегда оставаться свободным от их давления и придерживаться своего мнения. Нет необходимости курить за компанию или чтобы не быть белой вороной.
Профилактику курения надо проводить, начиная еще с детского сада, когда у ребенка идет формирование ценностей жизни, восприятия различных явлений. Важно привить ребенку негативное отношение к курению с раннего возраста, чтобы, придя в школу, он не поддался влиянию старшеклассников или детей из неблагополучных семей и смог устоять перед соблазном попробовать закурить.
Заключение
Во многих странах уже вошло в моду некурение. Быть крутым – это значит быть физически здоровым, иметь сильное развитое тело, успевать в жизни. Это несовместимо с курением. Хорошо, если скоро так будут считать все подростки и взрослые в нашей стране. Только этого надо не ждать, а действовать самим и сейчас.
Сигаретный дым тает легко и быстро, а проблемы остаются. Наверное, до тех пор, пока в руках вместо сигареты не будет настоящего дела.
Участковый педиатр Е.И.Шатилова
Профилактика табакокурения у подростков
Категория: Профилактика.
Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально-экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения».
Курение — главная угроза здоровью и основная причина смертности россиян. Расчёты, приведённые ведущими российскими учёными и экспертами ВОЗ, показали, что в Мире курят около 1 миллиарда человек, для которых курение является частью образа жизни. В России курят 44 млн взрослых — это 40 % населения страны: 62 % — мужчины, 22 % — женщины. Россиянин выкуривает более 17 сигарет в день.
В последнее время растёт число курящих среди подростков, молодёжи и женщин. Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Особенный вред курения для детей и подростков обусловлен физиологией еще незрелого организма.
Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет. Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы кего клеткам должно поступатьнужное количество кислородаи питательных веществ но,ни вкоем случае нетоксинов— втом числе и из табачного дыма.
Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких, чем те, кто начал курить после 25 лет. В 15 лет у каждого российского подростка формируется выраженная табачная зависимость.
Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте.
Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин.
К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.
Педагог должен быть знаком с начальными проявлениями и динамикой развития это вредной привычки. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым.
Подросток при курении копирует все детали этого процесса, характерные для того лица, которому он стремится подражать. При негативном отношении родителей к этой патологической привычке ребенок начинает курить тайком в компании сверстников, вдали от взрослых. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию.
Чтобы купить сигареты, подросток начинает «выкраивать» деньги из выдаваемых родителями на различные цели (завтраки, кино). Появляется страстное желание с шиком вынуть из кармана пачку в красивой упаковке и броскими этикетками, распечатать, вынуть сигарету, закурить и угостить сверстников.
И у большинства подростков на первых этапах курение вызывает неприятные ощущения (кашель, першение в горле, головокружение, тошноту).
Прежде всего от табачного дыма страдает легочная система, разрушаются механизмы защиты легких, и развивается хроническое заболевание — бронхит курильщика. Часть табачных ингредиентов растворяется в слюне и, попадая в желудок, вызывает воспаление слизистой, впоследствии развивающееся в язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.
Крайне вредно табакокурение сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы и часто приводит к сердечной недостаточности, стенокардии, инфаркту миокарда и другим заболеваниям. Содержащиеся в табачном дыме радиоактивные вещества иногда способны вызвать образование раковых опухолей. Табачный дым вредно влияет не только на курящего, но и на тех, кто находится рядом с ним.
Причины привыкания к курению различны.
На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина — развитие при длительном табакокурении пристрастие к никотину — одной из разновидностей наркомании. При никотиномании развивается характерная наркоманическая зависимость от табакокурении, имеющая определенные стадии:
- исчезновении даже при частом курении различных неприятных ощущений в организме и появления навязчивого труднопреодолимого желания курить, переносимость никотина на этой стадии высокая и доходит до 10-15 сигарет в день, у курильщика появляется чувство якобы повышающейся при курении работоспособности, улучшения самочувствия.
- влечение к курению принимает навязчивый характер, при перерыве в курении появляются чувство психического дискомфорта, внутренняя неудовлетворенность, выносливость к никотину повышается, и подросток может выкурить до 20-25 сигарет в день, появляются признаки болезненных нарушений внутренних органов: бронхиты, изменения пульса, колебания артериального давления, появляется расстройство центральной нервной системы в виде нарушений сна, раздражительности;
- более тяжелая стадия никотиномании — на этом этапе бросить курить уже довольно трудно, многие пытаются бросить, но вскоре возобновляют курение под влиянием различных причин: уговоры курящей компании, неприятности.
Ученые разработали различные инновации, помогающие бросить курить:
- программируемый портсигар, раскрывающийся в первую неделю один раз в час, потом — через каждые полтора часа, а затем — соответственно часа через три-четыре, при этом из него удается выудить лишь одну сигарету, но если курильщик попытается заполучить лишнюю сигарету — механизм выходит из строя без всякой возможности дальнейшего ремонта;
- зажигалка с табло на жидких кристаллах и блоком логики: цифры на табло показывают количество сигарет, выкуриваемых за день по заданному плану отвыкания и сверх него, сообщается и дневной ритм курильщика, то есть время, прошедшее между двумя выкуренными сигаретами с надписью: «Не спеши!»
- зажигалка со встроенным миниатюрным устройством при каждом прикуривании исполняет несколько тактов траурного марша;
- пепельница с вмонтированным звуковым устройством: когда курильщик тушит сигарету, раздается натужный кашель с хрипом и бульканьем как у больного бронхиальной астмой;
- пластыри;
- жевательные резинки;
- конфеты.
Профилактика курения подростков — тема достаточно актуальная, не только в школах среди подростков, но и во всем мире. Основы пропаганды здорового образа жизни должны закладываться с юношеского возраста, а именно в стенах школы. Никотин в форме сигарет — наиболее распространённое (наряду с алкоголем) психоактивное вещество.
Ситуация в нашей стране неблагоприятная, число курильщиков не только растет, но активно и молодеет. Необходимо активно проводить профилактику курения: проводить антирекламу курения, рекламу здорового образа жизни.
Борьбу с курением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого средства (беседы, лекции, кинофильмы, плакаты), чтобы выработать у подростка отрицательное отношение к курению.
К этой работе необходимо привлекать родителей и общественные организации.
Увлечение курением, как и другими вредными привычками и занятиями, ослабевает, если у школьника правильно организован досуг, исключено безделье, он увлекается искусством, наукой, спортом и постоянно обогащается духовно, интеллектуально, физически.