Телевизор и компьютер не для детской

  • «Телевизор и компьютер:
  • друзья или враги?»
  • Телевизор и компьютер не для детской

Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом,  занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.

Выходной, выспаться бы! Но ненаглядное чадо подходит к вам в 8 утра, и вы даёте «добро» на мультики. В течение дня телевизор или компьютер будет по-прежнему включен.

В наши дни телевизор и компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребёнок научится сидеть, его устраивают перед экраном, который всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом.

Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка, но для его психического здоровья. Одно из этих последствий — отставание в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна детям почти каждой в группе детского сада.

Как показывают специальные исследования, 25% четырёхлетних детей страдают серьёзными нарушениями в речевом развитии. Вы спросите, причём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь.

Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница кто говорит с ребёнком — взрослый или герой мультфильма? Разница огромная.

Речевые звуки, не обращённые к ребёнку с экрана лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не побуждают к ответу, действию, не вызывают каких либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих слов.

Многим из детей трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать в памяти предыдущие фразы, и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им становится трудно читать, поэтому детям не интересно, скучно читать даже самые хорошие книги.

Главное право ребёнка  право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основные законы развития психики ребёнка.

Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми.

Никакие технические средства, никакие, даже самые совершенные приспособленные средства массовой информации не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Но чем дольше ребенок сидит перед «голубым экраном», тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители — с учителями, и так далее.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером.

В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей.

Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Итак, компьютер — друг или враг?

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию

Компьютерные игры учат ребенка:

  • классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере — это те же занятия.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир.

Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.

Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.

Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии, они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности.

Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

А в этом поможет наша родительская культура, «знание врага в лицо», самообразование в этой области.

Поэтому время, которое дошкольники проводят за компьютером и просмотром телевизора, должно быть сбалансировано с развивающими мероприятиями. Физическая активность, творческие занятия, игры со сверстниками и игрушками, чтение книг и другие дела — вот, что по настоящему поможет ребёнку исследовать мир.

  1. Эксперты считают, что:
  2. — дети до двух лет должны держаться подальше от экрана;-  дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить за компьютером и телевизором не более одного часа в день;
  3. —   детям старше 5 лет допустимо не более двух часов в день.
  4. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени — 10-15 минут.

Конечно, компьютер может быть хорошим инструментом для развития. Главное для этого выбрать соответствующую возрасту деятельность или игру.

  • Детям дошкольного возраста можно предложить:
  • — вводить буквы, слова или цифры в текстовых редакторах;
  • — смотреть обучающие презентации в программе PowerPoint;
  • — рисовать в простых графических редакторах;
  • — смотреть развивающие мультфильмы.
  • Существуют мультимедийные игры для дошкольников, но я считаю, что дошкольников не следует к ним приучать, потому что очень скоро ребёнок погружается в виртуальный мир, вырваться из которого будет очень не просто.

Когда ребёнок проводит время за компьютером, вы можете помочь ему с тем, что происходит на экране. Большинству дошкольников понадобится ваша помощь, чтобы открыть нужную программу, сохранить или распечатать свою работу. Ваше участие поможет вашему ребёнку развить компьютерную грамотность.

Поговорите с ребенком о том, сколько времени он может провести за ПК. Предложите ребёнку несколько вариантов деятельности за компьютером, и пусть он выберет то, что захочет.

         Выключайте ПК после завершения работы. Составьте семейные правила и придерживайтесь их всей семьёй.

Тема компьютера и ребенка очень спорная, до конца неизученная, а потому вопрос: «быть или не быть?» решаете только Вы!

Каково же влияние компьютера на здоровье ребенка?

Если о пользе компьютера почти не спорят, вопросы о его вреде вызывают массу дискуссий. Многие считают, что он вреден даже взрослым. Неокрепший организм малыша тем более подвержен всяким вредным факторам, защищен от них меньше, а тяжесть последствий у него больше.

К опасным факторам, возникающим при работе за монитором, относятся следующие:

  • ухудшение зрения;
  • электромагнитное излучение;
  • появление дерматитов различной сложности;
  • негативное влияние аэроионного воздуха;
  • развитие сколиоза;
  • возникновение психологических проблем.

Давайте попробуем в этом разобраться.

Ухудшение зрения.

Наши глаза реагируют на мельчайшие вибрации изображения на экране. Ребенок, занимающийся за монитором, «держит» глаза в постоянном напряжении, что негативно сказывается на мышцах, управляющих глазными яблоками. После малышу трудно сконцентрировать взгляд на каком-то предмете, особенно мелком. У него все расплывается перед глазами.

Сначала это состояние быстро проходит, но в дальнейшем неизменно приводит к ухудшению зрения. Можно постараться немного улучшить положение, если научить ребенка делать гимнастику для глаз, чередовать работу на компьютере с активными играми, правильно его установить, выбрать оптимальную цветовую картинку для рабочего стола.

Также хорошо помогают специальные очки.

Искривление позвоночника.

Эта проблема появляется у детей не только от занятий на компьютере, но и при неправильном сидении за столом, партой. Чтобы не развивался сколиоз нужно учить детей ровно держать спину, не горбиться, а компьютер установить так, чтобы ребенку не приходилось ни сутулиться, ни вытягивать шею или высоко держать голову.

Электромагнитное излучение.

Некоторые приуменьшают эту проблему, аргументируя тем, что компьютеры нового поколения практически безопасны. Действительно, новые компьютеры на много безопаснее старых, но безобидными их называть преждевременно. Дело в том, что любой прибор, потребляющий или производящий электроэнергию, имеет электромагнитное излучение.

Оно не распределяется в пространстве, а концентрируется возле прибора, образуя электромагнитное поле. Его воздействие на человека еще не изучено досконально. Пока установлено, что оно негативно влияет на плод, вызывает нервные расстройства, некоторые проблемы с корой головного мозга и нарушения в работе иммунной системы.

Стоит ли обращать на предостережения врачей внимание, каждый волен решать сам, но меры предосторожности принять все же не помешает.

Читайте также:  Цели в жизни спасают от маразма

Например, ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, установка монитора не ближе 70-80 см от пользователя, установка компьютера ближе к стенам, которые поглощают некоторое количество излучения.

Дерматиты.

Это заболевание проявляется нечасто, но тоже имеет место. Возникает оно из-за оседания на лице аэрозольных заряженных частиц. Если кожа малыша к ним чувствительна, на коже появляются покраснения, зуд, другие неприятные реакции. Если это возникло, другого способа, как исключить занятие на компьютере, нет.

Аэроионный состав воздуха.

Аэроионы, выделяющиеся компьютерами и скапливающиеся в воздухе при длительной работе, воспринимаются, прежде всего, кожей и органами дыхания. При их избытке ухудшается общее самочувствие, появляется головная боль, пропадает аппетит, ребенок чувствует усталость, плохо спит. Ослабить влияние аэроионов можно частым проветриванием помещения и сокращением времени работы на компьютере.

Психологические проблемы.

Малыш, много времени проводящий у компьютера, нередко начинает жить в виртуальном мире, неадекватно воспринимает реальность, порой даже боится ее. Такие дети отказываются от общения со сверстниками, чувствуют себя в их среде неуверенно.

Бывают случаи, когда дети не понимают, что «убить» можно только один раз, что жизнь дается только одна. У таких детей ослабляется чувство самосохранения, или появляются агрессивные действия к товарищам или животным.

Также у маленького человечка может развиться компьютерная зависимость, может случиться даже стресс, если оторвать его от любимой игрушки.

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.Телевизор и компьютер не для детской

         Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.

Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень  холестерина в крови.

Советы родителям:

  1. Откажитесь от привычки спихивать  ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите  ему какое-нибудь дело — пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
  2. Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю  и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
  3. Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать  себе на этот день более  полезные занятия.
  4. Не ставьте телевизор в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем, какие передачи  и в какое время смотрит ребенок.
  5. Не оставляйте телевизор включенным  для создания  шумового фона. Если ребенок хочет  услышать  что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
  6. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
  7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
  9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
  11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  12. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
  13. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
  14. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.

Дети и гаджеты — доктор Комаровский ответил на вопросы

Телевизор и компьютер не для детской

Телевизор работает в фоновом режиме? Дали ребенку смартфон или планшет со словами «лишь бы не капризничал»? Это все относится к проблеме, на которую призывает обратить внимание популярный детский врач Евгений Комаровский. Речь о неконтролируемом использовании электронных устройств.

С экраном (не имеет значения, с каким — телевизора, смартфона, планшета) связано огромное количество проблем. Особенно в первые два года жизни, — бьет тревогу доктор. — Принципиально меняется способ получения информации об окружающей среде.

Прежде всего, ребенок получает информацию совершенно неестественным способом: он сидит и смотрит в одну точку. Кроме того, у ребенка отсутствует социальное взаимодействие. А это основа основ изучения мира, когда он обращается к кому-то и получает ответную реакцию.

Серьезная проблема состоит и в том, что нормальные действия предметов не улавливаются через экран. К примеру, на экране мячик не отскакивает, а потом куда-то исчезает.

И с этим всем связаны реальные проблемы: ожирение, психические расстройства, нарушения сна, привыкание.

Телевизор и компьютер не для детской

Доктор Комаровский призывает родителей сокращать экранное время для детей!

Если это невозможно, постарайтесь сделать так, чтобы рядом был взрослый человек, который будет комментировать и объяснять то, что происходит на экране, — отмечает эксперт.

Ранее Евгений Комаровский ответил на вопрос, с какого возраста детям можно играть с гаджетами:

Когда нужно бегать, прыгать, скакать, в результате чего формируется двигательная система, растут легкие, сердце, а сосуды учатся адаптироваться к постоянно меняющейся физической активности, человеческий детеныш сидит и смотрит на мерцающий экран. К чему это приведет, не знает никто. Как врач, я категорически против компьютерных игр до двухлетнего возраста.

Далее есть стандартное правило, которое родителям безумно сложно соблюдать, — не более двух часов экранного времени в сутки. Помните: мама как развивающая игра намного полезнее. Папа, который вместе с ребенком строит из кубиков домик, в тысячу раз круче, чем любой гаджет. Но папе легче уткнуть годовалого ребенка в мультики, а самому отдыхать. Это неправильно.

У вас сейчас работает телевизор в фоновом режиме? Ребенок уже играл с гаджетами?

Все фото: Depositphotos

Консультация для родителей:"Компьютер и телевизор друг или враг?"

  • Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ейский реабилитационный центр для детей и
  • подростков с ограниченными возможностями»
  • Методическая разработка
  • Консультация для родителей
  • « Компьютер и телевизор
  • друг или враг ?»
  • Подготовила воспитатель :

Юрикова В.В.

  1. 2019 год
  2. «Тем, кого боги хотя уничтожить, они сначала дают телевизор»
  3. Артур Кларк

Телевизор и компьютер в семье не редко является главным центром притяжения. Они становятся для ребенка закадычными друзьями, которые ежедневно развлекают его, снабжая различной информацией, практически оказывают на него гипнотическое воздействие. В это время притупляются зрение, слух, восприятие и снижаются познавательные способности.

Установлено, что если в доме постоянно работают телевизор или компьютер, то словарный запас у детей будет значительно ниже, потому что общение с ребенком является основной составляющей развития мозга. Ученые доказали: ни мозг ребенка, ни нервная система, ни его органы чувств не способны выдержать потока информации, «льющегося» с экрана.

Как следствие – неоправданная агрессия, нарушение сна, потеря аппетита, проблемы с учебой и даже отставание в развитии. Многим из детей трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать в памяти предыдущие фразы и связать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких -либо образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им становится трудно читать, поэтому детям не интересно, скучно читать даже самые интересные и хорошие книги.

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко он нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером.

В результате, взрослые и не подозревают, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять родителей, особенно много работающих.

Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.

Итак, компьютер – друг или враг?

Компьютерные игры развивают у ребенка:

  • — быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память, внимание, логическое мышление, зрительно – моторную координацию;

Компьютерные игры учат ребенка:

  • — классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Вред компьютера:

  • — долгое сидение за компьютером вредит здоровью ребенка (прежде всего нарушается зрение и осанка);
  • — сильная привязанность к компьютеру мешает ребенку общаться со сверстниками;
  • — компьютерные игры отупляют или ожесточают (речь идет об агрессивных играх «стрелялки»);
  • — постоянное пребывание в виртуальной реальности вредит развитию ума и душевных качеств ребенка;
  • — составление текстов с помощью машины мешает ребенку научиться самостоятельно составлять собственные письменные тексты.

Компьютер станет вашим помощником, учебным пособием и прекрасно разовьет творческие способности детей. Но при одном условии – если родители освоят компьютер вместе с детьми; помогут найти сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно.

Нужно показать ребенку, что с помощью компьютера можно рисовать, искать нужную информацию. Вместе с детьми создать свой сайт и принимать участие в различных конкурсах.

Родителям нужно познакомиться с компьютерными играми и не допускать в дом игры из серии «стреляй и убивай»

Если ребенок слишком много смотрит телевизор, а взрослые не отбирают программы которые можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь осмыслить то, что происходит на экране, такие дети начинают использовать в своих играх заимствованные из телепередач фрагменты, их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Как предотвратить проблему?

  • посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей;
  • — замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, чтения;
  • — побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.

Телевизионная или компьютерная зависимость возникает вследствие дефицита общения ребенка с родителями. Поэтому разговаривать со своим чадом нужно как можно больше. Интересуйтесь его успехами, помогайте в реализации талантов и стремлений.

Советы родителям:

 1. Детские глазки, в отличие от взрослых, устают очень быстро, а чрезмерная нагрузка ведет к ухудшению зрения. Телезритель в возрасте должен проводить после трех лет – не более получаса. Именно поэтому неплохо пополнять фильмотеку малыша сборниками коротких мультфильмов.

Читайте также:  Изобретения человека, которые во всем виноваты

 2. Ребёнок должен сидеть прямо напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Малышей часто приходится просить отодвинуться подальше – их так завораживает картинка, что они то и дело подходят вплотную к экрану – еще чуть-чуть, и мультгерои окажутся прямо в комнате.

 3. Изучайте телепрограмму вместе с малышом, за таким занятием он почувствует себя взрослым. Пусть ребенок выберет, что он будет смотреть: диснеевский мультик, детскую программу или вечернюю сказку.

Помните: реклама, фильмы ужасов, кровавые боевики – табу для ребёнка. В его присутствии не смотрите ничего агрессивного.

Психологи считают, что западные мультики имеют высокий коэффициент скрытой агрессии, а вот мультфильмы советской поры абсолютно беззлобны, и лучше отдать предпочтение им.

4. Несмотря на большой соблазн, не пытайтесь превратить телевизор в своего заместителя. «Пусть посмотрит мультик, а я пока обед приготовлю…» — плохая практика. Вы и не заметите, как малыш попадет в телепаутину, и тогда его будет сложно оторвать от экрана.

 5. Не оставляйте ребенка одного во время просмотра мультика. Чтобы использовать телевизор для развития, нужно комментировать малышу всё происходящее. Если по экрану прыгает зайчик, а малышу вы об этом не сказали, откуда он будет знать, что это зайчик?

 6. Малыш не должен играть в комнате при включенном телевизоре – даже занятый игрушками ребенок периодически бросает взгляды на экран, а это вредно для зрения. Гул и мерцание утомляют его.

7. Посиделки у телевизора обычно сопровождаются поглощением бутербродов, орешков, сладостей, поэтому лучше вообще отказаться от привычки есть перед телевизором. Как показали исследования, дети, которые проводят много времени у ТВ-экрана, ведут малоподвижный образ жизни и часто страдают ожирением.

 8. Для просмотра телепередач и компьютерных игр лучше подходит утреннее время. Во-первых, свежий отдохнувший ребенок лучше воспримет информацию. Во-вторых, у него есть время, чтобы «переварить» ее. А вечерние просмотры чреваты тем, что малыш, перевозбудившись, будет плохо спать.

 9. Не старайтесь каждый день радовать свое чадо новыми мультиками и не переживайте, если ребенок в сотый раз просит поставить одно и то же. Это просто значит, что каждый раз он находит в любимом мультфильме что-то новое и интересное.

10.Назначьте один день без компьютера и телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать  себе на этот день более  полезные занятия.

11.Не ставьте телевизор и компьютер в детской, если только  не  хотите окончательно потерять  контроль над тем, какие передачи  в какое время смотрит ребенок и в какие игры он играет.

12. Комната, в которой он смотрит телевизор, должна быть хорошо освещена.

13. В процессе просмотра телевизора и работой за компьютером необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

14. После просмотра телевизора и занятий за компьютером нужно сделать зарядку для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

      Когда мы смотрим, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

  •     Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней.
  •     Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер  является причиной развития близорукости у ребенка.
  •     Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.
  • Комплекс упражнений для утомленных глаз

      Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

     Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

     С меткой на стекле: смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Выполняется сидя.

    Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения

Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево- вправо, вниз- вверх, (6-8 раз).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз- влево, вверх- вправо),против часовой стрелки (вниз- вправо, вверх- влево) (6-8 раз).

Телевизор и компьютер не для детской

Телевизор, компьютер, планшет и мобильный телефон — что вреднее для детского здоровья?

Телевизор и компьютер не для детскойНе утихают споры о вреде и пользе телевизора, компьютера и мобильного телефона для здоровья ребенка. Аргументы «за» и «против» высказывают врачи, психологи и родители. Совсем недавно представлен рейтинг вредности техники для зрения детей дошкольного возраста, составленный окулистами. Вот как он выглядит: 1 место — мобильные телефоны, 2 место — планшеты , 3 место — компьютеры и 4 место — телевизор.

По мнению окулистов, самое пагубное влияние на не сформировавшееся до конца детское зрение оказывает просмотр мелких изображений, близкое расстояние до экрана от глаз и самое опасное — склоненная вниз голова. В таком положении глаза ребенка выполняют наиболее сложную, так называемую прецизионную, или высокоточную работу и испытывает большую нагрузку. Именно склонение головы при просмотре мультфильмов или чтении текстов с планшета, мобильного телефона или книги, лежащей на горизонтальной плоскости, способствует развитию близорукости у ребенка.

По совокупности факторов в рейтинге вредности техники на детское здоровье лидируют мобильные телефоны, которые в наши дни можно увидеть и в руках пятимесячных малышей.

Телефоны опаснее всего для зрения ребенка, потому что в них мелкое изображение и маленькие буквы, чем в планшетных компьютерах. Кроме того, рассматривать мобильный телефон надо, склоняя голову с близкого расстояния.

Также надо глядеть изображения и читать тексты с планшета, но у них дисплей сравнительно больше экрана смартфонов.

Компьютер тоже портит зрение, но он хотя бы стоит на столе и такое расположение несколько снижает его вред. Взгляд ребенка направлен прямо, немножко вдаль. А планшет находится внизу, в руках или на коленях, что заставляет ребенка постоянно склонять голову. Поэтому планшет однозначно вреднее для здоровья ребенка, он может испортить не только его зрение, но и привести к сколиозу позвоночника.

Благодаря компьютеру в обиходе окулистов появилось новое понятие — взрослая близорукость. Раньше зрение у детей ухудшалось, как правило, в школе, так как ребенок с началом учебы вынужден длительное время сидеть, склонившись над партой, книгой и тетрадью.

Учитывая то, что у детей глаза продолжают расти и зрение нестабильное, близорукость именно в этом возрасте и проявляется. А сегодня даже многие взрослые, проводящие много времени за компьютером, отмечают значительное снижение остроты своего зрения.

Если же у родителей ребенка плохое зрение или имеется астигматизм, то лучше вообще не разрешать ему сидеть за компьютером.

Игры и просмотры мультфильмов по компьютеру, планшету и смартфону для детей, имеющих наследственную расположенность к близорукости, дальнозоркости и астигматизму, необходимо заменить другими развивающими средствами.

Смотреть мультфильм лучше всего по телевизору, только сажать ребенка надо подальше от экрана. Безопасное для зрения расстояние — не ближе трех метров. Но смотреть телевизор ребенок должен сидя, а не лежа на диване или наклоняя голову вверх, сидя на полу.

Голова его не должна быть наклонена вперед или вверх, он должен смотреть на экран прямо.

Сколько минут безопасно ребенок может сидеть перед экраном телевизора, и с какого возраста — вопросы очень индивидуальные.

Общая рекомендация — после 1-2 лет можно включать ребенку мультики по телевизору по 10-15 минут в день.

Если у малыша есть неврологические заболевания, он легко возбуждается, капризничает и не спит после просмотра телевизора, то ему лучше вообще не разрешать смотреть телевизор.

Известная пословица гласит: «Здоровье и счастье не живут друг без друга». Родители не должны безответственно относиться к сохранению зрения и правильной осанки ребенка. Плохое зрение и сутулость могут негативно влиять не только на внешний вид ребенка, но и на его характер и успешность.

Ношение очков и искривление позвоночника неизбежно приводят к тому, что в характере ребенка появляются нерешительность и неумение преодолевать трудности. Но больше всего на формирование личности ребенка влияют не плохое зрение и сколиоз, сколько то, как на них реагируют окружающие.

Детям, носящим очки или имеющим заметное нарушение осанки, очень трудно стать лидером в классе, зачастую они не хотят идти в школу и не имеют друзей из-за того, что одноклассники их обзывают «очкариком» или «сутулым».

Родители при воспитании ребенка не должны проявлять беспечность, оставляя ребенка смотреть онлайн-мультики в планшете, смартфоне или компьютере. Необходимо всегда помнить о том, что нет ничего важнее правильного развития ребенка и его здоровья.

Если по возрасту ребенку разрешается смотреть телевизор не более 10-15 минут, то больше этого времени не стоит ему его включать, чтобы только иметь самой возможность заняться своим делом или отдохнуть.

Играйте вместе с малышом сами и научите его общаться со сверстниками, чтобы он не требовал постоянно включать ему мультфильм и научился быть более спокойным.

Самое важное, что могут сделать родители для своего ребенка — это любить его и сохранить его здоровье, а не окружать его дорогими вещами и оставлять одного в комнате, где круглые сутки работает телевизор и компьютер. С маленьких лет берегите здоровье своего ребенка и приучите его к труду, чтобы он вырос самостоятельным человеком, способным преодолевать любые трудности.

systemseti.com

Телевизор, компьютер в жизни первоклассника

Каким должен быть отдых? Давайте вспомним, как отдыхают наши дети, вернувшись из школы. 

Хорошо, если на детской площадке или вы прогулялись с ребёнком в парке. Но большинство, придя домой, просто включает телевизор. А если есть доступ к компьютеру, то пока игра не закончится – не остановятся. Многих родителей такое положение вполне устраивает. Что ж, ребёнок на глазах, не подерётся, не ушибётся, стекло не выбьет, сидит в тепле.  Но здесь есть одно очень важное «но».

Читайте также:  Польза и вред стойки на голове (ширшасаны)

Спросите ребёнка, просидевшего несколько часов перед телевизором, какая его любимая передача, или что он смотрел вчера. Ничего вразумительного вы не услышите. Смотрят они всё подряд и даже то, что не соответствует их возрасту.

Не утруждая себя выбором, они подходят к телевизору, перещёлкивают каналы. Для них не важно, начало это или конец передачи, о чём – тоже подчас неважно.

Главное на экране что-то показывают, что-то говорят, кто-то смеётся, плачет, стреляет. Детей чаще всего занимает сам процесс просмотра. Такая же ситуация и с компьютером. Игры, бесконечные игры. Время уходит, уже пора спать.

А уроки ещё не сделаны. И кроме скандала, траты здоровья – ничего хорошего для ребёнка нет.

Он не читает, не гуляет, не помогает родителям, он прикован к одному или двум экранам. Даже уроки некоторые ребята делают с включённым телевизором, при этом утверждая, что он им ни сколько не мешает. 

Приходит однажды бабушка ученицы и рассказывает столь знакомую всем историю: «Моя внучка очень устаёт в школе. Приходит из школы, ложится спать. В семь вечера садится за уроки.

В комнате у неё всё время работает телевизор, но она говорит, что телевизор ей не мешает. Она ведь его не всё время смотрит, а только время от времени. Уроки внучка делает до 12 часов ночи, родители не вмешиваются.

А утром не выспавшаяся, с головной болью, она идёт в школу. Посоветуйте, что делать?»

Какой в этом случае можно дать совет? Это результат крайне беспорядочного режима дня, превратившегося в привычку. И при этом всё, казалось бы, объяснимо: школьница переутомлена, не высыпается, значит, сон после школы ей необходим. Уроки переносятся на вечер.

Телевизор предлагает развлечение, но при нём подготовка уроков растягивается до глубокой ночи. Получается порочный круг, выйти из которого трудно. Первое, что в этом случае надо сделать — исключить на какое-то время просмотр телепередач, чтобы наладить нормальный режим дня.

Многие родители понимают, что зрелищность, которую предоставляет экран, отнимает много времени у ребят. Дети мало читают, мало гуляют, не включаются в домашние дела. И тогда родители принимают странное решение: не подпускать детей к телевизору.

Конечно, это уже крайность, на которую идут родители из-за собственного бессилия.

О том, что долгое просиживание около телевизора не безобидно – известно давно. Давайте обратимся к статистике:

  • 2/3 детей от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
  • время ежедневного просмотра телепередач ребёнком составляет в среднем более 2-х часов;
  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
  • 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга своего  времяпровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьёй.

Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более  не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы 1-2 получасовые передачи в день или непродолжительная  игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.

А что даёт ребёнку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное? Вот как отвечают на этот вопрос сами дети:

  • Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
  • Возможность нахождения ответа на вопросы, ответы на которые не может получить у взрослых из – за их занятости.
  • Возможность понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  • Развитие познания, повышение культурного уровня.
  • Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
  • Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Вот что диктуют санитарные нормы. Просмотр телевизора:

  • 6-8 лет – не более 1 часа в день,
  • 9-12 лет – не более 1,5 часа в день.
  • Между учёбой и просмотром телевизора должен быть промежуток 30 минут.

Компьютер: для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать в 1-5-м классах -15 минут.

Но данная задача, увы, подчас трудно решается. Она требует организованности и дипломатичности от родителей. Отношения к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей.

Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно, и дети в нём видят единственный вид отдыха.  В наше время не часто встречаются семьи, где любовь к книге была бы семейной.

Отпала очень хорошая привычка устраивать в семье громкие чтения, обсуждать прочитанное.

Вот поэтому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени.  Всё «пожирают» телевизоры и компьютеры. А как  наши дети смотрят телевизор? Кто из них помнит и знает о гигиенических нормах при просмотре? Напомню их вам.

Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше двух метров и не больше пяти метров. Размер экрана – 21 дюйм и больше. Чем больше экран, тем больше должно быть расстояние до него от глаз ребенка.

При этом не имеет значение характеристика экрана – плоский он или обычный, плазменный или жидкокристаллический. TV можно смотреть только в положении сидя: в вечернее время – с включенным светом.

Иначе создается большая разница между освещённостью экрана и комнаты, что является неблагоприятным условием для работы зрительной системы. 

Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает более существенное воздействие на зрительные рецепторы. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения,  нежели чёрно-белого. Но опять же всё зависит от того, сколько и как смотреть.

Дети, часами сидящие перед телевизором, утомляют не только зрение, но и мозг. Головной мозг находится в состоянии постоянной умственной работы: восприятия и осознания поступающей информации.

Как видим, отдых у телевизора, а уж тем более у компьютера довольно относительный, т. к. умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном.

Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры  приводят к перевозбуждению нервной системы. Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне могут плакать, вскрикивать, просыпаться.

Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять сидение. Сидение за партой сменяется сидением за экраном, а  ведь ещё необходимо сидеть за уроками.

Подведём итог: телевизор и компьютер занимают в жизни современных детей слишком много времени, которого, подчас, не хватает ни на общение с родителями, ни на выполнение уроков, ни на полноценный сон.

Безусловно, мы не лишим их удовольствия посмотреть любимую передачу по телевизору. Но главным другом вашего ребёнка должна стать книга.

Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги! Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. 

Чтобы привить ребенку любовь к литературе, очень важно правильно и по возрасту подбирать книги. Для младших школьников следует подбирать детские книги, которые соответствуют возрасту вашего ребенка. Не стоит предлагать детям взрослые книги, поскольку детская психика не готова к тем проблемам и реалиям, которые изложены во взрослой литературе.

В книгах для младших школьников должен быть несколько увеличенный, простой шрифт, чтобы ребенку было удобно ее читать, и он не испортил зрение. Лучше всего, если бумага будет цвета слоновой кости, а вот от ярко-белой бумаги глаза очень быстро устают. Также обратите внимание на иллюстрации, которые представлены в книге.

Возможно, обилие иллюстраций уже не так важно для младших школьников, как для детей дошкольного возраста, но все же лучше выбирать книгу с небольшим количеством качественных иллюстраций. Младшие школьники, читая, могут уже сами фантазировать и представлять образы литературных героев, а некачественные иллюстрации могут лишь испортить впечатление о книге.

Выбирайте книги, которые отвечают интересам вашего ребёнка, но иногда  советуйте почитать книгу на другую тему, стараясь вызвать его интерес. Идя за книгой в магазин или в библиотеку, обязательно берите ребёнка с собой. Рассмотрите с ним обложку книги, прочитайте имя автора, название книги.

Может ваш ребёнок уже читал рассказ Н. Носова в школе и теперь с удовольствием прочитает другие рассказы этого писателя. Если имя автора и название не заинтересовали ребёнка, то рассмотрите иллюстрации, прочитайте небольшой отрывок.

Помните, детская книга всеми своими средствами старается привлечь внимание маленького читателя.

Если ребёнок ещё плохо читает, то объём книги должен быть небольшим, либо книга должна состоять из нескольких небольших по объёму произведений.

Шрифт должен быть крупным, в книге должно быть много иллюстраций, захватывающий сюжет. Не надо заставлять ребёнка подолгу читать. Лучше меньше, но чаще. Читайте с таким ребёнком по очереди по абзацу, затем по странице.

Читайте перед сном. На каждом этапе чтение не должно занимать более 10-15 минут.

Не забывайте проявлять постоянный интерес к тому, что читает ваш ребёнок. Обсуждайте прочитанные книги, просите рассказать понравившийся отрывок. Хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте уверенность в его силах. 

Памятка для родителей:

  • Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов, ужинов, разговоров перед сном.
  • Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите всё подряд.
  • Обсуждайте любимые телепередачи после просмотра.
  • Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослых. Детьми легко управлять. Особенно пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране. Их необходимо исключить из просмотра детей.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]