Современные технологии позволяют лечить зубки детей под наркозом без рисков для здоровья маленьких пациентов. Тем не менее, вопросы о необходимости и безопасности такого лечения возникают очень часто. В этой статье мы расскажем, чего не стоит бояться при лечении под наркозом и ответим на самые популярные вопросы родителей:
Мы рекомендуем лечение зубов под наркозом:
- Детям до 3 лет, ввиду возрастных особенностей,
- Детям, которые из-за негативного опыта либо личностной тревожности не позволяют проводить необходимые манипуляции,
- Детям с врожденными заболеваниями (ДЦП, аутизм),
- Детям, с аллергией на анестетики местного действия.
Как принимается решение о лечении под наркозом?
Если ребенок старше 3-х лет и если родители неоднократно обращались к детским стоматологам, но провести лечение не удалось, тогда наш доктор после консультации и осмотра рекомендует лечение под наркозом.
От чего зависит время наркоза?
Время наркоза зависит от объема работы, количества пораженных зубов и глубины кариеса.
Влияет ли объем лечения на решение о применении наркоза?
Конечно. Например, если это 1 зуб с кариесом, при этом это не пульпит и не периодонт, то мы используем метод лечения с отсроченным пломбированием. Это значит, что стоматолог обрабатывает очаг и ставит временную пломбу. А через год-полтора, когда ребёнок повзрослеет и будет готов сознательно провести лечение, мы приглашаем заменить пломбу на постоянную.
Еще один метод для самых крохотных пациентов 1-2 лет – динамическое наблюдение. Мы намеренно не проводим лечение, а наблюдаем с периодичностью раз в три месяца пациента. Если за это время происходят явные ухудшения и маленькая дырочка начинает превращаться в обширную полость, то применяем лечение под наркозом. Если процесс стабилен, то мы ждём пока ребёнок станет готов лечиться без наркоза.
Есть среди родителей сложившееся мнение о том, что лечить молочные зубы нет необходимости, так как они всё равно выпадут?
Да, такое мнение существует, и своим пациентам мы стараемся донести два важных момента. Во-первых, да, действительно, эти зубы выпадут. Полностью смена происходит только через 10 лет. Какие-то сменятся раньше, какие-то позже, и тем не менее, согласитесь, это достаточно долгий срок.
Во-вторых, на данный момент других зубов у ребёнка нет. Он может жевать пищу только тем, что у него есть во рту. Мало кто из взрослых согласен жить с дырками в зубах, дискомфортом и болью. У ребенка нет такой осознанности в выборе. Поэтому вопрос необходимости лечение молочных зубов очевиден.
Как часто ребёнку нужно посещать стоматолога? Раз в год, полгода или чаще?
Мы рекомендуем обращаться чаще, в зависимости от состояния зубов. Если у ребёнка все зубы идеально здоровы и нет проблем с гигиеной в домашних условиях, то мы ждём его на осмотр раз в полгода.
Как подготовиться к наркозу?
Перед тем, как применить наркоз, анестезиолог всегда проверяет анализы ребёнка, чтобы исключить обострения хронических заболеваний. Это очень важно. Обязательный набор обследований перед лечением во сне:
- Электрокардиограмма (ЭКГ). Исследование действительно в течение 6-ти месяцев.
- Общий анализ крови. Исследования действительны в течение 1 месяца.
- Осмотр педиатра. Нам важно, чтобы малыша досконально обследовали и не пропустили важного. Педиатр дает заключение о том, что ребенок готов к лечению в наркозе.
В случае простуды или недомогания лучше перенести визит к стоматологу на несколько дней. За 6 часов до наркоза ребёнку нельзя пить и принимать пищу, поэтому чаще всего мы назначаем лечение во сне на утреннее время.
Как ребёнка погружают в сон?
Всё проходит очень спокойно. Сначала ребёнку в игровой форме даётся специальная маска, через которую он дышит. Через маску подают лёгкий газ Севоран, и ребёнок засыпает. Когда ребёнок заснул, врачи ставят катетер и вводят наркоз внутривенно.
Момент укола не остаётся в памяти ребёнка и не вызывает травматичных эмоций.
Как происходит пробуждение и выход из наркоза?
У нас есть отдельная комната, где мы наблюдаем за ребёнком: как он просыпается, приходит в себя, встаёт, начинает общаться. Заключение о том, что ребёнок вышел из наркоза и может покинуть клинику с родителями, делает анестезиолог по итогу осмотра, измерения сердечного ритма и других показаний. Это занимает около часа.
Нужно ли при большом объёме лечения дробить его на несколько визитов?
Разницы во времени, которое ребёнок проводит под наркозом, нет. А, следовательно, нет необходимости проводить лечение в несколько визитов. Самые критичные точки – это погружение в наркоз и выход из него. Поэтому более комфортно для ребёнка, родителей и врачей провести одно продолжительное лечение.
Будет ли ребёнок испытывать боль в зубах после лечения?
После наркоза могут быть болевые ощущения до 1-3 дней, это абсолютно нормально. Мы предлагаем деткам щадящие обезболивающие препараты.
Сколько врачей задействовано в таком лечении?
Анестезиолог, стоматолог и две медсестры.
Существует стереотип, что наркоз вреден для детей, что это может, например, сказываться на умственных способностях, так ли это?
Современные препараты, которые широко используются в стоматологии, это ненаркотические и безопасные – Севоран и Пропофол. Это препараты, которые не оказывают никакого воздействия ни на мозговую, ни на сердечную деятельность.
Лечение детских зубов – это не полостная операция, которая требует серьёзных препаратов для расслабления мышц.
Поэтому побочных эффектов в виде задержки речи просто не может быть, потому что это легко контролируемый наркоз, из которого легко ввести и вывести.
Есть ли страх у родителей перед наркозом?
Страх, конечно, есть. Боятся, в основном родители, вспоминая, свой неудачный опыт. Однако эти опасения не имеют подкреплений, так как это качественно другие препараты, которые не могут вызывать побочных эффектов. Важно, чтобы родители не передавали своё волнение детям, это наша забота – формировать у детей правильное позитивное отношение к стоматологам.
Зубная Фея поможет сохранить улыбки маленьких пациентов и их родителей.
Анестезия и наркоз у детей: что надо знать, если ребенку предстоит операция – Medaboutme.ru
Анестезия – это использование лекарственного для предотвращения или уменьшения чувства боли или ощущений во время операции или других болезненных процедур (например, наложения швов).
Разные виды анестезии, вводимые в виде инъекций или вдыхаемых газов или паров, по-разному воздействуют на нервную систему, блокируя нервные импульсы и, следовательно, боль.
Боль – это ответная реакция, которая возникает при раздражении болевых рецепторов. Они посылают импульсы в головной мозг, а анестезия не дает им туда добраться или мешает отделам мозга воспринимать любые раздражители.
Варианты анестезии различаются по многим параметрам, но важно знать основные отличия трех групп:
- Местная анестезия, она же локальная: это как раз блокировка нервных импульсов от небольшого участка тела, и то не до конца. Анестетик вызывает онемение только небольшой конкретной части тела (например, руки или участка кожи). В зависимости от размера области местная анестезия может вводиться в виде укола, спрея или мази.
Местная анестезия часто используется при небольших операциях и амбулаторных процедурах (когда пациенты приходят на операцию и могут отправиться домой в тот же день). Самый частый пример – обезболивание при лечении зубов или наложении швов.
- Регионарная: при ней «выключенный» участок значительно больше. Чувствительность блокируют в части тела, например, при родах с эпидуральной или спинальной анестезии, когда болевые импульсы блокируются на уровне поясницы. Ее регулируют при помощи дозировки препарата – может быть полное «отключение» или частичное, когда возможность что-то ощущать сохраняется, но боли нет.
Большинство детей, которым проводят регионарную анестезию, находятся в состоянии глубокого успокоения или спят перед процедурой. В редких случаях дети старшего возраста или те, кто может подвергаться факторам риска из-за медикаментозного сна, могут бодрствовать или принимать легкие седативные препараты как дополнение к анестезии.
- Общая анестезия – это тот самый наркоз. Цель состоит в том, чтобы во время операции пациент оставался полностью бессознательным (или «спящим») без каких-либо ощущений, боли, осознания, движения или воспоминаний об операции.
Препараты для наркоза могут вводить через капельницу или через маску для вдыхания газов или паров.
Факт!
Наркоз не может быть общим или местным, это уточнение не верно. Так что если мозг «отключается» от раздражителей и человек на время операции погружается в глубокий сон без чувств – это наркоз или общая анестезия.
Еще есть седация – ее могут применять отдельно или вместе с анестезией. Отдельно седацию используют, если ребенок боится безболезненной процедуры, например, аппаратной чистки зубов, пломбирования, порой – при диагностической томографии и т. д.
О том, как проводят КТ и МРТ детям, мы рассказываем в этой статье.
Но лекарственное успокоение и расслабление могут также сочетать с местной или региональной анестезией. У детей это, опять же, чаще требуется в кресле зубного врача или перед операциями с введением анестетика, чтобы ребенок не боялся укола.
Общий наркоз для ребенка: виды и последствия для организма | Статьи «СМ-Доктор»
Вопросами обезболивания и поддержания здоровья ребенка во время хирургических операций, инвазивных диагностических и лечебных манипуляций занимается детский анестезиолог.
В его задачу входит обеспечение максимального физического и психологического комфорта маленького пациента на протяжении всей процедуры. Многих родителей больше пугает необходимость общего наркоза для детей, нежели само вмешательство.
В арсенале анестезиологов много современных способов обезболивания, которые отлично переносятся, что дает возможность найти для каждого маленького пациента оптимальный вариант анестезии.
Показания к применению наркоза
Детские специалисты стараются подобрать для малышей наиболее щадящие процедуры, не требующие введения сильнодействующих препаратов. К сожалению, это удается не всегда. Под общим наркозом детям проводятся:
- хирургические операции;
- вмешательства, при которых высок риск развития кровотечения;
- обширные терапевтические процедуры в стоматологии;
- операции на органах брюшной полости;
- инвазивные диагностические процедуры.
Использование общей анестезии показано в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно провести местное обезболивание или погрузить детей в седацию.
Основные виды наркоза для детей при операциях и инвазивной диагностике
Общую анестезию в зависимости от типа введения препаратов в организм можно разделить на три большие группы.
- Ингаляционный или масочный наркоз. Проводится с помощью ингаляционных анестетиков. Лекарства в виде воздушной смеси подаются через специальную маску. Подобный вид обезболивания используется в основном при диагностических процедурах, стоматологических манипуляциях, непродолжительных хирургических вмешательствах.
- Внутривенный наркоз. Выполняется посредством введения нужной дозировки препарата в кровеносную систему малыша.
- Эндотрахеальный наркоз.
Противопоказания к общей анестезии в детском возрасте
Плановые операции и диагностические процедуры не проводятся, если у ребенка:
- имеются симптомы острого инфекционного заболевания;
- ранее выявлена индивидуальная непереносимость анестетиков;
- диагностирована тяжелая сердечно-сосудистая недостаточность;
- прием пищи в течении 5 часов.
Противопоказаниями к применению ингаляционной формы анестезии являются:
- выраженное нарушение дыхания;
- тяжелая почечная недостаточность;
- повышенное внутричерепное давление при опухолях в головном мозге, гидроцефалии.
В каждом конкретном случае врач-анестезиолог индивидуально оценивает соотношение возможного риска и необходимости использования общего обезболивания.
Как подбирают наркоз для детей
Важнейшим этапом предоперационной подготовки ребенка является поиск оптимального типа обезболивания. Анестезиолог тщательно изучает историю болезни малыша, собирает анамнез, выявляет возможные противопоказания и риски, чтобы максимально снизить негативное влияние общего наркоза на организм ребенка. При планировании анестезии он учитывает:
- возраст и вес малыша;
- анатомические особенности дыхательных путей;
- состояние сердечной и дыхательной систем;
- ранее перенесенные заболевания и оперативные вмешательства;
- врожденные пороки развития;
- особенности появления малыша на свет (естественное родоразрешение, кесарево сечение, осложнения в родах и т.п.);
- генетический анамнез малыша (состояние здоровья ближайших родственников).
Информация, собранная в ходе предоперационной подготовки, помогает врачу-анестезиологу подобрать максимально щадящий, но при этом действенный вариант общей анестезии даже для самых маленьких пациентов.
Возможные последствия для ребенка после общего наркоза
Выход из состояния сна во многом зависит от уровня здоровья детей, используемого типа наркоза и конкретных препаратов. Среднее время полноценного восстановления сознания составляет от 1 до 2 часов, возвращения когнитивных функций – 1–2 суток. В этот период ребенок находится под постоянным врачебным контролем.
Современные анестетики достаточно безопасны, и серьезные негативные последствия после наркоза у детей встречаются редко. Наиболее распространенными проблемами становятся:
- тошнота и приступы рвоты;
- головокружение;
- легкая дезориентация;
- головная и мышечная боль.
При правильном подборе методик и препаратов для наркоза, качественном предоперационном обследовании и высокой квалификации анестезиолога риск возникновения проблем минимален.
Поделиться с друзьями:
Общая анестезия не вредит интеллекту детей — исследование
15:23, 08.11.16
2 мин.
98
Различия в IQ среди детей, имевших опыт наркоза и не имевших его, минимальны / УНИАН
Подростки, которые в раннем детстве перенесли операцию под наркозом, практически не отличаются от остальных по академическим и интеллектуальным способностям.
Об этом заявили шведские ученые из Каролинского института (Karolinska Institute), которые проводили исследование на выборке почти в 200 тысяч человек.
Сотрудники института добавили, что различия в школьных оценках и IQ среди подростков, имевших опыт наркоза и не имевших его, были минимальны, сообщает Медпортал.
Уровень интеллекта зависит от матери — исследованиеВсего в исследовании участвовало около 33,5 тысяч детей, которые перенесли хотя бы одну операцию в возрасте до 4 лет, и 160 тысяч детей, которые еще не бывали на операционном столе.
Обнаружилось, что в возрасте 16 лет разница между школьными оценками у юных шведов из этих двух групп — менее 0,5%.
Если ребенка оперировали под наркозом дважды или более раз — в среднем его школьные оценки были ниже, чем у его «коллег», менее чем на 2%.
В 18 лет шведские юноши, вступив в армию, проходят в том числе тест на интеллектуальные способности (IQ). Результаты у здоровых молодых мужчин и тех, кому в детстве один раз делали операцию с применением анестезии, были почти одинаковыми.
Если в детстве юноша побывал на операционном столе 3 и более раз — его средний результат был ниже, чем у других, менее чем на 3%.
Руководитель исследования Пиа Глатц (Pia Glatz) прокомментировала, что на успеваемость гораздо в большей степени могут влиять другие факторы, например, уровень образования матери.
Местная анестезия вредна для зубов ребенка, предупреждают ученыеСпециалисты подчеркнули, что в исследовании участвовали дети, хирургические вмешательства в здоровье которых были недолгими (не более часа) и не слишком сложными — это операции в области брюшной полости, удаление грыж, коррекция патологий в носу, ушах, гортани.
Более серьезные вмешательства — например, операции на сердце или по поводу онкологических образований — в данном исследовании не учитывались, поэтому ученые уточнили, что не имеют информации о том, как длительные хирургические процедуры влияют на мозг.
Однако при этом и шведские ученые, и врачи отметили, что результаты в любом случае можно назвать обнадеживающими — и эксперименты на молодых животных их подтвердили.
Наркоз у маленьких детей может привести к слабоумию | Медичний часопис
Резюме. Нарушение когнитивного развития и низкий уровень готовности к обучению у детей в возрасте до 4 лет может быть результатом применения общей анестезии
Понимание особенностей влияния общей анестезии при проведении хирургических вмешательств у детей раннего возраста по-прежнему остается актуальным вопросом, что обусловлено возможными неблагоприятными нейрокогнитивными эффектами подобного воздействия.
Материалы исследования
В новой работе, результаты которой представлены в издании «Pediatric Anesthesia» 27 апреля 2018 г., описаны данные исследования более чем 210 тыс. детей в Новом Южном Уэльсе, Австралия.
Дети, принявшие участие в исследовании (n=211 978), родились в Новом Южном Уэльсе. Новорожденные были доношенными (гестационный возраст ≥37 нед), без серьезных врожденных аномалий или неврологических заболеваний.
Основной целью настоящей работы стало изучение влияния общей анестезии на нейрокогнитивные особенности развития детей раннего возраста. Исходя из поставленных задач, учеными проведена оценка когнитивного развития малышей в 2009 и 2012 г.
в сочетании анализом результатов тестирования, по окончании ими дошкольного этапа обучения (Grade-3 school test results, Pre-School Education) в 2008–2014 гг.
Исследователи сравнивали влияние общей анестезии у детей в возрасте до 2 лет при проведении госпитальных процедур (n=37 880), сопоставляя эти данные с таковыми у детей, не имевших опыта стационарного хирургического лечения с применением общего обезболивания (n=197 301). Детей, имевших в анамнезе единичный случай госпитализации с использованием наркоза, оценивали отдельно.
Результаты исследования
По итогам проведенной оценки исследователями установлено, что у детей раннего возраста с опытом госпитализации и применения общей анестезии относительно участников группы сравнения отмечали следующие особенности.
У 17% детей выявлена тенденция к нарушению общего когнитивного развития, у 34% — снижение способностей к устному счету, у 23% детей возрастал риск нарушений, связанных с обучением чтению.
При сравнении особенностей развития детей с единичным опытом госпитализации и применения общего обезболивания установлено, что такие малыши не отличались по уровню общего когнитивного развития и способностей к чтению от своих сверстников из контрольной группы, однако у них сохранялась тенденция к нарушению способности устного счета.
Учитывая полученные данные, исследователи предположили, что для детей раннего возраста с подобным анамнезом жизни будут обоснованными рекомендации внимательного контроля родителей ребенка в отношении развития у него навыков грамотности и умения считать в течение всего периода дошкольного развития. Это, по мнению авторов работы, могло бы обеспечить раннее вмешательство, направленное на коррекцию возможных изменений развития ребенка при имеющейся на то необходимости.
Обсуждая тему исследования ученые отметили существование тех или иных медицинских и лечебных процедур, когда с целью анестезии у юных пациентов могут применять альтернативные подходы в управлении болевыми ощущениями. Однако специфика возраста пациентов в таких случаях часто требует немедленного вмешательства, что, в свою очередь, часто обусловливает соответствующий выбор анестезии.
Выводы
В целом авторы пришли к заключению о необходимости дальнейших и более детальных исследований, которые бы позволили более основательно изучить ключевые следствия от применения общей анестезии для здоровья пациентов раннего возраста в долгосрочной перспективе. Кроме того, исследователи подчеркнули важность оценки спектра состояний, которые побуждают к необходимости проведения хирургических или диагностических процедур, особенно среди детей, подвергающихся длительной общей анестезии или повторной госпитализации.
Наталья Савельева-Кулик
Как наркоз влияет на ребенка. Часть I. Преамбула к результатам крупнейшего национального исследования в Дании (2011 г.): системный анализ Loepke A.W., Soriano S.G. (2008 г.)
В журнале Anesthesiology опубликованы результаты крупномасштабного исследования национального уровня влияния наркоза на психические функции ребенка (1). Это исследование пополняет базу данных исследований, посвященных этой проблеме.
При этом условно эту базу данных можно разделить на две группы: Первая группа – исследования, опубликованные до 2007 г., которые обобщены в прекрасном систематическом обзоре Loepke A.W., Soriano S.G., 2008 (7), Вторая группа – исследования, опубликованные после 2007–2008 гг.
и не вошедшие в упоминаемый систематический обзор.
Основные положения, приведенные Loepke A.W., Soriano S.G. следующие.
Рост и развитие центральной нервной системы (ЦНС) включает в себя сложные клеточные процессы, такие как нейрогенез, дифференцировку специализированных клеточных структур, миграцию клеток к месту окончательной локализации в ЦНС, синаптогенез с образованием клеточных контактов, миелинизацию аксонов.
Эти процессы разнятся по продолжительности и во временном отрезке относительно гестационного возраста, зависят от вида млекопитающего, средней продолжительности жизни.
У человека синаптогенез начинается на протяжении третьего триместра внутриутробного развития, быстрый рост головного мозга продолжается до двух-трех лет после рождения.
У небольших грызунов (таких как мышей и крыс) головной мозг на момент рождения относительно незрелый и очень быстро созревает на протяжении двух недель жизни. Исторически сложилось так, что головной мозг мышей или крыс на 7 сут после рождения рассматривается как соответствующий новорожденному человека в возрасте 32–36 недель гестации.
При нормальном развитии ЦНС нейроны образуются в избыточном количестве. Элиминация избыточного количества нейронов является узловым аспектом развития нормального в морфологическом отношении головного мозга, размера головного мозга и жизнеспособности организма.
При нормальном развитии головного мозга более 50–70% нейронов и клеток-предшественников в норме погибают и удаляются за счет функционирования внутренних присущих клеткам программам. Этот процесс называют апоптозом. Он связан с ферментами семейства каспаз.
Нарушение такого масштабного присущего клеткам в норме физиологического механизма ведет к внутриутробным мальформациям головного мозга и преждевременной гибели плода.
В ряде когортных исследованиях недоношенных и доношенных новорожденных, которым выполнялись обширные оперативные вмешательства под общей анестезией, выявлены нарушения последующего развития функций нервной системы. Но отделить эти эффекты от влияния основного и сопутствующего заболеваний, влияния хирургического вмешательства и связать непосредственно с обезболиванием не удается.
Бензодиазепины. Нет данных о долгосрочных исходах функции нервной системы у детей после применения данной группы препаратов. Описаны временные неврологические отклонения.
Доступные экспериментальные исследования у животных свидетельствуют о дозо-зависимом увеличении нейродегенеративных процессов после использования препаратов у небольших грызунов. При этом мышки более чувствительны, чем крысы.
Но даже после тестирования препаратов в больших дозах при регистрации нейрокогнитивных функций длительно длящиеся неврологические последствия не выявлены.
Барбитураты. Современная доказательная база побочных когнитивных эффектов применения барбитуратов у людей ограничена сообщениями о случаях, обычно касается симптомов отмены, данные о результатах длительного неврологического контроля за пациентами отсутствует.
У новорожденных мышей при тестировании барбитуратов их влияние на нейродегенеративные процессы не зарегистрировано; у крыс – выявлено дозо-зависимые процессы, сопоставимые с таковыми при использовании бензодиазепинов. В то же время в исследованиях у взрослых крыс документирован нейропротективный эффект барбитуров при локальной ишемии головного мозга.
Нейропротективный эффект барбитуратов следует исследовать у экспериментальных животных молодого возраста.
Кетамин. Отсутствуют данные о влиянии кетамина в клинических дозах на структуру нервной ткани и когнитивные функции у детей маленького возраста. Но данные, полученные у экспериментальных животных, указывают на дозо-зависимый и зависимый от продолжительности воздействия нейродегенеративный эффект препарата.
Сохраняющаяся длительное время когнитивная дисфункция была выявлена лишь у новорожденных экспериментальных животных при использовании кетамина в дозах, которые существенно превышают концентрацию препарата в крови человека в состоянии наркоза.
Одновременное применение кетамина в неповреждающих дозах и ГАМК-ергических анестетиков существенно потенцируют нейродегенеративный эффект препарата и ведет к нарушению способности к обучению взрослого животного.
В то же время при экспериментальном исследовании взрослых животных выявлен нейропротективный эффект кетамина при локальной ишемии головного мозга. Но этот эффект у растущих животных не изучен.
Пропофол. Отсутствуют проспективные исследования влияния пропофола на нейрональную структуру и когнитивную функцию у детей младшего возраста. В ряде сообщениях о случаях приводятся данные о кратковременных неврологических нарушениях без сохраняющихся продолжительное время нарушений когнитивных функций.
Но и детальное продолжительное наблюдение в данной возрастной группе не проводилось. Одно исследование у новорожденных мышей указывает на дозо-зависимые нейродегенеративные свойства пропофола, которые ведут к нарушению поведения животных и способности к обучению. Их степень увеличивается при одновременном назначении кетамина.
Исследования у животных с использованием образцов тканей in vitro выявило лишь незначительные отклонения; современные исследования не смогли выявить негативное влияние пропофола на выживаемость нервной ткани, созревание нервных клеток и электрофизиологические процессы.
В исследованиях у взрослых животных при ишемии головного мозга зафиксирован нейропротективный эффект препарата, который следует подтвердить на модели растущего организма.
Этомидат. Не удалось выявить исследования влияния этомидата на нейрональные структуры или когнитивные функции. У взрослых животных показано, что этомидат обладает нейропротективными свойствами при ишемии головного мозга. Этот эффект следует исследовать на моделях новорожденных экспериментальных животных.
Галотан. Проспективные исследования влияния галотана на структуру нервной ткани и когнитивные функции у детей младшего возраста не выполнялись. После наркоза галотаном у детей описаны такие кратковременные отклонения поведения, как страх незнакомцев, энурез, приступы гнева, поиск внимания, нарушение сна.
Клинические проявления были наиболее отчетливо выражены сразу после операции и в существенной степени уменьшались на протяжении первого месяца после операции.
В лабораторных исследованиях пренатальный контакт с галотаном вел нарушению способности к обучению во взрослом возрасте; применение препарата в субклинических дозах приводило к уменьшению плотности синапсов без устойчивой когнитивной дисфункции.
Изофлюран. В экспериментах у животных изофлюран увеличивает степень апоптоза. Продолжительность неблагоприятных эффектов противоречива и зависит от метода исследования и вида животного.
У человека существуют единичные данные о, как минимум, временном неблагоприятном влиянии на когнитивные процессы после длительного контакта с препаратом. Отсутствуют исследования продолжительных негативных воздействий изофлюрана на развивающийся головной мозг человека.
В то же время применение изофлюрана при ишемии защищает нейроны развивающегося головного мозга.
Десфлюран. Исследования у человека и животных в рассматриваемом контексте отсутствуют. В то же время у экспериментальных животных показано, что десфлюран обладает защитными свойствами в отношении головного мозга растущего организма при эпизодах гипоксии-ишемии головного мозга в условиях гипотермического искусственного кровообращения.
Севофлюран. Исследования у человека и животных в рассматриваемом контексте отсутствуют. Но севофлюран может вести к нарушениям ЭЭГ и судорогам, особенно при использовании без предоперационной седации и при контролируемой искусственной вентиляции легких.
Наркоз севофлюраном у детей младшего возраста может сопровождаться приступами гневами, нарушениями сна, утратой аппетита. Эти симптомы кратковременны.
Длительность когнитивных отклонений не исследовалась Эксперименты у новорожденных животных позволяют предполагать, что севофлюран обладает защитным влиянием на развивающиеся нейроны при ишемии головного мозга.
Закись азота. Исследования влияния закиси азота на структуру нервной системы и когнитивные функции у детей отсутствуют.
Анализ новорожденных после внутриутробного контакта плода с закисью азота в третьем триместре беременности или во время Кесарева сечения свидетельствует, как минимум, о транзиторных неврологических отклонениях, таких как повышенный мышечный тонус и других.
В эксперименте у животных значимого увеличения апоптоза под влиянием закиси азота не выявлено. В тоже время препарат в концентрации 75% усугублял нейроапоптоз, вызываемый изофлюраном.
Ксенон. Влияние ксенона на структуру нервной ткани и когнитивные функции у детей младшего возраста не исследовался.
У животных в одном исследовании показано, что контакт с ксеноном в концентрации 0,5 минимальной альвеолярной концентрации (МАК) в течение 6 ч не сопровождался апоптозом нервной ткани у новорожденных крысят и даже смягчал нейротоксический эффект изофлюрана и закиси азота. Отсроченные эффекты ксенона на когнитивные функции не анализировались.
Исключение обезболивания. Исследования у животных свидетельствуют, что боль и стресс сопровождаются гибелью клеток нервной ткани и нарушением поведения животных.
В то же время в ходе одного эксперимента показано, что введение кетамина на фоне болевой импульсации купирует повреждающие эффекты боли без индукции нейродегенерации.
Можно предполагать, что неблагоприятный эффект боли во время операции купируется анестетиками и на таком фоне предотвращаются токсические эффекты самих анестетиков.
Таким образом, апоптоз нервной ткани в норме затрагивает до 70% нейронов и клеток предшественников. Без этого невозможно развитие головного мозга. Такой процесс у экспериментальных животных (маленьких грызунов) продолжается в течение нескольких недель, у человека – нескольких лет.
В эксперименте у животных апоптоз ускоряется анестетиками. Как минимум, это сопровождается временными неврологическими последствиями.
Что скрывается за таким влиянием анестетиков (ускорение гибели клеток, которые в любом случае погибают в ходе апоптоза, или гибель клеток, которые в иных условиях сохраняли бы свою жизнеспособность) в настоящее время неясно. Апоптоз ускоряется и болевой импульсацией.
В соответствии с экспериментальными исследованиями анестетики предотвращают такой эффект и на таком фоне предотвращаются токсические свойства самих анестетиков.
Ассоциации анестезиологов, представители фармацевтических компаний и государственных учреждений призывают поддержать исследования в этом направлении. Комитет по питанию и лекарственным соединениям США (FDA) созвал специализированный совет в 2007 г., который пришел к заключению об отсутствии достаточных данных для экстраполяции результатов исследований у животных на человека.
1. Hansen T.G., Pedersen J.K., Henneberg S.W. et al. Academic performance in adolescence after inguinal hernia repair in infancy. A nationwide cohort study // Anesthesiology. – 2011. – V. 114. – P. 1076–1085.
2. Loepke A.W., Soriano S.G. An assessment of the effects of general anesthetics on developing brain structure and neurocognitive function // Anesth. Analg. – 2008. – V. 106. – P. 1681–1707.
Проф. Беляев А.В.
Взаимосвязь между наркозом и нейрокогнитивными последствиями у детей
Содержание
Проведено исследование о влиянии использования наркоза на детей и их дальнейшее развитие. На нашем сайте представлен перевод данной статьи, оригинал Вы можете изучить здесь http://jama.jamanetwork.com/article.aspx?articleid=2526640
Подвергание молодых животных частому воздействию анестетиков становится причиной нейротоксикоза, нарушаются нейрокогнитивные функции, наблюдается анормальное поведение. Таким образом, можно предположить потенциальные нейрокогнитивные и поведенческие эффекты воздействия анестезии и у детей раннего возраста.
Проверить связь между однократным воздействием анестезии на здоровых детей раннего возраста и нарушение нейрокогнитивного развития и ненормального поведения в позднем детстве.
Подобранная группа для исследования, проведенного в период с мая 2009 года до апреля 2015 года, в 4 университетах на базе американских педиатрических больниц третичного медицинского ухода.
Группа исследования состояла из пар родных братьев и сестёр в период, когда им было 36 месяцев, и сейчас, когда им 8-15 лет. Выбранные братья и сёстры были здоровы в хирургическом и анестезионном плане.
Нейрокогнитивные и поведенческие последствия на перспективной основе оценивали с ретроспективно документированных данных о воздействии анестезии.
Однократное воздействие общей анестезии, во время операции паховой грыжи, на одного брата и без воздействия анестезии на другого родного брата в возрасте до 36 месяцев.
Основным результатом была глобальная когнитивная функция (IQ). Вторичные исходы включали предметно-ориентированные нейрокогнитивные функции и поведение. Подробные нейропсихологические аккумуляторы оценивали IQ и предметно-ориентированные нейрокогнитивные функции. Родители заполняли подтверждение, отвечающее стандартам отчетов поведения.
Среди 105 пар двойников, подвергшиеся воздействию братья и сестры (средний возраст 17.
3 месяцев при хирургии / анестезии; 9,5% женщин) и не подвергшиеся воздействию (44% женщин) провели тестирование IQ в среднем возрасте 10,6 и 10,9 лет соответственно.
Все дети, что подверглись воздействию, получили ингаляционные анестетики, и продолжительность анестезии колебалась от 20 до 240 минут, со средней продолжительностью 80 минут.
Средний IQ уровень между подвергшимися воздействию братьями и сестрами (баллов: вся шкала = 111; письменно = 108; устно = 111) и не подвергшимися воздействию (баллы: вся шкала = 111; письменно = 107; устно = 111), статистически сильно не отличаются.
Были различия в средних баллах IQ между парами двойников: вся шкала = -0,2 (95% ДИ, -2,6 до 2,9); письменно = 0,5 (95% ДИ, -2,7 до 3,7); и устно = -0,5 (95% ДИ, -3,2 до 2,2).
Статистически не найдено особых различий в средних баллах между парами родственников в памяти/запоминании, скорости восприятия/обработки, зрительно-пространственной ориентации, внимании, исполнительных функциях, речи и поведении.
Среди здоровых детей с однократным применением анестезии, в возрасте до 36 месяцев, по сравнению со здоровыми родными братьями и сестрами, не подвергнутых воздействию анестезии, не найдено статистически особых различий в количестве IQ баллов в позднем детстве.
Существует несколько мифов о применение наркоза в стоматологии, подробнее о них читайте здесь.
01.01.1970
Нейро практик — последствия наркоза
Одна из причин обращений к нейропсихологу — последствия общего наркоза.
Общий наркоз — то, чего опасаются все родители. Не вредно ли? Какие будут последствия? Стоит ли отложить на потом?
Общий наркоз – особое состояние, глубокий медикаментозный «сон», при котором происходит полная потеря сознания и отключение чувствительности. В педиатрии общий наркоз используется при всех оперативных вмешательствах и некоторых обследованиях, при которых необходима неподвижность пациента (например, МРТ).
Как и у любого другого вмешательства в работу нервной системы у наркоза есть противопоказания и вероятность осложнений.
Наиболее высок риск неблагоприятных последствий наркоза у детей до года, поэтому им врач назначит оперативное вмешательство под общим наркозом только в самых острых случаях, когда речь идет о спасении жизни.
У детей раннего возраста (до 3-4 лет) общий наркоз может повлиять на нейронные связи и процессы миелинизации нервных волокон.
Это может проявиться в замедлении темпа психомоторного и речевого развития, появлении двигательной расторможенности, в более серьезных случаях — в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
К отдаленным последствиям (так называемым поздним осложнениям) у старших дошкольников и школьников относятся ухудшение памяти, снижение концентрации внимания, головокружения и головные боли, снижение когнитивных навыков и успеваемости.
Все перечисленное в большей степени относится к длительным эпизодам общей анестезии.
Журнал Pediatrics приводит данные исследования Детской больницы Цинциннати (США) о связи общей анестезии при операциях у детей младше 4 лет с уменьшением плотности серого вещества в некоторых зонах мозга.
Перед общим наркозом необходимо убедиться, что у ребенка нет противопоказаний. Потребуется общий анализ крови и мочи, ЭКГ, заключение педиатра о состоянии здоровья. Противопоказанием будут являться также заложенность носа, повышенная температура и полный желудок.
После длительного наркоза или при появлении неврологических осложнений лечащий невролог может назначить курс восстановительной терапии, в которую чаще всего входят сосудистые и ноотропные препараты.
О возможности выбора — делать общий наркоз или нет — при хирургическом вмешательстве речи не идет. А вот при обследованиях (МРТ), малых операциях (например, удалении аденоидов) или лечении зубов выбор за родителем.
Если в силу каких-либо причин обойтись без наркоза не удается, то обсудите степень риска с доктором.
Возможно, что польза от рекомендованного исследования для дальнейшего лечения превышает возможные последствия от наркоза.