К здоровью – сознательно!

  • Спорт
  • Правильное питание
  • Вредные привычки
  • Психоэмоциональное состояние

Что такое здоровый образ жизни?

В последнее время наблюдается положительная тенденция: все больше молодежи отказывается от пагубных привычек и следует основам здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это не только особенное питание или занятия спортом. ЗОЖ – это целый комплекс мер, направленных на улучшение здоровья и профилактику патологических процессов в организме.

Соблюдение правил ЗОЖ позволяет значительно увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество.

Здоровый образ жизни оказывает существенное влияние на иммунитет. Согласно опросу тех, кто недавно поменял свой образ жизни, после начала ЗОЖ заметно улучшилось самочувствие, настроение и изменилось мировосприятие.

Кроме того, стремление вести более здоровую жизнь способствует следующим улучшениям:

  • Сокращается частота рецидивов хронических заболеваний;
  • При пробуждении нет усталости, чувствуется прилив сил;
  • Наблюдается повышенная выносливость на спортивных тренировках;
  • Сокращается частота простудных заболеваний и снижается их тяжесть;
  • Кожа становится более упругой и чистой.

Кроме того, исследования показывают, что такой образ жизни позволяет снизить вероятность развития ряда возрастных заболеваний. Кроме того, это отличный пример для близких людей, и, в первую очередь, для детей.

Основы и методы формирования здорового образа жизни

Здоровый образ жизни имеет 7 основных «столпов»: физическая активность, сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек, гигиенический уход, полноценный сон и отдых, оздоровительные процедуры и эмоциональный настрой. Если следить за всеми этими аспектами, качество жизни и самочувствие существенно улучшаются.

Соблюдение правильного питания К здоровью – сознательно!

Здоровье внутренних органов, внешний облик, самочувствие и иммунитет напрямую зависят от того, что мы употребляем в пищу. Здоровый образ жизни предполагает исключение ароматизаторов, усилителей вкуса, жирных продуктов, красителей и консервантов, или, как минимум, их сокращение.

Вот основные правила:

  • Не стоит ни голодать, ни переедать – и то, и другое негативно сказывается на самочувствии. Нельзя испытывать чувство голода и, наоборот, переедать. Старайтесь следить за тем, чтобы ежедневная норма калорий составляла 1700-1900 ккал (норма для женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, для мужчин дневная калорийность выше примерно на 300-400 ккал).
  • Пейте чистую воду. Желательно употреблять в день от 1.5 до 2 литров воды (не чая, кофе, сока и т.п.)
  • Сократите количество сладостей в рационе. Если хочется сладкого – отдавайте предпочтение свежим овощам и сухофруктам. Также можно употреблять горький шоколад в умеренных количествах.
  • Ешьте как минимум 4-5 раз в день небольшими порциями. По окончании трапезы должно оставаться ощущение легкого голода.
  • Суточное меню должно содержать мясо или рыбу, овощи и фрукты, крупы, кисломолочные продукты. Питайтесь разнообразно.
  • Ужинать желательно не менее чем за 2 часа до сна. Непосредственно перед сном есть нежелательно.
  • Исключите из рациона фастфуд, жирные и копченые продукты.
  • Отдавайте предпочтение варке, тушению или запеканию продуктов.

Если раньше вы не следили за питанием, вам может быть тяжело резко поменять рацион.

Попробуйте начать с малого – уберите из рациона жирные соусы и продукты, которые их содержат, избегайте усилителей вкуса и химических добавок в пище, откажитесь от продуктов быстрого приготовления, полуфабрикатов, кондитерских изделий, увеличьте долю фруктов и овощей в меню. Выполнение каждого из перечисленных пунктов станет шагом к здоровому питанию.

Физическая активность К здоровью – сознательно!

Недостаток физической активности приводит к снижению скорости обмена веществ, развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистым и неврологическим патологиям.

Если ваша работа не связана с движением, постарайтесь сами увеличить активность. Нормальным считается проводить в движении не менее 1 часа в день (это около 8000-10000 шагов). Ученые доказали, что каждая минута активности влияет на состояние организма в долгосрочной перспективе – это значит, что даже подъем по ступенькам, а не на лифте, уже приближает вас к здоровью.

Увеличить ежедневную активность можно, заведя привычку начинать и заканчивать день легкой разминкой.

Если вы ездите на работу на общественном транспорте – выйдите на 1-2 остановки раньше и пройдите этот путь пешком. Очень полезно делать перерывы, если у вас сидячая работа.

В выходные дни займитесь фитнесом, сходите на прогулку или в бассейн. Этих мер вполне достаточно для поддержания здоровья и хорошего самочувствия.

Гигиенический уход

Личная гигиена – одна из составляющих ЗОЖа. В первую очередь это касается ротовой полости. Нужно как минимум два раза в день чистить зубы, причем уделять внимание всей полости рта.

Помимо стандартного набора, состоящего из зубной щетки и пасты, обзаведитесь ирригатором, зубной нитью и ополаскивателем для полости рта.

Несоблюдение этих правил чревато не только развитием кариеса, но также угрозой развития пародонтита и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Также важно содержать в порядке дом: регулярно проводить влажную уборку, не допускать скопления пыли, ежедневно проветривать комнаты.

Соблюдение режима дня

Ученые пришли к выводу, что для здоровья и хорошего самочувствия важны продолжительность сна и его регулярность. Каждый человек должен спать как минимум 7 часов в сутки. При этом засыпать и просыпаться желательно в одно и то же время. Конечно же, иногда можно делать исключения, например, в выходные дни.

Эмоциональный настрой

Нервные напряжения, постоянные срывы, стрессы – все это негативно сказывается на настроении, самочувствии и здоровье в целом. Специалисты рекомендует придерживаться следующих советов:

  • Не тревожьтесь из-за того, чего не можете изменить. Если справиться с тревожностью не удается – обратитесь за помощью к психологу.
  • Мыслите позитивно, в любой ситуации находите положительные моменты.
  • Не держите зла, отпустите все обиды, не завидуйте и не делайте людям зла.
  • Старайтесь избегать стрессовых ситуаций.

Как образ жизни влияет на здоровье и продолжительность жизни

Принято считать, что привычка формируется в течение 21 дня. Следуя вышеперечисленным правилам, вы можете сформировать привычку, которая поможет вам продлить жизнь и затормозить процесс старения.

Очень важно соблюдать основы ЗОЖ в комплексе.

То есть если вы следите за личной гигиеной, занимаетесь спортом и правильно питаетесь, но при этом курите – вредная привычка может затормозить позитивные изменения.

Привычка жить здорово К здоровью – сознательно!

Если вы соблюдаете здоровый образ жизни – постарайтесь сделать все возможное, чтобы передать полезную привычку своим детям. С раннего возраста приучайте ребенка к правильным действиям.

  • С раннего возраста отдайте ребенка в спортивную секцию.
  • Хотя бы раз в неделю выезжайте на природу.
  • Иногда отказывайтесь от общественного транспорта и автомобиля, ходите пешком больше.
  • Регулярно посещайте врача для профилактического обследования организма.
  • Старайтесь не приучать ребенка к фастфуду, сладостям и продуктам с содержанием химии в составе.
  • С самого детства обучите малыша правилам личной гигиены.
  • Привлекайте ребенка к домашней уборке.

ЗОЖ не должен доставлять дискомфорта, все действия должны быть в радость. Прививайте полезные привычки постепенно. Для начала привыкните к новой пище, затем начните утром делать зарядку и т.д. Со временем вы начнете чувствовать себя лучше и спокойнее, и сможете достичь целей, которые казались раньше недостижимыми.

На сайте используются cookie-файлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на испльзование ваших Метаданных и cookie-файлов. Подробнее о правилах использования cookie

Как сформировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью

К здоровью – сознательно!

Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ-установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Как говорить с детьми, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью с раннего детства, рассказывает Елена Федоренко, декан факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).

«Нездоровые» представления

В обыденном сознании понятие здоровья лишено психологического смысла: здоровый человек представляется как тот, кто лишен физических дефектов, практически человек без свойств.

Теоретически это можно объяснить тем, что в течение долгого времени исследователи сосредотачивали внимание на аномалиях, отклонениях от нормы, а также на явлениях угрожающих обществу — такого рода феномены легче идентифицировать как выступающие из «фона» И типичные представления о здоровье укоренились в обществе, что наглядно демонстрирует народная мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух», «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «Без болезни и здоровью не рад», «Здоров, как бык, и не знаю, как быть». 

Из поколения в поколение социум воспроизводит традиционное представление о том, что здоровье, с одной стороны, это альтернатива болезни, а с другой — хорошая физическая форма: острое зрение, правильная осанка, слаженная работа внутренних органов и отсутствие соматических заболеваний.

 Здоровье не воспринимается отдельно от болезни и не существует как самостоятельное явление, в представлении человека. Кроме того, о здоровье часто говорят как о ресурсе, единожды данном и требующем охраны, сбережения от посягательств внешней среды.

Соответственно, окружающий мир рассматривается как угроза, претендующая на здоровье человека. 

Однако, это понятие гораздо шире, чем просто отсутствие болезней и физических дефектов. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Такое определение было дано Всемирной организацией здравоохранения и используется в профессиональных кругах.

Целостной характеристикой здоровья выступает способность человека эффективно и осознанно управлять своими ресурсами. Здоровая личность — это не раз и навсегда сложившаяся система, а скорее процесс непрерывных изменений.

Экономика здоровья

Крепкое здоровье — основа продуктивности и эффективности. Например, Карл Маркс придает здоровью такие ключевые экономические свойства, как способность к физическому и интеллектуальному труду, способность обучаться и развиваться.

Однако многочисленные исследования поведения взрослых в различных регионах России показывают, что наши современники не относят здоровье к числу приоритетов и готовы пожертвовать им ради достижения материальных благ или социальных выгод. 

Из-за того, что здоровье ценится меньше, чем достижения в других областях, требования взрослых к учебным результатам детей растут.

Но часто эти притязания не адекватны с точки зрения возраста и индивидуальных возможностей ребенка.

При таком восприятии здоровье часто выступает предметом торга, а отношения напоминают экономические: один ресурс непременно является платой за другой, более важный в данный момент времени. 

Читайте также:  EVALI — новая болезнь курильщиков. Характерная КТ-картина

Получается, что идея о том, что здоровьем детей может быть платой, например, за обучение и развитие негласно принимается обществом и субъектами образования в частности. По этой причине пути развития и сохранения здоровья в контексте возраста, профессиональной деятельности, достижения значимых социальных результатов, обозначены неудовлетворительно.

Дети и здоровье

Понимание здоровья у детей формируется по мере взросления и осознания себя. В дошкольном возрасте они узнают, что такое болезнь, на личном опыте или наблюдая симптомы у близких. 

Малыши могут рассказать, как они болели и почему (как правило они называют внешние факторы): «Был холодный ветер, было скользко, и я упал».

Чуть позднее дети начинают связывать причину болезни с собственными действиями, например: «Я не мыла руки, поэтому заболел живот».

А их высказывания про то, что нужно делать, чтобы быть здоровым, относятся скорее к профилактике болезни, чем к активному здоровому образу жизни: «Не пить холодного, тепло одеваться, не кричать, когда на улице холодно». 

Самостоятельно в полной мере осмыслить здоровье дети в раннем возрасте не могут, так как опыт его переживания, в отличие от болезни, не воспринимается по-особенному. Поэтому помочь малышам составить правильное представление о здоровье как отдельном от болезни явлении — это задача взрослых.

Как говорить с детьми о здоровье 

Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.

Рассказывая о здоровье, сосредоточьте внимание детей на понятных им вещах, которые можно почувствовать, увидеть, сравнить и попробовать. Например, начинайте обсуждение с того, что значит, если человек здоров, какой он, как выглядит, что делает, чувствует, какое у него настроение. Обсудите, чему требуется научиться, чтобы быть здоровым.

Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей.

И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни.

Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость. 

Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.

Неправильно Правильно
Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы. Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким.

Как рассказать про болезнь

Болезнь для ребенка более осязаема, чем здоровье, так как малыш еще не может в полной мере понять, обобщить и выделить его значимые составляющие. Когда он фиксирует, что такое недуг и учится определять его симптомы, следует помочь ему понять, как его поведение связано с неприятными симптомами, в чем его ответственность за неприятное состояние. 

Недуг правильно обсуждать как отдельную категорию и отдельный временный эпизод жизни ребенка. Во время болезни ребенок приобретает разнообразный опыт отношения с родителями и врачами, переживает неприятные процедуры.

Потом малыш превращает эти впечатления в игру, инициативно обсуждает со взрослыми, и в этом его нужно поддержать, чтобы опыт усвоился в полной мере. Основная задача взрослых — помочь пережить и осмыслить заболевание.

К здоровью – сознательно!

Партнерский материал

Подписаться на канал Университет детства

Здоровый образ жизни – мой выбор!

Вашему вниманию предоставляются материалы по «здоровому образу жизни», где Вы сможете найти необходимую полезную для себя информацию, сможете получить практические советы по сохранению Вашего здоровья, сделать Вашу жизнь полноценной и счастливой.

И так, что же это такое – здоровый образ жизни (ЗОЖ)?

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний.

Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни каждого человека, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

  • К здоровью – сознательно!
  • Здоровый образ жизни является важнейшим составным элементом культуры.
  • К здоровью – сознательно!

Он предполагает такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют его восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально — профессиональных функций. ЗОЖ включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия.

10 основных правил здорового образа жизни

  1. Занимайся только приятной тебе работой.
  2. Всегда имей собственную точку зрения.
  3. Придерживайся правил рационального питания.
  4. Откажись от вредных привычек.
  5. Спи при температуре 17-180С.

  6. Относись ко всему с любовью и нежностью.
  7. Занимайся активным умственным трудом.
  8. Периодически употребляй сладости.
  9. Почаще давай своему организму эмоциональную разгрузку.
  10. Занимайся физическим трудом.

Что же следует понимать под «здоровьем»?

Здоровье — это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие — либо болезненные изменения.

Основным признаком здоровья является высокая приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды.

Здоровый организм способен переносить огромные психические и физические нагрузки, значительные колебания факторов внешней среды и вывести его из равновесия очень трудно.

У физически тренированных людей компенсаторные (защитно-приспособительные) реакции развиты особенно хорошо. Однако компенсаторные возможности организма не беспредельны, рано или поздно они могут истощиться, и тогда возникает болезнь.

Здоровье, если оно дано нам изначально, нужно еще уметь сохранить. А уж если есть какие-то отклонения в здоровье, то их нужно постараться ликвидировать. Достичь этого можно только путем ведения здорового образа жизни.

Здоровье человека определяют несколько групп факторов. Согласно заключению экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) состояние здоровья человека на 50% и более зависит от социальных условий и образа жизни, на 20-25% — от экологии среды, на 20% — от генетических факторов и на 8-10%- от уровня медицинской науки и состояния здравоохранения.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

  • Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (а организм — система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Все факторы здоровья, весьма условно, можно разделить на две большие группы: первая — объективные факторы; вторая — субъективные факторы.

Одним из субъективных факторов является здоровый образ жизни человека. Но и на него воздействуют объективные условия: материальное положение, обеспеченность приличным жильем, наличие доброкачественных продуктов питания, чистота окружающего воздуха и т.д. Личное, бережное отношение к здоровью — это условие формирования здорового образа жизни.

Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкоголем, никотином, и нередко только через десятилетия становятся очевидными их неизбежные пагубные последствия. Должны пройти годы и десятилетия, прежде чем человек ударится лбом о свою болезнь, о свое несчастье.

Человек не вправе перекладывать заботу о своем здоровье на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

К сожалению, сегодня есть мода на одежду, авто, интерьер дома и многие другие блага, но нет моды на здоровье.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяет образ жизни.

Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено.

Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым.

Это объясняется тем, что человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни.

Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей.

В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела.

В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье.

Читайте также:  Физическая нагрузка: сколько нужно

Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), не ходит пешком, кушает с книгой. А спроси у него: “Что же такое здоровье?” Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос.

А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где – нибудь в кардио — или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет…

Так давайте же вместе еще раз пересмотрим свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья!

Как научить ребенка сознательно относиться к своему здоровью

 «Как научить ребенка  сознательно относиться

к своему здоровью»

Здоровье – великая ценность. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым, умным – это цель всех родителей и одна из главных задач медиков и педагогов.

Каждый раз, задумываясь о том, как научить ребенка сознательно относиться к собственному здоровью,  взрослый для себя должен ответить на вопросы:

  1. Зачем все это нужно?
  2. Что нужно делать?
  3. Как я буду это делать?
  4. Каковы будут результаты моих действий, и как я буду их оценивать?
  • Целью обучения в дошкольном учреждении является выполнение двух задач:
  •  во-первых, сохранить и укрепить здоровье детей, дать знания об элементарных правилах здорового образа жизни, в том числе по анатомии и физиологии, охраны безопасности жизни, сформировать у дошкольников осознанное понимание ценности собственной жизни и здоровья, воспитать привычку к здоровому образу жизни;
  •  во-вторых, сформировать компетентного ребенка, адаптированного к социальной действительности.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности, большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Режим дня является одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка.

Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

  1. определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
  2. регулярное питание;
  3. полноценный сон;
  4. достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям жизни. Соблюдение установленного распорядка дня, соответствующего возрасту детей, как правило, воспитывает дисциплинированность, умение трудиться, общительность, уравновешенное поведение, а формирующиеся  навыки самообслуживания развивают самостоятельность. Дети при этом активны и редко страдают отсутствием аппетита.

Это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка. С возрастом ребенок, не без участия  родителей, начинает понимать необходимость соблюдения режима дня для сохранения своего здоровья и начинает осознанно соблюдать его. Все сведения о здоровом образе жизни и гигиене прививаются детям в повседневной  деятельности, в процессе разнообразных ее видов и при отдыхе.

Обучение и воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни может происходить в непосредственной образовательной деятельности. Это надо проводить уже с младшего возраста.

Детей знакомят со своим организмом, со способами ухода за ним, с элементарными понятиями о сохранении здоровья, о вреде микробов, пользе витаминов, о способах оздоровления, различных видах закаливания, о полезной и здоровой пище, о пользе прививок.

У старших детей следует закреплять элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании, учить заботиться о своем здоровье, уточнять и закреплять знания о витаминах и лекарствах, дать понятие об осторожном их применении. Например, «Я – человек», «Правила личной гигиены», «Таблетки растут на грядке», «Знакомимся со своим организмом», «Здоровье – главная ценность человеческой жизни», «Роль лекарств и витаминов» и т.д.

Значительную роль играет и физическая культура. Не следует забывать, что физическое воспитание – это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности в саду и дома.

Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка ограничением движений («Сядь!», «Иди в угол!» и т.д.).

Чтобы почувствовать состояние ребенка в этот момент, проделайте с собой такой опыт: попробуйте вытянуть руку под прямым углом к туловищу и отметьте время, в течение которого вы не будете испытывать никаких ощущений.

У большинства это займет не более 8 – 10 минут. После этого запомните ощущение в мышцах поднятой руки. А ребенок чувствует его во всех мышцах. Сделайте вывод.

Также детям необходимо дать сведения о том, что можно сохранить и укрепить здоровье путем выполнения физических упражнений, так как они способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти.

Взрослые должны убедить ребенка в пользе утренней зарядки, что она дисциплинирует,  помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, выработать собранность, умение преодолевать лень.

  А соблюдение элементарных правил личной гигиены мы должны прививать в детях с малых лет. Например, принимать ежедневно душ и получать от этого удовольствие. Вода тонизирует, укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение организма.

Ванна, душ, купание – прекрасное средство закаливания и своеобразный массаж. Важно не утратить привычку ребенка с рождения ежедневно купаться, принимать воздушные ванны, делать массаж сухой щеткой. Особенно нужны ребенку солнечные ванны, чтобы не развивался рахит.

И обязательно не забывать приучать ребенка ходить босиком.

Правильное формирование свода стопы чрезвычайно важно для дальнейшего здоровья дошкольника.

Это избавит его от боли в икроножных мышцах, частого «подвертывания» стоп, болей в суставах и позвоночнике, от головных болей вследствие пониженной рессорной функции стоп.

Кроме того, по мнению некоторых специалистов, на стопе есть «представительства» всех внутренних органов, следовательно, воздействуя на стопу, мы активизируем весь организм. Существует даже такой термин – «стопотерапия».

Немаловажное значение имеет осанка. Дошкольный возраст – это период ее формирования.

Чтобы понять, какие последствия могут быть при неправильной осанке,  и как она влияет на здоровье ребенка, надо вспомнить из курса анатомии и физиологии, что формирование структуры костей в этом возрасте еще не завершено, скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей.

Мышцы — разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка в этом возрасте неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Неправильная посадка за столом – это фактор повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).

Надо помнить, что отклонения в осанке не только не эстетичны, но и  неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.

Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы  не способствуют углублению дыхания. Следствие этого – меньшее поступление кислорода к тканям.

Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины. Поэтому очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Огромную роль также играют беседы, экскурсии, различные игры и игровые ситуации, которые вырабатывают умения правильного поведения на улице, дома, на природе и т.д., чтобы возможности возникновения опасных ситуаций были минимальными и нахождения оптимального выхода из опасных ситуаций.

Очень хорошо, если эти сведения дети будут получать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинкам, рассматривания тематических альбомов и т.д.

Гигиенические знания целесообразно закреплять в труде,  в самостоятельной деятельности. Для этого можно использовать  различные игры, сюжетно – ролевые, подвижные. На основе художественных произведений можно разыгрывать мини – сценки, распределив роли между детьми.

https://www.youtube.com/watch?v=FYY8AG_rRcE\u0026list=PLjpe9S44V399S-zXddi_LTy-sDYEx380h

Старшие дошкольники могут выполнять поручения  взрослых в саду. Например, проверить у сверстников   состояние рук перед едой, одежды, содержания личных вещей в кабинке и т.д.

Главное, чтобы ребятам было интересно, и они могли увидеть результаты своих действий (отметить того, кто стал опрятнее, кто правильно стал вести себя за столом, обратить внимание на чистую скатерть, на аккуратное содержимое кабинки и т.д.).

Для успешного привития детям навыков здорового образа жизни важно, чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – воспитателями, помощниками воспитателя, и, конечно же, родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей соответствующих знаний, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят знаний и навыков, не будут твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы.

Говоря о том, что ребенок должен не только знать, но и соблюдать правила личной гигиены и сберегающие здоровье процедуры, мы обязаны добиться от него не слепого, а осознанного соблюдения, с пониманием смысла и значения. Наши усилия будут напрасными без привлечения родителей, ведь многое зависит от того, компетентны ли они в этом направлении. Знают, соблюдают, понимают ли сами родители правила гигиены.

Всеми членами семьи здоровье должно восприниматься как ценность: это то, что нужно беречь и охранять.

Читайте также:  Пьяные подростки забывают предохраняться

Ребенок любит своих родителей, они для него являются авторитетом.

Из психологии развития ребенка — дошкольника мы знаем, что он восприимчив к любому воздействию со стороны взрослого, что он впитывает информацию, «как губка», будь она  полезная или нет.

Поэтому следует убеждать родителей в том, что дети  берут пример с них, так как подражают тем, кого любят. И мы можем требовать от ребенка только того, что соблюдаем сами, конечно же, в разумных пределах.

В работе с родителями рекомендуется использовать самые разнообразные и эффективные формы и методы, которые дадут качественный результат в воспитании здорового ребенка. Например, индивидуальные беседы и  консультации, анкетирование, выступления на родительских собраниях, совместная спортивно – досуговая деятельность и т.д.

Примерные темы, которые могут предложить родителям  педагоги и медицинский работник:

  1. «Одежда и здоровье детей»;
  2. «Предупреждение детской нервности»;
  3. «Рациональный режим – основной фактор правильного воспитания здорового ребенка»;
  4. «Как развивать у детей навыки самообслуживания»;
  5. «Как организовать досуг ребенка в выходные дни»;
  6. «Закаливание детей»;
  7. «Как подготовить ребенка к школе»;
  8. «Предупреждение утомления детей в процессе деятельности»;
  9. «Развитие у детей навыков самообслуживания и самостоятельности».

Беседы с родителями предпочтительнее проводить перед выходными днями. По времени они не должны быть длительными, по содержанию должны отражать все основные положения предлагаемой тематики. Обучение родителей положительно влияет на их поведение в повседневной жизни и взгляды на воспитание у своих детей привычки к здоровому образу жизни.

Психологический аспект тоже имеет немаловажное значение в воспитании здорового ребенка.

Уважаемые взрослые! Научите детей просто радоваться самым простым вещам. Ведь радость – это прививка здоровья! Люди не разучились и не могут разучиться радоваться.

Радость – это врожденное чувство, оно передается нам от самой  Матери — Природы. Но чем старше мы становимся, тем чаще огорчения и уныние посещают наш дом, омрачают нашу душу.

Только дети всегда готовы искренне  радоваться и радовать  нас.

  1. Когда вам беды застят свет
  2. И никуда от них не деться,
  3. Взгляните, как смеются дети,
  4. И улыбнитесь им в ответ.
  5. И если вас в другие сети
  6. Затянет и закрутит зло,
  7. Взгляните, как смеются дети,
  8. И станет на сердце светло.

Научите детей делать добро. На Земле две реальности: добро и зло. Накапливая в себе Добро, мы становимся магнитом Добра.

  • Вот путь накопления добра, а значит – радости:
  • — Улыбка встречному, а не камень за пазухой.
  • — Терпимость, а не раздражение.
  • — Благодарность, а не беспамятство.
  • — Сострадание, а не равнодушие.

И собирается это «приданое» с самого раннего детства. Радость – это особая мудрость. А радость вместе с  добротой  укрепляют иммунитет человека. Поэтому каждая наша встреча с детьми должна быть  для них радостной и доброй.

  1. Все мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок не только знал, как сохранить свое здоровье, но и ощущал здоровье как ценность и поступал так, чтобы образ его жизни был всегда здоровым.
  2. Взрослый, ты пример для подражания,
  3. Должна в тебе быть радость, доброта.
  4. Научи ребенка быть здоровым,
  5. Все потом окупится сполна.

Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников | Здоровье, физкультура | ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

  • Самохина Юлия Владимировна
  • Организация: МАДОУ № 76 г.Томск
  • Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, количество здоровых детей снизилось многократно. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей является наиболее актуальной.

Медицинская диагностика детей показала достаточно высокий уровень распространенности хронических заболеваний, нарушение осанки и сколиоза, а также простудных респираторных заболеваний. Все это, несомненно отражается на воспитании и обучении подрастающего поколения. Вот почему в настоящее время возникает необходимость воспитания привычек здорового образа жизни.

Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитание, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Формирование здорового образа жизни — несомненно, проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактике заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.

В современной науке установлено и подтверждено практикой, что состояние здоровья человека в значительной степени зависит от здорового образа жизни, и что за качество своего здоровья отвечает сам человек. Поэтому закономерен вывод: здоровью и здоровому образу жизни надо учить.

Семья, дошкольное учреждения, школа должны осознанно и целенаправленно в процессе воспитания и обучения ребенка формировать у него правила поведения, соответствующие принципам здорового образа жизни – основы будущего, психического и физического благополучия.

Именно поэтому любое образовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового образа жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, досуговая, а также, прием пищи, двигательная активность и др.

) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера.

Это связано с тем, что во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждают детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят.

Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных усилий, что крайне затруднено для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.

С Станиславским: трудное надо сделать привычным, а привычное легким и приятным. Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть системными и комплексными, вызвать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (занятиях, режиме дня, занятиях по физическому развитию, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку. Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребенка.

Установлено, что дети в разведенных семьях развиваются хуже, чем дети у матери-одиночки. В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности. Что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник — не эстафета, которую передает семья в руки педагогов.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги».

Повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет, будут ли мамы и папы относиться с доверием к их рекомендациям. Для того, чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад должен служить образцом для такого воспитания.

Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в физическом развитии детей. Таким образом, при формировании здорового образа жизни большое значение стоит уделять созданию условий, способствующих оздоровлению детей.

Здоровый сон, рациональное питание, правильно организованный режим дают положительное влияние на детское здоровье. Также немаловажное значение оказывают родители.

Инициатива формирования сознательного отношения к своему здоровью должна исходить не только со стороны педагогов, но и со стороны родителей.

Родитель для ребенка авторитет, поэтому насколько сознательно родители относятся к своему здоровью, настолько и для ребенка будет важен здоровый образ жизни. Следовательно, формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни зависит от поведения и образа жизни, окружающих ребенка взрослых.

Список литературы:

  1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М Амосов. – М.: Молодая гвардия 1987.- 217с.
  2. Абаскалова Н.П Здоровью надо учить! /Н.П Абаскалова.- Новосибирск.: Лада 2000г.- 219с.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни. / К. Байер, Л. Шейнберг. – М.: Мир 1997г.- 182с.
  4. Басов А.В Образ жизни и ваше здоровье / А.В Басов, В.Г Запороженко, Л.Ф Тихомирова. –М.: Академия 2001г.-231с.
  5. Голубева Л, Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей // Дошкольное воспитание 2001г.-№12.-с.44-48
  6. Зарипова А Школа здоровья // Дошкольное воспитание/2008г.-№4с.50-54
  7. Картушина М.Ю Зеленый огонек здоровья / М.Ю Картушина. М.: Академия 2007г.-235с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]