Продлить велосезон до бесконечности или поставить байк на зиму, чтобы ездить на автобусе? Оба варианта по-своему прелестны, но в этой статье мы поговорим, можно ли кататься на велосипеде зимой. Как хранить велосипед зимой — читайте здесь. Первая часть статьи — для любителей зимнего велоэкстрима.
Лыжный велосипед — только даунхилл
Лучший велосипед для снега это не велосипед, а сноубайк. Прообраз спортивного снаряда можно вспомнить, погрузившись в школьные годы. Редкие и дорогие в те времена комфортные снегокаты «Чук и Гек» и «Аргамак» больше всего похожи на современный снежный велосипед.
Снегокат «Чук и Гек»
Сегодня велосипед на лыжах это рама с широкими полозьями спереди на вилке и сзади, обычно на пружинном подвесе.
Сноубайк
Это абсолютно зимний байк, но ехать на нём можно только сверху вниз. Также можно сказать, что «снеговелосипед» это лыжи на раме. В любом случае в городе на ровной дороге он бессилен. Педального привода на нём нет.
Готовим велосипед для зимней езды
Специальных «зимних» и «летних» велосипедов не бывает, с завода они по умолчанию универсальные. Байки готовят для разных условий: сырости, мороза, жары, грязи. Также по умолчанию это летний вид транспорта и спорта — в сухую комфортную погоду пилот и железо показывают лучшие результаты.
Но лыжниками нужно тренироваться летом, а велосипедисты не могут остановиться даже в морозы и гололёд. Поэтому мы имеем «летние лыжи» и «зимние велосипеды» и знаем, как кататься на велосипеде зимой.
Летние лыжи
- Всё получится, если правильно подготовить байк к активной зиме.
- Предположим, что у нас на руках крепкая рама, пара серьёзных колёс с двойным ободом, V-brake или дисковые тормоза, штатные руль и сиденье.
- Выбираем пружинно-масляную вилку
- Если она уже стоит, то читаем дальше.
Воздушно-масляная «пневма» требует, чтобы манжеты воздушной пружины были абсолютно герметичными. Иначе она просто «сдуется». Мороз и частая смена температуры (улица-дом) могут износить манжету раньше времени и разгерметизировать камеру.
Охлаждение изменит свойства газа (воздуха) в вилке, она станет непривычно жёсткой.
Масло и пружина никогда не замёрзнут, их изменения на морозе незаметны.
Пружинная вилка
Если вы радикальный фанат ригида и не признаёте амортизацию, лучше сразу поставьте широкую приёмистую резину. Дороги будут состоять из неровностей и налипшего снега. Жёсткая вилка передаст биения на кисти — это гарантированные проблемы со связками запястий. Но не сразу, а в будущем. Лет через десять.
Ригид на широкой резине
Ставим шипованную резину
Начнём со спорного момента: изрядная часть веломира утверждает, что на зиму шипы не нужны. Оспаривать это так же бессмысленно, как и утверждать, что неправильно ходить с голыми щиколотками в морозы. С другой стороны, если на календаре февраль, а маршрут проходит по ровной дороге, которая никогда не замерзает, то почему бы и нет?
Чистая велодорожка зимой
Без шипов зимой опасно всем
Даже Москва не может похвастать «вечносухими» и ровными велодорожками зимой. Поэтому сцепление с дорогой — главное, о чём нужно говорить в связи с подготовкой велосипеда для зимней езды по городу.
Это вопрос безопасности и сохранения жизни пилота, водителей и пешеходов.
Падающий велосипедист может травмировать себя и окружающих, а если водитель в этот момент уходит от столкновения с ним, то последствия непредсказуемы.
Падение с велосипеда
Совсем никудышный фактор — дополнительные расходы на шипованные покрышки. Отвечаем: зима это вообще дело накладное. Отопление, шубы, тёплая обувь…
Дешёвой пары шиповок типа Chao Yang хватит на две зимы, а резина получше типа Kenda, Shwalbe, Innova пройдёт все четыре.
Шипованная резина
Как вариант, можно на свой риск обойтись шипами только спереди. Тогда придётся тормозить передним колесом, а заднее остаётся с риском заноса или скольжения.
Шире покрышка — лучше сцепление
Казалось бы, очевидно: чем больше площадь сцепления с дорогой, тем лучше. Тогда идеальным колесом для зимы видится фэтбайк.
Есть только одно условие, при котором на узких (менее 2′′ шириной) шинах зимой ездить проще. Это когда дорога без ледяных кочек припорошена свежим снегом или неплотным настом. Тогда узкая резина лучше прорезает рыхлый слой и опирается на асфальт. Широкая же покрышка будет преодолевать сопротивление снежного слоя, что потребует сильнее налегать на педали.
Узкая резина по снегу
Это «прорезание» актуально несколько дней в году и не отменяет опасности от плохого сцепления с дорогой.
Отдельного внимания заслуживают фэтбайки с их огромными колёсами. На них тоже есть шипованные шины.
Фэтбайк на шипованной резине
Определённо, у фэта лучшее сцепление с плотным основанием — утоптанным снегом, льдом. Вто же время мы получим тяжёлый накат при езде по рыхлому основанию. Однако в городе дорога почти всегда твёрдая.
Чистим, смазываем, защищаем железо
Зимняя смазка, как и зимний воздух для колёс, почти всегда — маркетинг. Он основан на страшилках вроде: «летняя смазка замёрзнет, заклинит, проломит, разорвёт соединение».
NB! Применяя случайный лубрикант или универсальное машинное масло, вы ничем не рискуете. «Неправильная» смазка не примёрзнет и не испортит механизм. Максимум — загустеет и слегка затруднит первый километр. Потом разогреется от трения и будет легко, как летом.
Никакие смазки или масла не замёрзнут. Даже отечественные производители расходников позаботились о здоровье байка, который может зимовать на балконе.
Смазки для велосипеда
Смазка жизненно важна для любого механизма, но гораздо важнее его чистота.
Лучше чистая цепь с каплей масла, чем цепь, с которой течёт масло вперемешку с песком.
Зима в городе это не Альпы. Это грязь со снегом и реактивами, которых нет осенью. Поэтому чистить, продувать, просушивать и смазывать цепь, узлы нужно постоянно. В идеале — после каждого выезда. Раз в две недели заезжайте на автомойку и пробивайте труднодоступные места пистолетом высокого давления.
Если внутри захрустел песок — пора разобрать и почистить узел изнутри, иначе скоро придётся его заменить.
Зима в городе
Хороший хозяин будет беречь своего коня. Купите ему недорогую накидку, если он ждёт вас на улице после офиса.
Есть защита цепи и рокринги на вашу модель? Ставим!
Крылья — обязательно. И чем они больше, тем лучше. Мокрый снег и грязь не попадут пилоту на спину, если к крыльям добавить брызговики.
- Всё, что может быть покрыто защитной силиконовой смазкой — должно быть ею покрыто.
- Катаем по городу осторожно
- Пять проблем на зимней дороге и как с ними бороться:
Что делать: ставим хороший головной фонарь и спойлер под седло. С собой — заряженный запасной фонарь.
- Внезапные осадки или мокрый снег на дороге.
Что делать: плащ и защитные штаны в непромокаемом рюкзаке.
- Непредсказуемое поведение участников движения.
Что делать: никуда не торопимся, мы всё равно приедем раньше пешеходов и тех, кто нервничает в пробке. GoPro на шлеме — не роскошь, а полезный свидетель.
- Внезапные заторы, снежные заносы.
Что делать: планируем маршрут там, где чистят лучше и больше освещения. Даже если нужно сделать крюк. Не меняем маршрут «просто так».
- Тряская дорога из мелких кочек.
Что делать: выбираем на сезон колёса не менее 28′′, в идеале — «найнер».
К любому явлению из списка можно подготовиться заранее.
Подбираем зимнюю экипировку
С железом разобрались, теперь очередь пилота. Здесь от физиологии конкретного человека зависит решительно всё. Мы будем ориентироваться не на тех, кому метаболизм позволяет зимовать на веранде, а на обычного среднего человека.
Предположим, погода плохая: минус 15° и ветер со снегом. Пилоту нужно ехать 10 км с усилием.
Обычный велосипедист зимой
Сразу раскроем главный секрет городских велобайкеров. Почти вся их зимняя одежда заимствована у лыжников и конькобежцев: марафонцев, спринтеров, биатлонистов, любителей слалома. Действительно, зачем велосипедисту изобретать велосипед?
Выбираем шлем, очки, шапку, шарф
Зимний велосипедный шлем — большая редкость. В ветреную погоду его прекрасно заменяет шлем для сноуборда, в котором уже всё продумано: аэродинамика, ветрозащита, вентиляция, наушники. Многие модели имеют встроенные очки.
Шлемы для сноуборда
Для более мягких условий достаточно стандартного велошлема с балаклавой.
NB! Не экономьте на балаклаве, она должна не только держать тепло как обычный флис, но и отводить влагу (Гор-Текс, Софт-Шелл или аналог).
Обычный шлем с балаклавой
Очки — всегда с собой. Если не на лице, то в рюкзаке. Порыв ветра со снегом может ослепить, поэтому обтекаемая форма с боковой защитой не пижонство, а необходимость.
Merida Frameless Sunglasses
Не так важно, что вы наденете на шею: бафф, шарф-«трубу», арафатку или везучий бабушкин шарфик. Главное, чтобы горло и шея были защищены. Самый популярный, недорогой и удобный вариант это флисовый шарф-«труба».
Шарф-«труба»
Надеваем термобельё, кофту, и куртку
В этом разделе нет предела фантазии и бюджетам. Чтобы правильно одеться, нужно помнить правило «Три слоя».
Первый слой: нательное бельё, которое будет отводить испарения тела. Увы, но эпохальное достижение, гордость ВС СССР и РФ — «тельняшка»— здесь не работает. Многолетняя практика показала, что после кожи должно идти синтетическое термобельё.
Термобельё
NB! Не путайте термобельё и обычное синтетическое нательное бельё. Обычное вообще не отводит влагу.
А вот если нужно стоять на остановке или ехать в транспорте без движения, то лучше выбрать х/б «тельник». Потому что «термо» работает только в движении, а просто стоя на холоде можно быстро замёрзнуть.
Второй слой: кофта. И здесь у нас три пути:
- Прогулочная езда с минимальными усилиями. Испарений почти нет или мало. Подойдёт обычная «флиска», толщину смотрим по погоде.
- Средние усилия: кое-где сугробы, подъёмы, бордюры. Х/б кофта или рубашка, шерсть. Также любой материал с большим процентом хлопка. Задача слоя — принять отведённую термобельём влагу и постепенно отвести её дальше, под куртку.
- Валим во весь опор. Только Софт-Шелл или аналог с мембраной, которая быстро отводит пар.
Кофта Софт-Шелл
Третий слой: куртка и штаны.
И снова Гор-текс и Софт-Шелл. Присмотритесь к прогулочным лыжным костюмам и комбинезонам — скорее всего среди них найдётся ваш идеал. Главное требование это защита от ветра и влаги.
Лёгкий лыжный костюм
- Кстати, можно дополнительно защитить одежду водоотталкивающим спреем.
- Любое седло лучше обтянуть меховой накладкой.
- Говорим «Да!» тёплым перчаткам
Раз уж вы всё равно уже в лыжном магазине, примерьте перчатки, там много удачных моделей. Зимние велоперчатки встречаются так же редко, как и зимние велошлемы, в основном это «полноразмерки» для холодной осени.
Зимние велоперчатки Cube
Без сомнений можно отдаться перчаткам топовых брендов производителей велосипедов: Merida, Cube. При цене 1500-3000 рублей за пару они отлично держатся при среднем катании до -10°.
В рюкзак же стоит положить варежки-«эвенки». Если вдруг похолодает или начнётся ветер, пойдёт снег, они выручат.
Варежки-«эвенки»
Это чудо можно купить «с лотка» на рынке (акриловая шерсть — не бро), в строймаркете (не очень тёплый, но выносливый вариант), или заказать аутентичные «эвенки» из натруальной шерсти. Рекомендуем средний вариант как на фото: рабочие или туристические перчатки родом из Северной Европы.
Чек-лист перед выездом в морозы
- Пружинно-масляная вилка лучше других
- Большие колёса для меньшей тряски
- На ригид ставим приёмистую резину
- Шипованая резина — обязательно
- Чем шире покрышка тем лучше сцепление
- Как можно чаще чистим, моем, просушиваем байк
- Смазываем только чистые детали
- Покрываем защитными средствами всё, что можно ими покрыть
- Накидка, крылья, брызговики
- В непромокаемом рюкзаке: запасной фонарь с батарейками, плащ, варежки-«эвенки», обтекаемые очки. Соль,спички,радиостанция.
- Весь экип на зиму можно найти в лыжном магазине
- Шлем для сноуборда, в идеале с камерой
- Флисовый шарф-труба
- Настоящее термобельё, кофта и непродуваемая куртка Го-Текс, Софт-Шелл
- Утеплённые полноразмерные велоперчатки
- Максимальная осторожность и осмотрительность на дороге, безопасные маршруты
Тот, кто дошёл до Чек-листа теперь знает, как подготовить велосипед к зиме для катания и подготовиться самому. Для него очевиден ответ на вопрос: «Можно ли кататься на велосипеде по снегу?». Не можно, а нужно.
Катаемся на велосипеде зимой|Как подготовить велосипед к зимней эксплуатации|Клуб велопутешественников
Если Вы любите погонять на велосипеде в любую погоду и не собираетесь убирать велосипед на зиму в кладовку или на балкон, то Вам необходимо соответствующим образом подготовиться к зиме, чтобы сделать поездки максимально приятными и безопасными.
Конечно же зимнее катание на велосипеде имеет множество плюсов, ведь только зимой можно проехать по веломаршрутам, абсолютно недоступным летом (например, Вы можете проехать по замёрзшим озёрам и рекам или с ветерком погонять по грунтовым лесным дорогам, на которых в тёплое время годы застревают даже лесовозы), устроить зимние экстремальные гонки заснеженным лесным тропинкам или потренировать различные трюки и прыжки, предварительно насыпав кучу снега в качестве матов. Да и к чему отказываться от любимого занятия из-за погодных условий на полгода? Однако зимнее катание на велосипеде требует также специальной подготовки велосипеда и ухода за ним.
Как подготовить велосипед к катанию зимой?
Во время зимнего катания на велосипед действует огромное количество негативных факторов: снег, холод, дорожная соль и грязь, которые могут быстро превратить новенький велосипед в готовую к утилизации рухлядь, если не принимать профилактических мер. Кроме того, особое внимание следует уделить безопасности катания и заранее позаботится о правильном выборе покрышек и надлежащей работе тормозов.
Покрышки (зимняя резина)
Если у Вас есть автомобиль, то Вы наверняка знаете, что ездить зимой на летней резине по скользкой дороге, мягко скажем, неприятно — автомобиль рыскает из стороны в сторону, а торможение и разгон проходят весьма вяло. Не стоит и говорить, что для велосипеда, у которого, в отличии от авто, всего два колеса, выбор зимней резины крайне важен.
В сущности, выбор зимней резины зависит от того, где Вы собираетесь кататься и сколько вы готовы потратить денег на её покупку. Причём сразу оговорюсь, что покупать стоит именно комплект покрышек, иначе эффективность существенно снижается.
Если Вы собираетесь частенько кататься по льду или сильно утрамбованному снежному накату, то Вам скорее всего придётся выбрать резину с большим числом шипов (обычно 200-350), расположенных в три или четыре ряда в центральной и боковой части протектора.
На таких покрышках Вы будете чувствовать себя уверенно даже на чистом льду, не говоря уже об утрамбованном снеге. Единственный минус подобной зимней резины — её цена (комплект из двух покрышек обойдётся Вам около 6 000 рублей).
Nokian Freddie's 336 SW | Nokian Hakka SW300 |
Если же Вы больше любите покататься по снегу или просто по городским улицам, то резонно выбрать зимнюю резину с меньшим числом шипов (от 50 до 200). Она отлично подойдёт для подобных условий, да и цена такой покупки будет раза в полтора ниже, чем в предыдущем случае.
Nokian 54-584мм (650B) | Nokian Mount Ground W160 |
Возможно, что Вы не захотите тратиться на покупку столь дорогого, но всё же необходимого зимой аксессуара. В таком случае стоит попробовать сделать зимнюю резину самому.
Как? Да очень просто: необходимо взять старую покрышку и вкрутить со стороны камеры саморезы, учитывая рисунок протектора, так, чтобы они выпирали примерно на 2 мм. При этом надо быть внимательным, чтобы головки саморезов не повредили камеру во время поездки.
Их число должно быть около 100 -150 для того, чтобы результат был ощутим. Такая покрышка, конечно будет уступать по эффективности и весу фабричным моделям, однако за неимением средств для их покупки, будет весьма хороша.
Часто задают вопросы по поводу наиболее подходящего давления в шинах для поездок зимой на велосипеде, однако чёткого ответа на него нет — это дело вкуса каждого. Следует лишь учитывать, что не стоит слишком перекачивать или же наоборот спускать шины. Кроме того, обратите внимание, что давление в шинах при комнатной температуре заметно выше, чем в мороз на улице.
Тормоза
Если у Вас на велосипеде тормоза типа V-brake, то Вас ждёт неприятный сюрприз: зимой они практически не работают, а если работают, то ну очень малоэффективно.
Дело в том, что на ободе нередко образуется наледь, так как после первого торможения снег на нём подтаивает, а потом снова замерзает, отчего колодки просто проскальзывают по ободу, не оказывая должного сопротивления.
Как следствие, эффективно тормозить велосипед начинает примерно после 3- 10 оборотов колес, а 10 оборотов — это примерно 20 метров, пройденные велосипедом практически без тормозов!
Поэтому для зимнего катания лучше всего будет приобрести дисковые тормоза (механические или гидравлические в данном случае не очень важно — тут стоит руководствоваться своими финансовыми возможностями). Если же средства или конструкция велосипеда не позволяют установить два дисковых тормоза, то стоит поставить хотя бы один на переднее колесо (в случае установки на заднее колесо эффективность торможения останется невысокой, так как в этом случае колесо просто будет идти юзом на скользкой поверхности). Конечно же дисковые тормоза зимой также работают чуть похуже, так как и на них может образовываться наледь, однако, в отличии от тормозов типа V-brake они гораздо быстрее очищаются после начала торможения (примерно за один оборот колеса).
Передний дисковый тормоз после 5-минутной поездки | Задний дисковый тормоз после 5-минутной поездки |
В любом случае стоит порекомендовать всё время поддерживать тормоза в рабочем состоянии. Для этого необходимо всего лишь слегка нажать на тормоз во время движения велосипеда и проехать немного в таком положении.
При этом Вы почувствуете, что поначалу колодки проскальзывали, а потом уже начали цеплять обод или диск.
Такую процедуру следует проводить, в зависимости от погодных условий, раз в 10-20 минут, чтобы в случае необходимости резко затормозить велосипед Вас не подвёл.
Велофонари/веломигалки
Зимой темнеет очень рано, да и на стёклах автомобилистов частенько или грязь, или замёрзшая «незамерзайка», поэтому велосипедисту надо быть особенно заметным на дороге.
Для этого следует приобрести (если у Вас ещё почему-то нет) красную веломигалку на заднюю часть велосипеда и белую — вперёд (хотя правила дорожного движения предписывают только наличие белого и красного светоотражателей).
Назад лучше всего приобрести светодиодную веломигалку — они светят значительно ярче, чем фонари с обычной лампой накаливания и потребляют меньший ток, что в итоге приводит к увеличению времени работы от аккумуляторов. Вперёд же можно поставить или светодиодный фонарь, или фонарь с галогенными лампами, который светит гораздо дальше светодиодного, но зато и потребляет больше тока.
Кроме того, очень хорошо будет, если Вы прикрепите к велосипеду дополнительные светоотражатели, а также оденете поверх одежды специальный светоотражающий жилет, который продаётся во многих строительных и спортивных магазинах.
Шлем
Если у Вас его почему-то нет, то уж к зиме его следует непременно купить. Велошлем поможет защитить Вашу голову при падениях на скользкой поверхности (которые зимой весьма вероятны), убережёт от тяжких последствий лёгкого ДТП, да и в конце концов, в случае падения сосульки, будет не лишним.
Многие говорят, что кататься в шлеме холодно, однако если надеть его на шапку, то будет вполне комфортно, и многие велосипедисты делают именно так.
Допустим, Вы преобрели или смастерили сами всё необходимое для того, чтобы кататься зимой на велосипеде.
Однако, чтобы велосипед прослужил Вам долго, необходимо знать и соблюдать ряд правил ухода за ним в холодное время года.
Как обслуживать велосипед зимой?
Зимой все части велосипеда изнашиваются значительно быстрее, чем летом — цепь и кассета быстрее ржавеют и стираются, втулки забиваются грязью из-за задеревеневших сальников и как следствие разрушаются подшипники, смазка в различных трущихся деталях загустевает и теряет свои свойства, под воздействием влаги окисляются тросы и их рубашки — словом, практически каждая часть велосипеда в той или иной степени страдает от зимних покатушек.
Цепь
Зимой цепь практически мгновенно облепляется грязью, солью и прочей гадостью, которая летит с дороги.
Поэтому её необходимо своевременно и весьма внимательно чистить после каждой зимней велопокатушки (о том, как правильно это делать, читайте в статье «Уход за велоцепью»).
Следует также внимательно следить за состоянием переднего и заднего переключателей скоростей, так как во время катания в них забивается большое количество снега, что явно не улучшает переключение.
Передний перключатель | Задний переключатель |
Втулки и каретка
Как было сказано выше, грязь с дороги отлично попадает в них через задеревеневшие сальники, а вот достать её оттуда можно только путём разборки втулки и каретки.
Естественно, каких-то регулярных сроков обслуживания не существует — всё зависит от километража и условий, в которых эксплуатировался велосипед, однако рекомендуется производить полную разборку и чистку где-то раз в два месяца при средней интенсивности катания — иначе к лету придётся менять все подшипники, а может даже и эти детали в сборе.
Конечно же при сборке следует не забыть смазать очищенные детали. Весьма сильно от зимнего катания на велосипеде страдает и рама, особенно не очень высокого качества.
В результате резкого перепада температур (если, к примеру велосипед храниться у Вас в квартире) в лакокрасочном покрытии могут образовываться микротрещины, в которые попадает влага, замерзает там, и тем самым увеличивает их размеры.
В итоге, металл, из которого изготовлена рама, подвергается прямому агрессивному воздействию соли и других дорожных реагентов, и в итоге рама может попросту поржаветь (конечно, если материал не устойчив к коррозии). В любом случае, стоит внимательно осматривать велосипед на предмет трещин или сколов в краске, и, в случае необходимости, подкрашивать их.
Также, по возможности, старайтесь не выносить велосипед сразу на мороз из тепла или с мороза в тепло — лучше, оставлять его на время в помещении со средней температурой — например, в подъезде (при этом внимательно следите, чтобы Ваш велосипед не украли!).
Наверняка у Вас на велосипеде есть хотя бы передний амортизатор, и хорошо, если он масляный или воздушный.
Однако на большинстве велосипедов установлена вилка с эластомером внутри (грубо говоря, кусок резины или каучука, который обладает высокой эластичностью), который на морозе дубеет и перестаёт выполнять свои функции. В этом случае амортизационная вилка на Вашем велосипеде превращается в жёсткую. С этим поделать ничего уже нельзя — таково свойство материала. Впрочем, зимой можно погонять на велосипеде и с такой жёсткой вилкой.
С задним амортизатором на морозе случается примерно та же история — он хуже выполняет свои функции, и, как Вы уже догадались, с этим также остаётся только смириться.
При использовании всех видов вилок зимой рекомендуется после каждой поездки чистить грязь под резиновыми пыльниками, а если их вовсе нет, то неплохо бы было их надеть на зимний период.
Резюмируя вешесказанное, можно сделать вывод, что во время зимнего катания на велосипеде необходимо следить за его чистотой и своевременно устранять возникшие неполадки. В таком случае Вы получите огромное удовольствие от зимнего катания и не испортите свой велосипед.
Кстати, некоторые велосипедисты специально для зимних велопутешествий приобретают себе второй велосипед — намного ниже уровнем, чем их основной (частенько в роли зимнего велосипеда выступают и «ашан-байки»), чтобы, в случае чего, просто его выкинуть и купить для этих же целей новый.
Техника езды на велосипеде зимой
Наверное, не стоит объяснять, что зимой дороги скользкие и ездить на велосипеде нужно с большой осторожностью и очень внимательно. Тем не менее можно дать несколько рекомендаций, которые позволят Вам избежать неприятных ситуаций на зимней дороге:
- при движении зимой лучше всего выбирать дороги с сухим асфальтовым покрытием или плотно утрамбованным снегом;
- старайтесь избегать движения по узкой колее — при попытке выехать из неё очень высока вероятность падения;
- не стоит ездить по снежной каше — сил уходит много, а толку мало;
- старайтесь избегать загруженных автомобильных дорог. Помните, что зимой, как правило, обочины завалены снегом и разъезд с автомобилем может быть весьма затруднён и опасен;
- старайтесь быть готовым к внезапному попаданию на скользкий участок дороги, припорошенный снегом;
- избегайте резких действий, поворачивайте и тормозите плавно, адекватно оценивая дорожную обстановку;
- постарайтесь подготовить велосипед к зиме, как это было описано выше и не пренебрегайте средствами безопасности.
Кататься на велосипеде зимой можно ничуть не хуже чем летом, особенно если к этому готовы Вы и Ваш байк — главное желание. Удачи на зимних дорожках!
Что нужно знать, для катания на велосипеде в зимний период
25.02.2017
Сегодня мы поговорим о том как кататься на велосипеде зимой.
При катании зимой на морозе, есть два важных момента, первый это остаться здоровым и не заболеть, и второй не убить велосипед и его комплектующие. Во время зимнего катания многие движущиеся механизмы, имеют свойства «дубеть» на морозе.
Больше всего замерзанию подвергается смазка и минеральное масло если у вас гидравлические тормоза. Чтобы катание доставляло вам удовольствие нужно капитально подготовить велосипед, к этому делу. Но это касается тех велосипедистов которые собираются выезжать регулярно в зимнее время года.
Рама и мороз
Не рекомендуется вытаскивать велосипед на температуру ниже минус 15 градусов. Если у велосипеда алюминиевая рама, она станет хрупкой и если вы где-то ее стукните, или упадете на велосипеде, то она скорей всего получить сильные повреждения. Именно поэтому лучше кататься в -5.
Как ведет себя вилка зимой
Если у вас вилка не топового и даже не среднего уровня какая-нибудь пружинно-эластомерная например, то эластомер рекомендуют заменить на пружину. На эта процедура весьма сложное утомительное занятие, если у вас есть возможность заблокировать вилку, и ездить без лишнего экстрима и фанатизма.
Некоторые любители зимней агрессивной езды, имеют в своем арсенале две вилки для летнего и зимнего сезона. Ну если у вас воздушная вилка то будьте готовы к тому, что она слегка будет подмерзать, и придется подкачать камеру с воздухом, потому что она будет немножко проседать.
Тормозная система зимой
Если у вас гидравлика, то именно она «дубенеет» больше всего, так как физические свойства жидкости изменяются, и соответственно отклик торможения у вас будет уже не такой резкий, как в теплое время, при этом само торможения будет нормальным. Вам нужно быть к этому готовым.
Если вы обладатель велосипеда на Вибрейках, то они будут забиваться снегом и вы будете ехать почти без тормозов, категорически не рекомендуется рисковать, и выезжать на дороги с оживленным движением. По этому гидравлика вполне хороший вариант для зимнего катания.
Трансмиссия
Втулки, кареточный вал, цепь и звезды — все эти основные элементы требуют замены смазки на зимний вариант.
Используйте смазки, которые подходят для низких температур, этого будет достаточно, для того чтобы велосипед был ощущениям примерно таким же, как летом. На летней же смазке велосипед будет инертным.
Что касается цепи, то для неё рекомендуют использовать, тефлоновую смазку. Нанести ее необходимо тонким слоем, и она будет очень хорошо отрабатывать.
Если вы садитесь на велосипед зимой в первый раз, то первое что вы получите — это удивление, от того какой он стал дубовый.
Не надейтесь на то, что у вас получиться нормально переключать передачи, особенно если перед катанием, вы хранили велосипед в неотапливаемом помещении.
Иногда передачи напрочь отказываются переключаться и в таком случае, необходимо поставить цепь на средние звезды на шатунах и на кассете и ехать на одном соотношении передач.
Но несмотря на все трудности и заботы зимнего катания, удовольствие от катания вы получите гарантировано. Так как зимой можно ехать и вытворять любые трюки, не боясь упасть с велосипеда, снежный сугроб все с амортизирует =)
Покрышки для зимнего катания
Читайте отдельную статью про выбор резины для зимнего катания.
Покрышки используйте с зубастым протектором, поставьте самую агрессивную резину которая у вас имеется. Существует также специальная шипованная резина для зимнего катания.
У нее есть преимущества, так как металлические шипы позволяют чувствовать себя намного уверенней за рулем велосипеда, особенно если вы попали на лед. Такая резина стоит не дешево, иногда ее цена сопоставима с автомобильной резиной.
Некоторые велолюбители используют саморезы в качестве шипов, с внутренней стороны откусывают кусачками верхнюю часть, и у них получается шиповка.
Давление в колесах рекомендуется понизить, насколько это возможно (1-1.2 атм), сильно спускать колесо в ноль — не надо, но колесо должно быть мягким, тогда площадь соприкосновения поверхности будет больше, и вы поедите как на лыжах, аналогично тому, как это происходит на велосипеде типа фетбайк.
Экипировка велосипедиста для катания зимой
Во время зимнего катания, мерзнуть у вас все то, что у вас обездвижено. В первую очередь это руки, вы будете держать руль, и вас будут начинать мерзнут кончики пальцев рук.
Ноги у вас стоят на педалях, которые изготовлены из металла, а метал будет буквально высасывать тепло, и в это сразу почувствуете, особенно если вы выехали на контактных педалях, где нога находится в контакте с шипом постоянно.
Поэтому для комфортного катания вам нужно утеплиться.
Перчатки должны сохранять тепло и при этом быть не сильно толстыми и громоздкими, так как вам придется контролировать рукоять, иметь доступ к переключателям скоростей и собственно к тормозному рычагу.
Как правило, велосипедные перчатки рассчитаны на температуру до -5 градусов, ну а если захочется выкатиться при экстремально низких температурах, то придется обзавестись огромными перчатками, которые одеваются поверх велосипедных.
Термобельё слой одежды который одевается на голое тело. Термобелье не утепляет,а помогает улучшить терморегуляцию, то-есть, температуры при которых вы будете мерзнуть — увеличатся, и соответственно температуры при которых вы потеете, тоже изменяться.
Существуют модели термобелья, из шерсти мериноса, которые максимально расширяют диапазон терморегуляции. Но есть важный момент, если вы аллергик, то такой тип использовать не рекомендуется.
Аллергику можно использовать белье из синтетических материалов, и смотрите чтобы не было в составе шерсти, потому что как правило, производитель ее добавляет в процентном соотношении.
Поверх термобелья одевать стоит слой из флиса. Флис универсальный материл, который прекрасного выводит влагу, и хорошо греет. Диапазон цен на флисовую одежду очень большой. Основное отличие, это скорость и качество отвода влаги.
Соответственно дорогая вещь, будет быстрее выводить пот и он будет испаряться не давай вам остыть и замерзнуть. Самый верхний слой должен быть с не продувными вставками типа «Виндстоппер». Производитель используют его как на куртках так и на штанах.
Устанавливаются эти вставки с передней части одежды.
Утепление головы
Для утепления голову, желательно одевать горнолыжный шлем, он будет и согревать и защищать вашу голову. Если у вас обычный летний шлем, то тогда стоит под него одевать либо, флисовую балаклаву, либо Buff (Цилиндрический шарф, который выполнен из флиса и виндстоппера. Одновременно утепляет голову и защищает грудь от продувания).
Тонкости езды на велосипеде зимой. | Вело Дело
Сейчас наблюдается положительная тенденция заинтересованности людей спортом. Появилось много экстремальных увлечений, например, катание на велосипеде зимой. Конечно, в морозы, когда на улице -25 градусов мороза редко кто захочет промчать с ветерком. Однако когда температура воздуха составляет немногим меньше нуля, тут заядлые велосипедисты дают фору даже лыжникам. Итак, зимний велосипед — давайте рассмотрим основные особенности.
Основные плюсы зимней езды на велосипеде
- Не так жарко как летом.
- Организм закаляется и становится устойчивее к отрицательным температурам.
- Ввиду сложности управления байком повышается уровень мастерства.
- Нет надоедливых комаров и мух.
- Можно катать по замёрзшим рекам и озёрам.
- Становится возможным проехать по труднопроходимым грунтовым дорогам.
- Трудней получить прокол, потому что все стёкла и гвозди под снегом.
- Приятнее ехать под идущим снегом, чем под дождём.
- Зимой потеря влаги организмом значительно меньше, чем зимой.
Минусы зимней езды
Как ни странно это звучит, но некоторые недостатки выплывают из достоинств.
- В сильные холода не выедешь.
- Труднее ехать по рыхлому снегу.
- Хуже работают тормоза.
- Дороги посыпают солью, она портит части велосипеда.
- Тросики может прихватить в рубашках, если там была влага.
- Дополнительные расходы на покупку шипованной резины, зимней смазки и т.д.
Однако хорошее настроение и прекрасные впечатления с лихвой компенсируют эти недостатки.
Зимняя велосипедная одежда
термобельё
Одежда для занятий велосипедным спортом в холодное время года должна состоять из нескольких слоёв.
Нижний слой (тот который ближе к телу) нужен в основном для впитывания и испарения пота при активном педалировании. По этой причине его выбирают так, чтобы он хорошо облегал тело, но не сковывал движения. В веломагазинах продаются комплекты такого белья, они имеют разную степень плотности и одеваются в зависимости от температуры окружающего воздуха — чем холодней, тем плотнее должно быть бельё.
Если вы ещё не созрели для покупки такого комплекта — не беда, подойдёт любое синтетическое. Хлопковое бельё для этих целей хуже, поскольку хуже впитывает пот и дольше испаряет его. В связи с этим вы рискуете быстрее замёрзнуть.
Второй слой — тёплый. Чаще всего это свитер или водолазка с тёплыми штанами. Но лучше, конечно купить термобельё от известных производителей.
виндстопер
И, наконец, третий слой — он предназначен для защиты от ветра и влаги извне ( допустим тающего снега). Самый распространённый вариант — это ветровки различных видов, называемые Виндстоперы (от англ.
«останавливающие ветер»). Отличный вариантом будет дышащая одежда. Она изготавливается из специальных материалов, которые не пропускают влагу и ветер с одной стороны, но пропускают влагу от тела наружу.
Тем самым сохраняя тепло велосипедисту.
зимние велоштаны
Особое внимание следует уделить велоперчаткам. Они должны быть не только тёплыми, но и позволять удобно управлять велосипедом: переключать передачи, тормозить.
зимние велоперчатки
Лицо в сильные холода защищают специальными веломасками (см. фото). Они бывают закрытого типа (балаклавы) и открытого типа. Для езды по запыленным или загазованным дорогам выпускают даже маски со встроенными респираторами. Не забываем про шлем — зимой риск потерять управление гораздо выше, чем летом.
веломаски
Зимняя велосипедная обувь
велосипедные ботинки
Лучше всего купить предназначенные для этого зимние ботинки в спортивном магазине. К ним ещё продаются бахилы (гофры), которые одеваются поверх, с прорезями внизу для контактных педалей. Если вы всё же решили ехать в повседневной обуви, то ни в коем случае не следуйте советчикам, которые советуют на носки надевать полиэтиленовые пакеты. Что якобы должно защитить от проникновения влаги к ногам. На деле же происходит всё с точностью до наоборот: от пота носки быстро становятся влажными, пакет не даёт влаге испарятся и ноги быстро и сильно замерзают.
Особенности катания на велосипеде зимой
Для безопасности такого занятия приобретают специальную одежду, устанавливают на свой зимний велосипед дополнительное освещение. Ну и, конечно, ставят шипованную резину. Так как покрышки являются важной частью безопасного разгона и торможения.
Езда на велосипеде зимой отличается от летней достаточно сильно.
Необходимо выбрать правильный маршрут. Местность может сильно поменяться. На тех ровных дорогах, где вы любили ездить летом, зимой возможны ледяные колеи. И наоборот, ямочные лесные тропинки превратятся в отличную велосипедную тропу. Лучше всего найти дорогу, где снег достаточно утрамбован либо, вообще, сухой асфальт.
Велосипед зимой может идти тяжелее. В основном из-за того, что смазка в подшипниках становится гуще. Лучше всего хранить велосипед в сухом помещении. Еще следует иметь в виду, если он находится в отапливаемом помещении, то, выходя на улицу, давление в шинах будет уменьшаться. Желательно, чтобы велосипедный компьютер выполнял свои функции, даже когда на улице минус. Иначе при переключении функций он будет притормаживать. Также на морозе могут подвисать жидкокристаллические экраны, значительно быстрее садится питание. Для того чтобы от холода не ломалась пластмасса, отодвиньте такие детали ближе к выносу.
При понижении температуры будет уменьшаться ёмкость аккумуляторов и батарей, поэтому заблаговременно необходимо позаботиться о запасном комплекте. В это время года рано наступают сумерки и остаться без освещения никто не пожелает.
Запасные батарейки лучше всего хранить во внутреннем кармане: так они будут в тепле и сохранят свою работоспособность в полной мере.
Очень важно позаботиться о хорошем освещении. Помимо фар лучше всего приобрести дополнительные светоотражатели. Для большей безопасности старайтесь не тормозить слишком резко, ограничивайтесь по скорости, не ездите по узкой колее. Необходимо следить за чистотой велосипеда. Тем не менее не нужно мыть байк непосредственно перед выходом на мороз.
Иначе он покроется ледяной коркой, что не позволит тормозам хорошо работать.
Несмотря на все эти особенности, есть и некоторые преимущества зимней езды на велосипеде. В отличие от жаркого знойного лета зимой вас не потревожат комары или проливной дождь. Вы не повредите колеса, так как основной мусор находится под снегом.
Также благодаря мягкому снегу практически отсутствуют большие препятствия на дорогах, резина подвергается меньшему износу, чем на асфальте. Летом при сильной жаре ехать очень тяжело, особенно если вы любите быструю езду, от жары велосипедист испытает жажду. Зимой все эти проблемы отсутствуют.
К тому же из-за раннего наступления сумерек на улице становится менее людно.
Очевидно, что любители зимнего катания на велосипеде обладают лучшей техникой.
К тому же если вы хотите прокатиться по лыжне, то на байке вполне реально обогнать всех лыжников и оказаться впереди! Что придаст вам чувство морального удовлетворения.
Если вы посещаете какие-нибудь велосипедные сообщества, клубы, то в холодное время года они тоже работают. Зимнее катание имеет множество плюсов.
Зимний велосипед — уход за байком
Первое, на что нужно обратить внимание — тормоза. Лучше если они будут дисковые, потому что V-Brake забиваются снегом и при торможении проскальзывают. Мало того, они ещё имеют свойство обледенеть и в самый важный момент отказаться работать.
В связи с этим их рекомендуют периодически прогревать — нажимать на тормоз не прекращая педалирования, чтобы корка льда на них растаяла. Перед поездкой убедитесь, что ваша тормозная система в порядке.
Второе — смазку всех высоконагруженных узлов лучше заменить на менее вязкую, потому что в холодное время года обычная смазка густеет и велосипед приобретает тяжёлый ход.
Третье — проверьте давление в шинах. На холоде воздух становится плотнее, поэтому давление может значительно упасть. Но в то же время не следует перекачивать колёса, потому что так площадь соприкосновения покрышки с поверхностью уменьшается и по рыхлому снегу ехать становиться трудней, оттого что шины будут глубоко вгрызаться в снег.
Четвёртое — проверьте не осталась ли вода в рубашках тросиков после мытья велосипеда. Поскольку в зимнее время это может привести к заклиниванию тормозов и передач.
Ну и пятое — проверьте бортовое освещение. Замените, если нужно батарейки или зарядите аккумуляторы, поскольку зима не предсказуема и в любой момент может пойти снег и ухудшится видимость на дороге. Не пренебрегайте своей безопасностью. Желаем удачи на зимних дорогах!