- ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида
- Беседа для подростков
- «Как беречь свое здоровье»
Учитель ОБЖ Сухомлина Е.В.
Все мы знаем, что здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья. Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья.
Основная часть
Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то и успехи не те.
Тем не менее, эта заключительная фраза поздравительного письма стала уже дежурной и мы не всегда вдумываемся в ее смысл.
Но, ответьте себе сейчас, что такое, по-вашему, здоровье?
Мы можем обратиться к энциклопедиям, пролистать труды классиков медицины, и найти самые различные определения этого понятия. Поэтому возьмем за основу то, в чем выразился опыт многих поколений людей, нашли отражение мысли многих сотен ученых, многих тысяч врачей.
За последние 100 лет взгляды на здоровье претерпели серьезную эволюцию. Тогда здоровьем считалось лечение: главным было «реставрировать» организм, восстановить потерянное здоровье хотя бы до исходного уровня.
Но чуть больше полувека назад пришло понимание того, что гораздо важнее сохранить исходный уровень здоровья, который дан человеку и попытаться предотвратить заболевания. Так, главным стало не лечение, а профилактика.
Для каждого разумного человека целью сегодня является развитие, улучшение всех своих качеств, полная реализация во всех сферах жизни. Хотя, конечно, это включает и профилактику заболеваний и, конечно, не исключает лечения заболеваний, когда они возникают.
Особенно учитывая, что за последние 100 лет медицина шагнула далеко вперед.
Впрочем, как раз медики являются основными пропагандистами здорового образа жизни.
И именно по данным ВОЗ, здоровье лишь на 10% зависит от состояния системы здравоохранения, только на 20% – от внешней среды или природных условий, лишь на 20% мы заложники наследственности и генетики.
Половина шансов на здоровье зависит от нас, от того, насколько мы сами заинтересованы в том, чтобы быть здоровыми.
Режим дня, труда и отдыхаОсобое значение имеет режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма.
А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья и повышению уровня жизни. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.
От этого зависит здоровье и правильное развитие.
Режим питанияВрачи утверждают, что полноценное рациональное питание — важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития.
Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Пища обеспечивает человека: Энергией, чтобы двигаться и сохранять температуру тела. Благодаря ей происходит рост тканей, заживают раны, поддерживается активность тела.
Физическая нагрузкаЧеловек всегда должен стремиться к развитию таких физических качеств, как сила, ловкость, быстрота, выносливость. У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха.
В частности, определенное время отводите оздоровительным занятиям и тренировкам. В процессе систематических занятий физическими упражнениями не только укрепляется здоровье, но и улучшаются самочувствие и настроение, появляется чувство бодрости, жизнерадостности.
Не секрет, что современное производство и условия жизни в значительной мере снизили двигательную активность человека.
Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда дети бегают, прыгают и им становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала.
Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
Воздержание от токсинов.
Человек – это единственное существо, которое по собственному желанию отравляет и разрушает свое здоровье, путем употребления различных токсических веществ.
Вред, который наносят кофе, алкогольные напитки, курение и опасные наркотики, было продемонстрировано уже не раз.
Если мы хотим, чтобы наш ум оставался живым и здоровым, мы должны избегать употребление любых веществ, которые могут нарушить работу деликатного механизма нашего мозга
«Что имеем не храним, потерявши — плачем». Эта народная пословица, имеющая широкое значение, подмечает и наше отношение к здоровью. Пока оно есть, мы попросту о нем не задумываемся, а когда его нет, тратим много времени, сил и средств на его восстановление, которое, увы, не всегда достигается.
Заключение
Здоровье – это состояние равновесия, это гармония тела и души, это возможность меняться вместе с окружающей средой, подстраиваться под жизненные реалии, и не просто выживать, а постоянно улучшать уровень своей жизни. Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.
А теперь мы вам расскажем и покажем наши советы « как быть здоровым»
-
Больше чая — меньше алкоголя
-
Больше овощей -меньше мяса
-
Больше уксуса — меньше соли
-
Больше фруктов- меньше сахара
-
Больше жевать — меньше еды
-
Больше дел -меньше слов
-
Больше давать-меньше страдать
-
Больше спать-меньше переживать
-
Больше пешком – меньше за рулем
-
Больше смеха – меньше злости
Здоровый образ жизни в подростковом возрасте – Medaboutme.ru
По сведениям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди сегодняшних детей здоровыми можно считать не более 10-12%. У остальных есть расстройства здоровья той или иной степени, и с возрастом количество диагнозов только увеличивается. Уже в начальной школе около 50% учеников имеют хронические заболевания, а к старшим классам — и все 60-70%. Самые пугающие показатели роста заболеваемости — у болезней опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы, а также заболеваний почек.
В среднем в начальной школе ученики имеют по 2 диагноза, в средних классах добавляется еще два, а к окончанию школы у подростков в среднем имеется 5 и более хронических заболеваний и функциональных нарушений.
При этом во время анонимных и открытых анкетирований подавляющее число школьников на первое место в шкале ценностей ставят здоровье. И отмечают приверженность идее здорового образа жизни. Но на деле все оказывается совсем не так, и их утверждения носят скорее декларативный характер.
Большинство подростков не соблюдают рекомендованный по возрасту режим учебы и отдыха. И чаще всего дело даже не в отсутствии дисциплины у ребенка, а в учебной нагрузке, не соответствующей возрастным возможностям детей, в чрезмерной информативной и эмоциональной насыщенности их жизни.
Крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья и нехватка физической активности. Дефицит ее особенно сильно проявляется в старших классах школы. Это связано и с тем, что избыточная нагрузка в школе просто не оставляет времени на спорт, и с тем, что занятия в спортивной секции или клубе оказываются не по карману многим родителям.
Много проблем с правильным питанием. Всего 14% школьников ответили, что питаются 4-5 раз в день, как это рекомендовано диетологами.
Почти треть принимают пищу всего 1-2 раза в день, а за сбалансированностью рациона следят всего 18% молодых людей.
При этом 13% подростков вообще не следят за своим весом, 20% уверены, что вес следует контролировать только посредством ограничения в пище, и только 15% в качестве средств контроля за весом называют не только диету, но и физические нагрузки.
Мало времени подростки проводят «на свежем воздухе», то есть на улице, причем даже в выходные и праздничные дни. Многие признаются, что чаще всего их пребывание вне помещения ограничивается дорогой из дома в учебное заведение и обратно, да походами в кафе и магазин.
Подавляющее большинство школьников и студентов не соблюдают режим сна: половина спит меньше рекомендованных 8 часов, а 20% проводят во сне больше нормы.
Кроме того, свое губительное влияние оказывают и вредные привычки, с которыми подростки знакомятся все раньше и раньше. Это и курение, и алкоголь, и игромания, и наркотики.
По результатам анонимного опроса, почти 60% детей в возрасте 10-12 лет уже пробовали курить, к 13-15 годам более 70% знакомы с алкогольным опьянением. Всего 30% молодежи не употребляют спиртного, остальные делают это чаще 2 раз в месяц.
Высока доля подростков, знакомых с наркотическими веществами, и около 20% оценивают употребление этих веществ как менее опасное по сравнению с алкоголем. Хотя положительного отношения к наркотикам не высказал никто.
Школьники признаются, что при желании наркотические вещества можно раздобыть практически в любом учебном заведении.
И еще: большинство подростков не понимают, что в понятие здорового образа жизни входит не только питание и физическая активность, но и психогигиена, подразумевающая благоприятный эмоциональный фон и позитивное отношение к жизни.
Сон, диета, спорт: как убедить подростка, что это важно
Изменения в организме и характере, подготовка к ЕГЭ и поступлению в институт — требуется немало сил, чтобы справиться с этим. Наш блогер Дмитрий Лазарев рассказывает, как крепкий сон, регулярные завтраки и зарядка помогут ребёнку справиться с нагрузками.
Специалисты Роспотребнадзора утверждают, что благоприятнее всего на здоровье школьника влияют здоровый сон, правильное питание и достаточная физическая активность.
Например, для полноценного развития подросток должен спать от восьми до десяти часов в сутки, питаться четыре-пять раз в день и около трёх часов проводить на свежем воздухе или занимаясь спортом.
Давайте разберёмся, почему это так важно.
1. Здоровый сон
Специалисты организации Nemours, которая занимается здоровьем детей, считают, что подростки должны спать около девяти часов в сутки. Тинейджеры редко столько лежат в кровати.
Как сон влияет на подростковое здоровье?
- Помогает подростку полноценно расти и развиваться;
- Напрямую влияет на внимательность и успехи в школе;
- Помогает добиваться успехов в спорте;
- Нарушения сна приводят к многочисленным сложностям со здоровьем: лишний вес и проблемы с сердцем, нарушения иммунитета и эмоциональные проблемы.
У подростков сбиваются биологические часы
В подростковом возрасте режим сна заметно отличается от детского или взрослого. В этот период «сбрасывается» циркадный ритм (или биологические часы), из-за чего тинейджеры засыпают и просыпаются позже.
Считается, что это связано с мелатонином — гормоном, который регулирует наши биологические часы.
У подростков он вырабатывается позже, чем у маленьких детей или взрослых, что приводит к тому, что ребёнок не хочет спать по вечерам.
Мешают стресс и гаджеты
Есть и ещё одна причина нарушения сна — стресс. В подростковом возрасте у ребёнка больше обязанностей: ЕГЭ, репетиторы, грядущее поступление, половое созревание. Мозг постоянно возбуждён.
Также достаточно распространённая причина нарушения сна — привычка ложиться спать с телефоном или планшетом. Большое количество информации не даёт мозгу успокоиться, поэтому подростку тяжело заснуть. К слову, такой же эффект вызывают поздние раунды в Fortnite или «Доту».
Как помочь подростку высыпаться?
Вот советы, которые помогают выровнять режим сна:
- Ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, даже в выходные;
- Больше физической активности, но, главное, не перед сном (нужно около трёх часов, чтобы организм успокоился);
- Пить меньше кофе, чая и энергетиков;
- Перестать пользоваться электроникой хотя бы за час до сна;
- Зажигать в комнате подростка ночник и проветривать по вечерам.
2. Сбалансированная диета
Чтобы рассказать о правильном питании подростков, я обратился к исследованиям Национального института диабета, болезней органов пищеварения и почек из США. Учёные утверждают, что сбалансированная диета играет важную роль в развитии ребёнка:
- Помогает формированию костей и мышц;
- Удерживает вес на нужном уровне;
- Положительно влияет на успехи в школе;
- Предупреждает риск развития болезней сердца и диабета.
Что такое сбалансированная диета?
Специалисты института говорят, что для здорового развития ребёнка в рацион нужно вводить больше фруктов, овощей, несолёных орехов, семян и цельнозерновых продуктов. Стоит обратить внимание на молочные продукты с низким содержанием жиров.
В сбалансированную диету стоит включать больше постного мяса, курицы, рыбы, фасоли, гороха, сои и яиц. Хорошей идеей будет также ограничить потребление продуктов с высоким содержанием соли, сахара и жиров.
В основном речь идёт о газировке, фастфуде и сладостях.
Как вы можете помочь ребёнку?
Переходить на новую диету нужно мягко, чтобы для подростка это не стало дополнительным стрессом. Для этого в институте сформировали несколько простых советов:
- Замените сливочное масло и маргарин на оливковое масло;
- Запекайте блюда, а не жарьте;
- Используйте меньше соли в готовке и уберите солонку со стола;
- Выложите фрукты или овощи на случай, если захочется перекусить;
- Ограничивайте потребление сахара. Если хочется сладкого, выбирайте сухофрукты;
- Ориентируйтесь на то, что стандартная порция должна наполовину состоять из овощей и фруктов.
- Не забывайте о личном примере. Подросток будет охотнее соблюдать здоровую диету, если вы составите ему компанию.
3. В здоровом теле — здоровый дух
Чтобы рассказать, насколько важна физическая активность для растущего организма, я обратился к рекомендациям Всемирной организации здоровья (ВОЗ). В организации считают, что дети в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься спортом минимум час в день, а лучше — больше. При этом занятия можно разбить на несколько частей и выполнять в течение дня.
При этом в ВОЗ советуют минимум три раза в неделю заниматься активными видами спорта, включая те, которые укрепляют мышцы и кости. Иными словами, подросткам надо чаще бегать и прыгать, для этого подойдут активные игры.
Как подростку помогают занятия спортом?
Специалисты организации отмечают, что достаточная физическая активность помогает ребёнку на всех фронтах:
- Стимулирует здоровое развитие костей, мышц и связок;
- Укрепляет и развивает сердечно-сосудистую систему;
- Позволяет улучшить координацию и баланс;
- Благоприятно сказывается на весе.
При этом в ВОЗ отмечают, что занятия спортом психологически поддерживают ребёнка, снижая риск появления депрессии и тревожности. Более того, командные игры помогают стать увереннее в себе, найти новых друзей и отточить социальные навыки. Специалисты также отмечают, что физически активные дети с большей охотой перенимают полезные привычки у сверстников и лучше справляются в школе.
Как объяснить подростку, что для него это важно?
Психолог Александр Шахов говорит, что дети учатся не на нотациях, а на ролевых моделях. Это заложено в «программу» каждого ребёнка. Поэтому действенный способ научить его чему-либо — показывать на своём примере. Это связано с тем, что ребёнок неосознанно подражает «выжившим особям», поэтому до начала подросткового возраста лучше пользоваться этой техникой при воспитании детей.
С наступлением подросткового возраста ситуация меняется. Психолог отмечает, что в этот период ребёнок начинает чувствовать самостоятельность, — это важный этап развития личности. Подростки пока не могут здраво оценивать свои силы, поэтому могут чересчур усердно отталкивать родителей. Как раз из-за этого среди них так много нигилистов и максималистов.
Чем более тёплые и доверительные у вас отношения с ребёнком в детстве, тем проще будет общаться с тинейджером, но так бывает не всегда. «Если пробовать подростку навязать свою собственную модель поведения, то, скорее всего, это вызовет негатив. ««Делай как я, я соблюдаю режим дня, соблюдай его вместе со мной» — именно с подростком это не сработает», — подчёркивает специалист.
Необходима другая тактика
Психолог считает, что, если в общении подростка с родителями растёт противоречие и непонимание, необходимо отойти от собственного примера. Уделите внимание эмоциональному контакту, поймите, что же происходит с ребёнком, чем он живёт. Ни в коем случае нельзя критиковать подростка, принижать его точку зрения, интересы. Вместо этого нужно грамотно использовать то, что ему интересно.
Стоит взять кумира ребёнка и найти в его биографии то, что можно использовать для мотивации подростка
Например, если ребёнок любит музыку, то мимоходом рассказать, как соблюдение режима дня помогло этому музыканту записать альбом, который потом вошёл во все чарты. Или как успешный атлет добился немалых успехов, регулярно занимаясь по утрам и следя за своей диетой. Главное в этой ситуации — сделать это мимоходом и без давления.
«Подростки умны. Невзирая на то что они не обладают некоей житейской мудростью, они очень хорошо воспринимают и оценивают новую информацию. Поэтому с подростком нужно быть аргументированным», — подчёркивает психолог.
Пример для подражания должен быть не только у ребёнка
Не забывайте и о себе: важно показывать ребёнку, что и для вас существуют авторитеты. В силу особенностей психики дети и подростки подражают своим родителям. Например, расскажите, как выступление какого-нибудь спортсмена повлияло на вас в детстве и вы стали делать зарядку.
Мотивация нужна для формирования привычки
Мотивация — это дело, требующее терпения. Цель — дать человеку топливо для формирования привычки — например, соблюдать режим дня.
Любая привычка формируется достаточно медленно, в этом процессе есть два основных фактора: небольшие усилия и постоянство.
Начните с малого: если вы хотите заставить ребёнка соблюдать режим дня, то нужно для начала подтолкнуть его к тому, чтобы он вставал в одно и то же время или заправлял постель.
Делать это на протяжении пары недель. Как только это закрепится, переходите к следующей задаче.
Если вы хотите, чтобы ребёнок чётко соблюдал режим, посмотрите для начала на себя. «Если родители сами не будут выполнять распорядок дня, то это будет знаком для подростка, что то, что их пытаются заставить делать, является лицемерным шагом. Если вы хотите требовать или ожидать от других, что они будут делать это, для начала надо делать это самому», — заключил эксперт.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Shutterstock (Stokkete)
Здоровье подростка
Опубликовано 22.03.2019
Подростковый возраст — это период полового созревания и бурного физического развития. Резкие изменения в строении организма не могут не сказаться на здоровье подростков. Что следует знать родителям о проблемах со здоровьем, с которыми могут столкнуться подростки? Одна из самых быстро развивающихся систем организма у подростков — это сердечно-сосудистая.
В период с 10 до 16 лет вес сердца увеличивается в два раза, а объем — в 2,4. Миокард (сердечная мышца) становится мощнее и начинает выбрасывать в сосуды большее количество крови при сокращении, соответственно частота сердечных сокращений у подростков уменьшается и к 18 годам становится такой же, как у взрослых.
Но проблема состоит в том, что развитие сердечно-сосудистой системы может не успевать за общими темпами развития стремительно растущего организма, а масса сердца увеличивается медленнее массы тела. В таких случаях подростки могут жаловаться на быструю утомляемость при физических нагрузках, слабость, склонность к обморокам.
Часто в таких случаях родители, беспокоясь о здоровье подростков, стараются оградить их от физических нагрузок, чтобы «поберечь сердце». Вот только приводит это к нежелательным результатам.
Для того чтобы «синхронизировать» общее развитие и развитие сердечно-сосудистой системы, как раз и нужны систематические посильные физические нагрузки. Если подросток перестанет заниматься спортом, проблемы с сердцем могут усугубиться. Вообще, отсутствие физических нагрузок крайне негативно влияет на здоровье подростков.
К сожалению, сейчас типичный подросток большую часть дня проводит в состоянии неподвижности (полной или относительной) из-за высокой нагрузки в школе.
Но для нормального развития подростку нужны не только умственные, но и физически нагрузки, а даже школьные уроки физкультуры обычно неспособны компенсировать недостаток двигательной активности.
Поэтому если родители хотят, чтобы здоровье подростков было на должном уровне, нужно следить, чтобы они занимались физкультурой и спортом.
Но при этом необходимо правильно подобрать программу занятий (лучше всего, если ребенок будет заниматься в спортивной секции с опытным тренером): слишком интенсивные нагрузки вредны, а недостаточно интенсивные — в лучшем случае бесполезны. Влияет на здоровье подростков и перестройка эндокринной системы.
Многие считают, что «гормоны бушуют» — это отговорка, придуманная для того, чтобы оправдать «трудных подростков». Да, далеко не все проявления подросткового кризиса можно списать на гормональные бури — но во многих случаях виноваты именно они.
Иногда эмоциональная нестабильность, свойственная подросткам, и подростковые комплексы приводят к развитию таких серьезных психических заболеваний, как депрессия, анорексия и булимия. Так что очень важно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье подростков.
Ну и нельзя недооценивать влияние на здоровье подростков вредных привычек. Конечно, далеко не все подростки начинают курить, выпивать или, не дай боже, принимать наркотики.
Но некоторые юноши и девушки пытаются доказать свою взрослость именно таким способом, а для растущего организма вредные привычки еще более опасны, чем для уже сформировавшегося. Добавьте сюда такие «бонусы», прилагающиеся к раннему половому созреванию, как подростковая беременность и венерические заболевания, подрывающие здоровье подростков.
Конечно, это скорее исключение, чем правило, но нельзя отрицать тот факт, что около 11% всех родов в мире приходятся на девушек в возрасте от 15 до 19 лет (по данным ВОЗ).
Здоровье подростков — это «больная тема». Сейчас, наверное, невозможно найти полностью здорового подростка: кого ни возьми, у него будут проблемы либо с психическим, либо с физическим здоровьем. Пусть даже незначительные — но будут. Но в силах родителей свести эти проблемы к минимуму.
Многие проблемы с психическим здоровьем можно предотвратить, как и формирование вредных привычек, если оказывать подростку достаточно внимания — несмотря на его демонстративную тягу к самостоятельности, он нуждается в ненавязчивой поддержке родителей.
Возможно, не в наших силах улучшить экологическую ситуацию и уменьшить школьную нагрузку — но это не значит, что мы вообще ничем не можем помочь ребенку, переживающему такой непростой подростковый возраст.
Подростки, работа и кое-что о здоровье — Здоровая Россия
Можно ли в 15 лет встать к станку? И вообще, работать? Вопрос насчет «станка» весьма и весьма спорный. Посмотрим, что говорит наука по этому поводу.
«Да я в твои годы уже на заводе работал!» – так зачастую суровый папаша поучал сына-обалдуя в советском кино. «Да я в твои годы уже в Макдональдсе работал!» – так разглагольствовал папаша-миллионер в кино американском.
А вот можно ли (и нужно ли) на самом деле в 15 лет – к станку? И вообще, работать? Посмотрим, что говорит наука по этому поводу.
О пользе детского труда
Вопрос о о пользе детского труда даже для работодателя весьма и весьма спорный – потому что существует целый ряд ограничений для несовершеннолетних работников по условиям труда, не говоря уж о коротком рабочем дне.
Учебная нагрузка для старшеклассников и студентов профессиональных училищ не должна превышать 36 академических часов в неделю. В случае, если расписание составлено из сдвоенных уроков продолжительностью 1 час 20 минут без перемены внутри такого урока, 10-15 минут отдыха между парами недостаточно.
Кроме того, устают подростки быстрее взрослых, восстанавливают силы дольше – потому что психика и тело еще растут и формируются, на это тоже усилий тратится порядочно. То есть хлопот, забот, возни с такими работничками много, ответственности за них тоже немало, а толку от них — меньше, чем можно ждать от взрослого и квалифицированного работника.
С другой стороны, каждый человек старше 15 лет имеет законное право на труд. Который не только облагораживает, но и хорошо влияет на физиологическое и социальное развитие.
Физическая активность улучшает координацию движений, развивает и укрепляет костно-мышечную систему, положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и обмен веществ.
Можно сказать, что это едва ли не единственный шанс для человека укреплять свое здоровье, за который бы еще и платили! Впрочем, от возраста работника последний тезис не зависит
Лучше всего отправить подростка поближе к земле. Под определение «физическая работа на cвежем воздухе с большим размахом движений и многообразием поз» лучше всего подходит именно сельское хозяйство.
Следствием «битвы за урожай» становится не только наличие карманных денег, но и улучшение работы легких, увеличение массы мышц и их силы и улучшению осанки. Так что картошку копать – это вам не писать или читать! И для тренировки внимания, которая потребуется потом в учебе, сбор урожая — идеальная штука: попробуйте разглядеть все вишенки в листве и собрать их до одной!
Если же у подростка проблема в мышечной выносливости и силе, точности и координации движений, недоросля можно пристроить к слесарному делу – пусть пилит, строгает, сверлит, долбит и так далее. Слесарный фитнес считается очень и очень неплохим для подрастающего поколения. И польза от приобретенных навыков в грядущей взрослой жизни неоценимая!
И о вреде
Но если есть вредные факторы на производстве, надо помнить, что, шум, пыль, повышенная или пониженная температура в помещении оказывают на детей более сильное воздействие, чем на взрослых.
«Детям вредно!» – это не шутка, так и есть. Это только во времена дикого капитализма XIX века детский труд на износ поощрялся. Перетрудиться можно и в отрочестве, и сильно этим навредить растущему организму.
И здесь связь с возрастом прямая. К примеру, у 16-летних юношей система терморегуляции в холодном помещении начинает работать с перенапряжением быстрее, чем у 17-летних. Хотя внешне они, может, все одинаковые – тощие, длинные, самоуверенные.
Шум и вибрация особенно вредны для работающих детей – изменения в организме начинаются, если уровень звука в помещении громче 60 дБ (для взрослых этот порог – 80 дБ). Слуховая чувствительность у подростков начинает снижаться буквально через час после начала работы в шумном цехе.
Рабочая неделя для детей младше 16 лет должна длиться не более 24 рабочих часов, и не дольше 35 часов – для подростков от 16 до 18 лет. Речь идет о производственной практике или какой-то подработке по время каникул. Дети моложе 15 лет могут работать только с согласия родителей. До достижения совершеннолетия работнику положен отпуск в 31 календарный день, а работа в ночные смены запрещена.
Здесь также имеет место прямая зависимость от возраста. И даже разница в год имеет значение – чем младше человек, тем быстрее и сильнее он реагирует на шум.
Закон запрещает работать на «вредном» химическом производстве, если человеку еще не стукнуло 18. Впрочем, до трех часов в день в таких цехах подростки могут находиться, если обучаются этому производству.
Правда, даже этого времени может оказаться достаточно для вредного воздействия на организм – чувствительность подростков к некоторым химическим веществам в 2-3 раза выше, чем у взрослых. И шансы развиться аллергии примерно в столько же раз выше.
А что с отдыхом?
Наука считает, что работающие подростки должны и отдыхать строго по науке – ежедневно, еженедельно, и ежегодно. Отдых нужен разнообразный – начиная с простейшей гимнастики и прогулок и заканчивая чтением и рисованием. Есть смутные подозрения, что при такой режим принесет пользу не только мальчикам и девочкам, но и их родителям.
Иллюстрация: National Institute for Occupational Safety and Health
Чтобы оставить комментарий — необходимо быть авторизованным пользователем
Внимание, здоровье подростка: о чем нельзя забывать, пока они растут, хамят и жалуются
Подростки — довольно странные существа. Они непредсказуемы, вечно чем-то недовольны, на что-то жалуются… И некоторые их жалобы, к сожалению, могут быть вызваны действительно серьезными причинами. Чтобы за нытьем не проглядеть важное, нужно знать, куда смотреть. Об этом пишет наш колумнист Александра Чканикова, вдохновившись беседой с любимым детским доктором Суламифью Вольфсон.
Что тревожит родителей подростка? Проблемы в школе. ЕГЭ. Выбор профессии. Будущее. Конечно, поведение. Интерес к сексу, у девочек — еще и риск незапланированной беременности. Родителей мальчиков пугает грядущая армия. И да, хронический беспорядок в комнате, и как он с нами разговаривает, и почему опять отлынивает от своих обязанностей.
Все это, конечно, важно. Но почему-то о такой ценной вещи, как здоровье подростка, мы часто забываем.
В течение первого года ребенок показывается педиатру в среднем пять-шесть раз. В два, три, пять, шесть лет мы водим его на диспансеризацию, консультируемся у педиатра при каждом чихе. Мы все знаем, где у ребенка хрустит сустав и на какой сорт яблок у него бывают высыпания.
А к двенадцати-тринадцати годам дети постепенно пропадают из поликлиник. Перестают ли они болеть к началу подросткового возраста? Наоборот: пубертат — это время, когда могут активизироваться хронические заболевания, если дети успели их приобрести. Накладываются негативные наследственные факторы, да еще болезни роста, да к тому же еще переутомление…
В чем же дело? Почему здоровье подростка реже попадает в поле нашего внимания? Чаще всего мы просто расслабляемся. Слишком увлекаемся образовательными и социальными вопросами. А между тем многие проблемы, неудачи в отношениях, плохая учеба, даже несносное поведение подростка могут быть связаны именно с его здоровьем.
ЛЕЖИТ, НИЧЕГО НЕ ХОЧЕТ…
Доктор Суламифь Вольфсон: «Вот классический пример: лежит ребенок на диване и говорит, что ничего не хочет, все плохо и отстаньте от него. В 99% случаев это нормальный подросток, у которого происходит активный процесс взросления, отрастает богатый внутренний мир.
Могут быть вопросы к психологу, педагогу, но не к врачу. Но оставшийся процент — это тот самый случай, когда “не хочу”, “все надоело”, “отстаньте” сигналят о сугубо соматических проблемах.
При этом ребенок может выглядеть вялым, слабым, рассеянным, и, возможно, ему нужна медицинская помощь».
- То есть жалобы подростка на скуку, безысходность и вообще на жизнь — это не всегда просто хандра.
- Но как отличить серьезный случай от несерьезного?
- Самостоятельно это сделать весьма сложно, поэтому, если сомнения появились, надо идти к врачу.
- Почему нельзя просто сдать анализы?
Потому что осмотр — это половина диагноза. Во время осмотра педиатр, заглядывая подростку в уши, горло, нос, осматривая его кожные покровы, пальпируя живот, может заметить какие-либо тревожные симптомы и назначить конкретно те анализы, которые будет целесообразно сдать. Или же, если тревожных симптомов не обнаружено, врач развеет тревоги родителей и скажет, что с ребенком все в порядке.
ПОСТОЯННЫЕ ОБМОРОКИ
Доктор Суламифь Вольфсон:«Это одна из самых распространенных подростковых жалоб: постоянно кружится голова, в глазах темнеет, ребенок то и дело норовит сползти по стеночке. Важно! Обмороки у подростков чаще, чем общая вялость и апатия, сигнализируют о проблемах со здоровьем.
В любом случае ребенка нужно отвести к педиатру и пройти все необходимые обследования. Хорошая новость в том, что алгоритмы обследования при жалобах на обмороки/головокружения достаточно четки и понятны.
Приготовьтесь к тому, что обследований будет много и это будут не только анализы, но и, например, ЭКГ — убедиться, что у ребенка нет проблем с сердцем или другой сосудистой патологии.
В зависимости от выраженности проблемы и объема запланированных исследований обследоваться можно не только амбулаторно, но и в стационаре, — это не страшно и даже довольно удобно: можно пройти как можно больше исследований в кратчайший срок».
Пытаешься успокоить себя: да ладно, это просто болезни роста. Ребенок слишком быстро вырос. Или он просто получил от мамы свою порцию свободы и начал вести нездоровый образ жизни.
Вот, например, в воскресенье весь день гулял, потом всю ночь сидел за учебниками, потому что забыл про домашку; естественно, плохо спал и утром не смог впихнуть в себя завтрак.
Потом в школе не успел в столовую — и вот вам уже звонят из школы, говорят, что Вася в обмороке. А он просто кое-что забыл: есть и спать.
А чем я, мама, могу помочь?
Прежде всего — еще раз напомнить, что для того, чтобы сдавать экзамены и вообще жить долго и счастливо, надо что-то есть. Кроме того, разъяснить ребенку и постараться самим принять тот факт, что не стоит излишне накручивать себя, если ребенок не успевает с учебой — нет ничего важнее здорового сна.
И ГОЛОВЫ КРУЖЕНЬЕ
А вот свекровь утверждает, что наш папа в детстве вообще только и делал, что в обморок падал. Называется «ортостатический коллапс», и вообще нечего лишний раз ребенка по врачам таскать…
Доктор Суламифь Вольфсон: «Ортостатический коллапс — это ситуация, когда при резком изменении положения тела (лежал и резко встал, сидел — вдруг вскочил и побежал) у подростка снижается артериальное давление и он чувствует сильное головокружение.
Такое действительно часто бывает, если ребенок прибавил в росте, а его сосудистая система еще не успела адаптироваться. Но гадать тут нет смысла: если у подростка приступы головокружения — не откладывая в долгий ящик идем к педиатру и проходим все необходимые обследования, чтобы исключить серьезные патологии.
Да, вполне вероятно, что ребенок при вышеописанных симптомах практически здоров. Но чтобы сказать это с уверенностью, надо обследоваться и исключить все “плохие” варианты».
Но позвольте, разве это нормально, когда мама тащит двухметрового усатого сына к врачу? Разве они уже не взрослые? Может быть, им самим стоит начать заботиться о своем здоровье?
Да, все это так, но давайте по-честному: часто ли наш подросток наблюдает, как его родители бережно и осознанно относятся к себе? Уважается ли в вашей семье жалоба на здоровье? Как вы реагируете, если ваш подросток снова ноет про ногу/руку, боль в глазах, растяжки на бедрах?
Если к жалобам вы относитесь спокойно, но с интересом и поощряете желание ребенка обратиться к врачу — значит, есть надежда, что в случае какой-либо проблемы со здоровьем ваш почти взрослый ребенок не побоится идти к врачу.
Доктор Суламифь Вольфсон: «Расти всегда непросто — что малышу, что подростку. Вспомните, как у вашего ребенка резались зубы, наберитесь терпения, будьте внимательны и не болейте!»
Александра Чканикова
Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.
В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии.
По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков.
Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента).
По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.
Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов).
Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.
Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
- Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
- Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
- Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
- Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний
Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой.
К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.
В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.
А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.
Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения.
Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик.
Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровьясовременных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.
Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).
С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле.
В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста.
В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе.
Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья.
Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д.
Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А.
Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”.
В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.
Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”.
На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы.
На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%.
Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.
На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания.
Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.
Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать.
Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности.
До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В.
В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.
Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы.
В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.
: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка.
Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”
С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования.
В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А.
– призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца.
Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.
По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.
По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.
Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.
Приложение
13.06.2012