Здоровый образ жизни — это лучший успех каждого.
В. В. Путин
Актуальность выбранной темы состоит в том, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в сфере педагогики.
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.
По статистике, в последние годы численность практически здоровых дошкольников резко падает.
В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Каждое из них высвечивает наиболее значимые с точки зрения представляемой авторами позиции грани этого явления.
Психолого-педагогический словарь принимает во внимание сообразность здоровья окружающей среде: «состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений» [1, с. 114]
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. здоровье — это состояние телесного, душевного и социального благополучия.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1.
Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [6, с. 68].
Из приведенных определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания: само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (духовность, наследственность, пол, возраст) факторов.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание — все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.
Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям в детском саду.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей.
Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации.
Специально организованные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении [5, с. 83].
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания. Знакомые физические упражнения дети выполняют без прямого надзора педагога, что развивает у них самостоятельность в использовании разученных движений, самоконтроль и самооценку. Данное движение включается в двигательный опыт ребенка. Групповой способ создает благоприятные условия для разучивания составных элементов движения. Однако если на занятии разучивается новое движение или способ его выполнения, то для закрепления не может быть взято движение, требующее подстраховки. Целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения. Таким образом, физкультурные занятия способствуют передаче дошкольникам общественно-исторического опыта и культуры выполнения движений, выработанной человечеством. Групповой способ выполнения физических упражнений успешно решает задачи закрепления и совершенствования движений.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.
Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье — самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности [4, с. 140].
- По современным представлениям в понятие здорового образа жизни у дошкольников входят следующие составляющие:
- — оптимальный двигательный режим;
- — рациональное питание;
- — закаливание;
- — личная гигиена;
- — положительные эмоции.
Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта, ни времени. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы.
Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни дошкольников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с детьми является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.
Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга [4, с. 143].
Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.
Благодаря совместным усилиям детского сада, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность.
Потому что его здоровье — это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.
Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер [2, с. 118].
И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.
Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни [2, с. 123].
Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет.
Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям.
Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений.
Необходимо понимать, что воспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Ещё важным условием воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. [3, с. 40].
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Проблема оздоровления детей — действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей.
Воспитание человека, сознательно заботящегося о своем здоровье в течение всей жизни — важная задача детского сада, требующая включения в ее реализацию всех участников воспитательно-образовательного процесса, включая самих детей.
Литература:
1.
В. Г. Алямовская, Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. — М.: 1993. — 122с
2. Н. М. Аксарина, Воспитание детей раннего возраста [Текст] /Н. М. Аксарина. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
3. Л. В. Баль, Букварь здоровья для дошкольника и младших школьников: Учебное пособие/ Л. В. Баль, В. В. Ветрова. — М.: ЭКСМО, 1995. — 128 с.
4. Р. С. Буре, Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников [Текст] / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2008.
5. М. А. Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева М. А., Гербова В. В. Комарова Т.С — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. В. А. Деркунская. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ (опыт создания словаря)/ В. А. Деркунская // Управление дошкольным образовательным учреждением, — 2005. — № 3. — с. 119–122.
7. В. П. Дуброва. Воспитание самостоятельности у дошкольника: Методические рекомендации [Текст] / В. П. Дуброва. — М.: Просвещение, 2009
8. В. В. Ильюшенков, Здоровье и образование/ В. В. Ильюшенков, Т. А. Берсенева. — СПб.:2008.
9. В. В. Колбанов, Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139–147
10. М. Д. Маханева, Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева/- 2-е изд. испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2000. — 108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, детский сад, занятие, собственное здоровье, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, нравственное здоровье.
Здоровый образ жизни для детей — Областная детская больница
В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Все больше людей выбирают для себя активное занятие спортом и правильное питание, которые являются залогом здоровья, хорошего самочувствия, отличного настроения и красивой фигуры.
К правильному образу жизни они стараются привлечь семью, детей. Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами.
Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
Главными составляющими здорового образа жизни являются:
- распорядок дня;
- свежий воздух;
- двигательная активность;
- здоровое питание;
- психическое и эмоциональное состояние.
Как организовать активный образ жизни для ребенка?
Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них.
Дети легко прислушиваются к советам мамы и папы, интересуются их увлечениями, а совместные занятия спортом и правильное питание всей семьей помогут вам ненавязчиво приучать к этому ребенка с ранних лет.
Например, летом устраивайте регулярные семейные прогулки с велосипедом, самокатом, роликами, играйте в мяч, ходите вместе в бассейн, на утреннюю пробежку, в походы, а зимой – катайтесь на санках, коньках, лыжах и прочее. Если у вас есть хобби, то приобщайте к нему также детей. Это не только хороший метод воспитания и развития ребенка, но и отличный способ для сплочения семьи.
По данным МОЗ дети и подростки должны уделять физической активности не менее 60 мин/день. Конечно, это не значит, что ребенок должен ходить в спортивную секцию каждый день, достаточно пойти с ребенком на пешую прогулку или прокатится на велосипедах, поиграть в любые подвижные игры. Тем более совместные игры с ребенком, позволяют вам проводить с ребенком больше времени вместе.
Распорядок дня
Режим дня ребенка строится с учетом его возраста и индивидуальных качеств. Немаловажное значение имеет и воспитательный потенциал.
Правильно организованный распорядок дня должен удовлетворять ключевые физиологические потребности организма (отдых, сон, питание). Выполнение этих условий приведет к тому, что ребенок получит все необходимые знания и навыки в сфере культуры здоровья.
Люди подразделяются на сов и жаворонков, что нужно учитывать при определении распорядка дня ребенка.
Сколько часов в день должен спать ребенок?
Полноценный сон, такая же неотъемлемая часть здорового образа жизни как питание и физическая культура. Ребенок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих не выспавшихся сверстников.
Дети в дошкольном возрасте должны спасть по 9-10 часов в сутки
Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.
Свежий воздух
Свежий воздух и ежедневные прогулки благотворно влияют на организм. Гулять нужно в любую погоду. Полезно быть в местах, где много зелени, деревьев и цветов. Шумных улиц, загазованных вредными выхлопами машин лучше избегать. Очень полезен для здоровья ребенка сон на свежем воздухе. Например, на балконе, у открытого окна или в коляске.
Движение и спорт – как залог здоровья
Спортивный образ жизни ведет к укреплению и здоровому развитию ребенка. Занятия физкультурой делают ребенка более выносливым и здоровым. Физические упражнения хорошо укрепляют кости, мышцы и суставы. Это полезно также для контроля за весом и сжигания лишних калорий. Ведь современный образ жизни и неправильное питание не очень благотворно влияют на организм детей.
Правильное питание:
Как обеспечить ребенка правильным питанием?
Самый простой и наглядный способ, это так называемый метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья».
Половина рациона ребенка должна состоять из не крахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т.д.)
Четверть рациона ребенка должна содержать крахмало-содержащие продукты (цельно-зерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т.д.)
Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо (курица, индейка, рыба или постная говядина).
К этому всему добавьте фруктов и не жирного молока.
Многие дети имеют избыточный вес, связанный именно с неправильным питанием, от которого избавиться также сложно, как и взрослым. Родители, у которых дети имеют склонность к полноте, должны особенно внимательно следить за правильностью их питания. Иначе безответственное отношение к этому вопросу в детстве приведет к большим проблемам со здоровьем ребенка в более старшем возрасте.
Правильное детское питание также неразрывно связано с семейным ЗОЖ и к нему необходимо приучать ребенка с ранних лет. Это второй очень важный компонент здорового образа жизни детей.
Здоровое питание
В рационе питания ребенка должны быть только натуральные продукты, без химических добавок. Рекомендуется регулярно употреблять в пищу нежирное мясо, свежие фрукты и овощи, рыбные блюда и кисломолочные продукты. Сбалансированная и полезная еда положительно влияет на здоровье детей, позволяя им нормально расти и развиваться.
Для новорожденных малышей лучшее питание – это молоко матери. В нем есть все полезные витамины и микроэлементы, нужные для организма маленького члена семьи. Диета мамы также должна включать натуральные, без консервантов и вредных веществ продукты.
До достижения 6-ти месячного возраста ребенку не рекомендуется давать дополнительные прикормы. Когда придет время, малыш сам начнет проявлять интерес к новым блюдам. Первым прикормом обычно становятся специальные кашки, овощные и фруктовые пюре, нежирные куриные бульоны.
Продукты, приготовленные на пару, обладают более полезными свойствами, чем баночные. Через них малыш получит максимальное количество витаминов и микроэлементов.
Психическое и эмоциональное состояние
Эмоциональное состояние детей во многом определяется психологической атмосферой в семье. В будущем оно отразится и на его здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы.
Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка.
Все родители хотят, чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.
Советы как приучать ребенка к здоровому образу жизни:
Привлекайте ребенка в совместным походам за продуктами и приготовлению пищи. Поход в продуктовый магазин это прекрасная возможность познакомить детей с разными продуктами, которые вы употребляете в пищу.
Попросите ребенка изучить прилавки в магазине, а потом помочь вам найти и выбрать необходимые продукты по вашему списку. В некоторых супермаркетах постоянно происходят дегустации, это способ дать ребенку попробовать новый продукт и расширить свои гастрономические пристрастия.
Когда вы готовите семейный ужин, зовите своих детей на помощь. Во взрослой жизни ребенка навыки приготовления пищи очень пригодятся. Когда человек умеет готовить, он меньше потребляет полуфабрикатов и фаст-фуда.
Вдобавок ко всему, во время совместного приготовления ужина у ребенка появится желание пробовать новые блюда, в процессе приготовления которых он участвовал.
Здоровый образ жизни детей и подростков (ЗОЖ)
Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. Здоровье дается человеку от рождения, но чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении. Для укрепления здоровья нужно вести здоровый образ жизни, знать и выполнять правила ЗОЖ.
Следует с детства формировать у ребенка и подростка понятие о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный — всегда влечет за собой ухудшение здоровья.
Установлено, что здоровый образ жизни способствует увеличению продолжительности жизни на 7-10 лет и является самым практичным и самым дешевым методом профилактики заболеваний. Известно, что на 50-55% здоровье определяется индивидуальным образом жизни. Здоровый образ жизни детей- это действия, нацеленные на укрепление здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно выполнять правила личной гигиены и режим дня, правильно питаться и заниматься спортом, отказаться от вредных привычек.
- Личная гигиена.
- Главное требование гигиены — держать тело в чистоте, чтобы избежать заболеваний, связанных с размножением бактерий и паразитов.
- Элементарные правила гигиены.
1. Необходимо обязательно чистить зубы после пробуждения утром и перед отходом ко сну.
2. Нужно регулярно мыть голову.
3. Обязательно содержать в чистоте расчески, резинки и заколки для волос.
4. Полезно принимать душ или ванну два раза в день.
5. Мыть руки обязательно по приходу домой , до и после еды, после игры с животными, после туалета.
6. Нужно уделять внимание чистоте одежды и обуви.
Поддержание чистоты кожи, уход за ногтями- составляющий элемент ЗОЖ.
Чистая кожа обладает бактерицидными свойствами, а грязная, на поверхности которой скопились пот, кожное сало, попавшие на кожу вещества подвергаются раздражению и расчёсам, что приводит к развитию кожных заболеваний, экземы и гнойничков.
Важно, чтобы у детей сформировалась привычка мыть руки каждый раз перед едой, после посещения туалета, игр с животными, работы на огороде, прогулок по улице. Наибольшее количество бактерий обнаруживается под ногтями (примерно 95% находящихся на коже рук), поэтому важно ухаживать за ногтями.
Правильный уход за собственным телом особенно важен для подростков.
В период полового созревания они и сами замечают, что стали больше потеть, ощущают сильный запах от ног и подмышечных впадин. От тех, кто пренебрегает личной гигиеной, неприятный запах ощущается на расстоянии. После приема душа следует сменить нижнее белье, на чистую кожу можно нанести гигиенические средства, уничтожающие запах пота. Ежедневно на ночь моют ноги.
Нельзя пользоваться чужими головными уборами, расческами, мочалками, не следует трогать чужих и бездомных животных.
Очень важен уход за волосами. Перхоть на волосистой части головы может быть признаком нездоровой кожи, нарушения питания, неправильного ухода за волосами.
Нельзя забывать, что на кожу, волосы, ногти оказывают воздействие не только внешние факторы. Серьёзным врагом для кожи являются недостаток кислорода и сна, курение и алкоголь. Помогает коже стать здоровой и красивой рациональное питание: салаты из свежих овощей, фруктов, морковный сок, творог, ржаной хлеб, отказ от жирных блюд, острых приправ.
Регулярный уход за полостью рта поможет сохранить зубы, предупредить многие заболевания внутренних органов. Для сохранения зубов здоровыми нужно пользоваться индивидуальной зубной щеткой, которую меняют 1 раз в 3-4 месяца, 1-2 раза в год посещают стоматолога; после каждого приема пищи нужно полоскать рот.
Очень большое значение имеет гигиена белья и одежды. Желательно, чтобы одежда была свободной и под ней сохранялась воздушная прослойка. Подросткам не следует носить обтягивающие джинсы и плавки, т. к. иначе происходит нарушение кровообращения, приводящее к воспалительным процессам. Одежда для девушек должна исключать возможность переохлаждения женских половых органов.
Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья, одежды, ежедневная смена носков или колготок. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель, отдельные полотенца, 1 раз в неделю менять постельное белье. На ночь рекомендуется одевать ночную сорочку или пижаму.
Обувь для детей и подростков должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, т. к. тесная обувь вызывает деформацию пальцев, врастание ногтей, появление язв, мозолей, отморожение и плоскостопие.
Режим дня.
Часто дети говорят, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. И это совершенно верно! Именно эти люди волнуются о том, как чувствуют себя дети, с каким настроением они идут на занятия, когда и как они едят и развлекаются.
Итак, режим дня — это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.
Соблюдение режима дня является обязательным условием здорового образа жизни ребенка. Благодаря соблюдению режима формируются условные рефлексы на время, обеспечивается высокая работоспособность в течение всего дня.
Основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это:
• Нормальная продолжительность сна (8-9 часов).
• Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.
Сон является главным видом отдыха. Во сне восстанавливаются работоспособность, снимается эмоциональное напряжение.
Хороший сон в благоприятных условиях-теплое одеяло, прохладный воздух, спокойная обстановка — влияет на настроение, память и внимание, состояние иммунитета. Для глубокого и крепкого сна полезны прогулки перед сном.
Соблюдение баланса между занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе.
Вернувшись из школы нужно пообедать и обязательно отдохнуть 1-1,5 часа без чтения книг и просмотра телевизора. Выполнять домашнее задание нужно с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут занятий следует проводить 15-ти минутный перерыв, желательно с физкультминуткой под музыку.
Пребывание на свежем воздухе — один из необходимых компонентов рационального режима дня. Дети должны быть на свежем воздухе 1,5-2,5 часа ежедневно, а в дни отдыха — до 6 часов. Прогулки хорошо сочетать с двигательной активностью, занятиями спортом и физическим трудом.
В любом возрасте полезно закаливание. Закаленный, тренированный человек может противостоять холоду и жаре, колебаниям атмосферного давления и влажности. Закаливающее действие оказывают воздушные ванны, ходьба босиком, посещение бани. Сильный закаливающий эффект оказывают водные процедуры — обтирание, обливание, ванны, растирание снегом и моржевание.
Правильное питание.
Детям для роста и взросления нужно много сил. А получить все необходимое они могут из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Только полноценное сбалансированное питание может дать детям здоровье на всю жизнь.
В период роста у детей происходит нарастание мышечной массы тела, активизируется деятельность эндокринной системы, наблюдается некоторое снижение иммунитета. В этот период рекомендуется снизить в рационе содержание животных жиров и быстрых углеводов — сахара, сладостей, кондитерских изделий, картофеля.
Очень полезны хлеб грубого помола, каши, кисломолочные продукты, нежирные сорта мяса, курица и рыба, фрукты, сырые овощи и зелень. Из сладкого предпочтительны мармелад, зефир, мед, шоколад в небольшом количестве.
Питание подростка должно быть как можно проще, т. к. деликатесы повышают чувственность.
Человеку в течение дня требуется выпивать около 2-х литров жидкости, равномерно в течение дня, желательно чистую воду. Соки, компоты, чай не уменьшают потребность в воде. Нежелательно потребление напитков, возбуждающих центральную нервную систему — кофе, колу, энергетические напитки.
Правила здорового питания достаточно просты;
• Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты.
• Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану). Они содержат полезный белок и способствуют пищеварению.
• Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют быть энергичными и бодрыми в течение многих часов.
• Не отказывайтесь от мяса, в котором содержатся много полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.
СОВЕТ: Не торопитесь во время еды, хорошо пережевывайте пищу. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее 20 раз. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы.
Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками — курением и употреблением алкоголя, которые являются важными факторами риска многих заболеваний и сказываются на состоянии здоровья. Вызывает тревогу тот факт, что в настоящее время снижается возраст, когда подростки пробуют курить. Каждый молодой человек, впервые беря сигарету должен знать , что его ждет впереди.
Горящая сигарета — это химическая фабрика, производящая более 4000 соединений, в том числе больше 40 канцерогенных веществ, из которых наиболее ядовитым является никотин, вызывающих онкологические заболевания. Первый удар принимают на себя дыхательные пути.
Компоненты табачного дыма раздражают слизистую оболочку гортани, дыхательных путей, развиваются хронические заболевания, а при длительном курении могут развиться рак гортани или легкого.
Компоненты табачного дыма, растворенные в слюне, попадают в желудок, раздражают его слизистую оболочку и могут приводить к развитию гастрита и язвы желудка.
Доказана связь между курением и сердечно- сосудистыми заболеваниями. Утрата свежести кожи и чистоты голоса, отталкивающий запах изо рта, желтизна зубов, ранние морщинки- такова расплата за курение. У курящих школьников нарушается сон, возникают головные боли, снижается память, внимание на уроках, ухудшается успеваемость.
Пассивное курение также опасно, как и активное. Известно, что во время курения 20% вредных веществ табачного дыма сгорает, 25% – задерживается в легких курильщика, 5% – остается в окурке, остальные 50% загрязняют окружающую среду.
Курение негативно влияет на все органы и системы и наносит непоправимый вред репродуктивной системе.
Употребление алкоголя – также является фактором риска неинфекционных заболеваний. Регулярное употребление спиртных напитков вызывает снижение умственных способностей, затрудняет приобретение новых знаний и навыков, деформирует личность.
Спиртные напитки вызывают раздражение слизистых оболочек желудочно- кишечного тракта, вызывают развитие гастрита и даже рака желудка. Возникают изменения в печени и поджелудочной железе, сердечно-сосудистой системе с развитием гипертонической болезни.
Изменения в репродуктивной системе часто приводят к неполноценности потомства у людей, злоупотребляющих алкоголем.
Быть здоровым и красивым в настоящее время становится престижным и модным, а здоровье и успешная карьера несовместимы с употребление алкоголя и курением. Поэтому много молодых людей выбирают рациональное питание, интересные увлечения, занятия физической культурой и спортом.
Формирование тяги к ЗОЖ у детей
Понимание важности здорового образа жизни приходит человеку с годами.
Далеко не каждого из нас с детства приучали делать зарядку, есть полезные продукты, заниматься спортом, следить за режимами работы и отдыха, да и родительские советы мы часто тоже начинаем ценить лишь с возрастом.
Конечно, люди, которые сами пришли к пониманию того, что здоровье нужно беречь с детства, хотят донести эту идею и до своих детей, но как объяснить ребёнку, что ради здоровья в будущем нужно ограничивать себя уже сейчас?
Формирование понимания принципов ЗОЖ у детей — это задача родителей, и это не ограничивается вопросами питания. ЗОЖ — это широкое понятие, своего рода культура существования человека в обществе и природе. Родители должны показывать детям пример, поэтому воздействовать нужно прежде всего на взрослых, чтобы через них найти путь к сердцу ребёнка.
Зож у детей дошкольного возраста
Как известно, маленькие дети до определённого возраста фактически копируют особенности поведения родителей, поэтому опытные педагоги по поведению ребёнка могут понять, есть ли у него проблемы в семье. То же самое и с ЗОЖ.
В большинстве случаев дети с интересом относятся к увлечениям своих родителей и стараются подражать им, мнение родителей для них также важно, а родительский авторитет не подвергается сомнению. На это можно опереться, если вы решили приобщить ребёнка к ЗОЖ.
Но нужно отдавать себе отчёт, что оставаться в стороне не получится.
Хотите, чтобы ребёнок был активным? Тогда вставайте с удобного дивана и отправляйтесь на совместные прогулки.
Рынок товаров для детей сейчас может предложить спортивные товары на любой вкус, от классических мячей или фрисби до более сложных и дорогих велобегов, велосипедов, самокатов, сноубордов, а плаванию малышей начинают учить раньше, чем они делают первые самостоятельные шаги. Совместный спорт сближает, а какой именно это будет спорт, решать только вам.
В первые годы жизни родители для ребёнка олицетворяют собой большую часть его мира, затем в этом мире появляются друзья, одногруппники в детском саду и одноклассники в школе.
Оградить ребёнка от влияния сверстников не получится, но если вы будете оставаться интересным собеседником, напарником и “соратником” в его делах, то вы сможете вовремя направить интересы ребёнка в правильное русло и переключить его внимание.
Рассказывать об основах ЗОЖ детям нужно с малолетства, но это не должна быть сухая теория со сводом правил и ограничений, ведь правила всегда хочется нарушить.
Правила ЗОЖ для детей
Ребёнка лучше с самого детства приучать жить, соблюдая принципы ЗОЖ, но нужно постараться сделать так, чтобы они казались естественными, а не навязанными со стороны. Обратите внимание на следующие аспекты жизни ребёнка:
- Режим дня. Хорошо, если вам удалось установить в доме определённый распорядок, и ребёнок точно знает, когда он должен лечь в постель, встать, позавтракать или пообедать, когда есть время на игры, а когда нужно выполнить какие-то задания по дому или по учёбе, но не забывайте, что режим нужно пересматривать. Ребёнок растёт, а его потребности меняются, следовательно, режим дня тоже должен меняться. Кроме того, не забудьте учесть биологические ритмы. Если ваш ребёнок “сова”, то истязать его ранними подъёмами без крайней необходимости не стоит, некоторые задачи, в том числе и занятия спортом, вполне можно перенести на вечер.
- Полноценный сон. Многие взрослые с ностальгией вспоминают детство и “тихие часы”. Потребность во сне тоже изменяется с возрастом, маленьким детям до 5-6 лет рекомендуется спать около 10 часов в сутки, школьникам достаточно 8-9 часов. Вы должны стараться обеспечить ребёнку возможность спокойно отдыхать, но заставлять его спать не стоит.
- Свежий воздух. Дышать свежим воздухом дети должны не только из окна. Прогулки полезны, и даже если погода не радует, отменять пеший променад не нужно. По возможности, гулять нужно в зелёных зонах, а не на шумных и грязных улицах. Владельцам загородных домов и дач стоит подумать об обустройстве спального места на свежем воздухе. где ребёнок сможет отдыхать.
- Спорт. Ставить спортивные рекорды дано избранным, но физическая нагрузка полезна всем, занятия спортом развивают выносливость, укрепляют кости и мышцы, помогают контролировать вес и сжигать лишние калории. Возможно, в детстве ребёнок и не будет осознавать пользу тренировок, но привычка заниматься спортом точно будет полезна в будущем.
- Правильное питание. Накормить ребёнка полезной едой бывает очень тяжело, при составлении детского рациона можно использовать метод “умной тарелки”. Примерно половину порции должны составлять некрахмалистые овощи: огурцы, помидоры, морковь, шпинат, брокколи и т.д. Ещё четверть отдаётся под крахмалосодержащие продукты, это может быть хлеб, каша, кукуруза и пр. Оставшуюся четверть тарелки займёт нежирное мясо или рыба. В качестве десерта детям полезны будут фрукты и молочные продукты. Такой подход к питанию ребёнка поможет ему получать необходимые витамины и микроэлементы для нормального роста.
- Контроль за психическим и эмоциональным состоянием. На эмоциональное состояние ребёнка оказывает сильное влияние обстановка в его семье. Если ребёнку приходится видеть ссоры родителей и испытывать стресс из-за слишком строгих правил, то он вырастет замкнутым и нелюдимым. Стрессы также могут стать причиной некоторых детских болезней. Чтобы ребёнок рос и развивался гармонично, в семье должна поддерживаться доброжелательная атмосфера, ребёнок должен чувствовать любовь и поддержку со стороны взрослых. И помните, что живое общение не могут заменить даже самые современные гаджеты.