Есть мнение, что дети и подростки — совершенно не любят читать. На самом деле, им просто нужны правильные книги, тогда у ребенка появится и любовь к чтению. Подарите просто так без повода вашему чаду книгу, и вы увидите — он отложит смартфон и погрузится в волшебный мир чтения. Мы предлагаем вам 20 книг, которые могут быть интересны подростку и помогут ему полюбить чтение.
1. Ася Лавринович, «От одного зайца»
@book_house_kristi
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Эксмо
«От одного Зайца» — самое читаемое онлайн-произведение в разделе подростковая проза. Более полумиллиона читателей влюбились в историю, которую написала Ася Лавринович. Ее произведения собирают огромное количество положительных отзывов. Каждый роман Аси – это юмор, спорт и, конечно же, любовь. Она учится на одни пятерки, он – прогульщик.
У нее нет ни минуты свободного времени, он – любит собираться с друзьями. Она ненавидит его, а он ее даже не знает. Но их назначили готовить совместный проект. Кем станут эти двое в итоге? «Счастье не прячется, оно всегда рядом. Поджидает у светофора, за углом любимой кофейни или, как в случае с нашими героями, сидит за соседней партой.
Счастье сбыточное и вполне осязаемое – достаточно решиться протянуть руку и вложить свои пальцы в его ладонь».
2. Александр Полярный, «Мятная сказка»
@ast_mainstream
Возрастные ограничения: 12+
Издательство: АСТ
События книги разворачиваются вокруг мальчика, которого отдали в приют. Он быстро понимает, что справедливости в мире нет. В этой сказке будет несколько мятных капучино, много снега и пара разбитых сердец.
3. Изабель Пандазопулос, «Три девушки в ярости»
@tolkodetskie
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Самокат
Если вы хотите окунуться в атмосферу 60-х годов прошлого века, роман «Три девушки в ярости» станет вашей машиной времени. Изабель Пандазопулос мастерски воссоздает ту далекую эпоху. Её книгу можно сравнить со старинным сундуком, полным секретов. Здесь и архивные фото, и карты стран, которые перестали существовать, и фрагменты дневников. Перед вами предстанет Европа 1968 года. Вы познакомитесь с историями трех героинь. Сюзанна – парижанка, которую тяготит размеренная жизнь её внешне благополучной семьи. Магда – немка, недавно переехавшая из ГДР в ФРН. Она пытается вернуть память, утраченную в результате страшного потрясения. Клеомена – греческая коммунистка, бежавшая в Париж от диктатуры «черных полковников». Девушкам по 18 лет. Каждая из них имеет свои причины для ярости. Как разрешиться их конфликт с собой, обществом и обстоятельствами? Об этом можно узнать, лишь дочитав книгу до конца. @semenova.a.m.
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: АСТ
Подростки, страдающие от тяжелой болезни, не собираются сдаваться. Они по-прежнему остаются подростками — ядовитыми, неугомонными, взрывными, бунтующими, равно готовыми и к ненависти, и к любви.
Хейзел и Огастус бросают вызов судьбе. Они влюблены друг в друга, их терзает не столько нависшая над ними тень смерти, сколько обычная ревность, злость и непонимание. Они — вместе. Сейчас — вместе.
Но что их ждет впереди?
@toriareads
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Эксмо
В старшей школе бывает нелегко. Кто-то пользуется популярностью, как, например, энергичный и жизнерадостный семнадцатилетний Адам. А для кого-то школа может превратиться в настоящий кошмар, как для робкого и необщительного четырнадцатилетнего Джулиана. Он – объект всеобщих насмешек, потому что любит читать детские книжки с картинками.
Такие разные, они встречаются, и у Джулиана появляется друг, о котором можно только мечтать. Мальчики легко нашли общий язык, но чем больше времени проводят вместе, тем чаще Адам замечает, что Джулиан что-то скрывает.
Решив разобраться, он начинает подозревать, что все серьезнее, чем кажется на первый взгляд, и, возможно, Джулиан нуждается в его помощи.
@kristina__kudryavtseva
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: АСТ
Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. И будет еще больше.
Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет — его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист, и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой.
В дороге смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель. Так девочка оказывается на Химмель-штрассе — Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай.
«Книжный вор» — недлинная история, в которой, среди прочего, говорится: об одной девочке; о разных словах; об аккордеонисте; о разных фанатичных немцах; о еврейском драчуне; и о множестве краж. Это книга о силе слов и способности книг вскармливать душу.
@books_is_my_really
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Эксмо
«Шестого декабря тысяча девятьсот семьдесят третьего года, когда меня убили, мне было четырнадцать лет» — так начинается самый поразительный бестселлер начала XXI века, трагическая история, написанная на невероятно светлой ноте.
«Милые кости» переведены на сорок языков, разошлись многомиллионным тиражом. В этом романе Сюзи Сэлмон приспосабливается к жизни на небесах и наблюдает сверху, как ее убийца пытается замести следы, а семья — свыкнуться с утратой…
@bx_tolevich
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»
Шестнадцатилетний Джейкоб с детства привык к рассказам своего деда о его юности на далеком уэльском острове, в приюте для странных детей: о чудовищах с тройными языками, о невидимом мальчике, о летающей девочке… Единственным побочным эффектом этих выдумок были ночные кошмары, мучившие подростка. Но однажды кошмар ворвался в его жизнь, убив деда наяву…
@books_and_comfort
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Рипол Классик
Перед вами международный бестселлер! «Уличный кот по имени Боб» — удивительная книга о том, как рыжий кот спас жизнь бездомному музыканту. В этой истории два главных героя — Джеймс Боуэн, уличный лондонский музыкант, и рыжий Боб, уличный лондонский кот.
Они были бездомными и одинокими, но однажды повстречали друг друга… Джеймс погибал от наркотиков и отчаяния, в его жизни не было никакого смысла, пока в ней не появился четвероногий друг, который помог ему справиться с проблемами, принес удачу и стал настоящим ангелом-хранителем.
Теперь Боба и Джеймса (именно в такой последовательности!) прекрасно знают не только жители Лондона, которые встречают их на улицах, в метро и кафе, но и сотни тысяч людей во всем мире.
Ролики на Youtube, фотографии на фейсбуке, записи в твиттер, а теперь и книга, написанная Джеймсом Боуэном, рассказывают удивительную историю о дружбе с котом, который изменил его жизнь.
@maslixina
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Эксмо
Эту книгу сравнивают с романом Элис Сиболд «Милые кости», самым поразительным бестселлером начала XXI века, по единодушному мнению критики.
Хотя общая у них только канва: и здесь, и там душа юной девушки, расставшись с телом, наблюдает со стороны за жизнью близких людей. Но в случае с героиней книги Гейл Форман, семнадцатилетней Мией, дело обстоит много сложнее.
Судьба поставила ее перед выбором — или вернуться к жизни, или навсегда уйти в мир иной, последовав за самыми любимыми для нее людьми.
@tatiana_me_blog
Возрастные ограничения: 12+
Издательство: Розовый жираф
Миранде двенадцать лет, и у нее, конечно, хватает проблем. Мама, которая не готовит завтраков и одевается как девочка, лучший друг, который больше не хочет быть другом, одноклассники, которые вдруг начинают вести себя не так, как раньше, полная опасностей дорога в школу и из школы.
А тут еще непонятные записки, в которых говорится о том, что произойдет в будущем, и главное — о том, что она, Миранда, должна сделать, чтобы это произошло… Или не произошло.
Книга Ребекки Стед «Когда мы встретимся», вышедшая в 2009 году, сразу же покорила читателей и критиков и попала в самые серьезные списки американских бестселлеров.
@galam_tm
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Книжники
«Дневник» Анны Франк и в новом столетии останется одной из самых читаемых в мире книг. Пожалуй, сегодня, когда опубликованы сотни военных дневников и тысячи свидетельств о Катастрофе, мы имеем право прочесть его по-новому.
Анна Франк не обличает, не пытается говорить от имени народа (так считал Илья Эренбург), не ищет объяснений в большой истории.
Вместо больших цифр и громких слов переживание ценности каждого часа, каждого незначительного события в тесном мире «убежища», каждого движения души — живое требовательно заявляет о своем праве быть и остаться в слове перед лицом небытия.
@tash_books
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Эксмо
«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. Эта единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом. Тридцатитрехлетний Чарли Гордон — умственно отсталый. При этом у него есть работа, друзья и непреодолимое желание учиться.
Он соглашается принять участие в опасном научном эксперименте в надежде стать умным…Эта фантастическая история обладает поразительной психологической силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами нравственности: имеем ли мы право ставить друг над другом эксперименты, к каким результатам это может привести и какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы стать «самым умным».
@azbooka_inostranka
Возрастные ограничения: 6+
Издательство: Machaon
Сказки барда Бидля — пять впечатляющих историй о приключениях, трусости, сердечной боли и, конечно, волшебстве. Для колдовского сообщества они являются тем же, чем сказки братьев Гримм для многочисленных маглов.
Новое роскошное иллюстрированное издание сказок (в переводе с рунического Гермионы Грейнджер) снабдил пространными ми Альбус Думбльдор.
А лауреат премии Ханса Кристиана Андерсена художница Лизбет Цвергер добавила этим классическим историям глубины и выразительности, озарив их блеском красоты, деликатности и изобретательности.
@su_libri
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Азбука-классика
Эрик-Эмманюэль Шмитт — мировая знаменитость, это один из самых читаемых и играемых на сцене французских авторов.
В каждой из книг, входящих в Цикл Незримого, — «Оскар и Розовая Дама», «Мсье Ибрагим и цветы Корана», «Дети Ноя», «Борец сумо, который никак не мог потолстеть», а также в повести «Десять детей, которых не было у мадам Минг» блистательная интеллектуальная механика сочетается с глубокой человечностью. За внешней простотой, граничащей с минимализмом, за прозрачной ясностью стиля прячутся мудрость философской притчи, ирония, юмор.
@bookatty_
Возрастные ограничения: 12+
Издательство: Фантом Пресс
Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает читателю понять, о чем пойдет речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему.
Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждет. Скажем лишь, что вас ждет необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно.
Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути.
Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.
@iren_books
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: АСТ
Студент Девин Джонс, решивший подработать в парке развлечений «Страна радости», внезапно словно попадает в своеобразный параллельный мир. Здесь живут по своим правилам, говорят на особом языке и очень не любят, когда кто-то задает «лишние» вопросы.
Особенно — если они касаются убийства молодой девушки Линды Грей, тело которой было обнаружено в парке, в павильоне «Дом ужасов».
Пытаясь найти ответы на эти вопросы, Девин понимает: за ярким фасадом парка развлечений скрываются опасные тайны, а если разворошить прошлое обитателей «Страны радости», то его собственная жизнь может непостижимым образом измениться раз и навсегда…
@bookstagranna
Возрастные ограничения: 12+
Издательство: Гаятри
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс — мудр.
Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает.
Дом хранит уйму тайн, и банальные скелеты в шкафах — лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени.
Дом — это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом — это их отдельная вселенная.
@books_tania
Возрастные ограничения: 6+
Издательство: Манн, Иванов и Фербер
Сири всего 10 лет, она живет с папой и младшей сестренкой Мики на острове Синий глаз, затерянном среди других таких же островков в Ледовом море. Мир Сири населен фантастическими существами и необычными животными. Но каждый ребенок в тех местах больше всего на свете боится пиратов и особенно их капитана Белоголового. Ведь те похищают детей и заставляют их работать в глубокой шахте.
@vilalibri
Возрастные ограничения: 16+
Издательство: Азбука
1840 год. Белгравия, модный аристократический район Лондона. Именно здесь приобретает дом разбогатевший Джеймс Тренчард, в прошлом простой армейский интендант. Много лет назад София, его молодая и красивая дочь, влюбилась в Эдмунда Белласиса, отпрыска состоятельной аристократической семьи.
Эдмунд погиб в битве при Ватерлоо, а вскоре во время родов умерла и София. Считая мальчика незаконнорожденным, ее родители, чтобы не позорить свое имя, отдали ребенка на воспитание в приемную семью. И только теперь, через двадцать пять лет, стали ощущаться истинные последствия событий 1815 года.
Ибо в этом новом мире есть те, кто предпочел бы, чтобы тайны прошлого оставались погребенными… Впервые на русском языке!
Фото на превью: @tateachereader
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
Накануне, 2 апреля, в день рождения Ганса Христиана Андерсена, отметили Международный день детской книги.
Специалисты в области книгоиздательства проводят к празднику разного рода просветительские мероприятия, привлекают внимание к детской литературе и рассказывают о том, как важно читать с самого раннего возраста.
Но что делать, если ребенок предпочитает книгам гаджеты? И как быть, если он читает через силу и без удовольствия? В этих вопросах помогают разобраться люди, которые задаются ими каждый день и точно знают, как заинтересовать чтением ребенка любого возраста.
Надежда Краснова: «Все просто, если нет принуждения»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 111
За годы работы в библиотеке я поняла одно: нужно давать ребенку самому выбирать книги, даже если его выбор вам кажется не очень интересным. Если ему хочется читать, например, фантастику, не настаивайте на классике. Ведь без удовольствия не будет и любви.
Еще один важный совет родителям: никогда не наказывайте ребенка чтением. Да, бывает и такое. В этом случае процесс будет ассоциироваться с негативными эмоциями, и ребенок вряд ли когда-нибудь возьмет в руки книгу по доброй воле.
Один из лучших способов привить любовь к чтению — это игра. Однажды в библиотеке мы придумали серию сказочно-литературных квестов для младших школьников. Разделили помещение на несколько локаций, которые украсили в стилистике разных сказок.
Кота Ученого, Русалку, Кикимору, Бабу-ягу и других сказочных персонажей играли наши сотрудники и волонтеры. Ребята получили волшебную карту с изображением мест, куда им нужно было отправиться.
На каждой локации их ждали задания, направленные на развитие логики, памяти, творческого мышления и, конечно, знакомство с книжными новинками. Наши квесты посетили более двухсот человек.
А еще мы любим книги на иностранных языках, поэтому решили организовать серию онлайн-мастер-классов по изучению английского. Главными героями стали юные читатели, которые отлично вжились в роль блогеров. Еще мы читаем сказки и стихотворения на английском и немецком языках. Некоторые ребята говорят, что теперь слушают их перед сном. Все просто, если нет принуждения.
Наталья Ключникова: «Подавать детям собственный пример»
Заведующая библиотекой № 138
Проверено: усилить интерес ребенка к книгам поможет чтение по ролям. Это раскроет творческий потенциал и сблизит его с родителями. А еще можно вместе создавать иллюстрации к только что прочитанной книжке.
Конечно, рекомендую записаться в библиотеку — там ребенок не только сможет выбирать что-то по душе, но и общаться с другими читателями, посещать интересные встречи. Например, в нашей библиотеке вот уже восемь лет работает клуб выходного дня «Нескучная суббота».
Каждую субботу в 15:00 начинаются тематические игровые и познавательные программы, в которых дети могут принять участие вместе с родителями.
Для встреч клуба мы всегда оформляем специальную книжную выставку — и, как правило, к концу праздника ребята разбирают почитать все «экспонаты».
Вообще, конечно, лучше всего работает собственный пример — дети ведь всегда подражают взрослым, играют в дом, в работу. Они будут играть и в читателей, если видят дома книги и читающих родителей. Кстати, в нашей библиотеке есть даже читательские династии — большие семьи, которые регулярно приходят к нам за книгами вместе.
Ольга Хлыстова: «Рекомендую купить диафильмы и диапроектор»
Заведующая библиотекой № 266
Каждому возрасту — свой подход. Я говорю это не только как библиотекарь, но и как мама двоих детей. В идеале нужно приучать ребенка к книгам буквально с рождения, тут на помощь придут прибаутки и потешки. Ребенок растет — приступайте к сказкам, только маленьким, большие тексты поначалу пугают детей. Советую обыгрывать персонажей — не столько читать, сколько рассказывать.
Когда мой сын не хотел читать, я предлагала ему посидеть за книжкой вместе. Он соглашался, а потом я останавливалась на самом интересном месте и говорила: «Слушай, мне нужно срочно отлучиться, подожди пять минут, и продолжим». Сыну было интересно, что же там произойдет дальше, и он с нетерпением ждал моего возвращения. Сейчас с удовольствием читает сам.
Еще я часто рекомендую родителям купить диафильмы и диапроектор. Когда я начала показывать диафильмы в библиотеке, все говорили: «Да ну, наших детей этим не удивишь, они это смотреть не будут». Ничего подобного! Диафильмы пользуются огромной популярностью — дети даже спорят, кто будет читать текст вслух.
Еще мы устраиваем теневые театры: вместе все готовим, вырезаем, а потом проигрываем по ролям. Детям очень нравится.
Ольга Зайцева: «Организовать семейный просмотр экранизации книги»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 258
В нашей библиотеке действует специальный проект по приучению детей к чтению «Пластилиновая ворона». Сначала мы изучаем произведение, обсуждаем героев — и главных, и второстепенных. А потом занимаемся поделками — рисуем, лепим, делаем аппликации. Это очень увлекает.
В феврале — марте мы устраивали интересную акцию, которая сразу полюбилась нашим читателям. Мы заворачивали книги в красивые обертки, чтобы не было видно обложку, и предлагали не выбирать, а взять вслепую. Брали с удовольствием. Книги мы подбирали специально: там было больше современных произведений, новинок, потому что классику ребята читают и в школе.
У нас есть подборка тематических настольных игр, самые обычные ходилки-бродилки по мотивам приключений героев известных сказок — Винни Пуха, кота Леопольда, Золушки и других. Такая игра дает повод познакомиться с книгой, прочесть ее. Очень советую родителям взять этот способ на заметку — он незатратный и очень веселый.
Еще вариант приучить ребенка к чтению — организовать семейный просмотр экранизации хорошей книги. В ходе дальнейшего обсуждения фильма можно предложить ребенку познакомиться с первоисточником.
Марина Соломонова: «Пусть заинтересуется сам»
Заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара
Для маленького ребенка важен процесс не столько чтения, сколько обсуждения. После того как вы перевернули последнюю страницу, спросите у него: «Что ты понял из книжки? А можешь пересказать, что тебе понравилось больше всего?» Так вы узнаете, произошел ли у ребенка контакт с произведением.
Для детей постарше надо найти историю, которая их заинтересует. Пусть ребенок читает по чуть-чуть, не принуждайте и не торопите его. Ходите вместе в книжные магазины или библиотеки, говорите ему: «Давай я выберу одну книгу, и ты одну, и мы вместе обсудим». Пусть будет разнообразие — не только, допустим, классика, но и фэнтези, и детективы.
С подростками сложнее. Они перегружены информацией: школьная программа, экзамены, те же соцсети. Просто пусть в вашем доме везде будут разные книги. И ни в коем случае не говорите ребенку, чтобы он взял одну из них почитать, — пусть заинтересуется сам. Не навязывайте.
Для каждого возраста важно жанровое разнообразие и включение в круг чтения произведений разных времен. Как куратор каталога «Сто лучших книг для детей и подростков» я стараюсь отслеживать новые произведения, тренды. Не хочется забивать каталог похожими произведениями.
Анна Тучкова: «Обязательно прислушивайтесь к ребенку»
Библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68
Самая распространенная ошибка — родители приходят в библиотеку и просят: «Порекомендуйте что-нибудь для мальчика!» Или: «А что выбрать для девочки?» Это неправильно, потому что книги пола не имеют.
Обязательно прислушивайтесь к ребенку, учитывайте, что ему интересно. Если он любит приключения, то выбирайте приключенческие сюжеты, если любит про волшебство — не отказывайте в этом.
Еще совет: перед тем как дать ребенку книжку, вы можете вкратце рассказать своими словами, о чем она. Метод простой, но очень действенный.
16 советов для чтения с пользой
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: надо «всего лишь» постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. У читающих людей выше шанс построить успешную карьеру, лучше взаимоотношения в семье, они моложе выглядят и дольше живут.
Ученые давно выяснили, как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: надо «всего лишь» постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. И не обязательно инструкцию к экскаватору Хитачи 210, например. У читающих людей выше шанс построить успешную карьеру, лучше взаимоотношения в семье, они моложе выглядят и дольше живут.
C другой стороны, неправильно организованное чтение может нанести вред: страдают, как правило, зрение и осанка. Неудобства во время чтения также рассеивают внимание и мешают воспринимать текст глубоко.
В условиях активной городской жизни немногим удается организовать идеальные условия для чтения, но я все-таки опишу их здесь, чтобы определить, к чему стоит стремиться.
Чтение, советы:
- Заведите себе излюбленное место для чтения. Для разных текстов можно выбрать разные места: например, профессиональную литературу читать за столом, а художественную – в кресле или на диване.
- Расслабьтесь и успокойтесь: лишние телодвижения отвлекают. Также не стоит объединять чтение с едой и питьем.
- Текст должен быть хорошо освещен.
Желательно использовать для этого дополнительный источник света. Если вы правша – установите лампу слева, если левша – то справа.
- Располагайте книгу на расстоянии 35–40 см от глаз. Лучше всего держать ее под наклоном, чтобы все строки были равноудалены. Хорошо использовать подставку для книг или другую опору.
Если вы держите книгу в руках – постарайтесь их максимально расслабить.
- Предпочитайте бумажные книги электронным устройствам, несмотря на то, что это так несовременно. Разрешение напечатанного на бумаге текста в несколько раз выше.
- Избегайте чтения в дороге. Во время движения вибрация от транспорта передается книге, и глаза сильнее устают.
Если вам жалко терять время в пробках, отдайте предпочтение аудиокнигам.
- Читайте в тишине: лишние звуки неизбежно забирают часть вашего внимания, так как человеческий мозг не заточен под многозадачность.
- Приучите себя читать в одинаковой, наиболее комфортной позе.
Современные ученые рекомендуют сидеть под углом 135 градусов, облокотив спину на опору, открыв грудную клетку и поставив ноги на пол. Лучше всего расположиться в удобном кресле, а не на жестком стуле и при необходимости подкладывать подушки и валики. Главное, чтобы это не выглядело вот так.
- Обратите внимание, чтобы шея во время чтения не вытягивалась вперед.
Поза должна быть симметрична: без перекосов вправо или влево.
- Делайте логические перерывы не реже, чем раз в час. Встаньте, налейте себе стакан воды, съешьте фрукт, сделайте гимнастику для глаз, обдумайте прочитанное.
И несколько общих советов, как читать больше, лучше и чаще:
- Составляйте списки книг, которые вы хотели бы прочитать. Собирайте рекомендации друзей, уважаемых вами знаменитостей, выписывайте отсылки из книг, песен, фильмов.
- Тратьте на книги фиксированную сумму в месяц. Это вложение гарантированно окупится, потому что направлено на ваше развитие.
- Обменивайтесь книгами с друзьями. Нет смысла хранить то, к чему вы не планируете возвращаться второй раз.
- Чередуйте стили: после деловой литературы приятно «полакомиться» художественной, в после психологии – почитать стихи.
- Читайте с карандашом. Попутное записывание заинтересовавших вас мыслей, идей, фактов, событий значительно улучшает качество усвоения материала. Если под рукой нет блокнота, можно оставлять заметки на полях и отмечать фрагменты в тексте.
- Перечитывайте свои записи – это вдохновляет читать еще больше и помогает понять, какая книга будет актуальна сейчас.
- Выделите специальное время для чтения. В идеале хорошо бы найти час или два в день. Занятому человеку сложно выкроить их целиком, поэтому разделите это время на небольшие отрезки. Например, читайте по 20 минут после обеда и ужина и хотя бы полчаса перед сном.
Источник: vitamarg.com
книги Саморазвитие Советы
Вам также может понравиться
Похожие статьи
Интересное
15 советов, как читать больше и с удовольствием
20 июня 2017 30 435 просмотров
Лариса Парфентьева
Многие жители современных городов живут на таких скоростях, что у них не хватает времени на чтение. И мы считаем, что это грустно. Мы собрали 15 советов, которые помогут читать больше хороших книг.
Совет № 1. Полезно читать перед сном. Развейте в себе привычку как минимум 30 минут перед сном посвящать чтению. Не стоит изнурять себя в вечернее время научной или специализированной литературой. Лучше разгрузите свой напряженный мозг художественной книгой.
Совет № 2. Универсальный вариант чтения — аудиокнига. Такую книгу можно читать где угодно: будучи за рулем, во время утреннего бега и т.д. Данный совет более всего подходит аудиалам, способным хорошо воспринимать информацию на слух.
Совет № 3. Вас везде должна сопровождать книга. В любой неожиданный момент времени у нас может появиться лишняя минутка для чтения: во время поездки в общественном транспорте, в очереди у кабинета врача и т.п. Идеальный вариант для подобных случаев — электронная книга.
Совет № 4. Думайте о прочитанном. Осознанное чтение значительно улучшает его качество, а потому можете пробовать даже письменно пытаться ответить, чему вас научила книга, на какие вопросы вы получили ответы, какие новые вопросы встали перед вами после прочтения. Лучше глубоко поразмышлять над одной книгой, чем бегло прочитать десять.
Источник
Совет № 5. Распорядок дня должен включать перерыв на чтение. Этот полезный перерыв должен занимать не менее получаса.
Совет № 6. Быстро откладывайте в сторону не интересную литературу. Если после нескольких страниц вы осознаете, что книга для вас бесполезна, бросайте пустое чтение.
Вас ждет миллион полезных познавательных книг, которые сделают вас интеллектуальнее, профессиональнее и принесут значительно больше пользы.
Особое исключение может составлять классическая литература, чья ценность проверена не одним поколением читателей и критиков.
Совет № 7. Создавайте списки книг. Включите в них уже прочитанную литературу и те книги, которые считаете необходимым прочесть. Старайтесь не ограничивать свою мотивацию раздуванием второго списка, а взращивайте ее вместе с ростом первого списка.
Совет № 8. Не соревнуйтесь в чтении книг. Очень важно ставить самоцелью не количество прочитанных книг, а качество их прочтения, процесс саморазвития за счет чтения, познание новой информации, получение значимого опыта.
Совет № 9. Войдите в среду книголюбов. Живое общение с единомышленниками в каком-нибудь книжном клубе, на библиотечных мероприятиях будет здорово подстегивать к новым литературным открытиям.
Совет № 10. Заучивайте наизусть понравившиеся цитаты. Нередко люди копируют и сохраняют понравившиеся фразы из книг. Впоследствии многие значимые слова попадают в список забытых.
Поэтому интересные цитаты лучше не копировать, а запоминать.
Можно продумать ситуации, в которых могла бы пригодиться та или иная фраза, или же вставить ее в такое место, где она пришлась бы кстати (в подпись к видеозаписи, в письмо, объявление и т.п.).
Совет № 11. Наушники для «прикрытия». Использование наушников особенно актуально во время чтения в общественных местах.
Например, вы можете включить как фон музык без слов и таким образом меньше отвлекаться от чтения на посторонние звуки.
Либо можно просто надеть наушники, которые послужат для окружающих сигналом о вашей занятости и в то же время заглушат лишние звуки, издаваемые окружающей средой.
Источник
Совет № 12. Оставляйте отзывы на книги. Ваши отзывы о прочитанной литературе помогут закрепить в памяти полученный материал и позволят другим читателям ориентироваться при выборе книги.
Совет № 13. Максимально полно используйте выделенное на чтение время. Это значит, что во время чтения вредно отвлекаться или позволять другим людям и обстоятельствам отвлекать себя.
Окружающие должны осознать, что вы не относите чтение к категории развлечений, а значит, этот процесс нельзя прерывать и отрывать вас для «более важных дел».
Чтение книги — это и есть самое важное дело в данный момент времени.
Совет № 14. Научитесь выделять основную идею. Основная идея является доминантой прочитанного кусочка — абзаца, главы, тома, литературного произведения в целом. Потренируйтесь после каждого абзаца коротко формулировать доминирующую мысль. С течением времени данный процесс будет происходить параллельно с самим чтением.
Совет № 15. Оцените удобство подставки для книги. В настоящее время выпускаются удобные подставки, как для бумажных, так и для электронных книг. В последнем случае они выглядят как чехлы, которые удобно раскладывать разными способами. Благодаря удобной подставке снимается нагрузка и с глаз, и с рук за счет устойчивой поверхности, а значит и читать вы сможете дольше.
Фото обложки
Читать
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Раздумья
К моим читателям
Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Конечно, приятнее! Но дело и в другом. Зло — бродит общество.
Оно «сепаратно» по своей природе. Добро же социально в широком смысле этого слова. Оно соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны.
Они основываются на общности временных интересов.
«Волчья стая» рано или поздно кончается дракой волков.
Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.
Добро выше практической нужды!
И вот тут обратим внимание на одну черту сферы добра. Она плотнее связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще, с прошлым и будущим. Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.
- Вот почему сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством, с ценностями гуманитарными в первую очередь.
- Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, созданный одной природой или природой в союзе с человеком, — изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества.
- А без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества.
- И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра.
- Вот почему дело каждого в отдельности и всех вместе — приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную, и всего человечества.
Я вспоминаю…
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ
Я родился в среднеинтеллигентской семье. Мой отец был инженер-электрик, добившийся высшего электротехнического образования только благодаря своей энергии и работоспособности. Уже в старших классах реального училища он зарабатывал себе на жизнь репетиторством, а в студенческие годы — и преподаванием в реальном училище Шкловского, отца известного литературоведа В. Б. Шкловского.
Известную роль сыграло для меня увлечение моих родителей Мариинским балетом, а затем озорная и увлекательная атмосфера артистической молодежи в дешевой дачной местности, под Петербургом — Куоккале. Имена многих знаменитых художников, актеров, писателей, живших в Куоккале или только посещавших ее, были для меня живыми и повседневными.
Многим в своем воспитании я обязан школам, в которых учился. В старшем приготовительном классе я учился в гимназии Человеколюбивого общества на Крюковом канале.
ГИМНАЗИЯ И РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ К. И. МАЯ
В 1915 году я поступил в Гимназию и реальное училище К. И. Мая на 14-й линии Васильевского острова. К этому времени мой отец получил в заведование электрическую станцию при Главном управлении почт и телеграфов и казенную квартиру при этой станции.
День и ночь квартира наша содрогалась от действия паровой машины. Сейчас этой станции и в помине нет. Двор пустой, нет и нашей квартиры. Но тогда посещение станции доставляло мне большое удовольствие.
Громадное колесо вращалось поршнем, оно блестело от масла, было необычайно красивым.
В школу Мая мне надо было ездить на трамвае, но пробиться в трамвай было чрезвычайно трудно: площадки были заполнены солдатами («нижними чинами», как их называли). Им разрешалось ездить бесплатно, но только на площадках вагонов.
Жили мы рядом с Конногвардейским бульваром, и я наслаждался тогда вербными базарами, где можно было потолкаться около букинистических ларьков, купить народные игрушки и игрушки специально вербные (вроде чертей на булавках для прикалывания к пальто, акробатов на трапециях, «тещиных языков» и пр.), полакомиться вербными кушаньями. Вербная неделя была лучшей неделей для детей в старом Петрограде, и именно здесь можно было почувствовать народное веселье и красоту народного искусства, привозимого сюда из всего Заонежья.
Ведь Петербург-Петроград не только стоял лицом к Европе, что ощущалось прежде всего в его пестром населении (немцы, французы, англичане, шведы, финны, эстонцы наполняли собой и школу К. И. Мая), но за его спиной находился весь Русский Север с его фольклором, народным искусством, народной архитектурой, с поездками по рекам и озерам, близостью к Новгороду и пр.
Гимназии и реальном училище К. И. Мая написано много. Не буду повторять всего того хорошего, что о школе уже сообщалось, отмечу только, что школа эта сыграла большую роль в моей жизни. Я чувствовал себя там прекрасно и, если бы не трудности дороги, не мог бы и желать лучшего.
Я взрослел и был как раз в таком возрасте, когда особенно тяжело переживаются военные неудачи. Обсуждение военных неудач и всех возмутительных неурядиц в правительстве и в русской армии занимали изрядное место в вечерних семейных разговорах, тем более что все происходившее было как будто тут же, рядом.
Распутин появлялся в ресторанах и домах, которые я видел, мимо которых гулял; солдат обучали совсем рядом на любой свободной площади; спектакли начинались с томительного исполнения всех гимнов союзных России держав и прежде всего с бельгийского гимна «Барбансон». Национальное чувство и ущемлялось, и подогревалось.
Я жил известиями с театра военных действий, слухами, надеждами и опасениями.
Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. Класс был разношерстный. Учились и внук Мечникова, и сын банкира Рубинштейна, и сын швейцара. Преподаватели тоже были разные. Старый майский преподаватель M. Г.
Горохов обучал нас два года перспективе почти как точной науке; преподаватель географии изумительно рассказывал о своих путешествиях и по России, и за границей, демонстрируя диапозитивы; библиотекарь умела порекомендовать каждому свое. Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью.
Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером, — как много все это значило для нас, мальчиков!
Учителя не заставляли нас выдавать «зачинщиков» шалостей, разрешали на переменах играть в шумные игры и возиться. На уроках гимнастики мы главным образом играли в активные игры — такие, как лапта, горелки, хэндбол (ручной мяч).
- На школьные каникулы выезжали всей школой в какое-то имение на станцию Струги-Белые по дороге на Псков.
- Мы выпускали разные классные журналы и даже писали и размножали собственные сочинения в духе повестей Буссенара и Луи Жаколио без преподавательского надзора.
- Я жалею, что не мог ходить на все вечерние занятия и школьные кружки, — уж очень трудная была дорога в переполненных трамваях.
- УРОКИ РИСОВАНИЯ
Уроки рисования в школе Мая вел наш классный наставник Михаил Григорьевич Горохов. Он всегда входил в класс серьезный, как бы «выполняющий высокий долг» (а долг его и в самом деле был высоким).
Часто читал нам нотации. Учил нас корректности в обращении друг с другом, манере держаться.
Помню, что ставил нам в пример учеников старших классов, в частности ученика старших классов Игоря Ивановича Фомина, впоследствии архитектора.
Советы юным читателям от английского писателя
Советы юным читателям от английского писателя — страница №1/1
СОВЕТЫ ЮНЫМ ЧИТАТЕЛЯМ ОТ АНГЛИЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ
БЕНА ОКРИ
- Читай то, что написано людьми иной нации, другого цвета кожи, класса, пола.
- Читай книги, которые не нравятся твоим родителям.
- Прочти книги, которые твои родители обожают.
- Постарайся найти одного-двух авторов, которые особенно близки тебе и важны для тебя, и сделай чтение этих книг своей тайной страстью.
- Читай одержимо: ради забавы, для поднятия настроения, чтобы отвлечься.
- Не читай того, что читают все. Лучше потом осторожно проверь, что это за книги на самом деле.
- Читай то, что тебе никто не советовал читать.
- Читай, чтобы чувствовать себя свободным и независимым в суждениях.
- Книги – как зеркала. Не читай просто слова. Войди в зеркало. Именно там таятся сны богов, и рождается наша реальная жизнь.
- Попробуй прочесть этот мир. Это самая интересная и увлекательная книга.
Как много книг интересных бывает!
И мы стремимся их все прочитать.
Как друга лучшего книгу встречаем
И рады тайны её открывать.
Мы с книгой вместе по жизни шагаем,
Она наш верный союзник и друг.
Любимых книг мы страницы листаем,
- Не представляем без них мы свой досуг.
- Герои книжные, словно живые
- И помогают проблемы решать.
- Чтоб все мечты в жизнь могли воплотиться
- Нам друга лучше, чем книга, не найти.
Нас заставляют смеяться, страдать.
Одни становятся нам как родные
И чтоб короткими стали пути,
Мы будем к знаниям с книгой стремиться,
Т. Бондаренко
Ждём тебя
- в Хакасской республиканской
- детской библиотеке
- по адресу:
г. Абакан, ул. Хакасская, 68
Тел. 22-24-90
Библиотека работает
с 9.00 до 18.00 часов
без перерыва на обед
В воскресенье с 10.00 до 17.00 часов
- Выходной день — суббота
- Последний день месяца – санитарный
- Сайт: http: страна-читалия. рф
Составитель
Кравцова Е.В.
Отв. за выпуск А.И. Журба
Редактор А.В. Григорьева
- Министерство культуры Республики Хакасия
- Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия
- «Хакасская республиканская детская библиотека»
Мастерская чтения
- СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ
- Абакан
- 2013
- Дорогой друг!
Трудно представить себе современного человека, который бы за свою жизнь не прочитал ни одной книги.
За свою долгую историю книга изменилась, но осталась не только надёжным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними. Этому нужно учиться.
Надеемся, что «Мастерская чтения» поможет тебе приобрести необходимые знания.
- ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ
- ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- С КНИГОЙ
Заповедь 1. Прежде, чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. Закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.
Заповедь 2. При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано в книге.
Заповедь 3. Во время чтения постарайся представить себе и обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно
(используя книги-справочники, иллюстрации, прочитанное ранее).
Заповедь 4. Читая, старайся всё непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись, прежде всего, найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.
Заповедь 5. Большую (объёмную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).
Заповедь 6. Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только её часть, старайся припомнить и обдумать только что прочитанное:
- что запомнилось тебе,
- что взволновало тебя,
- что заставило затаить дыхание,
- что испугало тебя,
- что обрадовало тебя,
- что рассердило тебя,
- что поразило тебя при чтении.
Заповедь 7. Привыкай сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.
- Заповедь 8. После прочтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать
- отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.
- Заповедь 9. Завершив работу с книгой, дочитав её до конца, бывает очень полезно перед расставанием с ней:
- ещё раз подумать над содержанием прочитанного текста в целом;
воспроизвести в памяти образы героев книги и постараться определить для себя, хороша ли книга и чем именно.
- перечислить хорошие стороны книги, чтобы потом порекомендовать её другому читателю.
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ
С КНИГОЙ
- Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплёт.
- Идёшь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит её от дождя и снега.
- Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно будет очистить.
- Прежде чем начать читать книгу, оберни её бумагой или надень обложку.
- Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплётом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
- Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
- Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, или котёнок разорвёт страницы.
- С книгами обращайся аккуратно.