Дети с рождения узнают жизнь через процесс игры, который улучшает память, стимулирует рост коры головного мозга, добавляет удовольствие в процесс обучения и значительно ускоряет развитие человека. Игра учит мыслить креативно и находить ответы на вопросы, имеющие несколько решений.
Привычка легко запоминать интересное сохраняется у человека и во взрослом возрасте. Вы можете играть в одиночку или с животным, но лучше позовите несколько человек, чтобы дать мозгу отдохнуть от сенсорной перегрузки электронными гаджетами и улучшить ваши социальные навыки.
С помощью игр можно также сделать любую работу более продуктивной и приятной, чем с радостью пользуются международные корпорации, позволяя своим сотрудникам развлекаться в офисе. Почему играть полезно?
1. Игры помогают снять стресс
Благодаря естественной реакции на опасность стресс переводит людей в боевое состояние. Когда это происходит, надпочечники выбрасывают в кровь гормон кортизол, что дает телу прилив энергии и силы. Краткая мобилизация всех ресурсов тела, сменяющаяся затем периодом покоя, благоприятна для человека.
Но постоянный стресс истощает организм и приводит к еще большему стрессу. Получается замкнутый бублик. Бороться с этим можно, например, нейтрализуя кортизол другими гормонами, отвечающими за ощущение счастья. Игры могут помочь человеку добывать такие гормоны радости.
Эндорфины, вырабатывающиеся от физических нагрузок во время активных и спортивных игр, способствуют общему ощущению благополучия и даже могут временно облегчить боль. Видеоигры активизируют выработку дофамина, отвечающего за чувство веселья.
Именно дофамин толкает людей на подвиги и открытия (в надежде найти новый источник стимуляции), поэтому он помогает человеку решительно выбираться из стрессовых ситуаций. Социальное взаимодействие с коллегами во время игр также помогает почувствовать себя более защищенно.
2. Игры улучшают работу мозга
Логические игры, головоломки и особенно шахматы действительно делают вас умнее, развивая обе половины головного мозга, помогая научиться творчески мыслить, улучшить память, концентрацию и стратегическое мышление.
Мозг игроков в шахматы не похож на среднестатистический. Например, у великих гроссмейстеров он отличается большей активностью лобной и теменной коры — именно тех участков, которые ответственны за фокусирование на решении проблем и осознанность. Не нужно заниматься шахматами всю жизнь, чтобы стать немного умнее.
Школьники в Австралии, игравшие в шахматы в течение 18 недель, показывали более высокий уровень интеллекта, а студенты, которых научили играть на первом курсе университета, на старших курсах были более академически продвинуты, особенно в математике, анализе и способности логически мыслить по сравнению с контрольной группой, в шахматы не игравшей.
3. Игры улучшают отношения
Совместное веселье и игры могут способствовать сопереживанию, состраданию, доверию и близости с другими людьми. Офисные игры — это отличный способ сплочения команды. Игрой может быть не только специфическая активность, но и состояние ума.
Развитие игривого веселого характера может помочь вам расслабиться в стрессовых ситуациях, сломать лед в общении с незнакомыми людьми, завести новых друзей и формировать новые деловые отношения.
4. Игры сохраняют здоровье
Азарт и веселье возвращают нас в детские годы, дают прилив энергии. Как говорил Джордж Бернард Шоу: «Мы не прекращаем играть, потому что мы стареем; мы стареем, потому что перестаем играть».
Счастливые и веселые люди более устойчивы к болезням и на 35% меньше рискуют умереть. Может быть, вместо очередной прививки от гриппа предложить своему работодателю в этом году сделать в офисе новую комнату отдыха с диваном и настольными играми?
Чем полезны для мозга компьютерные игры
Исследования демонстрируют длительный положительный эффект от видеоигр для таких основных психических процессов, как восприятие, внимание, память и принятие решений. Активные видеоигры требуют, чтобы игроки быстро двигались, следили за многими элементами одновременно, сразу же обрабатывали новую информации и выдавали решения за доли секунды.
Многие из способностей, отточенных такими играми, психологи считают основными строительными блоками интеллекта. Они помогают улучшению пространственного внимания, развивают способность отслеживать движущиеся объекты, снижают импульсивность, помогают преодолеть дислексию.
Видеоигры улучшают способность мозга решать несколько задач одновременно (мультитаскинг) и повышают гибкость ума.
В Женевском университете профессор Дафна Бавельер сравнила визуальные способности геймеров и не-геймеров. Испытуемые должны были следить за положением нескольких объектов, движущихся на экране, и постоянно переключать свое внимание с одной части экрана на другую, в то же время оставаясь бдительными для других событий.
Оказалось, что люди, которые играют в видеоигры, выполняют такое задание значительно лучше, чем те, кто этого не делают. Такая игра учит мозг обрабатывать входящую визуальную информацию эффективнее и быстрее.
В другом исследовании испытуемые играли в Super Mario в течение двух месяцев, а их мозг с помощью МРТ изучался медиками Института развития и обучения человека имени Макса Планка в Берлине. Они обнаружили, что три области мозга выросли в объеме: префронтальная кора головного мозга, правый гиппокамп и мозжечок (все они участвуют в навигации и точности управления моторными функциями).
С точки зрения нейрологии, видеоигры сами по себе буквально являются противоположностью депрессии. За последние несколько лет многочисленные исследования, в том числе в Стэнфордском университете, уже заглянули в мозг геймеров.
Их результаты показывают, что, когда мы играем в видеоигры, две области мозга постоянно гиперстимулированы: система внутреннего подкрепления, отвечающая за мотивацию и ориентацию на цель, и гиппокамп, связанный с обучением и памятью.
Люди в процессе игры постоянно сосредоточены на цели.
Нужно ли им решить загадку, найти скрытые объекты, достичь финиша или набрать больше очков, чем у других игроков — цель акцентирует наше внимание и создает ощущение мотивации и определения.
Пока мы ориентированы на успех и ожидаем награды, мозг стимулирует нас приятными ощущениями. Поэтому люди испытывают радость от игры, что помогает бороться с депрессией.
Исследовательская группа, возглавляемая профессором Салли Мерри из Оклендского университета, разработала ролевую игру для подростков Sparx, основанную на принципах когнитивной поведенческой терапии (КПТ — прим. ред.), которая призвана помочь молодым людям справиться с депрессивными расстройствами.
Эта игра значительно уменьшает депрессию, безнадежность и беспокойство у молодых игроков, и она так же хороша, как традиционные методы лечения. Разработчикам игры удалось сделать Sparx интересной: большинство молодых людей, попробовавших в нее поиграть, заявили, что будут рекомендовать Sparx своим друзьям.
Видеоигры улучшают производительность труда
Видеоигры улучшают производительность труда, особенно для профессий, требующих хорошей координации «глаз-рука-внимание-память» и быстрых решений. Например, геймеры лучше обращаются с дронами, даже если никогда не обучались быть пилотами, а молодые неопытные хирурги, также бывшие заядлыми игроками, во время исследования превзошли опытных хирургов: новички совершали на 37% меньше ошибок и заканчивали операции на 27% быстрее.
Исследования показывают, что если работники проводили около двадцати минут из восьмичасового рабочего дня, играя в простые игры на своих телефонах, то чувствовали себя счастливее.
Конечно, никакой работодатель не хотел бы, чтобы его команда регулярно отправлялась в игровой мир вроде «Цивилизации» на несколько часов или даже дней. Поэтому идеальные игры для офиса — командные и не требующие сессий дольше получаса.
"Детские игры — отражение взрослой жизни"
- Работа с родителями
- Консультации для родителей
- «Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку.
Их отношение к труду, к окружающим предметам.Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям.
И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе.
Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть.
Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку.
Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре.
Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п.
, что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.
), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.
Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками.
С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками.
Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.
Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид.
Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.
Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.
Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной.
Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом.
Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Подготовила: педагог-психолог
А.В.Афанасьева
Статья Игра как средство формирования знаний обучающихся о здоровом образе жизни
ОКОУ «Обоянская школа – интернат»
Воспитатель:ИЛЬИНА.И.Л.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей с особенностями в развитии.
Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с ранних лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться ещё в детском саду и продолжаться в школьные годы. В этом деле нет мелочей.
Вся жизнедеятельность ребенка в образовательном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья.
- Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования наряду с другими решает следующие задачи:
- Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно — одна из главных составляющих физического развития ребенка.
Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование коррекционной школы нацеливает нас на использование всех возможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития обучающихся. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности.
- Игра – это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
- Игра теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение.
- Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.
Игра вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я.
, Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь, будут способствовать в приобщению обучающихся к здоровому образу жизни.
- Исходя, из этого можно сформулировать следующее: развитие обучающихся в процессе игровой деятельности с целью формирования здорового образа жизни будет эффективно при условиях:
- – систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;
- – учета возрастных и психологических особенностей детей;
- – создание комфортных условий для становления здоровой гармонично-развитой подрастающей личности.
- Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- обзор специальной литературы по данной проблеме;
- классифицировать игры по способам организации.
- изучить особенности проведения игры, показать роль игры как основного фактора развития ребенка.
- В своей работе с обучающимися я использую следующие методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; целенаправленное наблюдение за процессом развития детей в ходе игры, анализ проведения игры.
В результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Отношение обучающегося к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
Отношение обучающихся к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Основы здорового образа жизни у младших школьников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Успешное формирование основ здорового образа жизни у обучающихся во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив школы-интерната.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития начального школьного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно иметь представление о здоровом образе жизни, о здоровье, его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития нашей страны.
Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, мы, педагоги, уделяем большое внимание приобщению обучающихся к ценностям здорового образа жизни.
К закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале воспитателя имеет игра.
Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи воспитанник – воспитатель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх обучающиеся вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.
Используя игру, воспитатель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию обучающихся через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря.
Они легкодоступны практически в любом месте, будь то спортивная площадка, полянка в парке, или просто небольшая территория во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка.
Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, граница действия, направление движения (например, надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадки).
Однако, неожиданные изменения игровой ситуации или действия водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.
Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений.
Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, обучающиеся приучаются к наблюдательности, осознают взаимосвязь между предметами в окружающей его среде.
В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.
В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Обучающийся приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.
Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем. Перед началом игр, я объясняю правила игры, ставлю цель. Любимое занятие всех детей – бегать, прыгать, играть. Вместе с детьми мы подводим итоги игр, подсчитываем количество очков.
Во-вторых, дидактические игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Дидактическая игра — эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни в младших классах коррекционной школы.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников коррекционной школы и выработке правильных привычек, является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности обучающегося.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх обучающиеся воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.
Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для обучающихся с ОВЗ.
Ценность дидактических игр, как средства формирования представлений о здоровом образе жизни заключается в том, что они создаются в обучающих целях.
Благодаря их использованию, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений школьников о здоровом образе жизни. Дидактическая игра будит детское воображение. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.
Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для обучающихся форме.
- В своей работе я использую такие средства организации дидактических игр:
- • использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;
- • включение дидактических игр в самостоятельную деятельность обучающихся;
- • использование в дидактических играх развивающие упражнения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, физкультминутки.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности.
Игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у обучающихся.
Руководя игрой, я воспитываю активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры.
Таким образом, в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у обучающихся коррекционной школы, хочу отметить положительную динамику состояния здоровья, улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм. В своей работе особо хочется отметить игры, которые учат воспитанников, как следует поступать в тех или иных случаях, например, игра «Валеология» и познавательные игры, такие как «Вкусная и вредная еда», «Откуда берётся еда?», «Кто чем питается?» и другие.
Обучающиеся не только должны знать и соблюдать основные правила игры, но и уметь формулировать, объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.
В-третьих, игры с использованием элементов театрализованного проигрывания ситуаций , закрепляющие ролевые стереотипы (умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.).
В-четвертых,настольные и сюжетно — ролевые игры, в которых и строится вся проектная деятельность «больших» и «малых» коллективных творческих дел.
Так же хочется отметить интеллектуальные игры, весьма привлекательные для обучающихся. Правила не требуют особых разъяснений, ибо каждый из участников мог смотреть их по телевизору.
Речь идет о «Брейн-ринге», КВНах, «Поле чудес», «Что, где, когда», «Счастливый случай», «Зов джунглей», спортивные эстафеты, различные праздничные мероприятия, в которых присутствуют подвижные игры.
Обычно эти мероприятия я провожу в выходные дни, в каникулы, по вечерам в свободное время. Стимулом в таких играх является система поощрительных баллов, стремление быть первым.
В течение всего года я работаю над проблемой сохранения здоровья, и провожу занятия, мероприятия по различным темам: «Сохранение зрения», «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «О вреде курения» и т. д.
, оформляются стенды на соответствующие темы. Итог работы я подвожу на тематических досугах и развлечениях, с использованием компьютерных презентаций, что особенно возбуждает интерес детей к таким занятиям.
Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые воспитатель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Литература:
1. Гуменюк Е. И. Будь здоров! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И. 2. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011
3.Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград: Учитель, 2009
4. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. — М. : ТЦ Сфера, 2009
5. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март, 2011
Польза игр для детей
Сегодня подавляющая часть родителей настолько озадачена ранним развитием малыша, что попросту забывает о ценности детской игры. Игра - неотъемлемый атрибут детства, дающий малышу свободно экспериментировать с окружающим миром и с собственными эмоциями, утверждают опытные детские психологи.
На первый взгляд кажется: малыш играет, но в действительности в крохотной головке кипит работа - решение проблем, развитие навыков, преодоление физических и психологических проблем. Вот некоторые из преимуществ, которые получает ребенок благодаря обыкновенной игре.
Детские развивающие игры тренируют воображение
«Притворство», или образная игра, стимулирует формирование воображения маленького ребенка. Проявлять фантазию крохам помогают даже предметы быта. Деревянный блок легко «превращается» в лодку, а кастрюли и сковородки - в барабанную установку.
В игре малыша трансформируется все подряд: и окружающие предметы, и он сам, с легкостью перевоплощаясь в животных и людей, переходя от роли супергероя к доктору или Винни-Пуху. Экспериментируя с множеством личностей, кроха исследует различные сценарии и результаты. А иногда ситуации, разыгрываемые малышом, отражают проблемы, которые ребенок пытается постичь.
Так, если крохе сложно привыкнуть к младшему брату или сестре, он включает в игру аспекты воспитательного поведения, имитирующего родительское.
Польза ролевых игр в том, что они дают малышу чувство контроля, поскольку отражают проблемы повседневной жизни и преподают правила социального поведения.
Стимулируйте творческую игру малыша. Предложите ребенку коробку с повседневными предметами для игры. Детские варианты взрослых предметов - игрушечные телефоны, пластиковые тарелки, кастрюли, ведра с лопатками или игрушечный пылесос - упростят ролевые игры, а объекты вроде цветных кубиков безгранично расширят воображение.
Игры для детей в саду улучшают социальные навыки
Малыши способны играть рядом без очевидного общения друг с другом (это называется параллельной игрой). С трех-четырех лет они сознательно взаимодействуют, вместе создавая сложные сюжетные линии в игре.
Таким образом дети учатся вести переговоры, сотрудничать и делиться (хотя некоторые ребятишки не овладевают этим искусством до пяти-шести лет).
Когда малыши решают, кому достанется роль папы или кто наденет фиолетовое платье, они таким образом развивают важные социальные навыки.
Когда кроха пойдет в садик, он найдет там приятелей. Но малышу понадобится помощь родителей, чтобы продолжить эти отношения за пределами сада. Верный способ завязать новую дружбу - запланировать для ребенка и его друзей совместный досуг.
Позовите ребятишек в гости. Объясните правила игры или задания, а затем следите за поведением и успехами детей.
Из игры вы узнаете, какими социальными навыками овладел ребенок, а с решением каких проблем понадобится некоторая помощь в дальнейшем.
Игра способствует физическому развитию
Нельзя не упомянуть о пользе спортивных игр. Они развивают физические навыки детей: прыжок тренирует равновесие, лазание на брусьях - силу, а гимнастика - координацию.
Серьезные моторные навыки (бег, метание и велосипед) улучшаются в первую очередь, но мелкие моторные навыки не сильно отстают.
Трехлетний ребенок, тщательно складывающий кубики в башни, изучает законы гравитации и равновесия, а еще развивает координацию рук и глаз.
А ловкость во время игры переносится в повседневную жизнь: после некоторой практики трехлетний малыш сумеет самостоятельно одеться и поесть. Это даст крохе чувство независимости.
У физической игры присутствует и психологическая польза: она помогает детям справляться со стрессом и капризами.
Без достаточного времени на активные игры ребенок превратится в раздраженного, капризного или напряженного кроху (не говоря уже о возможном ожирении).
Стимулируйте развитие физических навыков. Верный способ заставить ребенка двигаться - показать пример. Занимайтесь физическими упражнениями вместо просмотра телевизора.
В помещении вы играйте в прятки или танцуйте. На открытом воздухе постройте замок в песочнице, пинайте мяч, катайтесь на велосипеде, играйте в догонялки или классики. Польза подвижных игр неоценима!
Игра помогает детям выражать эмоции
Задолго до того, как дети научатся выражать чувства словами, они делают это через физическую игру/рассказывание историй/искусство и другие виды деятельности.
Когда дети испытывают неприятные или сложные для их понимания чувства, они снова и снова анализируют их в процессе игры. Малыша толкают или обижают в школе, и он не понимает, почему это происходит.
На следующий день вы играете вместе, и ребенок настойчиво толкает вас: таким образом он пытается понять пережитое накануне.
Если во время игры ребенок демонстрирует поведение, с которым ему нужно справиться или которого он не понимает, ответьте в том же духе, но показывая правильное поведение. И рассмешите малыша: это поможет снять напряжение.
Совместные игры детей и родителей
Полезно разрешить малышу руководить во время игры. Пусть он определяет, что и как делать - в пределах разумного. Это дает крохе шанс выразить собственное мнение и показать, что ему нравится.
Присоединяйтесь к игре ребенка - но исключительно по приглашению! Когда малыш впустит вас в собственный игровой мир, дайте крохе полный контроль. В реальной жизни вы - ответственный, но мир игры - мир ребенка.
Внимание, которое вы проявляете к малышу во время совместной игры, - ключ к повышению самооценки ребенка. Вы показываете, что принимаете воображаемый мир крохи и что то, что интересно малышу, важно для вас тоже.
Источник: https://mdi-toys.ru/razvitie-vospitanie/all/v-chem-polza-igr-dlya-detey/
ООО «МДИ» — производитель самых продаваемых деревянных игрушек в России. Почему наши игрушки так хорошо продаются? Просто посмотрите сами, какие они классные — https://mdi-toys.ru