Чтение и письмо защищают мозг

Чтение и письмо защищают мозг

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, когда клавиатуры компьютеров и смартфонов заменили шариковые ручки. Задача написать что-нибудь от руки, вызывает все большую тревогу у простого обывателя. Сегодня печатный ввод практически полностью заменил рукопись. И это естественные издержки прогресса.

Технологии развиваются и на замену медленным и непрактичным рукописям, приходят всё более актуальные инструменты. Но с отказом от ручного письма теряются и очень важные, положительные эффекты, которые играют значительную роль в гармоничном развитии личности.

В данной статье, опираясь на мнения ученых и приводя примеры из своего личного опыта, я хотел бы рассказать, какую пользу несет в себе письмо от руки и почему его стоит внести в свой список ежедневных упражнений.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

Для начала я хотел бы рассказать, как именно происходит воздействие чистописания и каллиграфии на мозг. В процессе работы мозг задействует уникальную комбинацию моторных, зрительных и лобных областей мозга. И аналогов подобных упражнений, которые будут задействовать схожую комбинацию полей, с мелкой моторикой не существует.

Научный факт: Мозг задействует только те области мозга, которые востребованы в данный момент.

Иными словами, кровь в головном мозге перетекает от менее активной области к более активной. Именно поэтому, очень важно, чтобы деятельность человека была разнообразной.

Природа задумала это для более рационального расхода энергии. А как мы знаем, мозг потребляет значительно больше ресурсов, чем любые другие органы в нашем теле.

Чтение и письмо защищают мозг

Именно поэтому в процессе чистописания происходит очень качественное распределение нагрузки на отделы в головном мозге, что и в последствии, сказывается на формировании личности. Подробнее я расскажу в главах ниже.

РЕЧЬ

Речь является базовым навыком, качество которого значительно влияет на нашу жизнь. Для его развития отлично подходит письмо от руки.

Когда человек пишет текст, он проговаривает слова про себя и запоминает речевые обороты. Более того, также происходит и артикуляция языка.

Совокупность этих качеств, оказывает влияние как и на сложность произнесенных предложений, так и на избавления от слов-паразитов.

На видео ниже фрагмент на данную тематику. (С привязкой по времени)

СТРЕСС

Чистописание также оказывает значительное влияние на снижение уровня тревожности и стресса в организме. В одном исследовании, проведённой группой ученых, было выявлено значительное уменьшение состояния тревожности у испытуемых, во время каллиграфии.

Чтение и письмо защищают мозг

Снижение пульса при (Каллиграфии, Медитация, Без упражнений)

Когда вы занимаетесь каллиграфией или письмом, вы автоматически тренируете ваше дыхание и способность к концентрации.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Я практикую чистописание примерной 2‑й год. Стараюсь делать это систематично 3-4 раза в неделю, уделяя около 15-40 мин в день. Я использую вот такое перо, стоит оно около 900руб. А также различные прописи: как и детские дошкольные, так и каллиграфические.

Чтение и письмо защищают мозг

Сам процесс выглядит примерно так:

Создаю тихую обстановку, в которой мне никто не будет мешать. Включаю спокойную музыку и неторопливо выполняю примерно 3-4 урока в прописях.

Уточнение: Я делаю это противоположной рукой, ибо еще в университете, мне было любопытно развить амбидекстрию. И после этого, где не требуется высокая скорость письма, я использую только правую руку . (Сквозь стены видеть не стал. Но читал, что это также благоприятно сказывается на построении нейронных связей в мозге.)

Чтение и письмо защищают мозг

После прописей я беру любимого автора, стиль и мысли которого мне симпатизируют. И также в спокойном темпе, проговаривая про себя, переписываю фрагменты текста. В моем случае я делаю это с книгой Бальтазара Грасиана «Карманный Оракул».

Формат книги очень хорошо подходит для подобного рода деятельности, в силу структуры афоризмов. Я переписываю около 2-3 страниц за сеанс. Стараюсь делать это без фанатизма и избыточной нагрузки, ибо задач в течение дня хватает.

Часто замечал, что в периоды интеллектуальной перегрузки, подобные упражнения помогали мне восстановить ресурсы и привести себя в более здоровое состояние.

Чтение и письмо защищают мозг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой небольшой статье, я хотел поделиться с вами одним из очень полезных и действительно действенных методов для поддержания и развития ваших умственных способностей. Ведь наше качество жизни напрямую зависит от них. Искренне надеюсь, что данный материал был для вас полезным и занимательным.

  • ИСТОЧНИКИ:
  • — Каллиграфия и медитация для снижения уровня стресса.
  • — Влияние письма на развитие у детей;
  • — Влияние письма на беглость речи и качество речи у школьников;
  • — 8 причин почему стоит письмо необходимо для мозга;

— О калиграфии Савельев С.В.;

— Лекция Каллиграфия и мозг ;

— Почему письмо полезно для мозга.

Татьяна Черниговская пояснила, какую важность имеет чистописание для тренировки мозга

Чтение и письмо защищают мозг

Как часто ваш ребенок что-то пишет? Замечено, чем старше он становится, тем больше процессов выполняет с помощью гаджетов: рисует на планшете, пишет, набирая текст на клавиатуре. Аргументы в пользу этих процессов: удобно и быстро.

Известный ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская отмечает, что:

…двухлетние дети управляются с планшетами так, как их бабушки, причем, молодые бабушки, не могут этого сделать. Растет молодое поколение. Это поколение, которое родилось в цифровой жизни.

Эксперт обеспокоена тем, что из-за увлечения гаджетами теряются важные навыки. Речь о том, что дети без охоты пишут рукой. В школах нет такого предмета, как чистописание. И, как убеждают комментарии родителей в социальных сетях, почерк у нынешних школьников испорчен уже практически с первого-второго классов. Татьяна Черниговская отмечает огромное значение письма рукой:

Пишет рука, а на самом деле пишет наш мозг: какую команду он пошлет, то и будет происходить. И рука в этом смысле является продолжением мозга.

Даже есть такой термин (он, правда, касается произведения искусства, рисования) — «умная рука», или «мыслящая рука».

Письмо — это мелкая моторика: тренируя руку, мы тренируем мозг, а именно: те области мозга, где одновременно и моторика для руки, и моторика для произношения. Это особенно важно для маленьких.

Чтение и письмо защищают мозг© Instagram @tv_chernigovskaya

Совет от Татьяны Черниговской: научите ребенка учиться

Известный ученый приводит убедительный пример:

На мозг влияет все, любая работа и ее отсутствие… Если вы ляжете на диван и перестанете руками, ногами двигать, то когда вам надо будет это сделать, окажется, что не можете, у вас все атрофировалось. Если точно так же относиться к мозгу, он атрофируется… Если мы хотим превратиться в довесок к компьютеру, тогда правильной идем дорогой.

О том, почему детям важно писать от руки, рассказывает и кандидат педагогических наук, психолог, психотерапевт Алексей Михальский:

Писать ручкой полезно не только для успешной когнитивной деятельности мозга. Когда мы пишем от руки, усиливается работа памяти, улучшаются функции речевой активности и проясняются мысли. Мы тренируем свой мозг.

Уже давно замечена взаимосвязь между когнитивными способностями и письменными навыками. Если вы хотите дольше сохранить остроту ума и блеснуть собственным красноречием, не откладывайте ручку в долгий ящик.

Пишите на бумаге.

Чтение и письмо защищают мозг© Depositphotos

Подводя итог теме, отметим: для тренировки мозга нужно именно осознанное письмо, в котором контролируется не только что пишет ребенок, но и как. Поэтому поощряйте красивое написание. Мотивируйте не хорошими оценками в школе (как часто делают многие родители), а тем, что это полезно в первую очередь для интеллектуального развития ребенка.

Фото на анонс: Depositphotos

Как письмо исцеляет вас и развивает ваши способности | CMT: Научный подход

Чтение и письмо защищают мозг

Вероятно, вам известно по собственному опыту, что выражение чувств словами — в ходе консультации со специалистом, дружеской беседы или изложения их на бумаге — улучшает самочувствие. До сих пор мы не могли дать этому внятное объяснение. Последние исследования показывают, что письмо во многом может помочь мозгу и телу.

Польза от письма для мозга и тела

Выражение эмоций через письмо ведет к положительным психологическим изменениям, таким как улучшение настроения, общего благополучия, снижение уровня стресса и ослабление некоторых симптомов депрессии.

Среди положительных физических изменений можно перечислить снижение кровяного давления, улучшение работы легких и печени и сокращение времени, проводимого в больнице.

В частности, исследование мозга, проведенное психологами Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, показало, что выражение чувств словами в устной или письменной форме снижает активность миндалевидного тела (эмоционального центра мозга) и задействует отдел, отвечающий за мышление. Данное свойство может снижать уровень печали, гнева и боли.

Другое исследование предполагает, что выражение эмоций на письме также может оказывать положительное физическое и психологическое влияние на людей путем улучшения иммунной функции. В ходе проведенных тестов письмо значительно улучшило показатели физического здоровья, психологического благополучия и общего функционирования.

Исследователи Мичиганского университета установили, что простое изложение чувств в письменном виде перед волнительным заданием помогло пациентам с хроническим беспокойством выполнить его эффективнее. Мозг проявлял меньшую активность и задействовал меньше ресурсов.

Читайте также:  И снова о том, как правильно набрать вес

Как показал ещё один эксперимент, письменное изложение чувств после травмирующего события способно облегчить исцеление физических ран. Участники эксперимента, которым было задано вести дневник, восстанавливались быстрее тех, кого попросили воздержаться от какого-либо описания собственных чувств.

В книге Your Brain on Ink авторы объясняют, как вы можете использовать письмо, чтобы задействовать мыслительный отдел мозга и успокоить парасимпатическую нервную систему для произвольного управления нейропластичностью и перенастройки мозга.

Согласно исследованию, использование ручки или карандаша для записи мыслей на бумаге способно помочь удержать в памяти излагаемую информацию. Если вкратце, то рукописное письмо заставляет мозг работать с данными, повышая его способность обрабатывать и сохранять информацию.

Целебная сила письма

Помимо всех вышеперечисленных преимуществ письма мы знаем, что это попросту приятно.

В мире, полном хаоса и сумасшествия, письмо — это способ придать смысл бессмысленным вещам. Способ обрести хоть какой-то контроль там, где обычно у нас его нет.

Застрять в чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом

Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.

Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.

Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов.

Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц.

В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».

Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека.

«С точки зрения биологической целесообразности это правильно.

Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги.

Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга.

Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Для работы и удовольствия

Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику.

Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило».

Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.

О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста.

В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие.

Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга.

При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта.

Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций.

Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией.

Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот.

А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.

Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля.

Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность.

В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.

Письмо на бумаге помогает лучше запоминать информацию, чем заметки на смартфоне, доказали нейробиологи

Письмо на бумаге лучше активизирует мозг и помогает эффективнее запоминать информацию, чем выполнение заметок на электронных устройствах, например на смартфоне и планшете, показало исследование нейробиологов из Токийского университета.

В исследовании приняли участие 54 добровольца ― студенты и выпускники Токийского университета в возрасте от 18 до 29 лет.

Сначала испытуемым предложили прочитать вымышленный диалог нескольких персонажей, которые обсуждали, что они планируют делать в ближайшие два месяца. Герои рассуждали, как будет строиться их график, когда и какие занятия они будут посещать, когда и с кем будут встречаться, какие дедлайны по заданиям у них есть, и т. д.

После участников эксперимента попросили записать вымышленное расписание персонажей. Первая группа должна была использовать для этого обычный бумажный ежедневник и ручку, вторая ― приложение «Календарь» на планшете и стилус, а третья ― выполнять заметки на смартфоне.

Испытуемых не ограничивали по времени ― их попросили записывать вымышленные события так же, как они бы делали это в реальной жизни с собственным расписанием. Когда все закончили записи, авторы эксперимента сделали перерыв.

После этого участников попросили ответить на несколько вопросов ― например, когда герои диалога должны выполнить то или иное задание или когда планируют определенную встречу.

В это время добровольцы находились внутри МРТ-сканера, что позволило нейробиологам измерить кровоснабжение мозга. Они использовали метод, который называется функциональной МРТ и основывается на том, что мозговой кровоток и активность нейронов связаны между собой. Когда область мозга активна, приток крови к этой области также увеличивается.

По итогам эксперимента его авторы обнаружили, что добровольцы, которые использовали бумажный ежедневник, лучше отвечали на вопросы о расписании.

Читайте также:  Любимое дело может спасти от инфаркта

Кроме того, они быстрее делали записи, справившись примерно за 11 минут. Пользователям планшетов понадобилось для заметок 15 минут, а тем, кто использовал смартфоны, ― 16 минут.

Данные, полученные с МРТ-сканера, показали, что у добровольцев, которые использовали бумажный ежедневник, была зафиксирована наиболее сильная мозговая активность в областях, связанных с речью и визуализацией, а также в гиппокампе ― области, которая участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную) и пространственной памяти, необходимой для навигации.

Прочитайте также

Нейробиологи объяснили, как становиться умнее каждый день

«Бумага в этом смысле является более полезным инструментом, потому что она содержит больше уникальных пространственных деталей, что стимулирует воображение и влияет на более сильное запоминание», ― говорит профессор Куниёси Л. Сакаи, нейробиолог из Токийского университета и один из авторов исследования.

«Цифровые инструменты имеют единообразную структуру страницы ― стандартный режим прокрутки, стандартное расположение текста и единый размер изображений. Но если вы, например, возьмете бумажный учебник, вы заметите, что на бумаге элементы более разнообразны. Закрыв глаза, вы сможете визуализировать иллюстрацию или заметки, которые вы добавляли на полях», ― добавляет он.

По словам исследователей, использование на электронных устройствах функций рукописного ввода, выделение цветом, обводка, рисование, использование цветных заметок на полях и стикеров, а также других типов уникальной разметки сможет имитировать «пространственное обогащение мозга».

Чтение оберегает людей от слабоумия

  • Обычная умственная деятельность в виде чтения, письма, игр и разгадывания головоломок, поможет защитить мозг в преклонном возрасте.
  • Это стало известно, благодаря результатам новейшего исследования, которые представлены были на прошедших выходных в рамках девяносто восьмой Научной ассамблеи, а также ежегодной встречи «Radiological Society of North America» /RSNA/ в Чикаго.
  • Чтение поможет защитить мозг в старости
  • Исследование Константиноса Арфанакиса – адъюнкт-профессора в отделении ядерной медицины и диагностической радиологии Rush University Medical Center, а также его коллег из университетов Rush University Medical Center, Illinois Institute of Technology демонстрирует, что чтение книг, журналов, написание писем, походы в библиотеку, участие в интеллектуальных играх – шахматах либо шашках – могут способствовать здоровью мозга.
  •  Исследования, которые проводились ранее, показали то, что наличие умственной активности позволяет в пожилом возрасте сохранять ум острым, однако ученые до настоящего времени не оценивали воздействие умственной активности на здоровье мозга – структурную целостность белого вещества.
  •  Так, для их изучения ученые применяли разновидность МРТ, представленную тензорной диффузионной визуализацией, которая может измерить анизотропию диффузии, либо как хорошо молекулы воды передвигаются в разных направлениях волокон мозга.
  •  Оказывается, молекулы воды в белом веществе двигаются более легко по тем направлениям, которые параллельны «электрической направляющей» аксонов, однако не так легко по направлениям, перпендикулярных к ним – их дорогу преграждают нервные волокна либо структура аксонов-мембрана и защитная миелиновая оболочка.

«При помощи МРТ отследить можно было разницу скорости диффузии: чем разница больше, тем больше и диффузия в одном направлении в сравнении с остальными», – поясняет доктор Арфанакис. Следовательно, у здорового мозга имеется большая анизотропия диффузии в сравнении с мозгом, где ухудшилась структура в результате, к примеру, старения, травмы либо болезни. «Более низкий уровень анизотропии диффузии соответствует старению», – добавляет он.

Уровень анизотропии диффузии падает после тридцати лет

В проведенном исследовании принимали участие сто пятьдесят два человека в среднем возрасте восьмидесяти одного года. Детальные клинические оценки установили: у кого из испытуемых не было деменции либо умеренных когнитивных нарушений. Ученые предложили участникам обозначить, как часто читают они журналы и газеты, пишут письма, а также играют в карты и настольные игры.

Результаты продемонстрировали существенную связь между значением анизотропии диффузии и частотой умственной деятельности. Более значимая умственная нагрузка связана была с более высокими показателями результатов.

Ученые объясняют, что уровень анизотропии диффузии начинает падать в возрасте примерно тридцати лет. Наибольшая анизотропия диффузии – у пожилых пациентов, испытывающих частые когнитивные нагрузки; у таких людей мозг по свойствам приближен к младшей возрастной группе.

Чтение – это нравственный ориентир и путь к молодости

Польза от чтения книг, безусловно, очевидна. Полезное чтение книг расширяет кругозор человека, делает богаче его внутренний мир и позитивно сказывается на памяти. Кроме этого, важно читать книги, поскольку:

— Чтение книг повышает словарный запас человека, вырабатывается более чёткое и ясное мышление, что позволяет выражать и формулировать мысли яснее.

— Чтение серьезных произведений заставляет нас задуматься о том, что хотел выразить автор, и это наши извилины заставляет шевелиться быстрее.

— Чтение развивает логическое мышление. Анализируя прочитанное, мы часто задаем вопросы, почему тот либо другой персонаж поступил таким образом, рассуждаем над тем, как бы поступили мы на его месте, что бы мы прочувствовали, представляем, как в этой ситуации поступил кто-нибудь из наших знакомых. Так, мы учимся познавать психологию на примерах.

— Полезное действие оказывает чтение книг для людей, которые находятся в подавленном настроении. Произведения, у авторов которых присутствует остроумие и тонкий юмор, помогут, пусть и на время, обо всем забыть, что тревожит.

— Чтение оказывает значительное воздействие на наши нравственные ориентиры, а также на наше духовное развитие. Зачастую после прочтения классического произведения люди начинают изменяться в лучшую сторону.

— В пользу чтения можно привести также доводы ученых, которые установили, что чтение человеческому организму помогает дольше оставаться молодым.

Ленз Урсула из Федерального объединения организаций, которые работают с людьми пожилого возраста /BAGSO/, утверждает, что для пожилых людей читать книги полезно по нескольким факторам.

Прежде всего, способность слова переводить в мысленные образы позитивно сказывается на когнитивных функциях. И во-вторых, чтение помогает сконцентрироваться, поэтому чтение – это универсальный способ для того, чтобы сохранить живой ум в старости.

Елена Радуга

http://www.profi-forex.org/medicina/entry1008144927.html

Как письмо от руки влияет на работу мозга

Взаимосвязь между развитием мелкой моторики и мышлением действительно существует, однако её роль переоценена, считает заведующий кафедры когнитивной нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Антон Варламов. Специалист отметил, что занятия письмом на листе скорее развивают внимание и волевые качества. Они необходимы для управления собственными мыслительными процессами.

Уровень запоминания информации, по словам нейробиолога, зависит не от того, записывает ребёнок информацию ручкой или печатает, а от того, насколько наглядно подан материал. При просмотре видео слова подкрепляются визуальной и эмоциональной составляющей. Помимо прочего, человек получает информацию с более или менее оптимальной скоростью, отметил специалист.

Антон Варламов, заведующий кафедры когнитивной нейробиологии Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

У ребёнка должна появиться привычка фиксировать информацию. Также у него в относительно раннем детстве должны быть занятия, связанные с мелкой моторикой. И не важно — письмо это, лепка или игры с песком.

Ученикам младших классов следует посещать уроки, которые подразумевают использование пишущих предметов. Это не обязательно должны быть прописи букв, так как это достаточно бессмысленное занятие с низким уровнем мотивации.

Можно, к примеру, ввести творческие задания на рисование, работу со схемами. Это как раз-таки то, что нужно ребёнку, но в России такие занятия проводятся редко.

При этом эксперт заявил, что уроки черчения для учеников второго и третьего классов были бы более полезны, чем письмо в тетрадях. Связано это с тем, что они не только развивают моторику, но и заставляют человека думать.

Нейропсихолог Наталья Семёнова, в свою очередь, считает уроки черчения неподходящим занятием для детей, учащихся в младших классах. Она отметила, что пространственное видение у человека формируется к 14-15 годам.

При этом специалист отметила важность занятий письмом от руки, так как оно представляет собой сложный процесс и заставляет мозг напрягаться и работать.

Нейропсихолог пояснила, что во время письма задействуются не только самые примитивные функции — зрительная, слуховая, моторная и речевая. Подключается и память. Ведь чтобы написать знак, нужно его выучить.

За счёт этого, как отметил специалист, при письме от руки информация действительно запоминается лучше.

Наталья Семёнова, нейропсихолог

Письмо от руки настолько сложно и всеобъемлюще для работы мозга — это одна из самых высших психических функций. Ведь нет отдельного кусочка мозга, который отвечает за неё.

При помощи компьютера мы, конечно, облегчаем себе жизнь — мозгу не нужно напрягаться. Но ведь если мы не напрягаем мозг — он не работает.

Нельзя сказать, что современное общество деградирует от того, что с раннего детства отдаёт предпочтение печати на клавиатуре. Однако, возможно, в будущем это как-то скажется на людях.

Читайте также:  В России проведут операцию по пересадке бионического глаза

При этом нейропсихолог отметила, что отказ от письма от руки не скажется на людях, которые уже владеют этим навыком. Однако если дети будут сразу учиться печатать, не умея излагать свои мысли на листе, это может сказаться на их грамотности и умении изъясняться. Специалист считает, что писать от руки школьникам нужно хотя бы до того момента, пока они проходят грамматику.

Влияние чтения на мозговую деятельность

  • Томас Оппонг (Thomas Oppong)
  • Чтение заставляет мозг работать.
  • Чтение для ума — то же, что и физические упражнения для тела.
  • Оно позволяет над бороздить просторы космоса, времени, истории, и предлагает нам более глубокий взгляд на различные идеи, концепции и саму суть знаний.
  • Роберто Боланьо говорит: «Читать — это как думать, молиться, говорить с другом, выражать свои мысли, выслушивать идеи других, наслаждаться музыкой, видеть прекрасный пейзаж и прогуливаться по пляжу».
  • Наш мозг работает, когда мы читаем — он развивается, меняется, создаёт новые связи и разные образы в зависимости от того, что мы читаем.
  • Чтение повышает плотность нейронных связей
  • Когда мы читаем, наш мозг изменяется и развивается удивительным образом.
  • Пока вы читаете эти слова, ваш мозг декодирует ряд абстрактных символов и синтезирует полученный результат в сложные идеи.
  • Это удивительный процесс.
  • Мозг во время чтения можно сравнить со сплочённостью игры симфонического оркестра во время живого выступления — во время чтения точно так же задействованы разные части мозга для увеличения способности декодирования текста.

Чтение «перепрошивает» части нашего мозга.

Марайанн Вулф объясняет в своей книге Пруст и кальмар: Фикция и наука о мозге читающего человека
(кальмар, загадочно превращенный в стилизованного осьминога на обложке, демонстрирует биологическую часть чтения: в 1950-х годах длинный центральный осевой цилиндр кальмара показал ученым, как нейроны выстреливают и передают друг другу информацию. В образе кальмара заключена метафора сопоставления литературы и науки — прим. пер.):

Люди изобрели чтение всего лишь пару тысячелетий назад. С этим изобретением мы перенастроили организацию нашего мозга, что в свою очередь расширило способы мышления, а это видоизменило интеллектуальную эволюцию нас как вида.

Этот навык стал доступен нашим предкам только потому, что человеческий мозг обладает потрясающей способностью создавать новые связи среди существующих структур. Этот процесс стал возможным благодаря возможности мозга изменяться в ходе приобретения нового опыта.

  1. Чтение задействует несколько функциональных возможностей мозга, включая визуальный и аудитивный процессы, фонематическое узнавание, умение бегло читать, понимание и др.
  2. Чтение стимулирует те же нейрологические области мозга, которые работают при получении реального опыта.

  3. Согласно продолжающемуся исследованию в Haskins Laboratories относительно познания устного и письменного слова, чтение, в отличие от просмотра или прослушивания, даёт больше времени для размышления, обработки информации, её визуализации и внутренней интерпретации.

  4. Ежедневное чтение может замедлить возрастной когнитивный упадок и держать мозг в тонусе.
  5. Чтение стимулирует логический ход мысли

Исследование показывает, что чтение не только помогает развить подвижный интеллект (способность мыслить логически, анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта — прим. пер.), но также и осознанное восприятие наряду с эмоциональным интеллектом.

  • «Подвижный интеллект» — это способность решать проблемы, понимать и распознавать значимые элементы.
  • Чтение может повысить подвижный интеллект, а он сможет улучшить осознанное понимание текста.
  • Исследование в Стенфорде выявило нейробиологическое отличие между чтением ради удовольствия и сосредоточенным чтением, например, при выполнении теста.
  • Кровь поступает в различные нейронные области в зависимости от того, как мы читаем.
  • Исследование, опубликованное в 2011 в «Ежегодном Обзоре Психологии» («Annual Review of Psychology»), показало обнаруженное перекрытие в областях мозга, отвечающих за понимание текста, и ячеистых структурах, используемых для взаимодействия.
  • Чтение делает нас эмоционально образованными
  • Чтение играет важную социальную роль.
  • Когда мы читаем художественную литературу, мы мысленно представляем событие, ситуацию, персонажей и другие детали, описываемые автором.
  • Это процесс полного погружения.
  • В своей книге Энн Ламотт Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом пишет:

для некоторых из нас книги дороже чуть ли не всего на свете. Какое чудо, что в этих маленьких, твёрдых, почти плоских кирпичиках бумаги таятся новые миры, которые поют тебе, утешают, успокаивают или окрыляют. Книги помогают нам понять, кто мы есть и как нам надо поступать. Они объясняют, что такое родство и дружба, показывают, как надо жить, а как надо умирать.

Психологи Девид Комер Кидд и Эмануель Кастано из Новой школы (частный исследовательский университет в городе Нью-Йорке — прим. пер.) доказали, что чтение художественной литературы способствует развитию замечать и понимать эмоции других людей. Этот навык является чрезвычайно важным для управления сложными человеческими отношениями.

«Писатели занимаются тем, что превращают в писателей вас. В художественной литературе незавершённость персонажей заставляет ваш мозг пытаться понять образ мышления других», — говорит Кидд.

Исследователи университета Эмори обнаружили, что чтение романа усиливает нейронные связи в области мозга, отвечающего за восприятие речи.

Работа ведущего автора, нейроучёного Грегори Бёрнз, свидетельствует о том, что чтение также подключается к процессу, известному как воплощённое познание (это теория, подразумевающая, что разум нужно рассматривать в его взаимосвязях с физическим телом, которое в свою очередь взаимодействует с окружающей средой — прим. пер.).

«Нейронные изменения, которые, как мы обнаружили, связаны с физическими ощущениями и двигательной системой, предполагают, что чтение романа может переместить вас в тело протагониста.

Мы уже знали, что хорошие истории могут позволить людям почувствовать себя на чужом месте, говоря образно.

Сейчас же мы видим, что изменения могут происходить и на биологическом уровне», — говорит Грегори Бёрнз.

  1. Чтение повышает концентрацию
  2. Только за один временной промежуток в 30 минут среднестатистический человек производит массу операций: он работает над заданием, проверяет почту, говорит с коллегами, проверяет социальные сети и постоянно реагирует на уведомления.
  3. Чтение не только улучшает мозговую деятельность, но и позволяет продлить время сфокусированности и сосредоточенности.
  4. Если вы испытываете трудности с концентрацией, чтение сможет помочь вам увеличить её время работы.
  5. Когда вы читаете книгу, всё ваше внимание сконцентрировано на сюжете или стремлении углубить знания в определённой сфере — остальной мир исчезает, и вы можете погрузиться в историю, подмечая каждую деталь.

Хорошо структурированные книги позволяют нам последовательно думать. Таким образом, чем больше мы читаем, тем более наш мозг вырабатывает навык соединения причины с результатом.

  • Постарайтесь читать 15-20 минут утром перед работой (например, пока едете на работу, если пользуетесь публичным транспортом).
  • Вы удивитесь, насколько более внимательными вы станете на работе.
  • Растворение в книге — непередаваемое расслабление!
  • Выработайте привычку читать
  • В мире, где информация представляет собой своеобразный новый вид валюты, чтение — лучший источник продолжительного обучения, познания и приобретения ещё большего количества валюты.
  • Чтение требует терпения, прилежности и решимости.

В этом чтение похоже на любой другой навык. Его нужно практиковать, регулярно и постоянно.

  1. Предпочитаете ли вы удобство смартфона с манящей подсветкой или ощущение реальной книги в руках, — любым способом выкраивайте время на чтение.
  2. В следующий раз, когда будете выбирать книгу на полках магазина или скачивать её на Киндл, остановитесь и задумайтесь о том, что вы читаете — чтение всегда имеет свой эффект.
  3. Копайте глубже

Мой новый курс «Мыслить моделями» открыт для записи на участие. Он разработан, чтобы помочь вам ясно мыслить, решать проблемы разного уровня сложности и принимать нелёгкие решение уверенно. Присоединяйтесь к сообществу людей, выбравших своей миссией научиться мыслить ясно, лучше работать, решать проблемы разного уровня сложности и принимать нелёгкие решения уверенно!

Также вы можете подписаться на Postanly Weekly (мой бесплатный ежедневный дайджест лучших постов об изменениях в поведении, которые влияют на здоровье, благополучие и продуктивность). Подпишитесь и получите бесплатный экземпляр моей новой книги На сто процентов лучше: маленькие затраты, максимальный результат . Присоединяйтесь к более чем 45,000 людей, решивших построить лучшую жизнь.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]