Мозг полиглотов страдает меньше

При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.

Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:

  • наследственность. Причем риск увеличивается, если патология у ближайших родственников развилась в возрасте до 65 лет;
  • ожирение;
  • отсутствие активной интеллектуальной деятельности.

Первые признаки деменции

  1. Происходит нарушение как долговременной, так и кратковременной памяти. Человеку становится сложно вспомнить события, которые произошли недавно или запомнить новую информацию.
  2. Человек теряет навыки ориентации в пространстве и времени. Нередки случаи, когда больные терялись даже в привычной для них местности.
  3. Появляется безразличие к некогда любимым занятиям, исчезает желание познавать новое. Это происходит потому, что мозг уже не в состоянии получать и обрабатывать информацию.
  4. Снижение критичности собственного восприятия. Обычно этот симптом проявляются при планировании ближайшего периода жизни.
  5. В дальнейшем отмечается как прогрессирование этих симптомов, так и появление других, по своему воздействию более мощных. Одна из явных отличительных черт деменции – человек живет своим прошлым.

При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному.

В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума.

Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции.

При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок».

Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз.

Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой. Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

Еще несколько советов

1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.

2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.

3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.

4. Попробуйте время от времени смотреть фильмы без звукового сопровождения, при этом попытайтесь понять, о чем идет речь по жестам актеров и их движениям.

Депрессия — это придурь? Профессор Сиволап — про заблуждения о депрессии

Правда ли, что депрессия проходит со временем, если правильно настроиться? Как алкоголь влияет на депрессию? Можно ли «подсесть» на антидепрессанты? На эти и другие вопросы о депрессии в интервью Anews ответил доктор медицинских наук Юрий Сиволап.

Пандемия коронавируса, рухнувший в одночасье рубль, обнуление экономического роста, риск потери работы – эти причины могут привести в уныние и довести до депрессии даже самого уравновешенного человека. О том, какие мифы сопровождают депрессию и методы ее лечения в интервью Anews рассказал доктор медицинских наук Юрий Сиволап.

Юрий Сиволап – доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, автор свыше 100 научных статей, монографий и клинических руководств.

Депрессия – самое частое из ныне существующих психических расстройств, им в течение жизни может заболеть каждый седьмой человек в мире.

Но даже во врачебной среде часто бытует представление, что расстройства психики, в отличие от «настоящих» болезней, поддаются коррекции собственной волей, а пациенту надо просто взять себя в руки.

И если говорить о психических расстройствах, даже вроде бы легких, как некоторые формы фобий и депрессий, то приходится признать, что то, что угнездилось в голове, трудно поддается контролю, если это вообще возможно. Но среди врачей и пациентов сложилось масса мифов о том, как у человека создается депрессия и как ее лечить.

Давайте разбираться.

Миф №1: «Депрессия – это не болезнь, а придурь и каприз»

Депрессия – это придурь и каприз ровно в той же мере, что и гипертоническая болезнь. Как и другие серьезные болезни, депрессия – это физическая болезнь, у нее есть биологическая основа, она имеет медицинские причины механизмы развития и риск преждевременной смерти.

Николай Незнанов, председатель правления Российского общества психиатров и директор Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени Бехтерева в Санкт-Петербурге сказал: «Я не вижу принципиальной разницы между депрессией или болью за грудиной». То есть, как стенокардию, так и депрессию нужно лечить лекарствами. Острую стенокардию нужно лечить нитроглицерином, депрессию – антидепрессантами.

Если человек с депрессией не будет лечиться, то он пополнит ряды самоубийц.

Частота самоубийств при тяжелой депрессии может достигать 13%, что примерно в 20 раз превышает суицидальные показатели в общей популяции.

Средняя продолжительность жизни у людей с депрессией меньше, чем у здоровых индивидов, в связи с суицидами, злоупотреблением алкоголем, несчастными случаями и сопутствующими болезнями.

Миф 2: «Депрессия пройдет сама, ее не надо лечить»

На вопрос «Скажите, мои муки закончатся когда-нибудь?» у врача, не имеющего психиатрического образования, может возникнуть ответ: «Обязательно закончатся! Ведь вы же не бессмертны…».

Но на самом деле с точки зрения классической психиатрии, депрессия – это аффективная фаза заболевания, приступ, который может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет, в это время качество жизни пациента будет значительно снижено.

Если депрессию не лечить, у пациента могут произойти необратимые структурные изменения мозга, например, атрофия гиппокампа, сильно растет риск развития болезни Альцгеймера.

Поэтому депрессию необходимо лечить как можно быстрее, чтобы снизить возможность старческого слабоумия. Другим последствием запущенной депрессии является снижение трудоспособности и увеличение вероятности преждевременной смерти.

Миф №3: «Депрессия – это просто плохое настроение. Человека надо всего лишь развеселить»

Стойкое снижение настроения при депрессии – это не плохое настроение, которое может быть у здорового человека.

Попытаться развеселить человека с депрессией – такая же плодотворная идея, как устранить гипертонический криз человеку, показав ему кинокомедию, либо попытаться снять боль сломавшему ногу пациенту, рассказав ему анекдот.

Любые внешние раздражители и общение бывают мучительными при депрессии: люди с этим заболеванием часто ищут уединения. У них значительно снижается эмоциональный резонанс на значимые события, как радостные, так и горестные и возникает так называемое болезненное бесчувствие.

Читайте также:  Изюм полезен для спортсменов

Миф №4: «Депрессия снимается алкоголем»

Алкоголь во время опьянения может облегчить душевное состояние. Но потом становится только хуже. У многих депрессия от алкоголя только усиливается. Алкоголь сам по себе ее вызывает: в паре «алкоголизм – депрессия» каждая из болезней в два раза повышает риск развития другой, причем доказана способность первой болезни в большей степени вызывать появление второй, чем наоборот.

Алкоголь ухудшает когнитивные функции, которые и обычно снижены при депрессии, например, память и внимание. Это, пожалуй, самое грубое психоактивное вещество из всех известных, оно действует на мозг гораздо хуже, чем многие запрещенные наркотики.

Если депрессию не лечить, у пациента могут произойти необратимые структурные изменения мозга, например, атрофия гиппокампа, сильно растет риск развития болезни Альцгеймера.

Поэтому депрессию необходимо лечить как можно быстрее, чтобы снизить возможность старческого слабоумия. Другим последствием запущенной депрессии является снижение трудоспособности и увеличение вероятности преждевременной смерти.

Миф №5: «Людей нельзя сажать на антидепрессанты, это опасно»

Такую фразу часто можно услышать от врачей других специальностей. Не психиатров, а, например, терапевтов.

Так вот, при серьезной депрессии пациенту обязательно необходимо прописать антидепрессанты, иначе его состояние может сильно ухудшиться. Причем, курс лечения займет не менее полугода, чтобы болезнь прошла.

Современные антидепрессанты, как бы их не боялись и не демонизировали многие люди, даже врачи, не опаснее лекарственных средств, которые применяют в своей практике терапевты.

Миф №6: «У тебя депрессия? Сходи в хоспис и посмотри на настоящие страдания»

Этот миф – типичный пример моралистского суждения. Мучения человека с депрессией бывают невыносимы. Многие пациенты говорят своим лечащим врачам, что готовы терпеть физическую боль, а не мучительное бесчувствие, которое они испытывают.

Чем опасны моралистские суждения и советы при депрессии? Человек и так винит себя во всем, подвергает себя осуждению даже без требований со стороны.

А тут приходят знакомые и родные со словами: «У тебя дочь, подумай о ней!» или бодрыми призывами: «Да ладно, ты маленький что ли?», которые не помогают, но часто способствуют самоубийству из-за чувства вины.

Владимиру Львовичу Леви, который когда-то работал у нас в Первом мединституте в клинике имени Корсакова, принадлежит фраза: «Депрессия – это такое состояние, в котором легче выгрузить вагон кирпича, чем взять телефонную трубку». Трудно ответить на звонок. Любое общение является мучительным.

Миф №7: «У тебя депрессия? Иди поработай!»

Ровно с тем же успехом можно посоветовать пойти разгрузить вагон кирпича человеку с сахарным диабетом.

Нужна ли вообще так называемая «трудотерапия»? Да, она нужна работникам больниц, интернатов и центров реабилитации, которые заставляют людей с депрессией или алкоголизмом вскапывать грядки, убирать палаты или помогать готовить пищу.

При этом пациенты часто еще и деньги за это платят, причем немалые. Таким образом, снимается рабочая нагрузка с персонала, который хорошо устроился, как я считаю.

На мой взгляд, трудотерапия не может помочь людям, страдающим от депрессии или алкоголизма. Среди моих пациентов с депрессией или алкогольной зависимостью многие – настоящие трудоголики.

Есть еще такая проблема, как предрасположенность к депрессии врачей. Она объясняется тем, что люди этой профессии много и тяжело работают, у них высокий уровень ответственности и стресса, они испытывают дефицит одобрения со стороны окружающих. За любую оплошность последует нагоняй от главного врача, а в трудной ситуации он может и не поддержать подчиненного.

А если врач работает на полутора-двух ставках, что часто бывает, его никак не назовешь бездельником. Его не надо лечить трудотерапией, он и без нее слишком много работает. В одной из недавних американских научных работ рассказывается о результатах обследования молодых врачей-стажеров за период с 1963 по 2015 год.

И у каждого третьего молодого врача, который еще учится своей профессии, обнаружены признаки депрессии.

Миф №8: «Депрессию придумала «Биг фарма», продвигающая антидепрессанты»

Это такая же блестящая идея, как представление о том, что тьму придумали производители электрических ламп, голод – владельцы хлебопекарен, а расстояния между континентами – авиакомпании и операторы спутниковой связи. Безусловно, если у человечества возникает какая-то потребность, всегда найдутся бизнесмены, которые на этом зарабатывают.

Депрессия известна с античных времен, ее описывал Гиппократ, назвав меланхолией, она появилась задолго до появления фармацевтического бизнеса.

В отсутствие антидепрессантов ее практически нечем было лечить, а их применение облегчает страдания многих людей, часто позволяя полностью от нее избавиться. Это касается, по крайней мере, 70% пациентов.

Возможно, применение антидепрессантов – одна из причин того, что депрессии в настоящее время протекают заметно легче и мягче, чем несколько десятилетий назад. Многие случаи сейчас можно лечить амбулаторно без госпитализации.

Патоморфоз – смещение течения многих заболеваний в более легкую форму – произошел не только в депрессии, но и со многими другими психическими заболеваниями, например, с шизофренией.

Это же произошло в других медицинских направлениях, например, в сердечно-сосудистых заболеваниях и заболеваниях суставов, таких, как ревматизм.

Разумеется, фармацевтические компании получают прибыль от выпуска антидепрессантов, как и других жизненно важных лекарственных препаратов, это их бизнес, так устроена современная экономика.

Миф №9: «Депрессия – причина онкологических заболеваний»

Это утверждение – единственное, с которым не хочется спорить. При депрессии или в случае, когда человек находится в состоянии тяжелого непреодолимого стресса, у него может снизиться иммунитет, в том числе, противораковый.

Считается, что в организме каждого из нас ежесуточно образуется 14 раковых клеток. Но они благополучно убиваются Т-лимфоцитами, клетками-киллерами.

При депрессии или тяжелом стрессе их активность снижается, что, в свою очередь, может способствовать появлению злокачественной опухоли.

Депрессия и серьезные физические болезни также связаны друг с другом. Ее симптомы отмечаются в среднем у каждого третьего выжившего пациента с инсультом головного мозга, другими сердечно-сосудистыми и прочими тяжелыми заболеваниями. При депрессии у человека в прямом смысле слова опускаются руки.

У него не хватает мотивации сходить к психотерапевту и принимать необходимые лекарства. Если мы лечим пациента — есть масса исследований на этот счет — улучшается течение других его заболеваний. Например, если у него коронарная болезнь сердца, принятие антидепрессантов снижает риск инфаркта миокарда.

Если же он случился, антидепрессанты увеличивают выживаемость и снижают число летальных исходов.

В качестве заключения

Бывает, что депрессию сравнивают с ОРВИ. Обе болезни поддаются лекарственному лечению. Вирусная инфекция, правда, не имеет специфической терапии. Но если после простуды случится осложнение в виде фолликулярной ангины, то потребуются антибиотики.

Простуда обычно длится несколько дней, а депрессия может продолжаться годами. И если ее не лечить, человек может покончить с собой, что в случае с простудой, скорее всего, не случится.

Беседовал Петр Сапожников

Ссылка на публикацию: www.anews.com

Чем мозг полиглотов отличается от всех остальных? — Hi-News.ru

Полиглот – это человек, который во взрослом возрасте владеет по меньшей мере пятью иностранными языками разных лингвистических групп или больше. Как отмечает лингвист Майкл Эрард, даже самые одаренные полиглоты легко переключаются лишь между шестью-семью языками.

При этом те, кто, бегло разговаривают на разных языках зачастую знают их не так хорошо. Другие же хорошо читают на всех языках, но не на всех разговаривают. При этом, самый распространенный миф о полиглотах как раз и заключается в том, что они бегло разговаривают и хорошо читают сразу на всех языках.

Но что еще ученым известно о феномене полиглотов?

Приветствие на разных языках

Не стоит путать полиглотов с мультилингвальным людьми (билингвами), которые усвоили несколько языков в детстве и от плюрилингва, выучившего несколько языков, в школе.

О полиглотах существует больше мифов, чем фактов. Так, бытует мнение, что мужской мозг более предрасположен к многоязычию, а еще о том, что все полиглоты – левши, хотя никаких научных данных, подтверждающих это, нет. Как пишет pri.

org эти необоснованные теории приводят в бешенство Евгения Федоренко, когнитивного нейробиолога из Массачусетского технологического института (MIT).

Его лаборатория проводит исследование, направленное на то, чтобы развеять мифы о полиглотах и пролить свет работу их мозга.

Полиглоты: факты и мифы

Недавно полиглот по имени Сюзанна Зарайская два часа провела внутри аппарата фМРТ. Зарайская говорит на девяти языках, в их числе: французский, испанский, португальский, русский.

При этом еще женщина говорит на ладино – диалекте испанского языка, на котором говорили евреи, изгнанные из Испании в 15 веке.

О том, сколько на Земле языков и как они появились, читайте в материале моей коллеги Дарьи Елецкой.

Насколько известно ученым, сейчас в MIT проходит первое современное исследование мозга полиглотов. Зарайская – 23-я участница исследования, которая отличается от многих других полиглотов: она учит языки в основном через разговоры и пение.

Она сообщила исследователям, что умерла бы от скуки читая учебник грамматики, как это делают ее друзья-полиглоты (мужчины).

Но работает ли мозг тех, кто читает учебники, так же, как мозг Зарайской, которая изучает языки путем разговора и песен? Ученые пытаются выяснить это уже почти столетие.

На каких языках говорите вы? Поделитесь ответом в х

Нейроны и нейромедиаторы

Подробности Категория: Психиатрия

Наш мозг состоит из нервных клеток — нейронов. Нейроны постоянно общаются друг с другом, передавая от одного другому информацию, закодированную в виде химических молекул. Именно это позволяет мозгу ежедневно выполнять свои функции: обеспечивать двигательную активность, речь, процесс мышления, восприятие зрительной и слуховой информации, ее понимание и запоминание, управление работой органов и систем тела, и многие другие.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге.

Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами.

Читайте также:  Упражнения для здоровой спины на фитболе

«Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора.

Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором.

Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку.

После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом.

Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами.

Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств

Большое число неврологических расстройств — от эмоциональных нарушений, таких как депрессия, — до двигательных, таких как болезнь Паркинсона, связано с нарушениями работы определенных медиаторов головного мозга.

Ученые создали большое количество лекарств, задачей которых является устранение этих нарушений и связанное с этим улучшение качества жизни людей.

В то же самое время, многие вещества, вызывающие зависимость (алкоголь, никотин, наркотики), действуют, используя тот же самый механизм, изменяя баланс медиаторов в головном мозге.

Люди испытывают приливы «хорошего самочувствия», когда начинают принимать эти вещества, но скоро нейроны в их мозге настолько адаптируются к повышенным количествам того или иного химического агента, что для того, чтобы самочувствие оставалось хорошим, требуется принимать все большие и большие дозы препарата. Мозг начинает «требовать» вещество для нормальной работы. Возникает химическая зависимость или аддикция.

Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).

Серотонин

Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам.

Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса.

Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.

Депрессия, социофобия, панические атаки, гиперактивность — только некоторые из нарушений, которые можно успешно излечивать, изменяя уровни медиатора в головном мозге.

До того, как эти лекарства стали доступны, люди были обречены всю жизнь испытывать психические проблемы, а те, кто мог себе позволить психотерапию, длительное время работали с психиатром или психологом, пытаясь наладить работу своих чувств.

Теперь мы знаем, что на многие расстройства работы головного мозга можно воздействовать с помощью лекарств, позволяя людям преодолевать трудности в эмоциональной и социальной жизни.

Сейчас специалисты обращают внимание на то, что мы перестали считать отрицательные эмоции нормальной частью жизни. Все чаще и чаще нам кажется, что тоска или трудности в социальном функционировании — это признак патологии, а значит нужно идти к психиатру и просить лекарство.

Безусловно, люди, которые нуждаются в лечении у психиатра, есть. И, тем не менее, определенную часть пациентов, приходящих на прием к врачу, составляют те, кто не страдает никаким психическим расстройством. Такие люди должны проходить курсы терапии с психологами или психотерапевтами.

Медикаментозное же лечение необходимо назначать только тогда, когда симптомы психического расстройства достаточно сильно вторгаются в привычную жизнь человека, серьезно нарушая ее.

В большинстве случаев, несмотря на то, что лекарства могут помочь облегчить симптомы, более полное и длительное излечение может быть достигнуто только с помощью психотерапии, которая помогает изменить привычное поведение, которое, собственно, и приводит к болезни.

Изменения чувств, возникновение различных, в том числе негативных, эмоций в ответ на перемены в жизни, а также жизненные испытания — это часть нормального функционирования человеческой психики.

Поэтому не следует каждый раз, когда Вы испытываете печаль или испортили отношения с любимым человеком, требовать у врача назначения успокоительного. Этим Вы не только навредите себе, но и пропустите важный урок, который готова преподать Вам жизнь. И даже в случаях, когда симптомы приносят серьезные страдания или создают чрезмерные трудности, в дополнение к медикаментозному лечению необходима работа с психологом или психотерапия.

В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.

Большинству детей (70 — 80 процентов) с диагнозом СДВГ лечение, направленное на коррекцию обмена дофамина помогает. Однако некоторые специалисты опасаются, что иногда родители слишком поспешно обращаются к врачам, а доктора слишком часто ставят диагноз СДВГ.

В итоге то, что просто является плохим поведением, рассматривается как психическая патология, и дети, которым не нужны медикаменты, начинают их получать. Ученые считают, что часть детей, получающих медикаментозное лечение, должны получать терапию у психологов, потому что именно такая помощь была бы для них гораздо более полезна.

Однако, нет простого решения этой проблемы, и очевидно, дискуссии на эту тему будут вестись еще долго.

Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально.

Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже.

После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным.

Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.

Дофамин

Дофамин — медиатор, который обеспечивает процессы контроля движений, эмоционального ответа, а также способность испытывать удовольствие и боль.

При болезни Паркинсона выходят из строя нейроны, передающие дофамин, что вызывает прогрессирующую потерю контроля движений.

Вещество под названием Леводопа, которое мозг может преобразовать в дофамин, часто помогает контролировать эти симптомы.

Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.

С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату.

В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.

Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.

Гамма-аминомасляная кислота

Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп».

Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге.

Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу.

Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.

Гормоны

Химическое взаимодействие

Норадреналин — медиатор, который обеспечивает работу различных мозговых систем, связанных с активацией и бодрствованием, обеспечивающих бдительность и внимание, а также является переносчиком сигналов в симпатической нервной системе.

В симпатической нервной системе норадреналин вызывает сужение кровеносных сосудов, подъем артериального давления, увеличивает частоту дыхания и сердцебиения. Норадреналин также работает как гормон, который выделяют надпочечники, расположенные с обеих сторон чуть выше почек.

Результаты его выделения надпочечниками те же самые: спазм сосудов, подъем давления, ускорение работы сердца и учащение дыхания. Адреналин, норадреналин, а также другие гормоны, вырабатываемые надпочечниками, играют важную роль в ответе организма на стресс.

Гормоны — это химические вещества, которые выделяются в кровь железами внутренней секреции, которых очень много в нашем организме. Гормоны передают сообщения, которые вызывают различные изменения в организме, и это очень похоже на то, как действуют медиаторы в нервной системе.

В нашем организме есть много веществ, таких как норадреналин, которые работают и как медиаторы, и как гормоны. Налицо очень тесная связь между нервной и эндокринной системами, являющимися мощными регуляторами происходящих в организме процессов.

Читайте также:  Что полезнее есть рис или гречку?

Мозг через гопоталамо-гипофизарную систему оказывает важное влияние на процесс регуляции выделения гормонов, и если происходит сбой в работе медиаторов, может возникнуть гормональный дисбаланс, который, в свою очередь, начинает оказывать влияние на мозговые функции и, как следствие на то, как человек себя чувствует.

Источник: http://www.humanillnesses.com/

Причины и симптомы галлюцинаций. Что делать и как бороться?

БАДы недорого

В процессе галлюцинаций человек видит или слышит то, чего в реальности не существует. Явление возникает по различным причинам, важно своевременно понять из-за чего такое состояние наступает, как развивается и что с этим делать.

Что такое галлюцинации, какие бывают?

Галлюцинации – образы, которые возникают в сознание человека. Чаще всего это симптомы психологического заболевания. Также у человека могут возникать и слуховые галлюцинации. У здоровых людей также могут возникать галлюцинации, но в следствии сильного переутомления организма. Если такое состояние для вас не редкость, то стоит задуматься о лечении.

  • Бесплатная консультация прямо сейчас!
  • Онлайн консультация специалиста по Вашему вопросу!
  • Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Симптомы и признаки галлюцинаций

Если объяснить простым языком, то галлюцинации возникаю в результате сбоя какой-либо системы, отвечающей за восприятие окружающего мира. Так пациенту может казаться какие-то визуальные объекты или может быть искажено слуховое восприятия. Диагностикой галлюцинаций занимается врач-психиатр.

Чаще всего на начальном этапе такие галлюцинации возникают при закрытых глазах, когда человек отходит ко сну. Предшествует этому частое злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами.

Галлюцинации бывают истинными и ложными. Разница заключается в следующем: истинные галлюцинации – человек уверен в их реальности, и не ставит под сомнение, тот факт, что в реальности их не существует, а это результат сбоя в его системе восприятия. Такие явления пациент видит в окружающем себя мире.

Ложные галлюцинации возникаю в голове человека. Например, больной слышит голоса в своей голове, он может считать, что кто-либо общается с ним мысленно и осуществляет воздействие на его состояние и решения. Такие состояния сопутствуют для шизофрении.

Виды галлюцинаций

Чтобы понимать с чем работать галлюцинации необходимо классифицировать на определённые виды.

Также надо сказать, что все галлюцинации делят на 2 вида.

  • Истинные галлюцинации – человек воспринимает ложные объекты в окружающем мире и считает, что они часть реальности.
  • Ложные – искажение реальности происходит в голове пациента. подразумевают

Галлюцинации могут быть простые и сложные. Т.е. сбой может действовать на один или несколько органов восприятия. И чем больше органов подвержены галлюцинациям, тем сложнее происходит лечение.

Зрительные галлюцинации 

В результате в сознании человека возникают ложные образы предметов, людей, живых существ, различные объекты, но пациент воспринимает их как часть реальности.

Кроме этого, человек видит определенную последовательность действий (как будто некоторые сюжеты фильма) и может принимать в них активное участие.

Такое бывает после передозировки алкоголем, наркотиками, либо неправильно приеме серьезных медикаментов. Такие видения преследуют человека.

Слуховые галлюцинации 

Человек слышит голоса, различные звуки, слышит, как его зовут или говорят что-то делать, но это слышит только он в реальности этого не существует. Слуховые галлюцинации выявляют при острых психических заболеваниях, например, шизофрении.

Иногда могут быть вызваны при передозировке от различных веществ по аналогии с зрительными.

Обонятельные галлюцинации 

Встречаются реже всего. Человек чувствует несуществующие запахи. Возникают после травмы головного мозга или шизофрении. Также могут появляться после прохождения инфекционной болезни.

Вкусовые галлюцинации 

У пациента возникают резкие и неприятные ощущения в ротовой области, в следствие чего происходит отказ от любой пищи.

Тактильные галлюцинации

Человек ощущает нахождение на теле объекта (существа), которого не существует, также может быть ощущение перемещения объекта по телу. При этом возникает чувство резкого жара или холода. У пациента возникают неприятные тактильные ощущения на теле. Сильная боль или почесывание.

Гипнагогические галлюцинации 

Появляются в момент засыпания человека (причем чаще всего здорового). Ведения возникают в виде масок, чудовищ растений и любых других физических объектов. Такие галлюцинации предвестник скорого психического расстройства и повод обратиться к специалисту, либо вызвать психиатра на дом.

Причины галлюцинаций

Давайте разберемся почему могут возникать галлюцинации. Специалисты медицинского центра «Корсаков» выделяют следующие причины:

Чрезмерное и систематическое употребление алкоголя.Употребление наркотиков.Использование и передозировка психостимуляторов.Шизофрения.Повреждение головного мозга.Влияние психоза.Сифилис.Возраст.

В результате старения организма происходят изменения, влекущие за собой сбой органов восприятия.Частые стрессы, пессимизм, чувство тревоги.Галлюциногенные грибы.Новообразования головного мозга.Инфекция организма.

Эпилептический синдром.Заболевание сердца.Атеросклероз.

Длительная бессонница.

Причины галлюцинаций у пожилых людей

У пожилых людей развитие галлюцинаций может проходить в силу возраста. Это результат возрастных изменений органов восприятия. Для таких людей характерны не только слуховые галлюцинации, но также визуальные и вкусовые. Пожилые люди с данным недугом начинают жаловаться на странные запахи в комнате, неприятный вкус во рту, и т.д.

Что делать при галлюцинациях?

На сегодняшний день существует огромное количество методов лечения галлюцинаций, причем, различные методы направлены на устранение разных видов галлюцинаций. Надо сказать, что терапию часто направляют на излечение причины галлюцинаций.

Но, к сожалению, не всегда представляется возможным устранить причину заболевания. Необходимо, чтобы галлюцинации или заболевание, которое их вызвало диагностировал опытный специалист.

Не стоит стесняться или ждать обострение, стоит обратиться к врачу немедленно.

Получите консультацию в психиатрическом отделение клиники «КОРСАКОВ».

Как определить галлюцинации?

Диагностика подразумевает установить существует ли разница с иллюзорным обманом который может быть у здорового человека.

Необходимо посмотреть на общее состояние и поведение пациента, проверить есть ли у него бред, либо другие психические заболевания.

Проанализировать его мимику, жесты, проверить есть ли у него чувство тревоги, и основываясь на общей картине сделать вывод о состояние человека. Так можно понять существует ли заболевание, и если да то определить степень.

Как бороться с галлюцинациями?

Первый шаг – диагностика причины галлюцинации и возможных заболеваний. Далее необходимо назначить курс соответствующего лечения.

На этапе диагностики собирается анамнез, уточняется что именно больной видит, слышит и чувствует. Проводиться тщательное обследование видимого, слышимого, ощущаемого, проводится обследование и подбирается способ лечения. Также подбирается метод наблюдения и ухода за пациентом.

  1. Онлайн консультация специалиста
  2. по Вашему вопросу!
  3. Номер лицензии: ЛО-77-01-019036

Лечение галлюцинаций

Способ лечения зависит от того, что врач выяснит на этапе диагностики. Может быть выбран один из методов устранения самой патологии. Если окажется, что причину устранить нельзя то терапия направлена на устранение симптомов, то есть самих галлюцинаций. Если заболевание развивалось в результате употребление каких-либо препаратов, то их отменяют.

При отравлении алкоголем или наркотическими веществами назначают очистку желудочно-кишечного тракта. Пациент будет нуждаться в покое и уходе.

Вылечить галлюцинации помогает курс психотерапии. Применяется нейрометаболическая терапия и методики восстановительной медицины.

Мозг полиглота

Способность к изучению иностранных языков связана с количеством белого веществаВозможно, ученые нашли ответ на вопрос, почему одним людям изучение иностранных языков дается легко, тогда как другие тратят на это многие годы. Исследование, проведенное доктором Нарли Голестани и его коллегами из Университетского колледжа в Лондоне, показывает, что у полиглотов мозг менее симметричен, чем у обычных людей, и в определенной его части содержится больше белого вещества.

В эксперименте, результаты которого опубликованы в журнале New Scientist, принимали участие 65 французов в возрасте от 21 до 30 лет, причем ни один из них не обладал глубоким знанием иностранных языков или специальными лингвистическими навыками. Испытуемых просили различить два похожих звука: французское «д» и «д», произнесенное на хинди. Французское произношение этого звука подразумевает, что кончик языка прижимается к передним зубам, тогда как индийцы произносят «д», поднимая язык к небу. Звуки получаются крайне похожими, но все же не совсем одинаковыми. По словам Голестани, это различие можно уловить в первые 40 миллисекунд.

Во время эксперимента фиксировалось время, которое требовалось добровольцам, чтобы научиться распознавать звуки. У самых быстрых это заняло не более 8 минут, однако многие продолжали гадать даже 20 минут спустя. Одиннадцати наиболее чутким слушателям и десяти отстающим сделали магнитно-резонансную интроскопию мозга.

Ученые обнаружили, что у самых одаренных в области мозга, которая называется извилиной Хешла и отвечает за обработку звука, содержится в среднем на 70% больше белого вещества, чем у рядовых участников эксперимента.

Кроме того, у этих «потенциальных полиглотов» наблюдалась заметная асимметрия теменных долей головного мозга – левая была несколько больше правой.

Белое вещество вовлекается в обработку звуковой информации на низком уровне – так называемой первичной коры мозга. Его волокна участвуют в соединении разных отделов мозга между собой.

«Значение исследования состоит в том, что мы начинаем понимать, как форма и структура мозга могут информировать нас о способностях людей или каких-то отклонениях», – говорит Голестани. По ее словам, эксперимент проясняет картину того, почему одни люди оказываются в данной области успешнее других.

В то же время Голестани отмечает, что в рамках этого исследования речь идет только о способности человека воспринимать звучание иностранных языков, и эти выводы нельзя распространить на другие лингвистические навыки — например, усвоение грамматики.

Теперь ученым предстоит провести новые исследования, которые должны объяснить природу различия мозга у людей, и в частности ответить на вопрос, определено ли оно генетически или является результатом приобретенного опыта. Команда Голестани уже приступила к эксперименту с участием специалистов по фонетике, чтобы выяснить, нет ли связи между структурой их мозга и количеством времени, затраченным ими на обучение своему ремеслу.

Другие материалы по теме

Источник: http://gzt.ru/science/2006/04/10/213758.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]