Правительство научит школьников ЗОЖ

Микроскоп размером с ручку упростит проведение операций на головном мозге

Группе ученых из Университета Вашингтона (University of Washington) и их коллегам из ряда других исследовательских организаций удалось создать компактный микроскоп, предназначенный для быстрого получения качественных изображений.

Предполагается, что использовать этот прибор, размеры которого сопоставимы с размерами шариковой ручки, смогут онкологи. С его помощью они, например, смогут провести микроскопическое исследование тканей головного мозга прямо в операционной и отличить ткани опухолей от здоровых.

Это позволит удалить максимальное количество опухолевой ткани, не повредив здоровые участки. Джонатан Лью (Jonathan Liu) объясняет, что микроскоп снабжен системой стабилизации изображения, что дает возможность получать снимки хорошего качества.

Кроме этого, можно приблизить изображение и детально изучить рассматриваемые ткани.

Авторы надеются, что им удастся провести испытания микроскопа уже в следующем году. Если же эксперименты пройдут удачно, то еще через несколько лет прибор начнет использоваться в клинической практике, считают они. Они полагают, что он пригодится не только онкологам, но и стоматологам, а также врачам других специальностей.

3D-печать сделала операцию по пересадке почки трехлетнему ребенку более безопасной

В Великобритании успешно пересадили почку трехлетней девочке. Донором органа стал ее отец. В возрасте четырех недель у Люси развилась сердечная недостаточность, что вызвало повреждение почек. До достижения трехлетнего возраста девочка была на диализе, пока не достигла того возраста, когда пересадка почки стала возможной.

Операции по трансплантации почки –  не редкость, но особенностью именно этой стало то, что перед ее проведением были напечатаны точные трехмерные модели брюшной полости маленькой Люси и пересаживаемого ей донорского органа.

Это позволило врачам из больницы Святого Томаса (Guys and St Thomas' Hospital) понять, как будет размещаться почка взрослого человека в теле девочки.

Панкаж Чандал (Pankaj Chandal), прооперировавший девочку, объясняет, что предварительная печать трехмерной модели сделала проведение сложной операции по трансплантации более безопасной – врачи были подготовлены и действовали по заранее разработанному плану.

Мозгу требуется большое количество энергии просто для того, чтобы ничего не делать

Козлоски предположил, что мозг тратит значительную часть энергии на поддержание работы систем, позволяющих воспринимать и оценивать происходящее, а также контроля поведения.  Он считает, что в головном мозге существует так называемая «большая петля», в состав которой входит несколько сигнальных путей, которые активируются снова и снова даже в состоянии покоя.

Именно поэтому энергозатраты существенны даже в том случае, если мозгу не требуется решать какие-либо сложные задачи, например, математические. Иными словами, «мозгу требуется большое количество энергии просто для того, чтобы ничего не делать», – объясняет автор.

Он разработал математическую модель, отражающую процесс активации нейронов в головном мозге. Используя ее совместно с анализом результатов функциональной МРТ, можно получить гораздо больше информации  работе головного мозга и реакции его отдельных участков, считает автор.

Правильно питаться нужно и в выходные

Многие люди, старающиеся придерживаться правильного питания в течение всей недели, позволяют себе фастфуд или другую вредную пищу по выходным.

Маргарет Моррис (Margaret Morris) из Университета Южного Уэльса (University of New South Wales) и ее коллеги выяснили, как такой характер питания влияет на состав микробиома кишечника.

Результаты многочисленных исследований, проведенных в последние годы, свидетельствуют о том, что микрофлора кишечника влияет на пищеварение, работу иммунной системы и даже психическое здоровье.

Нарушение нормального состава микробиома может привести к серьезным заболеваниям.

Авторы показали, что регулярное употребление жирной пищи приводило к изменению состава кишечного микробиома крыс. Животные начинали набирать вес и жировую массу, кроме этого у них развивались гормональные нарушения.

Исследователи провели серию экспериментов на крысах. Животных разделили на три группы.

Четыре дня в неделю животные из первой группы  ели пищу с низким содержанием жиров, а 3 дня – с высоким, что имитировало употребление фаст-фуда и другой вредной пищи в течение долгого уикенда.

Животные, входившие во вторую группу, питались только «вредной» пищей, а животные из третьей получали здоровое питание.

Спустя 16 недель оказалось, что животные, употреблявшие жирную пищу по выходным, весили на 18% больше, чем те, кто получал сбалансированное питание в течение всей недели.

Состав микробиома таких крыс был практически неотличим от состава микробиома грызунов, находившихся на диете с высоким содержанием жиров.

Концентрации лептина и инсулина у крыс из первой группы отличались от этих же показателей у животных, употреблявших здоровую пищу, хотя и не достигали концентраций, обнаруженных у животных, питавшихся вредной едой.

Авторы пока не знают, характерно ли обнаруженное ими явление и для человека, однако предполагают, что такой режим питания действительно может влиять на состав кишечного микробиома. 

Толстых детей становится все больше

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) обеспокоена увеличением количества детей, страдающих ожирением. По сообщению ВОЗ как минимум у 41 миллиона детей в возрасте до 5 лет обнаружен лишний вес или ожирение. Быстрее всего число таких детей увеличивается в развивающихся странах. С 1990 года количество тучных детей увеличилось на 10 миллионов.

Сания Ништар (Sania Nishtar), сопредседатель комиссии ВОЗ по ликвидации детского ожирения, отмечает, что ожирение негативно сказывается качестве жизни детей и ведет к серьезным проблемам со здоровьем, а также к психологическим трудностям.

Почти 50% детей, страдающих лишним весом, живет в страха Азии, 25% — в Африке, где количество тучных детей увеличилось в за последние 25 лет увеличилось в два раза. Больше всего толстых детей проживает в Ливии, Египте, Тунисе, Марокко, Алжире и Ботсване.

Эксперты ВОЗ обеспокоены сложившейся обстановкой и считают, что «эпидемия ожирения» среди детей может стать серьезной мировой проблемой в дальнейшем. Они рекомендуют правительству стран пропагандировать здоровый образ жизни среди детей, уделяя внимание их правильному питанию и физической активности.

Минздрав научит школьников здоровому образу жизни

Министерство здравоохранения РФ совместно с российским Минобрнауки завершают написание концепции школьной медицины, где будет проработана программа нового урока «Здоровый образ жизни», а также регламентированы действия учителей, школьных и участковых врачей по оказанию помощи школьникам.

«Сейчас мы делаем концепцию школьной медицины, мы ее заканчиваем. Над этим сейчас наши специалисты работают совместно с Минобром и по образовательным программам.

У нас есть уже урок ОБЖ, но там нужно менять программы. Я считаю, что в 2016 году мы введем это.

Мы даже предлагаем сделать урок «Здоровый образ жизни», – рассказала журналистам заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева.

Она подчеркнула, что в концепции будут отражены принципы взаимодействия школьных и медицинских учреждений. В частности, будут прописаны случаи ответственности школьных и участковых врачей, а также педагогов.

«Потому что есть много нюансов, например, должен ли педагог оказывать первую помощь? Все это надо регламентировать и стандартизировать», –подчеркнула Яковлева. Планируется, что концепция школьной медицины появится уже совсем скоро, а сам урок ЗОЖ будет введен в течение этого года.

Торты и мороженое не всегда препятствуют похудению

Ученые из Института Вейцмана установили, что употребление в пищу мороженого и тортов не всегда влияет на набор лишнего веса.

Специалисты поставили эксперимент, в котором приняли участие 800 человек. На протяжении некоторого времени они должны были употреблять в пищу различные виды продуктов, при этом ученые измеряли содержание сахара в крови у испытуемых.

В результате было выявлено, что люди по-разному реагируют на прием одной и той же пищи с одинаковым вещественным содержанием. Кроме того, у некоторых испытуемых в организме не происходило существенных изменений от употребления в пищу «вредных» тортов и мороженого.

При этом уровень содержания сахара в крови увеличивался при употреблении йогуртов и бананов, которые считаются полезными.

Отметим, что данное испытание доказывает нерациональность введения диеты, стандартной для всех. В случае, если человек во время похудения на протяжении продолжительного времени не видит никаких изменений, ему следует пересмотреть свой рацион питания, исходя из индивидуальных реакций организма на различные виды пищи.

Источник: МедПортал, RuNews24

Онищенко представил проект, помогающий школьникам стать здоровыми и умными

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко является председателем координационного совета всероссийского движения «Сделаем вместе!».

В августе подведены итоги проводившихся в 2019 году акций движения: «Русский Крым и Севастополь» и «Здоровое питание и активное долголетие».

Какую цель ставят перед собой организаторы и какую пользу извлекают молодые люди из этих акций, парламентарий рассказал в авторской колонке для Федерального агентства новостей.

Федеральное агентство новостей /

Читайте также:  Орехи берегут здоровье и фигуру

Как стать здоровым и умным. Колонка Геннадия Онищенко

Завершается акция для школьников «Здоровое питание и активное долголетие», в рамках которой мы продвигаем важные для подрастающего поколения идеи, призванные помочь молодым людям вырасти здоровыми и умными, сохранить здоровье и активность на всю жизнь. Речь идет о донесении знаний о важности здорового образа жизни, который невозможен без ответственного подхода к питанию.

Напомню, в прошлом году в рамках нашего движения проходила акция «Вода и здоровье». Через молодежь, участвовавшую в акции, мы сумели донести до общества понимание, что здоровье населения напрямую зависит от качества воды в регионах. О том, как важны химическая и биологическая безопасность питьевой воды, как эти факторы влияют на здоровье населения, мы с вами уже обсуждали.

В этом году мы замахнулись на более сложную тему — «Здоровое питание и активное долголетие». Акция проходила в рамках просветительской деятельности партии «Единая Россия». Работа шла на площадке министерства просвещения, штабы движения были созданы при школах и других структурах, отвечающих за образование.

Все рекомендации для этой акции изначально были разработаны медиками. Затем важнейшие медицинские рекомендации по организации здорового питания были переведены на понятный язык образовательных методик, утвержденных министерством образования.

Здоровье нации — задача мультипликационная

Проблема здоровья нации — задача мультипликационная. В нашем школьном, среднем специальном и высшем образовании эта тема отражена во многих предметах. Наша акция позволила объединять все предметы, в рамках которых рассматривается вопрос здорового питания.

Это позволило сделать процесс обучения более активным, наши школьники вышли из класса, где им ставят оценки за ответы у доски, и попытались получить новые знания через личный опыт, через собственные исследования.

Таким образом, речь идет о закладывании важнейших знаний и умений, которые пригодятся школьникам в будущей жизни.

В рамках нашей программы обучаются старшеклассники 10-11 классов, которые потом несут полученные знания младшим школьникам. Уроки проходят в форме акций, лабораторных исследований, полевых занятий и так далее. В каждой школе, участвующей в проекте, есть кураторы — это и директор учебного заведения, и ответственный педагог, который занимается этой темой.

В этом году были созданы штабы практически во всех субъектах Российской Федерации, хотя, конечно, не все они одинаково хорошо работали.

Отмечу, наиболее продуктивно и хорошо сработали такие регионы, как, например, Мордовия, где традиционно неформально подходят к подобным акциям, Ростовская область, где в движении приняло участие более 800 школ, в Краснодарском крае (462 школы), в Крыму (433 школы), в Оренбуржье (420 школ) и так далее.

А всего по всей России участников, а точнее формирующихся молодых лидеров, которые были активными проводниками нашей программы, десятки тысяч. Например, в небольшой Мордовии таких лидеров-старшеклассников было 2529 человек.

В Оренбуржье в этом году в программе приняли участие 1252 молодых лидера, Ростовской области — 786 человек и так далее. Всего по стране этим важным движением было охвачено более 700 тысяч наших школьников.

Эти молодые люди учились сами и учили других.

Федеральное агентство новостей /

На портале движения «Сделаем вместе!» опубликованы имена победителей. На региональном уровне работали местные конкурсные комиссии, которые передавали нам данные о лучших проектах.

На основе данных, присланных из регионов, было выбрано 400 человек, 150 из них стали призерами.

У всех призеров есть собственные страницы на сайте проекта «Сделаем вместе!», где выложен полный отчет о работе каждого лауреата.

Чтобы выбрать победителей, конкурсная комиссия оценивала работу участника по целому комплексу факторов. Оценивались и глубина исследования, и активность участия в программе, и другие важные показатели работы школьников.

Отмечу, в исследованиях приняли участие не только российские регионы. Отрадно, что в акции активно участвовала Донецкая Народная Республика (ДНР), ребята прислали оттуда очень хорошие работы.

Среди победителей есть 14 школьников из Узбекистана, причем не из столицы, а из отдаленных от центра регионов.

Это очень отрадно — все эти школьники, как и другие победители, приедут в «Артек» на вручение наград.

Предуниверсарий поможет сориентироваться

Отмечу тесную связь нашего просветительского проекта с интересным начинанием, которое действует в Москве. Это специальный пилотный проект для старшеклассников, который получил название «Московский предуниверсарий».

Это образовательный проект, в рамках которого преподаватели вузов ведут занятия для будущих абитуриентов.

Сегодня профильное обучение по вузовским программам получают более четырех тысяч школьников с 9 по 11 классы, для многих участие в проекте определило их будущую специальность.

Так, один из известных столичных предуниверсариев открыт при Первом МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовском университете), многим абитуриентам эта программа помогла укрепиться в их выборе именно врачебной специальности.

Комплекс знаний, который старшеклассники приобретают в рамках предуниверсариев, будет для них ориентиром в жизни, даже если они выберут другую специальность. Кроме того, они получат важнейшие знания о своем здоровье, приобретут навыки его поддержания, что поможет им в будущем сохранять активное долголетие.

Здорово быть здоровым!

У нас уже вызревает тема будущего года — мы назвали ее так: «Здорово быть здоровым!». Программа предусматривает комплексный подход к здоровью в сочетании с физической активностью.

Речь пойдет не только о физической активности, но и о здоровом питании, и о других факторах, действующих в комплексе.

Мы будем обучать молодежь, как важно сбережение здоровья с детства, еще на стадии при обучении в школе — для нас эта тема очень актуальна. Поэтому в 2020 году мы займемся этой проблемой более предметно.

Здоровый образ жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника

На современном этапе развития человеческого общества проблема сохранения здоровья подрастающего поколения продолжает оставаться актуальной.

Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России.

Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды.

Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям.

Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ (здоровый образ жизни) человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.

Основными задачами родителей и педагогов являются сформировать у учащихся убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни:

  1. Позитивных факторах, влияющих на здоровье, правильном (рациональном)  питании, о полезных продуктах, рациональной организации режима дня учебы и отдыха, двигательной активности;
  2. Дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, такие как (гиподинамия, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.);
  3. Существовании  и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других  психоактивных веществ, их вредном влиянии  на здоровье;
  4. Влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения  обучающихся с компьютером, мобильным телефоном, просмотром телепередач;
  5. Научить детей составлять, анализировать и контролировать свой режим дня, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, выполнять правила личной гигиены, элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

Сформировать: представление об основных компонентах  здорового образа жизни, потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Режим дня, учебы и отдыха

Режим дня – это определенный распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим – это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств. Он приучает каждого к организованности, разумному использованию своего времени.

Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам.

Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.

Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же  время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д.

Читайте также:  Замиокулькас: чем полезен и чем вреден для организма

Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым:

  • Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом;
  • Соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня;
  • Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы;
  • Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи;
  • Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.

Формирование позитивного отношения к режиму дня, как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление.

Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его.

Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.

Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.

Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.

Семь правил здорового образа жизни для школьников

Если ты хочешь хорошо учиться, быть ловким и умелым, запомни несколько правил, которые помогут тебе добиться успехов во всех делах.

Правило №1 «Организуй свой режим дня»

Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и то же время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.

Правило №2 «Здоровый сон – залог здоровья»

Сколько часов сна нужно?

  • Детям
    • — 1-2 лет — 11-14 часов;
    • — 3-5 лет — 10-13 часов;
    • — 6-12 лет — 9-12 часов.
    • Продолжительность сна младенцев и детей дошкольного и школьного возраста обязательно включает дневной сон. Он является прекрасным средством перезагрузки нервной системы, поэтому его следует сохранить как можно дольше.
  • Подросткам 13-17 лет — 8-10 часов. Стоит отметить, что количество часов сна в период полового созревания зависит от того, насколько активен образ жизни подростка.
  • Взрослым людям (с 18 лет) медики рекомендуют спать 7-8 часов.

Недостаточное количество сна может негативно сказаться на иммунитете человека и сделать его более уязвимым к болезням. Если же вы хорошо отдыхаете ночью, то в его организме повышается устойчивость к сезонным заболеваниям (например, гриппу). Ночью мозг высвобождает химические вещества, которые поддерживают восстановление иммунной системы.

Правило №3 «Больше двигайся»

Утро начинайте с водных процедур и сделайте гимнастику. Обязательно гуляйте, желательно на свежем воздухе, не менее 2-3 часов в день. Посещайте бассейн. Плавание поможет укрепить мышцы спины и пресса.

Одним из оптимальных видов физической активности считается активных отдых. Это может быть любой вид спорта, катание на велосипеде, утренняя пробежка или активные игры на природе. Но самым лучшим активным отдыхом являются пешие прогулки на природе.

Физическая активность важна как для укрепления мышечной системы, так и для укрепления мышечной системы, так и для психологической разгрузки, так и для укрепления всех без исключения систем организма. Поэтому – вперед на прогулку, наслаждаться свежим воздухом и хорошим настроением! Главное, одеться по погоде и тогда ваши физические нагрузки будут только на здоровье Вам.

Правило №4 «Питайся правильно»

Для растущего организма необходимы витамины, минеральные вещества, поэтому питание должно быть разнообразным. В рационе должны быть молочные продукты, каши, овощи и фрукты, ягоды, орехи. Пейте натуральные соки, компоты и кисели. Полезно пить чистую воду не менее 30 мл. на килограмм веса тела.

Правило №5 «Береги зубы»

Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы.

Современные стоматологи разработали следующие рекомендации относительно чистки зубов:

  • Перед началом чистки зубную щетку необходимо тщательно прополоскать;
  • Не следует использовать слишком большое количество зубной пасты. Для взрослого человека полоска не должна быть длиннее 10 мм;
  • Гигиеническая процедура не может занимать менее 2 минут, но не должна продолжаться дольше 5 минут;
  • Щетку следует держать правильно по отношению к зубам. Угол наклона должен составлять 45 градусов;
  • Начинать процедуру очистки необходимо с нижнего зубного ряда, а в последующем переходить к чистке верхних зубов;
  • Первыми очищаются фронтальные зубы, затем нужно чистить те зубы, которые располагаются в глубине ротовой полости;
  • Направление движения при очистке нижних зубов — снизу-вверх, а при очистке верхних зубов — сверху вниз;
  • Жевательная поверхность зубов очищается с помощью круговых движений;
  • Рот после процедуры необходимо тщательно прополоскать;
  • После того, как зубы будут очищены, необходимо обработать поверхность языка. На ней скапливается большое количество бактерий, которые подлежат удалению. Для этой цели все современные зубные щетки оснащены специальной ребристой поверхностью, которая расположена с обратной стороны щетины;
  • Если есть возможность, после очищения зубов следует прополоскать рот специальным ополаскивателем;
  • Щетка после проведения процедуры должна быть тщательно промыта. Ставить на хранение ее необходимо в стакан, повернув чистящей поверхностью вверх.

Правило №6 «Берегите зрение»

Чтобы зрение было хорошим, необходимо соблюдать определённые правила. Когда смотрите телевизор, отойдите на 4 шага от экрана, сядьте удобно, во время рекламы отвлекитесь. Не увлекайтесь работой за компьютером. У экрана проводить время можно не более 2 часов в день.

Комплекс для улучшения зрения

Большую известность получил комплекс упражнений Н. Исаевой. Он понравится тем, кто предпочитает заниматься лежа. Особенно полезно его выполнять тем, кто весь день на работе находится на ногах.

Упражнение 1 Выполнять можно сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на пространство между бровями и попробуйте удержать взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Каждый последующий день добавляйте по одной секунде, пока продолжительность упражнения не дойдет до одной-двух минут.

Упражнение 2 Посмотрите обоими глазами на кончик носа и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока не доведете продолжительность занятия до одной-двух минут.

Упражнение 3 Его также можно выполнять в положении сидя, стоя или лежа. Посмотрите обоими глазами на левое плечо и удержите взгляд в этом положении в течение пяти секунд. Добавляйте по одной секунде в день, пока продолжительность занятия не доведете до одной-двух минут в день.

Упражнение 4 Оно выполняется аналогично третьему, только на этот раз посмотрите обоими глазами на правое плечо. Удерживайте взгляд в течение пяти секунд. Это упражнение тоже надо будет довести до одной-двух минут в день.

Упражнение 5 Вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончиком носа, затем то же самое проделайте в противоположную сторону. Повторите упражнение четыре-пять раз.

Правило №7 «Не совершай плохих поступков»

  • Что же такое плохой поступок?
  • Поступок, являющийся плохим — это действие, нарушающее общепринятые нормы поведения в обществе.
  • Будь доброжелателен с другими, вежлив, уважай окружающих тебя людей, и тогда твоя жизнь будет интереснее, радостнее и веселее!
  • Психолог Центра здоровья подростков и молодёжиУЗ «Вилейская ЦРБ»Шляпо Олеся Владимировна

«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»

  • Мещерякова Любава Борисовна,
  • учитель начальных классов
  • МБОУ «Ключевская  
  • средняя общеобразовательная школа
  • Омского муниципального района
  • Омской области»
  •  «Формирование здорового образа жизни школьников
  • как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»

Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей.

Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает глобальный характер общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной. Не случайно задачам по сохранению и укреплению здоровья школьников уделяется внимание на самом высоком уровне.

Читайте также:  Жадность поможет от обжорства

Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. 

Сегодня ни для кого не секрет, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы.

Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся  и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.

На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п. 

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.  Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата.

Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня.

Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья.  Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности.

Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня.

Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.

Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты: — учебные занятия в школе; — выполнение домашних заданий; — сон; — питание; — занятия физическими упражнениями; — отдых; — занятия в свободное время.

Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.

Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием.

Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы.

Желательно оградить школьника от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим  комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.

  1. Необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
  2. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
  3. Для эффективности внеклассной работы в этом направлении в нашей школе на протяжении многих лет действует кружок «Полезные привычки», который способствует формированию у обучающихся начальных классов ЗОЖ и отрицательного отношения к вредным пристрастиям.
  4. Принципы ЗОЖ формируются и при проведении тематических классных часов-тренингов, бесед, викторин, экскурсий, спортивно-оздоровительных мероприятий и других формах внеурочной деятельности.
  5. классные часы проводились по следующим направлениям:- здоровье и здоровый образ жизни;- режим дня, учебы и отдыха;- основы правильного питания;- личная гигиена;- значение физкультуры и закаливания;- вредные привычки;- чувства и эмоции человека;- нравственное и половое воспитание;- безопасность в доме, на улице, на дорогах;- детский травматизм;- профилактика заболеваний;- террористические акты.
  6. Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время.
  7. Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.

В классе действует уголок здоровья «Страна Здоровей-ка». Куда помещается полезная информация, работы учащихся (рефераты, сообщения по темам «Правильное питание», «Режим дня», «Рецепты здоровья»; книжки самоделки, стихи собственного сочинения). Содержание уголка постоянно меняется.

Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов. 

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]