Чтение вслух улучшает память

  • 8 Сентября, 2018
  • Стиль жизни
  • Антонова Ксения

Все слышали выражение о том, что люди, читающие книги, всегда успешнее людей, которые смотрят телевизор. Вопрос о чтении книг особенно актуален с развитием современных технологий. Большинство людей теперь смотрят различные видео, читают небольшие посты в социальных сетях и на сайтах и, конечно, играют в компьютерные игры. Теперь у человека появилось больше способов получить информацию. И какая польза от чтения книг?

Помогает расслабиться

Чем полезно чтение? Согласно данным социологических опросов, оно входит в топ-10 способов, помогающих снять напряжение и стресс. И каким образом чтение помогает расслабиться? Чтение всегда привлекало людей тем, что оно позволяет пробудить воображение. Человек может на время оказаться в сказочном мире, отгородившись от рутины и обыденных забот.

Также рекомендуют читать книги перед сном — тогда вы можете расслабиться, и ваш мозг сможет отдохнуть от повседневных дел. Только читать нужно не сложные научные произведения, а более легкую литературу. Чтение благотворно влияет на нервную систему, что также хорошо влияет на сон.

Включая воображение, человек начинает получать от чтения различные эмоции. И именно чтение является одним из способов формирования мышления. К тому же, расслабившись, отложив книгу в сторону, человек может взглянуть на некоторые вещи под другим углом, что бывает весьма полезно. Сейчас существует множество различных литературных жанров, и человек может подобрать наиболее ему подходящий.

Расширяет словарный запас и повышает уровень грамотности

Многие современные люди недооценивают пользу чтения книг. Но ведь они являются одним из источников пополнения вашего словарного запаса. Читая различную литературу, человек узнает новые слова и их значения. Благодаря обширному словарному запасу вы можете развернуто и понятно объяснять свои мысли людям, ваша речь будет интересной с грамотно составленными предложениями.

Если сравнить речь любителя книг и того, кто проводит много часов за компьютерными играми, то вы услышите, что их манера говорить сильно отличается. Тот, кто читает, сможет построить речь так, чтобы вам она была понятна, заменить трудные для восприятия слова синонимами и добавить красивые обороты для того, чтобы она стала более интересной.

Но как же книги повышают уровень грамотности? Читая, человек много раз встречает одни и те же слова и запоминает их правильное написание. То же самое и с пунктуацией. Поэтому, читая книги, человек повышает уровень своей грамотности.

Добавляет уверенности

Некоторые люди полагают, что пользы от чтения книг меньше, чем от просмотра коротких постов и заметок в социальных сетях, а также различных видео. Конечно, польза от просмотра видео тоже может быть, если они познавательные. Но чтение позволяет человеку чувствовать себя увереннее.

И речь идет не о книгах по психологии или с другими различными советами о том, как справиться с неуверенностью в себе. Читая различную литературу, вы повышаете свой уровень образования. Многие известные ученые, писатели предпочитали проводить время в библиотеках, нежели в учебных заведениях.

Вы самостоятельно ищете информацию и выбираете, по какому предмету хотите углубить свои знания. Когда вы демонстрируете окружающим свою эрудицию, это повышает вашу уверенность. А восхищение вашими знаниями окружающими благоприятно сказывается на вашей самооценке.

Развивает память и мышление

Литература оказывает благотворное влияние на высшие психические функции. Что развивает чтение книг? Конечно, память и мышление. Читая книгу, человек рассуждает о каком-либо эпизоде, размышляет о поступках героев и составляет свое мнение о прочитанной книге.

Также во время чтения человеку нужно запоминать героев, их историю и другие важные для сюжета детали. Ведь тогда вы сможете лучше понять историю, и вам не нужно перечитывать один и тот же эпизод несколько раз.

Особенно хорошо память тренируют различные стихотворения и поэмы.

Поэтому любители книг обычно лучше находят нужную информацию и выделяют главное, а сопоставление и систематизация информации тренируют логическое мышление.

Помогает взглянуть на ситуацию со стороны

Психологи считают, что польза чтения книг состоит также в возможности взглянуть на какую-либо ситуацию со стороны литературы. Часто в литературе описываются ситуации, но при этом дается и способ их решения или несколько различных вариантов. Такая литература относится к психологическому жанру и позволяет человеку лучше понять себя и окружающих его людей.

Такой взгляд со страниц книги воспринимается человеком лучше, нежели советы, которые дает другой человек. Потому что никто никому не навязывает точку зрения, а человек не ассоциирует историю книжных героев со своими знакомыми. Поэтому книги помогают лучше понять других людей и улучшить взаимоотношения с окружающими.

Развивает творческие способности

Какая польза от книг? Они благоприятно сказываются на развитии креативного мышления и творческих способностей. Творческие люди могут сгенерировать несколько интересных идей, которые могут быть взяты из книг. Человек может вдохновиться историями других неординарных людей и начать заниматься творчеством.

Сейчас появились не только книги с советами по развитию нестандартного мышления, но и так называемые блокноты для творчества, в которых предлагаются различные советы для развития креативности. Но лучше всего — это когда человек может использовать полученные знания в своей деятельности.

Повышает концентрацию

Также психологи отмечают, что польза чтения книг состоит еще и в том, что оно повышает уровень концентрации. Ведь чтобы лучше понять произведение, человеку нужно сосредоточиться на сюжете, а не отвлекаться на другие дела. Особенно это важно для книг, в которых требуется максимально задействовать мышление.

Часто люди полагают, что чем выше скорость чтения, тем лучше. Но это хорошо только тогда, когда вы понимаете смысл прочитанного и можете проанализировать книгу. И это не является показателем концентрации. Лучше читать медленнее, зато понимая смысл произведения.

Такая способность концентрироваться будет полезна человеку в любой деятельности. Чем человек сосредоточеннее во время чтения, тем лучше он сможет составить свое мнение о произведении. А в жизни этот навык позволит человеку взвешенней принимать решения и быстрее оценивать ситуацию. К тому же сконцентрировавшись на чтении, человек отдыхает и расслабляется.

Благоприятное влияние на работу мозга

Давно ученые отмечают пользу чтения в плане работы головного мозга. Оно защищает от болезни Альцгеймера. Во время чтения мозг продолжает активно работать, что позволяет ему оставаться в тонусе. Все вместе это благотворно влияет на его состояние, улучшая его. Поэтому врачи советуют для профилактики прочитывать несколько страниц в день, чтобы мозг продолжал активно работать.

Также учеными доказано, что человек стареет быстрее, как только начинает стареть мозг. А чтение позволяет ему работать, что позволяет оставаться вам дольше молодыми.

Эффективнее всего будет, если будете не только читать знакомую литературу, но и при помощи книг осваивать новые области.

Благодаря этому ваш мозг будет активно работать, что благоприятно будет сказываться на работе вашего организма.

Польза чтения книг вслух

Большинство полагают, что это подходит для детей. Также этот прием используют и на школьных уроках литературы. Чтение вслух является одной из форм совместного досуга. Поэтому часто парам советуют читать друг другу книги вслух — это еще больше сближает людей и добавляет романтики.

Чтение вслух обожают дети. Особенно если взрослый по-разному «озвучивает» героев книги. У ребенка развивается слуховое внимание и восприятие. Также благодаря эмоционально окрашенному чтению вслух дети учатся лучше понимать эмоции других людей. Но не нужно читать слишком долго — важно, чтобы ребенок не только внимательно слушал, но и понимал сюжет произведения.

Также чтение вслух улучшает слуховое восприятие — человек старается понять и запомнить информацию на слух, это позволяет активнее задействовать мышление. Такая форма чтения улучшает дикцию.

Старайтесь читать неторопливо, чтобы слушатель понимал смысл книги. Старайтесь голосом передать характер персонажей, правильно расставляя акценты. Это отличное упражнение для тренировки голоса.

Поэтому читать вслух нужно в любом возрасте.

Польза чтения книг огромна. Но не нужно заставлять человека читать, ведь тогда это занятие не будет приносить ему удовольствие. Просто нужно найти ту книгу, которая сможет его заинтересовать. И тогда человек сможет открыть этот чудесный мир фантазии и познакомиться с героями и их увлекательными историями. Книга — это друг человека, который всегда поддержит.

Старайтесь читать по несколько страниц хорошей литературы каждый день. Так постепенно вы станете читать все больше. Читайте книги различных жанров, чтобы ваш мозг активнее работал. И вы сможете пополнить запас знаний в различных областях, что повысит вашу самооценку и сделает вас увереннее. Книги позволяют человеку мыслить шире, креативно и продолжать мечтать.

Читайте также:  Усталость за рулем не лучше опьянения

7 причин, почему чтение вслух — лучшее, что вы можете сделать для ребёнка

В первую неделю марта по всему миру отмечают День чтения вслух. Наш постоянный автор Инна Прибора вооружилась научными данными и теперь объясняет, почему довольно простой ритуал чтения сказки на ночь позволит вашему ребёнку стать в разы умнее, добрее и сообразительнее. А что ещё нужно?

Есть множество способов читать: в метро с телефона, с фонариком под одеялом, по слогам в классе. Но один из лучших — читать ребёнку вслух.

Преимущества не сразу бросаются в глаза, особенно если вас в 18-й раз просят продекламировать слова чудовища голосом чудовища (это потом как-то само получается).

Но ученые спешат с утешением: это действительно ценно и для умственного, и социально-эмоционального развития человека.

Для детей прошлых поколений книга была единственным окном в мир, в экзотические страны, в далёкие галактики, теперь у них много окон — только успевай закрывать.

Ну и поглядывать, не влезло ли туда какой гадости.

И у любой книги сегодня есть более дешёвые и шумные конкуренты: быстрые способы получения информации, развлечения, которые требуют включения не старшего члена семьи, а только компьютера.

А ещё про чтение вслух есть резонное возражение от уставших родителей детей постарше: «Но ведь он уже умеет читать сам! Зачем я буду это делать? Пусть тренирует навык». Такая точка зрения пользуется популярностью. Дошкольникам взрослые читают активнее, но уже в начальной школе папы и мамы оставляют это занятие, поскольку маленький Филипок, кажется, уже выучил буквы.

На самом деле, уровень чтения глазами у ребёнка часто отстает от его уровня понимания текста на слух. Скажем, самостоятельно он готов читать только истории про Квака и Жаба, а в вашем исполнении вникает в «Хоббита» и «Таинственный сад». В этом тоже есть смысл. Впрочем, обо всём по порядку.

Итак, почему же всё-таки стоит продолжать делать то, что делали люди до эпохи Цукерберга, в эпоху Гутенберга, — читать вслух.

1. Когнитивные способности

Читать ребёнку — один из наиболее лёгких способов сделать его умнее. Чтобы понять, как это работает, можно оттолкнуться от вербальных навыков. В первую очередь дети, которым читают, слышат сложную речь. Да, тексты про ведьм и танцующих пингвинов — это более сложная лексика по сравнению с бытовыми выражениями «ешь кашу, не клади кашу в шапку.»

По данным недавнего исследования Университета штата Огайо, уже в пятилетнем возрасте разрыв в количестве слов, которым обладают дети из читающих семей и нечитающих, составляет сотни тысяч языковых единиц.

Ученые нагоняют страху, заявляя, что цифра стремится к полутора миллионам, при этом они сравнивают ребят, которым не читали вовсе, и детей, которым читали по пять книг в день.

Серьёзно звучит, если не брать в расчет, что томик для трёхлеток может состоять из двух-трех предложений и кучи радостных картинок. Видимо, секрет не в количестве, а именно в самом факте чтения.

Одновременно, помахивая измерительными приборами, учёные доказывают, что количество слов в детском лексиконе мощно коррелирует с уровнем интеллекта.

Чем дальше, тем более разрыв, ведь те сотни тысяч слов, которыми вы старательно снабжали ребёнка, влияют на академическую успеваемость, которая в начальной школе состоит как раз из умения прочитать и разобраться в прочитанном.

Навыки аудирования, письма и разговорной речи, фонематический слух и уровень понимания того, что бормочет у доски учитель, — всё это зависит от того, слышал ли ребёнок в семье сложноподчиненные предложения. Впрочем, это очевидно.

Невозможно от младенческой потешки «в ямку — бух!» перейти к пониманию текста из учебника. Между этими событиями должна лежать дорога, вымощенная детскими книгами

Исследователи, не стесняясь, ставят в заголовки научных работ такие формулировки, которые прямо связывают детское чтение и коэффициент IQ: например, работа 2014 года, многомерный анализ близнецов от 6 до 17 лет, так и называется — «Обучение чтению улучшает интеллект?», и лишь научная скромность заставила специалистов поставить вопросительный знак в конце предложения.

Заметим, что не стоит делать большого различия между чтением ребенку как таковым и обучением чтению. Потому что второе как раз начинается с того, что папа садится и показывает, как все работает на деле: сидишь на диване, ведешь пальцем по странице и переносишься прямиком в гости к дракону.

2. Эмпатия, понимание других

Прелесть книг не только в интеллектуальных переживаниях, но и в эмоциональных. Чтение помогает ребёнку получить опыт, с которым в реальной жизни сталкиваться не обязательно. Чувство, что дракон, к которому только что пришли без оружия, голоден, а святой Грааль вырвали у тебя из-под носа, невероятно обогащает. Умение встать на точку зрения другого, понимание его мотивов, его модели психического развивается, пока вы читаете ребёнку историю сироты.

Исследований тут тоже достаточно: в Кембридже, например, выяснили, что художественная литература — как раз то средство, которое помогает юношеству прокачивать эту тайную мышцу — умение сочувствовать и понимать других.

А голландские учёные опубликовали работу, доказывающую: юные любители волшебных миров более чутки и терпимы к другим.

Благодаря чтению «Гарри Поттера» дети из начальных и средних школ смогли избавиться от предрассудков к маргинализированным группам: просто в какой-то момент ты понимаешь, что «грязнокровки» и «иммигранты» суть небольшая разница.

Вообще, если говорить о модном ныне эмоциональном интеллекте, то чтение художественной литературы даст сто очков многим специальным техникам. Здесь и специальный лексикон для разговора о чувствах, и поиск себя, и сопереживание другим.

3. Образное мышление

Здорово, что сегодня можно получить наглядные доказательства: вы читаете ребёнку неспроста. Ведь иногда становится обидно: читаешь, а человек не слушает, будто вы не сказку читаете, а стиральная машина гудит.

Взволнованные американские исследователи изучили мозг детей при помощи МРТ, пока те слушали запись рассказов и фоновых шумов. Оказалось, эффект совершенно разный.

Во время чтения мозг проявляет сильную активность в тех частях, которые связаны с повествовательным пониманием и визуальными образами

Причем — любопытная штука — чем более стимулирующая среда была создана у детей дома (или, проще говоря, чем больше им читали родители), тем активнее отзывался мозг на истории. Ну да, исследования проводились на маленьких детях — от трёх до пяти, но это вовсе не значит, что преимущества чтения пропадают у более старших слушателей.

Если вы рассказываете про единорога, пляшущего на крыше гаража, человеку нужно включить воображение: представить гараж, понять, где у него крыша, нарисовать мысленно единорога и даже создать некий рисунок его танца. Мозгу есть отчего прийти в возбуждение.

4. Социальное развитие, управление вниманием

Многие родители и специалисты рассказывают, насколько нынче испортились дети: трудности со вниманием, гиперактивность, клиповое мышление. Хотя, возможно, вместо того чтобы нервничать, мы могли бы просто взять в руки книгу. Есть научные данные, которые свидетельствуют о благотворном влиянии родительского чтения на поведение детей. Оно помогает снизить риск развития проблем с вниманием и гиперактивностью.

Эксперты не вполне понимают, почему это работает, но у них есть несколько предположений. Например, есть версия, что совместное чтение делает всех «счастливее» и детям нужно меньше хулиганить, чтобы привлечь внимание взрослого. А тот в свою очередь получает больше радости от взаимодействия, особенно когда в книжке хороший конец.

Другой вариант: у детей лучше развивается социально-эмоциональная сфера, потому что они получают некие модели поведения в сложных ситуациях, инструментарий, пусть даже в виде новой лексики, для решения своих задач.

Понимание, что не ты один сегодня топал ногами и не только тебе тяжело усидеть в опере, помогает ребенку контролировать свое поведение.

5. Улучшение памяти

Слушать, как родитель, время от времени пытающийся провалиться в сон, читает о приключениях, — тяжёлый труд. Не только потому, что все время нужно кого-то будить, но и потому, что важно удерживать в памяти всех плохих персонажей, представляющих опасность, все возможные пути спасения (чтобы подсказать, если что), ну и события предыдущих восьми томов. И этот труд не проходит для ребенка даром.
Вообще, связь памяти и чтения вслух задокументирована на людях, которые сами читали вслух. Есть основания полагать, что на память слушателей это влияет не менее позитивно.

6. Снятие стресса

Если вы выбираете не сборник «Самые кровавые убийства столетия», то чтение вполне себе может способствовать расслаблению. Об этом нам говорят исследования британских нейропсихологов. Эксперименты, правда, проводились на взрослых людях, но нет оснований полагать, что на детей это будет действовать как-то принципиально иначе.

Выяснилось, что спустя уже шесть минут чтения у испытуемых замедлялся сердечный ритм, снижалось мышечное напряжение и (об этом не написано, но хотелось бы думать) они переставали дрыгать ногой. Чтение расслабляло людей гораздо эффективнее, чем прогулки на свежем воздухе или прослушивание любимых композиций.

7. Это приятно

Да, среди всех занятий, которыми мы можем порадовать детей, чтение — одно из самых замечательных. Оно увлекает. Перемещает нас в пространстве и времени. Позволяет останавливаться и общаться, смеяться и грустить, обниматься или стоять на руках. Ну а кроме того, вы в процессе работаете живой рекламой чтения.

Ах да, здесь нет пункта, что книга — источник знаний. Но что такое знания рядом с другими плюсами, особенно с возможностью стоять на руках?

Что дает чтение вслух?

Многие считают чтение вслух всего лишь промежуточным этапом на пути к «взрослому» молчаливому чтению.

И правда, что может дать это детское занятие человеку, который привык просматривать целые тома в разы быстрее школьника? Между тем регулярно читать вслух полезно не только детям, но и взрослым.

Причем для каждого возраста «громкое» чтение обладает своими преимуществами. Подробнее о них рассказываем в нашем материале.

Детям: развивает познавательную и эмоциональную сферу

Каждый ребенок начинает обучение чтению с того, что вслух пытается складывать слоги в слова. Нам этот процесс может показаться простым, но на самом деле он затрагивает несколько отделов мозга и требует от дошкольников огромных усилий.

Чтобы освоить навык чтения, детям приходится учиться соотносить слово печатное и звучащее, тренировать слуховую и зрительную память и концентрироваться на поставленной задаче намного дольше, чем они привыкли.

Читайте также:  Банановые чипсы — польза и вред

Но если все идет хорошо и взрослые поддерживают их, а не торопят, то постепенно становятся заметны изменения в интеллектуальном развитии: увеличивается словарный запас и расширяется кругозор, возрастают возможности внимания, речь звучит более плавно и правильно, а сам ребенок начинает лучше понимать и запоминать то, что ему говорят.

Правильно подобранные книги также способствуют развитию эмоционального интеллекта.

Переживая за любимых персонажей, дошколята и младшие школьники знакомятся с проявлениями различных эмоций и начинают чаще замечать их у себя и других, что впоследствии облегчает им общение со сверстниками и близкими.

Хорошо, если первое время у детей будет возможность читать по очереди с остальными членами семьи. Так они научатся не только любить книги и читать с выражением, но и внимательно слушать других людей.

-20% Король Лев. Путь короля. Книга для чтения (с классическими иллюстрациями) Твердый переплет492 ₽ В корзину

Подросткам: учит понимать других и не бояться говорить о себе

Подростки в большинстве случаев неплохо справляются с чтением «про себя» и предпочитают сами выбирать подходящие произведения.

Просьба почитать вслух может показаться им смешной, и тем не менее попробовать стоит.

Читая сказку братику или сестренке, старший ребенок улучшит взаимоотношения с малышом, а заодно научится удерживать внимание слушателя и будет меньше стесняться высказываться на публике.

Кроме того, книги дают уникальную возможность пережить опыт, способный перевернуть всю нашу жизнь, не выходя из комнаты.

Поэтому хорошо, когда взрослые вместе со своими детьми читают о дружбе, первой любви или школьной травле — и обсуждают прочитанное.

Главное — не критиковать читательские навыки и ход мыслей подростка, а участвовать в совместном чтении на равных. В этом случае книга станет вашим помощником и посредником в разговорах, которые раньше казались слишком сложными.

-14% Невидимка Элой Морено Твердый переплет511 ₽ В корзину

Взрослым: помогает воспитывать детей и развиваться самим

Чтение вслух помогает родителям привить детям любовь к книгам, обсудить многие важные вопросы и сделать отношения в семье более теплыми и доверительными.

И хотя чаще всего взрослые перестают читать детям, когда те уже научились делать это самостоятельно, большая часть школьников с теплом вспоминает об этом виде совместного досуга.

Так, по данным американских исследователей, более 80% учащихся от 6 до 17 лет признались, что любили или до сих пор любят, когда им читают. Вполне возможно, что так же обстоят дела и с российскими школьниками.

Даже если вы пока не планируете создавать свою семью, вы тоже можете извлечь пользу из чтения вслух.

Это одно из немногих занятий, активизирующих практически все отделы мозга одновременно, и самое бюджетное средство по профилактике неврозов, депрессивных состояний, нарушений памяти и даже болезни Альцгеймера.

Упражняясь в ораторском искусстве, вы заодно улучшите кровообращение в сосудах головы, задействуете важнейшие нервные пути и тем самым обеспечите бесперебойную работу мозга на долгие годы.

-17% Нестареющий мозг. Глобальное медицинское открытие об истинных причинах снижения умственной активности, позволяющее обрести ясность ума, хорошую память и спасти мозг от болезни Альцгеймера Дэйл Бредесен Твердый переплет727 ₽ В корзину

Психологи объяснили, как чтение вслух помогает запоминать информацию

Исследователи сравнили несколько способов работы с информацией и пришли к выводу, что чтение вслух наиболее эффективно для запоминания.

Психологи из Университета Уотерлу в Канаде подтвердили: прочитанное вслух действительно запоминается лучше. Этот эффект хорошо знаком школьникам и студентам. Исследователи сравнили продуктивность чтения вслух с другими методами запоминания и сделали выводы о том, почему оно оказывается эффективнее других способов работы с текстом.

По мнению ученых, чтение вслух одновременно задействует несколько каналов восприятия, а также использует эффект самореференции, «связывая» информацию с личностью читающего.

В исследовании приняли участие 95 студентов из Университета Уотерлу. На первом этапе исследования их попросили продиктовать в микрофон список из 160 не связанных друг с другом существительных.

Через две недели участников разделили на четыре группы и дали задание запомнить еще одну последовательность слов. В нее вошли 20 случайно отобранных существительных из первого списка. Одна группа читала слова «про себя», другая слушала собственную запись этих слов.

Третьей группе предложили прослушать слова, прочитанные голосом одного из экспериментаторов (мужчины или женщины в зависимости от пола участника исследования). Четвертая группа читала список слов вслух самостоятельно.

Затем студентам четырех групп продемонстрировали все 160 слов и попросили отметить, какие из них вошли в список для запоминания.

Успешнее всего с задачей справились те, кто читал слова вслух. На втором месте оказались студенты, слушавшие собственную запись. Хуже всего тест прошла группа, участники которой читали слова «про себя».

Психологи заключили, что чтение вслух помогает добиться наиболее активной вовлеченности в процесс обучения. Оно задействует и визуальное, и слуховое восприятие, а также моторную активность (движения губ).

Кроме того, при чтении вслух сильнее всего проявляется эффект самореференции (self-reference effect) — склонность человека лучше запоминать информацию, если она важна для него лично.

Ученые считают, что их выводы могут быть важны не только для учащихся. Они полезны и для пожилых людей, страдающих возрастными нарушениями памяти. По мнению авторов работы, укрепить память пожилых людей могут не только ребусы и кроссворды, но и активное восприятие информации при чтении.

Исследование опубликовано в журнале Memory.

Ранее ученые из Нидерландов пришли к выводу, что закрепить выученную информацию в памяти помогают занятия спортом. 

Улучшает ли чтение вслух память? — Научно популярный журнал SciencePop

Школьники и студенты знают, что чтение вслух помогает лучше запомнить информацию. Наверное поэтому, готовясь к контрольной работе или экзаменам, многие используют именно этот метод, который действительно работает.

Но почему? Долгое время канадские психологи из Университета Ватерлоо изучали феномен и пытались найти точный ответ на этот вопрос. Недавно им это удалось.

 Результаты своего исследования специалисты опубликовали на сайте MedizalXpress.

Испытания для памяти

В эксперименте приняли участие 95 добровольцев. Их попросили запомнить письменную информацию, используя один из четырех методов. Так, часть из них читала текст вслух или про себя, другая — слушала аудиозапись своего или чужого голоса.

В итоге результаты тестирования только подтвердили догадки ученых. Выяснилось, что те, кто читал тексты вслух, запоминали их лучше остальных (p < 0,01). Следующим по эффективности методом оказалось прослушивание записей, самым бесполезным — чтение про себя.

Как объяснить?

По мнению ведущего автора проекта Колина Маклауда, в случае, когда человек читает текст вслух, он, прежде всего, запоминает звуки собственного голоса. Именно поэтому прочитанная вслух информация воспринимается гораздо лучше и «врезается» надолго в память.

«Наше исследование показывает, что память и способность учиться действительно улучшаются в тех случаях, когда человек активно занимается тем, что он хочет выучить. Когда мы произносим слово или сопровождаем его каким-то действием, оно становится более «заметным» для нас и поэтому более запоминающимся», — рассказывает Маклауд.

Однако, как отмечают психологи, для того чтобы делать однозначные выводы, необходимо провести аналогичное исследование с намного большим количеством участников.

[myexpertblock ulink=»https://sciencepop.ru/author/tnmazina/» uphoto=»https://sciencepop.ru/wp-content/uploads/2017/04/photo_2017-04-26_14-24-123.jpg» uname=»Татьяна Николаевна Мазина» uabout=»тренинговая компания ЛОВ, тренер-методист по развитию образной памяти»]

Я согласна с выводами канадских психологов, только хочу добавить, что когда мы читаем вслух, включаются дополнительные каналы информации: кроме зрительной памяти, задействованы еще слуховая, кинестетическая и речевая память.

Поэтому мы и усваиваем информацию намного лучше.

Плюс ко всему чтение вслух вынуждает читателя следить за текстом более внимательно, это вам не просто пробежаться глазами, чтобы понять основной смысл, в этом случае на каждом слове делается акцент, информация изучается детально.

Когда информацию включают на диктофоне, задействуется только один канал восприятия — слуховой. У кого-то он работает хорошо, у кого-то не очень.

У нас у многих очень плохо выработано умение внимательно следить за чужой речью, воспринимать ее на слух. Все-таки когда читаешь сам, ты видишь, слышишь, говоришь, а когда я слушаю на диктофоне, то только слышу.

То же самое происходит и с чтением про себя, в этом случае работает только зрительный канал, из-за этого и информация запоминается хуже.

[/myexpertblock]

Застрять в чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом

Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.

Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.

Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов.

Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц.

В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».

Читайте также:  Яичница на завтрак: чем полезна и чем вредна

Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.

Оказаться в шкуре героя

В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека.

«С точки зрения биологической целесообразности это правильно.

Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги.

Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга.

Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.

Для работы и удовольствия

Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику.

Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило».

Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.

О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста.

В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие.

Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга.

При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта.

Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций.

Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией.

Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот.

А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.

Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля.

Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность.

В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.

Малоизвестная правда о чтении вслух

Чтение вслух обычно ассоциируется с детьми или людьми, которые только начинают читать. Как только человек начинает читать про себя, он постепенно отказывается от этой корректирующей техники чтения.
Но все больше исследований показывает, что чтение вслух может на самом деле оказать существенную пользу в развитии когнитивных функций — даже у опытных читателей!

Недавнее исследование Колина Маклеода (Colin Macleod) и Ноа Форрина (Noah Forrin) в Университете Ватерлоо (University of Waterloo), опубликованное в журнале «Memory», показало, что чтение вслух

существенно облегчает процесс запоминания слов по сравнению с чтением про себя. Однако это не значит, что теперь стоит заменить всю свою библиотеку аудиокнигами. В данном исследовании было проведено четыре различных эксперимента, чтобы точно определить, какие факторы отвечают за лучшее запоминание информации. Группе студентов было предложено на выбор: читать про себя, читать вслух, слушать аудиозапись чтения других людей, либо слушать их собственную аудиозапись чтения.
Способность удерживать информацию в памяти максимально проявилась при чтении вслух, что говорит о том, что влияние на запоминание оказывает не только услышанное, но и произнесенное слово.

Это происходит потому, что произнесенное слово

создаёт незабываемый опыт или впечатление. К тому же, активный когнитивный процесс кодирования слова в речь помогает кодировать его в долгосрочную память. Более того, когда испытуемые слушали аудио запись, то они лучше запоминали информацию, если она была произнесена собственным голосом.

По мнению авторов, это говорит о том, что прослушивание собственного голоса обеспечивает особый стимул самопознания, что также помогает запоминать контент.

Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, которые показали, что положительное влияние на запоминание информации оказывает впечатление, созданное чем-то необычным.

В более раннем исследовании 2010 года, проведённом Маклеодом и другими, было показано, что если все слова в тексте читать вслух, то никакого воздействия не происходит, потому, что чтение вслух становится стандартным, а не отличительным опытом.

И наоборот, воздействие возрастало, когда испытуемым давали задание, в котором какие-то слова надо было читать про себя, а какие-то вслух. Еще одно исследование, проведенное Маклеодом в 2011 году, показало, что когда два человека читают вслух одновременно, то сила воздействия на запоминание прочитанного снижается. Это происходило потому, что повторение слов другим участником эксперимента снижало восприятие собственного произношения.

Этот результат образует интересный контраст с исследованием 2015 года Виктора Буше и Алексиса Лафлера в Университете Монреаля. Группе из 44 франкоговорящих студентов исследователи предложили читать текст про себя, читать про себя двигая  губами и читать вслух. Для четвертого эксперимента студентов просили прочитать текст вслух другим испытуемым в комнате, что оказало наибольшее влияние на улучшение вербальной памяти у читающих. Наличие аудитории сделало этот момент исключительным и произвело сильное впечатление.
Хотя в исследованиях проверялись различные аспекты эффективности работы памяти при разных условиях, все результаты подтверждали, что в случаях отличия условий или сопутствующих событий от обычных, память у испытуемых улучшалась. Задействуя нашу двигательную систему и самосознание, произнося слова вслух, мы кодируем их как уникальные переживания, формируя тем самым дополнительные нейронные связи в областях мозга, ответственных за память. И, как указывает Маклеод, это также согласуется с исследованиями, показывающими, что физические упражнения и движения могут способствовать развитию когнитивных навыков как у детей, так и у взрослых, увеличивая приток крови к мозгу.

Конечно, чтение про себя имеет свои преимущества — особенно в библиотеках. Но если ситуация позволяет, повторение важной информации вслух себе — или, еще лучше, партнеру по учебе — может быть чрезвычайно продуктивной.

  • Источник

To play, press and hold the enter key. To stop, release the enter key.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]