Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
2 23979 31 Марта 2014 в 00:03
Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.
Дети с оральным вектором, как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать здесь. В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.
Обучение в школе — важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.
Развивать интеллект — непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка.
Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, — особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении.
«Сначала думай, потом говори» — залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.
Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли.
Так как задача его — оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием.
Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.
«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», — обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь.
Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше.
Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.
Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно.
Можно выбросить радио и телевизор — фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится.
Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.
Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус».
Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги.
Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше.
Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).
Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг.
Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.
По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто.
Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно.
Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.
При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом.
Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания.
Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.
С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.
Чтение — это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы.
Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный.
Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.
Когда молчание не золото: слушаем наших детей
Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания.
Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие.
Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.
В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.
Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе — уже нет.
Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал.
С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.
Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая.
Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам.
Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.
Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.
В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.
Роль литературы в развитии
Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта — ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.
Декламация стихов — это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения — значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.
Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное — практикует их.
Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.
Речевая коммуникация и объединение на идее
Реализация орального вектора — это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей.
Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать — это уже вопрос, который должен беспокоить родителей.
Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь — в случае с оральным человеком возможны все варианты.
Развитый вербальный интеллект — это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль.
Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит.
Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком — когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком — когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень — более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.
Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями.
Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа.
Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.
Корректор: Елена Лавецкая
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
20 способов, Как научиться шутить в любой ситуации и Психология юмора
Юмор присутствует во всех сферах культурах, это универсальный социальный аспект личности. Ученые доказали, что у людей есть специализированные мозговые контуры, отвечающие за смех и чувство юмора.
Означает ли это, что человек без чувства юмора обречен? Отнюдь. О том, как научиться шутить в любой ситуации, написано много книг и статей. При должном терпении и тренировках человек способен повысить качество юмора в разы.
Что делает шутку смешной — Психология юмора
Несмотря на то, что юмор заложен генетически, культурные нормы общества дают примерный ориентир – что смешно, а что нет. По мере развития цивилизации создавались новые способы и стили шуток. Юмор стал универсальным способом общения.
Психологи делят юмор на 4 компонента:
- Социальный контекст. Люди шутят и смеются чаще в компании, чем когда находятся в одиночестве. Юмор является своеобразной формой взаимодействия в виде игры. Люди пользуются им, чтобы привлечь друг друга.
- Когнитивноперцептивный процесс. Чтобы пошутить, человек вынужден генерировать у себя в голове информацию, что-то вспоминая, компонуя элементы из прошлого. В этом есть элемент творчества.
- Эмоциональная реакция. Смех является выражением радости в ответ на шутку.
- Вокальноповеденческое выражение смеха.
Юмор – это своего рода стимул, на который реагирует собеседник. Он либо смеется, либо ведет себя сдержанно, удивленно, раздраженно. Что есть такого в шутке, чтобы ее восприняли, как смешную? Как научиться тонко шутить? Должна быть мысль или текст, который бы человек посчитал забавным, нелепым, неординарным.
Специалисты по эволюции Мэтью Джервейс и Дэвид Уилсон назвали 3 когнитивных компонента, помогающих правильно шутить:
- несоответствие;
- неожиданность;
- игривость.
Это ядро любых шуток, от ироничных высказываний, поддразниваний до детских игр с ребенком.
Исследования мозга показали, что за восприятие юмора отвечают те же участки, что отвечают за боль.
Шутка – это продукт реакции нервной системы на парадоксы и несовпадения.
Лобные доли реагируют, когда что-то происходит не так, человек шутит, чтобы защититься от дискомфорта. Людей, склонных к депрессиям и глубоким эмоциональным переживаниям, отличает особое остроумие.
Теории смешных шуток
Ученые выделяют 3 теории, помогающие разгадать тайну, как шутить остроумно:
- Несоответствие ожиданиям. Люди смеются от неожиданности.
- Теория превосходства. Собеседник смеется от злорадства, что кто-то или что-то хуже,чем у него. В этом есть элемент самоутверждения.
- Теория переживания. Шутка как способ снятия напряжения и снижения тревоги.
Специалист Виктор Раскин дает совет о том, как научиться круто шутить: любую шутку делает смешным наличие двух несовместимых ситуаций, то есть должно присутствовать несоответствие или даже абсурд.
Том Витч полагает: что дело не только в наличии противопоставления ситуаций. Одна ситуация вписывается в пределы нормы, другая выходит за грани морали, законов природы и цивилизации.
Исходя из данных подходов, можно вывести 2 причины, по которым некоторые шутки проваливаются:
- Собеседник не знает или не осознает парадокс, заложенный в шутке. Он понимает, что во фразе присутствует юмор, но не знает, над чем смеяться.
- Нарушаются какие-либо моральные установки или ценности слушателя. То, что для одного смешно, для другого оскорбительно.
Как научиться смешно шутить, чтобы собеседнику было весело и интересно? Шутки рождаются и воспринимаются в голове: в лобной доле анализируется услышанная информация, в правой решается – смешно или нет.
Можно ли научиться шутить?
Поскольку юмор – биологически предопределенный фактор, научиться создавать остроумные фразы, если нет чувства юмора, очень сложно. Но можно понять механизм создания шуток, которым пользуются профессионалы.
Как научиться хорошо шутить и удивлять людей остроумием? Книга – одно из лучших средств. Лучше всего подходят сочинения классиков сатирического жанра – Ильфа и Петрова, Гоголя, Чехова, Эдгара По. Широкий кругозор и эрудиция помогают увидеть нелепые и забавные моменты в современной жизни.
Способы, как смешно шутить
Людей, желающих производить впечатление, интересует, как научиться шутить и быть веселым, чтобы привлекать людей.
Юмор хоть и причисляют к сфере спонтанности и творчества, на деле оказывается не все так просто. Некоторые приемы и техники требуют вдумчивости и тренировок.
Существует проверенные способы.
Кручу-верчу. Самый простой прием, позволяющий быстро шутить. Нужно поменять местами слова, предложения или даже буквы (Федор Конюхов — конюх Федоров). Не стоит искать смысл в перевертышах. Их цель – поднять настроение.
Внести новизну. Люди употребляют в речи множество устойчивых выражений, фразологизмов, штампов. Внести новое – значит в опостылевшее выражение внести перчинку в виде нового слова («порох в пороховницах, ягоды в ягодицах»). Чем более уместна замена, тем лучше.
Как слышится. Суть метода в том, чтобы не обращать внимание на контекст ситуации, а сосредоточиться на детали («Почему орел убил козу? Потому что в Орле плохая экология»)
Преувеличение. Как говорил один известный комик: « Если в математике 1+1= 2, то в юморе 11. Иногда гиперболизация фактов делает ситуацию не странной, а смешной. Например, «Я не могла уложить ребенка спать. Так громко крикнула на него, что соседи за стенкой тоже решили укладываться».
С ног на голову. Это метод требует сноровки, поскольку не так прост, как предыдущие. Как хорошо шутить, используя данный метод? Нужно переворачивать популярное разговорное клише. Например, «Я готов отдать правую руку, потому что все могу решить одной левой»).
Противопоставление. Шутки состоят из двух, не сочетающихся между собой фраз. «У нее был изжелта-бледный цвет лица, который, впрочем, компенсировался ярким румянцем на носу». Заключительная часть высказывания противоречит первой, но развивает ее.
Ложное усиление. В шутке вторая часть высказывания опровергает первую («Никогда такого не было и вот опять», «Бросать курить легко, я бросал раз пять» Марк Твен. ).
Абсурд. Смысл в том, чтобы настолько гиперболизировать какую-то мысль, чтобы она стала нелепой и смешной. Один из вариантов – доведение до абсурда какой0либо мысли собеседника. Доведение до абсурда может происходить двумя путями — чрезмерного усиления или смягчения. Пример, «Если человек дурак – это надолго».
Остроумные нелепости. Оно достигается благодаря наличию абсурдной ситуации, которая обыгрывается. Произведение «Алиса в стране чудес» соткано из таких шуток. Пример объявления «Вход бесплатный. Детям скидка».
Парадокс. Незначительные изменения в тексте делают его пикантным и остроумным. Пример, известный анекдот:
Урок в школе. Учительница:
— Вовочка, ты можешь привести мне пример парадокса, одновременного грустного и смешного?
— Клоун умер от скуки!
Все представленные приемы, отвечают на вопрос, как научиться остроумно шутить, и что для этого нужно делать, однако не стоить забывать о деталях. Одно из условий хорошей шутки – это ее уместность. Остроумная фраза, произнесенная не вовремя, выглядит глупо и некрасиво.
Упражнения, чтобы научиться научиться тонко шутить
Чувство юмора очень помогает в общении. Шутки сближают людей, разряжают обстановку, объединяют. Узнать, как научиться шутить в разговоре, можно из книг.
Один из популярных трудов, посвященных шуткам, книга Юрия Тамберга «Как развить чувство юмора». Это наиболее известная и популярная публикация для тех, кто хочет овладеть искусством остроумия. В ней автор дает конкретные рекомендации по созданию шуток.
Популярные упражнения для тех, кто хочет выделиться остроумием в компании:
- Поиск ассоциаций. Нужно выбрать предмет и найти к нему 5-10 вещей, чем-то похожих. Нужно не просто их найти, но и понять, в чем сходство, что вызвало ассоциацию. Такой прием повышает скорость реакции, помогает шутить на ходу.
- Чтение литературы. Для расширения кругозора пойдет классика из школьно программы и то, что по душе. Желательно, чтобы текст был художественным, с обилием метафор, гипербол, сравнений. Умение интеллектуально шутить – большой бонус в глазах аудитории.
- Сочинение стихов. То, что не вызывает улыбку в прозе, может хорошо восприниматься в рифме. Если со стихами все плохо, можно потренироваться находить пары слов, схожих по звучанию или смыслу.
- Развитие творческого мышления. Нужно взять любой предмет и найти 10-15 способов его нестандартного применения.
- Использование иронии. Еще один способ развития креативности – придумывать названия для фото или картинок. Не обязательно должно получаться смешно. Смысл в том, чтобы учиться видеть мелкие детали, нюансы сюжета. Чем больше подписей придумано, тем лучше.
- Самоирония. Умение смеяться над собой – высший пилотаж. Это упражнение не только развивает нестандартное мышление, но и раскрепощает. На листочке следует написать три своих недостатка, а затем несколько остроумных вариантов ответов на случай, если кому-то вздумается заняться критиканством. Умение прикольно отвечать на токсичность собеседника – прекрасное качество.
- Позитивное мышление. В течение дня следует записывать все забавные, смешные или просто хорошие моменты, которые порадовали. Человек, умеющий видеть вокруг смешные ситуации, заряжен на юмор.
- Поиск положительных моментов. Необходимо выписать несколько спорных ситуаций, а затем написать несколько вариантов, как ответить с юмором.
- Аббревиатура. Упражнение для развития творческого мышления. Нужно выписать все известные аббревиатуры и придумать новую, желательно смешную расшифровку.
- Поиск сходств. Нужно найти общие черты у совершенно разных предметов. Например, стола и троллейбуса, кота и циркуля. Чем больше вариантов, тем лучше.
Задания не так просты в реализации, как кажется. На их выполнение уходит довольно много времени. Терпение тренировки дадут хороший результат.
Советы
Понимание шуток и юмора – вещь субъективная. Не стоит пытаться шутить, как Павел Воля или другие известные комики. Они стали известными именно благодаря своему неповторимому стилю. Нужно создавать свой собственный образ.
В качестве аудитории для отработки навыком комика лучше всего подходит ближайшее окружение – друзья, семья. Важно помнить, что шутить и подкалывать нужно по-доброму, сохраняя личные границы других людей, никого не оскорбляя.
Хорошее чувство юмора важно для любого человека, независимо от пола. Как научиться шутить девушке, чтобы не выглядеть глупо? Такая вероятность не исключена, особенно на первых парах. В этом случае следует обратиться к самоиронии.
Ничто не обезоруживает противника, как смелость шутить над собой. Если боязнь опростоволоситься все же сильна, можно начать шутить с мужем или молодым человеком.
Они вряд ли станут отпускать едкие замечания, скорее подскажут, как можно научиться шутить.
Юмор, как ни странно, можно найти даже в неприятных и болезненных моментах. Нужно искать то, что раздражает. Возможно, это какие-то неприглядные черты личности, поступки, социальные явления. Этим приемом часто пользуются известные комики.
Для «обкадки» чувства юмора отлично походят социальные сети. Правда, для этого требуется определенная смелость. Можно научиться красиво шутить, выкладывая посты с шутками собственного сочинения и анализируя реакцию аудитории. Будет понятно, какие шутки «заходят» лучше, какие вообще не воспринимаются.
Отличный способ развить чувство юмор – учиться у других, кто в этом преуспел. Можно смотреть знамениты комедийные сериалы, выступления любимых артистов. Не лишним будет узнать о творчестве зарубежных комиков.
В западной культуре есть понятие «hack». Это шутки на тему смерти, болезней, секса. С ними нужно быть осторожным. Одних людей легко рассмешить, другие не поймут такой юмор.
В заключении
Люди с хорошим чувством юмора могут не только рассмешить аудиторию, но и привлекать большое количество людей, помогать преодолевать хандру и другие невзгоды.
Главная » Личностный рост » 20 способов, Как научиться смешно и остроумно шутить, Психология юмора
С какого возраста и как развивать чувство юмора у ребенка: отвечает педагог
О значении чувства юмора у детей до 7 лет, этапах его становления и способах развития «Летидору» рассказала Валентина Третьякова, педагог школы Wunderpark International School.
Сегодня, в XXI веке, когда мы стремимся дать нашим детям максимум полезных навыков для счастливой и успешной жизни в быстро меняющемся мире, навык чувствовать юмор можно назвать одним из базовых — как в профессиональной, так и в личной жизни человека.
Как говорил немецкий писатель-романист Вильгельм Раабе, «юмор — это спасательный круг на волнах жизни».
По поводу самой трактовки понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора включает в себя единство мотивации, смыслов, психологических и интеллектуальных характеристик.
Чувство юмора основано на природе несоответствия.
Несоответствие — это ключевой фактор, определяющий юмористический характер явления. Все забавное нелепо, удивительно, своеобразно, необычно или не соответствует тому, что мы обычно ожидаем.
- Чувство юмора имеет огромное значение как для взрослого человека, так и для ребенка. Оно выполняет три типа функций:
- • эмоциональные,
- • социальные,
- • интеллектуальные.
Эмоциональные функции юмора. Чувство юмора — это инструмент, который помогает ребенку видеть вещи с различных сторон, находить положительные моменты в трудных ситуациях, быть непосредственным, применять нетрадиционные подходы и идеи, смотреть вглубь вещей, наслаждаться и принимать участие в игре.
Детский юмор выполняет и ряд социальных функций. Дети, которые шутят чаще сверстников, активно участвуют в общественной жизни, по мнению окружающих, являются более общительными. Юмор создает непринужденную среду для общения. Трудно недолюбливать того, кто заставляет вас улыбаться!
Дети с развитым чувством юмора чаще занимают лидерские позиции в коллективе сверстников.
Интеллектуальные функции. Развивая чувство юмора, дети могут контролировать свое настроение и эмоции.
Кроме того, оно помогает утвердить самооценку, поскольку по ответной реакции на их шутки дети могут понять, как к ним относятся окружающие.
Юмор, с одной стороны, зависит от развития когнитивных навыков, а с другой — помогает развивать интеллект, воображение, творческое мышление.
Для того чтобы развивать чувство юмора, нужно уметь не только своевременно его применять. Нужно понимать детский юмор, что порой бывает нелегко.
Известный специалист по возрастной психологии П. Макги предположил наличие нескольких стадий развития юмора у детей, которые способствуют общим тенденциям когнитивного развития.
• Первый этап начинается с 1,5 лет и называется «несоответствующие действия по отношению к объектам». Дети начинают играть, воображая себя кем-то и придавая предметам вокруг себя новые, несвойственные им функции.
Например, ребенок может приложить к уху лист и начать говорить в него, как в телефон. Важно, чтобы ребенок понимал «неадекватность» собственных действий.
Само обучение же чувству юмора состоит в том, что ребенок постепенно замечает реакцию смеха окружающих его взрослых на свои действия.
Позже они намеренно повторяют такие действия несоответствия, чтобы насмешить окружающих.
• Второй этап начинается с 2 лет и подразумевает понимание несоответствия названия объектов и событий.
Сейчас малыш забавляется тем, что называет собаку кошкой, ногу рукой, а ухо носом.
Юмор возможен при условии, что дети знают и умеют употреблять слова и названия правильно.
Чувство юмора будет развиваться вместе с развитием речи.
• Третий этап наступает у большинства детей старше 3 лет. Мы можем назвать его этапом «концептуального несоответствия». Юмор связан со способностью выделять ключевые признаки объектов и группировать по нескольким признакам.
Смешным может оказаться кукарекающий кот с павлиньим хвостом.
Чувство юмора будет развиваться вместе с развитием математического мышления.
• Четвертый этап характерен для детей старше 7 лет. Происходит серьезный скачок в развитии мышления, и юмор принимает сложные формы.
Он основан на понимании двойственности, каламбуров, игре слов.
Чувство юмора развивается с развитием когнитивных навыков, воображения, коммуникации с другими людьми, речи.
Специалисты рекомендуют сделать юмор общесемейным. Для этого необходимо обмениваться шутками со всей семьей — это поможет ребенку понять социальную природу юмора и быть более ответственным в его выражении.
Родители должны подавать пример детям и не использовать (по крайней мере, в их присутствии) агрессивный юмор.
- Первый и главный принцип — это развитие эмоционального интеллекта. В дошкольном возрасте он развивается в условиях близких, доверительных и добрых отношений в семье.
- Взрослым самим нужно чаще находиться в хорошем настроении, позитивно воспринимать реальность и шутить — над собой, вместе с ребенком, вместе с друзьями.
- Развитие когнитивных навыков: восприятие, память, внимание, воображение.
- Развитие математического мышления: умение строить причинно-следственные связи, логика, пространственное мышление, критическое мышление и так далее.
- Развитие речи: разговаривать с ребенком, обсуждать разные темы, читать интересные книги, истории.
- Играть в игры на развитие чувства юмора.
Последний пункт рассмотрим подробнее.
В них можно как играть всей семьей, так и организовать индивидуальную игру для ребенка.
• Составляйте предложения, в которых слова начинаются на одну букву. Это помогает пополнить словарный запас и развить гибкость мышления.
Например, «Вся Вселенная велит Васе валяться в восхитительных восточных васильках».
Или «Маленькая мурлыкающая Мурка мяукнула: «Молока!», «Округлые облака облетают острова».
• Ищите слова, которые имеют несколько значений, подбирая к ним картинки. Например, игла, молния, спутник, кран, линейка, кисть и другие.
• Находите варианты оригинального использования вещи. Попросите ребенка придумать 2-3 и более способов использования любого известного ему предмета.
• Ищите сходства. Попросите детей найти сходства у самых непохожих объектов. Например, волна и стол, лампа и хлеб.
• Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Это может рассмешить не только детей, но даже очень серьезных взрослых!
• Придумывайте истории про себя. Предложите ребенку придумать смешную историю про себя, родителей, друзей.
• Используйте головоломки и проводите опыты. Но помните, что здесь очень важно выбирать то, что соответствующие возрасту вашего малыша.
• Поддерживайте попытки ребенка рассмешить вас и окружающих.
И обязательно делайте акцент на хорошем настроении и удовольствии от совместной деятельности.
Будьте лояльны к своим и детским ошибкам, радуйтесь новым придумкам и находите время на то, чтобы вместе с детьми создавать что-то новое и смешное!
Depositphotos
Правда ли, что 30 лет назад дети раньше начинали говорить? — 47 ответов на форуме Woman.ru
47 ответов
Последний — 29 марта 2015, 21:46 Перейти
Гость
Автор, щас посмотрела свою детскую мед. карту. Там написано, что говорить начала в 8 месяцев. Думаю, что явно не целыми фразами)))
эгоистка
раньше в полгода в детсад отдавали а там уже социализация ребенка быстрее шла…
Мистер-*****
Брехня. Зато у моего дедушки при Сталине ещё член стоял!
Гость
Автор, щас посмотрела свою детскую мед. карту. Там написано, что говорить начала в 8 месяцев. Думаю, что явно не целыми фразами)))
Гость
Да, это так. Раньше мамашки не гнались за ранним развитием и не перегружали жетский мозг информацией. А он бытовую, жизненную инфо пока с трудом систематизирует. Проверила, к сожалению, на старшенькой. Не говорила, пока не перестала ее мурыжить с книжками, картинками, словами.
Гость
А еще раньше в 3 года уже огород пололи.
Стр@нный
Наше поколение осмотрелось по сторонам и пришло к выводу, что взрослеть совсем не обязательно. Можно не жениться/выходить замуж, заводить детей, тащить семью. Вместо этого можно смотреть мультики, сутками сидеть за играми и есть сладости. Это ведь лучше, верно? Мы делаем выбор в пользу страны вечного детства.
Книги о Гарри Поттере, Властелине колец, приставки, игрушки прочно обосновались в наших комнатах. Мы бежим от слов как от огня: ответственность, выбор, отчет, работа. Нам никто не объяснил, как надо взрослеть. Нам страшно. Я бы мог еще много об этом писать, вдохновлять и мотивировать.
Но мне пора перечитывать Гарри Поттера.(с)
Аля
Да, это так. Это следствие того, что женщины получили возможность выбирать отцов своим детям самостоятельно. А так как из двух мужчин женщина выберет более похожего на обезьяну, цивилизация покатилась обратно к обезьянам.
Автор
Моя мама рассказывает, что раньше в полтора года практически все дети уже говорили фразами, если нет, то это считалось отставанием. Я по ее словам заговорили в год и 3 месяца, брат даже раньше. Сейчас, сколько живу, вообще ни одного ребенка не видела, чтобы в этом возрасте говорили, максимум мама-папа-баба. Сын вообще к 3 годам ближе начал. Это на самом деле так и в чем причина?
Гость
Ещё, что сидеть в 6 месяцев, стоять в 7, ходить в 10. Не знаю нормально это или нет. И как сейчас не знаю — своих пока нет.
Гость
Ваша мама преувеличивает. У меня свекровь такая утверждает что муж пошел в 7 мес, всегда рассказывает историю как в 6 мес дала ему погрызть куриную ногу итд. Такая бредятина если честно.
Гость
Не помню)) мне кажется полтора-два года что ли)У подруги вот помню дочка рано говорить начала, но она ей на магнитофон сказки начитала своим голосом и постоянно его включала, та слушала и начала повторять за мамой слова быстро
Почему одни дети начинают говорить рано, а другие долго молчат?
КТО?ЧТО?ГДЕ?КТО?ЧТО?ГДЕ?
Рассказываем по порядку — обратите внимание, возраст, в котором «должно» происходить любое развитие, не указывается сознательно. Диагнозы по Интернету ставить опасно и неумно, каждого конкретного ребенка должен вживую осматривать профильный специалист, если родителей волнует какой-то момент в поведении или росте малыша. Мы всего лишь описываем объективные причины, которые могут повлиять на формирование и развитие речевых навыков детей.
По какой-то не вполне понятной причине девочки развиваются быстрее мальчиков. Возможно, это связано с тем, что женская нервная система в принципе устроена более гибко, нежели мужская.
Мамы разнополых двойняшек в целом подтверждают эту мысль: девочки начинают ходить и говорить чуть раньше своих братьев. Разумеется, это никак не означает того, что годовалый мальчик Петя обязательно заговорит позже, чем его сверстница Маша.
Может быть, в каком-то конкретном случае все произойдет совсем наоборот.
Тут может быть полная лотерея. Никакой прямой взаимосвязи не выявлено: у молчаливых родителей-интровертов вполне могут родиться очень разговорчивые дети-экстраверты, в придачу наделенные совершенно ураганной энергией.
Повторение за окружающими
А вот тут связь самая прямая. Если мама разговаривает с малышом, тщательно артикулируя звуки, если он с рождения слышит песенки, спетые родным голосом, если у него есть старшие братья или сестры, которые проводят много времени рядом, — во всех этих случаях ребенок довольно рано начнет повторять звуки, слоги и слова.
Для формирования нормальной речи очень важно, чтобы головной мозг развивался нужными темпами. Те его отделы, которые отвечали за произнесение слов, стимулируются к росту мелкой моторикой рук.
Другими словами, речь ребенка почти буквально привязана к кончикам его пухленьких пальчиков. Очень хорошо давать ему перебирать в игре мелкие предметы — сушеные бобы, шарики и кубики, детали конструктора «Лего».
Маленьким детям очень полезно трогать ладошками разные текстуры — гладкую клеенку, полиэтилен с пупырышками, ворс ковра, пушистое полотенце. Малыши очень любят мять, рвать, комкать и перебирать кусочки разных бумажек или фольги — нужно обязательно давать им такую возможность.
Разумеется, такие игры с мелкими предметами должны происходить под неусыпным контролем взрослого человека, чтобы кроха не подавилась маленьким кусочком.
Важно отметить, что задействованы должны быть обе руки — или та из них, которую выбирает сам малыш. Уже установлено, например, что переученные левши часто сталкиваются с трудностями при формулировании мыслей, они могут заикаться и менять слоги в словах местами.
Сперва младенец производит звуки, затем начинает лепетать, потом в ход идут слоги — ба, ма, па, которые впоследствии начинают удваиваться и утраиваться, а слова в понятном взрослым виде появляются гораздо позже. Родителям хорошо обзавестись привычкой фиксировать в дневнике развития малыша время перехода от одного этапа к другому.
Это стоит сделать для того, чтобы логопед или другой профильный специалист мог оценить темпы формирования речи в динамике.
Остановка на одном из этапов или его пропуск иногда могут служить сигналом к консультации с лором, чтобы исключить проблемы роста слухового аппарата или своевременно выработать подход к лечению, если у малыша будет диагностирована та или иная особенность слуха.
Правильность речи взрослого
Те из детей, к которым обращена нормальная человеческая речь родителей, начинают говорить раньше и чище, чем те, с которыми сюсюкают и радостно повторяют неверный вариант слова. Разумеется, исковерканные детьми слова звучат чаще всего очень забавно и мило, но стоит все же очень мягко корректировать произнесение слова крохой.
Индивидуальные особенности ребенка
На развитие ребенка в целом влияет то, как проходили его роды, как протекала беременность мамы и множество других факторов, каждый из которых может иметь прямое значение при формировании способности говорить.
Не стоит сравнивать вашего ребенка с детьми ваших друзей или соседей, чтобы не волноваться попусту и не предъявлять к вашему чаду завышенных ожиданий: они могут стать причиной серьезных психологических комплексов в будущем.
В конце концов, некоторые из признанных гениев, по утверждению их биографов, довольно долго молчали — зато однажды поразили мир научным открытием или шедевром искусства.