Жизнь и творчество Анатолия Константиновича Лядова
Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой. Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире.
Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал его отец, известный дирижер русской оперы.
Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста.
Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было.
Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта — все это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нем некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.
В 1867—1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А.
Дубасова (фортепиано), а с 1874 года — в классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование своего ученика «Талантлив несказанно».
И несмотря на то, что учебный процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из «Мессинской невесты», по Шиллеру».
В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчеркивал в своих высказываниях, что «слава, приобретенная романсами, — дешевые лавры».
Еще будучи студентом, Лядов при содействии Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным, Стасовым и приобщение к высоким идеалам кучкистов.
И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции.
Именно от нее унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые пронес через всю жизнь.
В середине 1880-х годов Лядов вошел в состав нового объединения петербургских музыкантов — «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов.
Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений.
Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы.
Анатолий Константинович Лядов. Портрет работы И. Репина(1902).
Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому.
Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным.
Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы «30 лет на одной квартире — зимой; 30 лет на одной даче — летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», — отмечал А. Н. Римский-Корсаков.
Типичный петербургский интеллигент конца века, Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности.
В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов, в силу своей природной инерции и вялости, боялся «сдвинуться с места».
Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году.
В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачеву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей.
С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке все время ощущается неудовлетворенность жизнью, собой, своим творчеством.
Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся.
Â
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность. Одна из причин этого — материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой.
В 1878 году он был приглашен в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он еще и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов.
Среди его учеников Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов.
Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, — писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим… » Вдобавок, с 1879 года он активно занимался дирижерской деятельностью.
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную манеру исполнения.
Обращение Лядова к фортепианному творчеству явилось вполне естественным. Лядовские фортепианные пьесы — своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображенных во внутреннем мире художника.
Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением.
История жизни Анатолия Константиновича Лядова
В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры.
Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей.
«Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами — жемчужинами сердца».
Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста.
Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка.
Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.
Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен», написанные Лядовым в 1887—1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток, присказок.
Â
В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души.
Композитор подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор — ласковый и добрый.
Но почти все они оставляют на душе чувство легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни.
«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен» — писал известный музыкальный критик Витол.
Публикация первого из четырех сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал еще в 1880-е годы.
Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен.
Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его жизни.
Более всего удавались ему сочинения, связанные с тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.
Â
Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904—1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности.
Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.
- Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образам и Метерлинка.
- «Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».
- Â
- Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.
- Композитор умер 28 августа 1914 года.
Российскую технологию дистанционной реабилитации представят врачам из Евразии
– Константин Викторович, почему вы решили разработать технологию дистанционной реабилитации?
– Необходимость в ней назрела давно, так как у травматологов и ортопедов все больше возможностей для проведения высокоэффективных оперативных вмешательств с применением высоких технологий, но затем необходимо сохранить полученные результаты и обеспечить физическое, а также психологическое восстановление пациента.
Особенно остро эта проблема встает после того, как человек выписан из стационара, но у него имеются ограничения в подвижности, из-за которых отсутствует возможность посещать реабилитационный центр. К тому же далеко не везде есть квалифицированные специалисты в области реабилитации.
А представление о том, что больные смогут самостоятельно заниматься дома, ошибочно.
– Расскажите, как организован процесс дистанционной реабилитации?
– Мы называем эту технологию дистанционно-контролируемой реабилитацией, потому что в основе лежит регулярный контроль инструктора в режиме онлайн над восстановительным процессом. Все начинается с отбора пациентов по специальной методике.
Затем медицинский специалист вместе с медтехниками приезжают к пациенту домой и устанавливают специальное оборудование, а также видео-конференц-связь через интернет. Пациент и его родственники получают инструкции, как организовать процесс занятий. Формируется программа реабилитации на 21 день и устанавливается время выхода в эфир инструктора и пациента.
Благодаря этому человек постоянно чувствует поддержку, может задать волнующие его вопросы, а инструктор в любой момент может подключить к работе нужных специалистов – клинического психолога, логопеда, невролога, эндокринолога, физиотерапевта, чтобы обсудить результаты и скорректировать уровень нагрузки.
В конце периода реабилитации группа медицинских специалистов оценивает результат по международной классификации. Они выезжают на дом к пациенту для осмотра и оценки его состояния, после чего оборудование вывозится.
– На какие группы пациентов рассчитана методика?
– На широкий спектр заболеваний, связанных с нарушением двигательных и когнитивных функций организма. Мы оказывали помощь пациентам после инсультов и эндопротезирования, после тяжелых черепно-мозговых и спинальных травм, после тяжелых комбинированных операций: на костях таза, верхних конечностях, плечевом суставе.
Тем самым лечебное учреждение может уменьшить затраты, связанные с пребыванием пациента в стационаре, притом что качество оказываемой помощи не снижается, а восстановительный процесс проходит в комфортных для больного домашних условиях. По нашим расчетам, сейчас в среднем по России на двухнедельный реабилитационный курс второго этапа требуется 44-48 тыс.
рублей, а дистанционный курс обходится в 22-24 тыс. Возможность дистанционной работы существенно расширяет охват пациентов, освобождает временные, финансовые и другие ресурсы для оказания помощи больным с наиболее тяжелыми патологиями, которым требуется реабилитация второго этапа в стационаре.
Однако эту технологию могут использовать не только реабилитационные, но и хирургические, геронтологические центры, санатории, дома проживания пожилых людей.
– Существуют ли аналоги технологии, которую разработала ваша научная группа?
– Аналогов нет ни в России, ни в других странах.
Два года назад мы впервые рассказали о нашей технологии за рубежом, на конференции в Глазго, и тогда иностранные коллеги высказали сомнение в ее экономической целесообразности, так как, по их мнению, работа с инструктором онлайн будет стоить дорого.
Но мы на практике доказали не только социальную, клиническую, но и финансовую эффективность технологии, все методические решения полностью проработаны.
Мы уверены, что дистанционно-контролируемая медицинская реабилитация может стать полноценной заменой части стационарных услуг, и готовы делиться опытом. В медицине есть целый ряд направлений, где Россия выступает первой. Надеюсь, что дистанционная реабилитация станет одной из них, тем более что специально для этой технологии отечественные инженеры разработали инновационное мобильное оборудование.
– В чем его инновационность?
– В сотрудничестве с нашей научной группой производственная компания «Орторент» предложила комплексное решение для дистанционно-контролируемой реабилитации, она же осуществляет техническую поддержку внедрения проекта на территории России.
На данный момент существует линейка из 15 механотерапевтических аппаратов со специальным программным управлением для восстановления двигательных функций, в ближайшей перспективе серия расширится.
Основное отличие наших аппаратов от зарубежных аналогов в том, что они генерируют протокол лечебного процесса, что обеспечивает обратную связь и пациенту, и врачу.
Предусмотрена возможность настраивать их на любой рост, даже ребенка, и затем дистанционно регулировать работу приборов, меняя нагрузку на организм. Вскоре производитель получит сертификат соответствия СЕ, который позволит поставлять аппараты в Европу.
– Сколько российских пациентов уже прошли курс дистанционной реабилитации?
– По подсчетам специалистов «Орторента», примерно за 4 года развития проекта курс реабилитации с использованием их оборудования прошли уже около 2500 пациентов. Мы начали применять технологию в столице России в 2013 году при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.
В ноябре 2016 года дистанционная реабилитация была успешно внедрена в Ивановской области на базе Медицинского центра «Решма» ФМБА России. С весны 2017 года методику активно осваивают врачи Республики Татарстан, сейчас к проекту присоединяется Пермский край, есть заинтересованность у Тюменской области и ряда других субъектов РФ.
Я уверен, что в ближайшие 2-3 года мы будем наблюдать взрывное развитие дистанционно-контролируемой реабилитации, особенно после принятия в России закона о телемедицине и включения системы дистанционного консультирования в программу ОМС, так как Министерство здравоохранения РФ на практике убедилось в ее эффективности и оказывает нам всестороннюю поддержку.
– Расскажите о приоритетах вашей научной группы при дальнейшем развитии технологии.
– Мы работаем над тем, чтобы сделать ее максимально доступной за счет использования мобильной связи. Уже разработано специальное техническое решение совместно с отделом инноваций МТС, мы подписали соглашение на тестирование программы.
Это позволит использовать не только видео-конференц-связь и выделенную линию интернета, но и обычные смартфоны, с помощью которых изображение будет выводиться на экран компьютера, где пациент и инструктор смогут видеть друг друга.
Но при этом необходимо использовать специальную систему контроля качества для подтверждения эффективности и безопасности процесса реабилитации.
Академику Лядову Константину Викторовичу — 60 лет!
Константин Викторович Лядов родился 23 декабря 1959 года в Москве.
В 1982 году окончил Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова и в 1984 году — хирургическую ординатуру. В 2002 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1992- 1997 гг.
— в Спасо-Перовском госпитале Мира и милосердия: врач-хирург, зав. 1 хирургическим отделением, зам. гл. врача по лечебной работе. В 1997-2001 гг. — главный врач Московской центральной клинической бассейновой больницы, в 2001-2003 гг.
— директор Государственного медицинского центра Минздрава России, в 2003-2006 гг. — исполнительный директор Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, с 2006 года возглавлял ФГБУ «Лечебно-реабилитационный центр» Минздрава РФ. В 2017-2018 гг.
— директор Кластера, директор Бизнес-единицы АО «Группа компаний «Медси». С 2018 года по настоящее время является генеральным директором ООО «ММЦ «Клиники Лядова».
В 2006-2014 гг. — зав. кафедрой клинической реабилитологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, ныне — профессор кафедры спортивной медицины и медицинской реабилитации.
Член-корреспондент РАМН с 2004 года, член-корреспондент РАН с 2014 года, академик РАН c 2016 года — Отделение медицинских наук.
Специалист в области клинической реабилитологии.
Академик К.В. Лядов — российский медик, хирург и реабилитолог. По праву считается одним из пионеров внедрения новых современных технологий в реабилитацию. Разработал методики реабилитации после инсульта, черепно-мозговой испинальной травмы, онкологических заболеваний.
Одним из первых внедрил в работу лечебного учреждения технологию Fast track хирургии (технология быстрого восстановления), значительно улучшив эффективность работы хирургических отделений.
Ведущий эксперт в реабилитации больных после инфаркта миокарда с поражением опорно-двигательного аппарата и реабилитации больных с травмами.
Основные научные результаты К.В. Лядова:
разработаны научные основы и внедрены программы быстрого восстановления пациентов после хирургических вмешательств; создан алгоритм реабилитации после тотального эндопротезирования крупных суставов нижних конечностей, включающих новые современные технологии оперативной техники, адекватную интраоперационную анестезию, полноценное обезболивание в ранний послеоперационный период, восстановление стереотипа ходьбы, начиная с первых суток; разработаны и внедрены в клиническую практику программы лечения, включающие нутритивную поддержку, адекватное обезболивание, систему лечебной физкультуры, направленную на быстрое восстановление и профилактику вторичных осложнений для пациентов, перенесших оперативное вмешательство на органах брюшной полости по поводу злокачественных образований; разработана и внедрена в практику методика поэтапной реабилитации больных с неврологическими заболеваниями и травмами, начиная с самых ранних этапов нахождения в стационаре; созданы и внедрены комплексные программы реабилитации, включающие физические, фармакологические и психологические факторы.
Организатор проведения многих научно-практических, в том числе международных конференций, международных школ реабилитационной медицины «Реамед», мастер-классов: «Комплексные подходы к лечению спастичности», «Лечение двигательных расстройств у пациентов с последствиями ОНМК и ЧМТ», «Программы ранней реабилитации пациентов после операций тотального эндопротезирования суставов нижних конечностей».
В 1997 году К.В. Лядову присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Социальная гигиена и организация здравоохранения», а в 2003 году решением Министерства образования РФ — ученое звание профессора по кафедре факультетской хирургии.
Под началом К.В. Лядова подготовлено 10 кандидатских и 6 докторских диссертаций.
Автор более 500 научных публикаций, 16 монографий, одного учебника, 3 руководств, 6 учебных и учебно-методических пособий, 1 сборника нормативно-правовых документов, получил 1 патент РФ на изобретение, 1 Евразийский патент на изобретение.
Член редколлегий журналов «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Клиническая медицина», «Физиотерапия, бальнеология, реабилитация», редсовета журналов «Вестник восстановительной медицины», «Анналы клинической и экспериментальной неврологии», «Главврач», «Современные медицинские технологии».
В 2002-2005 гг. — член коллегии Минздрава России, в 2005-2008 гг. — председатель Экспертного совета Федерального агентства по здравоохранению РФ.
Главный внештатный специалист-эксперт Росздравнадзора по специальности «Спортивная и восстановительная медицина», член профильной комиссии по медицине катастроф Минздрава РФ, член научного совета Национального общества профилактической кардиологии.
- Член рабочей группы по кардиореабилитации Европейского общества кардиологов.
- Заслуженный врач РФ.
- Ему вручены медали «За заслуги перед отечественным здравоохранением», МЧС России, нагрудный Знак «Отличник здравоохранения».
Лядов Анатолий Константинович — Российский Композитор — Биография
Русский композитор. Дирижер. Педагог. Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен. Большая часть его сочинений написана для фортепиано, многие из них написаны в простых формах.
Анатолий Лядов родился 12 мая 1855 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик появился на свет в семье известного русского дирижера Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца, а в 1870 году поступил в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано и скрипки. Вскоре юноша заинтересовался теоретическими дисциплинами и стал усиленно изучать контрапункт и фугу.
К этому же времени относятся его первые композиторские опыты. Талант молодого музыканта заметил и высоко оценил Модест Мусоргский.
Через некоторое время Лядов перевелся в класс теории композиции к Николаю Римскому-Корсакову, однако в 1876 году оказался отчислен из консерватории за непосещаемость.
Два года спустя молодой человек восстановился в консерватории и успешно ее окончил.
В том же году композитор получил приглашение на должность преподавателя элементарной теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти.
Анатолий Константинович известен тем, что очень медленно работал над своими произведениями. Серж Лифарь вспоминал, что Сергей Дягилев в первую очередь обратился к Лядову с просьбой написать музыку для балета «Жар-птица». Однако, когда композитор задержал выполнение заказа, Дягилев вынужден передать этот заказ молодому Игорю Стравинскому.
Большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Это «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы.
Композитор являлся великолепным мастером жанра миниатюры: многие его произведения написаны в простых формах и длятся несколько минут.
Среди самых известных сочинений Лядова: симфонические картины «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Лядов также известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.
Анатолий Константинович Лядов скончался 28 августа 1914 года в своей усадьбе Полыновка, Новгородская область. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в петербургском Некрополе мастеров искусств.
- Творчество Анатолия Лядова
- Музыкальные произведения Анатолия лядова
- 1876 — «Бирюльки» 14 пьес для фортепиано 1878 — Четыре арабески для фортепиано 1881 — Два интермеццо для фортепиано 1887 — «Деревенская сцена у гостиницы» Мазурка для оркестра 1891 — 1904 — «Баба-Яга» симфоническая поэма для оркестра 1893 — «Музыкальная табакерка» пьеса для фортепиано 1906 — «Восемь русских народных песен» для оркестра 1909 — Десять переложений из Обихода (собрание древнерусских православных песнопений) 1909 — «Кикимора» симфоническая поэма для оркестра 1909 — «Волшебное озеро» симфоническая поэма для оркестра 1910 — «Танец Амазонки» симфоническая поэма для оркестра
- 1910 — 1912 — «Из Апокалипсиса» симфоническая картина для оркестра
- Интересные Факты об Анатолии Лядове
Когда Митрофан Беляев основал в Лейпциге нотноиздательскую фирму, то обязал Лядова заниматься корректировкой готовящихся к изданию произведений. Анатолий Константинович настолько скрупулезно проделывал эту работу, что меценат в шутку стал называть его «прачкой».
Анатолий Константинович был наделен многими талантами. Помимо композиторского дара имел прекрасные способности к изобразительному искусству и поэтическому творчеству. Дошедшие до нас остроумные картинки и стихотворения могут предостаточно рассказать о характере их автора.
Например, Лядов очень много рисовал для сыновей, а затем устраивал целые вернисажи из своих творений, развешивая их по всей квартире.
На этой выставке можно было увидеть полные юмора карикатуры на известных людей, а также изображения различных мифологических существ: кривых чертиков или странного вида человечков.
Когда у Лядова спрашивали, почему он предпочитает сочинять небольшие музыкальные произведения, то композитор на это всегда шутил, что не может выдерживать музыки более пяти минут.
Практически все свои сочинения Лядов кому-то посвящал. Это могли быть учителя, родственники или близкие друзья. Он считал для себя важным адресовать произведение конкретному лицу, к которому относился с большой любовью и уважением, и может быть поэтому он так тщательно работал над каждым своим творением.
Многие утверждают, что Лядов был самым ленивым русским музыкальным классиком и поэтому написал так мало произведений. Однако некоторые биографы композитора категорически отрицают это.
Он много занимался педагогической деятельностью, так как именно она давала возможность Лядову содержать свою семью.
В письмах к Беляеву, который желал, чтобы Анатолий Константинович оставил работу в консерватории и полностью занялся сочинением, композитор отвергал любую материальную поддержку мецената.
Современники композитора вспоминали, что Анатолий Константинович был добрейшим человеком. С ним всегда было приятно общаться, так как он умел легко поддержать разговор и быть интересным собеседником. Помимо этого Лядова еще характеризовали как беспечнейшего человека, который очень любил покутить и повеселиться, что возможно и сказалось на подрыве здоровья и раннем уходе из жизни.
Сразу после кончины Анатолия Лядова похоронили в Петербурге на Новодевичьем кладбище, но в 1936 году его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры.
Несмотря на показную богемность композитор был человеком скрытным и к своей личной жизни не подпускал даже друзей.
В 1882 году в городе Боровичи он познакомился с Толкачевой Надеждой — выпускницей Высших Женских курсов и в 1884 году обвенчался с ней, никого не поставив в известность.
В 1887 году супруга осчастливила композитора рождением сына, которого назвали Михаил. В 1889 году в семье Лядовых появился второй сын — Владимир. Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
Значимое место в жизни Лядова занимала педагогическая деятельность. Преподавать он начал сразу после окончания консерватории и трудился на этом поприще до последних дней.
Учениками выдающегося маэстро были Б. Асафьев, Н. Мясковский, С. Прокофьев, С. Майкапар, А. Оленин, В.
Золотарев — замечательные личности, внесшие неоценимый вклад в развитие русской, а затем и советской музыкальной культуры.
Анатолий Константинович очень любил читать и живо интересовался новинками, которые появлялись в литературе. Он на все имел собственное мнение, которое не боялся высказывать. Например, всем было известно, что он превозносил Достоевского и Чехова и не любил Горького и Толстого.
- Композитор, находясь в тяжелом состоянии и предчувствуя свою кончину, перед смертью сжег наброски всех начатых им произведений.
- Память об Анатолии Лядове
- В 1955 году в СССР выпущена почтовая марка, посвященная Лядову.
C 1990 года в г. Боровичи ежегодно проводится Фестиваль искусств имени А. К. Лядова. Имя композитора носит городская детская школа искусств. В самой Полыновке, выросшей после смерти композитора в поселок, главная улица получила его имя.
Также имя Лядова носит детская музыкальная школа в Москве, на улице 1905 года.
Семья Анатолия Лядова
Отец — Константин Николаевич, дирижер. Мама — Екатерина Андреевна, пианистка.
Старшая сестра — Валентина Константиновна Помазанская
Жена — Толкачева Надежда (брак с 1884), выпускница Высших Женских курсов, никого не поставив в известность. Сын — Михаил (род. 1887); Сын — Владимира (род. 1889).
Михаил и Владимир Лядовы умерли в 1942 году во время блокады.
05.09.2020
Асафьев О симфонической и камерной музыке Лядов
Анатолий Константинович Лядов рос в музыкальной среде в непосредственной близости к оперному русскому театру, но в семейной обстановке весьма и весьма неприглядной. Отец его Константин Николаевич Лядов был дирижером б.
императорской русской оперы (с 1850 по 1869), пользовался большим уважением и со стороны публики, и со стороны артистов как даровитый, способнейший музыкант и как отзывчивый человек. К сожалению, он не принадлежал к числу тех людей, что способны вести правильный, трудовой и суровый образ жизни.
Он любил веселую компанию друзей и соприятелей -артистов, но не любил усидчивой и строго распределенной работы: он не мог ввести порядок в свою жизнь и развить свои незаурядные способности упорным стремлением к обдуманной цели.
Маленький Анатолий рано потерял мать, и детство его протекало на попечении родных и друзей, случайно приглядывавших за детьми (сестра Анатолия была старше его на шесть лет); которые весьма часто оставались безо всякого отцовского присмотра.
Ужас семейной неурядицы состоял в том, что даровитый мальчик терял зря время, болтаясь часто в театре и на спектаклях и на репетициях, не будучи приучаем дома к усидчивому труду и к овладению своей волей.
Всю свою жизнь Лядов был склонен к постоянным колебаниям между увлекающими воображение порывами к творчеству и познанию жизни и между вялым, замедленным свершением намеченных задач. Порыв сменялся недоверием к себе или разочарованием в значении и нужности данной работы: долгое размышление над тем, как выполнить то или иное задание, убивало решимость и горячность.
На окончательное завершение дела не хватало силы ибо испарялось желание видеть это дело осуществленным и вера в него. Лядов так долго вынашивал в себе, в уме своем свои произведения, что переживал не только миг их зарождения, роста, цветения и созревания, но и время зрелости и увядания.
Каждый художник — мастер слова, звука или краски — в неослабном стремлении к новым и новым творческим достижениям чувствует охлаждение к прошлым созданиям своим. Для него они — пережиток или только очередная ступень в постоянном подъеме.
Но, будучи от него оторванными (записанные стихи, исполненная музыка, появившаяся на выставке или в музее картина), создания эти живут своей жизнью, воспринимаемые и созерцаемые множеством людей, радуя их слух или их взор.
Беда, если мастер не успеет вовремя завершить и оторваться от созданного:, созревший плод увянет, иссохнет, зерна, таящиеся в нем, не рассеются по белу свету и не западут ни в чью душу! Как раз это часто случалось с Лядовым: мечтатель и замкнутый в своем внутреннем мире человек, он подолгу таил свои драгоценные музыкальные замыслы, не решаясь из скромности и стыдливости расстаться с ними, отделывая, полируя и выравнивая их, пока все личное, все случайное не сливалось в едином стремлении: служить строгой завершенности и красоте целого. Время от времени дарил Лядов миру свои маленькие жемчужины, являя в них непревзойденное еще в русской музыке сочетание: мечты, сросшейся со сказочными звуковыми образами и неотъемлемо связанной с той формой, в какой она дана нам, подобно тому как драгоценный камень излучает всю силу света и сияния своего лишь в условиях безупречного гранения. Но зато сколько лядовской музыки навеки исчезло для людей: композитор не записывал многого или уничтожал записанное с течением времени, так как воображение его, творя все новые и новые образы, увлекая к иным мечтам и думам, глушило обаяние его минувших звуковых грёз. К тому же Лядов всю жизнь искал опоры в чужом творчестве, пытаясь найти ускользавшую от него правду жизни и раскрыть смысл человеческого искусства. Много и непрестанно читая, увлекаясь поочередно произведениями выдающихся русских и. иностранных писателей в неустанной жажде света и в погоне за яркими воплощениями мысли, Лядов мучительно выяснял вопрос за вопросом, загадку за загадкой, стремясь проникнуть в область чистой духовности и глубоко презирая все, что носило на себе печать «живота», то есть забот исключительно о материальном благополучии или жизни для-ради наживы.
В мечте и созерцании прошла вся жизнь Лядова, в постоянном стремлении к общению с высшими запросами человеческого духа и в грустном одиночестве, ибо почти все, что привлекает и восхищает большинство людей, было ему чуждо. Поэтому рассказывать про события в жизни Лядова не приходится.
Родился он 29 апреля 1855 года в Петербурге. В 1867 году в сентябре поступил в консерваторию в качестве бесплатного ученика на стипендию имени его отца. Первые годы пребывания в консерватории прошли у Лядова в усердных и благотворных работах, но потом дело пошло хуже.
Безалаберность и житейская неустойчивость, вялость воли и презрение к ремесленному труду в области искусства привели к единственному, кажется, внешне яркому событию в жизни Лядова: к исключению его из консерватории за якобы леность.
Лядов числился в классе Римского-Корсакова, человека суровой и непреклонной воли, смотревшего на работу музыканта как на жизненный долг.
Отношение к своему дарованию, подобное лядовскому, то есть с постоянной оглядкой на вечные сомнения и запросы — почему, зачем и отчего? — были чужды Римскому-Корсакову. Если природа одарила человека тем или иным дарованием — он обязан работать и развивать этот дар неустанно и неуклонно.
Суровый поступок учителя повлиял на ученика очень и очень благотворно: Лядов вновь начал работать (а давалось ему все легко и свободно, благодаря прирожденному вкусу и чутью). Через два года после «случая» (т. е. после 1876 г.
) Лядов, уже зарекомендовав себя как даровитый композитор сочинениями для фортепиано, представил в консерваторию, для окончания ее, музыку к заключительной сцене из «Мессинской невесты» немецкого поэта Шиллера.
В этой «задаче» Лядов проявил себя как вполне законченный, овладевший техникой дела мастер и как вдумчивый артист-художник. Образование музыкальное было закончено.
Наступила жизненная страда: в сентябре 1878 года, то есть в год окончания консерватории, Лядов был приглашен в число ее преподавателей и оставался там до конца жизни, неся подневольный труд, ибо учительское дело, и к тому же в области музыки, глубоко тяготило его: он желал обучать только даровитых людей! Несмотря на отвращение к этому делу, Лядов, как человек проницательного ума и тонкого чуткого вкуса, был великолепный преподаватель, так как заставлял учеников упорно и настойчиво мыслить в музыке и отдавать себе отчет в каждом намерении, не оставляя ни одной ноты вне контроля сознания и вкуса.
Конспект по музыкальной литературе на тему "Жизненный и творческий путь А. Лядова" (8 класс)
Тема: Анатолий Константинович Лядов. Жизненный и
творческий путь.
А.К. Лядов (1855-1914) — Русский композитор, дирижёр, педагог,
музыкально-общественный деятель. Ученик Римского-Корсакова. Входил в
Балакиревский кружок и Беляевский кружок. Один из руководителей Беляевского
изательства. Входил в Попечительный совет для поощрения русских композиторов и
музыкантов (с 1904).
Биография
С детства занимался музыкой под руководством отца – известного
дирижёра Мариинского театра Константина Лядова.
В 1878 окончил Петербургскую консерваторию по классу
композиции Н. А. Римского-Корсакова.
На рубеже 80-х гг. начал дирижёрскую деятельность, выступал
в концертах Петербургского кружка любителей музыки, Музыкально-драматического
кружка, в Русских симфонических концертах с исполнением произведениями М. И.
Глинки, «кучкистов», П. И. Чайковского, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина, а также
зарубежных композиторов.
С 1878 преподаватель Петербургской консерватории (с 1886
профессор). Одновременно (с 1884) преподавал в Придворной певческой капелле.
- Среди его учеников — композиторы Асафьев, Гнесин,
Золотарёв, Мясковский, Прокофьев, Щербачёв; музыковеды Беляев, Оссовский; дирижер
Бихтер, Малько, Пазовский, Штейнберг; оперные певцы. - Творчество
- В основном писал фортепианную и симфоническую музыку.
До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные
миниатюры.
Наиболее известная
пьеса – «Музыкальная табакерка». В ней композитор воспроизводит
«механическое» звучание детской игрушки. Это программная пьеса.
Слушаем «Музыкальная табакерка»
Немногочисленны более крупные произведения: одночастные
композиции («Новинка», «Про старину», «Баркарола») и фортепианные циклы (сюита
«Бирюльки», «Вариации на тему Глинки», «Вариации на народную польскую тему»).
Баллада «Про
старину» — это изначально это фортепианная пьеса эпического склада. Позднее
переработал ее для оркестра. Лядов сопроводил партитуру эпиграфом из «Слова о
полку Игореве»: «Поведем же, братие, сказание от времен Владимировых древних».
Широкая мелодия в духе песен-сказаний и сопровождающие ее арпеджированные
аккорды, имитируют игру на гуслях и рисуют образ древнерусского певца.
- Слушаем балладу «Про старину»
- Отличительные особенности фортепианного стиля:
- — экономия средств;
- — изящество и прозрачность звуковой ткани;
- — преобладание мелкой техники;
- — тонкая тембровая нюансировка.
Среди немногочисленных вокальных произведений выделяются «Детские
песни» для голоса с фортепиано на народные слова (ор. 14, 18, 22). Эти песни,
преемственно связанные с творчеством Мусоргского (в частности, с циклом
«Детская»).
В конце 1890 — начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200
обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских
составов (женский, мужской и смешанный хоры, вокальный квартет, женский голос с
оркестром). В сборниках отобраны старинные крестьянские песни и сохранены их
музыкально-поэтические особенности.
Своего рода итогом и кульминацией работы над песенным
фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (изд.
1906), развивающая традиции народно-жанрового симфонизма Глинки
(«Камаринская») и композиторов «Могучей кучки» (увертюры на русские народные
темы Балакирева и Римского-Корсакова).
Последнее десятилетие жизни (1905-14) — время наивысшей
творческой активности композитора.
Лучшими
сочинениями этого периода являются 3 симфонические картины. Две из них – «Баба
Яга» и «Кикимора» — это портреты сказочных персонажей. Они имеют программное
пояснение – тексты из русских народных сказок.
Самая любимая симфоническая
картина композитора – «Волшебное озеро». В музыке на первый план выходят
красочные выразительные средства: оркестровые тембры, гармония. Вместо
развернутых тем короткие мотивы и трели.
- Слушаем «Волшебное озеро»
- Для этого периода характерен также интерес Лядова к
музыкальному театру: музыка к пьесе «Сестра Беатриса» Метерлинка (три
женских хора), замыслы балетов «Жар-птица», «Лейла и Алалей». - Лядова рассматривал искусство как замкнутый в себе
идеальный мир высшей красоты, истины, добра. - Характерные черты творчества Лядова:
- ·
обращение к «микротематизму»; - ·
богатство тембровых красок за счет максимальной
индивидуализацией каждого инструмента; - ·
в симфонических произведениях сложились
принципы камерного симфонизма - Образы
в творчестве композитора: - ·
лирические; - ·
лирико-эпические; - ·
сказочные; - ·
кукольные.