Родители делятся на две категории: одни хвастаются, что их малыш уплетает все за обе щеки, другие — с завистью смотрят на первых. Уговоры, мольбы, взятки — ничего не помогает. Если и согласится съесть кусочек, в лучшем случае скривится и скажет: «Больше не буду». В худшем — просто выплюнет в тарелку.
Даже не представляете, до чего может дойти родительская хитрость, помноженная на отчаяние. Мы попросили мам поделиться своими способами: как накормить ребенка чем-то новым без скандалов и уговоров, а эксперта — рассказать: почему дети отказываются от незнакомой еды.
«Сын ненавидит овощи и обожает мясную запеканку. Я подмешиваю в нее мелко-мелко рубленый перец, баклажан и помидоры. Он пока еще не знает, что все это ест, но, по крайней мере, витамины из этих продуктов получает».
«Дочка до 5 лет не ела пюре. Ее им просто тошнило. Потом я ее попросила просто попробовать кончиком языка, достаточно ли соли. Мол, не понимаю, будет ли вкусно папе. Так она мне несколько раз „помогла“, постепенно привыкла ко вкусу и ощущениям. Не скажу, что она его полюбила, но есть может».
«Могу сказать, как точно делать не надо: обещать подарок за то, что ребенок что-то съест. Есть неудачный опыт — в 3 года сына пытались „подкупить“ в ресторане, чтобы он попробовал хачапури в обмен на машинку мечты. Ребенок запихал в рот весь кусок, и его вывернуло прямо на стол».
«Предложила дочке вместе приготовить пиццу. Когда она увидела, что по отдельности это все ее любимые хлеб, колбаса, сыр, и так далее, то потом уже спокойно ела то, что получилось. А до этого ее приводила в ужас эта «смесь непонятно чего».
«Мы придумали систему баллов и переходов на следующий уровень. Лизнул что-то новое — 1 балл, откусил и подержал во рту — 2 балла, проглотил — 3, поел немного — 4, съел полную порцию — 5. Нужно было набрать 100 баллов и тогда ребенок мог сам выбрать для себя поощрение (из списка оговоренных заранее)»
Психолог-консультант для родителей детей с аутизмом и другими ОВЗ, автор подкаста «Аутизм: неограниченные возможности»
«Избирательность в еде считается допустимой у детей до подросткового возраста. Но важно отличать обычную избирательность, связанную со вкусовыми предпочтениями от пищевых нарушений, расстройств сенсорной сферы.
Например, сложности с новыми ощущениями, включая нежелание пробовать новую еду, существуют при расстройствах аутического спектра или же могут указывать на проблемы с глотанием, жеванием и неприятными ощущениями внутри полости рта.
Кроме того, избирательность в еде может говорить о сильной тревожности ребенка, а значит нарушении его безопасности».
Конечно, в таком случае нужно обращаться к врачам — психологам, стоматологам. Но важно разграничить: действительно ли это избирательность в еде или же — несоответствие родительским ожиданиям.
К примеру, ребенок терпеть не может сладкий перец, а вы считаете, что он обязан его есть.
Или не любит зелень в супе, а мама знает, что петрушка и укроп полезны, поэтому зелень добавляет во все блюда.
«Все люди избирательны в еде, — говорит Евгения Статина. — Вы не найдете ни одного человека в мире, который ест все подряд. Кто-то не любит молоко, кто-то не ест шоколад. И никакие «Ну, попробуй кусочек, тебе понравится» не убедят их, что это вкусно.
Если ребенок обожает яблоки, но не любит бананы, то пусть ест яблоки, и отстаньте от него».
Но! Если ребенок в принципе не ест ничего кроме, например, сосисок и макарон, и наотрез отказывается пробовать что-то новое, это уже повод расширять его «пищевой кругозор», развивать сенсорную сферу и, конечно, применять родительскую хитрость — например, подмешивать новые продукты в любимые блюда.
Как накормить ребенка новыми продуктами — советы от эксперта
«Сначала понаблюдайте: от какой еды отказывается ребенок — жидкой, склизкой, типа каш и бананов или сухой, как хлеб или картофель, — говорит эксперт. — Дальше надо развить привыкание к продуктам такой же консистенции. Вызвать к ним доверие, убрать тревожность».
Допустим, вашему малышу не нравятся бананы. Какое-то время не пытайтесь ему их предлагать. Но при этом дайте поиграть с жевачкой для рук или слаймом. То есть материалами, от которых схожие ощущения.
Лепите из пластилина, размазывайте по столу пену для бритья, рисуйте пальчиковыми красками.
И при этом параллельно рассказывайте, как любят бананы обезьянки и люди, предложите покормить этим фруктом игрушки, родителей, друзей.
Кстати, покормить кого-то, это тоже один из игровых вариантов приучения ребенка к новой еде. Сначала кукол, домашних животных, родителей. А теперь можно и самому попробовать кусочек.
«Наберитесь терпения, не кричите и не впихивайте еду насильно. Можно предложить понюхать блюдо и потрогать руками. Можно нарезать маленькие кусочки и накалывать на вилочку вместе с ребенком. Это тоже будет игровой элемент».
Отказ от твердой пищи часто связан с тем, что ребенку сложно пережевать и проглотить еду. Причины разные: чувствительная эмаль зубов или чувство тошноты при полном рте.
«Следите, чтобы кусочки пищи были маленькими и их можно было легко проглотить, чтобы ребенок не набивал себе рот едой», — советует эксперт.
Также имеет значение, где ребенок ест. Часто родители кормят малыша отдельно, за детским столиком. Но специалисты советуют не отделять детей от взрослых, чтобы у младших был перед глазами пример старших. Ребенка постарше можно посадить за общий стол, стульчик для кормления малыша — придвинуть поближе.
«Все эти моменты помогут снизить тревожность ребенка и страх перед неизведанным», — резюмирует Евгения Статина.
Больше советов для мам — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Учим ребенка кушать самостоятельно! =)
В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды.
Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме.
Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?
Пять правил, которые нужно знать каждой маме
Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно.
Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.
Правило первое: голод – не тетка
Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований.
На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой.
Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.
Правило второе: с едой играть нельзя!
Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.
Правило третье: не идите против природы!
Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой.
До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного.
К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.
Правило четвертое: о вкусной и красивой пище
Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.
Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.
Правило пятое: берегите нервы!
Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать.
Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови.
В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.
В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья.
В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.
До чего дошел прогресс!
Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват.
С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев.
Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя.
Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.
Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.
«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать.
Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю.
Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.
Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке.
А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.
Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие.
Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область
«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков.
Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва
«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки.
Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область
О хороших манерах…
К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно.
Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять.
Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.
Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет.
И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену.
Главный герой на ней теперь ваш малыш.
Рубрика Развитие новорожденного по месяцам
ღ♥ღНастенькаღ♥ღ2131999
Что делать, если ребенок ест одни макароны. Как нельзя говорить о еде с ребенком
Вы недовольны тем, как питается ваш ребенок: он ест очень избирательно, или очень мало, или не в то время, или «вредную» еду.
Вы всерьез намерены изменить его питание (и питание семьи) к лучшему – и не только покупать другие продукты и готовить другие блюда, но и обсуждать пищевое поведение и привычки в еде.
Как это делать правильно? Какие ошибки мы чаще всего совершаем, когда говорим с детьми о еде, и чем они могут обернуться?
Первый вопрос: можем ли мы что-то объяснять и доказывать детям, когда у нас самих – масса проблем с едой, еще из собственного детства? Это так, но ведь хочется, чтобы их отношения с едой были более здоровыми, чем у нас. Как же не наломать дров, принимаясь что-то менять в питании и говорить на эту тему? Сначала – несколько базовых принципов.
Если вы считаете, что ребенок питается неправильно
Прежде всего надо расслабиться и выдохнуть. Мы стремимся к улучшению, а не к совершенству. Как бы проблемно все ни выглядело на старте, тревога только помешает вам, потому что ребенок ее обязательно уловит и попытается привязать к теме еды.
Расслабиться нужно еще и потому, что вообще-то не существует никакого идеального плана «как говорить о правильном питании». Способов объяснить ребенку основное про еду — множество, и вы обязательно найдете свой.
Третья причина для поиска равновесия такая. Честный и спокойный разговор о реальности и совместный поиск вариантов дают сто очков вперед любой тревожной попытке родителей «научить, как надо». Особенно если вы сами далеки от «правильного» образа жизни.
Запаситесь терпением. Формирование пищевых привычек и накопление нужных знаний, а также их прочное внедрение в жизнь занимает время. У взрослых тоже.
Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ребенок отказывается слушать или не интересуется темой и все ваши усилия пропадают впустую — не опускайте руки, это всего лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Что-нибудь изменится уже скоро, но не обязательно сегодня или завтра.
В целом, если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и отношения к еде и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров и попыток поговорить до устойчивого эффекта. Если ваша задача — только рассказать теорию и посмотреть, что будет, то при отсутствии проблем у ребенка может хватить года или двух.
Познакомьтесь с концепцией интуитивного питания. Про это написаны целые книги, например «Интуитивное питание» Светланы Бронниковой.
Если попробовать передать только самое главное, то суть идеи в том, что для выбора пищи имеют значение не наши установки и рациональное мнение о каком-либо виде еды, а только лишь внутренние ощущения о том, что нам сейчас нужно съесть и в каком количестве.
По факту — это доверие к своему организму. Тело знает, что ему нужно. Интуитивный подход дает возможность есть то, что хочется при ощущении голода, и останавливаться при ощущении сытости.
Дети — намного более интуитивные едоки, чем мы, они еще не испорчены различными социальными наслоениями (или испорчены ими меньше). Поэтому их нужно лишь слегка подтолкнуть, чтобы они все это смогли.
Не удивляйтесь и не отчаивайтесь, если жизнь внесет свои коррективы. Ваш ребенок — вовсе не чистый лист бумаги, на котором можно писать что угодно. Он живой, и он поправит ваши планы с помощью своего характера, своего темперамента и своей жизни. Это все будет влиять и на пищевые привычки, и на отношения с едой (как, собственно, и у нас, взрослых).
То есть ваша задача — донести ключевые моменты, которые могут что-то изменить. Дальше все может развиваться очень по-разному. Но помните, что «не по-вашему» — это еще не значит «все пропало».
В любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Понятно, что подача информации и ее содержание будут разными для детей разного возраста, но что-то интересное и важное можно найти всегда.
Хорошие моменты и идеи для начала разговора:
- покупки в продуктовом магазине (если ребенок маленький, для начала расскажите о видах продуктов, если постарше — привлеките к чтению состава на этикетках и т.д.);
- приготовление еды дома (опять же, адаптируйте свои рассказы к возрасту и к уже имеющимся у ребенка знаниям — можно начать с белков, жиров и углеводов, а можно и с того, сколько калорий добавляется к картошке, если ее пожарить на масле);
- ситуация переедания, пищевой аллергии или отравления (если это есть у самого ребенка — то не в самый острый период, когда все болит или чешется, а тогда, когда ребенок уже в состоянии слушать и ему интересно, почему так получилось);
- любая реклама еды или реклама, где используется еда (и снова учитывайте возраст ребенка — с подростком, например, уже можно рассуждать о том, как реклама влияет на рост статистики по ожирению);
- вопросы ребенка про очень полных или очень худых людей (избегайте стигм и оценок при объяснении, это важно для того, чтобы у ребенка не было сложностей со своим внешним видом);
- путешествия и пробы новых незнакомых продуктов (чем младше ребенок, тем больше у него незнакомых продуктов, так что в первые годы жизни, собственно, и без путешествий такого полно);
- замеченные случаи эмоционального заедания у ребенка (очень важно вовремя это заметить и, ни в коем случае не ругая, объяснить, как устроен этот механизм и что можно сделать в следующий раз);
- и так далее. Воображение вам в помощь. Не бойтесь придумывать креативные способы!
Как не стоит говорить о еде: 9 мифов и вредных идей
Есть определенные идеи и мифы о еде, которые, к сожалению, негативно влияют на формирование пищевого поведения и пищевых привычек, да и на психику детей в целом.
К сожалению — потому что многие из них широко употреблялись в семьях наших родителей и вообще в СССР и на постсоветском пространстве и будет не так-то просто от них отказаться и переосмыслить их.
Вот небольшой список того, что, согласно исследованиям, негативно влияет на отношения детей и взрослых с едой и с самими собой. Чего же не стоит делать?
Присваивать еде ярлыки — «плохая», «хорошая», «вредная», «полезная», «запрещенная» и пр
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что у еды нет морали, мы ее просто покупаем или выращиваем, готовим и потом едим — и это все. Еда может быть опасной в трех случаях: если это аллерген, если это испорченный продукт или если это ядовитый продукт.
Навешивание же дополнительных эмоциональных смыслов на обычные продукты усложняет отношение к ним. В случае с детьми это еще и вынуждает их думать о себе плохо и чувствовать вину: раз мне нравится плохая еда, значит, я сам плохой.
Вознаграждать едой — сладостями или чем угодно, например, десертом — за съеденный обед
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что еда была вознаграждением в прежние времена, когда ее было не так-то просто добыть. Если об охоте и собирательстве речь не идет, то использование еды как награды формирует патологический механизм в головном мозге.
Из-за этого механизма человек, во-первых, теряет часть мотивации (так как вознаграждение в виде еды легко доступно, и оно «балует» мозг, вынуждая привыкать к более сильным и приятным стимулам и не реагировать на более слабые). Во-вторых, человек сам может начать вознаграждать себя исключительно едой (или наказывать отсутствием еды), упуская другие, более естественные и здоровые способы регуляции своей жизни.
Хвалить за то, что ребенок все доел, и поощрять доедать
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что сигнал о сытости приходит изнутри, из желудка, через блуждающий нерв и проводящие пути в центральной нервной системе, а не снаружи, через слова мамы, папы и бабушки, попадающие в уши. Важно не сбить эту внутреннюю сигнальную систему.
Важно также не превращать еду в обязанность, потому что тогда она перестанет быть просто удовольствием и необходимым «горючим». Кроме того, может появиться внутреннее побуждение все доедать вне зависимости от сытости, приятности, качества и количества еды — просто потому что «так надо».
Но так на самом деле не надо, это всего лишь старый насильственный способ тревожных родителей убедиться, что ребенок не голодает. Вы можете справиться со своей тревогой иначе, я уверена.
Решать за ребенка, сколько и чего ему съесть
Сюда же — неприятие отказа ребенка есть какой-либо продукт или блюдо.
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что мы не сидим в теле ребенка и ну никак не можем знать, чего он хочет, сыт он или голоден, надо ли ему продолжать есть или пора перестать. Мы можем строить предположения, основанные на опыте (в том числе родительском, ведь часто мы знаем, что эта истерика от голода, так уже бывало).
Но настаивать не стоит, даже если ребенок еще неопытен и есть риск, что он ошибется. Важно дать возможность научиться слушать себя и свое тело, а как это сделать, если не путем проб и ошибок?
Принимать отказы тоже важно — вполне вероятно, что у ребенка есть причины избегать этого продукта, которые он и сам пока не осознает (например, проявление тревоги через переборчивость в еде; или кишечная аллергия, не проявляющаяся на коже, и тому подобное).
Отказываться объяснять что-либо, связанное с едой и пищевым поведением
Почему стоит объяснять? Потому что, во-первых, дети более склонны принять новый продукт или идею, когда что-то о ней узнают.
Во-вторых, мы растим новое уникальное поколение детей, которым нужно все понимать. Им уже недостаточно слов «это так, потому что я так сказала». Нет, теперь им нужно знать, почему.
Иногда они даже будут спорить, и это прекрасно. Этот навык — вдумчиво анализировать, прежде чем выполнять, — очень пригодится им в будущем. Вот только нам с вами пока непросто его развивать.
Объяснять про еду нужно, чтобы стимулировать дальнейшее желание узнавать и чтобы у ребенка не сформировалась покорность и выученная беспомощность «я ничего не знаю про то, чего хочу я сам, мое дело — слушаться».
Сравнивать ребенка с другими, «более правильными» едоками
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Детей сильно ранят сравнения с другими детьми, будь то собственные братья и сестры, друзья и подруги, соседские Маша или Сережа. Дети хотят быть лучшими для своих родителей, и это естественно, ведь другой опоры в мире у них долгое время просто нет.
Поэтому при малейших признаках того, что они не самые лучшие, дети бросаются доказывать родителям обратное, в том числе — через еду, не слушая свое тело и свои потребности, а лишь пытаясь «вернуть» себе родительскую любовь. Так что этот способ лучше не использовать, тем более, что дети и не теряли вашей любви. Не давайте им сомневаться зря.
Пропагандировать диеты для похудения в любом виде (кроме медицинских диет при определенных заболеваниях)
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Как уже доказано, диеты усиливают проблемы с весом, влияют на сбои в пищевом поведении и на нарушение образа тела не только у детей, но и у взрослых. Чем больше люди сидят на диетах, тем больше их риски по всему этому списку проблем.
Это не значит, что сидеть на диете совсем никогда нельзя. Но для детей диеты опасны, потому что они еще не обладают взрослыми механизмами саморегуляции и до конца не понимают, зачем это все нужно. Поэтому любые слова о диетах нужно сопровождать разговором о том, что это и как работает.
Дразнить и высмеивать детей в связи с тем, как и что они едят
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что это, как показывает практика, вообще не работает — ни с едой, ни где-то еще. Все, чего можно ожидать после применения этих «воспитательных» методов, — это многолетние комплексы, стыд, вина и конфликты на тему «почему я такой».
Так что вместо высмеиваний стоит потихоньку привыкать к мысли, что комментировать своего ребенка за едой вообще не стоит.
Многое из того, что он делает, либо нормально, либо является симптомом какой-то проблемы, которая точно не решается поддразниванием.
И количество еды (неважно, много или мало), и излишняя разборчивость в еде, и манера есть, и любимые продукты и блюда — не повод для подколок, отныне и навсегда.
Осуждать выбор ребенка, связанный с едой и пищевым поведением
Почему стоит говорить что-то другое, а не это? Потому что, если оценивать и осуждать выбор детей, связанный с едой, они будут чувствовать, что поступают неправильно, — а это очень неприятное ощущение, лишающее мотивации и ответственности за происходящее.
Лучше убедитесь, что пищевой выбор детей соответствуют их целям и что они в курсе некоторых других способов достижения тех же целей. Если выбор делается бесцельно и бессистемно — дайте соответствующие знания, чтобы у ребенка в голове начали формироваться причинно-следственные связи.
О том, какие это могут быть знания, мы поговорим в следующий раз.
Ребенок просит есть каждый час: кормить по режиму или по требованию?
Что нужно и что нельзя делать, если новорожденный ребенок просит есть каждый час? Советы о питании грудным молоком и смесью, а также о кластерном кормлении младенца, которые помогут даже опытным мамам, дает врач-педиатр и ведущий эксперт онлайн-школы «Smart Mama» Полина Александровна Кизино.
— Полина Александровна, почему ребенок просит есть каждый час?
— Частые кормления нужны ребенку в некоторые периоды его жизни и развития. Здесь основная проблема заключается в том, что часто мамы не различают потребность ребенка в еде и его беспокойство по другим причинам. Для них суетливый малыш всегда голоден, и его надо покормить. Но действуя по ошибке, можно выйти за рамки нормы.
— Стоит ли вообще соблюдать режим питания младенца и как избежать переедания?
— На грудном вскармливании малыш в разные кормления может высосать разное количество молока и проголодаться чуть раньше или чуть позже, поэтому кормящей маме надо больше доверять ребенку и следовать его потребностям.
Смесь находится в желудке ребенка немного дольше, чем грудное молоко, и, чтобы избежать перекорма, вводятся четкие интервалы между бутылочками.
На смешанном вскармливании будет нечто среднее между грудным и искусственным вскармливанием.
Переедание у маленького ребенка — явление редкое. В крайнем случае, если съедено так много, что желудок не вмещает пищу, малыш срыгнет лишний объем молока или смеси.
Сколько и как часто нужно кормить ребенка днем и ночью, и нужно ли устанавливать часы кормлений
Как часто кормить новорожденного
|
|
|
— Почему ребенок постоянно голоден? И что делать, если он часто просит есть ночью?
— С ночными кормлениями нужно быть внимательными и осторожными. Когда малыш просит есть и получает питание каждый час, это называется кластерным кормлением. Оно допустимо в течение одного-двух дней, но если так происходит на протяжении длительного времени, это ненормально.
Проблема в том, что за частыми «перекусами» может стоять постоянное нарушение режима, связанное с тем, что малыш недополучает внимания мамы. Он может быть сыт, но ему нужно вступить в контакт с мамой, приложиться к ее груди и таким образом снять свою тревогу. Поэтому нужно анализировать ситуацию и пытаться понять, почему происходят ночные кормления.
|
|
— Рационально ли уменьшение количества молока в зависимости от интервалов между кормлениями?
— В первый месяц не стоит увеличивать интервалы: наоборот, лактацию нужно стараться стимулировать, чтобы к месяцу она стала зрелой. Когда ребенок ест каждые три часа, а мама вдруг делает перерыв, например, в девять часов, это может повлиять на количество молока в дальнейшем.
Безусловно, малыш растет. И если он получал грудь с промежутками в три часа достаточно регулярно, то с введением прикорма одно кормление уходит, и перерыв становится больше.
При систематическом и постепенном сокращении кормлений выработка молока подстраивается под ритм питания ребенка. Негативно на лактации может сказаться чередование больших интервалов и частых прикладываний.
Организм привыкает к отсутствию стимуляции, и потом увеличить количество молока кратно кормлениям будет сложнее. Поэтому лучше идти на уменьшение прикладываний к груди постепенно.
— Кормление по режиму — это всегда хорошо?
— Кормление в одно и то же время может быть как плюсом, так и минусом. Мама спокойна, старается подстроиться под детский режим и понимает, что ее ждет в ближайшее время. Малыш также настраивается на определенный распорядок, что постепенно готовит его к прикорму по графику.
Минусы начинаются тогда, когда мама искусственно пытается придерживаться режима, не опираясь на нужды своего малыша и не «чувствуя» его. Даже при режиме нужно делать скидку на новые обстоятельства. И если у ребенка возникла потребность в пище, ему не нужно отказывать, особенно совсем маленькому, еще не умеющему ждать по физиологическим причинам.
— Как определить, сколько питания давать во время одного кормления?
— На грудном вскармливании высчитывать объем не имеет смысла, а измерить его сложно. На искусственном вскармливании расчет идет исходя из возраста и веса малыша.
Обычно высчитывают объем питания за сутки: его делят на количество кормлений в данный момент.
Например, если ребенок питается каждые три часа, то объем делят на восемь или на семь, а у более старших малышей — на меньшее количество кормлений. Для каждого возраста есть свои формулы и подсчеты.
Примерный объем детской смеси в зависимости от возраста и кратности кормлений
— Как определить, что ребенок набирает лишний вес?
— Мы с вами обсуждали раньше, что в каждом возрасте есть средние нормы (диапазон) прибавок веса. Но прибавки выше нормы еще не означают угрозу ожирения. Учитываются физиологические особенности, росто-весовые пропорции малыша. Даже если прибавка веса преобладает над прибавкой роста, все равно не нужно ограничивать ребенка в питании.
Важно удовлетворить его пищевую потребность и не заменять молоко/смесь водой или разводить смесь большим количеством воды, чтобы снизить ее калорийность.
Когда питание адекватно, а в семье сложились правильные режим кормления и пищевое поведение, по мере роста и освоения новых навыков ребенок начнет расходовать больше энергии, и запасы, накопленные за предыдущие месяцы, быстро израсходуются.
— Когда при лишнем весе у грудничка все же пора к врачу?
— Малыши до года каждый месяц наблюдаются педиатром. На приеме доктор может обратить внимание на более выраженную прибавку веса и обсудить, достаточную ли активность проявляет ребенок для своего возраста или нужна стимуляция.
Ведь бывает так, что малыши готовы ползать и переворачиваться, а родители оставляют их сидеть в шезлонге без возможности перемещения или дети много времени проводят в коляске, где тоже не в состоянии реализовать свои двигательные потребности.
Не стоит забывать и про эндокринные заболевания, которые приводят к ожирению, хотя они возникают крайне редко. При необходимости педиатр назначит консультацию эндокринолога.
Часто малыши до полугода активно набирают вес, а когда начинают ползать и ходить, жировые запасы используются рационально, поэтому лишние прибавки уходят.
— Какие рекомендации по кормлению детей дает Всемирная организация здравоохранения?
— ВОЗ говорит о том, что малыша нужно прикладывать к груди по требованию. Хочет есть каждые 40—60 минут — нужно кормить и не дожидаться, когда он перестанет просить грудь или будет выдержано время между кормлениями.
Однако беспокойство ребенка не всегда говорит о том, что он голоден. Грудное вскармливание — это не только про питание, но и про взаимодействие.
Порой прикладывание к груди становится удовлетворением потребности не столько в питании, сколько в общении.
Если ребенку не хватает внимания, ласки, заботы, то он может просить грудь гораздо чаще, потому что в момент кормления у него есть возможность тесно контактировать с мамой.
— Что такое кластерные кормления и почему они происходят?
— О кластерных кормлениях стали говорить относительно недавно. Это ситуации, когда ребенок прикладывается к груди очень часто на протяжении какого-то времени, буквально «висит на груди», чтобы побыть с мамой.
Особенности кластерных кормлений:
- часто наблюдаются у малышей первого месяца жизни;
- могут проявляться в два-три месяца или повториться раньше;
- зачастую совпадают со скачками роста, когда у малыша повышается возбудимость, он осваивает новые навыки, получает много информации извне;
- длятся обычно один-два дня, а если затягиваются, то необходимо анализировать режим сна и бодрствования, наличие перенапряжения, достаточность питания ребенка и при необходимости принимать меры;
- не связаны с питанием мамы — впрочем, в такой достаточно сложный период желательно, чтобы у мамы не было отягощающих факторов в виде строгой диеты, которые будут негативно отражаться на ее самочувствии и настроении.
Маленький ребенок зависит от мамы. Когда у него повышается уровень тревожности из-за тех или иных изменений в организме, ему хочется, чтобы мама была рядом как можно чаще и дольше. Долго находясь на груди, он успокаивается.
Такое состояние нормально для ребенка, и не нужно ждать, что он перестанет просить грудь или проситься на ручки.
Нужно смириться с тем, что в жизни малыша есть такие периоды, и организовать свой быт таким образом, чтобы частые кластерные кормления не мешали (помогают слинги и иные переноски).
На искусственном вскармливании кластерные кормления возникают реже, потому что малыш не связывает питание с мамой настолько тесно, как при естественном вскармливании.
У мамы есть другие способы взаимодействия с ребенком, которые компенсируют общение во время кормления.
Кормление в такие дни проходит обычно, но малыш больше времени проводит на руках, а мама более активно участвует в его жизни и уделяет ему больше внимания.
Все время кормить ребенка хаотично невозможно и не нужно. На грудном вскармливании важно учитывать потребности малыша и пытаться выбрать нечто среднее между режимом и его полным отсутствием. На искусственном вскармливании проще — идеальный режим зависит от частоты кормлений в соответствии с возрастом и весом малыша. Когда ребенок начинает просить есть каждый час, в первую очередь нужно определиться, голоден ли он или у него есть какая-то другая потребность. Бывают моменты, когда малышу нужна мама и он больше нуждается в общении, смене позы, места кормления. Это норма, а не болезнь, которую нужно лечить. Маме необходимо внимательно наблюдать за своим малышом, научиться чувствовать его потребности, и все будет в порядке. Врач-педиатр Полина Александровна Кизино
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.