Распространенность депрессивных состояний среди подростков составляет 10–20%. Она имеет возрастные особенности, затрудняющие постановку диагноза: редко протекает в типичной меланхолической форме, отличается многообразием проявлений, часто прячется под «масками» соматических и вегетативных проявлений.
Актуальность проблемы депрессии объясняется не только трудностями диагностики, но и тенденцией к росту заболеваемости, высокой частотой суицидальных действий среди детей и подростков, а также потенциальными негативными последствиями заболевания. К долгосрочным последствиям относятся трудности межличностных взаимодействий, снижение успешности в учебе и профессиональной деятельности, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Депрессия у ребенка (подростка)
Эпизоды сниженного настроения у детей и подростков чаще всего вызываются определенными негативными событиями и продолжаются короткое время. Такие проявления не являются признаками расстройства.
Однако если они приобретают длительный и глубокий характер, подростку может понадобиться профессиональная помощь.
Помимо депрессии как заболевания выделяют понятия депрессивного синдрома и депрессивного расстройства.
Синдром – это непродолжительное состояние, возникающее в ответ на пережитый стресс и проявляющееся чувством печали, ослаблением интереса и рядом других симптомов.
Расстройство – патология, при которой проявления депрессивного синдрома длятся достаточно долго и имеют более выраженный характер.
Эмоциональные расстройства могут снижать школьную успеваемость, приводить к изоляции, чувству одиночества, социальной отчужденности. В тяжелом случае депрессия может привести к суицидальной попытке.
Согласно классификации МКБ-10 выделяют единичные депрессивные эпизоды и рекуррентное депрессивное расстройство (при повторных эпизодах). В зависимости от количества симптомов и их выраженности устанавливают тяжесть течения: легкую, среднюю, тяжелую. Кроме того, выделяют варианты заболевания без психотических проявлений и с психотическими симптомами. Отдельным пунктом в диагнозе отмечают наличие или отсутствие соматического синдрома. Специальный код используют для описания самоповреждающих, суицидальных и парасуицидальных действий.
Признаки подростковой депрессии
Клинические особенности патологии в подростковом возрасте следующие: • у пациентов отмечаются частые колебания настроения; • в начале пубертатного периода чаще болеют мальчики, ближе к его завершению – девочки; • наблюдается учащение суицидальных мыслей и действий по сравнению с детским возрастом. К основным симптомам расстройства относят: • снижение настроения; • потеря интересов, невозможность получать удовольствие; • низкая активность, быстрая утомляемость. Дополнительные признаки: • сниженная концентрация внимания; • низкая самооценка; • пессимистическое отношение к будущему; • идеи уничижения, виновности; • суицидальные тенденции, самоповреждение; • плохой аппетит; • нарушения сна. Для установления диагноза необходимо наличие двух ключевых симптомов из трех. Легкий депрессивный эпизод диагностируют при наличии двух основных и одного дополнительного признаков. Эпизодом средней тяжести считается расстройство с двумя основными симптомами и четырьмя дополнительными. При тяжелом течении присутствуют три основных признака и не менее пяти дополнительных. Диагностировать патологию можно только при продолжительности симптомов в течение двух недель и более при условии, что аффективные нарушения присутствуют на протяжении большей части дня. Анамнез не должен содержать симптомов, соответствующих критериям маниакального или гипоманиакального эпизода. Депрессия не должна быть обусловлена употреблением психоактивных веществ или каким-либо психическим органическим расстройством.
Причины депрессии у детей и подростков
Депрессия является многофакторной патологией, в ее развитии могут участвовать биологические, генетические и психосоциальные факторы.
В первую группу причин входят: • биохимические нарушения с дефицитом серотонина, норадреналина в мозговых синапсах; • изменения циркадного ритма секреции мелатонина; • нарушение суточного ритма кортизола, ведущее к повышению уровня гормона в ночное время; • изменения морфологии отделов, отвечающих за генерацию эмоций (коры лобных долей, миндалины, гиппокампа, прозрачной перегородки, поясной извилины). К генетическим провоцирующим факторам относят: • случаи аффективной патологии у близких родственников; • генетически обусловленную нейромедиаторную недостаточность, повышающую вероятность хронического стресса. Психосоциальная группа причин включает: • недостаток любви, заботы со стороны родителей; • дисгармоничное воспитание, негативные взаимоотношения в семье, жестокое обращение; • отделение от семьи в раннем возрасте; • острые стрессы, связанные со смертью родных, разводом родителей и т. п.; • социально-экономические проблемы, негативные жизненные обстоятельства; • возрастные кризисы, проблемы взаимодействия со сверстниками. Важную роль могут иметь личностные особенности подростка: склонность к интроверсии, тревожности. Взаимодействие нескольких факторов – генетической предрасположенности, влияний среды, травматических переживаний, соматических болезней ведет к частым сменам настроения, повышенной уязвимости к негативным событиям.
Виды депрессии у подростков
Подростковый период условно подразделяют на младший (с 11 до 15 лет) и старший пубертатный возраст (до 18 лет). Клинические особенности депрессии в эти возрастные этапы несколько отличаются, поэтому выделяют несколько вариантов патологии.
В младшем пубертатном периоде наблюдаются: • Ступидный тип.
Сниженное настроение сопровождается идеями несостоятельности, самоуничижения и депрессивной псевдодебильностью, проявляющейся замедленностью мышления, ухудшением памяти и сосредоточения внимания, значительным снижением способности к обучению, страхом школы, вплоть до отказа от ее посещения. • Адинамический вариант. Проявляется отказом от прежних интересов, утренней сонливостью, тревогой в вечернее время, страхами, истерическими реакциями, ухудшением аппетита, астенией, снижением успеваемости. • Астеноподобный тип. Для этого варианта свойственны раздражительность, плаксивость, плохая переносимость шума и яркого света, головные боли, улучшение состояния во второй половине дня, снижение аппетита, нарушения сна, утомляемость, замкнутость.
Для старшего пубертатного возраста характерны следующие виды депрессий: • меланхолический, • делинквентный, • ипохондрический, • астеноапатический, • анестетический, • реактивный, • астеноподобный, • адинамический, • психопатоподобный, • дисфорический,
• тревожный,
• unlust-депрессия (безрадостная).
Что делать родителям подростков с депрессией
Родители подростков должны понимать, что самостоятельно подросток не сможет преодолеть болезнь. Их задача вовремя заметить изменения в его поведении и личности и обратиться за помощью к специалисту.
Выздоровлению будут способствовать улучшение семейного микроклимата, совместное времяпровождение с учетом предпочтений ребенка (например, походы на природу, спортивные игры).
Родителям необходимо обеспечить условия для нормализации режима дня и полноценного отдыха подростка: прогулки на свежем воздухе, активность в дневное время и сон ночью в полной темноте.
Такие меры способствуют нормализации биоритмов, оказывают благотворное влияние на организм. Очень важна эмпатия со стороны близких людей, интерес к событиям в жизни ребенка.
Нужно знать о его увлечениях, круге общения, друзьях, но заинтересованность должна быть ненавязчивой, взаимодействие должно происходить в форме дружеской беседы. Следует замечать изменения в поведении подростка, новые тенденции, пристрастия.
Семейная терапия помогает понять нужды ребенка, его роль в семье, значимость родительских обязанностей, важность поддержки со стороны близких людей, достигнуть положительных изменений в семье.
Существенную помощь может оказать консультирование по проблемам внутрисемейных взаимоотношений и воспитания. Полная информация о симптомах, методах и длительности терапии, предоставляемая родителям, повышает приверженность к лечению. В ходе беседы родных пациента нужно уведомить о признаках суицидального риска и обосновать необходимость направления в стационар.
Как лечить депрессию у подростков
Лечение назначается после установления диагноза.
Обследование включает сбор анамнеза, опрос больного и наблюдение за его поведением, получение информации от родителей, психологические методы с применением шкалы Бека, шкалы Гамильтон или шкалы Монтгомери-Асберг, теста Люшера, теста Векслера для оценки интеллектуальных способностей. Лечение должно быть комплексным и включать психосоциальные, психотерапевтические и медикаментозные подходы.
К психосоциальной помощи относится коррекция микросоциальных проблем: конфликтных отношений в семье, неправильных методов воспитания, трудностей в коллективе.
Психотерапевтическая помощь включает недирективную поддерживающую психотерапию, когнитивно-бихевиоральную психотерапию, семейную и межличностную терапию.
Психотерапия применяется и на амбулаторном этапе и в ходе стационарного лечения в комплексе с лекарственными средствами.
При легком и среднетяжелом течении лечение обычно проводится амбулаторно и ограничивается психосоциальными и психотерапевтическими методами.
При депрессии средней тяжести с суицидальными тенденциями, а также при тяжелом течении показано стационарное лечение. Таким пациентам назначается антидепрессивная медикаментозная терапия.
При наличии тревожной симптоматики могут применяться анксиолитики.
При затяжных и тяжелых депрессивных состояниях необходимы меры по профилактике и преодолению дезадаптации в коллективе. Для этого различными специалистами проводятся комплексные коррекционные мероприятия.
Пациентам с депрессией может понадобиться помощь психологов, психотерапевтов, психиатров, семейных терапевтов, дефектологов, педагогов. Обязательным условием является тесный контакт с семьей подростка.
Крайне важно своевременно реагировать на потребности подростков с аффективными нарушениями.
Когда есть возможность, следует отдавать предпочтение немедикаментозным методам и избегать направления в специализированные учреждения.
При лечении депрессивных состояний у детей и подростков необходимо позаботиться о соблюдении прав пациентов.
Согласно закону о психиатрической помощи, диагностические и лечебные процедуры пациентам младше 15 лет могут назначаться только с согласия родителя или опекуна.
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми.
Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний.
Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д.
Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству.
Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения.
Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки.
Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех.
После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее».
Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной.
Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки.
При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В.
, после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели.
После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей.
Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу.
При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете.
Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра.
После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает. Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения.
В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке.
При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Свистова Анастасия, врач-психиатр детский Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Депрессия у ребенка (подростка) 10-17 лет: советы экспертов — Эмпатия
Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.
Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.
Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.
Признаки детской депрессии:
В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:
- снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
- нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
- изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
- состояние повышенной усталости
- перебои в аппетите, длительный отказ от еды
- чувство вины или стыда
- рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
- нежелание общаться с кем-либо
- мысли о суициде
В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями.
Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды.
В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.
В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.
Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.
Причины депрессии у детей и подростков:
Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.
К основным причинам можно отнести:
- Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.
- Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.
- Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.
- Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
- Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.
- «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.
- Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.
- Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.
- Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.
- Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.
- Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.
Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:
- Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.
- «Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.
- «Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.
- Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.
- Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», « не вижу смысла…».
- Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).
- Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.
- «Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.
Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком иили явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.
Виды депрессии:
Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.
Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.
Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель.
Мания проявляется в виде агрессии и гнева.
Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).
Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.
Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует.
Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить.
Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.
Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:
- Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику
- Романтизирует смерть и самого умирающего.
- Шутит о смерти
- Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз
- Частые травмирования и порезы
- Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»
В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.
Что делать родителям?
Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?
Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:
- Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.
- Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.
- Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.
- Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.
- Дайте право выбора, не стоит все решать за него.
- Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.
- Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.
- Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.
Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.
Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.
Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.
Лечение депрессии
Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.
Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.
Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка.
Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.
Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.
Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.
Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.
Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.
«Эмпатия» — студия практической психологии
В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 17 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.
Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.
В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей.
Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе.
В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой.
Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля. О том, как предложить ребенку участие в психологической группе, вы можете прочитать здесь.
Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».
Лечение детского ожирения бесплатно по полису ОМС
Несколько лет назад Россия присоединилась к программе ВОЗ по борьбе с детским ожирением, но на сегодняшний день проблема еще не решена. Чем грозит ожирение для здоровья ребенка? На чем основываются врачи при постановке этого диагноза? И что входит в современный протокол лечения ожирения у детей по полису ОМС?
Критерии детского ожирения
Диагноз «ожирение» (избыток в организме жировой ткани) врач-педиатр может поставить ребенку на основании оценки двух критериев — роста и веса. Индекс массы тела (ИМТ) рассчитывается по формуле: массу разделить на рост в квадрате.
Для взрослых этого бывает достаточно.
Однако для детей делают поправку на физиологические периоды «вытяжения», когда рост преобладает над набором веса, и наоборот «округления», когда малыш набирает мышечную массу, но не растет.
Поэтому лицам до 18 лет, согласно разработанным таблицам ВОЗ, ставят диагноз «избыточный вес» при SDS (standard deviation score — стандартном отклонении) +1 и «ожирение» при показателе SDS +2.
Причины и симптомы
Механизм развития ожирения заключается в том, что ребенок потребляет больше калорий, чем ему необходимо на то количество энергии, которую он расходует в процессе жизнедеятельности.
Выделяют две основных причины ожирения:
- 1. Поломка генов, отвечающих за энергетический обмен (встречается достаточно редко).
- 2. Избыточный калораж пищи, на регулярной основе потребляемой в семье (наиболее распространенное явление).
Если родители долгое время не замечают лишний вес у ребенка, считая его индивидуальной особенностью, насторожить их должны такие проявления, как быстрая утомляемость при минимальной физической нагрузке, одышка и слабость в мышцах.
Даже один из перечисленных симптомов — повод обратиться к педиатру, который при необходимости назначит консультацию врача-эндокринолога.
Есть устоявшийся миф среди мамочек, что ожирение — это удел исключительно детей-«искусственников», а тому, кого кормили грудью, такая проблема не грозит. На самом деле клинически доказанной взаимосвязи между способом вскармливания и детским ожирением не выявлено. Конечно, грудное вскармливание — это прекрасно. Чем дольше малыш получает материнское молоко, тем выше его иммунитет.
Однако, если во младшем, а затем и в подростковом возрасте «искусственник» и «естественник» идут по пути нездорового питания, то и шансы у них на развитие ожирения равны.
Какой можно сделать вывод? Уже на этапе перехода к прикорму нельзя идти на поводу вкусовых желаний малыша: «Ага, он кривится от кабачкового пюре? Значит, не будем его давать, а заменим вкусным соком, который ему нравится!»
Последствия ожирения у детей
Помимо эстетического дефекта, который может служить поводом для подростковой депрессии, ожирение негативно влияет на работу всех органов и систем организма. К наиболее распространенным осложнениям, вызванным ожирением, относится:
- — артериальная гипертензия;
- — симптом апноэ (остановка дыхания во сне);
- — воспалительные заболевания ЖКТ;
- — патологии репродуктивной системы (поликистоз яичников у девочек и проблемы с фертильностью у мальчиков);
- — высокий риск развития сахарного диабета 2-го типа как результат нарушения углеводного обмена.
К сожалению, ключевое отличие заключается в том, что в Европе уже давно стараются работать на опережение возникновения проблемы. Мы же чаще всего боремся с ее последствиями.
Как правило, на прием к врачу-эндокринологу приходит ребенок, у которого заболевание прогрессирует и заметно, как говорится, невооруженным глазом. Когда мы опрашиваем родителей, выясняется, что он и раньше был склонен к полноте, но за последний год вдруг резко набрал 10 килограммов.
Тогда мы начинаем убирать эти лишние кило, а зачастую и заниматься коррекцией осложнений, которые они вызвали со стороны других органов и систем.
А вот в странах Скандинавии, например, большое значение уделяется просветительской работе, как среди взрослых, так и среди подростков. Часть ее закреплена на законодательном уровне.
Например, ближайшие магазины, в которых можно купить снеки и фастфуд, расположены от школ на расстоянии не менее 1-го километра.
И даже в популярных компьютерных играх заложена пропаганда здорового питания, которая дает положительный результат.
Методы лечения детского ожирения
Лечение детского ожирения — процесс длительный, требующий комплексного подхода со стороны врачей различных специальностей и предполагающий активную вовлеченность всех членов семьи. На сегодняшний день во всем мире придерживаются трех основных методов терапии.
Формирование правильного пищевого поведения
Это не диета, а образ жизни, которого ребенок должен придерживаться всегда. Необходимо соблюдать режим питания: принимать пищу в одно и то же время через равные промежутки, избегая перекусов снэками.
При этом еда должна быть разнообразной: без рафинированных продуктов, обилия мучного и сладкого, но с преобладанием овощей и фруктов по принципу «светофора» (съедать минимум по 1 фрукту или овощу красного, желтого и зеленого цвета в день).
Лечебная физкультура
Помимо индивидуального комплекса упражнений для каждого возраста, подобранных инструктором по ЛФК в стационаре, ребенку с ожирением рекомендовано ежедневно совершать безостановочные пешие прогулки в течение 1–1,5 часов.
Медикаментозная терапия
Крайняя мера, к которой прибегают избирательно и в индивидуальном порядке, поскольку круг лекарственных препаратов, разрешенных для применения лицам младше 18 лет, ограничен. Как правило, лекарства направлены не против ожирения как такового, а купируют осложнения со стороны других органов и систем (изменения артериального давления, уровня сахара в крови и др.).
Во-первых, родителям, которые хотят вырастить ребенка, не имеющего проблем с лишним весом, стоит побеспокоиться об этом еще на этапе планирования беременности. Будущая мама должна питаться сбалансировано, избегать фастфуда, а также наладить грудное вскармливание с первых дней жизни малыша.
Во-вторых, на регулярной основе родители должны посещать врача-педиатра вместе с ребенком, даже если он ничем не болен. Только так специалист сможет в динамике оценить параметры роста и веса ребенка и не пропустить начало ожирения на ранней стадии.
В-третьих, залог нормального веса у ребенка — это правильное пищевое поведение у всех членов семьи. При этом, приобретая продукты с пометкой «не содержит сахара» или газированные напитки «лайт», стоит внимательно читать этикетки: в 90% случаев они напичканы заменителями глюкозы, которые дают не меньше калорий, чем классический сахар.
Лечение ожирения у детей в Москве бесплатно по полису ОМС
Программа ОМС (обязательного медицинского страхования) включает возможность бесплатного планового лечения по поводу детского ожирения всем пациентам, которые являются гражданами РФ. Узнать о возможностях планового лечения в одной из городских больниц Москвы можно, оставив заявку на сайте проекта мсз.рф или позвонив по телефону горячей линии проекта «Москва – столица здоровья»: +7 (495) 587-70-88. | ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ |
- Материал подготовлен совместно с экспертом: Ириной Георгиевной Рыбкиной, врачом-детским эндокринологом высшей квалификационной категории,
- заведующей отделением эндокринологии Морозовской ДГКБ .
- Источник: информационный проект «Москва — столица здоровья»