России нужен закон о психологической помощи, уточняющий само понятие психологической помощи и круг специалистов, имеющих право ее оказывать. Об этом заявил декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик Юрий Зинченко на конференции «Перспективные организационные формы оказания медицинской помощи при психических расстройствах» 4 июня.
России нужен закон о психологической помощи, уточняющий само понятие психологической помощи и круг специалистов, имеющих право ее оказывать. Об этом заявил декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик Юрий Зинченко на конференции «Перспективные организационные формы оказания медицинской помощи при психических расстройствах» 4 июня.
«У нас сейчас под вывеской «психолог», «психологическое консультирование», «психоанализ» может быть что угодно и научная психология ничего с этими деятелями не имеет.
Под видом психологической услуги рекламируются различные тренинги личностного роста, секты дианетики и так далее. Мы хотели определить, чем является «психологическая помощь».
Это поможет разграничить, где действительно помощь, а где – что-то иное, под другие законы, в том числе и уголовные, подпадающее», – сообщил он.
По словам Юрия Зинченко, нередко организаторы тренингов занимаются откровенным мошенничеством. Один из участников конференции предложил добавить в проект закона о психологической помощи определение, что эта помощь может быть только профессиональной.
Сейчас в России нет никакого фильтра, способного выявить некачественно работающего психолога или представляющегося таковым, так как система сертификации является добровольной.
В итоге нет никакой ответственности за нанесение вреда жизни и здоровью вследствие некачественно оказанной услуги.
Проект федерального закона о психологической помощи населению в Российской Федерации был представлен в Государственную думу 24 июня 2014 года, но принят он так и не был.
В пояснительной записке было сказано, что цель законопроекта «установление на федеральном уровне единых стандартов организации психологической помощи населению, единых основ деятельности лиц, оказывающих психологическую помощь, и определение порядка деятельности органа, регулирующего организацию психологической помощи». К разработке законопроекта привлекались специалисты разных ведомств, но был ряд пунктов, по которым мнения специалистов разошлись.
Источник: МЕДВЕСТНИК
Психологов-шарлатанов поставят вне закона
В комитете по экономической политике Совета Федерации формируется рабочая группа по разработке закона о психологической помощи. Эта инициатива предполагает жесткий контроль за специалистами, оказывающими психологическую помощь. По словам экспертов, сейчас подобного рода услуги порой предлагают далекие от психологии люди.
Первый зампредседателя комитета Сергей Калашников, который сам по специальности психолог, пояснил «Известиям», что в разработке документа примут участие представители научного и профессионального сообщества.
— Я разговаривал с деканами факультетов психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов, они тоже готовы помочь, — сказал Сергей Калашников. — Считаю, что профессиональное сообщество должно подготовить концептуальную основу. В 2014 году в Думу был внесен законопроект, подробно регламентирующий работу психологов, однако тогда он в итоге был отозван.
Одним из нововведений в законопроекте будет обязательное лицензирование или сертификация специалистов, оказывающих психологическую помощь. Сейчас фактически этим может заниматься кто угодно.
— В российском законодательстве оказание психологической помощи не регулируется, — заявил «Известиям» председатель палаты молодых законодателей при Совете Федерации Виктор Конопацкий.
— И это уже сегодня приводит к тому, что любой «предприимчивый» может заниматься психологической практикой.
Пока не будет проработана нормативная база в этой области, у нас не будет никакой юридической ответственности, например, за действия, которые выдаются за психологическую помощь и наносят вред клиенту.
Пока проблему пытаются решать лишь на уровне регионов. В Москве, к примеру, принят закон «О психологической помощи населению», по которому имена практикующих психологов должны быть занесены в реестр.
Виктор Конопацкий обратился к главе Минтруда Максиму Топилину с просьбой обратить внимание на эту проблему. В письме говорится о необходимости принять федеральный закон, который позволял бы оказывать психологическую помощь только тем специалистам, которые учились на психологов, стажировались и успешно сдали экзамены.
— Немало организаций предлагают сегодня человеку не только решить его личные проблемы, но еще и вылечить от всех болезней. Это недопустимо, и на законодательном уровне должны быть внесены серьезные изменения, которые бы регулировали оказание психологической помощи гражданам, — подчеркнул он.
В последние годы люди, называющиеся психологами, не раз становились героями скандальных публикаций. В 2013 году впервые было возбуждено уголовное дело в отношении психолога, после тренингов и консультаций которого молодая женщина выбросилась из окна в подмосковной Электростали. Как выяснилось, психолог был инженером по основному образованию, прошедшим переподготовку.
За два года до этого на всю страну стала известна психолог Лейла Соколова, привлеченная как эксперт к уголовному делу по обвинению Владимира Макарова в растлении собственной дочери. По детскому рисунку Соколова определила, что девочка пережила насилие. А вскоре по Рунету распространились фотографии самой Лейлы на садомазохистской вечеринке.
Руководитель липецкого психоаналитического центра Сергей Выставкин рассказал «Известиям», что профессиональное сообщество очень заинтересовано в том, чтобы деятельность психологов была регламентирована: деятельность непрофессионалов и шарлатанов бросает тень и на добросовестных специалистов.
— Многие люди разочаровываются и говорят, что психология — это шарлатанство. А могут быть и более серьезные последствия, — сказал он «Известиям». — По всем международным стандартам это недопустимо.
В европейских странах психологическая деятельность приравнивается к медицине, при этом существует строгий отбор специалистов.
На психолога надо учиться много лет, каждый специалист держится за свою лицензию и дорожит ею.
Представители психиатрического сообщества, обязанные иметь медицинское образование и постоянно повышать свою квалификацию, идею урегулировать деятельность психологов приветствуют.
Руководитель отдела Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П.
Сербского профессор Борис Положий сказал «Известиям», что при нынешней ситуации психологи часто превышают границы своих компетенций.
— Это вытекает из того, что большинство психологов работают за плату. Их круг обязанностей должен быть четко очерчен, и они, вне всякого сомнения, должны быть сертифицированы. У нас их действительно очень много стало, и непонятно, откуда и какие они берутся, — сказал он.
По словам Бориса Положего, бывают случаи, когда в психологическую консультацию приходят люди с признаками психического расстройства. Психолог берется им «помогать» , и в итоге люди длительное время не получают медицинской помощи.
— Если будет принят упорядочивающий эту деятельность документ, носящий правовой характер, это пойдет на пользу и тем, кто серьезно занимается психологией, и тем людям, которых они консультируют.
Психологическая помощь в России — обсуждение законопроекта на круглом столе в МГУ
22 января 2021 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Психологическая помощь в Российской Федерации: настоящее и будущее». Модератором встречи выступила Гаяне Михайловна Давидян, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ.
Участники круглого стола обсудили, как создавался законопроект о психологической помощи, какие вопросы стремилась решить рабочая группа, как пандемия коронавируса повлияла на разработку этого проекта.
В обсуждении участвовали:
- Александр Константинович Голиченков, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета МГУ, член-корреспондент РАО;
- Юрий Петрович Зинченко, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ, академик РАО, Президент Академии;
- Валентина Владимировна Барабанщикова, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ, руководитель Департамента психологической работы Минобороны России, член-корреспондент РАО;
- Юлия Сергеевна Шойгу, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой экстремальной психологии факультета психологии МГУ, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ.
Юлия Сергеевна Шойгу рассказала, как начиналась работа над законопроектом: «Неслучайно идея создания этого документа зародилась и развивалась внутри Московского государственного университета.
В какой-то момент возникла осознанная потребность внутри профессионального сообщества определить правила, по которым осуществлялась бы наша профессиональная деятельность. Мы обратились к ректору МГУ, и Виктор Антонович Садовничий пошел нам навстречу, был издан нормативный акт о создании рабочей группы юристов и психологов.
Я вспоминаю, как нам сначала было трудно находить общий язык: нам нужно было учиться переводить психологический язык на юридический и обратно. Но чем больше мы работали, тем это становилось интереснее.
Позже мы поняли, что нескольких психологов, которые участвуют в этой группе, недостаточно, нам на выручку пришло Российское психологическое общество и направило ряд региональных представителей в рабочую группу. Таким образом, у нас в рабочей группе оказалась почти вся страна и почти все направления психологической работы».
Александр Константинович Голиченков объяснил причины возникновения междисциплинарной рабочей группы по разработке законопроекта о психологической помощи и рассказал о неочевидных перспективах такой работы: «Создание любого законопроекта — это работа междисциплинарная.
Велико заблуждение, что законы пишут юристы: мы участвуем, но законы пишет группа, я называю их “технологами”, — те, кто знает предмет, в данном случае речь шла о психологической деятельности или психологической помощи.
“Первую скрипку” в написании этого закона, в обсуждении центральных позиций и принятии решений, мотивированных в том числе и научными средствами, играют представители науки психологии.
Такого рода работа имеет, как правило, не только практическое значение (то есть выход в виде проекта конкретного закона), но и научный эффект: уточняются и вводятся в оборот новые термины и их определения, уточняются позиции тех или иных точек зрения на предмет (в данном случае на психологическую деятельность и ее составную часть — психологическую помощь), в идеале — создается задел для использования наработанных материалов в учебной работе, например, через создание специальных курсов по выбору для студентов, магистерских программ».
Отвечая на вопрос Г.М. Давидян о том, что удивило его как юриста при работе с психологами, А.К.
Голиченков отметил: «Меня сначала удивила дискуссия по терминам и определениям: что это — деятельность или помощь? Если “психологическая помощь” более узкое понятие, то что добавляется к деятельности? В этой сфере экспертиза — это вид психологической деятельности? А психологическое образование и культура — это виды деятельности? Конечно, они пограничны. Они как кольца новобрачных: есть один супруг, есть второй супруг, но есть сектор пересечения между ними, и пока он будет существовать, будет существовать и семья. Так и здесь: есть целый ряд общественных отношений, которые являются либо составной частью (например, психологическая помощь как составная часть психологической деятельности), либо пересекаются, либо полностью включаются, либо соприкасаются, либо совсем никак к друг другу не относятся. Это обсуждение меня очень удивило и одновременно порадовало, потому что, прежде чем куда-то двигаться, надо договориться о терминах и языке, которым мы будем пользоваться. Меня также приятно поразила дискуссия среди представителей психологической сферы, нужен ли закон. Очень интересно было наблюдать за аргументацией. Если закон помогает решать своими специфическими инструментами возникающие и реально существующие проблемы, то такой закон нужен».
Юрий Петрович Зинченко рассказал: «Психологи, когда занимались этой работой, основной задачей выделяли решение вопроса, как в нынешних условиях законодательно закрепить качественную профессиональную психологическую помощь.
С одной стороны, есть понятие психологической культуры, и каждый из нас обладает возможностью оказания психологической поддержки на бытовом уровне: мы можем близким доброе слово сказать и детей по головке погладить, создать приятную, психологически благополучную атмосферу.
А с другой стороны, когда мы переходим к ситуации, когда не хватает просто психологической поддержки, а нужна профессиональная психологическая помощь, то нормативного документа пока нет. Что такое психологическая помощь, кто ее может оказывать? Вроде бы понятно, что психологическая помощь — это то, что делает психолог.
Но правильный ответ: то, что делает психолог, не всегда является психологической помощью, у нас много разных задач.
Есть люди, кто говорит, что оказывает психологическую помощь, но насколько их деятельность является профессиональной психологической помощью, которая приведет человека к избавлению от того или иного недуга либо улучшит его психологическое благополучие? Поскольку степень неопределенности в период коронавируса возросла, имели место не очень приятные перегибы мошенничества псевдопсихологического толка: например, вы заходите на сайт, проходите тесты, после чего неизменно всплывает красная надпись “Срочно обратитесь к профессиональному психологу на этом сайте” и дальше пишется стоимость этой помощи. Поэтому разработка законопроекта — это забота о каждом из нас, забота о населении, чтобы у людей было право получать качественную профессиональную психологическую помощь».
Ю.С. Шойгу назвала акценты, которые выделила рабочая группа: «Было два основных вопроса, на которые мы хотели ответить этим законом.
Первый: что такое психологическая деятельность и психологическая помощь? Когда мы стали погружаться внутрь этой проблемы, выделять подвиды этой помощи и описывать само поле, оказалось, что это одна из наиболее сложных задач — описать, какие виды помощи может делать специалист, в тех словах, которые были бы понятны и могли трактоваться однозначно.
Тем самым мы очертили то, что делает психолог, и прочертили границы с тем, чего психолог не делает. У нас одна граница проходит с профессиональными сообществами — это специалисты в области социальной поддержки, специалисты в области здравоохранения, охраны психического здоровья.
А с другой стороны, у нас есть слабо регулируемое поле проведения тренингов, иногда это элементы мошенничества, иногда это сфера услуг, посвященная мистическим и экстрасенсорным возможностям, — и это точно не является психологической помощью. Второй вопрос касался точного определения взаимных прав и обязанностей участников психологического процесса.
Что должен делать психолог, чего он не должен делать, на что он имеет право, какую ответственность он несет за свои действия? Что должен делать клиент или получатель психологической помощи, на что он имеет право, за что он несет ответственность? Какие есть возможности у заказчика психологической помощи, ведь не всегда человек, который получает помощь, и человек, который является ее инициатором, — это одно и то же лицо? Например, родители приводят ребенка на консультацию к специалисту или работодатель считает, что для прохождения на работу соискатель должен пройти психологическое тестирование: у каждой стороны должны быть понятная роль и понятные границы собственной ответственности. Мне кажется, что этот документ может нам помочь определить эти границы и начать жить по единым правилам».
Валентина Владимировна Барабанщикова подчеркнула важность просвещения о деятельности психологов: «Совсем недавно я спросила специалиста финансиста: “Как Вы думаете, психологи нужны?” Он сказал: “Конечно, нужны!” Тогда второй вопрос: “Как Вы думаете, чем они занимаются?” И это оказался тупик. Часть психологической работы очевидна, часть — нет. Оказывается, что некоторые просто не знают, что можно получить от психолога, какая польза от психолога. Федеральный закон диктует определенные направления деятельности, которые являются чисто психологическими, за которые мы отвечаем, в которых мы квалифицированны, которые мы действительно обеспечиваем для граждан. И это плоскость просвещения населения, что можно получить, если ты общаешься с психологом, чем он может тебе помочь, а чем не может».
Ю.П. Зинченко обозначил некоторые проблемы, с которыми сталкивается часть профессионального сообщества из-за отсутствия закона о психологической помощи: «В законе планируется отразить наши обязательства перед тем, кто эту помощь получает, распределение ответственности между участниками этого процесса.
Например, когда школьный психолог по долгу службы должен общаться со школьниками, он должен иметь представление о родителях, об обстановке в семье.
И если родитель узнает, что ребенок что-то рассказал, то психолог занимается незаконной оперативно-розыскной деятельностью и попадает под действие другого закона или выполняет свою профессиональную обязанность? А что делать психологу с теми данными, которые он узнал, например, о родителях? Если эта информация нужна, чтобы психолог поработал с ребенком в школе, то тут вроде понятно, а если возникают обстоятельства, которые выходят за рамки традиционной психологической работы и необходимо обращение к другим специалистам или самому родителю? Каковы здесь взаимодействия психолога и родителя? А если психолог обнаруживает сюжеты, связанные с противоправной историей в отношениях родителей и детей? Степень неурегулированности иногда из психолога или психиатра делает страшилку и не всегда помогает оказывать в полном объеме психологическую помощь, поэтому это тоже те моменты, которые закон должен закреплять».
Об уроках пандемии рассказала Ю.С. Шойгу: «Во время пандемии мы работали совместно с Общенародным фронтом на “горячей линии”, частично забирая на себя звонки, связанные с запросом на психологическую помощь. За четыре месяца такой работы было принято более 10 тысяч звонков.
Это говорит о том, что этот вопрос очень востребован, он касается большого количества людей. При этом ситуация, связанная с пандемией, проявила проблему недостаточной психологической грамотности людей.
Мы, проанализировав обращения, которые к нам поступали, отметили, что основное количество обращений было связано с тем, что люди были вынуждены поменять свой привычный образ жизни, отчего сильно ухудшилось их психологическое благополучие.
Большинство из нас находились в достаточно комфортных для себя условиях — было тепло, светло, был доступ к средствам массовой информации, доступ к продуктам питания.
Но, тем не менее, мы чувствовали себя плохо, мы боялись, чувствовали тревожность, зачастую не понимая, что происходит, а значит, не зная, что можно сделать, чтобы лучше себя чувствовать. Это натолкнуло на мысль, что мы не так хорошо знаем, как устроена наша психическая жизнь, и, как следствие, у нас более скудная палитра тех способов, которыми мы можем улучшить качество жизни.
Тема психологического просвещения связана с темой закона, потому что это возможность дать людям доступ к корректным психологическим знаниям, способам улучшения своего состояния, способам коммуникации с другими людьми.
Это большая задача и большой вызов, который стоит перед профессиональным сообществом. Главный урок пандемии — это осознание высокой потребности в психологическом просвещении».
В.В. Барабанщикова поделилась своими выводами после пандемии: «Минобороны и Вооруженные Силы не уходили на изоляцию, мы работали в прежнем режиме, но во многом были лишены привычных средств, например, встреч лицом к лицу без маски, когда ты четко понимаешь, что с человеком, что его может поддержать.
Психологи оказались вне зоны комфорта. И особенно большое значение приобретает квалификация психолога и те методические средства работы, которыми он владеет или не владеет. С этой точки зрения, закон четко прописывает, кем должен быть, а кем не должен быть психолог, какое именно образование у него должно быть.
Не секрет, что есть созвучные специальности, имеющие другие цели и требования к квалификации специалистов. Самый простой пример: «психология служебной деятельности» и «педагогика и психология девиантного поведения», акценты в этих специальностях разные.
Мы должны четко понимать, что квалификация психологов, которые стоят на этих должностях и реализуют психологическую работу, крайне важна. Закон позволит нам защитить тех, кто эту квалификацию имеет, и тех, кто является потребителем помощи или услуги.
С другой стороны, возрастает методическая роль: что именно можно, нужно, хорошо, надежно, безопасно делать, чтобы психологическое благополучие человека не пошатнулось, а только укрепилось в создавшихся сложных условиях».
А.К. Голиченков подчеркнул: «Хороший закон — это ответ юридическими средствами на возникающие в повседневной жизни проблемы.
Почему сразу закон? Готовясь к встрече, я посмотрел одну из баз данных по законодательству, задал в поисковом поле слово «психологическая деятельность», «психология» и получил 4300 наименований актов.
В такой ситуации даже суперпрофессионалу сложно ориентироваться, нужно привести это в порядок».
Слушатели круглого стола поинтересовались у экспертов, какие причины задерживали появление закона о психологической помощи. На вопрос ответил Ю.П.
Зинченко: «Законопроект вносится не первый раз, будет уже третья попытка: первый вариант вносился еще в конце 90-х, затем была попытка лет пять или семь назад.
Сейчас профессиональное сообщество договорилось, мы впервые работали над текстом вместе с профессиональными юристами».
Отвечая на вопрос «Как профессиональное психологическое сообщество относится к деятельности бизнес-тренеров, коучей? Предполагается правовая регламентация их деятельности в будущем законе?», Ю.П.
Зинченко отметил: «Мы бы хотели, чтобы закон и эту часть деятельности тоже регламентировал. Но нельзя забывать, что все, что мы попытались максимально вложить в закон, еще должен закрепить законодатель. Мы уповаем на то, что законодатель правильным актом это закрепит.
Конечно, во всех сферах необходимо минимизировать, а в идеале — исключить, возможность псевдопсихологической помощи, проведения под видом психологической практики других сюжетов.
Думаю, нам тут помогут юристы, ведь один и тот же вид деятельности можно вывести из-под действия закона, просто “поиграв в слова”: “коуч” — это же не “психологическая помощь”, значит, под действие закона он не попадает, хотя по своей сути эти способы воздействия будут психологическими.
Без юристов нам сложно прогнозировать, будет ли закон эффективным инструментом, если он не позволит нам привести в порядок эту “игру в слова”, которую многие уже сейчас начинают использовать, когда идет критика от профессионального психологического сообщества».
Тему обсуждают: «Психологическую помощь не должны регулировать чиновники — психологи о законе»
Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
20 ноября 2013 года
- Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает за счет средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительную меру социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде финансирования расходов, связанных с предоставлением психологической помощи (далее — дополнительная мера социальной поддержки).
- Для целей настоящего Закона Санкт-Петербурга используются следующие основные понятия и термины: психологическая помощь — осуществляемая психологом профессиональная поддержка и содействие в преодолении сложной психологической ситуации и социальной адаптации; психолог — физическое лицо, имеющее высшее психологическое или психолого-педагогическое профессиональное образование; лицо, предоставляющее услуги по оказанию психологической помощи, -юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие организацию предоставления услуг по оказанию психологической помощи; стандарт оказания психологической помощи — нормативы качества и объема психологической помощи; одаренные дети — лица, не достигшие возраста 18 лет, обладающие выдающимися природными задатками и демонстрирующие признаки одаренности; признаки одаренности — особенности интеллектуальной, творческой, спортивной либо иной деятельности одаренного ребенка, проявляющиеся в высоком уровне ее выполнения, который обычно не достигается его сверстниками.
- Оказание психологической помощи населению в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1) соблюдение прав и охраны здоровья человека; 2) недопущение нарушения прав и свобод других лиц; 3) учет возрастных и индивидуальных особенностей, социально-экономических и психологических условий в семье; 4) комплексный подход при выработке индивидуальной или групповой программы при оказании психологической помощи; 5) сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) одаренных детей; 6) адресность; 7) добровольность; 8) обеспечение конфиденциальности.
- Дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в отношении следующих категорий граждан Российской Федерации, имеющих место жительства или место пребывания в Санкт-Петербурге: 1) лица, состоящие между собой в браке, — по вопросам, связанным с укреплением семьи и супружеских отношений, если указанные лица состоят в браке менее 5 лет, а возраст каждого из состоящих в браке лиц не превышает 30 лет; 2) беременные женщины; 3) одаренные дети.
1. Лицам, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 50 процентов стоимости предоставления психологической помощи.
Лицам, указанным в пункте 3 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в виде оплаты за счет средств бюджета Санкт-Петербурга 70 процентов стоимости предоставления психологической помощи. 2.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением психологической помощи, осуществляется в размере, не превышающем стоимости указанных услуг, рассчитываемой в соответствии с нормативами финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга на предоставление психологической помощи. 3.
Нормативы финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга на предоставление психологической помощи утверждаются в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
1. Предоставление психологической помощи населению в Санкт-Петербурге осуществляется лицами, предоставляющими услуги по оказанию психологической помощи, прошедшими квалификационный отбор. Порядок проведения квалификационного отбора определяется Правительством Санкт-Петербурга. 2.
Предоставление психологической помощи населению в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии со стандартом оказания психологической помощи, утверждаемым Правительством Санкт-Петербурга. В целях разработки стандарта оказания психологической помощи Правительство Санкт-Петербурга может создавать консультативные и совещательные органы. 3.
Порядок и условия предоставления дополнительной меры социальной поддержки в части, не урегулированной настоящим Законом Санкт-Петербурга, в том числе порядок и условия отнесения лиц, не достигших возраста 18 лет, к категории одаренных детей, определяются Правительством Санкт-Петербурга. 4.
Перечень документов, подтверждающих право на получение дополнительной меры социальной поддержки, определяется Правительством Санкт-Петербурга.
Дополнительная мера социальной поддержки финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2015 года. 2. Настоящий Закон Санкт-Петербурга действует до 31 декабря 2017 года.
Губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко
Санкт-Петербург ______________ 2013 года N 651- Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
Вид документа: Редакция Рег. номер: 4057 Дата регистрации: 17.12.2013
Милонов Виталий Валентинович, Воронцов Алексей Васильевич
Редакция проекта юридического акта:
О государственной системе бесплатной психологической помощи населению в Санкт-Петербурге, О государственной системе бесплатной психологической помощи населению в Санкт-Петербурге
Сопроводительные материалы к редакции:
- Сопроводительный материал
- Сопроводительный материал
В россии необходим закон о психологической помощи, считает эксперт
Как напомнил Зинченко, сегодня Минобрнауки России уделяет большое внимание подготовке психологов. Глава ведомства Ольга Васильева уже увеличила число бюджетных мест по этой специальности на 2018 год. Однако, по словам декана факультета психологии, необходимо также обратить внимание и на качество этой подготовки.
«Желания обратиться к психологу у россиян стало больше. Другой вопрос, насколько у нас обеспечена ситуация именно профессиональными психологами. Здесь мы упираемся как раз в проблему подготовки профессионалов.
Нужно увеличивать не только количество бюджетных мест, но и повышать качество подготовки.
Потому что часто кто-то берется готовить психологов без необходимого кадрового обеспечения, без опыта и так далее», — сказал Зинченко.
Закон о психологах и система сертификации
По словам декана факультета психологии, сегодня в России нет никакого фильтра, способного выявить некачественно работающего психолога или представляющегося таковым, так как система сертификации является добровольной.
«Кроме обучения и подготовки необходима система сертификации психологов уже работающих или тех, кто себя за них выдает. Здесь мы выходим как раз на закон, на необходимость все-таки продвижения закона о психологической помощи населению Российской Федерации», — сказал Зинченко.
По его словам, законодательство могло бы отрегулировать и определить, кто такой психолог, что такое психологическая помощь, кто несет ответственность в случае некачественной психологической помощи, которая может нанести вред здоровью, развитию или жизни обратившихся.
«Этот закон нужен. И надеемся, что он у нас когда-нибудь будет в ближайшем обозримом будущем принят», — добавил Зинченко.
Служба психологической помощи детям
Профессор также напомнил, что на сегодняшний день Российская академия образования (РАО) подготовила концепцию развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года, которая предполагает разработку моделей психологической помощи школьникам и студентам.
Предполагается, что такая служба будет, в частности, оказывать психологическую поддержку и помогать обучающимся в трудных жизненных ситуациях, содействовать профориентации школьников, их позитивной социализации и коррекции агрессивного, суицидального и противоправного поведения.
«На следующей неделе, 28 ноября, будет проходить коллегия министерства образования и науки. И наконец, надеемся, что будет принята концепция развития психологической службы в системе образования», — сказал он.
Зинченко пояснил, что сегодня в России нет действующей единой системы психологической помощи школьникам и студентам. В некоторых регионах отмечаются отдельные успешные наработки, однако по всей стране такой системы нет.
«Если мы не начнем эту помощь оказывать с раннего возраста, то мы потом можем получить достаточно большие проблемы», — отметил доктор психологических наук.
Как определить профессионала
По словам декана факультета психологии МГУ, чтобы понять, стоит ли обращаться к конкретному психологу, необходимо обратить внимание на его образование. На деле им может оказаться всего лишь «предприниматель», предостерег профессор.
«Самое главное – посмотреть, чтобы образование было не дополнительным, которое можно получить за полтора года или несколько месяцев, став психологом с документом по программе допобразования, который вроде бы в себе содержит какие-то психологические слова. Нужно обратить внимание, чтобы диплом не просто был со словами психология, а чтобы было получение профессии – либо 5-6-летний диплом, либо переподготовка для лиц, имеющих высшее образование, чтобы это было не менее 3-3,5 лет», — пояснил Зинченко.
Он также обратил внимание, что внутри направления подготовки по специальности «Психология» также имеются различные специализации. Поэтому человек, учившийся на зоопсихолога, но работающий как психотерапевт, тоже может вызывать вопросы к своей компетентности.
«Дальше есть хитрость еще одна – вы можете проучиться в магистратуре, при этом не быть выпускником бакалавриата по специальности «Психология». Магистратура – это два года обучения, а фактически – три семестра учебы и один семестр подготовки к защите магистерской диссертации. Иногда это может вызывать вопросы, насколько человек за три семестра вдруг стал хорошим психологом», — добавил декан.
Как отметил Зинченко, настоящие профессионалы в области психологии сегодня востребованы, а самые высокие зарплаты у тех, кто работает в крупных корпорациях или занимается психотерапией и психоанализом.
«Те психологи, которые идут и трудоустраиваются в крупные корпорации, это в основном связано с кадровым сопровождением, HR, работой с персоналом, они естественно высокооплачиваемые. Потом достаточно обеспечена та часть, которые предлагают психотерапевтические, психоаналитические услуги. Вот эта часть тоже достаточно востребована», — сказал он.
Проект закона о психологической помощи
Создание проекта федерального закона «О психологической помощи» является глобальной задачей, требующей объединения профессионального сообщества, необходимого для выработки единых подходов и требований, которые должны найти свое отражение в этом документе.
Для сбора, анализа мнений и информирования широко круга профессионалов психологов по этому вопросу на официальном сайте Российского психологического общества создана специальная рубрика, в которой планируется размещать материалы, касающиеся этой работы, а так же давать ответы на вопросы, возникающие в ходе разработки документа.
В начале каждого месяца планируется размещать ответы на наиболее актуальные, острые и часто задаваемые вопросы.
Принять участие в этой работе Вы можете, прислав сообщение, вопрос или материалы на адрес электронной почты [email protected].
Вопросы и ответы
Ни для кого не секрет, что попытки создания «психологического» закона осуществлялись в нашем сообществе уже не раз. Последняя попытка датирована 2014 годом, и тогда законопроект «О психологической помощи населению в Российской Федерации» был отклонен.
На данный момент принят ряд законов на уровне субъектов Российской Федерации, но они не в полной мере регламентируют нормативно-правовые аспекты оказания психологической помощи.
По большей части, регулирование взаимоотношений между предоставляющим психологическую помощь и получающим ее осуществляется, как правило, в рамках сложившейся практики и существующих условных (устных) договоренностей.
Так же, важным обстоятельством является и то, что участились примеры обращения внимания на случаи некачественного оказания психологической помощи, либо услуг анонсируемых как «оказание психологической помощи», что свидетельствуют о сформировавшейся в обществе потребности в регламентировании данного вида деятельности. Принимая во внимание вышеизложенное, можно говорить о том, что на данный момент, в достаточной мере не обеспечены права граждан, нуждающихся в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, закон нужен для определения требований к профессиональной деятельности психологов в Российской Федерации; определения формы и видов этой деятельности; обеспечения правовых гарантий деятельности как самих психологов, так и лиц, получающих психологическую помощь.
В соответствии с «Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов» (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г.
N 576) концепция проекта федерального закона (и проект технического задания на его разработку) в случае необходимости, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:
- Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
- место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
- общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере нормативных правовых актов Российской Федерации, Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;
- социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона;
- информация о соответствии законопроекта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В отличие от концепции закона, которая представляет собой документ, отражающий основную идею, цели, предмет правового регулирования и место будущего закона в системе законодательства, проект закона – это документ, подготовленный заинтересованным уполномоченным ведомством для внесения в Государственную Думу на основе законодательной инициативы.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Рабочее название проекта — «О психологической помощи в Российской Федерации», однако наряду с этим названием рассматривается второй вариант — «О психологической деятельности в Российской Федерации».
Психологическая деятельность в Российской Федерации осуществляется на основании таких принципов как:
- Законность;
- Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- Равенство при получении психологической помощи;
- Квалифицированность, добросовестность лиц, оказывающих психологическую деятельность;
- Конфиденциальность;
- Добросовестность.
В рамках работы над созданием законопроекта решением ректора МГУ имени М.В.
Ломоносова создана межфакультетская рабочая группа, в рамках работы которой были сформулированы начальные предложения об основных вопросах, раскрываемых законом: что такое психологическая помощь и психологическая деятельность; кто может оказывать психологическую помощь; кто является лицом, получающим психологическую помощь.
Концепция законопроекта была представлена и обсуждена на Съезде Российского психологического общества в г. Казань в октябре 2017 года. Начало обсуждения законопроекта на этапе создания его концепции дает уникальную возможность для максимального привлечения профессиональной общественности к обсуждению этого документа.
Основной площадкой для организации такой работы является Российское психологическое общество. В соответствии с решениями, принятыми на Съезде РПО всем членам Президиума РПО и руководителям региональных отделений было предложено выдвинуть кандидатуры в состав рабочей группы по разработке понятийного аппарата закона. На основании предложений был сформирован и 25.10.2017 г.
утвержден на Президиуме РПО состав рабочей группы, в который вошли представители факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, факультета психологии Санкт-Петербургского университета, Института психологии РАН, представители семи региональных отделений РПО.
Таким образом, реализована возможность принять участие в разработке законопроекта для заинтересованных представителей профессионального сообщества.
В декабре 2017 г. планируется подготовить проект статьи закона, содержащий основные термины и определения, который будет направлен членам Президиума и руководителям региональных отделений РПО для ознакомления, обсуждения на уровне региональных отделений и реализации возможности представить точку зрения для продолжения работы над законопроектом.
29 ноября 2017 г. завершился первый этап деятельности рабочей группы по разработке понятийного аппарата (далее – рабочая группа), который был посвящен разработке понятийного аппарата к проекту Федерального Закона «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации» (в период с 25.10 по 29.11 состоялось пять встреч).
Одним из результатов деятельности рабочей группы является формирование ряда определений основных терминов, которые должны найти отражение в законопроекте. Среди них, рабочие определения понятий «Психолог» и «Психологическая деятельность».
В данный момент требования к специалисту, оказывающему психологическую помощь, обозначаются на уровне соответствующем не ниже уровня «специалист». Таким образом, требуется уточнение о видах деятельности, которые могут осуществляться с уровнем подготовки «бакалавр».
В целях продолжения работы профессионального сообщества над содержательными аспектами законопроекта, к которым, безусловно, относятся вопросы квалификации специалистов и уровня образования, предполагается продолжение деятельности рабочей группы с середины февраля 2018 г.
Концепция законопроекта была представлена на пленарном заседании Съезда РПО в г. Казань в октябре 2017 г., обсуждение которой было продолжено в рамках круглого стола конференции.
Это послужило началом широкой дискуссии, которая в настоящий момент продолжается на самых разных площадках.
Основной площадкой для организации такой работы является РПО. В соответствии с решениями, принятыми на круглом столе, который проходил в рамках Форума РПО в г. Казань в октябре 2017 г.
всем членам Президиума РПО и руководителям региональных отделений было предложено принять участие или выдвинуть кандидатуры в состав рабочей группы от профессионального сообщества по разработке понятийного аппарата – первоочередного вопроса в рамках создания проекта закона. На основании предложений был сформирован и 25.10. 2017 г.
утвержден на Президиуме РПО состав рабочей группы, в которую вошли представители факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, ИП РАН, представители семи региональных отделений РПО.
29 ноября 2017 г. завершился первый этап деятельности рабочей группы, который был посвящен разработке понятийного аппарата к проекту Федерального Закона «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации» (в период с 25.10 по 29.11 состоялось пять встреч).
Основными результатами деятельности рабочей группы стали:
-
Сформированы определения основных терминов, которые должны найти отражение в законопроекте: «Психолог», «Лицо, оказывающее психологическую помощь», «Организация, осуществляющая психологическую деятельность», «Лицо, получающее психологическую помощь», «Психологическая диагностика», «Психологическая экспертиза», «Психологическая профилактика», «Психологическая коррекция», «Психологическое просвещение», «Психологическое консультирование», «Немедикаментозная психотерапия», «Психологическая помощь», «Психологическая деятельность», «Формы оказания психологической помощи».
В настоящее время в перечне терминов присутствуют понятия «психологическая коррекция» и «немедикаментозная психотерапия». Однако, в данный момент, термин «немедикаментозная психотерапия» передан для доработки специалистам в области клинической психологии.
-
Сформировано представление о необходимости решения вопроса, связанного с названием готовящегося законопроекта. На данный момент существует два варианта:
- «Об оказании психологической помощи населению Российской Федерации» — в данном случае акцент на оказании психологической помощи и организации взаимодействия между специалистом, оказывающим психологическую помощь и получателем психологической помощи.
- «О психологической деятельности в Российской Федерации» — при использовании данного названия, учитывается не только оказание психологической помощи и организация взаимодействия между специалистом и получателем психологической помощи, но и будут учтены различные аспекты психологической деятельности. Таким образом, данный подход впервые заявляет о психологической деятельности, как об особой деятельности, и о наличии профессии «психолог» на уровне Федерального Законодательства. (В иных областях профессиональной деятельности подобным примером является Федеральный Закон об адвокатской деятельности, а также еще более 200 законодательных нормативных актов). Путь реализации данного варианта, безусловно, является более сложным и амбициозным. Однако, юристы, работающие над содержанием данного законопроекта, выражают готовность оказать помощь в том, чтобы облечь в нормативную форму те позиции, которые мы сформируем.
Выражаем благодарность всем членам рабочей группы за уделенное время и вложенные силы! Мы понимаем, что находимся в самом начале пути создания важнейшего документа для профессионального сообщества и допускаем, что сформированные на этом этапе предложения, могут видоизмениться в процессе дальнейшей работы над текстом представителей юридического сообщества. Однако можно с уверенность говорить, что сделан первый шаг на пути консолидации профессиональных психологов в единое сообщество.
Дальнейшую работу над законопроектом предполагается продолжить следующим образом: на данный момент итоги первого этапа деятельности рабочей группы направлены для обсуждения на заседаниях региональных отделений РПО, а так же будут представлены Президиуму РПО.
В рамках очередного заседания рабочей группы по разработке проекта Федерального Закона под руководством декана юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова состоится представление результатов деятельности рабочей группы представителям юридического сообщества.
Вместе с тем, в целях продолжения работы профессионального сообщества над содержательными аспектами законопроекта предполагается продолжение деятельности рабочей группы с середины февраля 2018 г.
В апреле 2018 г. завершился второй этап деятельности рабочей группы от профессионального сообщества, который был посвящен разработке постатейного содержания проекта Федерального Закона «О психологической деятельности в Российской Федерации» (далее – законопроект).
23 мая 2018 г. результаты деятельности были представлены членам Президиума РПО на очередном заседании. По итогам подробного обсуждения постатейного содержания, сформулированы предложения от членов Президиума по уточнению некоторых формулировок, представленных в проекте документа.
В ближайшее время планируется рассмотреть представленные предложения совместно с представителями юридического сообщества, членами Рабочей группы от Юридического факультета МГУ имени М.В.
Ломоносова с целью согласования возможных дополнений с требованиями, предъявляемыми к форме нормативного документа.
Далее актуальный текст законопроекта будет размещен на официальном сайте РПО в соответствующем разделе.
В целях учета мнений широко круга специалистов, представленных по итогам изучения текста профессиональным сообществом, следующую встречу рабочей группы планируется провести осенью 2018 года.