Зависимость от алкоголя и наркотиков: факторы риска развития у подростков
19 Января 2011 года, 08:02
Алкоголизм и наркомания – тяжелые заболевания, у развития и возникновения которых существуют определенные законы.
Для начала родителям, озабоченным здоровьем своих детей, необходимо обратить внимание на врожденные факторы риска и способы общения с детьми в первые годы их жизни. Об этом рассказывает Евгений Брюн, главный специалист-нарколог Минздравсоцразвития России.
Но, помимо генетических факторов риска и связанных с беременностью, родами и младенчеством, есть факторы риска детства и отрочества.
Воспитание чувств
«В физическом плане мы собой представляем то, что едим и пьём. А в душевном и духовном смысле мы представляем то, в какой информационной среде мы живём», — объясняет Евгений Брюн.
Наркологические диспансеры
Ближайший наркодиспансер, в котором помогут избавиться от зависимости, можно найти в нашей базе данных.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос информационном окружении, соответствующем его текущему уровню психологического развития. Если родители трехлетнего ребенка, чтобы его чем-то занять, ставят мультфильм, в котором нет слов, но есть междометия и агрессия, они должны понимать, что это тоже повлияет на развитие ребенка.
Спектр детских эмоций после получения такого опыта останется очень узким. А эмоциональная бедность повышает риск зависимого поведения. Ведь в этом случае ребенок не будет знать полутонов в эмоциях.
И там, где нормальный человек просто спустится на одну ступеньку в настроении вниз, эмоционально неразвитый «упадет» туда, где горе уже заливают вином.
Что делать?
Развивайте у ребенка умение понимать и выражать свои эмоции. Начните с его активного участия в жизни семьи. Это покажет ребенку разнообразие чувств людей.
Между детством и взрослостью
Следующие факторы риска появляются тогда, когда из девочек и мальчиков дети начинают становиться мужчинами и женщинами. Половое созревание – само по себе фактор риска для подростка.
“Подростки – это как весенняя погода: то дождь, то солнце, то порыв снега. Они всё время трепещут, они всё время меняются, они всё время другие. Им трудно не только к внешнему миру адаптироваться, к самим себе им трудно адаптироваться.
Они по определению всегда тревожны и всегда немножко депрессивны,” – описывает Брюн.
Что делать?
В это время родителям необходимо быть максимально чуткими и внимательными к детям. Постарайтесь сохранить доверительные отношения – для того, чтобы в случае серьезных проблем ребенок обратился не к психоактивным веществам, а к родителям.
Все побежали, и я побежал
В подростковом возрасте ребенок всегда ищет какую-то группу, в которой он находит себя. Компания в школе, на улице, друзья из социальных сетей.
«Иногда личность подростка проявляется только в группе. В одиночестве он никто – пустота. Или тревожное мечущееся несчастное существо», — рассказывает нарколог. Такие дети без группы себя не мыслят.
Если в группу кто-то из «своих» приносит наркотики или алкоголь, пить или употреблять наркотики станут все. Или придется покинуть группу, что менее вероятно.
Что делать?
Всегда обращайте внимание на друзей и знакомых ваших детей. Жесткий контроль не убережет ребенка, но открытость информации о друзьях – показатель ваших хороших отношений с подростком.
И пусть он чувствует себя полноправным участником еще одной недоступной для многих группы – вашей семьи.
Комплексное потребление
По словам Евгения Брюна, приобщение к наркотической субкультуре – самый значительный фактор риска.
«Все факторы риска могут не сработать как факторы зависимого поведения, если кто-то не научит подростка потреблять алкоголь, пиво, сигареты» — говорит нарколог. Существуют алкогольные, наркотические, а в последние 10-15 лет – даже особая пивная субкультура.
Ведь подросток осознанно не выбирает алкоголь и наркотики. Он выбирает стиль жизни, стиль одежды, стиль музыки: примыкает к определенной молодежной субкультуре. « Вот, к примеру растаманы, они — пацифисты: мы за мир, мы за любовь, мы против войны. Но при этом курим коноплю», — приводит пример Брюн.
Что делать?
Воспитывайте у ребенка умение отказываться – сегодня он откажется от сладостей, подсунутых родственниками, а завтра сможет отказаться от психоактивных веществ.
Учите собственным примером: покажите, как можно проводить праздники и выходные без алкоголя, чтобы он не стал желанным атрибутом взрослой жизни, который обязательно необходимо попробовать.
И всегда будьте готовы прийти ребенку на помощь.
Памятка родителям
Чтобы уменьшить факторы риска зависимого поведения для вашего ребенка, необходимо понимать, в какой среде он растет. Следуйте рекомендациям детских психологов о том, что и в каком возрасте должны смотреть и читать ваши дети, будьте чуткими и внимательными к их делам и проблемам в подростковом возрасте, и не забывайте про самый эффективный пример — собственный.
Наркомания и алкоголизм подростков | Вектор жизни
Причины подросткового алкоголизма и наркомании
Если верить результатам исследования, склонность к алкоголизму или наркомании имеют те подростки, которые получили родовую травму, до 3 лет переболели болезнями ЦНС или имели в анамнезе черепно-мозговые травмы. Помимо этих предположений, причинами могут выступать и другие факторы:
- Любопытство.
- Ради удовольствия.
- Употребление с целью быть принятым в новую компанию.
- Протест против родителей.
- Снять напряжение.
Не последняя роль отводится наследственности, модели поведения родителей, конфликты в семье. Если ребенок рос в семье, где есть алкоголик или наркоман, риск того, что он испробует «запрещенный плод» взрастает в разы.
Подростковый период
Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков должна вестись в усиленном режиме, только так можно защитить ребенка. В подростковом возрасте формируется психика и характер, ему сложно взаимодействовать с окружающим миром, кажется, что его не понимают. К особенностям подростковой психики, которая является почвой для развития зависимости относят:
- незрелость психических процессов, их несовершенство;
- подверженность воздействию негативных факторов внешней среды;
- стремление самоутвердиться среди сверстников, доказав свою взрослость и зрелость;
- отсутствие ответственности и повышенное легкомыслие.
Провоцирующим фактором становится раннее начало сексуальной жизни. Те, кто уже к 16 годам пресытился интимом, желает новых ощущений, чтобы разнообразить жизнь, которая кажется серой и скучной.
Психологические особенности
Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков должна проводиться с учетом психологических особенностей молодых людей. С алкоголем большинство впервые знакомится в компании сверстников или приятелей постарше.
Ключевую роль здесь играет желание доказать, что парень или девушка ничем не выделяются на общем фоне, не желают отставать от окружающих. Стремление соответствовать установленным в этой компании поведенческим нормам приводит к тому, что в раннем возрасте человек пробует сигареты, алкоголь, наркотики.
Особенности молодого организма приводят к тому, что зависимость развивается очень быстро, намного стремительнее, чем у взрослого человека.
Естественно, в таком возрасте никто не задумывается о том, что увлечение алкоголем или сигаретами приведет к зависимости. Все воспринимается как невинная шалость, но в действительности зависимость начинает формироваться буквально с первой попытки.
Если родители заметили изменения в поведении своего ребенка, не нужно ждать! Подростковая наркомания и алкоголизм развиваются стремительно, поэтому, чем раньше взрослые обратятся за помощью, тем быстрее смогут исключить тяжелые последствия в будущем.
Справиться с проблемой помогут врачи наркологической клиники «Вектор жизни», которые найдут причину зависимости у подростка, подберут индивидуальную программу по лечению и реабилитации.
Наркомания и алкоголизм у подростков
Одной из наиболее актуальных проблем подросткового периода у современной молодежи является алкоголизм и наркомания. Все больше и больше парней и девушек сталкиваются с употреблением спиртных напитков, запрещенных веществ. Каждого из них к этому привели определенные причины. Но обычно выделяют две больших группы триггерных факторов, провоцирующие подростковую наркоманию и алкоголизм.
Психофизиологические особенности
Результаты многочисленных исследований указывают на то, что дети, у которых были диагностированы органические поражения головного мозга, больше подвержены развитию различным зависимостям, в том числе от алкоголя или запрещенных веществ.
Их причиной бывают родовые травмы, асфиксия плода или новорожденного, патологии нервной системы, черепно-мозговые травмы на первых месяцах жизни, интоксикационный синдром.
Особое внимание врачи уделяют мозговым инфекциям, которые также способны нанести органическое поражение тканям – энцефалит, менингит, вирусные процесс.
Подростковый алкоголизм имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств.”
Если ребенок страдал заболеваниями нервной системы в течение первых трех лет жизни, родителям необходимо тщательно контролировать процесс воспитания. Это обусловлено повышенным риском развития подросткового алкоголизма и наркомании.
Особенности подросткового периода
Подростковый возраст является самым критичным в формировании характера и психики детей. Он характеризуется неустойчивостью поведенческих особенностей, поскольку ребенку тяжело противостоять воздействию окружающего мира.
Именно неустойчивость психических процессов и формирование характера в этот период влечет за собой не только повышенный риск появления пристрастий к алкоголю, табаку, наркотическим препаратам, но и к развитию других нарушений.
К примеру, социальный характер также формируется в этот же период, что влечет за собой высокий процент подростковой преступности.
Основными особенностями детской психики, которые считаются благоприятным плацдармом для развития вредных привычек, являются:
- несовершенство и незрелость психических процессов, что провоцирует другие триггерные факторы
- подверженность влиянию окружения, факторов внешней среды
- желание самоутверждения, стремление доказать своим близким свою зрелость и лноценность
- легкомыслие
- отсутствие чувства ответственности
Одним из наиболее частых пусковых механизмов развития подростковой наркомании и алкоголизма является раннее сексуальное развитие. Многие дети уже к 15-16 годам пресыщаются интимом, поэтому им хочется разнообразить свои ощущение.
Раннее сексуальное развитие также воздействует на неокрепшую психику подростков, которые считают себя уже вполне взрослыми, раз могут заниматься подобными вещами.
Психологические механизмы
Наиболее часто первое знакомство с алкоголем начинается у подростков в компании своих сверстников или в группе более старших знакомых.
Важную роль играет желание выделиться или доказать то, что ребенок не отстает от остальных. Он стремиться соответствовать нормам поведения этой компании.
Воздействие всех этих факторов приводит к употреблению спиртных напитков, табака или наркотических веществ.
Дети никогда не думают, что они станут зависимыми от сигарет, спиртных напитков или запрещенных препаратов. Все контакты с подобными веществами воспринимаются как баловство.
При этом никто не понимает, что зависимость начинает формироваться уже при первом же употреблении алкоголя, затяжке или инъекции.
Важно учитывать, что попадание ребенка в такие компании отчасти является виной взрослых людей.
Также играет свою роль стрессовая или конфликтная обстановка в домашних условиях. Все эти факторы способствуют тому, что ребенок отторгается, закрывается в себе, ищет возможность каким-либо образом реализовать себя, понимание, признание, новых друзей.
С другой стороны, имеет место повышение скорости жизни, урбанизации, развития детей, полового созревания. Доступность информации и вышеперечисленные факты приводят к тому, что подростки значительно раньше начинают сексуальную жизнь, которой достаточно быстро пресыщаются. В последствие, они ищут в алкоголе и наркотиках новые ощущения.
Стремление объединяться в группы является нормальным и здоровым, особенно для подросткового периода. Никогда нельзя запрещать ребенку общаться со сверстниками, закрывать его дома. Но при этом необходимо быть в курсе увлечений и занятий своих детей, чтобы знать их ближайшее окружение. Это позволит своевременно принять необходимые меры.
Еще одним немаловажным аспектом развития зависимости у подростков является безделье. Оно обусловлено отсутствием заинтересованности в обучении, спортивных соревнованиях или секциях, хобби.
Когда у человека нет возможности провести с пользой свое свободное время, у него формируется духовная пустота, окружающий мир перестает его интересовать. Такой член компании становится инициатором алкогольных вечеринок, остальные же либо отторгают его, либо следуют его примеру.
При этом, некоторые подростки в страхе быть отсеянными из компании, также начинают употреблять спиртные напитки, даже если понимают, что поступают в корне неверно.
Совместное злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами сплочает коллектив, им становится веселее вместе, особенно на фоне опьянения. Это способствует формированию стереотипа: если скучно или нечем заняться – нужно выпить и все станет хорошо.
Важно учитывать, что неблагополучная семья является одним из факторов риска пристрастия подростков к алкоголю или наркотикам, поскольку такие дети легче поддаются влиянию. Это обусловлено фактором примера своих же родителей, а также отсутствием должного контроля с их стороны.
Родителям ни в коем случае нельзя забывать о том, что любой подросток очень подвержен влиянию со стороны сверстников. Поэтому смена приоритетов, возможность употребления алкоголя возможна даже в случае полного благополучия семьи.
Иногда встречается и обратная ситуация, когда примером для подражания становится положительный человек, или же подросток попадает в положительную компанию.
Тогда дети стремятся быть похожими на своих кумиров, подражают им во многих вещах – манере одеваться, разговаривать, вести себя на людях, заниматься теми же видами спорта.
Главной задачей родителей на этом этапе является приведение в пример положительных персонажей, а также подача желательных черт характера на своем примере.
Подобным кумиром может быть герой фильма, книги, известный спортсмен, при этом желательно, чтобы этот человек был реально существующим.
Формирование положительного примера для подражания способно оградить подростка от негативного влияния общества.
У большинства детей в этот период отсутствует собственная нравственная позиция. Она в этом возрасте только формируется под воздействием общества, других людей. Если такой человек попадает под влияние другого, к которому он испытывает хотя бы незначительное уважение, особенно при отсутствии положительного влияния своих родителей, он перенимает его ценности.
Реакция протеста у подростков
Одной из немаловажных причин смены идеалов у детей в подростковом возрасте является реакция протеста. Это касается, по большей мере, благополучных семей. Она возникает как ответ на обиды от взрослых, непонимание ими же, завышенные требования к ребенку, которым он не может соответствовать, а также ущемление со стороны близких или преподавателей.
Развивается обида, на фоне которой дети могут совершать самые разные поступки просто назло. Алкоголь или запрещенные вещества притупляют это чувство, поднимают настроение и самооценку. Также, протест может возникнуть тогда, когда ребенок невольно становится свидетелем каких-либо ссор в семье, конфликтных ситуаций. Они часто воспринимаются направленными на самих себя.
Заключение
Подростковая наркомания и алкоголизм – один из бичей современного общества. Существует большое количество факторов, которые провоцируют это состояние.
Наиболее важным аспектом недопущения таких заболеваний является правильное воспитание, достаточное количество внимания детям с целью контроля их увлечений и круга общения.
При этом важно не загонять подростков в излишне строгие поведенческие рамки, чтобы не допустить реакцию протеста, которая также способствует формированию этих патологий.
Зависимость от алкоголя и наркотиков: факторы риска развития у подростков
«В физическом плане мы собой представляем то, что едим и пьем. А в душевном и духовном смысле мы представляем то, в какой информационной среде мы живем», – объясняет Евгений Брюн.
Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос информационном окружении, соответствующем его текущему уровню психологического развития. Если родители трехлетнего ребенка, чтобы его чем-то занять, ставят мультфильм, в котором нет слов, но есть междометия и агрессия, они должны понимать, что это тоже повлияет на развитие ребенка.
Спектр детских эмоций после получения такого опыта останется очень узким. А эмоциональная бедность повышает риск зависимого поведения. Ведь в этом случае ребенок не будет знать полутонов в эмоциях.
И там, где нормальный человек просто спустится на одну ступеньку в настроении вниз, эмоционально неразвитый «упадет» туда, где горе уже заливают вином.
Что делать?
Развивайте у ребенка умение понимать и выражать свои эмоции. Начните с его активного участия в жизни семьи. Это покажет ребенку разнообразие чувств людей.
Между детством и взрослостью
Следующие факторы риска появляются тогда, когда из девочек и мальчиков дети начинают становиться мужчинами и женщинами. Половое созревание – само по себе фактор риска для подростка.
«Подростки – это как весенняя погода: то дождь, то солнце, то порыв снега. Они все время трепещут, они все время меняются, они все время другие. Им трудно не только к внешнему миру адаптироваться, к самим себе им трудно адаптироваться. Они по определению всегда тревожны и всегда немножко депрессивны,» – описывает Брюн.
Что делать?
В это время родителям необходимо быть максимально чуткими и внимательными к детям. Постарайтесь сохранить доверительные отношения – для того, чтобы в случае серьезных проблем ребенок обратился не к психоактивным веществам, а к родителям.
Все побежали, и я побежал
В подростковом возрасте ребенок всегда ищет какую-то группу, в которой он находит себя. Компания в школе, на улице, друзья из социальных сетей.
«Иногда личность подростка проявляется только в группе. В одиночестве он никто – пустота. Или тревожное мечущееся несчастное существо», – рассказывает нарколог. Такие дети без группы себя не мыслят.
Если в группу кто-то из «своих» приносит наркотики или алкоголь, пить или употреблять наркотики станут все. Или придется покинуть группу, что менее вероятно.
Что делать?
Всегда обращайте внимание на друзей и знакомых ваших детей. Жесткий контроль не убережет ребенка, но открытость информации о друзьях – показатель ваших хороших отношений с подростком.
- И пусть он чувствует себя полноправным участником еще одной недоступной для многих группы – вашей семьи.
- Комплексное потребление
- По словам Евгения Брюна, приобщение к наркотической субкультуре – самый значительный фактор риска.
«Все факторы риска могут не сработать как факторы зависимого поведения, если кто-то не научит подростка потреблять алкоголь, пиво, сигареты» – говорит нарколог. Существуют алкогольные, наркотические, а в последние 10–15 лет – даже особая пивная субкультура.
Ведь подросток осознанно не выбирает алкоголь и наркотики. Он выбирает стиль жизни, стиль одежды, стиль музыки: примыкает к определенной молодежной субкультуре. « Вот, к примеру растаманы, они – пацифисты: мы за мир, мы за любовь, мы против войны. Но при этом курим коноплю», — приводит пример Брюн.
- Что делать?
- Воспитывайте у ребенка умение отказываться – сегодня он откажется от сладостей, подсунутых родственниками, а завтра сможет отказаться от психоактивных веществ.
- Учите собственным примером: покажите, как можно проводить праздники и выходные без алкоголя, чтобы он не стал желанным атрибутом взрослой жизни, который обязательно необходимо попробовать.
- И всегда будьте готовы прийти ребенку на помощь.
- Памятка родителям
Чтобы уменьшить факторы риска зависимого поведения для вашего ребенка, необходимо понимать, в какой среде он растет. Следуйте рекомендациям детских психологов о том, что и в каком возрасте должны смотреть и читать ваши дети, будьте чуткими и внимательными к их делам и проблемам в подростковом возрасте, и не забывайте про самый эффективный пример – собственный.
Источник: http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/zavisimost-ot-alkogolya-i-narkotikov-faktory-riska-razvitiya-u-podrostkov/
Наркологическая помощь Ненецкой окружной больницы психоневрологического отделения, в котором помогут избавиться от зависимости:
Консультативно-экспертное наркологическое отделение:
г. Нарьян-Мар, ул. Оленная, д. 17, тел. 4-14-03
Центр профилактики:
г. Нарьян-Мар, ул, Авиаторов, д. 9б
Отделение психологической помощи и медико-социальной реабилитации детей и подростков, страдающих наркологическими расстройствами
г. Архангельск, пр. Московский, 4 корп.1, тел. 61-59-09
Наркологическая помощь Архангельского областного психоневрологического диспансера, в котором помогут избавиться от зависимости:
Консультативно-экспертное наркологическое отделение:
г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 42, тел. 21-27-48
Центр профилактики:
Подростки, употребляющие алкоголь и наркотики
Многие подростки пробуют алкоголь, табак или наркотики. Некоторые подростки пробуют эти вещества всего несколько раз и останавливаются. Другие не могут контролировать свои влечения или тягу к ним. Это расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ. Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, от умеренного до тяжелого иногда называют зависимостью.
Подростки могут пробовать ряд веществ, включая сигареты, алкоголь, бытовую химию (ингалянты), лекарства, отпускаемые по рецепту и без рецепта, а также запрещенные наркотики. Подростки употребляют алкоголь больше, чем любое другое вещество. Марихуана — это запрещенный наркотик, который чаще всего употребляют подростки.
Почему подростки употребляют наркотики и алкоголь?
Подростки могут употреблять вещества по многим причинам. Они могут это сделать, потому что:
- Они хотят соответствовать друзьям или определенным группам.
- Им нравится, как это заставляет их чувствовать.
- Они считают, что это делает их более взрослыми.
Подростки склонны пробовать новое и рисковать, поэтому они могут принимать наркотики или употреблять алкоголь, потому что это кажется захватывающим.
Подростки, члены семьи которых имеют проблемы с алкоголем или другими наркотиками, с большей вероятностью будут иметь серьезные проблемы с употреблением психоактивных веществ.
Кроме того, большему риску подвержены подростки, которые чувствуют, что они не связаны со своими родителями и не ценят их.
Подростки с низкой самооценкой или проблемами эмоционального или психического здоровья, такими как депрессия , также подвергаются повышенному риску.
Какие проблемы может вызвать употребление психоактивных веществ подростками?
Употребление психоактивных веществ может привести к серьезным проблемам, таким как плохая успеваемость, потеря друзей, проблемы дома и длительные проблемы с законом.
Употребление алкоголя и наркотиков — основная причина смерти или травм подростков, связанных с автокатастрофами, самоубийствами, насилием и утоплением.
Употребление психоактивных веществ может повысить риск беременности и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая ВИЧ , из-за незащищенного секса. Даже случайное употребление алкоголя подростком увеличивает риск будущих проблем с алкоголем и наркотиками.
Даже случайное употребление некоторых лекарств может вызвать серьезные проблемы со здоровьем, такие как передозировка или повреждение мозга. Многие запрещенные наркотики сегодня производятся в домашних лабораториях, поэтому они могут сильно различаться по силе. Эти препараты также могут содержать бактерии, опасные химические вещества и другие небезопасные вещества.
Каковы признаки употребления психоактивных веществ?
Важно знать признаки того, что ваш подросток может употреблять алкоголь, наркотики или другие вещества. Некоторые из признаков включают:
Красные глаза и жалобы на здоровье, например чрезмерная усталость. Если ваш подросток часто пользуется безрецептурными глазными каплями, возможно, он пытается скрыть покраснение глаз, вызванное курением марихуаны.
- Меньший интерес к школе, снижение успеваемости и пропуск уроков или школы.
- Новые друзья, которые мало интересуются своей семьей или школьными занятиями.
Пропитанные химикатами тряпки или бумаги, которые могут означать, что ваш подросток вдыхает пары. Другими признаками этого являются пятна краски или других пятен на одежде, руках или лице вашего подростка.
Что делать, если вы узнали, что ваш подросток употребляет алкоголь, табак или наркотики?
Если ваш подросток употребляет алкоголь, табак или наркотики, отнеситесь к этому серьезно. Одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, — это открыто поговорить с подростком о проблеме. Убедите его или ее сделать то же самое. Старайтесь не использовать резких, осуждающих слов. Оказывайте в это время максимальную поддержку.
В большинстве случаев враждебная, злая встреча лицом к лицу отталкивает вашего подростка от семьи. Если вы не знаете, что делать или чувствуете дискомфорт, обратитесь за помощью к педиатру, психологу или психиатру .
Тип лечения, в котором нуждается ваш подросток, зависит от уровня употребления психоактивных веществ. Например, если ваш подросток пробовал наркотики или алкоголь всего несколько раз, откровенный разговор с ним или с ней о проблеме может быть всем, что вам нужно сделать.
Но если у вашего подростка есть расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ, то ему или ей необходимо обратиться к врачу, психологу или обоим. Если ваш подросток физически зависим от наркотиков или алкоголя, ему или ей может потребоваться курс детоксикации или лечение, в котором это вещество заменяется лекарствами.
Медицина работает лучше всего, если она сочетается с индивидуальным консультированием, семейным консультированием или и тем, и другим.
После лечения часто происходит возврат к употреблению психоактивных веществ, называемый рецидивом. Это не неудача со стороны вашего подростка или программы лечения. Выздоровление от расстройства, связанного с употреблением психоактивных веществ, сложно и требует времени. Знайте, что могут быть неудачи, которые вашему подростку придется преодолевать по шагам.
Можно ли предотвратить употребление подростками психоактивных веществ?
Чтобы предотвратить употребление психоактивных веществ:
- Как можно раньше поговорите со своим ребенком о том, чего вы ожидаете от его или ее поведения по отношению к алкоголю, табаку и другим наркотикам. Если ваш подросток думает, что вы разрешите употребление психоактивных веществ, он или она с большей вероятностью попробуют наркотики или алкоголь.
- Займите подростка интересными занятиями, например спортом, церковными программами или другими занятиями.
- Ожидайте, что ваш подросток будет соблюдать правила домашнего хозяйства. Установите разумные последствия для поведения, которое необходимо изменить, и последовательно устраняйте их.
- Продолжайте разговаривать со своим подростком. Хвалите своего подростка даже за мелочи, которые он или она делает хорошо.
- Знайте друзей своего ребенка. Наличие друзей, которые избегают сигарет, алкоголя и наркотиков, может быть лучшей защитой вашего подростка от употребления психоактивных веществ.
Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью
М. А. Ковальчук, А. В. Ковальчук
Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности.
Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.
Естественно встает вопрос: почему у несовершеннолетней молодежи формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ, какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?
Первый фактор, на котором бы хотелось остановиться, — это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей.
Совсем необязательно, что родители или другие взрослые, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя.
В нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным. Существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий).
Восприятие и постепенное усвоение ребенком алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у него сформируется интерес к употреблению алкоголя, который может перейти и на другие психоактивные вещества.
Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к наркотическим веществам выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.
Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, — информационный.
Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким — либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему? Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?». Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: « Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал — значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет — здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом -употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик — попробуй их!». Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» — «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор — призывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от «этого» оберегают?». Конечно, нельзя однозначно решать вопрос: информировать или нет? Давать информацию детям о наркотиках и их действии на организм человека или нет? Показывать фильмы из жизни наркоманов или нет? Бесспорно — информация нужно, но прежде чем информировать ребенка, необходимо найти тот оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.
Следующий фактор мы назвали индивидуально — психологическим.
Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личност-но-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно:
— низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.;
— наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;
— чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.;
- — недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;
- — отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;
- — замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;
- — легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);
— недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. Еще один фактор, на котором хотелось бы остановиться. Мы назвали его «социальный инфантилизм».
Как показывают не только наши, но исследования различных ученых и наблюдения практиков, у многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность.
Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание гедонически-потребительс-ких установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться.
Присутствие у ребенка данных качеств, на наш взгляд, способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.) Реализуют имеющиеся потребности дети и подростки в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками, поэтому ребенок никогда не попробует наркотики в одиночку. Обычно это происходит в компании друзей на молодежных тусовках, дискотеках, вечеринках, в процессе коллективного отдыха.
Естественно, что рассмотренные нами факторы, способствующие как самостоятельно, так и в совокупности формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, не исчерпывают всех возможных факторов.
Мы остановились на наиболее определяющих, не затронув генетических, конституциональных, психологических, экономических факторов, в связи с тем, что коррекцию влияния рассмотренных нами факторов на формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ возможно осуществить психолого-педагогическими средствами в ходе взаимодействия различных институтов воспитания. Проблема формирования мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у несовершеннолетней молодежи — проблема комплексная. Значительная роль в ее решении принадлежит системе образования. Любое образовательное учреждение обладает целым рядом возможностей для организации работы, связанной с коррекцией действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у учащихся. Это:
- — возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
- — влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;
- — доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;
- — наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, социальный педагог, школьный врач;
- — возможность организации работы по выявлению детей групп риска, склонных к наркотизации;
- — возможность организации досуга детей и подростков и их занятости.
Следующий вопрос, на котором нам хотелось бы остановиться в своей статье, касается периодов, когда наиболее вероятно у молодых людей формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую.
Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей.
И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, должна осуществляться и в этом возрасте.
При переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз.
Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению сигарет, наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем.
Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены действию факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.
Для того, чтобы ребенок сумел сделать правильный выбор, он должен уметь управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых и конфликтных ситуациях, оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей, уметь принимать ответственные, социально одобряемые решения.