— Давайте определимся с ключевыми понятиями — что вообще такое детская психотравма?
— Психологической травмой называют пугающее, опасное, угрожающее жизни или эмоциональному благополучию событие. Соответственно, детские травмы происходят в детском возрасте — до 18 лет.
Прежде всего важно разобраться, чем травма отличается от стресса. Эмоциональное или психологическое напряжение, вызванное повседневными ситуациями, принято называть стрессом. Ребенка невозможно вырастить без стресса.
Любой ребенок в любой ситуации сталкивается с жизненными вызовами: это и выход на детскую площадку, и встречи с другими детьми, и различные ограничения — например, нельзя питаться только сладостями. Всё это стресс.
Конечно, ситуации стресса для ребенка дискомфортны, но он в состоянии с ними справиться, приложив некоторые усилия.
Психологическая травма — это сильное негативное воздействие, справиться с которым ребенку не удается в силу возрастных особенностей. Это случается, когда событие превосходит способности ребенка к адаптации.
Травму может спровоцировать одно событие — допустим, автомобильная авария.
Второй вариант: травма может быть вызвана регулярным повторением одной и той же сложной ситуации — например, буллинг или жестокое обращение с ребенком в семье.
— Где проходит граница между стрессом и травмами, с которыми ребенок не может справиться?
— Травма прежде всего связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих. Кажется, всё очевидно: не купили очередную игрушку — это стресс, а столкновение с хулиганом в темном переулке — травма. На деле всё не так просто.
Представим бабушку, которая всё время рассказывает ребенку, что он бестолковый.
Ко мне приходила заниматься десятилетняя девочка, ее забирала бабушка и каждый раз говорила: «А как сегодня наша бестолковая девочка?» Я боролась с этим и отвечала ей: «Не знаю, кого вы имеете в виду, ко мне ходят только толковые девочки».
Представьте, что девочка слышит подобное каждый день. Когда тебя один раз назвали бестолковым, это может остаться стрессом. Когда такое происходит регулярно, то вполне может привести к травме.
Важно понимать: ситуацию не всегда можно объективно охарактеризовать как травму. Ребенок может оценить ситуацию как травмирующую или как нормативную — восприятие во многом будет определяться индивидуальными особенностями ребенка и реакцией окружающих его взрослых. Что для одного человека станет психотравмой, другой воспримет спокойно.
— Как понять, что ребенок получил травму?
— Реакции ребенка на травму могут быть краткосрочными и отсроченными. Краткосрочные — это эмоциональные и поведенческие изменения. В эмоциональном плане ребенок может стать капризным, плаксивым, возбудимым, агрессивным. У него будет эмоционально неустойчивый фон.
В поведенческом плане дети, которые переживают травму, могут давать широкий спектр реакций. Кто-то становится пассивным и заторможенным — ребенок может воспринимать происходящее вокруг как опасное и стараться избегать неприятных ситуаций.
С другой стороны, ребенок может, наоборот, демонстрировать излишнюю поведенческую активность — становиться агрессивным, непослушным, трудно управляемым.
Порой складывается впечатление, что ребенок легко и быстро справляется с травмой. Здесь важно не торопиться и помнить, что последствия могут проявиться позднее.
В долгосрочной перспективе психологическая травма накладывает отпечаток на всё личностное развитие и может сказаться по-разному: кто-то будет стремиться к излишнему контролю, чтобы избежать непредсказуемых ситуаций, а кто-то — избегать близких отношений, ведь «меня всё равно не полюбят, зачем к кому-то привязываться».
— Какие дети находятся в группе риска?
— Поскольку психологические травмы не ограничиваются происходящим в семье, то однозначно на этот вопрос ответить невозможно. Любой ребенок может столкнуться с природным катаклизмом или пожаром, а это вполне себе травма.
Если же сфокусироваться на травмах, полученных в семье, прежде всего это дети из дисфункциональных семей, в которых родители демонстрируют асоциальное или антисоциальное поведение. Большое внимание стоит уделять детям из семей, в которых родители разводятся.
Есть такая шутка: если у вас есть мама и папа — у вас уже два повода ходить на психотерапию.
Нужно понимать: мы не можем предугадать, что именно для ребенка окажется травмой. Внешне в семье всё может выглядеть благополучно — и родители любящие, и все поддерживают друг друга. А что на самом деле там происходит и как ребенок это воспринимает — большой вопрос.
— Как правильно вести себя родителям, чтобы минимизировать риск травмы?
— Часто первое и вполне понятное желание родителей — защитить ребенка от любых негативных воздействий. Однако в результате ребенок не учится справляться с жизненными вызовами, и малейшая неприятность может казаться ему непреодолимой.
Например, я сейчас занимаюсь с семилетним мальчиком из полной и очень любящей семьи. Он пошел в школу, впервые оказался в детском коллективе и любое разногласие между детьми воспринимает как опасность.
Подстелить соломку не получится, но можно заложить фундамент, благодаря которому многие стрессовые ситуации не превратятся в травмирующие.
Детско-родительские отношения — то, насколько родители помогают ребенку почувствовать себя любимым и принятым, — это основа, на которой складывается способность справляться с жизненными сложностями.
Важна профилактика травмы — ощущение безусловной любви и безусловной поддержки.
Когда ребенок знает, что его любят и никакие его действия не могут стать поводом лишиться этой любви, он будет лучше справляться со стрессовыми ситуациями.
Кроме того, надо развивать у ребенка способности справляться с жизненными вызовами. Здесь я бы хотела подчеркнуть два момента — умение переживать негативные эмоции и умение искать альтернативные выходы из ситуации.
Во-первых, не надо бояться того, что ребенок испытает негативные чувства, будет расстроен, обижен или рассержен. Это неотъемлемая часть его развития и взросления. Не нужно защищать его от подобных переживаний, но и утешать и обесценивать не стоит. Вместо фраз типа «Ну что ты так расстроился, это всего лишь игра» лучше сказать «Да, это и правда обидно».
Во-вторых, важно учить ребенка искать выходы из трудных ситуаций. Необходимо не решать проблему за ребенка, а помогать ему найти ресурсы, чтобы справиться с ней.
Мы говорим: «Да, это неприятно, но что можно сделать в этой ситуации? Как ты считаешь? Как можно поступить, какие есть варианты поведения?» С одной стороны, мы всегда поддержим и поможем.
С другой — мы верим в его возможности справляться с возрастными стрессовыми ситуациями самому.
«Я знаю, что справлюсь. В меня верят, меня любят, и я могу справиться» — вот это очень важно.
Психологическая травма может быть связана с завышенными ожиданиями от ребенка со стороны взрослых. Когда мы ждем от ребенка, что он заговорит по-английски раньше, чем начнет ходить.
И, если говорить о профилактике травмы, серьезное внимание стоит уделить тому, какой уровень ожиданий мы предъявляем ребенку и как реагируем на его неудачи.
Важно дать ребенку почувствовать, что ошибка и неудача — это не страшно, а нормально.
— Что делать, если ребенок буквально на наших глазах попал в травмирующую ситуацию? Как помочь?
— Прежде всего, необходимо обеспечить ребенку ощущение защищенности, максимальной стабильности и предсказуемости. Будьте рядом, найдите способ поддержания физического контакта — обнимайте ребенка или держите за руку. Изменения привычного образа жизни лучше отложить на будущее.
Часто дети много спрашивают про травмирующее событие. Важно дать им ответы на все вопросы, с учетом возраста, ситуации и индивидуальных особенностей.
Ситуация травмы связана с сильными переживаниями, и важно дать ребенку возможность эти переживания проговаривать. Не утверждать, что ничего в этой ситуации страшного нет. Наоборот — да, это страшно, ты очень испугался, но я рядом, я тебя поддержу.
Когда первая реакция на острую травму пройдет, можно искать способы, как справиться с последствиями. Если ситуация очень сложная и решения вы не видите, стоит обратиться к психологу.
— Как на переживание травм влияют гендерные стереотипы и установки?
— Мужчины «должны быть» сильными, им нельзя проявлять чувства, поэтому они чаще реагируют путем подавления и сверхконтроля. Мальчики зачастую выбирают вариант не чувствовать, подавить, заблокировать для себя возможность эмоционального реагирования.
Женщинам социум разрешает эмоционально реагировать и не требует от них быть сильными, поэтому они чаще выбирают вариант зависимого поведения и беспомощности. Но это именно результат социальных норм.
Воспитание в семье алкоголиков будет травматично для всех — и для мальчиков, и для девочек. Вопрос в том, что из этого извлекает ребенок.
Психолог Альфред Адлер считал, что на нас влияют не события как таковые, а тот смысл, который мы им придаем. Вот ребенок вырос в дисфункциональной семье и сформировал ощущение «Я ничего не могу, я беспомощен, я не могу ни на что влиять».
Хорошая новость в том, что здесь очень многое связано с детскими выводами, поэтому в процессе психотерапии можно разобраться и сформировать устойчивую внутреннюю позицию с более конструктивными для себя, работающими выводами и научиться на нее опираться.
Что бы ни произошло, что бы ни случилось с нами в детстве, это не повод сказать: «Я ничего не могу сделать, потому что мои родители развелись». Это повод сказать: «Мои родители развелись, я придал этой ситуации такое-то значение и вот так с этим живу. Я могу попробовать отнестись к этому по-другому сейчас, когда я взрослый и у меня есть больше жизненного опыта».
— Как сформировать для себя эти новые устойчивые позиции?
— Психологи работают в нескольких разных моделях, и некоторые стратегии могут отличаться. В своей практике я стараюсь сначала обеспечить безопасность — атмосферу принятия, в которой человек сможет выражать любые свои переживания.
Важно, чтобы ему было безопасно и комфортно со мной работать. На следующем этапе мы будем прорабатывать и вытаскивать, что именно произошло в детстве, анализировать истории.
Попробуем реконструировать выводы, к которым клиент пришел в детстве, и найти пути к освобождению от травмы.
На всех этапах я работаю над тем, чтобы усилить у человека ощущение взрослости. Это очень важно. Я стараюсь поддерживать у клиента чувство, что он хорошо справляется. Так у него появится уверенность в собственной состоятельности. Когда мы начинаем обсуждать, как можно изменить устойчивые реакции, которые сложились из-за травмы, это ощущение помогает найти альтернативные стратегии поведения.
— Какие способы можно использовать, чтобы помочь себе без обращения к психологу?
— Если есть негативный детский опыт, с ним порой можно справиться самостоятельно, анализируя историю своего развития и пробуя новые модели поведения. Если же речь идет именно о травме, ощущении угрозы и сверхсильном воздействии, самому справиться довольно сложно — без помощи психолога вряд ли обойтись.
Несмотря на это, помочь себе можно. Важно признать, что вы переживаете последствия травмы. Часто взрослые могут вытеснять, направленно забывать историю своего взросления или обесценивать ее. Так, одна моя клиентка долго не могла вспомнить ни одного события, произошедшего с ней до пятнадцати лет, настолько успешно она вытеснила из памяти физическое и эмоциональное насилие в своей семье.
Травма всегда сопряжена с сильными переживаниями. Легализуйте свои чувства — разрешите себе чувствовать то, что чувствуете.
Понимание, что именно происходит внутри вас, очень важно. Ведь частая реакция на травму — блокирование этих эмоциональных проявлений.
Связанное с травмой переживание угрозы и невозможности с ней справиться нередко приводит к ощущению собственной несостоятельности. Поэтому забота о себе — важнейший навык для переживающих последствия детской травмы.
Стоит уважать свои интересы, осознавать свои потребности и стремиться их удовлетворять. Это не значит, что вы должны в любой ситуации ставить себя на первое место.
Но умение позаботиться о себе и держать в фокусе собственные переживания — очень важная составляющая в преодолении травм.
Ну и наконец, важно найти для себя новую историю. Если вы столкнулись с травматической историей, попробуйте разобраться, какой багаж из нее вы для себя вынесли.
Попробуйте проанализировать себя, посмотреть, есть ли ситуации, в которых ваше поведение обусловлено детским опытом. Периодически напоминайте себе, что ваши детские выводы — не объективная реальность, а реакция на то, что когда-то с вами случилось.
И начните искать новые варианты поведения, которые мог бы выбрать взрослый и уверенный человек.
— Теперь понятно, что можно сделать для себя. А что можно сделать для другого? Допустим, вы начинаете жить с человеком и оказывается, что у него есть детская травма, которая омрачает совместную жизнь.
— Ключевой момент — партнер не может быть психотерапевтом. Вы можете помочь близкому человеку понять, что происходит, и поддержать его в намерении получить квалифицированную помощь.
А вот вылечить его у вас не получится. Разобраться со своей травмой и вылезти из нее человек может только самостоятельно. От вас необходимо просто безусловное принятие и ощущение безопасности.
Очень ценно иметь возможность откровенно разговаривать.
— То есть главное — не становиться в позу спасателя или спасителя?
— Да, лучший вариант — создать и поддерживать атмосферу, в которой станет возможным делиться переживаниями. Важно не нападать на человека и не обесценивать произошедшее с ним. Иногда можно встретить мнение: «Ну и что такого особенного с ним произошло? У меня тоже был папа-алкоголик, и что?» Но такая обесценивающая позиция никому еще по-настоящему не помогла.
Этот текст мы подготовили вместе с образовательным комплексом «Точка будущего».
Там особое внимание уделяют психологическому развитию детей — не только преподают предметы школьной программы, но и учат справляться с жизненными вызовами.
В центре вместе обучаются дети из полных семей и дети-сироты, которые живут с профессиональными родителями в поселке при центре. Больше об этом проекте вы можете прочесть в нашем репортаже из «Точки будущего».
Специальный проект Образовательного комлекса «Точка» и журнала «Нож»
Связь детской травмы, суицидального риска и воспалительных реакций при депрессии
Большое депрессивное расстройство (БДР) характеризуется разнообразием клинической картины. К сожалению, проведённые исследования, целью которых было изучение связи между биологическими механизмами и симптомами депрессии, не позволили выделить подгруппы данного расстройства. Однако, за последнее десятилетие было обнаружено, что иммунная система играет не последнюю роль в патогенезе БДР. Так, у пациентов с депрессией обнаруживаются увеличение в сыворотке крови воспалительных цитокинов, С-реактивного протеина (CRP), лейкоцитоз, моноцитоз, а добавление к лечению противовоспалительных препаратов улучшает состояние. Более того, наблюдается усиление экспрессии провоспалительных генов у пациентов с биполярным расстройством, униполярный депрессией, послеродовым психозом и эндокринными аутоиммунными заболеваниями (например, у пациентов, страдающих диабетом).
На сегодняшний день исследования, направленные на изучение связи иммунного статуса с суицидальным риском, детской травмой, немногочисленны и проведены на основе небольшого количества респондентов. В августе 2020 года в журнале Translational Psychiatry было опубликовано исследование Carmen Schiweck et all.
Его авторы изучили экспрессию провоспалительных генов у пациентов с БДР в зависимости от пола, возраста, тяжести заболевания, уровня суицидального риска и наличия детской травмы в анамнезе.
Они предположили, что up-регуляция этих генов будет различной у пациентов с разной степенью тяжести депрессии, с и без детской травмы, с разным суицидальным риском.
Для своей работы авторы воспользовались базой данных межгруппового исследования по типу случай-контроль EU-funded MOODINFLAME study, направленного на изучение маркеров воспаления, которые могли бы использоваться для диагностики, лечения и профилактики расстройств настроения. В нём приняли участие респонденты без признаков воспалительных и других соматических заболеваний, не принимающие лекарственные препараты, влияющие на иммунную систему и настроение. Для того, чтобы определить влияние экспрессии генов в моноцитах, а также её связь с возрастом, полом, индексом массы тела, тяжестью депрессии, суицидальным риском, детской травмой респондентов авторы измерили уровни IL-6, CRP в сыворотке крови. Для своего исследования авторы отобрали 197 человек для основной группы и 151 человек для группы контроля.
В результате было обнаружено, что у респондентов с БДР уровень IL-6 и CRP был повышен. Пациенты с детской травмой в анамнезе имели средний или высокий риск суицида, тогда как респонденты без детской травмы либо не имели его, либо он был низким. Помимо этого, авторы выделили 17 генов, экспрессия которых оказалась достоверно повышенной у респондентов с БДР.
После этого респонденты были разделены на три группы, в зависимости от регуляции провоспалительных генов: высокий уровень up-регуляции, смешанный уровень up-регуляции, down-регуляция.
Оказалось, что пациенты из первых двух групп имели более высокий суицидальный риск, и большая часть из них столкнулась с детской травмой.
Зависимости вида регуляции от пола, возраста, индекса массы тела, тяжести депрессии обнаружено не было.
Затем авторы провели кластерный анализ генов. Им удалось выделить группу генов, ответственных за регуляцию продукции основных цитокинов. Оказалось, что у пациентов с суицидальным риском была повышена экспрессия генов, ответственных за выработку IL-6, IL-1A, IL-1B. Какой-либо ассоциированности между цитокинами и детской травмой обнаружено не было.
У пациентов с отсутствием суицидального риска, без детской травмы в анамнезе была обнаружена down-регуляция провоспалительных генов.
У респондентов из группы контроля, подвергшихся детской травме, авторы не обнаружили никаких изменений в цитокинов профиле.
Таким образом, генетические паттерны при БДР различаются у пациентов с данным заболеванием, и исходя из иммунологического статуса возможно выделение её различных фенотипов.
Увеличение экспрессии генов моноцитов у пациентов с БДР, усиление up-регуляции у пациентов с детской травмой в анамнезе свидетельствует о связи данного фактора с иммунной системой.
Возможно, иммунная система является «посредником» между детской травмой и депрессией.
Так как не было обнаружено влияния детской травмы на моноциты в группе контроля, то можно предположить, что она является дополнительным фактором, усугубляющим состояние иммунной системы при депрессии.
Обнаружение авторами ассоциаций воспалительных реакций с суицидальным риском соответствует результатам ранних исследований. Их участники демонстрировали увеличение в сыворотке крови уровня не только IL-6, но и IL-1betta, в анамнезе были госпитализации в инфекционный стационар.
Однако, отсутствие ассоциированности уровня IL-6 от активации моноцитов говорит о том, что в развитии воспалительной реакции играют роль и другие иммунные клетки, например, Т-хэлперы, макрофаги.
Связь суицидального риска с воспалительными реакциями при БДР подтверждается исследованиями, направленными на изучения уровня белка-транлокатора TSPO – показателя нейровоспаления. В них обнаруживалось, что его уровень увеличивался при повышении суицидального риска.
Таким образом, новое исследование открывает возможности в изучении влияния противовоспалительной терапии для лечения БДР. Однако, следует помнить, что пациенты с down-регуляцией могут быть резистентными к данным препаратам.
Будущие исследования должны быть направлены на сравнение эффективности противовоспалительных средств и антидепрессантов.
И для достоверного результата в них следует разделить респондентов на группы в зависимости от наличия в анамнезе детской травмы и степени суицидального риска, так как эти показатели влияют на иммунные реакции во время депрессии.
Автор перевода: Вирт К.О.
Источник: Carmen Schiweck, Stephan Claes, Lukas Van Oudenhove, Ginette Lafit, Thomas Vaessen, Gommaar Op de Beeck, Raf Berghmans, Annemarie Wijkhuijs, Norbert Müller, Volker Arolt, Hemmo Drexhage, Elske Vrieze. Childhood trauma, suicide risk and inflammatory phenotypes of depression: insights from monocyte gene expression. Translational Psychiatry.
Какие детские травмы мешают нам во взрослой жизни: разбираемся с психологом
В детстве многие мальчишки и девчонки испытывают стресс, эмоциональное напряжение. Но на одних они не оказывают сильного влияния, для других же могут остаться глубокой раной в душе. Психологическую травму люди могут нести через всю жизнь: это отражается на стиле общения с окружающими.
Человеку, пережившему душевную травму в детстве, бывает сложно выстраивать гармоничные отношения, часто он бывает несчастлив в личной жизни. Любое событие, имеющее значимость для ребенка, может стать причиной душевной травмы.
Как они нам мешают во взрослой жизни, рассказал психолог семейного центра «Берегиня» Клавдия Блонская.
Факторы формирования травм можно разделить на несколько групп:
Заболевания
Травму может вызвать какое-нибудь хроническое заболевание, лечение которого сопряжено у ребенка с болью, тревогой и напряжением. Подействовать на душевное состояние способны и частые простуды.
Родители стремятся чрезмерно опекать болезненных детей, ограничивая их во многом. Ребенку внушают, что он болен, слаб и отличается от своих сверстников.
В результате, повзрослев, человек чрезмерно внимателен к своему здоровью, порой патологично, часто мнителен без повода.
Давление со стороны взрослых
В результате любых насильственных действий со стороны взрослых, их давления ребенок испытывает страх, он неуверен в себе, часто агрессивен. Наказанный физически ребенок — это всегда униженный ребенок.
Даже повышенный голос, крик, тем более физические наказания могут вызвать душевную травму, особенно если это происходит постоянно. Родителям кажется, что таким образом они воспитывают ребенка, на самом деле — травмируют.
С последствиями же сексуального насилия под силу справиться только специалистам.
Предательство со стороны взрослых
У ребенка формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом. В результате он предъявляет завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках супруга и частых конфликтов в семье.
Иногда дети начинают винить себя, и это отражается на всей их дальнейшей жизни, на формировании самооценки, на сфере общения.
Смерть родственника
Событие, которое переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет мировоззрение. Здесь последствия могут быть очень разными. Чадо замыкается, начинает винить себя, в этих случаях необходима поддержка, понимание со стороны близких и значимых людей, а также психотерапевтическая помощь.
Зависимость родителей
Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком. Это, как правило, травмированный человек, тяжело привыкающий к новым условиям и людям, он стремится к тотальному контролю всего вокруг, страдает, боится ошибок и всегда испытывает недоверие к миру.
«Существуют психологические симптомы, которые помогут вам понять, когда ребенку нужна помощь психолога. Как правило, у травмированного ребенка наблюдаются изменения в поведении и эмоциональном состоянии, нестабильное настроение, ребенок тревожен, наблюдается нарушение концентрации внимания, замкнутость», — говорит специалист.
Также есть и определенные физиологические изменения. Ребенок плохо спит, у него снижена работоспособность, он становится излишне суетлив и напряжен. При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния ребенка.
Прийти на помощь
Детские травмы опасны прежде всего тем, что самостоятельно с ними справиться, как правило, невозможно. Таким детям необходима помощь специалистов, чтобы в дальнейшей жизни они не оказывали своего пагубного влияния на жизнь и судьбу человека.
Если вы обратили внимание на физиологические или психологические проявления травм у вашего ребенка, поговорите с ним. Возможно, вы придете к выводу, что нужно вместе пойти к специалисту за помощью. В целях вашей безопасности и снижения риска распространения коронавирусной инфекции рекомендуем оставить обращение на портале «Мой семейный центр». Все консультации проходят в онлайн-формате. Наш сотрудник свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Детские травмы: как они влияют на взрослую жизнь. Рассказывает психиатр
Детские травмы: как они влияют на взрослую жизнь. Рассказывает психиатр
Родители – абсолютный авторитет для маленького ребенка. Именно они обеспечивают его безопасность, восполнение базовых физиологических и психологических потребностей. К сожалению, многие родители пользуются беззащитностью своего ребенка и применяют к нему различные формы насилия в угоду своему комфорту. Об об одном из ключевых видов психологического насилия над ребенком – газлайтинге – рассказывает главный психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров.
Что такое газлайтинг?
- Это одна из форм психологического насилия.
- Задача газлайтинга – заставить жертву сомневаться в адекватности и правдивости окружающей реальности, своих мыслей и чувств, воспоминаний и жизненного опыта.
- Для этого агрессор – в нашем случае родитель – использует психологические манипуляции:
- · Обесценивающие шутки
- · Упреки и обвинения
- · Запугивание
- · Пристыжение (часто прилюдное)
Как и зачем родители используют газлайтинг? Примеры
- Родители применяют к детям газлайтинг, чтобы:
- · Скрыть собственные ошибки
- · Скрыть неуверенность в себе
- · Укрепить свой авторитет в глазах ребенка
- · Сделать ребенка более послушным (через развитие в нем неуверенности)
- · Избежать неприятной и пугающей воспитательной работы
- Примеры родительского газлайтинга:
Отрицание эмоций и чувств
Техника газлайтинга помогает родителю «подавить» детские эмоции, с которыми он не хочет сталкиваться и «работать»:
Мальчик упал, ударился коленками, плачет. Папа говорит: «Ну что ты разнылся?! Это же совсем не больно! Это всего лишь царапина.»Девочка рассталась с мальчиком, переживает. Ее мама говорит: «Тут совсем не из-за чего переживать! Это такой пустяк! Какая в твоем возрасте может быть любовь?»Дети рассказывают родителям, что испугались чего-либо.
Родители говорят: «Да разве этого стоит бояться? Это же совсем не страшно, глупости!»Ребенок рассказывает родителю, как он обрадовался какому-либо событию, какие приятные эмоции он получил. Родитель говорит: «Ну и что в этом такого особенного? Ты преувеличиваешь, тут нечему радоваться. Вот подожди и увидишь…»Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки
Эта техника газлайтинга перекликается с так называемым «запретом на эмоции» − одной из ключевых особенностей воспитания в дисфункциональных семьях. Подробнее об этом мы писали здесь.
Отрицание воспоминаний
Эта техника лучше всего помогает родителям скрыть постыдные эпизоды своей жизни и ошибки воспитания:
Ребенок рассказывает бабушке, что видел маму с сигаретой/алкоголем. Мама возмущается: «Не выдумывай, не было такого! Тебе показалось!»Ребенок в магазине просит папу купить игрушку, которую тот ему обещал. Папа говорит: «Ничего я тебе не обещал, ты сам это выдумал!»Ребенок жалуется друзьям семьи, что папа ударил его ремнем.
Папа говорит: «Да что ты такое выдумываешь! Наверно, хочешь, чтобы тебя пожалели?»Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки
Формирование сомнений в своей эмоциональной адекватности
Это еще более изощренная форма газлайтинга, она помогает родителям скрыть факт психологического насилия со своей стороны:
Ребенок говорит, что ему не понравилось обидное высказывание папы. Папа отвечает: «Да что ты вообще придумываешь, это была просто шутка!»Ребенок просит маму не вторгаться в его приватную жизнь (например, не читать переписки, не трогать личный дневник, не устраивать слежку).
Мама возмущается: «Да как ты можешь так говорить? Я просто забочусь о тебе, а ты ведешь себя как неблагодарный эгоист!»Родитель оскорбляет ребенка (например, называет его глупым). Ребенок говорит, что ему не нравится оскорбление.
Родитель возмущается: «Это было вовсе не оскорбление, я пытаюсь воспитывать тебя, я это говорю тебе во благо!»Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки
Отрицание достижений
Родители используют эту технику, чтобы снизить самооценку ребенка. Это позволяет им укрепить свой контроль и замедлить развитие самостоятельности в ребенке:
Ребенок говорит: «Я сам смог это сделать!». Мама поправляет: «Ну, мы тебе, конечно, очень помогли…»Ребенок радуется поступлению в университет. Родители говорят: «А вот если бы не мы, никогда бы ты не сдал эти экзамены!»
Подробнее о том, как развить в ребенке здоровую самостоятельность, мы писали здесь.
Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки
Принижение умственных и физических способностей
Эта техника помогает абьюзивным родителям укрепить авторитет, доказать свою правоту через унижение ребенка:
Родители допустили ошибку, ребенок на нее указал. Родители возмущаются: «Тебе-то откуда знать?! Я старше и знаю лучше, а ты просто еще глупенький!»Ребенок выполнил данное родителями поручение.
Родители «приняли работу», но вносят неконкретные или вовсе надуманные придирки: «Ты, конечно, молодец. Вышло так себе, я бы сделал по-другому.
Но что с тебя взять…»/«Я ведь тебе говорил сделать иначе! Как это – не говорил? Ты просто все опять прослушал, ты невнимательный!»Родители красочно рассказывают знакомым, как ребенок допустил ошибку/попал в глупую ситуацию.
При этом они приукрашивают историю, вносят в нее новые детали для усиления эффекта. Ребенок слышит это и возмущается: «Мама, папа, все было не так!». Родители смеются и делают вид, что ребенок просто захотел забыть о неприятном инциденте, поэтому не помнит деталей.
Последствия газлайтинга для ребенка
Если родители регулярно «газлайтят» ребенка, он привыкает сомневаться в своих мыслях, чувствах, эмоциях, поведенческих моделях. Его самооценка снижается, а недоверие к себе и к окружающему миру растет.
- Путем газлайтинга родители отбирают у ребенка возможность стать полноценной здоровой личностью. Из-за постоянных сомнений и страхов он:
- Боится строить с людьми доверительные открытые отношения – «Я не могу признаться в своих чувствах, они постоянно меня обманывают!»
- Не может принимать важные для него решения и добиваться поставленных целей − «Я же глупый, а вдруг я не прав/не смогу?»
- Приучается терпеть от окружающих неуважение, оскорбления, нарушение личных границ и прямое насилие −«Лучше не буду ничего говорить, вдруг я сам себе все это выдумал?»
Источник: Яндекс-картинкиИсточник: Яндекс-картинки
- Другие статьи по теме:
- Как в нас воспитывают выученную беспомощность? Рассказывает психотерапевт
- Двойные послания – как окружающие разрушают нашу самооценку? Рассказывает психиатр
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Влияние физической травмы на психическое здоровье ребёнка
Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин. К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма. Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.
В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.
Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, сниженным настроением, страхами, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм.
Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.).
При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству.
Всё это в конечном счёте приводит к замедлению в психическом развитии ребёнка, что часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.
Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!».
Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей.
Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы.
При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений.
Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.
Психотравмирующий опыт, полученный в детстве и оставшийся непроработанным, во взрослом возрасте может стать причиной различных психологических или даже психиатрических проблем.
Травмирующее событие и непроработанные тревожные чувства могут жить в подсознании людей на протяжении многих лет, а когда другие события, происходящие уже во взрослой жизни, опять разбередят старые раны, вызванные негативным детским опытом.
В этом случае для восстановления психологического равновесия приходится прилагать большие усилия и обращаться за профессиональной психотерапевтической помощью.
Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются.
Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги.
Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей.
Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу.
Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка.
Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.
Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму сводятся к следующему. Если в Вашей семье произошёл несчастный случай или вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.
), то помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи.
Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.
ПсихологЦентра здоровья подростков и молодёжиУЗ «Вилейская ЦРБ»Шляпо Олеся Владимировна